В ноябре на большом экране вышла драма «По-мужски» режиссёра-дебютанта Максима Кулагина со звёздным комиком Ютуба Антоном Лапенко в главной роли. А в онлайн-кинотеатрах стартовал процедурал «Переговорщик» от сценариста нашумевших сериалов «Хрустальный» и «Нулевой пациент» Олега Маловичко.
Каждый из проектов осмысляет российскую маскулинность в пока непривычной для нашего экрана форме — мужской уязвимости, эмоциональности и растерянности перед лицом чужой силы. В фильме «По-мужски» главный герой сталкивается со вторжением в его налаженную жизнь внезапной агрессии. Сериал «Переговорщик» демонстрирует целую галерею портретов страдающих мужчин.
VATNIKSTAN рассказывает о новых российских проектах, в которых мальчики — плачут.
Психолог Александр Максимов (Кирилл Пирогов) когда-то считался лучшим из российских переговорщиков, но потерпел страшную неудачу. Во время захвата школы террористами в заложниках оказались его дети. Александр успел спасти сына, но маленькая дочь погибла. После трагедии Максимов ушёл из семьи, запил и не оставил мысли о том, что устроивший школьный теракт злоумышленник не погиб. Спустя девять лет он сталкивается с новым преступлением, за которым, как ему кажется, стоит всё тот же криминальный гений, которого он называет Затейником.
Сюжет «Переговорщика» укладывается в знакомую нам концепцию, впервые представленную на суд публики в романах о Шерлоке Холмсе. Следователь (адвокат, полицейский или криминальный психолог) играет в опасные игры со своим Мориарти — плохим парнем, тёмным отражением главного героя, с которым его объединяет высокий уровень интеллекта и, собственно, любовь к играм не на жизнь, а на смерть. В конце протагонист победит. Но если свежих идей в детективном жанре сериал не предлагает, то одна оригинальная особенность в нём есть.
Все мужские персонажи «Переговорщика» — надломленные, психологически травмированные жертвы обстоятельств, с которыми они не смогли справиться.
Сын Максимова видел гибель сестры. Подросток два года не разговаривал и до сих пор не оправился от шока. «Паша очень чуткий, хрупкий, хороший мальчик. Не навреди ему», — просит Максимова бывшая жена (Лянка Грыу). В роли Павла снялся Пётр Натаров, игравший главного героя сериала «Хрустальный» в юности.
В «Переговорщика» невольно (вероятнее всего, вполне намеренно со стороны авторов) проникает атмосфера «Хрустального», где персонаж Натарова стал жертвой группового изнасилования. Юный актёр, которого можно назвать будущим российского экрана, очень убедителен в ролях подростков, страдающих ПТСР.
Мы сталкиваемся с травмированными мужчинами в каждом деле Максимова. Сына криминального авторитета насиловали в детском доме. Он вырос неуравновешенным, страдал алкоголизмом и втайне состоял в отношениях с конкурентом отца, затаив обиду и ненависть. «Он был слабый», — выносит приговор отец, решивший оставить бизнес не сыну, а дочери, нанеся молодому человеку последний удар. В другом эпизоде «Переговорщика» психически больной отец боится за маленького сына, поскольку отчим ребёнка, предположительно, педофил. Эпизод, действие которого происходит в тюрьме, вновь обращается к теме насилия над мужчинами: заключённые поднимают бунт, жалуясь на жестокое обращение.
В эпизоде с «инкубатором талантов» популярный рэпер становится наркоманом и пытается покончить с собой после смерти матери. Персонаж-злодей измучен потерей близких. Даже террорист, которого мы принимаем за Затейника, захватывает детей в заложники не ради выкупа, а чтобы отомстить за гибель отца, из-за которой он до сих пор страдает. Кто-то манипулировал им: «Он играл твоими комплексами, твоими страхами, но ты думал, что это твоя месть за отца», — объясняет Максимов. Комплексы и страхи — редкая вещь, которую позволяют мужчинам на российском экране, но в «Переговорщике» это становится лейтмотивом сериала.
Тонкому умному подходу переговорщика Максимова противостоит грубая сила, та самая токсичная маскулинность, которая в сериале всегда оказывается неправа. Наделённые властью люди из органов, бандиты или обычные, но не рассуждающие, а прущие напролом мужчины, которые пытаются решить всё силой, каждый раз чуть не приводят к катастрофе. Токсичная разрушительная мощь показана в сериале как эквивалент слабости. Настоящую силу и способность справиться с трудностями проявляет сын Максимова во время захвата детей в заложники. Преодолев собственную травму, юноша оказывается самым рассудительным и вменяемым, пытается успокоить одноклассников и выстраивает диалог с террористами.
Не самый, возможно, удачный из новых российских сериалов предлагает модель мужского поведения, при которой эмоции не равны слабости.
Как показал «Переговорщик», такие мужские персонажи хорошо «работают» в паре с женскими героинями. Одна из удач сериала — персонаж следовательницы Валерии (Вильма Кутавичюте), которая помогает Максимову в его квесте против зла. Почти все предыдущие попытки создать образ «сильной женщины» в российских сериалах провалились. Вместо интересных героинь, вызывающих интерес и симпатии зрителей, получались токсичные мужчины, которых просто играли женщины-актрисы. Такими были самодовольные, грубые и агрессивные следовательницы и адвокатессы в сериалах «Спроси Марту», «Коса», «Самка богомола» и «Хороший человек».
Авторы «Переговорщика» наконец показали сильную и нетоксичную следовательницу. Она умна и компетентна без назойливого выпячивания талантов. Она применяет физическую силу уместно — для самообороны, а не бессмысленной агрессии, которой грешат псевдофеминистские героини других сериалов. Её отношения с главным героем-мужчиной построены на взаимном уважении. Такую напарницу можно только пожелать следователю из сериала «Хрустальный». Не сумев справиться с внутренним адом после пережитого в детстве насилия, он не способен построить отношений с женщинами во взрослом возрасте. Только не все отношения с женщинами должны быть романтическими. «Переговорщик» намного слабее «Хрустального», но взаимодействие полов в нём показаны не стереотипно для нашего экрана.
Русский князь Михаил (Александр Кузнецов) в фэнтезийном эпике «Сердце пармы» по бестселлеру Алексея Иванова берётся за меч и участвует в битвах, но сопротивляется кровопролитию, если это возможно. Он больше рассчитывает на дипломатию и дружбу народов, которые пытается объединить на землях Пермского княжества. В фэнтези и исторических фильмах мы привыкли к образам завоевателей, которыми надлежит восхищаться. Ужасы войны — выпотрошенные животы, уничтоженные поселения, изнасилованные женщины — деликатно остаются за кадром, в крайнем случае преподносятся как неизбежное зло или обязательный этап на пути становления героя.
Пермский князь не хочет становиться «героем» в понимании исторического блокбастера: кто больше всех убил, тот и молодец. Это ещё один мужчина, пытающийся избежать насилия, пытающийся договариваться и не чуждый проявлению эмоций (в одной из сцен он плачет).
Кажется, это первый русский правитель на экране, способный управлять государством, не нагоняя на всех ужас.
Ему противопоставлен князь Московский (Фёдор Бондарчук, упивающийся злодейской ролью), мечтающий построить великую державу, которую будут бояться свои и чужие. Это амбициозный колонизатор, выкраивающий кусок территории огнём и мечом. Чем больше трупов свалят к подножию его трона, тем лучше. Уместно вспомнить Ивана Грозного из шедевра Эйзенштейна, где, начиная со второй части, русский царь — это согбенный в три погибели человек-паук с параноидной шизофренией, живущий в вечном страхе предательства, поэтому заставляющий жить в страхе всех остальных.
Вторая часть фильма Эйзенштейна не понравилась Сталину, усмотревшему в атмосфере ужаса на экране намёк на собственный репрессивный стиль правления. Третья часть фильма была запрещена, сохранилось лишь несколько отрывков. В сцене при опричном дворе Эйзенштейн доходит до апофеоза в демонстрации тоталитаризма: царь Иван и окружающие его убийцы больше не похожи на людей даже физически, это антропоморфные существа из фильма ужасов. Брутальная, подавляющая, токсичная сила быстро мутирует в садизм и безумие.
Именно в этом направлении движется князь Московский из «Сердца пармы» в строительстве протоимперии, которая должна всех напугать. Князь Михаил проигрывает Москве, поэтому чёрный Иванов ад из фильма Эйзенштейна — будущее Руси из «Сердца пармы». Надо было научиться договариваться. Надо было научиться применять силу не ради сожжения поселений и вспарывания животов.
Героические образы стали в уходящем году тесны в плечах главной мужской звезде российского кинематографа — Даниле Козловскому. В обаятельной летней комедии «Молодой человек» Александра Фомина актёр высмеял свои прежние роли бравых молодцев. Его персонаж-бизнесмен проводит мотивирующие семинары для «юных лидеров», расхваливая себя на все лады: «Я и тренер, и хоккеист, и пилот, и пожарный, и революционер, и я никогда не остановлюсь!»
Самопародия получилась злая, как будто актёру вдруг обрыдла стереотипная мужественность стальных взглядов, чугунных кулаков и былинной воли к победе. В первом сериале режиссёра Ивана Твердовского «Люся» мы увидели совсем другого Козловского. Сериал придуман по формуле фильма «Она» Спайка Джонса, где Хоакин Феникс с грустными усами влюблялся в операционную систему, озвученную Скарлетт Йоханссон. Программист Сеня (Данила Козловский) придумывает умную колонку, которой единственной поверяет страхи, переживания и проблемы в семье.
Негероический Козловский в шортах кидалта и с безобидными кудряшками (вы знаете, что человек с кудряшками выглядит менее опасным?) в начале первого эпизода подвергается публичному оскорблению. Группа гопников издевается над ним в кафе, куда он зашёл перекусить с женой и дочками. Сеня не может ответить им «по-мужски», что, по большому счёту, всегда означает «набить морду». Жена (Дарья Савельева) начинает относиться к нему как к «не мужчине», называя «терпилой».
Жена оказывается решительнее мужа, собираясь обратиться в полицию, на что Сеня отвечает, что это «бесполезно». В том же первом эпизоде Сеня снова оказывается в ситуации, в которой он не может ничего предпринять, переживая унижение от сына депутата. К насмешкам присоединяется и сам депутат (Максим Виторган), толкающий по телевизору речи о недопустимости домашнего насилия, но избивающий жену. Сеня пытается вступиться за девушку, и всё заканчивается кровавым несчастным случаем, пробуждающим в затюканном программисте инстинкты неандертальца.
— Что ты сейчас чувствуешь?
— Ужас. Страх. Немного растерян. Не знаю… Если честно, много драйва. Бешенный драйв!
Сериал ставит вопрос: как современный мужчина может защитить себя и семью, не прибегая к прямому насилию?
Этот же вопрос задает режиссёр Максим Кулагин в жёстком триллере «По-мужски». Бизнесмен Глеб (Антон Лапенко в своей первой драматической роли) — идеал городского миллениала. Он женат на красавице Полине (Екатерина Щербакова), ведёт собственное успешное дело и построил загородный дом в стиле минимализма, который украсил бы любой скандинавский нуар об ужасах буржуазной жизни за благополучным фасадом. Но в российском фильме режиссёр показывает уютное существование не как фейк, за которым скрывается нечто тёмное и отвратительное (оставим это европейским режиссёрам-левакам), а как прерогативу образованных горожан. Очень многим не повезло, как Глебу.
Герой Лапенко огораживает свой рай забором, но ему не скрыться от окружающего ада. Неадекватный пьяный сосед Артур (Сергей Васин) бросает во двор Глеба пакет с мусором. Когда жена Глеба выходит разобраться, Артур даёт ей пощёчину. Глеб пытается уладить дело словами, не прибегая к насилию. Но с самого начала его точит сомнение: правильно ли он поступил? Его брак начинает разваливаться, а непрошенное вторжение не ограничится пакетом и пощёчиной.
В картине Кулагина прослеживается влияние «Соломенных псов» (1971) Сэма Пекинпы о профессоре математики (Дастин Хоффман), который приехал с женой в деревню и попал в осаду местных гопников, изнасиловавших его возлюбленную. Пекинпа почти с упоением снимает старое доброе ультранасилие, сдирая с интеллигентного героя слой за слоем, пока внутри не окажется дикарь.
Американский классик не особенно рассуждает на тему уязвлённой маскулинности, его задача — показать, как быстро облетает с человека цивилизационный флёр.
Редкая возможность — сказать, что современный российский фильм психологически глубже знаковой картины XX века. Герой Хоффмана ныряет в пучину насилия, словно возвращается домой. Потрясая копьём и палкой, с боевым кличем он становится на защиту своей пещеры. Ему некуда деваться: если не убьёт он, убьют его.
Герой Лапенко находится в более сложном положении. Гопник не насилует жену Глеба, не угрожает его жизни, а избивает исключительно собственную супругу, которая от безысходности (куда ей деваться с двумя детьми?) придумывает Артуру оправдания:
«Он очень переживает, но никому не показывает, как ему плохо. Он так воспитан. Попросить прощения, заплакать, сказать, что ему больно, — это по его понятиям не по-мужски. Проще напиться или подраться с кем-то».
Мы видим в фильме сразу две драмы запутавшейся, потерянной маскулинности. Даже если отбросить вариант, что жена Артура лжёт о переживаниях мужа (он намекает на это), ни один мужчина, удовлетворённый ролью в семье и обществе, не станет избивать жену и мазать соседу дерьмом дверные ручки. Возможно, что Артур психопат, по которому плачет тюрьма или психушка, но это объяснение было бы слишком простым и неактуальным для российского экрана. Гораздо острее звучит мотив классовой ненависти. Артур завидует Глебу и напоминает самому успешному человеку, которого он, видимо, встречал в жизни, что благополучие российского среднего класса так же эфемерно и хрупко, как его рай за белым забором:
«Ты здесь живёшь только потому, что я тебе это позволяю».
От изнасилованных мальчиков в «Хрустальном» к драме с выдающейся игрой Лапенко мы прослеживаем новый яркий тренд на российском экране. Пока мейнстримный кинематограф предлагает напиться в очередных «Ёлках» или покричать что-нибудь боевое в каких-нибудь «Танках», свежие неглупые проекты рассуждают на тему: кто же такой современный российский мужчина? И возможен ли для него выбор третьей роли, а не только между жертвой и насильником?
Читайте также «Иди и смотри: почему советское военное кино было антивоенным».