Творческое подполье СССР 1950—1960‑х годов

Отте­пель, начав­ша­я­ся со смер­ти Ста­ли­на в 1953 году, при­ве­ла к ожив­ле­нию куль­тур­ной жиз­ни. В Москве регу­ляр­но про­хо­ди­ли ино­стран­ные выстав­ки: выстав­ка Пикассо (1956), выстав­ка про­из­ве­де­ний вось­ми совре­мен­ных худож­ни­ков Англии «Гля­дя на людей» (1957), Наци­о­наль­ная выстав­ка США (1959) и дру­гие. С 28 июля по 11 авгу­ста 1957 года состо­ял­ся фести­валь моло­дё­жи и сту­ден­тов, кото­рый стал куль­тур­ным празд­ни­ком для общества.

Это вре­мя сов­па­ло с рас­цве­том неофи­ци­аль­но­го твор­че­ства, не впи­сы­ва­ю­ще­го­ся в рам­ки гос­под­ству­ю­щей эсте­ти­ки соц­ре­а­лиз­ма. Сто­ит ого­во­рить­ся, что полу­под­поль­ная худо­же­ствен­ная жизнь в совет­ской куль­ту­ре при­сут­ство­ва­ла все­гда. Одна­ко этот, услов­но гово­ря, инер­ци­он­ный пласт неофи­ци­аль­ной куль­ту­ры нико­гда не пре­тен­до­вал на само­сто­я­тель­ную, актив­ную пози­цию. К сере­дине 1950‑х и осо­бен­но в 1960‑е годы он обрёл новые каче­ства. Появи­лось поко­ле­ние худож­ни­ков, осо­знан­но выби­ра­ю­щих под­поль­ный ста­тус. Неофи­ци­аль­ное искус­ство нача­ло играть опре­де­лён­ную роль в худо­же­ствен­ной жиз­ни, а не толь­ко в част­ном, быто­вом обще­нии, ста­ло фак­то­ром совре­мен­ной куль­ту­ры, а не лич­ной био­гра­фии [1].

Исто­рик Ека­те­ри­на Мель­ни­чук рас­ска­зы­ва­ет о под­поль­ных худож­ни­ках и неофи­ци­аль­ной куль­тур­ной жиз­ни в годы хру­щёв­ской отте­пе­ли, а так­же об одном из глав­ных кол­лек­ци­о­не­ров аван­гард­но­го искус­ства СССР.

24 мая Ека­те­ри­на про­чи­та­ет лек­цию «Неофи­ци­аль­ная куль­ту­ра 1950—1960‑х годов: места встреч». Меро­при­я­тие прой­дёт в рам­ках сов­мест­но­го про­ек­та VATNIKSTAN и Музея Моск­вы «Антро­по­ло­гия совет­ской повседневности».


Школы неофициального искусства

В 50–60‑е годы фор­ми­ро­ва­лась систе­ма «инсти­ту­ций» неофи­ци­аль­но­го искус­ства: суще­ство­ва­ли под­поль­ные шко­лы, места встреч худож­ни­ков, созда­ва­лись твор­че­ские груп­пы, появи­лись пер­вые соби­ра­те­ли ново­го искусства.

В сере­дине 50‑х годов в под­по­лье пер­вен­ство­ва­ла ака­де­мия Вась­ки-фонар­щи­ка. Это была экс­пе­ри­мен­таль­ная худо­же­ствен­ная сту­дия, кото­рая откры­то рабо­та­ла с 1951 года во гла­ве с Васи­ли­ем Сит­ни­ко­вым. Исто­рик искус­ства Ната­лья Тамру­чи рас­ска­зы­ва­ла, что отли­чи­тель­ной чер­той шко­лы Сит­ни­ко­ва было отсут­ствие какой-либо систе­мы обу­че­ния опре­де­лён­но­му направ­ле­нию в живо­пи­си: «На заня­ти­ях цари­ла абсо­лют­ная сво­бо­да твор­че­ства и желез­ная дисциплина…»[2]

В кон­це 1956 года участ­ни­ки сту­дии впер­вые пока­за­ли свои дости­же­ния в сту­ден­че­ском клу­бе МГУ на Мохо­вой на выстав­ке «Гиги­е­на тру­да». Из ака­де­мии Вась­ки-фонар­щи­ка вышли в свет худож­ни­ки Вла­ди­мир Вейс­берг, Вла­ди­мир Яко­влев, Дмит­рий Пла­вин­ский, Алек­сандр Хари­то­нов, Алек­сандр Ведерников.

Васи­лий Ситников

Ещё одной полу­офи­ци­аль­ной шко­лой руко­во­дил Элий Белю­тин. Заня­тия в экс­пе­ри­мен­таль­ной сту­дии нача­лись ещё в 1946 году, а к сере­дине 1950‑х она насчи­ты­ва­ла око­ло 200 чело­век. В отли­чие от Сит­ни­ко­ва, Белю­тин выра­бо­тал систе­му обу­че­ния, осно­ван­ную на насле­дии худож­ни­ка Пав­ла Чистя­ко­ва. Пер­вая офи­ци­аль­ная выстав­ка сту­дий­цев про­шла 26 нояб­ря 1962 года.

Элий Белю­тин. Похо­ро­ны Лени­на. 1962–1966 годы

Зада­чи, кото­рые обе шко­лы ста­ви­ли перед уче­ни­ка­ми, были схо­жи: рас­кре­по­ще­ние, осво­бож­де­ние от соци­а­ли­сти­че­ско­го кано­на, высво­бож­де­ние твор­че­ско­го начала.

Поми­мо школ неофи­ци­аль­но­го искус­ства, суще­ство­ва­ли настав­ни­ки сре­ди стар­ших масте­ров, у кото­рых моло­дые худож­ни­ки бра­ли уро­ки живо­пи­си. Во вре­мя прав­ле­ния Хру­щё­ва ходил анекдот:

— Кто такие формалисты?
— А это у кого фами­лия на бук­ву «Ф» — Фальк, Фаворcкий и Фон­ви­зин [3].

Имен­но эти «фор­ма­ли­сты» и были учи­те­ля­ми моло­дых живо­пис­цев. Худож­ник Илья Каба­ков вспо­ми­нал о неофи­ци­аль­ных встречах:

«Вру­бель, импрес­си­о­ни­сты были запре­ще­ны, мы их почти не зна­ли, не гово­ря о Сезанне, но с клас­си­ком „живо­пи­си“, мы, то есть несколь­ко дру­зей — Була­тов, Васи­льев, Межа­ни­нов и я, — позна­ко­ми­лись сра­зу после инсти­ту­та, то есть в 57‑м году. Это был Роберт Рафа­и­ло­вич Фальк. Мы регу­ляр­но, два раза в неде­лю, ходи­ли к нему на его чер­дак в мастер­скую на набе­реж­ной, и это было для нас „про­ник­но­ве­ние и кон­такт с Вели­кой Живописью“»[4].

Эрик Була­тов вспо­ми­нал об этих встре­чах как о про­ник­но­ве­нии в таин­ства вели­ко­го искус­ства, «скры­тые под семью печа­тя­ми: и мы зна­ли, что есть живые жре­цы это­го свя­щен­но­го искус­ства. Ими были три Ф — Фальк, Фон­ви­зин, Фавор­ский. И мы шли к ним и спрашивали…»[5]


Места встреч подпольных художников

В 50–60‑е годы фор­ми­ро­ва­лась осо­бая сре­да неофи­ци­аль­но­го искус­ства. Худож­ни­ки соби­ра­лись в опре­де­лён­ных местах, где мож­но было встре­тить близ­ких по духу людей и друзей.

Кафе «Арти­сти­че­ское» нахо­ди­лось в про­ез­де МХА­Та. Ана­то­лий Бру­си­лов­ский рассказывал:

«Пере­са­жи­ва­ясь от сто­ли­ка к сто­ли­ку с еже­днев­ным кофе и бутер­бро­да­ми, шум­но встре­чая при­хо­дя­щих, бес­ко­неч­но рас­ска­зы­вая ново­сти, анек­до­ты, делясь иде­я­ми и про­сто флир­туя — здесь про­во­ди­ли дни, писа­ли рецен­зии, заду­мы­ва­ли и тут же набра­сы­ва­ли эски­зы, при­ме­ря­лись к новым ролям»[6].

В нача­ле 60‑х годов в «Арти­сти­че­ском» Вла­ди­мир Папер­ный впер­вые позна­ко­мил­ся с неофи­ци­аль­ным искус­ством. Папер­ный уви­дел рисун­ки на сал­фет­ках худож­ни­ков Юло Соосте­ра и Юрия Ноле­ва-Собо­ле­ва, похо­жие на шиф­ро­ван­ные запис­ки под­поль­щи­ков: «Насмот­рев­шись на рисун­ки Соосте­ра и Собо­ле­ва, я и сам стал рисо­вать на салфетках»[7].

Гали­на Мане­вич носталь­ги­че­ски вспо­ми­на­ла о зна­ком­ствах, про­ис­хо­див­ших в залах Музея изоб­ра­зи­тель­но­го искусств име­ни Пуш­ки­на, где была откры­та посто­ян­ная экс­по­зи­ция фран­цуз­ско­го пост­им­прес­си­о­низ­ма. «Здесь, — писа­ла она, — доста­точ­но опре­де­лён­но выри­со­вы­ва­лись оппо­ни­ру­ю­щие друг дру­гу после­до­ва­те­ли Ван Гога и Сезанна»[8].

Худож­ни­ки обща­лись не толь­ко в кафе и в музе­ях, но так­же в мастер­ских и сво­их квар­ти­рах. Бру­си­лов­ский вспо­ми­нал, что мастер­ские были, как пра­ви­ло, страш­ные, нежи­лые под­ва­лы, реже чердаки.


В окрестностях Сретенки

Боль­шое коли­че­ство мастер­ских и квар­тир худож­ни­ков рас­по­ла­га­лось в окрест­но­стях ули­цы Сре­тен­ки. В них шла интен­сив­ная жизнь: цир­ку­ли­ро­ва­ла све­жая инфор­ма­ция о куль­тур­ных событиях,философствовали и горя­чо спо­ри­ли. Во вре­мя бур­ных засто­лий худож­ни­ки фор­ми­ро­ва­ли неофи­ци­аль­ную иерар­хию цен­но­стей и авто­ри­те­тов, опре­де­ля­ли новые тече­ния, сочи­ня­ли мани­фе­сты и декларации.

Твор­че­ский кон­гло­ме­рат полу­чил назва­ние «Сре­тен­ский буль­вар». Была ли это груп­па в том пони­ма­нии, какое мы при­вык­ли давать это­му сло­ву, и кто имен­но в неё вхо­дил, оста­ёт­ся не совсем ясно. Ната­лья Тамру­чи в ста­тье «Из исто­рии мос­ков­ско­го аван­гар­да» отно­сит к это­му объ­еди­не­нию круг людей, кото­рые при­мы­ка­ли к жур­на­лу «Зна­ние — сила», и тех, кто про­во­дил вре­мя в кафе «Арти­сти­че­ское»: Юло Соостер, Эрнст Неиз­вест­ный, Юрий Нолев-Собо­лев, Вла­ди­мир Янки­лев­ский, Илья Каба­ков, Вик­тор Пиво­ва­ров, Ана­то­лий Бру­си­лов­ский, Эду­ард Штейн­берг [9].

Хэп­пе­нинг в мастер­ской Юло Соосте­ра. Юло Соостер и Юрий Нолев-Собо­лев. 1967 год

Алек­сандр Гле­зер отме­чал, что груп­па нико­гда не была цель­ной, про­сто на Сре­тен­ке или близ­ле­жа­щих рай­о­нах жили худож­ни­ки, кото­рых свя­зы­ва­ли дру­же­ские отно­ше­ния и, несмот­ря на раз­ную направ­лен­ность их про­из­ве­де­ний, какой-то общий взгляд на совре­мен­ное искус­ство [10]. В груп­пу вхо­ди­ли Эрик Була­тов, Олег Васи­льев, Илья Каба­ков, Вла­ди­мир Янки­лев­ский. Неточ­ность в соста­ве участ­ни­ков не име­ет прин­ци­пи­аль­но­го зна­че­ния, так как это объ­еди­не­ние было сфор­ми­ро­ва­но бла­го­да­ря двум фак­то­рам: близ­кое рас­по­ло­же­ние мастер­ских и квар­тир и осо­знан­ное пра­во на худо­же­ствен­ное различие.

Илья Каба­ков в мастерской

Кро­ме того, сооб­ще­ства худож­ни­ков и дея­те­лей искусств созда­ва­лись в бли­жай­ших при­го­ро­дах Моск­вы. На стан­ции Лиа­но­зо­во была сфор­ми­ро­ва­на Лиа­но­зов­ская груп­па, состо­яв­шая из худож­ни­ков и поэтов. Её духов­ным цен­тром была семья Евге­ния Кропивницкого.

Такие объ­еди­не­ния фор­ми­ро­ва­лись и в отда­ле­нии от Моск­вы. Живо­пис­ная Тару­са ста­ла цен­тром неофи­ци­аль­ной куль­тур­ной жиз­ни сере­ди­ны 1950‑х годов. Местом при­тя­же­ния была изба худож­ни­ка Арка­дия Штейн­бер­га, где так­же тво­рил Борис Свешников.


Выставочная деятельность. Георгий Костаки

Выста­воч­ная дея­тель­ность 50–60‑х годов носи­ла двой­ствен­ный харак­тер. С одной сто­ро­ны, с 1957 года откры­ва­лись квар­тир­ные выстав­ки, на кото­рых худож­ни­ки из под­по­лья выстав­ля­ли рабо­ты. С дру­гой сто­ро­ны, про­хо­ди­ли офи­ци­аль­ные выстав­ки, где неко­то­рым худож­ни­кам уда­ва­лось пока­зать свои кар­ти­ны [11].

Появ­ля­лись пер­вые цени­те­ли неофи­ци­аль­но­го искус­ства. Рабо­ты Пла­вин­ско­го, Нему­хи­на, Мастер­ко­вой состав­ля­ли посто­ян­ную экс­по­зи­цию в квар­ти­ре искус­ство­ве­да Ильи Цир­ли­на. Цен­тром неофи­ци­аль­ной куль­тур­ной жиз­ни Моск­вы была квар­ти­ра Геор­гия Дио­ни­со­ви­ча Коста­ки, кото­рый собрал вели­ко­леп­ную кол­лек­цию рус­ско­го аван­гар­да. У него дома мож­но было уви­деть рабо­ты Васи­лия Кан­дин­ско­го, Любо­ви Попо­вой, Алек­сандра Дре­ви­на, Ари­стар­ха Лен­ту­ло­ва и других.

Худож­ник Дмит­рий Пла­вин­ский вспо­ми­нал о встре­чах дома у коллекционера:

«Нахо­дить­ся в квар­ти­ре Коста­ки, где с пола до потол­ка были раз­ве­ша­ны шедев­ры аван­гар­да 1920‑х годов, было для всех празд­ни­ком. В доме Коста­ки за одним сто­лом соби­ра­лись Оскар Рабин, Нему­хин, Вейсберг  и Дима Крас­но­пев­цев, к кото­ро­му Геор­гий Дио­ни­со­вич отно­сил­ся как к чело­ве­ку высо­ко­ин­тел­лек­ту­аль­но­му и свет­ско­му. Несколь­ко Дими­ных кар­тин было в его экс­по­зи­ции. За бутыл­кой джи­на или вод­ки с рос­кош­ной закус­кой мы отхо­ди­ли от соб­ствен­ных семейных неуря­диц, стра­хов и веч­но­го без­де­не­жья. Нам каза­лось — мы в раю. Язык осво­бож­дал­ся. Спо­ри­ли, оби­жа­лись, что-то дока­зы­вая друг другу…»

Геор­гий Костаки

Кро­ме того, Коста­ки был одним из пер­вых соби­ра­те­лей и поку­па­те­лей работ ново­го искус­ства. Кол­лек­цию Геор­гия Дио­ни­со­ви­ча состав­ля­ли кар­ти­ны Льва Кро­пив­ниц­ко­го, Дмит­рия Крас­но­пев­це­ва, Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ва, Дмит­рия Пла­вин­ско­го, Оле­га Цел­ко­ва и дру­гих художников.

Дмит­рий Крас­но­пев­цев. Натюр­морт с завяд­ши­ми цве­та­ми. 1969 год. Из кол­лек­ции Костаки
Олег Цел­ков. Две жен­щи­ны. 1957 год. Из кол­лек­ции Костаки
Лев Кро­пив­ниц­кий. Разум­ный брак. 1960 год. Из кол­лек­ции Костаки
Вла­ди­мир Янки­лев­ский. Из серии «Тема и импро­ви­за­ция» № 36. 1962 год. Из кол­лек­ции Костаки

В 1977 году Геор­гий Коста­ки уехал с семьёй в Гре­цию. Мень­шую часть кол­лек­ции Коста­ки вывез с собой. Осталь­ные рабо­ты Геор­гий Дио­ни­со­вич вынуж­ден­но пере­дал Тре­тья­ков­ской гале­рее и музею-запо­вед­ни­ку «Цари­цы­но», а так­же пода­рил кол­лек­цию икон музею име­ни Андрея Рублёва.


Примечания

[1] Е. Боб­рин­ская Е. Чужие? Неофи­ци­аль­ное искус­ство: мифы, стра­те­гии, кон­цеп­ции. — М., 2012.
[2] Н. Тамру­чи. Из исто­рии мос­ков­ско­го аван­гар­да //Зна­ние- сила. 1991, № 5, http://www.znanie-sila.ru/designers/tamruchi.html.
[3] Дру­гое искус­ство. Москва, 1956–1976.
[4] И. Каба­ков. 60—70‑е…Записки о неофи­ци­аль­ной жиз­ни в Москве. М. 2008г.
[5] Цит. по Ю. Гер­чук. Ком­му­ни­ка­ции по пово­ду сво­бо­ды. Аван­гард­ные тен­ден­ции искус­ства оттепели.//Вопросы искус­ство­зна­ния. 1993, № 4.
[6] А. Бру­си­лов­ский. Студия.
[7] М. Айзен­берг, Ю. Ара­бов ‚Н. Бай­тов, Б. Гройс и др. Анде­гра­унд вче­ра и сегодня// Зна­мя. 1998, № 6.
[8] Г. Мане­вич. Цвет про­шед­ше­го вре­ме­ни. М. 2010.
[9] Н. Тамру­чи. Из исто­рии мос­ков­ско­го аван­гар­да // Зна­ние- сила. 1991, № 5., http://www.znanie-sila.ru/designers/tamruchi.html.
[10] А. Гле­зер. Совре­мен­ное рус­ское искусство.
[11] В 1957 году рабо­ты Зве­ре­ва были пока­за­ны на III выстав­ке моло­дых худож­ни­ков Моск­вы и Мос­ков­ской обла­сти. Кар­ти­ны А. Бру­си­лов­ско­го, Э. Була­то­ва и О. Раби­на были про­де­мон­стри­ро­ва­ны на выстав­ке живо­пи­си моло­дых худож­ни­ков к XI Все­мир­но­му фести­ва­лю моло­дё­жи в Ака­де­мии худо­жеств СССР.

Читай­те так­же «Некро­ре­а­лизм Евге­ния Юфи­та — забы­тый анде­гра­унд позд­не­го СССР».

Поделиться