«Былое и думы» Герцена: романтический герой под присмотром Третьего отделения

Алек­сандр Ива­но­вич Гер­цен — рево­лю­ци­о­нер, писа­тель, пуб­ли­цист, мыс­ли­тель, осно­во­по­лож­ник тео­рии общин­но­го соци­а­лиз­ма и автор авто­био­гра­фи­че­ско­го рома­на «Былое и думы». Это про­из­ве­де­ние пред­став­ля­ет огром­ную цен­ность для изу­че­ния обще­ствен­ной жиз­ни Рос­сий­ской импе­рии XIX века. Гер­цен не толь­ко как лето­пи­сец фик­си­ру­ет основ­ные собы­тия, свя­зан­ные со сво­ей жиз­нью, но и отра­жа­ет посту­па­тель­ное раз­ви­тие рево­лю­ци­он­ной мыс­ли в Рос­сии, пере­жи­вая все её этапы.


Детство «сына сердца»

Родил­ся Алек­сандр Ива­но­вич в Москве 25 мар­та (6 апре­ля) 1812 года за несколь­ко меся­цев до того, как вели­кий мос­ков­ский пожар уни­что­жил город. Его отец — Иван Алек­сан­дро­вич Яко­влев — про­ис­хо­дил из древ­не­го дво­рян­ско­го рода, нахо­див­ше­го­ся в отда­лён­ном род­стве с дина­сти­ей Рома­но­вых. Как и дру­гие пред­ста­ви­те­ли бога­то­го рус­ско­го дво­рян­ства Иван Яко­влев несколь­ко лет про­вёл за гра­ни­цей. Во вре­мя одно­го из путе­ше­ствий он встре­тил дочь мел­ко­го чинов­ни­ка из Вюр­темб­ер­га — Луи­зу Гааг, кото­рую при­вёз в Моск­ву. Алек­сандр Ива­но­вич был неза­кон­но­рож­дён­ным сыном это­го сою­за, посколь­ку роди­те­ли так и не обвен­ча­лись. Фами­лия Гер­цен была при­ду­ма­на отцом и пере­во­дит­ся с немец­ко­го «сын серд­ца». Одна­ко Алек­сандр Ива­но­вич рос во всех отно­ше­ни­ях как закон­ный сын бога­то­го ари­сто­кра­та. Он полу­чил обыч­ное по тем вре­ме­нам обра­зо­ва­ние моло­до­го рус­ско­го дво­ря­ни­на со всем бага­жом няню­шек, кре­пост­ных слуг и ино­стран­ных учителей.

Отец А. И. Гер­це­на — Иван Алек­се­е­вич Яковлев

Отрочество. Формирование взглядов

Поли­ти­че­ские взгля­ды Гер­це­на фор­ми­ру­ют­ся уже в дет­стве под вли­я­ни­ем домаш­них учи­те­лей — Ива­на Евдо­ки­мо­ви­ча Про­то­по­по­ва и Бушо. Гер­цен пишет в воспоминаниях:

«И. Е. Про­то­по­пов был полон бла­го­род­но­го и неопре­де­лён­но­го либерализма».

Учи­тель делил­ся с маль­чи­ком запре­щён­ны­ми сти­ха­ми Пуш­ки­на и Рыле­е­ва. В романе «Былое и Думы» Гер­цен вос­про­из­во­дит диа­лог с Бушо:

«— Зачем», — спро­сил я его середь уро­ка, — каз­ни­ли Людви­ка XVI? Ста­рик посмот­рел на меня, опус­кая одну седую бровь и под­ни­мая дру­гую, под­нял очки на лоб, как забра­ло, вынул огром­ный синий носо­вой пла­ток и, ути­рая им нос, с важ­но­стью сказал:
— Parce qu’il a été traître à la patrie. (Пер. Пото­му что он изме­нил отечеству). 
— Если б вы были меж­ду судья­ми, вы под­пи­са­ли бы приговор?
— Обе­и­ми руками».

Более точ­но своё дет­ское миро­ощу­ще­ние Гер­цен опи­сы­ва­ет в месте, где гово­рит о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с кузи­ной Ната­льей Захарьиной:

«Она под­дер­жа­ла во мне мои поли­ти­че­ские стрем­ле­ния, про­ро­чи­ла мне необык­но­вен­ную будущ­ность, сла­ву, — и я с ребя­чьим само­лю­би­ем верил ей, что я буду­щий „Брут или Фабриций“».

Таким обра­зом, Алек­сандр Ива­но­вич пока­зы­ва­ет, что уже с малых лет его окру­же­ние направ­ля­ло его на путь борь­бы про­тив неспра­вед­ли­во­сти. Про­то­тип юно­го Гер­це­на — это лич­ность-герой, отсю­да и чув­ство сво­е­го осо­бо­го пред­на­зна­че­ния. Всё — от рож­де­ния в зна­ме­на­тель­ный 1812 год, лич­но­го пере­жи­ва­ния раз­гро­ма декаб­ри­стов 14 декаб­ря 1825 год, клят­ва на Воро­бьё­вых горах — про­пи­та­но мес­си­ан­ством роман­ти­че­ско­го героя.

Осо­бую роль в био­гра­фии Гер­це­на игра­ют Воро­бьё­вы горы, «свя­тые хол­мы». В 1827 году Алек­сандр Гер­цен и Нико­лай Ога­рёв, вдох­нов­лён­ные собы­ти­я­ми Декаб­рист­ско­го вос­ста­ния, при­нес­ли клят­ву на Воро­бьё­вых горах до кон­ца жиз­ни бороть­ся за сча­стье народа.

Нико­лай Ога­рёв (сле­ва) и Алек­сандр Герцен

Университетские годы и ссылка

В 1829 году Алек­сандр Гер­цен посту­па­ет на отде­ле­ние физи­че­ских и мате­ма­ти­че­ских наук Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Об сту­ден­че­стве он напи­шет следующее:

«Мос­ков­ский уни­вер­си­тет вырос в сво­ём зна­че­нии вме­сте с Моск­вою после 1812 года; раз­жа­ло­ван­ная импе­ра­то­ром Пет­ром из цар­ских сто­лиц, Москва была про­из­ве­де­на импе­ра­то­ром Напо­лео­ном в сто­ли­цы наро­да рус­ско­го… В ней уни­вер­си­тет боль­ше и боль­ше ста­но­вит­ся сре­до­то­чи­ем рус­ско­го обра­зо­ва­ния. Все усло­вия для его раз­ви­тия были соеди­не­ны — исто­ри­че­ское зна­ние, гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние и отсут­ствие царя».

В 1833 году Гер­цен окон­чит уни­вер­си­тет со сте­пе­нью кан­ди­да­та. В этот пери­од он и его бли­жай­ший друг Нико­лай Ога­рёв ста­но­вят­ся цен­тром круж­ка, где увле­ка­лись поли­ти­че­ски­ми иде­я­ми и уто­пи­че­ским соци­а­лиз­мом. Через год его участ­ни­ков аре­сто­ва­ли по лож­но­му обви­не­нию в рас­пе­ва­нии паск­виль­ных песен, поро­ча­щих импе­ра­тор­скую фами­лию. Гер­цен сосла­ли в про­вин­цию, но не как заклю­чён­но­го, а как чинов­ни­ка. Помог­ли свя­зи отца. Отслу­жив неко­то­рое вре­мя в Вят­ке, он был пере­ве­дён во Вла­ди­мир, отку­да было лег­ко тай­но ездить в Моск­ву. В это вре­мя начи­на­ет­ся его роман с кузи­ной Ната­льей, в 1837 году они женят­ся. В 1842 году Гер­цен воз­вра­ща­ет­ся в Москву.

Ната­лья Алек­сан­дров­на Заха­рьи­на-Гер­цен. К. Я. Рейхель

Вос­по­ми­на­ния о дет­ских и юно­ше­ских годах в «Былое и думы» про­пи­та­ны роман­тиз­мом. Опи­са­ние сво­ей жиз­ни как под­твер­жде­ние пред­на­зна­че­ния себя и сво­их дру­зей для вели­ких дел не про­сто дань юно­ше­ско­му мак­си­ма­лиз­му. Дело в том, что 1830‑е гг. — это вре­мя пре­об­ла­да­ния в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни идей роман­тиз­ма. Лич­ность и судь­ба чело­ве­ка вос­при­ни­ма­ют­ся как сво­е­го рода «про­из­ве­де­ния искус­ства». Автор «Было­го и дум» отож­деств­ля­ет свою жизнь с худо­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем и созда­ёт лири­че­ско­го героя, в жиз­ни кото­ро­го все собы­тия не случайны.

Алек­сандр Ива­но­вич пока­зы­ва­ет, как фор­ми­ру­ют­ся его идеи под вли­я­ни­ем людей, ушед­ших с наступ­ле­ни­ем нико­ла­ев­ской эпо­хи. Эпо­ха геро­ев 1812 года и декаб­ри­стов сме­ни­лась эпо­хой «лиш­них людей» Оне­ги­на и Печо­ри­на, бес­пре­ко­слов­но сле­до­вав­ших сво­ей судь­бе. Гер­цен их совре­мен­ник. Отсю­да в романе пред­став­ле­ние основ­ных собы­тий жиз­ни как фатум роман­ти­ка-рево­лю­ци­о­не­ра, бро­сив­ше­го вызов неспра­вед­ли­во­сти нико­ла­ев­ской эпо­хи, но без­дей­ству­ю­ще­го на практике.


Потребность действовать

В 1840‑е годы роман­тизм как тече­ние, опре­де­ля­ю­щее миро­воз­зре­ние «обра­зо­ван­но­го мень­шин­ства», ухо­дит с исто­ри­че­ской сце­ны. Алек­сандр Гер­цен счи­тал, что он лич­но, —как и Ога­рёв, — из раз­ря­да лиш­них людей вышел в дея­ние. В этот пери­од Алек­сандр Ива­но­вич, порвав с про­шлым «рево­лю­ци­о­не­ра на чинов­ни­чьей служ­бе», осно­ва­тель­но погру­жа­ет­ся в уто­пи­че­ский соци­а­лизм и откры­ва­ет для себя новое дви­же­ние, кото­рое он назвал реализмом.

Реа­лизм в 1840‑е годы зна­ме­но­вал раз­рыв меж­ду внеш­ним и внут­рен­ним миром, все спо­ры о разум­но­сти дей­стви­тель­но­сти ути­ха­ют. В этот пери­од уси­ли­ва­ет­ся тяга к дей­ствию. Борь­ба за реа­лизм охва­ты­ва­ет все сфе­ры обще­ства, ста­но­вит­ся борь­бой за новое пони­ма­ние чело­ве­ка. И это борь­ба за пере­ход зна­ния в дея­ние, тео­рии — в прак­ти­ку постро­е­ния ново­го мира.

Гер­цен вхо­дит в кру­жок Нико­лая Стан­ке­ви­ча и Вис­са­ри­о­на Белин­ско­го, при­мы­ка­ет к запад­ни­кам. С 1842 по 1847 год пишет для «Оте­че­ствен­ных запи­сок» и «Совре­мен­ни­ка» ста­тьи «Диле­тан­тизм в нау­ке», «Диле­тан­ты-роман­ти­ки», «Цех учё­ных», «Буд­дизм в нау­ке», «Пись­ма об изу­че­нии природы».

Под псев­до­ни­мом Искан­дер в 1840‑е годы он пишет роман «Кто вино­ват?», пове­сти «Соро­ка-воров­ка» и «Док­тор Кру­пов». В этих рабо­тах про­яв­ля­ет­ся новый поло­жи­тель­ный лите­ра­тур­ный герой, окон­ча­тель­но вопло­тив­ший­ся в «Былом и думах». Поло­жи­тель­ный герой уже отнюдь не являл­ся «избран­ной лич­но­стью» в преж­нем роман­ти­че­ском смыс­ле. Теперь герой — пред­ста­ви­тель «обра­зо­ван­но­го мень­шин­ства», при­зван­но­го воз­гла­вить осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние в России.

Порт­рет Гер­це­на. Нико­лай Ге

Эмиграция

Вско­ре Алек­сан­дру Ива­но­ви­чу ста­но­вит­ся тес­но под при­сталь­ным над­зо­ром Тре­тье­го отде­ле­ния. После смер­ти отца в 1847 году он навсе­гда поки­да­ет Рос­сию. С это­го пери­о­да начи­на­ют­ся его ски­та­ния по Евро­пе: Фран­ция, Ита­лия, Швей­ца­рия и, нако­нец, Англия. Это пери­од тяжё­лых испы­та­ний, с ним свя­за­но и разо­ча­ро­ва­ние в евро­пей­ской рево­лю­ции, и семей­ные дра­мы, и наи­выс­ший твор­че­ский подъём.

В лите­ра­ту­ре поло­жи­тель­но­му герою Гер­це­на ещё пред­сто­я­ло сфор­ми­ро­вать­ся к 1860‑м годам. Алек­сандр Ива­но­вич пер­вым почув­ство­вал его силу и сам сде­лал себя вопло­ще­ни­ем это­го героя. Даже после столь мно­гих мучи­тель­ных жиз­нен­ных несча­стий, он как насто­я­щий рево­лю­ци­он­ный дея­тель не бро­сил борь­бу. В романе «Былое и думы» он выра­зил это так:

«…Дей­стви­тель­но, наста­ва­ло утро того дня, к кото­ро­му стре­мил­ся я с три­на­дца­ти лет — маль­чи­ком в кам­ло­то­вой курт­ке, сидя с таким же „зло­умыш­лен­ни­ком“ (толь­ко годом моло­же) в малень­кой ком­на­те „ста­ро­го дома“, в уни­вер­си­тет­ской ауди­то­рии, — окру­жён­ный горя­чим брат­ством; в тюрь­ме и ссыл­ке; на чуж­бине, про­хо­дя раз­гро­мом рево­лю­ций и реак­ций; навер­ху семей­но­го сча­стья и раз­би­тый, поте­рян­ный на англий­ском бере­гу с моим печат­ным моно­ло­гом. Солн­це, садив­ше­е­ся, осве­щая Моск­ву под Воро­бьё­вы­ми гора­ми, и уно­сив­шее с собой отро­че­скую клят­ву… выхо­ди­ло после два­дца­ти­лет­ней ночи.

Какой же тут покой и сон… За дело! И за дело я при­нял­ся с удво­ен­ны­ми сила­ми. Рабо­та не про­па­да­ла боль­ше, не исче­за­ла в глу­хом про­стран­стве: гром­кие руко­плес­ка­ния и горя­чие сочув­ствия нес­лись из Рос­сии. „Поляр­ная звез­да“ чита­лась нарас­хват. Непри­выч­ное ухо рус­ское при­ми­ря­лось с сво­бод­ной речью, с жад­но­стью иска­ло её муже­ствен­ную твёр­дость, её бес­страш­ную откровенность».

Так, Алек­сандр Ива­но­вич Гер­цен опи­сы­ва­ет нача­ло рабо­ты Воль­ной рус­ской типо­гра­фии за рубе­жом в 1853 году, опре­де­лив­шей осо­бый этап в поли­ти­че­ской жиз­ни Рос­сии XIX века.

Таким обра­зом, выде­лив два глав­ных тече­ния вто­рой тре­ти XIX века — роман­тизм и реа­лизм, мы видим, как меня­ет­ся вос­при­я­тие геро­ем сво­ей судь­бы от меч­та­ю­ще­го роман­ти­ка до дея­тель­но­го рево­лю­ци­о­не­ра. Добив­шись небы­ва­лой сла­вы на родине, выпус­кая еже­не­дель­ную газе­ту «Коло­кол», Гер­цен будет осуж­дён и не понят рус­ской пуб­ли­кой за под­держ­ку поль­ско­го вос­ста­ния в 1863 году. После это­го тираж газе­ты упа­дёт, и Гер­цен пере­едет в Швей­ца­рию. Умрёт Алек­сандр Ива­но­вич в 1870 году от вос­па­ле­ния лёг­кий, став «крёст­ным отцом» всех левых обще­ствен­но-поли­ти­че­ских тече­ний доре­во­лю­ци­он­ной России.


Источники и литература

1. Гер­цен А. И. Былое и думы.
2. Гин­збург Л. Я. Пси­хо­ло­ги­че­ская про­за. Л., 1977.
3. Гин­збург Л. Я. «Былое и думы» Гер­це­на. Л., 1957.


 

Поделиться