Александр Иванович Герцен — революционер, писатель, публицист, мыслитель, основоположник теории общинного социализма и автор автобиографического романа «Былое и думы». Это произведение представляет огромную ценность для изучения общественной жизни Российской империи XIX века. Герцен не только как летописец фиксирует основные события, связанные со своей жизнью, но и отражает поступательное развитие революционной мысли в России, переживая все её этапы.
Детство «сына сердца»
Родился Александр Иванович в Москве 25 марта (6 апреля) 1812 года за несколько месяцев до того, как великий московский пожар уничтожил город. Его отец — Иван Александрович Яковлев — происходил из древнего дворянского рода, находившегося в отдалённом родстве с династией Романовых. Как и другие представители богатого русского дворянства Иван Яковлев несколько лет провёл за границей. Во время одного из путешествий он встретил дочь мелкого чиновника из Вюртемберга — Луизу Гааг, которую привёз в Москву. Александр Иванович был незаконнорождённым сыном этого союза, поскольку родители так и не обвенчались. Фамилия Герцен была придумана отцом и переводится с немецкого «сын сердца». Однако Александр Иванович рос во всех отношениях как законный сын богатого аристократа. Он получил обычное по тем временам образование молодого русского дворянина со всем багажом нянюшек, крепостных слуг и иностранных учителей.
Отрочество. Формирование взглядов
Политические взгляды Герцена формируются уже в детстве под влиянием домашних учителей — Ивана Евдокимовича Протопопова и Бушо. Герцен пишет в воспоминаниях:
«И. Е. Протопопов был полон благородного и неопределённого либерализма».
Учитель делился с мальчиком запрещёнными стихами Пушкина и Рылеева. В романе «Былое и Думы» Герцен воспроизводит диалог с Бушо:
«— Зачем», — спросил я его середь урока, — казнили Людвика XVI? Старик посмотрел на меня, опуская одну седую бровь и поднимая другую, поднял очки на лоб, как забрало, вынул огромный синий носовой платок и, утирая им нос, с важностью сказал:
— Parce qu’il a été traître à la patrie. (Пер. Потому что он изменил отечеству).
— Если б вы были между судьями, вы подписали бы приговор?
— Обеими руками».
Более точно своё детское мироощущение Герцен описывает в месте, где говорит о взаимоотношениях с кузиной Натальей Захарьиной:
«Она поддержала во мне мои политические стремления, пророчила мне необыкновенную будущность, славу, — и я с ребячьим самолюбием верил ей, что я будущий „Брут или Фабриций“».
Таким образом, Александр Иванович показывает, что уже с малых лет его окружение направляло его на путь борьбы против несправедливости. Прототип юного Герцена — это личность-герой, отсюда и чувство своего особого предназначения. Всё — от рождения в знаменательный 1812 год, личного переживания разгрома декабристов 14 декабря 1825 год, клятва на Воробьёвых горах — пропитано мессианством романтического героя.
Особую роль в биографии Герцена играют Воробьёвы горы, «святые холмы». В 1827 году Александр Герцен и Николай Огарёв, вдохновлённые событиями Декабристского восстания, принесли клятву на Воробьёвых горах до конца жизни бороться за счастье народа.
Университетские годы и ссылка
В 1829 году Александр Герцен поступает на отделение физических и математических наук Московского университета. Об студенчестве он напишет следующее:
«Московский университет вырос в своём значении вместе с Москвою после 1812 года; разжалованная императором Петром из царских столиц, Москва была произведена императором Наполеоном в столицы народа русского… В ней университет больше и больше становится средоточием русского образования. Все условия для его развития были соединены — историческое знание, географическое положение и отсутствие царя».
В 1833 году Герцен окончит университет со степенью кандидата. В этот период он и его ближайший друг Николай Огарёв становятся центром кружка, где увлекались политическими идеями и утопическим социализмом. Через год его участников арестовали по ложному обвинению в распевании пасквильных песен, порочащих императорскую фамилию. Герцен сослали в провинцию, но не как заключённого, а как чиновника. Помогли связи отца. Отслужив некоторое время в Вятке, он был переведён во Владимир, откуда было легко тайно ездить в Москву. В это время начинается его роман с кузиной Натальей, в 1837 году они женятся. В 1842 году Герцен возвращается в Москву.
Воспоминания о детских и юношеских годах в «Былое и думы» пропитаны романтизмом. Описание своей жизни как подтверждение предназначения себя и своих друзей для великих дел не просто дань юношескому максимализму. Дело в том, что 1830‑е гг. — это время преобладания в общественно-политической жизни идей романтизма. Личность и судьба человека воспринимаются как своего рода «произведения искусства». Автор «Былого и дум» отождествляет свою жизнь с художественным произведением и создаёт лирического героя, в жизни которого все события не случайны.
Александр Иванович показывает, как формируются его идеи под влиянием людей, ушедших с наступлением николаевской эпохи. Эпоха героев 1812 года и декабристов сменилась эпохой «лишних людей» Онегина и Печорина, беспрекословно следовавших своей судьбе. Герцен их современник. Отсюда в романе представление основных событий жизни как фатум романтика-революционера, бросившего вызов несправедливости николаевской эпохи, но бездействующего на практике.
Потребность действовать
В 1840‑е годы романтизм как течение, определяющее мировоззрение «образованного меньшинства», уходит с исторической сцены. Александр Герцен считал, что он лично, —как и Огарёв, — из разряда лишних людей вышел в деяние. В этот период Александр Иванович, порвав с прошлым «революционера на чиновничьей службе», основательно погружается в утопический социализм и открывает для себя новое движение, которое он назвал реализмом.
Реализм в 1840‑е годы знаменовал разрыв между внешним и внутренним миром, все споры о разумности действительности утихают. В этот период усиливается тяга к действию. Борьба за реализм охватывает все сферы общества, становится борьбой за новое понимание человека. И это борьба за переход знания в деяние, теории — в практику построения нового мира.
Герцен входит в кружок Николая Станкевича и Виссариона Белинского, примыкает к западникам. С 1842 по 1847 год пишет для «Отечественных записок» и «Современника» статьи «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы».
Под псевдонимом Искандер в 1840‑е годы он пишет роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». В этих работах проявляется новый положительный литературный герой, окончательно воплотившийся в «Былом и думах». Положительный герой уже отнюдь не являлся «избранной личностью» в прежнем романтическом смысле. Теперь герой — представитель «образованного меньшинства», призванного возглавить освободительное движение в России.
Эмиграция
Вскоре Александру Ивановичу становится тесно под пристальным надзором Третьего отделения. После смерти отца в 1847 году он навсегда покидает Россию. С этого периода начинаются его скитания по Европе: Франция, Италия, Швейцария и, наконец, Англия. Это период тяжёлых испытаний, с ним связано и разочарование в европейской революции, и семейные драмы, и наивысший творческий подъём.
В литературе положительному герою Герцена ещё предстояло сформироваться к 1860‑м годам. Александр Иванович первым почувствовал его силу и сам сделал себя воплощением этого героя. Даже после столь многих мучительных жизненных несчастий, он как настоящий революционный деятель не бросил борьбу. В романе «Былое и думы» он выразил это так:
«…Действительно, наставало утро того дня, к которому стремился я с тринадцати лет — мальчиком в камлотовой куртке, сидя с таким же „злоумышленником“ (только годом моложе) в маленькой комнате „старого дома“, в университетской аудитории, — окружённый горячим братством; в тюрьме и ссылке; на чужбине, проходя разгромом революций и реакций; наверху семейного счастья и разбитый, потерянный на английском берегу с моим печатным монологом. Солнце, садившееся, освещая Москву под Воробьёвыми горами, и уносившее с собой отроческую клятву… выходило после двадцатилетней ночи.
Какой же тут покой и сон… За дело! И за дело я принялся с удвоенными силами. Работа не пропадала больше, не исчезала в глухом пространстве: громкие рукоплескания и горячие сочувствия неслись из России. „Полярная звезда“ читалась нарасхват. Непривычное ухо русское примирялось с свободной речью, с жадностью искало её мужественную твёрдость, её бесстрашную откровенность».
Так, Александр Иванович Герцен описывает начало работы Вольной русской типографии за рубежом в 1853 году, определившей особый этап в политической жизни России XIX века.
Таким образом, выделив два главных течения второй трети XIX века — романтизм и реализм, мы видим, как меняется восприятие героем своей судьбы от мечтающего романтика до деятельного революционера. Добившись небывалой славы на родине, выпуская еженедельную газету «Колокол», Герцен будет осуждён и не понят русской публикой за поддержку польского восстания в 1863 году. После этого тираж газеты упадёт, и Герцен переедет в Швейцарию. Умрёт Александр Иванович в 1870 году от воспаления лёгкий, став «крёстным отцом» всех левых общественно-политических течений дореволюционной России.
Источники и литература
1. Герцен А. И. Былое и думы.
2. Гинзбург Л. Я. Психологическая проза. Л., 1977.
3. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957.