В обра­ще­нии от 13 (25) июля 1826 года Нико­лай I назы­вал декаб­ри­стов «извер­га­ми», «пре­ступ­ни­ка­ми», обви­нял в «меч­та­тель­но­сти дерз­но­вен­ной». В гла­зах импе­ра­то­ра «подвиг к усо­вер­шен­ство­ва­нию» не дол­жен был рас­хо­дить­ся с вер­но­стью пре­сто­лу и зако­ну. Барон Карл Толь на одном из допро­сов спро­сил аре­сто­ван­но­го Рыле­е­ва: «Не вздор ли зате­ва­ет молодость?»

Сами декаб­ри­сты счи­та­ли ина­че. Несмот­ря на дав­ле­ние во вре­мя след­ствия, нарас­та­ю­щее отча­я­ние и под­ве­шен­ное состо­я­ние, они оста­ва­лись вер­ны идее улуч­ше­ния Рос­сии. Князь Сер­гей Тру­бец­кой утвер­ждал: «Пред­лог для состав­ле­ния тай­ных поли­ти­че­ских обществ есть любовь к оте­че­ству». Спу­стя семь меся­цев, перед каз­нью, Павел Пестель писал роди­те­лям: «Насто­я­щая моя исто­рия заклю­ча­ет­ся в двух сло­вах: я страст­но любил моё оте­че­ство». Через годы после вос­ста­ния его близ­кий друг и сорат­ник Нико­лай Лорер, повест­вуя о вре­ме­ни аре­ста и след­ствия, пред­по­ло­жил, что госу­дарь, ана­ли­зи­руя мате­ри­а­лы дела, мог бы ска­зать: «Ни на одном из них нет чёр­но­го пят­ныш­ка, все люди чести…»

Любовь к оте­че­ству для декаб­ри­стов заклю­ча­лась в жела­нии изме­нить его к луч­ше­му. Зало­жить более спра­вед­ли­вое госу­дар­ствен­ное устрой­ство, изме­нить все сфе­ры жиз­ни во бла­го людей. Заго­вор­щи­ки были гото­вы класть на это силы и жизнь и под­кре­пи­ли устрем­ле­ния в том чис­ле соб­ствен­ной сво­бо­дой и кро­вью. Но раз­ли­ча­лись в глав­ном: как улуч­шить Рос­сию и какие изме­не­ния долж­ны опре­де­лять будущее.

VATNIKSTAN рас­ска­жет о про­ек­тах и пла­нах декаб­ри­стов и о том, как они не были воплощены.


В нача­ле пути буду­щие участ­ни­ки вос­ста­ния, уже про­шед­шие напо­лео­нов­ские вой­ны, раз­де­ля­ли устрем­ле­ние, кото­рое под­дер­жи­вал дей­стви­я­ми и Алек­сандр I. Напри­мер, импе­ра­тор даро­вал Кон­сти­ту­цию Цар­ству Поль­ско­му — счи­та­лось, что такое воз­мож­но и в Рос­сии. Алек­сандр, вос­пи­тан­ный Фре­де­ри­ком Лагар­пом, импе­ра­тор-ангел, гото­вив­ший кон­сти­ту­ци­он­ный про­ект ещё с Миха­и­лом Спе­ран­ским, как буд­то не мог не сде­лать ниче­го. Но не сделал.

Два вос­ста­ния декаб­ри­стов зимой 1825–1826 годов про­ва­ли­лись. Нача­лось почти полу­го­до­вое рас­сле­до­ва­ние, извест­ное как «дело о зло­умыш­лен­ном тай­ном обще­стве». В пись­мах Нико­лая I и в позд­ней­ших пере­пис­ках осуж­дён­ных по это­му делу неред­ко фигу­ри­ро­ва­ла полу­и­ро­нич­ная фра­за les amis de quatorze — «дру­зья по четыр­на­дца­то­му». Но посте­пен­но впле­та­ет­ся и сло­во «декаб­ри­сты», и эти люди начи­на­ют опре­де­лять себя так и искать кри­те­рии декабризма.

Пред­по­ло­жи­тель­но, сло­во «декаб­ри­сты» появи­лось в сре­де «тюрем­ной бюро­кра­тии», тех, кто вёз ссыль­ных в Сибирь. За несколь­ко лет кон­во­и­ро­ва­ния назва­ние закре­пи­лось. Не все ссыль­ные име­ли отно­ше­ния соб­ствен­но к выступ­ле­ни­ям зимой 1825–1826 годов, но были свя­за­ны с тай­ны­ми обще­ства­ми и ука­за­ны как их чле­ны в ходе след­ствия. Комис­сия посчи­та­ла их более достой­ны­ми ссыл­ки или катор­ги, чем тех, кто был отправ­лен на Кав­каз, зато­чён в тюрь­мы, выслан из сто­лиц или под­вер­гал­ся слежке.

Внут­ри себя груп­па декаб­ри­стов не была одно­род­на ни поли­ти­че­ски, ни даже соци­аль­но — до суда они при­над­ле­жа­ли к раз­ным иму­ще­ствен­ным сло­ям внут­ри дво­рян­ства и даже к дру­гим сосло­ви­ям. Мно­гие слу­жи­ли в гвар­дии, име­ли хоро­шее обра­зо­ва­ние. Неко­то­рые были весь­ма состо­я­тель­ны, но боль­шин­ство было ско­рее небо­га­ты. Сре­ди декаб­ри­стов мно­гие име­ли дол­ги, мало­обес­пе­чен­ные семьи и иму­ще­ство под зало­гом. Пока­за­те­лен при­мер капи­та­на лейб-гвар­дии Мос­ков­ско­го пол­ка кня­зя Дмит­рия Щепи­на-Ростов­ско­го, семья кото­ро­го была «состо­я­ния посред­ствен­но­го» и име­ла толь­ко око­ло 70 душ и око­ло 12 тысяч дол­га. Из дан­ных, собран­ных след­стви­ем об иму­ще­ствен­ном поло­же­нии декаб­ри­стов, сле­ду­ет, что мно­гие были ещё бед­нее. Впо­след­ствии их семьи полу­ча­ли пен­сии, разо­вые выпла­ты или помощь с обра­зо­ва­ни­ем детей, как, напри­мер, было с доче­рью каз­нён­но­го Рыле­е­ва и сыно­вья­ми сослан­но­го баро­на Штенгейля.

Натан Эйдель­ман. Пер­вый декаб­рист. 1990 год. Автор иллю­стра­ции Алек­сей Бегак

Тайные общества для идеалистов

Пер­вые тай­ные обще­ства появи­лись после напо­лео­нов­ских войн. По мне­нию док­то­ра исто­ри­че­ских наук Веры Боко­вой, нача­ло XIX века было бук­валь­но эпо­хой таких объ­еди­не­ний. Не толь­ко поли­ти­че­ских — сало­ны она тоже отно­сит к это­му типу. То есть тай­ные обще­ства декаб­ри­стов не были чем-то из ряда вон выхо­дя­щим. У мно­гих их чле­нов был опыт при­над­леж­но­сти к дру­гим похо­жим орга­ни­за­ци­ям: масон­ским ложам, офи­цер­ским брат­ствам, лите­ра­тур­ным кружкам.

Такие обще­ства были отно­си­тель­но ней­траль­ным про­стран­ством, не сле­ду­ю­щим при­выч­ной иерар­хии. Люди при­хо­ди­ли туда в том чис­ле ради хоро­ших зна­комств и про­дви­же­ния в сво­ей сре­де: лите­ра­то­ры полу­ча­ли выход на аль­ма­на­хи и их ауди­то­рию, зна­ком­ства мог­ли обер­нуть­ся хоро­шим назна­че­ни­ем. Поми­мо это­го, в круж­ках мож­но было улуч­шить обра­зо­ва­ние и полу­чить опыт дру­гих соци­аль­ных отно­ше­ний, неже­ли на служ­бе, а то и при­кос­нуть­ся к ано­ним­но­сти и конспирации.

Научить­ся же како­му-то излиш­не­му воль­но­дум­ству в круп­ных масон­ских ложах было затруд­ни­тель­но. Мно­гие декаб­ри­сты поки­да­ли их пото­му, что не нахо­ди­ли там опо­ры для поли­ти­че­ской или хотя бы обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Орга­ни­зо­вать соб­ствен­ную ложу и пре­вра­тить её в инстру­мент поли­ти­че­ско­го дей­ствия декаб­ри­сты так и не взя­лись. Тем более что масон­ские ложи по ука­зу Алек­сандра I от авгу­ста 1822 года были запре­ще­ны и распущены.

Впро­чем, чув­ства и меч­ты об изме­не­ни­ях пре­крас­но рас­про­стра­ня­лись вне масон­ских лож, сто­лич­ных сало­нов и офи­цер­ских круж­ков. Ещё до тай­ных обществ люди пре­иму­ще­ствен­но либе­раль­но­го дво­рян­ско­го кру­га по всей импе­рии про­ни­ка­лись духом важ­но­сти сотруд­ни­че­ства и помо­щи на бла­го улуч­ше­ний. Гав­ри­ил Батень­ков в Сиби­ри рабо­тал с Миха­и­лом Спе­ран­ским. Кон­дра­тий Рыле­ев, слу­жив­ший под Воро­не­жем, начи­нал с себя. Он мно­го читал, стре­мясь вос­пол­нить своё бед­но­ва­тое офи­цер­ское обра­зо­ва­ние, и вхо­дил в масон­скую ложу «Пла­ме­не­ю­щая звез­да». Это была часть вели­кой масон­ской ложи «Аст­рея», в дру­гое кры­ло кото­рой года­ми рань­ше вхо­ди­ли Павел Пестель и Алек­сандр Гри­бо­едов. Рыле­ев являл­ся зна­чи­мой фигу­рой в «Аст­рее». Вла­ди­мир Раев­ский зани­мал­ся лан­ка­стер­ски­ми шко­ла­ми в армии. Иван Пущин слу­жил в мос­ков­ском суде.

Из аль­бо­ма «Декаб­ри­сты. 86 портретов»

Обра­зо­ва­ние Сою­за бла­го­ден­ствия было попыт­кой сде­лать вме­сте боль­ше. В «Запис­ках» князь Сер­гей Тру­бец­кой, один из лиде­ров Сою­за бла­го­ден­ствия, при­во­дит прин­ци­пы, кото­ры­ми долж­но было руко­вод­ство­вать­ся членам:

«1. Стро­гое испол­не­ние обя­зан­но­стей по службе;
2. Чест­ное, бла­го­род­ное и без­уко­риз­нен­ное пове­де­ние в част­ной жизни;
3. Под­креп­ле­ние сло­вом всех мер и пред­по­ло­же­ний госу­да­ря к обще­му благу;
4. Раз­гла­ше­ние похваль­ных дел и осуж­де­ние зло­упо­треб­ле­ний лиц по их должностям;
5. Раз­гла­ше­ние всех бла­го­род­ных и полез­ных дей­ствий людей долж­ност­ных и граждан;
6. Рас­про­стра­не­ние убеж­де­ния в необ­хо­ди­мо­сти осво­бож­де­ния крестьян;
7. При­об­ре­те­ние и рас­про­стра­не­ние поли­ти­че­ских све­де­ний по части госу­дар­ствен­но­го устрой­ства, зако­но­да­тель­ства, судо­про­из­вод­ства и прочих;
8. Рас­про­стра­не­ние чув­ства люб­ви к Оте­че­ству и нена­ви­сти к неспра­вед­ли­во­сти и угнетению».

Чле­ны Сою­за бла­го­ден­ствия, несколь­ко пара­док­саль­ным обра­зом, куда более были скон­цен­три­ро­ва­ны ско­рее на само­об­ра­зо­ва­нии. При этом в Сою­зе была вполне иерар­хи­че­ская струк­ту­ра, поз­во­ляв­шая коор­ди­ни­ро­вать­ся, но не сумев­шая удер­жать обще­ство от рас­пол­за­ния. По сло­вам кня­зя Тру­бец­ко­го, на него повли­я­ло неко­то­рое вни­ма­ние со сто­ро­ны вла­стей. Впро­чем, ско­рее оно про­изо­шло пото­му, что обще­ство в такой фор­ме само себя изжи­ло: участ­ни­ки объ­еди­не­ния нача­ли стро­ить лич­ную жизнь, слу­жить, учить­ся. Создать поли­ти­че­скую орга­ни­за­цию на одном толь­ко чте­нии «все­об­щих ино­стран­ных исто­рий и лек­си­ко­нов, <.…> пери­о­ди­че­ских изда­ний, где поме­ще­ны жиз­не­опи­са­ния слав­ных мужей рос­сий­ских» ока­за­лось невоз­мож­но. Более гото­вая к поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти узкая груп­па сохра­ни­ла себя отдель­но, осталь­ное обще­ство фак­ти­че­ски распалось.

Кто-то, напри­мер Сер­гей Мура­вьёв-Апо­стол, был прак­ти­че­ски сослан в резуль­та­те рас­фор­ми­ро­ва­ния гвар­дей­ско­го Семё­нов­ско­го пол­ка после собы­тий осе­ни 1820 года, извест­ных как Семё­нов­ская исто­рия. В ходе это­го про­ис­ше­ствия гвар­дей­цы заяви­ли о недо­воль­стве одним из новых коман­ди­ров, пол­ков­ни­ком Фёдо­ром Швар­цем. Тот в сво­их дей­стви­ях и при­ка­зах не учи­ты­вал осо­бых тра­ди­ций и поло­же­ния пол­ка, а осо­бен­но роты Его импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, и был к сол­да­там непо­мер­но взыс­ка­те­лен. Шварц совер­шен­но не учи­ты­вал осо­бо­го поло­же­ния и само­со­зна­ния пол­ка, ввёл мушт­ру и телес­ные нака­за­ния. Рота была аре­сто­ва­на, и дру­гие роты пол­ка всту­пи­лись за сослу­жив­цев, пред­ла­гая или отпу­стить их, или аре­сто­вать всех. Выбран был самый ради­каль­ный вари­ант: Семё­нов­ский полк был фак­ти­че­ски рас­фор­ми­ро­ван. Сол­да­ты и офи­це­ры понес­ли жесто­кое нака­за­ние: кто-то был сослан, отстав­лен, про­гнан сквозь строй.

Исто­рик Окса­на Киян­ская счи­та­ет, что этот эпи­зод вопи­ю­щей неспра­вед­ли­во­сти стал для Сер­гея Мура­вьё­ва-Апо­сто­ла, чле­на Сою­за Бла­го­ден­ствия, чер­той, за кото­рой он всё боль­ше начал скло­нять­ся к идее царе­убий­ства и более ради­каль­ных дей­ствий. Коопе­ра­ция пре­вра­ща­лась в оппо­зи­цию — голо­са с этой сто­ро­ны будут толь­ко крепнуть.

Маг­да­ли­на Даль­це­ва. Так зати­ха­ет Везу­вий. 1982 год. Автор иллю­стра­ции Алек­сандр Коноплёв

Как должно обустроить Россию?

Декаб­ри­сты име­ли раз­ные про­ек­ты бла­го­по­луч­но­го буду­ще­го и раз­ные пути к ним. Все они были пло­дом син­те­за и твор­че­ско­го осмыс­ле­ния антич­но­го насле­дия, эпо­хи Про­све­ще­ния и рево­лю­ций кон­ца XVIII — нача­ла XIX века. Отдель­ное место в кру­ге чте­ния зани­ма­ли исто­ри­че­ские про­из­ве­де­ния, такие как «Исто­рия» Нико­лая Карам­зи­на, и мате­ри­а­лы, создан­ные евро­пей­ски­ми авто­ра­ми в резуль­та­те путе­ше­ствий по Рос­сии, напри­мер дипло­ма­том Сигиз­мун­дом Герберштейном.

По кон­сти­ту­ци­он­ным про­ек­там и дру­гим источ­ни­кам вид­но, что декаб­ри­сты раз­би­ра­лись в акту­аль­ных поли­ти­че­ских направ­ле­ни­ях. В их замыс­лах вид­ны послед­ствия зна­ком­ства с доку­мен­та­ми эпо­хи фран­цуз­ской рево­лю­ции, кон­сти­ту­ци­я­ми Ново­го Све­та, напо­лео­нов­ски­ми кодек­са­ми. Они опи­ра­лись и на более близ­кие по вре­ме­ни рево­лю­ции. Так, князь Сер­гей Тру­бец­кой несколь­ко лет про­жил во Фран­ции, учил­ся там, прак­ти­че­ски вжи­вую наблю­дал за испан­ским вос­ста­ни­ем гене­ра­ла Рафа­э­ля Риего, каз­нён­но­го в 1823 году. В ходе бес­по­ряд­ков, пере­рос­ших в граж­дан­скую вой­ну, рес­пуб­ли­ка­нец и гене­рал Риего начал воору­жён­ный мятеж в Кади­се и со сво­и­ми отря­да­ми про­шёл через Анда­лу­сию, где не нашёл под­держ­ки, но и не был оста­нов­лен. Бунт был уси­лен вос­ста­ни­ем в Гали­сии, и в мар­те 1820 года мятеж­ни­ки при­ну­ди­ли испан­ско­го коро­ля вер­нуть Кон­сти­ту­цию 1812 года. При­мер гене­ра­ла Риего был осо­бен­но близ­ко вос­при­нят чле­на­ми Южно­го обще­ства, нахо­див­ше­го­ся вда­ле­ке от столицы.

Поли­ти­че­ские воз­зре­ния декаб­ри­стов, дета­ли пре­об­ра­зо­ва­ний и пути дей­ствий раз­лич­ны, ино­гда дроб­ны и зача­стую туман­ны. «Опор­ны­ми» мож­но назвать два основ­ных тек­ста, посвя­щён­ных пере­устрой­ству Рос­сии. По иро­нии судь­бы никто из вос­став­ших не руко­вод­ство­вал­ся толь­ко ими: сами авто­ры в мяте­жах не участ­во­ва­ли. По ста­рой тра­ди­ции, эти два тек­ста — «Рус­скую прав­ду» Пав­ла Песте­ля и «Кон­сти­ту­цию» Ники­ты Мура­вьё­ва — про­ти­во­по­став­ля­ют, но в сути они име­ли доста­точ­но мно­го обще­го. Одна­ко ни «Рус­ская прав­да», ни «Кон­сти­ту­ция» не были устав­ны­ми доку­мен­та­ми обществ, хоть и их поло­же­ния были зача­стую раз­де­ля­е­мы их товарищами.

Из аль­бо­ма «Декаб­ри­сты. 86 портретов»

Общей целью, зало­жен­ной ещё после напо­лео­нов­ских войн, было осво­бож­де­ние кре­стьян. Дис­кус­си­он­ным вопро­сом была фор­ма, но сама идея при­ни­ма­лась еди­но­глас­но. Как отме­ча­ли марк­сист­ские исто­ри­ки, в сред­нем чуть более бога­тые и знат­ные пред­ста­ви­те­ли дви­же­ния тяго­те­ли к защи­те лич­ных инте­ре­сов — сохра­не­нию основ­ной части земель в дво­рян­ском вла­де­нии. Менее иму­щие, осо­бен­но чле­ны Обще­ства соеди­нён­ных сла­вян, орга­ни­за­ции, вырос­шей отдель­но от офи­цер­ских круж­ков, боль­ше скло­ня­лись к пере­да­че зем­ли кре­стья­нам, тем, кто на ней работает.

В этом смыс­ле особ­ня­ком сто­ит про­ект Пав­ла Песте­ля: поло­ви­на зем­ли долж­на была уйти в общин­ное поль­зо­ва­ние, быть гаран­том предот­вра­ще­ния бед­но­сти, а дру­гая поло­ви­на — остать­ся в круп­ной соб­ствен­но­сти. Такие зем­ли мог­ли бы сда­вать­ся в арен­ду, на них мог­ли бы раз­ви­вать­ся фер­мер­ские хозяй­ства, что акти­ви­зи­ро­ва­ло бы и эко­но­ми­че­скую жизнь. В целом, про­ект Пав­ла Песте­ля пред­по­ла­гал рас­по­ря­дить­ся зем­лёй намно­го более щед­ро и про­бур­жу­аз­но, чем полу­чи­лось по рефор­ме 1861 года.

Пестель пред­ла­гал вве­сти все­об­щее изби­ра­тель­ное пра­во, в то вре­мя как Ники­та Мура­вьёв высту­пал за иму­ще­ствен­ный ценз, боль­шую децен­тра­ли­за­цию и феде­ра­ли­за­цию, с пала­той для пред­ста­ви­те­лей реги­о­нов (Дер­жав). Павел Пестель видел Рос­сию стро­го уни­тар­ным рес­пуб­ли­кан­ским госу­дар­ством, Ники­та Мура­вьёв — огра­ни­чен­ной монар­хи­ей, где прак­ти­че­ски все реше­ния импе­ра­то­ра долж­ны были бы осу­ществ­лять­ся толь­ко с согла­сия народ­но­го веча.

Мура­вьёв в Кон­сти­ту­ции писал:

«Импе­ра­тор есть: вер­хов­ный чинов­ник рос­сий­ско­го правительства».

Про­ек­ты пред­по­ла­га­ли урав­нять сосло­вия в пра­вах, вве­сти глас­ность в судах, сфор­ми­ро­вать и упо­ря­до­чить зако­ны, отме­нить цен­зу­ру. Ники­та Мура­вьёв ука­зы­вал на необ­хо­ди­мость сво­бо­ды веро­ис­по­ве­да­ния, в то вре­мя как Павел Пестель всё-таки ста­вил пра­во­сла­вие пер­вым и гла­вен­ству­ю­щим. Осталь­ные кон­фес­сии доз­во­ля­лись, если «не про­тив­ны они рос­сий­ским зако­нам, духов­ным и поли­ти­че­ским, пра­ви­лам чистой нрав­ствен­но­сти и не нару­ша­ют есте­ствен­ных обя­зан­но­стей человека…»

Оба замыс­ла опи­ра­лись и отсы­ла­ли к про­ек­там, суще­ство­вав­шим вне Рос­сии. Выби­рать было из чего: декаб­ри­сты явно были зна­ко­мы с боль­шим коли­че­ством не толь­ко евро­пей­ски­ми тра­ди­ци­я­ми реформ и пред­став­ле­ний. Они зна­ли о гаи­тян­ской рево­лю­ции, чита­ли Декла­ра­цию прав неза­ви­си­мо­сти и Декла­ра­цию прав чело­ве­ка и граж­да­ни­на. Как отме­чал извест­ный совет­ский и рос­сий­ский спе­ци­а­лист по рос­сий­ско-аме­ри­кан­ским отно­ше­ни­ям Нико­лай Бол­хо­ви­ти­нов, декаб­ри­сты были кри­тич­ны в вос­при­я­тии при­ме­ров и опы­тов, и оба про­ек­та пред­став­ля­ют собой син­тез зна­ний с пред­став­ле­ни­я­ми о том, что было бы для Рос­сии луч­шим вариантом.

Отдель­но сто­ит отно­си­тель­но мало­из­вест­ное Обще­ство соеди­нён­ных сла­вян — осо­бое по соста­ву и иде­ям. Оно было более ради­каль­ным и прак­ти­че­ски народ­ным. Его чле­на­ми были ниж­ние армей­ские чины и чинов­ни­ки — все, даже если и дво­ряне, то бед­ные. Сре­ди заго­вор­щи­ков были укра­ин­цы, рус­ские и поля­ки, напри­мер Юли­ан Люб­лин­ский, ссыль­ный поль­ский шлях­тич, уже состо­яв­ший в поль­ских осво­бо­ди­тель­ных и рево­лю­ци­он­ных круж­ках. Воз­мож­но, имен­но поэто­му Поль­ша была осо­бой точ­кой для Обще­ства соеди­нён­ных сла­вян: они наста­и­ва­ли на её неза­ви­си­мо­сти от Рос­сии. Чле­ны Обще­ства были более ради­каль­но, по-бун­таш­но­му настро­е­ны, боль­ше вре­ме­ни и сил, пред­по­ло­жи­тель­но, посвя­ща­ли про­па­ган­де и аги­та­ции, фор­ми­ро­ва­нию сети сторонников.

Несмот­ря на ради­каль­ность, осо­бен­но в плане царе­убий­ства, Обще­ство соеди­нён­ных сла­вян едва ли име­ло чёт­кое пред­став­ле­ние о буду­щем и о госу­дар­ствен­ном устрой­стве. Такое дви­же­ние жела­ло спра­вед­ли­во­сти и при­зна­ния — но шанс на успех у них был ещё мень­ше, чем у осталь­ных обществ: все­го око­ло 50 чле­нов, очень дале­ко от сто­ли­цы и мало вре­ме­ни и вла­сти. Имен­но поэто­му осе­нью 1825 года, после пере­го­во­ров и убеж­де­ний, раз­нуз­дан­ной лжи и фан­та­сти­че­ско­го упор­ства пору­чи­ка Миха­и­ла Бес­ту­же­ва-Рюми­на, оно было соеди­не­но с кры­лом Сер­гея Мура­вьё­ва-Апо­сто­ла, с его Василь­ков­ской упра­вой, частью Южно­го обще­ства. Такой союз был поле­зен обо­им обществам.

Клят­ва чле­нов Обще­ства, извест­ная по запис­кам одно­го из осно­ва­те­лей, Пет­ра Бори­со­ва, содер­жа­ла такие строки:

«Прой­ду тыся­чи смер­тей, тыся­чи пре­пят­ствий, прой­ду и посвя­щу послед­ний вздох сво­бо­де и брат­ско­му сою­зу бла­го­род­ных славян».

Про­ект Обще­ства соеди­нён­ных сла­вян пред­по­ла­гал уста­нов­ле­ние рес­пуб­ли­ки, осво­бож­де­ние кре­стьян, урав­не­ние прав, созда­ние сво­бод­ной феде­ра­ции сла­вян­ских наро­дов. Такая рес­пуб­ли­ка пред­по­ла­га­ла во гла­ве себя совет пред­ста­ви­те­лей рес­пуб­лик. В резуль­та­те все они нахо­ди­лись бы в рав­ном поло­же­нии, и ни одна не мог­ла бы дик­то­вать свою волю остальным.

Осе­нью 1825 года Обще­ство соеди­нён­ных сла­вян встро­и­лось в струк­ту­ру Южно­го обще­ства. Его чле­ны сыг­ра­ли боль­шую роль в выступ­ле­нии Чер­ни­гов­ско­го пол­ка, кото­рое окон­чи­лось 3 янва­ря 1826 года тра­ги­че­ским разгромом.

Ста­ни­слав Рас­са­дин. Нико­гда нико­го не забу­ду. 1987. Автор иллю­стра­ции Алек­сей Добрицын

От слов к действиям

Чте­ние книг и обра­зо­ва­ние ниче­го кон­крет­но­го не дало и не смог­ло про­ти­во­по­ста­вить кат­ку судов и цен­зу­ры. В 1823‑м часть быв­ших чле­нов Сою­за Бла­го­ден­ствия собра­лась в Петер­бур­ге и воз­ро­ди­лась в каче­стве ново­го обще­ства, кото­рое ста­ло при­рас­тать людь­ми и ори­ен­ти­ро­вать­ся на поли­ти­че­ские дей­ствия. Южное обще­ство раз­ви­ва­лось более гармонично.

Пово­рот­ным момен­том на пути к вос­ста­нию мож­но счи­тать визит в Петер­бург несколь­ких эмис­са­ров Южно­го обще­ства во гла­ве с Пав­лом Песте­лем вес­ной 1824 года. Тогда, пусть и со скри­пом и не пол­но­стью, лиде­ры Север­но­го обще­ства согла­си­лись идти к сбли­же­нию, обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей о про­ис­хо­дя­щем и в 1826‑м окон­ча­тель­но соеди­нить и нала­дить коор­ди­на­цию меж­ду дву­мя орга­ни­за­ци­я­ми. После это­го мог­ло быть толь­ко действие.

Меж­ду тем обще­ства и их про­грам­мы были раз­ны­ми. Раз­ны­ми были и пред­по­ла­га­е­мые пути к уста­нов­ле­нию жела­е­мо­го поряд­ка. В Север­ном обще­стве про­грам­ма скла­ды­ва­лась фак­ти­че­ски по ходу дей­ствия и в ито­ге ока­за­лась очень дроб­ной и раз­мы­той, где после­ду­ю­щий шаг пред­по­ла­гал­ся не пла­ном, а резуль­та­том преды­ду­ще­го. Это мож­но было бы назвать гиб­ко­стью: пред­по­ла­га­лось тем или иным спо­со­бом убе­дить либо при­ну­дить Сенат или импе­ра­то­ра при­нять напи­сан­ную Ники­той Мура­вьё­вым Кон­сти­ту­цию. Пред­по­сыл­ки для тако­го дей­ствия рас­плыв­ча­ты: долж­на была сло­жить­ся какая-то удоб­ная ситу­а­ция. Впо­след­ствии, 14 декаб­ря 1825 года, эта мысль дока­за­ла свою губи­тель­ность. Впро­чем, боль­шая часть обще­ства к тому момен­ту пред­став­ля­ла себе воз­мож­ный спектр дей­ствий куда более широко.

Пока Север­ное обще­ство иска­ло себя, Южное спла­ни­ро­ва­ло один из вари­ан­тов царе­убий­ства во вре­мя манёв­ров, гото­ви­ло путь на сто­ли­цу. Союз даже имел там соб­ствен­ное отде­ле­ние, неболь­шое, но встро­ен­ное в общую иерар­хию и опи­ра­ю­ще­е­ся на общие реше­ния. Пред­по­ла­га­лось, что по пути всё боль­ше частей будут вовле­кать­ся в рево­лю­ци­он­ное дви­же­ние и сопро­тив­ле­ние будет мень­ше. Воз­мож­но, Павел Пестель имел союз­ни­ков сре­ди коман­до­ва­ния и мог быть если не под­дер­жан, то не сдер­жан по пути на север. Так рево­лю­ция ока­за­лась бы не запер­та в Петер­бур­ге, а напро­тив, разо­шлась шире, была бы немно­го более защи­ще­на от пер­спек­тив воз­мож­но­го контр­пе­ре­во­ро­та. Эта­кое повто­ре­ние пути испан­ско­го гене­ра­ла Риего, толь­ко вме­сто Кади­са здесь был бы Киев или Тульчин.

Уста­нов­ле­ние ново­го поряд­ка в Южном обще­стве тоже было про­ду­ма­но луч­ше. Пестель пред­по­ла­гал уста­но­вить дик­та­ту­ру. За десять лет тако­го режи­ма, по его мне­нию, было бы воз­мож­но создать инсти­ту­ты, кото­рые мог­ли бы зара­бо­тать и само­ре­гу­ли­ро­вать­ся. А преж­де надо было бы совер­шить марш на Петер­бург. Исто­рик Окса­на Киян­ская в моно­гра­фии о Пав­ле Песте­ле пока­зы­ва­ет, что был состав­лен не толь­ко план, но и совер­ше­ны пер­вые дей­ствия для тако­го брос­ка. Даже суро­вость пол­ков­ни­ка Песте­ля к вве­рен­но­му ему Вят­ско­му пехот­но­му пол­ку укла­ды­ва­лась в логи­ку при­го­тов­ле­ний тако­го рода. Что­бы дой­ти до Петер­бур­га, армия вос­став­ших долж­на быть более бое­спо­соб­ной, чем пра­ви­тель­ствен­ные части.

Частью пла­нов мно­гих декаб­ри­стов было убий­ство импе­ра­то­ра. Пер­вые раз­го­во­ры о царе­убий­стве как воз­мож­ном спо­со­бе как-то повли­ять на ситу­а­цию в стране про­изо­шли как мини­мум в 1817 году, в ходе дра­ма­ти­че­ско­го «Мос­ков­ско­го сове­ща­ния». Тогда буду­щие декаб­ри­сты ока­за­лись тро­ну­ты и недо­воль­ны слу­ха­ми о воз­мож­ной адми­ни­стра­тив­ной рефор­ме, где Цар­ству Поль­ско­му была бы даро­ва­на боль­шая авто­но­мия и долж­ны быть пере­да­ны зем­ли, при­над­ле­жав­шие Речи Поспо­ли­той к момен­ту раз­де­ла 1772 года. Раз­го­во­ра­ми тогда всё и огра­ни­чи­лось: соста­вить поку­ше­ние зна­чи­ло заявить о себе.

Павел Пестель, вско­ре прак­ти­че­ски порвав­ший с Сою­зом Бла­го­ден­ствия и обви­нив­ший его в без­де­я­тель­но­сти и бес­по­лез­но­сти, идею уни­что­жить импе­ра­то­ра сохра­нил и раз­вил. Воз­мож­но, рас­ши­ре­ние спис­ка потен­ци­аль­ных уби­тых было свя­за­но с гос­под­ству­ю­щим после Вен­ско­го кон­грес­са прин­ци­пом леги­ти­миз­ма, суть кото­ро­го состо­я­ла в при­зна­нии исто­ри­че­ско­го пра­ва дина­стии на управ­ле­ние госу­дар­ством. Если оста­ва­лись в живых пря­мые наслед­ни­ки, осо­бен­но муж­ско­го пола, то рево­лю­ция ока­зы­ва­лась под угро­зой объ­еди­не­ния несо­глас­ных или воз­мож­но­го ино­зем­но­го втор­же­ния с целью рестав­ра­ции дина­стии Романовых.

В пла­нах Север­но­го обще­ства в 1825 году тоже появи­лась идея о царе­убий­стве. Как мини­мум дво­их чле­нов, Алек­сандра Яку­бо­ви­ча и Пет­ра Кахов­ско­го, при­ня­ли с рас­чё­том на их непо­сред­ствен­ное уча­стие в этом акте. Окса­на Киян­ская выдви­ну­ла дру­гую вер­сию: импе­ра­тор­скую фами­лию хоте­ли сослать в аме­ри­кан­ские вла­де­ния Рос­сии. Такой вывод Киян­ская сде­ла­ла на осно­ва­нии неко­то­рых кад­ро­вых и потен­ци­аль­ных реше­ний в Рус­ско-Аме­ри­кан­ской ком­па­нии, в кото­рой Рыле­ев, лидер Север­но­го обще­ства, слу­жил и имел пря­мой выход на управляющих.

Из аль­бо­ма «Декаб­ри­сты. 86 портретов»

После аре­ста или убий­ства импе­ра­то­ра и его фами­лии пред­по­ла­га­лось созвать вре­мен­ное пра­ви­тель­ство — коми­тет «достой­ней­ших» — несколь­ких чело­век из эли­ты, кото­рые пред­став­ля­лись декаб­ри­стам авто­ри­тет­ны­ми и идей­но близ­ки­ми. Сре­ди них назы­ва­лись Миха­ил Спе­ран­ский, граф Нико­лай Морд­ви­нов, гене­рал-адъ­ютант граф Павел Кисе­лёв, гене­рал Алек­сей Ермо­лов. Заго­вор­щи­ки даже стре­ми­лись нала­дить кон­такт с эти­ми авто­ри­те­та­ми, зача­стую были зна­ко­мы, но актив­ной под­держ­ки не полу­чи­ли ни до вос­ста­ния, ни во вре­мя суда.

Достой­ней­шие долж­ны были про­ве­сти пер­вые пре­об­ра­зо­ва­ния, напри­мер отме­нить цен­зу­ру и сокра­тить срок служ­бы в армии на десять лет. Они, вме­сте с несколь­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми декаб­ри­стов, сре­ди кото­рых чаще все­го назы­вал­ся Гав­ри­ил Батень­ков, долж­ны были управ­лять стра­ной до созы­ва Вели­ко­го собо­ра, где деле­га­ты реши­ли бы даль­ней­шую судь­бу Рос­сии и Кон­сти­ту­цию. Тео­ре­ти­че­ски — даже вос­ста­но­вить монар­хию. Сре­ди пре­тен­ден­тов на пре­стол не назы­ва­ли сыно­вей Пав­ла I и бра­тья Алек­сандра I. Пре­ем­ни­ком счи­та­ли стар­ше­го наслед­ни­ка сле­ду­ю­ще­го поко­ле­ния, мало­лет­не­го Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча, при регент­стве бабуш­ки Марии Фёдо­ров­ны, мате­ри Алек­сан­дры Фёдо­ров­ны или тёт­ки Ели­за­ве­ты Алексеевны.

Ни одно­му из этих пла­нов не суж­де­но было сбыть­ся. Алек­сандр I умер вне­зап­но, не достиг­нув 50 лет, рань­ше, декаб­ри­стам уда­лось дого­во­рить­ся и под­го­то­вить­ся. Чле­ны Север­но­го обще­ства не суме­ли выждать, решив вос­поль­зо­вать­ся вне­зап­ной смер­тью и юри­ди­че­ски­ми слож­но­стя­ми — они виде­лись окном воз­мож­но­стей. Так мож­но было попы­тать­ся не столь­ко запу­гать ново­го импе­ра­то­ра Нико­лая, сколь­ко как мож­но шире рас­про­стра­нить о нём мне­ние как об узур­па­то­ре или самозванце.

Если бы недо­воль­ство ока­за­лось доста­точ­но силь­но и Нико­лай сдал­ся перед ним, если бы про­тив при­ся­ги Нико­лаю пошли и дру­гие части, даже те, где коман­до­ва­ли декаб­ри­сты, если бы царе­убий­це уда­лось про­ник­нуть во дво­рец, то вос­ста­ние мож­но было бы счи­тать свер­шив­шим­ся. Прав­ле­ние на пер­вое вре­мя лег­ло бы на пле­чи Сена­та и несколь­ких пред­ста­ви­те­лей Север­но­го обще­ства, а потом был бы собран Вели­кий собор.

Более того, декаб­ри­стом кня­зем Сер­ге­ем Тру­бец­ким был напи­сан — ско­рее все­го, про­сто зафик­си­ро­ван — Мани­фест к рус­ско­му наро­ду. Этот доку­мент являл­ся обра­ще­ни­ем, где опре­де­ля­лись пер­во­сте­пен­ные дей­ствия и про­грамм­ные реше­ния. Они урав­ни­ва­ли пра­ва сосло­вий, уни­что­жа­ли цен­зу­ру, отме­ня­ли кре­пост­ное пра­во и фор­ми­ро­ва­ли вре­мен­ное правительство:

«Вре­мен­но­му прав­ле­нию пору­ча­ет­ся при­ве­де­ние в исполнение:
1. Урав­не­ние прав всех сословий.
2. Обра­зо­ва­ние мест­ных волост­ных, уезд­ных, губерн­ских и област­ных правлений.
3. Обра­зо­ва­ние внут­рен­ней народ­ной стражи,
4. Обра­зо­ва­ние суд­ной части с присяжными.
5. Урав­не­ние рекрут­ской повин­но­сти меж­ду сословиями.
6. Уни­что­же­ние посто­ян­ной армии.
7. Учре­жде­ние поряд­ка избра­ния выбор­ных в Пала­ту пред­ста­ви­те­лей народ­ных, кои дол­жен­ству­ют утвер­дить на буду­щее вре­мя име­ю­щий суще­ство­вать поря­док прав­ле­ния и госу­дар­ствен­ное законоположение».

Ста­ни­слав Рас­са­дин. И помни обо мне. 1987 год. Иллю­стра­тор Алек­сей Добрицын

Как всё пошло не по плану

Чем бли­же шло к делу, тем боль­ше декаб­ри­сты сыпа­лись. Замы­сел царе­убий­ства ослож­нял­ся тем, что мятеж­ни­ки не пред­став­ля­ли себе даже пла­ни­ро­вок Зим­не­го двор­ца: най­ти в нём Нико­лая пред­став­ля­лось слиш­ком слож­ным. При этом бук­валь­но 11 декаб­ря участ­ник заго­во­ра капи­тан Мос­ков­ско­го пол­ка Миха­ил Бес­ту­жев сам менял кара­у­лы. Так дела­ли по при­ка­за­нию тогда ещё Вели­ко­го кня­зя: «Начи­ная от вечер­ней зари и до утрен­ней при­во­дить часо­вых к поко­ям Его Высо­че­ства лич­но само­му капи­та­ну». Бес­ту­жев видел Нико­лая I, но ниче­го не сделал.

Едва ли мож­но было и штур­мо­вать Зим­ний дво­рец: слиш­ком мало вер­ных частей, очень хоро­шие воз­мож­но­сти защи­ты, неже­ла­ние пере­хо­дить в бой­ню, пуга­чёв­щи­ну, город­ские бои. Кто мог бы гаран­ти­ро­вать резуль­та­тив­ность, а глав­ное, после­ду­ю­щее дове­рие? Нико­лая ведь про­сто мог­ло не ока­зать­ся там. К тому же и войск ока­за­лось недо­ста­точ­но, управ­ле­ние было завя­за­но на одно­го чело­ве­ка, кото­рый даже не явил­ся. На самой пло­ща­ди части оста­лись без пла­на, без коман­до­ва­ния, без пони­ма­ния, что делать даль­ше, и были раз­би­ты. Про­ти­во­по­ста­вить пуш­кам и кар­те­чи у них было нечего.

Южно­му обще­ству повез­ло не боль­ше: Пав­ла Песте­ля аре­сто­ва­ли ещё 13 декаб­ря. Вос­ста­ние Чер­ни­гов­ско­го пол­ка под­ня­ла в ито­ге дру­гая часть Южно­го обще­ства — та, кото­рая нахо­ди­лась под управ­ле­ни­ем Сер­гея Мура­вьё­ва-Апо­сто­ла. В неё вхо­ди­ло более ради­каль­ное и дея­тель­ное Обще­ство соеди­нён­ных сла­вян. Для вовле­че­ния боль­ше­го коли­че­ства сто­рон­ни­ков под­пол­ков­ник Мура­вьёв-Апо­стол обра­щал­ся не к сво­е­му ста­ту­су, но к хри­сти­ан­ским обра­зам. Он обос­но­вы­вал рево­лю­ци­он­ную борь­бу в фор­ма­те кате­хи­зи­са, со ссыл­ка­ми на свя­щен­ные тек­сты и гово­ря о пер­спек­ти­вах уста­нов­ле­ния более бого­угод­но­го мира в резуль­та­те борьбы.

«Вопрос: Какое прав­ле­ние сход­но с зако­ном божием ?

Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас рав­ны­ми, сошед­ши на зем­лю, избрал апо­сто­лов из про­сто­го наро­да, а не из знат­ных и царей.
[…]

Вопрос: Ста­ло, и при­ся­га царям богопротивна?

Ответ: Да, бого­про­тив­на. Цари пред­пи­сы­ва­ют при­нуж­ден­ные при­ся­ги наро­ду для погуб­ле­ния его, не при­зы­вай всуе име­ни гос­под­ня; гос­подь же наш и спа­си­тель Иисус Хри­стос изрёк: аз же гла­го­лю вам, ни кля­ни­те­ся вся­ко, и так вся­кая при­ся­га чело­ве­ку про­тив­на богу, яко над­ле­жа­щее ему единому.
[…]

Вопрос: Что же нако­нец подо­ба­ет делать хри­сто­лю­би­во­му рос­сий­ско­му воинству?

Ответ: Для осво­бож­де­ния страж­ду­щих семейств сво­их и роди­ны сво­ей и для испол­не­ния свя­то­го зако­на хри­сти­ан­ско­го, помо­лясь тёп­лою надеж­дою Богу, побо­ра­ю­ще­му по прав­де и види­мо покро­ви­тель­ству­ю­ще­му упо­ва­ю­щим твёр­до на него, опол­чить­ся всем вме­сте про­тив тиран­ства и вос­ста­но­вить веру и сво­бо­ду в России».

Ни биб­лей­ские отсыл­ки, ни пря­мая аги­та­ция, ни пожа­ло­ва­ния и день­ги, ни ресурс вла­сти офи­це­ра над сол­да­та­ми не помог­ли удер­жать сол­дат хотя бы в трез­вом состоянии.

Несмот­ря на раз­ни­цу мето­дов и даже устрем­ле­ний, декаб­ри­сты схо­ди­лись в одном: надо менять всё и делать для это­го хоть что-то. Идея о сотруд­ни­че­стве с вла­стью себя не оправ­да­ла: опыт уча­стия ока­зал­ся неза­мет­ным. Служ­ба в судах, обра­зо­ва­тель­ная рабо­та в вой­сках, конеч­но, были мно­го­обе­ща­ю­щи­ми зате­я­ми, заде­лом на улуч­ше­ния. Но тех, кто зани­мал­ся этим, ока­за­лось слиш­ком мало, а в усло­ви­ях нарас­та­ю­щей цен­зу­ры и госу­дар­ствен­ной пара­нойи — ещё мень­ше. В том чис­ле и пото­му, что декаб­рист­ские обще­ства были не очень многочисленны.

Как при­зна­ва­ли позд­нее лиде­ры выступ­ле­ний зимой 1825–1826 годов, по той же при­чине не сло­жи­лось и вос­ста­ние: если уж не нашлось доста­точ­ной под­го­тов­ки, не нашлось и гру­бой силы. Боль­ше сил поз­во­ли­ли бы декаб­ри­стам тре­бо­вать боль­ше и дей­ство­вать жёст­че: всё-таки лиде­ры были настро­е­ны ско­рее про­тив монар­ха и монархии.

После отстра­не­ния импе­ра­то­ра было бы два пути: или дик­та­ту­ра, уль­ти­ма­тив­но стро­я­щая уни­тар­ную рес­пуб­ли­ку, или Вели­кий собор, име­ю­щий пра­во опре­де­ле­ния даль­ней­шей судь­бы Рос­сии. В любом слу­чае, вер­хов­ная власть была бы огра­ни­че­на как мини­мум вве­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции и созда­ни­ем систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов монар­ху, а мак­си­мум — пол­ной пере­строй­кой для ново­го строя и обще­ства. Ни один из путей к новой Рос­сии не гаран­ти­ро­вал непро­ли­тия кро­ви. Не гаран­ти­ро­ва­ло это­го и сохра­не­ние монар­хии, и все они опи­ра­лись ско­рее на силу армии и на дея­тель­ную под­держ­ку дру­гих: про­стых сол­дат, горо­жан, дру­гих офи­це­ров, пред­ста­ви­те­лей элит.

Впро­чем, готов­ность к уча­стию декаб­ри­сты пере­оце­ни­ли не толь­ко вокруг, но и внут­ри себя.

В вос­по­ми­на­ни­ях и след­ствен­ных пока­за­ни­ях у неко­то­рых из лиде­ров, осо­бен­но петер­бург­ских, мож­но про­сле­дить попыт­ку пере­ло­жить ответ­ствен­ность с себя на дру­гих чле­нов обще­ства. Они утвер­жда­ли, что план был реа­ли­стич­ный, одна­ко внут­рен­ний разо­грев со сто­ро­ны вла­стей ока­зал­ся слиш­ком силь­ным, что­бы ему орга­ни­за­ци­он­но про­ти­во­сто­ять. А дей­ствия заго­вор­щи­ков 14 декаб­ря 1825 года были слиш­ком сла­бы­ми, что­бы хотя бы одно из ярких обе­ща­ний царе­убийств, аре­стов, при­сяг или даже улич­ных боёв были вопло­ще­ны. Похо­жая ситу­а­ция скла­ды­ва­лась и в Чер­ни­гов­ском пол­ку: у вос­став­ших отсут­ство­ва­ли ясные цели, кро­ме сиюминутных.

Была раз­во­ро­ва­на пол­ко­вая каз­на — это, прав­да, не помог­ло. Сол­да­ты всё рав­но не пови­но­ва­лись и гра­би­ли мир­ное насе­ле­ние, осо­бой попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась вод­ка. Вос­ста­ние Чер­ни­гов­ско­го пол­ка было подав­ле­но в том чис­ле из-за про­счё­тов и оши­бок руко­вод­ства, кото­рое пусти­ло сол­дат на пуш­ки гене­ра­ла Фёдо­ра Гей­сма­ра, даже когда они артил­ле­рий­ским огнём рас­кры­ли своё укрытие.

Впо­след­ствии, уже в нача­ле 1850‑х, сфор­ми­ро­ва­лось три нар­ра­ти­ва о собы­ти­ях 1825–1826 годов. Пер­вый из них пред­по­ла­гал, что цар­ское пра­ви­тель­ство, раз­гро­мив и рас­пра­вив­шись с декаб­ри­ста­ми, сохра­ни­ло для Рос­сии луч­шее буду­щее. Вто­рой — что декаб­ри­сты и долж­ны были стать тем самым луч­шим буду­щим. Тре­тий же нар­ра­тив состо­ял в том, что декаб­ри­сты мог­ли бы быть частью госу­дар­ствен­ной систе­мы и они мог­ли бы при­не­сти поль­зу, но чере­да слу­чай­но­стей и оши­бок при­ве­ла к восстаниям.

Суще­ство­ва­ли так­же леген­ды о яко­бы нали­чии у Нико­лая I тет­ра­дей с фраг­мен­та­ми идей декаб­ри­стов, на кото­рый госу­дарь яко­бы опи­рал­ся во вре­мя прав­ле­ния. Едва ли, впро­чем, такое воз­мож­но: декаб­ри­сты и импе­ра­тор виде­ли реаль­ны­ми раз­ные вер­сия соци­аль­ной исти­ны. Рас­хож­де­ния меж­ду ними ста­но­ви­лись силь­нее в ответ на дав­ле­ние, цен­зу­ру, пре­сле­до­ва­ния, запре­ты, аре­сты, а в слу­чае Нико­лая — на пря­мые агрес­сив­ные дей­ствия и ощу­ще­ние небез­опас­но­сти. Меч­тать об откры­той поли­ти­че­ской дис­кус­сии или о жела­нии адек­ват­но оце­нить чужую пози­цию хотя бы в про­цес­се след­ствия вовсе не приходилось.

Из аль­бо­ма «Декаб­ри­сты. 86 портретов»

В тюрем­ных пись­мах род­ным и пока­за­ни­ях декаб­ри­сты мог­ли выра­жать вину, сожа­ле­ние, рас­ка­я­ние, но это было ско­рее резуль­та­том пси­хо­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния и само­цен­зу­ры, направ­лен­ной на то, что­бы успо­ко­ить семью и что­бы пере­пис­ку не огра­ни­чи­ли. Тюрем­ные свя­щен­ни­ки, оди­ноч­ные каме­ры, огра­ни­че­ния встреч и пере­пи­сок, финан­со­вая помощь семьям и постро­е­ние импе­ра­то­ром обра­за «доб­ро­го госу­да­ря» через подач­ки родне аре­сто­ван­ных — при отсут­ствии физи­че­ско­го наси­лия, всё это дави­ло на арестованных.

На сто­роне Нико­лая I, кото­ро­го все име­но­ва­ли Неза­бвен­ным вполне офи­ци­аль­но, а декаб­ри­сты — сар­ка­сти­че­ски, ока­за­лось боль­ше ресур­сов. Послед­ним же не хва­ти­ло орга­ни­зо­ван­но­сти, сто­рон­ни­ков и удачи.


Читай­те так­же «Пётр Чаа­да­ев. Самый зна­ме­ни­тый „сума­сшед­ший“ XIX века»

Поделиться