Судьба конституций в России довольно невезучая. Ещё по просьбе императора Александра I в начале XIX века его сановники составляли проекты основного закона, так и оставшиеся красивым рассуждением. Из-за убийства Александра II террористами не был реализован крайне осторожный проект, «конституционность» которого опровергал даже сам автор, министр внутренних дел с расширенными полномочиями Лорис-Меликов.
В XX веке конституция так и не смогла стать краеугольным камнем политической системы в стране. А вот игрушкой в руках властей, инструментом манипуляции политических сил и даже прикрытием откровенной диктатуры — пожалуйста.
«Есть ли у нас конституция…»
В 1905 году Российская империя содрогалась от Первой русской революции. Императорской власти, теряющей контроль над ситуацией, было необходимо начать диалог с протестующими, а разные слои бунтующего общества в целом сходились в одном — стране была необходима конституция. Под давлением революции российское законодательство было изменено, и, казалось, государственное устройство переходило в действительно конституционное русло.
В августе и октябре 1905 года и феврале 1906 года последовательно появились три манифеста императора Николая II. Они утвердили разделение законодательной власти между монархом и парламентом в виде Государственной думы как нижней палаты и реформированного Государственного совета как верхней. Были провозглашены «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Законы не могли теперь быть приняты без одобрения Думы, однако император имел право распускать её и ветировать её решения — чем в дальнейшем не раз воспользовался. Таким образом, Николай II, ограничив свою власть, в то же время оставил институциональные возможности обходить эти ограничения.
Корпус Основных государственных законов Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 года, составленный с учётом этих нововведений, можно считать первой конституцией России. Что же было с реформированным политическим устройством дальше?
3 июня 1907 года Николай распустил II Государственную думу, активно противодействовавшую правительству, и изменил избирательный закон. Круг избирателей сузился, а имущественный ценз стал давать гораздо бо́льшие преимущества обеспеченным людям — таким образом грядущая Дума должна была стать куда менее оппозиционной. Если роспуск Думы по Основным законам действительно был прерогативой императора, то менять избирательное законодательство он должен был вместе с парламентом — поэтому событие вошло в историю как «Третьеиюньский переворот».
Государственная дума, избранная по новому законодательству, действительно оказалась куда более лояльной. В стране установился ещё не зрелый, но довольно работоспособный политический режим. Монарх был вынужден править, учитывая мнение парламента, при этом появилась должность председателя Совета министров — фактически премьера, который и осуществлял непосредственное управление страной. Пётр Столыпин, находившийся на этой должности с 1906 года до убийства в 1911 году, создал систему, при которой исполнительной власти удавалось находить одобрение большинства своих инициатив в парламенте, пользуясь поддержкой разных его фракций.
Поэт Саша Чёрный в 1909 году так сатирически моделировал разговор лидеров либеральной партии кадетов:
Гессен спросил его кротко как авель:
«есть ли у нас конституция, Павел?»Встал Милюков, запинаясь от злобы,
Резко ответил: «ещё бы! ещё бы!»Долго сидели в партийной печали.
Оба курили и оба молчали.
Несмотря на спорный баланс политических сил после Третьеиюньского переворота, ряд историков утверждает, что Основные законы всё-таки стали полноценной конституцией, реально ограничив власть монарха — например, так писал эмигрантский историк и правовед Виктор Леонтович.
Как бы там ни было, естественное развитие российского конституционализма было прервано Революцией 1917 года. С исторической сцены сошли сначала монархия со своими чиновниками, а затем и думские либералы. Власть попала в руки большевикам, для которых конституция стала одним из средств осуществления классовой борьбы.
Декларации и диктатура
10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР. Её разработка и принятие происходили в условиях разгорающейся Гражданской войны — зарождения белого движения, окончательной большевизации советов и репрессий против эсеров. Конституция провозглашала «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком» и носила классовый характер.
В основном законе провозглашались общественная собственность на средства производства, диктатура пролетариата и федеративное устройство страны. По новой конституции право на защиту революции с оружием в руках имели только трудящиеся. Вся законодательная и исполнительная власть передавалась советам, однако для непосредственного управления формировались распорядительный и контролирующий орган — Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), и правительство — Совет народных комиссаров (СНК).
Выборы были непрямыми, неравными и нетайными, а преимущество в весе голоса оставалось за рабочими в ущерб крестьянам. Большая категория социально чуждых большевикам «лишенцев» от помещиков до кулаков была лишена избирательных прав. Таким образом, конституция 1918 года включала в себя как идеологические построения большевиков, так и практические пункты, призванные ослабить, маргинализовать их противников в строящемся новом государстве.
Одержав победу в Гражданской войне, большевики принялись собирать земли Российской империи, формируя национальные республики. После долгих партийных споров о будущем устройстве объединённой страны и победы ленинской модели федерации была создана конституция нового государства — Советского Союза. 31 января 1924 года она была утверждена на II съезде Советов СССР.
Основной закон сохранил классовый характер. Выборы оставались непрямыми, избирательное право предоставлялось только «трудящимся», а власть формально оставалась у советов — на деле окончательно перейдя партии. Новая конституция разграничила компетенции республик и союзного центра, определила федеративную структуру власти. 11 мая 1925 года в соответствии с союзной была принята Конституция РСФСР.
К 1930‑м годам идея скорой мировой революции окончательно разошлась с реальностью. Иосиф Сталин, сосредоточивший в своих руках власть, принялся за государственное строительство, возводя махину тоталитарного государства, контролирующего все сферы жизни человека и проводящего масштабные и кровавые экономические эксперименты: коллективизацию и индустриализацию. Сталину необходима была новая конституция: с одной стороны, отражающая его взгляды на государство, национальный вопрос и экономику, с другой — декларирующая успехи социализма, достигнутые под его руководством. 5 декабря 1936 года после весьма формального, но масштабного «всенародного обсуждения» новая Конституция СССР была принята на VIII Чрезвычайном съезде Советов (21 января 1937 года — соответствующая ей Конституция РСФСР).
Новый основной закон декларировал победу социализма, объявлял экономической основой государственную и кооперативно-колхозную собственность, но признавал мелкое индивидуальное хозяйство: конечно, без наёмного труда. «Декларация об образовании СССР» — наиболее идеологизированная часть прежней конституции — исчезла, хотя в первой главе нового документа сохранились такие принципы, как «кто не работает, тот не ест» и «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
На вершине власти по-прежнему формально оставались советы, высшим органом в СССР становился теперь Верховный совет СССР, двухпалатный парламент. Его реальная роль в дальнейшем ограничивалась принятием спускаемых из партии инициатив. Советской власти, взявшей выборы под полный контроль, больше не нужны были их конституционные ограничения. Новый основной закон провозглашал прямые, равные, тайные и всеобщие — без категории «лишенцев» — выборы. Партия же объявлялась «руководящим ядром всех организаций трудящихся», что закрепляло её право на контроль над администрацией. Реальная власть в стране принадлежала узкому кругу лиц из числа Политбюро ЦК, находившегося под полным контролем Сталина.
Конституция 1936 года известна своим прекрасным набором прав человека: в документе декларировались права на труд, отдых, образование и материальное обеспечение в старости, при болезни или потере работоспособности. Объявлялись равноправие граждан независимо от национальности и расы во всех областях жизни и равноправие мужчин и женщин. На деле сельские жители, например, не имели паспортов и не могли свободно выехать в город, на них не распространялось многие социальные гарантии. Логика индустриализации и коллективизации требовала от советских граждан максимального напряжения сил, что совсем не увязывалось с декларациями основного закона.
В конституции также впервые появились права на неприкосновенность личности, жилища и охрану тайны переписки. Весь этот набор в невиданных до и после того масштабах нарушался государственной властью, от которой без всякой оглядки на конституционное устройство исходили депортации, расстрелы и укрепление репрессивного института ГУЛАГа.
Общество победившего социализма
Конституция, сменившая документ 1936 года, появилась гораздо позже, чем могла бы. Проект разрабатывался ещё в первые послевоенные годы, а в 1962 году была создана Конституционная комиссия во главе с Хрущёвым, продолжившая работу и после его отставки уже с новыми акцентами. Мешала быстро меняющаяся политическая ситуация: каждый раз, как основной закон должен был продемонстрировать перемены (новую роль СССР в послевоенном мире, хрущёвские идеи о построении коммунизма), они уже становились не самой актуальной проблемой для текущей политики. В конце концов, в феврале 1976 года состоялся XXV съезд партии, давший указания для завершения работы над новой конституцией.
После очередного «всенародного обсуждения», вновь масштабного и вновь не слишком важного, 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного совета была принята новая Конституция СССР (12 апреля 1978 года — Конституция РСФСР). У документа была идеологическая преамбула, сообщавшая о построении в СССР «развитого социализма» в «общенародном государстве», которое, конечно, уже не собиралось отмирать в обозримом будущем вопреки постулатам Маркса. Декларировался «нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции» — в эти три условные сущности партия пыталась запихнуть всё многообразие советских граждан. Главной целью государства при этом было создание «бесклассового коммунистического общества».
Советскому гражданину в основном законе подарили ещё больше прав человека и демократии в виде прописанных «всенародного обсуждения» и «всенародного голосования (референдума)». Конституция вроде как становилась гуманнее и ближе к человеку. Вопрос, как обычно, заключался в том, насколько легко было реализовать права, напечатанные на бумаге.
Были в конституции и вполне практические изменения. Советы по-прежнему формально играли первую роль в государственном управлении, но появилась и знаменитая 6‑я статья конституции, отразившая реальность. КПСС в ней была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В основном законе появилась и глава о внешней политике, где бесконечная мешанина ‑измов выполняла свои идеологические обязанности и формально открывала юридические возможности для помощи очередному «дружественному» режиму за рубежом.
Конституция 1977 года отразила взгляды пожилой партийной верхушки на то, как должен был формально выглядеть советский режим к тому времени. Была она и попыткой продемонстрировать его эволюцию в сторону гуманности и прав человека — впрочем, попыткой довольно слабой. До перестройки, когда одним из основных народных требований станет отмена 6‑й статьи и ревизия конституции, оставалось меньше десятилетия.
Стрелять нельзя договариваться
После распада Союза Россия продолжала формально жить по Конституции РСФСР 1978 года, с трудом отражающей реальность при помощи поправок последних лет и бесконечного множества разного рода юридических актов, принятых президентом и парламентом. Последний в своём устройстве сочетал в себе старые советские схемы, их горбачёвские реформы и политическую практику нового государства. При этом чёткого разделения власти между главой государства (сам пост президента РСФСР появился в марте 1991 года) и парламентом закон не обеспечивал. Необходимость принятия новой конституции осознавалась всеми, но о том, какой она должна быть, президенту и парламенту договориться не удалось.
На фоне конфликта с президентом по экономическим и политическим вопросам Конституционная комиссия при Съезде народных депутатов разработала проект, по которому наибольшая власть сосредотачивалась в руках двухпалатного парламента — Верховного совета. Ельцин же организовал Конституционное совещание, в конце концов одобрившее проект его сторонников, наделявший президента очень широкими полномочиями.
Стороны не были готовы идти на уступки, в стране формировалось реальное двоевластие — и конфликт перешёл в горячую фазу. Ельцин, не имея на то полномочий, распустил парламент своим указом — парламент в ответ отрешил президента и передал его полномочия вице-президенту Руцкому, которого Ельцин недавно отставил. Забаррикадировавшиеся в Белом доме депутаты оказались в милицейском кольце и призвали своих сторонников к активному сопротивлению. В столице начались столкновения, вскоре пролилась кровь.
Борис Ельцин ввёл чрезвычайное положение, и на фоне «дыма отечества» в виде расстрелянного из танков Белого дома Россия получила гиперпрезидентскую конституцию 1993 года. Благодаря ней Ельцину все оставшиеся годы президентства удавалось не без сложностей, но держать в узде новый парламент. Так незаметно история стала нашей современностью.
Читайте также «Как декабристы видели преобразование России».