Против котиков, шаблонов и вранья: как советская фотокритика боролась за идеологически правильные снимки

Совет­ская фото­гра­фия не мог­ла быть апо­ли­тич­ной и безы­дей­ной. На фрон­те фото­ис­кус­ства, как и в дру­гих сфе­рах, пола­га­лось пре­тво­рять в жизнь вели­кие зада­чи пар­тии. Огром­ная армия фото­гра­фов, кото­рая воз­ник­ла на волне мас­со­во­го увле­че­ния фото­гра­фи­ей, нуж­да­лась в обу­че­нии и гра­мот­ном руко­вод­стве. Глав­ная роль в этой рабо­те была отве­де­на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной прес­се — в част­но­сти, жур­на­лу «Совет­ское фото», появив­ше­му­ся в 1926 году, но и обще­по­ли­ти­че­ские изда­ния не отста­ва­ли. С фото­ре­пор­тё­ра­ми вели поли­ти­ко-вос­пи­та­тель­ную рабо­ту и разъ­яс­ня­ли зада­чи совет­ской фото­гра­фии. Уси­лия идео­ло­гов дали непло­хие резуль­та­ты: если в 1920–1930‑х годах авто­ров сним­ков часто кри­ти­ко­ва­ли, то в после­во­ен­ные годы коли­че­ство таких рецен­зий замет­но сократилось.

В первую оче­редь, кри­ти­ки рас­смат­ри­ва­ли фото­гра­фии с точ­ки зре­ния тех­ни­ки испол­не­ния, но не забы­ва­ли и о содер­жа­нии. Идео­ло­ги­че­ская состав­ля­ю­щая была мно­го­гран­ной, а борь­ба за образ­цо­вый совет­ский сни­мок — бескомпромиссной.

Рас­ска­зы­ва­ем, про­тив каких сюже­тов высту­па­ла совет­ская фото­кри­ти­ка, поче­му ей не нра­ви­лись коти­ки, пля­шу­щие крас­но­ар­мей­цы и улы­ба­ю­щи­е­ся ком­со­моль­цы и как нака­зы­ва­ли фотоврунов.


Против котиков и декольте

Отре­ка­ясь от ста­ро­го мира, совет­ская идео­ло­гия про­ща­лась и с апо­ли­тич­ны­ми сюже­та­ми доре­во­лю­ци­он­ной фото­гра­фии. Том­ные деколь­ти­ро­ван­ные кра­са­ви­цы, архи­тек­ту­ра раз­ру­ша­е­мых дво­рян­ских гнёзд, пей­за­жи, коти­ки и собач­ки были объ­яв­ле­ны фото­бал­ла­стом, недо­стой­ным нахо­дить­ся на стра­ни­цах газет и жур­на­лов. Про­па­ган­да утвер­жда­ла, что сни­мок дол­жен гово­рить о совет­ских дости­же­ни­ях, учить на поло­жи­тель­ных при­ме­рах, бить по недо­чё­там и раз­об­ла­чать носи­те­лей зла. Безы­дей­ным сюже­там, «не пред­став­ля­ю­щим худо­же­ствен­ной цен­но­сти», остав­ля­ли место в тём­ном про­шлом, а несо­зна­тель­ных авто­ров сним­ков регу­ляр­но кри­ти­ко­ва­ли в прессе.

Так, ещё в 1926 году, ана­ли­зи­руя экс­по­на­ты выстав­ки, посвя­щён­ной трёх­ле­тию совет­ско­го фото­ре­пор­та­жа, кри­ти­ки отме­ча­ли, что «общим недо­стат­ком явля­ет­ся тяго­те­ние к лож­ной кар­тин­но­сти и к неко­то­рым услов­ным эффек­там. Про­яв­ля­ет­ся оно пре­иму­ще­ствен­но в пей­за­жах и силь­но отда­ёт душ­ком непра­виль­но поня­той худо­же­ствен­ной фото­гра­фии» [1].

Дру­гим атри­бу­том про­шло­го были порт­ре­ты в доре­во­лю­ци­он­ной сти­ли­сти­ке. Осо­бен­но это каса­лось сним­ков, пред­на­зна­чен­ных для цени­те­лей жен­ской кра­со­ты. Дамы в пыш­ных пла­тьях и с буке­та­ми цве­тов долж­ны были усту­пить место ком­со­мол­кам, ста­ха­нов­кам и пар­тий­ным дея­те­лям, запе­чат­лён­ным на собра­ни­ях, в полях и на заво­дах. Жур­нал «Совет­ское фото», кото­рый регу­ляр­но кри­ти­ко­вал авто­ров за сним­ки жен­щин вне поли­ти­че­ско­го кон­тек­ста, в 1927 году писал по пово­ду «Порт­ре­та пре­ми­ро­ван­ной кра­са­ви­цы г. Кур­ска», при­слан­но­го в редак­цию Л. Ганом:

«Пред­став­ля­ют­ся 1903–1904 года… Эпо­ха реак­ции… Глу­хая про­вин­ция… пло­хая про­фес­си­о­наль­ная фото­гра­фия… У моде­ли деколь­ти­ро­ван­ное пла­тье и искус­ствен­ные цве­ты на гру­ди… Как дав­но это было! И как дале­ки мы теперь от это­го! И вдруг… с ужа­сом видим, что сни­мок сде­лан в 1925 году. Горя­чо сове­ту­ем авто­ру опом­нить­ся…» [2].

Порт­рет пре­ми­ро­ван­ной кра­са­ви­цы г. Кур­ска. Фото­граф Л. Ю. Ган. «Совет­ское фото», № 9 1927 года

Страш­но дале­ки от задач пар­тии были и люби­те­ли коти­ков. Фото­сьём­ка живот­ных счи­та­лась «ерун­дов­ским заня­ти­ем», а авто­ры таких сним­ков — «зря рас­тра­чи­ва­ю­щи­ми ста­ра­нье, вре­мя и фото­ма­те­ри­а­лы». Вот что писа­ли кри­ти­ки о фото­гра­фии «Дым­ка»:

«Вокруг нас сей­час гро­мад­ное коли­че­ство про­стых, жиз­нен­ных и захва­ты­ва­ю­щих сюже­тов — не заме­тить их труд­но, поэто­му немуд­ре­но, что сни­мок этот нас удив­ля­ет. В рас­смат­ри­ва­е­мой рабо­те тех­ни­ка не иску­па­ет убо­же­ства содер­жа­ния её; пусть автор не сету­ет на нас за то, что мы хотим видеть его более серьёз­но отно­ся­щим­ся к фото­гра­фии» [3].

Дым­ка. Фото­граф Н. «Совет­ское фото», № 11 1928 года; Фото-глаз, надень очки… «Совет­ское фото», № 2 1930 года.

То ли авто­ры попа­да­лись несе­рьёз­ные, то ли любовь к живот­ным ока­за­лась силь­нее идео­ло­ги­че­ских ука­за­ний, но кри­ти­ка коти­ков дол­го не схо­ди­ла со стра­ниц жур­на­ла. Напри­мер, в 1930 году «Совет­ское фото» в кари­ка­ту­ре «Фото-глаз, надень очки…» высме­и­ва­ло сту­ден­тов 2‑го МГУ, кото­рые «пред­по­чи­та­ли фото­гра­фи­ро­ва­ние коше­чек актив­но­му уча­стию в соци­а­ли­сти­че­ском стро­и­тель­стве через печать» [4]. Про­па­ган­ди­сты при­зы­ва­ли ещё рез­че кри­ти­ко­вать таких фото­лю­би­те­лей и пере­ори­ен­ти­ро­вать их на осве­ще­ние дей­стви­тель­но важ­ных соци­аль­ных задач.


Против надуманных сюжетов

Совет­ская кри­ти­ка не очень люби­ла поста­но­воч­ные фото­гра­фии, даже если они соот­вет­ство­ва­ли поли­ти­че­ской повест­ке. Харак­тер­ная для них искус­ствен­ность всту­па­ла в кон­фликт с реаль­но­стью и уво­ди­ла от реше­ния акту­аль­ных про­блем. Вот на сним­ке кре­стья­нин застыл с топо­ром в руках — и зву­чат упрё­ки, что сде­лал он это в уго­ду фото­гра­фу, а не в инте­ре­сах тру­да. На дру­гой фото­гра­фии несколь­ко ком­со­моль­цев в крас­ном угол­ке чита­ют газе­ты — и кри­ти­ки воз­му­ща­ют­ся, что так не быва­ет. Чте­ние газет и слу­ша­ние радио были одни­ми из самых кри­ти­ку­е­мых сюже­тов из-за того, что фото­гра­фам ред­ко уда­ва­лось пере­дать есте­ствен­ность про­цес­са. А неко­то­рые авто­ры при рабо­те с пер­со­на­жа­ми явно пере­ги­ба­ли палку.

Фото­граф Ю. Зай­цев. «Совет­ское фото», № 7 1927 года

Вот два кре­стья­ни­на чита­ют жур­нал «Совет­ское фото», один из них при этом, как писа­ли в кри­ти­че­ских замет­ках, «занят какой-то мало­эс­те­ти­че­ской опе­ра­ци­ей в сво­ём носу». При­го­вор кри­ти­ков был категоричен:

«Если автор хотел пока­зать, что наш жур­нал про­ни­ка­ет в кре­стьян­ские мас­сы, то дан­ное им фото­гра­фи­че­ское под­твер­жде­ние это­го обсто­я­тель­ства, надо при­знать, не зву­чит жиз­нен­ной прав­дой. Сни­мок искус­стве­нен, наду­ман, фаль­шив» [5].

Кре­стьян­ка за чте­ни­ем газе­ты. Фото­граф И. Заха­ров. «Совет­ское фото», № 9 1927 года

Рез­ко кри­ти­ко­ва­ли и фото «Кре­стьян­ка за чте­ни­ем газеты»:

«Сюжет наду­ман, и при­том — неудач­но. Два дела — чте­ние и корм­ле­ние гру­дью сто­я­ще­го ребён­ка — пло­хо вяжут­ся меж­ду собой. Зри­тель чув­ству­ет, что фото­граф не схва­тил момент, а дол­го перед тем уса­жи­вал натур­щи­цу для сво­ей неудач­но заду­ман­ной ком­по­зи­ции» [6].

Инте­рес­но, что улыб­ка пер­со­на­жей на фото тоже вызы­ва­ла неод­но­знач­ные оцен­ки. Ещё в нача­ле 1930‑х годов, огля­ды­ва­ясь немно­го назад, кри­ти­ки с изряд­ной долей иро­нии писа­ли о «пери­о­де весё­лых сним­ков» — когда «зуба­стые ком­со­моль­цы с исклю­чи­тель­но улы­ба­ю­щи­ми­ся лица­ми» запо­ло­ни­ли стра­ни­цы жур­на­лов [7]. Улыб­ку не запре­ща­ли, но ино­гда зада­ва­ли вопро­сы о её умест­но­сти. Рас­плыв­ча­тость кри­те­ри­ев для оцен­ки того, что объ­ек­тив­но оце­нить невоз­мож­но, порож­да­ла про­ти­во­ре­чи­вые ситу­а­ции: ино­гда слож­но было понять суть идео­ло­ги­че­ских претензий.

Возь­мём, напри­мер, обыч­ные фото­гра­фии из жур­на­ла «Ого­нёк», каких были тыся­чи. Мгно­ве­ния соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, зна­ко­мые каж­до­му совет­ско­му читателю.

Цели­на под плу­гом. Авто­ры Е. Ряб­чи­ков и А. Гостев; Толь­ко вер­ну­лись ново­сё­лы-ком­со­моль­цы из сте­пи — музы­ка и пляс­ки в поле­вом стане. Трак­то­рист Нико­лай Чер­ти­лин рас­тя­ги­ва­ет меха бая­на, а его друг Нико­лай Кон­дра­тен­ко пус­ка­ет­ся в пляс. Фото­граф А. Гостев. «Ого­нёк», № 24 1954 года

За что же их руга­ли, спро­си­те вы. И кри­тик Мака­ров отве­тит: за то, что такой соц­ре­а­лизм нам не нужен, там улы­ба­ют­ся мно­го, здесь — мало. Вот что он писал в ста­тье «За прав­ди­вый, выра­зи­тель­ный фоторепортаж»:

«Неред­ко фото­ре­пор­тё­ры ста­ра­ют­ся при­укра­сить дей­стви­тель­ность дешё­вой улыб­кой, раз­ли­вая на стра­ни­цах газет и жур­на­лов розо­вую слащавость.

Посмот­ри­те № 24 жур­на­ла „Ого­нёк“ — там почти все изоб­ра­жён­ные люди улы­ба­ют­ся. В фото­сним­ках, иллю­стри­ру­ю­щих очерк Е. Ряб­чи­ко­ва и А. Госте­ва „Цели­на под плу­гом“, сме­ют­ся трак­то­ри­сты, заправ­ля­ю­щие трак­то­ры перед выхо­дом в поле, сме­ёт­ся жен­щи­на, про­ти­ра­ю­щая окно; сме­ют­ся при­цеп­щи­ки Грав­ши­на и Каза­ко­ва и трак­то­ри­сты, окон­чив­шие рабо­ту… Авто­ры сним­ков слов­но зада­лись целью дока­зать, что под­ня­тие цели­ны — лёг­кое, пустя­ко­вое дело и никто там не обре­ме­нён дума­ми и заботами.

Любо­пыт­но, что в том же номе­ре „Огонь­ка“ на чет­вёр­той стра­ни­це облож­ки пока­за­на сцен­ка отды­ха моло­дё­жи на целин­ных зем­лях. Ну, конеч­но же, здесь-то уж обя­за­тель­но люди пол­ны весе­лья и без­за­бот­но­сти, так и слы­шит­ся весё­лый смех, — дума­е­те вы. Ниче­го подоб­но­го! Гля­дя на сни­мок, мож­но толь­ко посо­чув­ство­вать людям, так скуч­но про­во­дя­щим свой досуг. Лицо бая­ни­ста уны­ло, окру­жа­ю­щие его девуш­ки и пар­ни натя­ну­то улы­ба­ют­ся, столь же неве­сел трак­то­рист, „пустив­ший­ся в пляс“» [8].

В каче­стве аль­тер­на­ти­вы поста­но­воч­ным сюже­там и дру­гим лаки­ро­ван­ным сним­кам кри­ти­ки пред­ла­га­ли боль­ше вни­ма­ния уде­лять репор­таж­ной фото­гра­фии, сле­до­вать прин­ци­пу доку­мен­та­лиз­ма и запе­чат­ле­вать «прав­ду жизни».


Против шаблонов и штампов

Высту­пая за ори­ги­наль­ные под­хо­ды во всех обла­стях искус­ства, совет­ская кри­ти­ка не обо­шла вни­ма­ни­ем и фото­гра­фию. Нова­тор­ство долж­но было про­яв­лять­ся не толь­ко в отка­зе от доре­во­лю­ци­он­ной тема­ти­ки, но и в твор­че­ском мето­де, где не было места шаб­ло­нам и штам­пам. От фото­ре­пор­тё­ров жда­ли све­же­го взгля­да на дей­стви­тель­ность, а тех, кто шёл по про­то­рен­ным дорож­кам, упре­ка­ли в низ­ком куль­тур­ном уровне. Вот типич­ный при­мер такой критики:

«Груп­па работ­ни­ков реши­ла зано­во заснять Ленин­град. Ей дали авто­мо­биль, и они поеха­ли… к памят­ни­ку Пет­ра и Иса­а­ки­ев­ско­му собо­ру, к тому, что столь­ко раз уже сни­ма­лось! Ново­го Ленин­гра­да фото­ре­пор­тё­ры не суме­ли уви­деть» [9].

В «Совет­ском фото» ущерб­ность одно­тип­ных под­хо­дов к фото­ил­лю­стра­ци­ям была одной из глав­ных тем. Так, в ста­тье «Объ­явим вой­ну шаб­ло­ну и штам­пу» автор Греб­нин, ана­ли­зи­руя содер­жа­ние воен­ных газет, писал:

«Посмот­ри­те, напри­мер, какие фото­сним­ки были посвя­ще­ны при­зы­ву 1907 года. Все один­на­дцать окруж­ных крас­но­ар­мей­ских и одна обще­со­юз­ная для нач­со­ста­ва газе­ты поме­сти­ли изби­тый, затас­кан­ный, одно­тип­ный сюжет: голый при­зыв­ник и вра­чи в белых хала­тах. Никто не постес­нял­ся поме­стить этот ока­ме­не­лый в ряде лет фото­сни­мок, несмот­ря на то, что он в печа­ти появил­ся со дня нор­маль­ных при­зы­вов, то есть с 1924 года» [10].

Про­ли­став архив­ные под­шив­ки, мож­но убе­дить­ся в спра­вед­ли­во­сти этих пре­тен­зий. Вот, к при­ме­ру, сни­мок под назва­ни­ем «Врач вни­ма­тель­но осмат­ри­ва­ет при­зыв­ни­ка» в газе­те «Крас­ная звез­да» от 13 сен­тяб­ря 1929 года, и он дей­стви­тель­но один из многих.

Врач вни­ма­тель­но осмат­ри­ва­ет при­зыв­ни­ка. «Крас­ная звез­да», 13 сен­тяб­ря 1929 года

Инте­рес­но, что кри­ти­ки не объ­яс­ня­ли, как по-дру­го­му пока­зать армей­ский при­зыв, и, может быть, поэто­му штамп ока­зал­ся настоль­ко живу­чим, что пере­жил и кри­ти­ков, и совет­ский строй.

Дру­гим шаб­лон­ным сюже­том ока­за­лись пля­шу­щие крас­но­ар­мей­цы. В той же ста­тье говорилось:

«В самом деле, крас­но­ар­ме­ец в фото­сним­ках пля­шет, тан­цу­ет, носит­ся под наур­скую и мос­ков­скую „бары­ню“, и в воен­ной газе­те этот момент счи­та­ет­ся люби­мым блю­дом (то бишь, фотоснимком).

Всё идёт как по рас­пи­са­нию. Сей­час даёт­ся так: „Молод­няк в каран­тине“ (пля­шут), затем „Молод­няк в казар­ме“ (пля­шут). Зимой под быто­вым соусом впе­ре­меж­ку с дру­ги­ми будут давать­ся: „Крас­но­ар­мей­цы в пере­ры­ве заня­тий“ (опять пля­шут). Летом в лаге­рях, на досу­ге, опять всё та же „при­сяд­ка“, наур­ская „бары­ня“.

Но это ещё не всё. Даль­ше — манёв­ры, где крас­но­ар­мей­цы на при­ва­ле пля­шут (обя­за­тель­но!), то друг с дру­гом, то крас­ные с сини­ми (после „боя“), то с кем-нибудь из населения.

Когда же крас­но­ар­ме­ец будет уволь­нять­ся в дол­го­сроч­ный отпуск, отслу­жив двух­го­дич­ный срок, фото­граф заста­вит его спля­сать послед­ний раз „бары­ню“ на вок­за­ле и у эше­ло­на» [11].

В казар­ме в часы отды­ха. «Крас­ная звез­да», 29 мар­та 1929 года

Впро­чем, в борь­бе про­тив шаб­лон­ных сним­ков кри­ти­ка зача­стую не дости­га­ла жела­е­мо­го резуль­та­та по понят­ным при­чи­нам: ори­ги­наль­ное мыш­ле­ние все­гда было ред­ким явле­ни­ем в искусстве.


Против фотовранья

Боль­шин­ство совет­ских чита­те­лей были уве­ре­ны, что фото­гра­фия в газе­те — это доку­мен­таль­ный факт. Сомне­вать­ся в его досто­вер­но­сти прак­ти­че­ски не при­хо­ди­лось: раз­ве могут солгать жур­на­ли­сты? Одна­ко кри­ти­ка уве­ря­ла, что не толь­ко могут, но и наме­рен­но вво­дят чита­те­лей в заблуж­де­ние. То, что сего­дня назва­ли бы фей­ка­ми, про­ни­ка­ло и в совет­ские газе­ты, пусть и в гораз­до мень­ших мас­шта­бах. Тогда ущерб­ную прак­ти­ку име­но­ва­ли фото­вра­ньём, а авто­ров сним­ков — фото­вру­на­ми и фотожуликами.

Очень часто этим гре­ши­ли агент­ства, снаб­жа­ю­щие сним­ка­ми газе­ты и жур­на­лы: «Пресс-кли­ше», «Союз­фо­то» и дру­гие. Рас­про­стра­нён­ным явле­ни­ем была пуб­ли­ка­ция одно­го сним­ка в несколь­ких изда­ни­ях с раз­ны­ми подписями.

Так, в нояб­ре 1929 года газе­та «Вечер­няя Москва» напе­ча­та­ла фото­гра­фию под назва­ни­ем «Горы меш­ков с хлоп­ко­вы­ми семе­на­ми на хлоп­ко­очи­сти­тель­ном заво­де в г. Кокан­де». Сни­мок посту­пил в редак­цию из агент­ства «Пресс-кли­ше» и сомне­ний не вызвал. А через несколь­ко дней выяс­ни­лось, что год назад та же самая фото­гра­фия кра­со­ва­лась на облож­ке жур­на­ла «Совет­ское фото»: тогда она назы­ва­лась «Новый уро­жай» и изоб­ра­жа­ла меш­ки с хлебом.

Под­го­то­вим­ся к севу хлоп­ка. «Вечер­няя Москва», 23 нояб­ря 1929 года; Новый уро­жай. Фото­граф Зель­ма­но­вич. «Совет­ское фото», № 11 1928 года

Воз­му­щён­ная «Вечер­няя Москва» писала:

«Все­го один год пона­до­бил­ся для чудес­но­го пре­вра­ще­ния Прес­скли­ше хле­ба в хло­пок. Как гово­рит­ся, ника­кой магии, одна лов­кость рук!

Нуж­но ли гово­рить о воз­му­ти­тель­но­сти это­го фак­та! Один и тот же сни­мок обо­ро­ти­стое Прес­скли­ше пус­ка­ет под раз­ны­ми назва­ни­я­ми, при­ме­ни­тель­но к тре­бо­ва­ни­ям момен­та. Хочешь — хлеб, хочешь — хло­пок, а через год Прес­скли­ше пре­вра­тит хло­пок в кар­то­фель — дескать, чита­тель все слопает.

Наду­ва­тель­ство это, без­об­раз­ная небреж­ность или свое­об­раз­ный „ком­мер­че­ский при­ём“, резуль­тат один: газе­ты обма­ну­ты, а вме­сте с ними обма­ну­ты тысяч­ные мас­сы чита­те­лей. Мы тре­бу­ем, что­бы Прес­скли­ше рабо­та­ло чест­но!» [12].

В дру­гих слу­ча­ях мас­шта­бы под­та­со­вок были гораз­до боль­ше. Так, в июне 1934 года «Прав­да» опуб­ли­ко­ва­ла фото­гра­фию улы­ба­ю­щей­ся девушки.

«Прав­да», 28 июня 1934 года

Под­пись гла­си­ла: «Тов. Позлад­зе — луч­шая удар­ни­ца вто­ро­го отря­да Ала­зан­ско­го зер­но­сов­хо­за (Гру­зия), прак­ти­кант­ка с.-х. инсти­ту­та меха­ни­за­ции, рабо­тая на сно­по­вя­зал­ке, пере­вы­пол­ня­ет днев­ной план на 40 про­цен­тов» [13].

Одна­ко спу­стя месяц газе­та обна­ру­жи­ла, что ещё в 1933 году фото часто печа­та­ли в гру­зин­ских изда­ни­ях, при этом девуш­ка была по оче­ре­ди «удар­ни­цей-сту­дент­кой Чичи­над­зе», «ста­рой ком­со­мол­кой Гоза­ли­шви­ли» и «пере­до­вой ком­со­мол­кой Каза­ли­шви­ли». Сни­мок был сде­лан тифлис­ским фото­ре­пор­тё­ром Джей­ра­но­вым, а в «Прав­ду» он попал через «Союз­фо­то». Воз­му­ще­нию газе­ты не было пре­де­ла. Джей­ра­но­ва и «Союз­фо­то» обви­ни­ли в оду­ра­чи­ва­нии чита­те­лей, назва­ли вре­ди­те­ля­ми и гро­зи­ли обра­ще­ни­ем в про­ку­ра­ту­ру [14]. Поз­же «Союз­фо­то» пере­ло­жи­ло ответ­ствен­ность за недо­сто­вер­ную атри­бу­цию сним­ка на Джей­ра­но­ва, объ­яс­няя, что тот ввёл агент­ство в заблуж­де­ние, и, по всей види­мо­сти, нака­за­ли толь­ко фото­ре­пор­тё­ра. При этом прес­са при­зы­ва­ла жур­на­ли­стов вести бес­по­щад­ную борь­бу с «джей­ра­нов­щи­ной», раз­об­ла­чать вру­нов, тра­вить их «как вре­ди­те­лей, под­ры­ва­ю­щих огром­ную рабо­ту, кото­рую про­де­лы­ва­ет совет­ская фото­гра­фия» [15].

«Прав­да», 24 фев­ра­ля 1934 года

В том же году «Прав­да» писа­ла ещё об одном сним­ке, кото­рый обо­шёл чуть ли не весь Совет­ский Союз. Обыч­ное, мало­при­ме­ча­тель­ное фото в тече­ние года в раз­ных газе­тах пуб­ли­ко­ва­ли под назва­ни­я­ми: «Чист­ка пар­тии в деревне», «Заня­тие по пар­тучё­бе», «Вечер­ние кур­сы сче­то­во­дов», «Сель­ская сек­ция РКИ за раз­бо­ром жалоб», «Пер­вое заня­тие в парт­шко­ле», «Про­ра­ба­ты­ва­ют доклад тов. Ста­ли­на» и дру­ги­ми [16].

В борь­бе про­тив лжи кри­ти­ка была кате­го­рич­на: рас­смат­ри­вая сни­мок в газе­те как «доку­мен­таль­ное ору­жие огром­ной силы», она при­зы­ва­ла не при­туп­лять его и не пач­кать фаль­шив­ка­ми. Две­ри редак­ций для «фото­вру­нов» закры­ва­лись навсегда.


Против фотокурьёзов

В 1925 году жур­нал «Крас­ная Нива» в мате­ри­а­ле «Ново­сти нау­ки и тех­ни­ки» опуб­ли­ко­вал сен­са­ци­он­ное сооб­ще­ние об англий­ской учё­ной экс­пе­ди­ции в Поли­не­зии. В замет­ке гово­ри­лось, что био­лог док­тор Шваг­ге­рер обна­ру­жил на ост­ро­ве Нига­б­зи бабо­чек, дли­на кры­льев кото­рых дости­га­ет прак­ти­че­ски двух мет­ров, и пото­му мест­ные жите­ли стре­ля­ют в них из лука. Жур­нал поме­стил и фото такой охо­ты на бабо­чек, и фото тузем­цев, кото­рые, по уве­ре­ни­ям учё­ных, тоже обла­да­ли испо­лин­ским ростом, при­мер­но в два раза пре­вы­ша­ю­щим рост обыч­но­го чело­ве­ка [17].

«Крас­ная Нива», № 23 1925 года

Жур­на­ли­сты «Совет­ско­го фото» в пилот­ном номе­ре отре­а­ги­ро­ва­ли на пуб­ли­ка­цию. Раз­об­ла­чая кол­лег из «Крас­ной Нивы», они с сожа­ле­ни­ем писали:

«Сто­лич­ный жур­нал напе­ча­тал, мно­гие про­вин­ци­аль­ные совет­ские газе­ты чест­но пере­пе­ча­та­ли, и пошла гулять по Совет­ско­му Сою­зу весть о людях-вели­ка­нах и бабочках».

Ока­за­лось, что назва­ние ост­ро­ва Нига­б­зи пере­во­дит­ся как «кото­ро­го нико­гда не было», док­то­ра Шваг­ге­ре­ра, гигант­ских бабо­чек и вели­ка­нов-тузем­цев тоже не суще­ству­ет, а пуб­ли­ка­ция взя­та из пер­во­ап­рель­ско­го номе­ра одно­го ино­стран­но­го журнала.

«Поль­зу­ясь мето­дом „док­то­ра Шваг­ге­ре­ра“ и его рус­ско­го после­до­ва­те­ля», «Совет­ское фото» опуб­ли­ко­ва­ло для сво­их чита­те­лей фото­гра­фию «Гигант­ский лев на ули­цах Моск­вы» и сопро­во­ди­ло тек­стом, паро­ди­ру­ю­щим газет­ные «сен­са­ции»:

«В чет­верг, 1 апре­ля, в самый раз­гар дня дви­же­ние на Страст­ной пло­ща­ди было оста­нов­ле­но гигант­ским львом, раз­ва­лив­шим­ся на весен­нем солн­це­пё­ке и не обра­щав­шим ника­ко­го вни­ма­ния на гуд­ки авто­бу­сов. Необы­чай­ное зре­ли­ще при­влек­ло тол­пы любо­пыт­ных, с тру­дом сдер­жи­вав­ши­е­ся мили­ци­ей. Толь­ко к вече­ру выспав­ший­ся к тому вре­ме­ни зверь был мера­ми поли­ции и пожар­ных водво­рён в Зоо­сад. Живот­ное пре­вос­хо­ди­ло все извест­ные до сего вре­ме­ни льви­ные раз­ме­ры и, оче­вид­но, было родом из откры­тых сме­лым иссле­до­ва­те­лем д‑ром Шваг­ге­ре­ром земель».

Гигант­ский лев на ули­цах Моск­вы. «Совет­ское фото», № 1, 1926 года

Жур­на­ли­сты чест­но пре­ду­пре­ди­ли, что это «фото-курьёз», и попро­си­ли про­вин­ци­аль­ные изда­ния воз­дер­жать­ся от пере­пе­чат­ки [18].

Веро­ят­но, это был един­ствен­ный раз, когда кри­ти­ки шути­ли. В даль­ней­шем они были гораз­до рез­че и бескомпромисснее.


Примечания

  1. Совет­ский фото-репор­таж // Прав­да, 6 мая 1926 г.
  2. Отзы­вы о сним­ках // Совет­ское фото, 1927, № 9.
  3.  Кри­ти­че­ские замет­ки // Совет­ское фото, 1928, № 11.
  4. Мно­го сил, но ещё сла­ба рабо­та // Совет­ское фото, 1930, № 2.
  5. Отзы­вы о сним­ках // Совет­ское фото, 1927, № 7.
  6. Отзы­вы о сним­ках // Совет­ское фото, 1927, № 9.
  7. Опыт пере­до­ви­ков про­дви­нуть в мас­сы. Выстав­ка работ фото­ре­пор­тё­ров «Огонь­ка» // Совет­ское фото, 1930, № 4.
  8. Мака­ров Н. За прав­ди­вый, выра­зи­тель­ный фото­ре­пор­таж // Совет­ская куль­ту­ра, 2 сен­тяб­ря 1954 г.
  9. Лукья­нов И. В твор­че­ских спо­рах // Совет­ское фото, 1936, № 8.
  10. Греб­нин Н. Объ­явим вой­ну шаб­ло­ну и штам­пу. Фото в воен­ной газе­те // Совет­ское фото, 1930, № 2.
  11.  Там же.
  12.  Нуж­но рабо­тать чест­но. О неко­то­рых при­ё­мах Прес­скли­ше // Вечер­няя Москва, 29 нояб­ря 1929 г.
  13.  «Прав­да», 28 июня 1934 г.
  14. А поут­ру она вновь улы­ба­лась // Прав­да, 9 июля 1934 г.
  15.  Оси­по­вич Я. Иско­ре­нить джей­ра­нов­щи­ну! // Совет­ское фото, 1934, № 4–5.
  16. О дежур­ном фото­вра­нье // Прав­да, 24 фев­ра­ля 1934 года.
  17.  Ново­сти нау­ки и тех­ни­ки // Крас­ная Нива, 1925, № 23.
  18.  Фото-курьё­зы // Совет­ское фото, 1926, № 1.

Читай­те также:

— Фор­пост в крас­ном гал­сту­ке: как «Пио­нер­ская прав­да» вос­пи­ты­ва­ла юных ленин­цев;

— «Жела­ет Лер­мон­то­вым звать­ся»: как и зачем совет­ские граж­дане меня­ли име­на и фами­лии