Подвиг защит­ни­ков Брест­ской кре­по­сти, кото­рые дол­ги­ми неде­ля­ми не сда­ва­лись мно­го­крат­но пре­вос­хо­дя­щим силам немец­кой армии, дол­го скры­вал­ся в тумане вой­ны. Пер­вые све­де­ния о сопро­тив­ле­нии геро­ев кре­по­сти появи­лись спу­стя мно­го меся­цев: в фев­ра­ле 1942-го под Орлом нашли немец­кие доку­мен­ты с упо­ми­на­ни­ем этих фак­тов. В газе­те «Крас­ная звез­да» опуб­ли­ко­ва­ли ста­тью М. Тол­че­но­ва «Год тому назад в Бре­сте» с цита­та­ми из немец­ких доне­се­ний (с сохра­не­ни­ем орфо­гра­фии и пунктуации):

«С 8.00 авиа­ция сбра­сы­ва­ла мно­го 500-кг. бомб, резуль­та­та нель­зя было видеть. Такое же мало­успеш­ное дей­ствие имел новый ожив­лён­ный обстрел восточ­но­го фор­та с тан­ка­ми и штур­мо­вы­ми ору­ди­я­ми, несмот­ря на то, что были замет­ны в неко­то­рых местах раз­ру­ше­ния стен. Попо­лу­дни авиа­ция опять нача­ла сбра­сы­вать 500-кг. бом­бы. При этом была сбро­ше­на 1800-кг. бом­ба, попав­шая в угол сте­ны кре­по­сти и потряс­шая сво­ей дето­на­ци­ей весь город. <…>

Рус­ские в Брест-Литов­ске боро­лись исклю­чи­тель­но упор­но и настой­чи­во, они пока­за­ли пре­вос­ход­ную выуч­ку пехо­ты и дока­за­ли заме­ча­тель­ную волю к сопротивлению».

Впро­чем, несмот­ря на пуб­ли­ка­цию, почти до вто­рой поло­ви­ны 1950‑х эту тему не обсуж­да­ли и не иссле­до­ва­ли: боль­шин­ство геро­ев обо­ро­ны погиб­ли, неко­то­рые попа­ли в плен, а саму кре­пость осво­бо­ди­ли толь­ко в 1944‑м.

Мно­гое о собы­ти­ях в Брест­ской кре­по­сти сего­дня мы зна­ем бла­го­да­ря писа­те­лю Сер­гею Сер­ге­е­ви­чу Смир­но­ву, кото­рый око­ло деся­ти лет изу­чал доку­мен­ты и встре­чал­ся с людь­ми, что­бы собрать све­де­ния и вос­со­здать как мож­но более пол­ную кар­ти­ну собы­тий. Во вто­рой поло­вине 1950‑х Смир­нов опуб­ли­ко­вал несколь­ко книг, посвя­щён­ных обо­роне Брест­ской кре­по­сти и её героям.

Тогда же, в 1956‑м, начал рабо­ту Музей обо­ро­ны Брест­ской кре­по­сти. Одна­ко пол­но­мас­штаб­ный мемо­ри­аль­ный ком­плекс был открыт зна­чи­тель­но позд­нее — в 1971 году. Рас­ска­зы­ва­ем, как шла рабо­та над мемо­ри­а­лом, а так­же какие собы­тия и сим­во­лы отра­зи­ли его создатели.

Брест­ская кре­пость. 1976 год. Источ­ник

Послевоенная Беларусь и сразу несколько неудавшихся конкурсов

Брест­ская кре­пость была постро­е­на в 1833–1842 годах из крас­но­го кир­пи­ча — на тот момент она счи­та­лась одним из самых совер­шен­ных укреп­ле­ний Рос­сий­ской импе­рии. В сле­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия кре­пость неод­но­крат­но модер­ни­зи­ро­ва­ли, что­бы при­ве­сти в соот­вет­ствие с про­грес­сом ору­жия и новы­ми воен­ны­ми реа­ли­я­ми. Напри­мер, стро­и­лись допол­ни­тель­ные линии обо­ро­ны. Одна­ко к нача­лу Вто­рой миро­вой вой­ны кре­пость не счи­та­лась важ­ным стра­те­ги­че­ским объ­ек­том, хотя здесь рас­по­ла­га­лись казар­мы — по фак­ту это был неболь­шой воен­ный горо­док, где жили семьи командиров.

Брест­ская кре­пость нахо­ди­лась под немец­кой окку­па­ци­ей почти три года — с лета 1941-го до кон­ца июля 1944-го. Наци­сты фак­ти­че­ски раз­ру­ши­ли архи­тек­ту­ру и инфра­струк­ту­ру горо­да, уби­ли десят­ки тысяч чело­век. После осво­бож­де­ния «Крас­но­ар­мей­ская газе­та» писа­ла (№ 105, 29 июля 1944 года):

«Город ещё дымит­ся сле­да­ми пожа­рищ, изуро­до­ва­ны и иско­вер­ка­ны луч­шие зда­ния, взо­рва­ны элек­тро­стан­ция, кино­те­атр, сожже­на пуб­лич­ная биб­лио­те­ка. Бой­цам ука­зы­ва­ла в пред­ме­стьях горо­да на страш­ную моги­лу — там два года тому назад нем­цы рас­стре­ля­ли 8000 мест­ных жите­лей. Из дома, на кото­ром всё ещё висит вывес­ка „Укра­ин­ский тру­до­вой лагерь“, выно­сят мёрт­вую девуш­ку. Она умер­ла от голо­да и пыток. А таких, рас­ска­зы­ва­ют, были сот­ни. Толь­ко сего­дня утром сня­ли трёх пове­шен­ных — ста­ри­ка, жен­щи­ну и мальчика».

Терес­поль­ские воро­та. Брест­ская кре­пость. 1941–1944 годы. Над­пись: «Южные воро­та цита­де­ли». Источ­ник

Вос­ста­нов­ле­ние Бела­ру­си после вой­ны потре­бо­ва­ло колос­саль­ных уси­лий и ресур­сов: боль­шая часть горо­дов и дере­вень были пол­но­стью или частич­но уни­что­же­ны. Зано­во отстра­и­ва­лись пред­при­я­тия и дома, вос­ста­нав­ли­ва­лась инфра­струк­ту­ра, и это при том, что людей не хва­та­ло. Чис­лен­ность жите­лей одно­го толь­ко Мин­ска за вой­ну сокра­ти­лась с 250–300 тысяч до 40–50 тысяч, а все­го на тер­ри­то­рии Бела­ру­си погиб­ли око­ло трёх мил­ли­о­нов мир­ных граж­дан и воен­но­плен­ных. В таких усло­ви­ях созда­ние мемо­ри­а­ла никак не мог­ло стать пер­во­сте­пен­ной задачей.

Идею уве­ко­ве­чить подвиг защит­ни­ков Брест­ской кре­по­сти нача­ли обсуж­дать во вто­рой поло­вине 1950‑х, когда зна­чи­тель­ную часть стра­ны уже под­ня­ли из руин. В при­вле­че­нии вни­ма­ния к теме была нема­лая заслу­га писа­те­ля Сер­гея Смир­но­ва, а так­же Кон­стан­ти­на Симо­но­ва, кото­рый под­дер­жал начи­на­ние кол­ле­ги. В фев­ра­ле 1955 года вышло рас­по­ря­же­ние Сов­ми­на БССР за под­пи­сью Кирил­ла Мазу­ро­ва о раз­ра­бот­ке про­ек­тов памят­ни­ка защит­ни­кам и Музея обо­ро­ны Брест­ской кре­по­сти, а в 1956‑м, не дожи­да­ясь стро­и­тель­ства боль­шо­го мемо­ри­а­ла, здесь спер­ва откры­ли музей.

Как и в слу­чае с осталь­ны­ми памят­ни­ка­ми геро­ям и жерт­вам Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, пред­по­ла­га­лось про­ве­сти кон­курс и отобрать луч­ший про­ект сре­ди всех жела­ю­щих участ­ни­ков. Глав­ное тре­бо­ва­ние — сде­лать так, что­бы памят­ник был виден изда­ле­ка, а так­же исполь­зо­вать эле­мен­ты бело­рус­ско­го наци­о­наль­но­го искусства.

В дру­гих слу­ча­ях кон­кур­сы дей­стви­тель­но помо­га­ли — имен­но таким обра­зом были ото­бра­ны про­ек­ты мемо­ри­а­лов на Мама­е­вом кур­гане и Пис­ка­рёв­ском клад­би­ще. Одна­ко с Бре­стом всё пошло не так: в декаб­ре 1957 года пер­вый сек­ре­тарь Брест­ско­го обко­ма КПБ Пётр Маше­ров отчи­тал­ся наверх, что ни один из заяв­лен­ных про­ек­тов нель­зя при­ни­мать. Кро­ме того, он рас­ска­зал и о дру­гих проблемах:

«Казар­мен­ные поме­ще­ния ста­рой кре­по­сти, заня­тые под музей­ные залы, сырые, тес­ные и пло­хо при­спо­соб­ле­ны для музей­ных целей. Печ­ное отоп­ле­ние не поз­во­ля­ет соблю­дать нуж­ную влаж­ность и тем­пе­ра­ту­ру поме­ще­ния. Сте­ны в отдель­ных поме­ще­ни­ях пора­же­ны гриб­ком, что созда­ёт угро­зу сохран­но­сти музей­ных экс­по­на­тов; бое­вые и шеф­ские зна­мё­на, доку­мен­ты и фото­гра­фии, хра­ня­щи­е­ся в музее, влаж­ны, на них появ­ля­ет­ся пле­сень. Ору­жие и дру­гие экс­по­на­ты из метал­ла покры­ва­ют­ся ржавчиной».

Пер­вый кон­курс ока­зал­ся неудач­ным — как и ещё несколь­ко сле­ду­ю­щих все­со­юз­ных и рес­пуб­ли­кан­ских. По непо­нят­ным при­чи­нам скуль­пто­рам и архи­тек­то­рам не уда­ва­лось пред­ло­жить про­ект, кото­рый одно­знач­но устро­ил бы власти.

Одно­вре­мен­но с этим начал­ся обще­на­род­ный сбор средств. Сер­гей Смир­нов в кни­ге «Брест­ская кре­пость» пишет:

«…в Бело­рус­сии был объ­яв­лен сбор средств на буду­щий памят­ник геро­и­че­ской обо­роне Брест­ской кре­по­сти. И счёт в Гос­бан­ке, откры­тый для этой цели, стал рас­ти с уди­ви­тель­ной быст­ро­той. День­ги при­сы­ла­ли не толь­ко бело­ру­сы — мно­го­ты­сяч­ные посе­ти­те­ли кре­по­сти, при­ез­жав­шие туда из дру­гих рес­пуб­лик, спе­ши­ли вне­сти свою леп­ту в созда­ние памят­ни­ка. За корот­кое вре­мя было собра­но око­ло двух мил­ли­о­нов руб­лей. Эта сум­ма дава­ла воз­мож­ность воз­двиг­нуть не про­сто памят­ник, но целый мемо­ри­аль­ный ком­плекс и одно­вре­мен­но закон­сер­ви­ро­вать по послед­не­му сло­ву нау­ки и тех­ни­ки остав­ши­е­ся раз­ва­ли­ны кре­пост­ных зданий».

В 1965 году Брест­ской кре­по­сти при­сво­и­ли зва­ние «кре­пость-герой» — выс­шую сте­пень отли­чия, кото­рой, поми­мо неё, удо­сто­е­ны толь­ко 12 горо­дов Совет­ско­го Сою­за. Одна­ко поиск достой­но­го реше­ния для мемо­ри­аль­но­го ком­плек­са затя­нул­ся почти на десять лет, пока в 1966‑м Совет мини­стров БССР не уста­но­вил:

«В свя­зи с тем, что реше­ни­ем жюри заказ­но­го кон­кур­са ни один из пред­став­лен­ных про­ек­тов не был при­знан год­ным к осу­ществ­ле­нию в нату­ре, пору­чить окон­ча­тель­ную раз­ра­бот­ку про­ек­та памят­ни­ка твор­че­ской груп­пе в соста­ве това­ри­щей: Кибаль­ни­ко­ва А. П., Коро­ля В. А., Бем­бе­ля А. О. (руко­вод­ство груп­пы); Вол­че­ка В. М., Зан­ко­ви­ча В. П., Каза­ко­ва Ю. И., Ста­хо­ви­ча О. А., Сысо­е­ва Г. В. Худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем груп­пы назна­чить Кибаль­ни­ко­ва А. П.».

Выбор был неслу­чай­ным — Алек­сандр Кибаль­ни­ков к тому момен­ту уже заре­ко­мен­до­вал себя как автор мону­мен­таль­ных и в то же вре­мя выра­зи­тель­ных скульптур.


Александр Кибальников и его проект мемориала

Алек­сандр Пав­ло­вич Кибаль­ни­ков не имел к Бела­ру­си ника­ко­го отно­ше­ния, что не поме­ша­ло имен­но ему най­ти наи­луч­ший спо­соб почтить память геро­ев Брест­ской кре­по­сти. Скуль­птор родил­ся в Вол­го­град­ской обла­сти, учил­ся в Сара­то­ве, жил в Кур­ске и Москве. Его пер­вой замет­ной рабо­той ста­ла двух­мет­ро­вая скульп­ту­ра Вла­ди­ми­ра Лени­на, на осно­ве кото­рой поз­же изго­то­ви­ли мини­а­тюр­ную ста­ту­эт­ку, мас­со­во рас­про­стра­нив­шу­ю­ся в гип­со­вых отливах.

В 1940‑м, будучи ещё нович­ком, Кибаль­ни­ков начал рабо­ту над памят­ни­ком Нико­лаю Чер­ны­шев­ско­му. Этот про­ект пре­рвал­ся из-за вой­ны: Алек­сандр Пав­ло­вич создал цикл скульп­тур, посвя­щён­ных совет­ским сол­да­там и пар­ти­за­нам. Во вто­рой поло­вине 1940‑х Кибаль­ни­ков вер­нул­ся к скульп­ту­ре Чер­ны­шев­ско­го, за кото­рую в ито­ге полу­чил Госу­дар­ствен­ную пре­мию СССР. В 1950‑е он создал деся­ти­мет­ро­вый памят­ник Вла­ди­ми­ру Мая­ков­ско­му, уста­нов­лен­ный на Три­ум­фаль­ной пло­ща­ди (ранее — пло­щадь Маяковского).

Памят­ник Вла­ди­ми­ру Мая­ков­ско­му рабо­ты Алек­сандра Кибаль­ни­ко­ва. Фото­граф Иван Шагин. 1958–1959 годы. Источ­ник

В сле­ду­ю­щие несколь­ко лет Кибаль­ни­ков создал ещё несколь­ко замет­ных и мас­штаб­ных скульп­тур, что помог­ло ему заре­ко­мен­до­вать себя как талант­ли­во­го мону­мен­та­ли­ста. Воз­мож­но, поэто­му и было реше­но поста­вить его во гла­ве про­ек­та мемо­ри­а­ла в Брест­ской кре­по­сти. Кибаль­ни­ков стал авто­ром трёх глав­ных ком­по­зи­ций: «Муже­ство», «Жаж­да» и обе­лиск «Штык».

Стро­и­тель­ные рабо­ты в Брест­ской кре­по­сти шли в 1970–1971 годах. Над воз­ве­де­ни­ем глав­но­го мону­мен­та тру­ди­лись от 390 до 420 чело­век, на дру­гих эта­пах рабо­ты при­вле­ка­лось ещё неко­то­рое коли­че­ство людей. Напри­мер, мин­ские пред­при­я­тия коман­ди­ро­ва­ли туда плот­ни­ков, бетон­щи­ков и арма­тур­щи­ков. Гри­го­рий Кон­стан­ти­но­вич Фицук, один из стро­и­те­лей, рас­ска­зы­вал:

«Все были вооду­шев­ле­ны. Люди зна­ли, что сто­ит зада­ча уве­ко­ве­чить подвиг наших дедов, отцов, поэто­му рабо­та­ли с жела­ни­ем. <…> Спрос с нас был жесто­чай­ший. Зада­ния еже­днев­ные. При­ём-сда­ча объ­ё­мов бри­га­де, кото­рая при­хо­ди­ла на смену».

Мемо­ри­аль­ный ком­плекс вклю­ча­ет несколь­ко мону­мен­таль­ных скульп­тур, впи­сан­ных в закон­сер­ви­ро­ван­ные руи­ны, а так­же некро­поль с захо­ро­не­ни­я­ми остан­ков 850 защит­ни­ков кре­по­сти (извест­ны име­на толь­ко 216 из них). На вхо­де в кре­пость рас­по­ло­жен мас­сив­ный бетон­ный блок с про­ре­зан­ной звез­дой. Внут­ри зву­чит пес­ня «Свя­щен­ная вой­на» Алек­сандра Алек­сан­дро­ва и Васи­лия Лебе­де­ва-Кума­ча, а так­же пра­ви­тель­ствен­ное сооб­ще­ние о напа­де­нии немец­кой армии на Совет­ский Союз.

«Муже­ство». Глав­ный и самый узна­ва­е­мый мону­мент мемо­ри­а­ла — погруд­ная скульп­ту­ра совет­ско­го вои­на. Пер­во­на­чаль­но Кибаль­ни­ков пла­ни­ро­вал сде­лать мону­мент высо­той не более семи мет­ров, но это­го ока­за­лось мало, поэто­му было реше­но уве­ли­чить его до 36 мет­ров. Мону­мент мон­ти­ро­ва­ли поярус­но и стро­го гори­зон­таль­но, это был пер­вый опыт воз­ве­де­ния тако­го боль­шо­го объ­ек­та. Внут­ри фигу­ра полая (как и Роди­на-мать, о кото­рой мы писа­ли ранее), одна­ко попасть внутрь нель­зя. Тол­щи­на обо­лоч­ки состав­ля­ет 15–20 сан­ти­мет­ров. На тыль­ной сто­роне мож­но уви­деть горе­лье­фы эпи­зо­дов геро­и­че­ской обо­ро­ны крепости.

Мону­мент «Муже­ство». Фото­граф Юрий Вла­сье­вич. 1981 год. Источ­ник
Горе­лье­фы на мону­мен­те «Муже­ство». Источ­ник

«Жаж­да». Мону­мент изоб­ра­жа­ет измож­дён­но­го сол­да­та, пол­зу­ще­го по зем­ле к кас­ке, в кото­рой соби­ра­ет­ся дож­де­вая вода. Осно­ван на подви­ге стар­ши­ны Вяче­сла­ва Мей­е­ра. Одной из уяз­ви­мо­стей кре­по­сти был дефи­цит воды — водо­про­вод вышел из строя в пер­вые дни оса­ды. Защит­ни­ки дол­го стра­да­ли от жаж­ды, а зной­ная лет­няя пого­да толь­ко усу­губ­ля­ла ситу­а­цию. Рядом была река, но под­сту­пы к ней охра­ня­ли немец­кие сол­да­ты, а по ночам берег осве­щал­ся про­жек­то­ром. Мно­гие из тех, кто пытал­ся достать воду, погиб­ли. В один из дней Мей­ер не выдер­жал и тоже попы­тал­ся при­не­сти воду в кас­ке — наци­сты не сра­зу заме­ти­ли его, он почти успел вер­нуть­ся и даже пере­дал воду, но был убит. Посмерт­но Мей­ер награж­дён орде­ном Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны II сте­пе­ни. Сего­дня в кас­ку при­ня­то скла­ды­вать цветы.

Мону­мент «Жаж­да». 1981 год. Источ­ник
Мону­мент «Жаж­да». 1998 год. Источ­ник

«Штык». Мону­мент отсы­ла­ет к вин­тов­ке систе­мы Моси­на «Трёх­ли­ней­ке», сто­яв­шей в годы вой­ны на воору­же­нии Совет­ской армии. Пред­став­ля­ет собой слож­ное инже­нер­ное соору­же­ние: высо­та состав­ля­ет 104,5 мет­ра, вес — 620 тонн, а для обли­цов­ки исполь­зо­ва­лась тита­но­вая сталь. «Штык» виден из любой точ­ки кре­по­сти и даже за её пределами.

Мону­мент «Штык». 2020‑е годы. Источ­ник

Внут­ри Брест­ской кре­по­сти было реше­но частич­но сохра­нить руи­ны — как сви­де­тель­ство исто­ри­че­ских собы­тий и часть насле­дия. В то же вре­мя созда­те­ли мемо­ри­а­ла при­ня­ли несколь­ко реше­ний, спор­ных с точ­ки зре­ния сохра­не­ния куль­тур­но­го насле­дия. Так, до фун­да­мен­та снес­ли полу­раз­ру­шен­ный трёх­этаж­ный Белый дво­рец — тот самый, в кото­ром был под­пи­сан Брест­ский мир.

Руи­ны Бело­го двор­ца. 1976 год. Источ­ник
Брест­ская кре­пость. Фото­граф Юрий Вла­сье­вич. 1981 год. Источ­ник
Брест­ская кре­пость. Фото­граф Юрий Вла­сье­вич. 1981 год. Источ­ник

Открытие и дальнейшая судьба мемориала

В срав­не­нии с дру­ги­ми мас­штаб­ны­ми мемо­ри­а­ла­ми, рабо­ты в Брест­ской кре­по­сти про­шли быст­ро. Тор­же­ствен­ное откры­тие состо­я­лось уже 25 сен­тяб­ря 1971 года, то есть через год с неболь­шим после старта.

Тор­же­ствен­ное откры­тие мемо­ри­а­ла в Брест­ской кре­по­сти. 1971 год. Источ­ник

При­сут­ство­ва­ли почти все выжив­шие защит­ни­ки кре­по­сти и чле­ны семей погиб­ших, руко­вод­ства рес­пуб­лик, деле­га­ции от горо­дов-геро­ев, а все­го на меро­при­я­тии собра­лись тыся­чи людей. Тогда же внут­ри кре­по­сти, перед руи­на­ми быв­ше­го инже­нер­но­го управ­ле­ния, был зажжён Веч­ный огонь.

В сле­ду­ю­щие годы в Брест­ской кре­по­сти регу­ляр­но про­во­ди­ли памят­ные меро­при­я­тия, мест­ные жите­ли и гости горо­да при­хо­ди­ли, что­бы почтить память геро­ев и сде­лать памят­ные сним­ки. При­ез­жа­ли сюда и руко­во­ди­те­ли стра­ны, и пред­ста­ви­те­ли ино­стран­ных государств.

Ким Ир Сен в Брест­ской кре­по­сти. 1984 год. Источ­ник
Поезд­ка в Брест­скую кре­пость. Фото­граф Артём Рома­шов. Вес­на 1985 года. Источ­ник

До рас­па­да СССР ремонт в кре­по­сти про­во­ди­ли регу­ляр­но, но в 1990‑е она почти пол­но­стью поте­ря­ла источ­ни­ки финан­си­ро­ва­ния. В прес­се того вре­ме­ни упо­ми­на­ет­ся, что поло­же­ние дел в кре­по­сти было печаль­ным — не хва­та­ло средств на опла­ту газа для Веч­но­го огня. Чис­ло тури­стов сни­зи­лось, а пли­ты и мону­мен­ты посте­пен­но разрушались.

В 1996 году Совет глав пра­ви­тельств СНГ реши­ли про­ве­сти капи­таль­ный ремонт и рестав­ра­цию мемо­ри­а­ла. Стра­ны СНГ обя­зы­ва­лись выде­лить на эти цели два мил­ли­о­на дол­ла­ров в тече­ние трёх лет:

  • Рос­сия и Бело­рус­сия — по 300 тысяч долларов;
  • Укра­и­на, Таджи­ки­стан, Мол­да­вия, Гру­зия, Арме­ния, Азер­бай­джан, Казах­стан и Кир­ги­зия — по 175 тысяч.

В сле­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия ситу­а­ция посте­пен­но улуч­ши­лась. Так, в 2018–2021 годах Рос­сия и Бела­русь сов­мест­но про­ве­ли капи­таль­ный ремонт, кото­рый был при­уро­чен к 50-летию мемориала.


Читай­те дру­гие мате­ри­а­лы Вик­то­рии Мок­и­ной о памят­ни­ках Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны:

— Веч­ный огонь. Как неуга­са­ю­щее пла­мя ста­ло сим­во­лом памя­ти о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне;

— От руин к мону­мен­ту. Как созда­вал­ся мемо­ри­ал на Мама­е­вом кур­гане;

— Как созда­вал­ся мемо­ри­ал на Пис­ка­рёв­ском клад­би­ще — самом боль­шом месте захо­ро­не­ния жертв Вто­рой миро­вой вой­ны.


Автор ведёт теле­грам-канал о кни­гах и чте­нии — под­пи­сы­вай­тесь, что­бы боль­ше узна­вать о новых инте­рес­ных изда­ни­ях, исто­ри­че­ском нон-фик­шене и мно­гом другом.