На сегодняшний день точное количество мусульман в Японии установить довольно-таки тяжело. В 2000 году, по данным Keiko Sakurai, в Японии проживало около 64 тысяч мусульман, большинство из которых являлись выходцами из других стран. Только 10% мусульман — этнические японцы. Это приблизительно 7000 человек.
Когда мы говорим об Исламе, мало кто задумывается о Японии. Это островное государство находится за много тысяч миль не только от стран Ближнего Востока, но и от Малайзии, Индонезии и Султаната Бруней. На протяжении многих веков Япония являлась закрытым государством, изолированным от внешнего мира. И лишь в 1853 году, при содействии флота ВМС США под командованием командора Перри, Японию склонили к Канагавскому договору, который открыл страну для иностранной торговли.
Так как же тогда Ислам проник в Японию, и какую роль в этом сыграли мусульмане России?
Первые мусульманские заметки о Японии были написаны в конце IX века, арабским картографом Ибн Хордадбехом, который описал эту страну как богатую золотом землю. Двумя веками позднее, Махмуд Кашгари, тюркский филолог и лексикограф Караханидского государства, добавил Японию в свой атлас, где указал пути, связывающие Японию и Великий шёлковый путь. Затем, в середине XVI века, во время португальской дальневосточной экспедиции, на одном из кораблей был замечен араб, проповедовавший Ислам японцам из портовых городов.
В XIX веке, после провала «Сакоку» (политики изоляции), на берегах Японии очутились индонезийцы, прибывшие туда на Британских и Нидерландских судах. Благодаря им, в 1870 году, биография пророка Мухаммада (ﷺ) была переведена на японский язык. В 1890 году Османский Султан Абдул-Хамид II пытаясь выразить знак дружбы Японии, направил к островам корабль Эртогрул который должен был ознаменовать дружбу между двумя восточными империями. Однако, этот вояж не удался, и корабль потерпел крушение в районе населённого пункта Кусимота на острове Хонсю. Таким образом, ни одно из ранее предпринятых мусульманами даватов (призывов), так и не окончилось успешно.
Возможно, Япония так никогда бы и не столкнулась с Исламом, если бы не поволжские тюрки, из числа татар и башкир. Именно им и удалось напрямую наладить контакт с японским правительством, положить начало постройки мечетей, и заинтересовать Японию в силе продвижения панисламистских идей среди жителей Туркестана и Поволжья.
Всё началось после Октябрьской революции. Недовольные идеями Ленина противники советской власти в лице татар и башкир бежали из Советской России в Японию, через Маньчжурию. Мусульманские эмигранты в основном обосновались в Токио и Кобе, в 1920‑х годах их число составляло около двух тысяч человек.
Первым успешным исламским миссионером был Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев, бывший управляющий Петербургского округа мусульман, и главный оппонент Ахмед-Заки Валиди. Он покинул родную землю, не приняв перехода Башкирского Правительства на сторону советской власти. В ноябре 1920 года, получив рекомендации японского консула в Харбине, Курбангалиев отправился в Токио. Там он пытался решить вопрос об устройстве на жительство и службу в Маньчжурии около двух тысяч башкирских белогвардейцев из остатков армий Каппеля и Семенова. Приветствуя приезд в Токио Мухаммеда-Габдулхая Курбангалиева, японская газета «Асахи Симбун» писала:
«Мусульмане, жаждущие воли и освобождения, станут во главе объединительного движения народов Азии».
Посол царской России в Японии Крупинский познакомил Мухаммеда-Габдулхая с видным общественным деятелем этой страны, председателем японо-русской ассоциации — Гото. Именно Гото впоследствии представил Курбангалиева Гэнро и Окуме, японским чиновникам, которые помогли укрепить авторитет Мухаммеда-Габдулхая в кругах японской общественности.
Японцы благосклонно относились к антисоветски настроенным белым офицерам-мусульманам, которых привлёк на свою сторону Курбангалиев. Интерес к ним был обусловлен разведывательной деятельностью японского командования в районе Южно-Маньчжурской железной дороги. В силу этого Курбангалиеву была предложена должность эксперта по магометанскому вопросу в правлении ЮМЖД. На эту должность, Мухаммеда-Габдулхая порекомендовал будущий министр иностранных дел Японии — Ёсукэ Мацуока.
Помимо этого, Мухаммед-Габдулхаю также удалось основать первое в Японии общество мусульман Токио — махалля «Исламия». В 1927 году, благодаря его деятельности, в Токио была открыта первая медресе (исламская семинария) для мусульман Японии, а в 1928 году, Курбангалиев организовал первый съезд мусульман Японии. На этом съезде все мусульманские общины объединились в союз магометан, проживающих в Японии. Президентом избрали Мухаммеда-Габдулхай Курбангалиева, который позже стал «Великим имамом Дальнего Востока».
В показаниях 1945–1946 годов, Курбангалиев утверждал, что об идеях общности урало-алтайских народов он рассказывал представителям японской прессы. В журнале «Япон Мухбири» была статья о возрождении урало-алтайских народов в едином государстве под протекторатом Японии.
С момента татаро-башкирской эмиграции в Японию, такие ультранационалистические организации как «Кокурюкай» были заинтересованы в поддержке антисоветски настроенных мусульман. Они напрямую финансировали деятельность Курбангалиева, а впоследствии и Абдурашида Ибрагимова — первого имама Японии.
Кокурюкай — Амурский Союз, считал, что идеи панисламизма помогут ослабить европейское влияние на страны Азии, потому они был заинтересован в басмаческом движении Туркестана, и спонсировал мусульманские партизанские отряды в Нидерландской Индии. Для продвижения интересов в регионе, Япония поддерживали исламские группировки в странах Азии.
В эру японского милитаризм и по мере приближения ко Второй мировой войне, Япония ставит ещё более амбициозные цели в Азии. Абдурашид Ибрагимов, бывший член Иттифак аль-Муслимин (первая всероссийская исламская партия, образованная в 1905 году), проживал в Японии в период с 1908 по 1909 год. Тогда ему удалось установить связь с местными националистическими сообществами, такими как «Кокурюкай». В 1933 году Абдурашид Ибрагимов вновь прибыл в Японию, но на этот раз по особому приглашению. На тот момент, власти Японии попытались сделать ставку на Ислам, и их основным направлением деятельности был Восточный Туркестан (Синьцзян), в котором тогда бушевали уйгурские повстанцы, поднявшие Кумульское восстание против репрессивной политики китайской администрации Цзинь Шужэня и Шэн Шицая. Японцев также интересовало и мусульманское население в советском Туркестане, Поволжья и Западной Сибири.
Абдурашид Ибрагимов помог японцам выстроить политические и религиозные контакты с лидерами Египта, Турции и других ближневосточных государств. В СССР японские агенты в основном работали с активными участниками басмаческого движения, играя на религиозных и национальных чувствах тюркского и таджикского населения региона. Так, летом 1941 года, японская миссия в Афганистане добилась успеха в установлении контакта со всеми крупными курбаши (главнокомандующими) среднеазиатского басмачества. В августе 1941 года японский поверенный Кацуби, вместе со своим переводчиком Саито, встретился с Сеидом Алим-ханом, последним эмиром Бухары. Совместно с Германией, Япония выделила немалые средства на возрождение басмаческого движения на территории советского Туркестана.
В 1938 году за заслуги перед Японией Абдурашид Ибрагимов был назначен председателем общества Дай Ниппон Кайкё Кёкай, японской государственной исламской организации. В том же году была открыта и первая Токийская мечеть. На её открытии наряду с японскими политиками присутствовали и представители исламских государств, например, посол королевства Саудовской Аравии в Великобритании Хафиз Вахба. Во время церемонии открытия Гаяз Исхаки, ещё один влиятельный представитель татарской эмиграции, выступил с торжественной речью, в которой высказался о дружеских взаимоотношениях между Японской Империей и Исламским миром.
«Эта мечеть, построенная в великой азиатской стране, Ниппон, будет первым камнем, заложенным в дорогу дружеских отношений мусульманских стран с Японией. Более того, эта мечеть не только место поклонения, но и первый исторический факт начала взаимопонимания мусульманских стран и Японии… Эта мечеть сегодня — плод совместных усилий идель-уральских мусульман и мусульман Индии. Она должна стать крепким фундаментом для совместной работы по распространению ислама и его философии…»
Профессор Токийского университета Комазава, Окубо Коджи, отмечал важность поддержки тюрко-исламского движения японцами. Он утверждал, что тюрки — многочисленный народ, из которых только 17 миллионов проживает в Турции, и более 30 миллионов в СССР. Он отмечал, что три пятых тюркской расы проживают в Советской России, и это сыграет важную роль в продвижении их национальных идей.
Абдурашид Ибрагимов был назначен первым имамом Токийской мечети. До самой смерти он занимался обращением японцев в Ислам. 17 августа 1944 года, в возрасте 87 лет, Абдурашид Ибрагимов скончался в Токио, там же и был захоронен. На его погребальной церемонии в основном присутствовали мусульмане из числа японцев. В наследие Абдурашида Ибрагимова входит книга под названием «Исламский мир и распространение ислама в Японии», в которой он записал ценные сведения об Азии и тюрко-исламском мире того периода.
В августе 1945 года Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев, арестованный агентами СМЕРШ, был вывезен обратно в СССР. Отсидев десять лет во Владимирском централе, Курбангалиев возвращается в Башкирию только в 1956 году. Остаток дней он проведёт на родине, где и скончается в августе 1972 года.
С окончанием Второй мировой войны исламский расцвет в Японии угаснет, а большинство мусульманских эмигрантов переселится в Турцию и Саудовскую Аравию.
Интересные факты:
- В 1937 году Окубо Кодзи, при поддержке князя Токугава Иэмаса, основывает Кайкёкэн Кэнкюдзё (Институт Исламского мира).
- Сюмэй Окава, один из гениев японской пропаганды времён Второй мировой войны, обвинённый в военных преступлениях класса А, во время заключения завершил японский перевод Корана. В 1957 году, перед смертью Сюмэй Окава принимает Ислам.
Источники и литература:
- «Окно в Японию», Лариса Усманова.
- «Великий имам Дальнего Востока», Айслу Юнусова.
- «Первый Имам Японии», Наджи Джем Онджель.
- «Япония — правда и вымыслы» Александр Драгункин и Кирилл Котков.
Публикация подготовлена автором телеграм-канала «Туркестан и Поволжье» при поддержке редактора рубрики «На чужбине» Климента Таралевича (канал CHUZHBINA).