Реализм проник в русское искусство из Франции во второй половине XIX века. Развитию этого стиля во многом поспособствовал бунт студентов Академии Художеств. 14 лучших выпускников отказались писать картины на заданную тему для конкурса, проводившегося к столетию Академии художеств. Они потребовали предоставить им свободный выбор сюжета. Но требование учеников отклонили, и они отчислились из Академии. Петербургские бунтари объединились со своими идейными друзьями из Москвы, организовав «Товарищество передвижных художественных выставок». Именно с бунта против академических устоев началась эпоха реализма в русском искусстве.
Важнейшим событием того времени стала отмена крепостного права в 1861 году. Реформа взбудоражила умы творческих людей, заставив их обратить серьёзное внимание на проблемы бедных людей.
Художникам не только стала интересна жизнь простых работяг — они начали воспринимать своё творчество как один из способов изменить мир, повлиять на обстановку в стране. То есть искусство во второй половине XIX века становится предметом не только созерцания, но и осмысления. Оно не столько погружало в идеалистический мир, сколько стремилось отразить проблемы реальной жизни. Рассмотрим, что нового привнёс реализм в отечественную живопись и как мастера оживили традиционные жанры.
Жанровая живопись: повседневные сюжеты с социальным подтекстом
В отличие от Голландии, где художники активно писали бытовые сценки ещё в XVI веке, в России жанровая живопись зародилась буквально два столетия назад. Изображение будничной жизни совершенно не интересовало ни зрителей, ни творцов вплоть до XIX века. Художники-романтики, например, Орест Кипренский и Карл Брюллов, немного работали над отображением повседневности, но предпочитали использовать для подобного жанра «малые» формы изобразительного искусства: делали быстрые зарисовки, этюды карандашом, сангиной или углём, не прибегая к живописи. На бытовые сцены художники не были готовы тратить много времени и сил, поэтому отвлекались на них в перерывах между работой над серьёзными произведениями.
Во второй половине XIX столетия восприятие повседневной действительности серьёзно изменяется. Искусство теперь должно не только приносить эстетическое удовольствие.
Рассмотрим произведение одного из знаменитейших художников-реалистов — Василия Григорьевича Перова. В 1871 году художник создал полотно «Дедушка и внучек», которое является отличным примером бытового жанра.
На картине мы видим убогую комнатку, посреди которой сидит пожилой мужчина, занятый волосами маленького внука. Сам факт того, что Перов создал большое живописное полотно на столь незамысловатый сюжет, говорит о том, что художников стала интересовать тема обыденной жизни простых людей. Василий Григорьевич уделяет огромное внимание деталям — изображённая комната заполнена предметами быта бедняков. Здесь незатейливая глиняная посуда и грубая деревянная мебель, а рваная одежда сушится на верёвке. Но комната завалена вещами не потому, что у этих людей их много. Нет, просто дом настолько маленький и тесный, что даже самые необходимые предметы приходится наваливать друг на друга.
Сцена невероятно проста: дедушка вычёсывает вшей у своего внука. Казалось бы, что может быть здесь интересного и глубокого ? Но при внимательном взгляде становится понятно, сколько любви и силы художник вложил в своих героев. Дедушка, жизнь которого наверняка обременена множеством забот и трудностей, смог выкроить время на мальчишку. Причём он занимается волосами внучка не вскользь, между делом, а с глубокой внимательностью и серьёзностью. А мальчонка в это время мечтательным взглядом смотрит куда-то вдаль. Ему не очень-то по душе стоять спокойно. Тем не менее он не перечит деду и стойко терпит, пока тот закончит занятие. Любовью и теплом пронизан данный бытовой сюжет.
Можно предположить, что не только сентиментальная составляющая играет важную роль в этой жанровой сцене. Старое поколение крестьян двояко восприняло отмену крепостного права. Привыкшие к определённому укладу, пожилые люди были не готовы к свободе и боялись её. Но юное поколение имело все шансы на лучшую жизнь, было готово идти вперёд. Именно этот контраст поколений отражён на картине: дедушка — олицетворение всего старого поколения крестьян — спокойно сидит в своём убогом доме, в то время как мальчонка с мечтательной полуулыбкой смело смотрит вперёд, словно заглядывая в светлое будущее.
Эволюция портретной живописи
Портретам второй половины XIX века присуща очень важная черта — ощущение момента, вырванного из реальной жизни человека.
В начале столетия художники-романтики стремились к реалистичному изображению моделей, например, описывали физические недостатки внешности, пытались передать внутреннее состояние человека. Тем не менее на портретах эпохи романтизма мы видим людей, застывших в аккуратной позе, всем своим существом демонстрировавших, что в данный момент они позируют художнику. Одним из самых выдающихся мастеров того времени был Орест Адамович Кипренский. На его портретах модели сидят (изредка стоят) и смотрят на зрителя или в сторону вполоборота. Их позы всегда строги. При взгляде на портреты Кипренского сразу возникает ощущение, что человек на несколько часов замер в позе, придуманной живописцем.
Рассмотрим картину художника-реалиста Ильи Ефимовича Репина «Портрет Гаршина», созданную в 1884 году. Писатель сидит за столом, заваленным кипами бумаг и книг.
Гаршин слегка ссутулен, его руки с локтями лежат на столе — эту позу сложно назвать эстетически привлекательной. Тело писателя повёрнуто к столу, в сторону зрителя направлена лишь голова. Этот немаловажный момент даёт понять, что мужчина читает книгу, а не позирует художнику. Возникает ощущение, будто он лишь на мгновение отвлёкся от дела, чтобы взглянуть на нас. Волосы Гаршина растрёпаны, он одет в непримечательную чёрную рубаху. Главное для Репина — показать глаза писателя, в которых читается его интересная глубокая натура. Мы видим не человека, который заказал портрет художнику и тщательно подготовился, чтобы идеально выглядеть на картине. Нет, мы видим жизнь мужчины, которого художник захотел запечатлеть таким, какой он есть, за его настоящими повседневными делами.
Весьма реалистичны женские портреты второй половины XIX столетия. Художники продолжали воспевать красоту, изящество и грациозность своих моделей. В то же время художники стремились изобразить героиню в естественных для неё условиях. Например, Репин в 1882 году запечатлел жену Веру, уснувшую в кресле.
На картине перед нами — красивая девушка в ярком платье, которая утомилась и заснула в кресле. Поза её изящна и свободна. Подобная жизненность и непринуждённость начали проникать в графические работы мастеров ещё в эпоху романтизма. В 1809 году Орест Кипренский создал карандашом и мелом рисунок «Мать с ребёнком», на котором изображена женщина, удобно раскинувшаяся в кресле.
Её одежда выглядит слегка неряшливо, причёска растрёпана. Однако, сложно представить, чтобы в начале XIX века появился подобный живописный портрет.
Помимо этого, в портретах эпохи реализма отразился интерес художников к простым людям. Романтики первой половины XIX века стремились отобразить идеалистическое восприятие действительности даже тогда, когда решались на изображение низших сословий. Возьмём для примера знаменитую «Кружевницу» Василия Тропинина, написанную в 1823 году.
Перед нами сидит миловидная, занятая рукоделием девушка. Её лицо спокойно, взгляд не выражает глубоких переживаний. Создаётся ощущение, что работа, которую она выполняет, легка и проста. Целью художника было показать её красоту и грациозность. Эта картина не заставляет задуматься о трудности жизни девушки, не наполняет сердце сочувствием к ней.
Совершенно другие чувства вызывают картины простолюдинов, написанные художниками-реалистами. Например, в 1871 году Иван Николаевич Крамской создал полотно «Мужичок с клюкой».
Сгорбленная поза мужчины красноречиво даёт понять, что он изнурён и измучен. Одежда его потрёпана и грязна. Важная деталь на картине — клюка, которую герой крепко держит двумя руками, словно она всё, что у него есть. Мы не знаем наверняка, чем он занимается. Но знаем точно, что мужчина прожил непростую жизнь, и труд его был не из лёгких. При этом картина проникнута добрым и тёплым отношением художника к своему герою. Крамской кропотливо изобразил лицо мужчины, во взгляде которого нет ни злобы, ни обиды. В его глазах читается лишь усталость и мудрость. Живописец не стремился показать идеалистичный образ крестьянина. Наоборот, он запечатлел простого человека в обычной жизни.
Реалистичное искусство в России не случайно называют «демократическим реализмом». Ведь именно во второй половине XIX столетия художники прониклись интересом, сочувствием и теплотой к простым людям. Своим творчеством они стремились вызвать у зрителей не только сострадание к тяготам бедных людей, но и зародить в их сердцах любовь к ним.
В отличие от предшественников художники-реалисты перестали воспринимать искусство, как эталон того, к чему настоящая жизнь должна стремиться. Наоборот, образцом для подражания стала реальность, которую мастера запечатлевали во всех красках.
В первой половине XIX века художники постепенно уходят от чрезмерной идеализации образов. Поза молодого садовника с одноимённой картины Кипренского недвусмысленно говорит об измождённости героя.
Маленькая девчушка на картине Брюллова «Всадница» совершенно не обращает внимания на зрителя. Она с детской непосредственностью любуется грациозностью девушки на коне. А Александр Осипович Орловский на автопортрете и вовсе предстаёт перед зрителем с растрёпанным и с озабоченно-хмурым выражением лица.
При этом художники-романтики и сентименталисты стремились приукрасить реальную жизнь. Женщины на портретах отражают идеал красоты того времени — меланхоличные, задумчивые, утончённые. Мужчины — сплошь герои или мудрые мыслители. Таким образом, искусство в начале века создавало образы, которые становились своего рода идеалами, образцами, эталонами. Жизнь хотела подражать этим идеалам, стремилась быть хоть сколько-нибудь похожей на них.
Ситуация кардинально изменилась в 1860‑е годы — теперь окружающая действительность стала эталоном для художников. Очень точно реализм в русском искусстве описал Юрий Лотман:
«… жизнь выступает как область моделирующей активности — она создаёт образцы, которым искусство подражает».
Читайте также наш материал «Первая выставка передвижников».