Густав Густавович Клуцис (Gustavs Klucis, 1895–1938) — художник-конструктивист, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, а кроме этого, ещё и латышский стрелок. Всё это сочеталось в жизни яркого представителя первого поколения Страны Советов. Хотя период непосредственной революционной деятельности в команде пулемётчиков 9‑го латышского стрелкового полка у Клуциса был очень коротким, всю свою революционность он направил в авангардистское искусство. Так разрабатывался фотомонтаж — задолго до изобретения компьютерных дизайнерских программ.
Густав Клуцис был не только художником, но и революционером. Во время Февральской революции он «свергал самодержавие», во время Октябрьских событий — служил добровольцем в команде пулемётчиков 9‑го латышского стрелкового полка, охраняющего советское правительство в Смольном. Клуцис поучаствовал в двух самых драматичных исторических событиях 1918 года — в подавлении вооружённого выступления анархистов и ликвидации эсеровского восстания. В 1919 году Клуцис вступил в ВКП(б), в составе пулемётной команды состоял в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле.
Среди латышских стрелков оказалось немало активных и творческих солдат. Было организовано общество культуры и искусства молодых стрелков, проводились концерты-митинги, актёрская труппа давала театральные представления, устраивали литературно-музыкальные вечера. При непосредственной поддержке Ленина 3 мая 1918 года Густав Клуцис и Вальдемар Андреас создали кружок молодых художников Daile (в переводе с латышского «Искусство»).
Клуцис занимался творчеством с детства: обучался сначала в Рижской художественной школе, далее в Петрограде в художественном училище (бывшее Императорское). Пройдя путь от импрессионизма к кубизму, футуризму, супрематизму и конструктивизму, художник выработал собственный творческий метод.
В 1918 году Клуцис впервые использовал фотомонтаж в работе «Динамический город» и после революции искал новые визуальные решения для реализации разных задач, выдвинутых новой властью. Развитие агитационного и массового искусства стало главным делом для молодого художника.
Художник самостоятельно овладевал навыками фотографии и печати. Клуцис, один из немногих, создавал с помощью фотографии книжные иллюстрации, полиграфические обложки, политические и рекламные плакаты.
Бывший латышский стрелок осознал широкие возможности фотографии не только в полиграфическом оформлении, но и в организации общественного пространства. Для него работа с фотографией являлась исследовательским процессом, его интересовал потенциал фотографического изображения для решения задач агитации и воздействия на массы. Клуцис понимал фотографию гораздо шире, чем простое отражение действительности.
Несомненно, технологическое развитие помогло расширить возможности фотомонтажа, но многие задумки художников в начале 1920‑х годов были невыполнимы технически: широкоформатная печать была сложна и во многих случаях невыполнима, позволить многоцветную печать было практически невозможно для многих проектов, работа над созданием «билбордов» уже велась, но каждый такой проект печатался месяцами и выполнялись такие работы только для крупных политических праздников.
Теоретическое обоснование своих экспериментов Клуцис сформулировал в рукописи «Право на эксперимент». Он говорил о постоянном поиске новых средств выразительности, в частности об экспериментах с пространством и передачей движения.
Найденные в фонде Кручёных документы и эскизы демонстрируют процесс творческого поиска в конкретных работах. Просматривается уникальный метод объединения лозунга и конструкции в творчестве Клуциса. За счёт сочетания простых геометрических фигур и использования ярких, контрастных и сочетаемых цветов он выделяет ключевые моменты в композициях. Клуцис постепенно совершенствовал метод фотомонтажа, искал более органичные соответствия графических и смысловых элементов, делал лаконичные и узнаваемые работы. Так родился уникальный стиль плаката, при котором цвет, коллаж и шрифт создают неповторимый революционный образ.
Долгие годы Густав Клуцис находился в самом центре политических и культурных событий, развивал системы образования и фотомонтажа. 17 января 1938 года он был арестован в числе участников «фашистской, националистической организации латышей», существовавшей в обществе «Прометей». Вскоре Клуциса расстреляли.
В настоящее время возрастает интерес к советскому агитационному искусству. Архивы и личные документы репрессированных художников стали доступными, но в исследованиях, которые на них не опирались, прослеживаются фактические ошибки и недостоверная информация о картинах, датировках. В исследовании творчества и обстоятельств жизни Густава Клуциса, одного из самых известных в мире художников латышского происхождения, остается ещё много пробелов.
Читайте также «Отечественное фотоискусство в лицах. Сергей Чиликов».