Лошадки и русская пустота: как сегодня выглядит место последней дуэли Пушкина

Все со шко­лы пом­нят, что Пуш­кин стре­лял­ся на Чёр­ной реч­ке. По петер­бург­ским мер­кам 1837 года это была глу­хая окра­и­на, но сего­дня — без мало­го центр. Есть даже стан­ция мет­ро «Чёр­ная реч­ка», где пас­са­жи­ров встре­ча­ет мрач­ная фигу­ра поэта, с тос­кой взи­ра­ю­щая в сто­ро­ну эска­ла­то­ров. А в пят­на­дца­ти мину­тах ходь­бы отсю­да — сквер с обе­лис­ком, напо­ми­на­ю­щим о месте дуэли.

Памят­ник Пуш­ки­ну на стан­ции мет­ро Чёр­ная реч­ка. Из архи­ва Петер­бург­ско­го метрополитена

8 фев­ра­ля, в день выстре­ла, и 10 фев­ра­ля, в день смер­ти, в сквер при­хо­дят почи­та­те­ли музы Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча. Боль­шин­ство из них не дога­ды­ва­ет­ся, что ни Пуш­кин, ни Дан­тес на этом месте, воз­мож­но, нико­гда не бывали.

VATNIKSTAN про­ли­ва­ет свет на исто­рию мемо­ри­а­ла на Чёр­ной реч­ке и пыта­ет­ся разо­брать­ся, а здесь ли на самом деле про­шла зна­ме­ни­тая дуэль?

Сквер на месте послед­ней дуэ­ли Пуш­ки­на. Фото: Лена Ека

Народная тропа с благоустроенными клумбами

На дво­ре пону­рый питер­ский фев­раль, и гра­нит­ный обе­лиск на Чёр­ной реч­ке тоже выгля­дит хму­ро. Ред­кие про­хо­жие, пло­хо очи­щен­ные от сне­га дорож­ки — под­хо­дя­щая деко­ра­ция к месту тра­ге­дии. Веро­ят­но, 8‑го и 10-го наро­ду здесь будет боль­ше. Но вряд ли в каран­тин (пусть и мало кто его соблю­да­ет) памят­ные меро­при­я­тия ока­жут­ся таки­ми же энер­гич­ны­ми, как 85 лет назад.

В создан­ном к нача­лу 1938 года доку­мен­таль­ном филь­ме «Здрав­ствуй, Новый год!» (1937), в хро­ни­ке важ­ных собы­тий минув­шей 365-днев­ки, пока­за­но, как на откры­тии памят­но­го обе­лис­ка с него бод­ро пада­ет ткань — на радость митин­гу с транс­па­ран­та­ми в сле­ду­ю­щем кад­ре. Митинг был снят в дру­гом месте — но смон­ти­ро­ва­но всё так, как буд­то в одном и том же. Под мажор­ную музы­ку дик­тор нарас­пев комментирует:

«Народ отме­ча­ет сто­ле­тие со дня смер­ти люби­мей­ше­го поэта. К нему не зарас­тёт народ­ная тропа!»

То есть сто­ле­тие со дня смер­ти Пуш­ки­на — это такой весё­лый празд­ник, кото­рый нуж­но имен­но что «отме­чать». Алек­сандр Рома­нов в ста­тье «Исто­рия пуш­кин­ских мемо­ри­а­лов у Чёр­ной реч­ки и в Свет­ло­го­рье» при­во­дит при­ме­ча­тель­ную цита­ту из газе­ты, рапор­ту­ю­щей о под­го­тов­ке мемориала:

«В 1936 году „Кре­стьян­ская прав­да“ сооб­ща­ла, что место дуэ­ли Пуш­ки­на пре­вра­ти­лось в „куль­тур­но устро­ен­ную пло­щад­ку с зелё­ны­ми насаж­де­ни­я­ми, цве­точ­ны­ми клум­ба­ми, кра­си­вы­ми дорожками“».

Про­гу­лял­ся по кра­си­вым дорож­кам, полю­бо­вал­ся на клум­бы — заод­но и Пуш­ки­на вспом­нил. Эти ли дорож­ки имел в виду поэт, когда писал зна­ме­ни­тое «к нему не зарас­тёт народ­ная тро­па»? Сда­ёт­ся, что чая­ния Пуш­ки­на — из луч­ших побуж­де­ний, конеч­но, — пере­ина­чи­ли: он гре­зил о «неру­ко­твор­ном памят­ни­ке», но ему воз­ве­ли руко­твор­ный. Он гово­рил о «народ­ной тро­пе» в мета­фо­ри­че­ском смыс­ле — а её про­ло­жи­ли бук­валь­ную и обла­го­ро­ди­ли насаждениями.

Митинг-рек­ви­ем в скве­ре на Чёр­ной реч­ке 10 фев­ра­ля 1987 года. Фото: Павел Маркин

Хоро­шо зимой, когда снег заме­та­ет бла­го­устрой­ство, а голые дере­вья и серость пей­за­жа давят на пси­хи­ку, помо­гая пре­ис­пол­нить­ся. Но летом зелё­ный и уют­ный сквер — не более чем при­ят­ное место для отды­ха в тенёч­ке. Вро­де бы чего тут пло­хо­го. Но не отпус­ка­ет вопрос: а что бы ска­зал Пуш­кин, узнай, что там, где Дан­тес лишил его жиз­ни, потом­ки сде­ла­ли «куль­тур­ную площадку»?


Первые монументы: Пушкин недоволен ипподромом

Важ­но уточ­нить, что в 1937 году память Пуш­ки­на на Чёр­ной реч­ке уве­ко­ве­чи­ли не впер­вые. До обе­лис­ка со скве­ром были дру­гие, более аске­тич­ные и по-сво­е­му при­ме­ча­тель­ные вари­ан­ты. Тут сно­ва про­ци­ти­ру­ем Романова:

«В «Петер­бург­ской газе­те» за 1881 год был опи­сан памят­ный знак. <…> «Под одной из берё­зок, близ­ко к доро­ге, нахо­дил­ся неболь­шой дере­вян­ный стол­бик <…> с при­креп­лён­ной к нему попе­реч­ной дощеч­кой. На попе­реч­ной дощеч­ке, пред­став­ляв­шей из себя рам­ку за стек­лом, на белой бума­ге поме­ще­ны были сле­ду­ю­щие строки:

„Не вынес­ла душа поэта
Позо­ра мелоч­ных обид,
Вос­стал он про­тив мне­ний света
Один, как преж­де… и убит!“

Далее сто­я­ла чер­та, и было написано:

„Я памят­ник себе воз­двиг нерукотворный,
К нему не зарас­тёт народ­ная тропа“».

То есть уже тогда кому-то пока­за­лось, что боль­шой солид­ный мону­мент всту­пит в эсте­ти­че­ское про­ти­во­ре­чие со строч­ка­ми про неру­ко­твор­ный памятник.

Но позд­нее, в 1890‑е, когда город уже поне­мно­гу под­би­рал­ся к Чёр­ной реч­ке, стол­бик поме­ня­ли на капи­таль­ный вари­ант: малень­кий скром­ный бюст, про­слу­жив­ший до 1924 года. Он мог про­сто­ять и доль­ше, но хва­та­ло недо­воль­ных. Рома­нов цити­ру­ет «ком­мент» 1899 года за автор­ством неко­го Пет­ро­ва Н.:

«…посе­тил я то место, где в 1837 году <…> была про­ли­та кровь А. С. Пуш­ки­на. Шёл я сюда с чув­ством бла­го­го­ве­ния; ухо­жу удру­чён­ный, оби­жен­ный. Обне­сён­ный жёл­тым забо­ром иппо­дром, где летом про­ис­хо­дят скач­ки. Перед иппо­дро­мом — ска­ко­вой двор, с изго­ро­дью вокруг. <…>

На ска­ко­вом дво­ре, меж­ду забо­ром и изго­ро­дью, рядом с конюш­ня­ми, сирот­ли­во тор­чит гряз­ный, гру­бо сло­жен­ный четы­рёх­гран­ный стол­бик с бюстом вели­ко­го чело­ве­ка наверху.

Око­ло „памят­ни­ка“ ни цве­точ­ка, ни огра­ды; о вен­ках, конеч­но, нет и поми­на; толь­ко четы­ре ста­рых берё­зы, быть может, сви­де­тель­ни­цы страш­но­го дела, скра­ши­ва­ют совсем голый пустырь. Вдох­но­вен­ный взгляд поэта, точ­но недо­воль­ный сосед­ством ска­ко­вой аре­ны, устрем­лён куда-то в сто­ро­ну от иппо­дро­ма ввысь. <…>

Неуже­ли нет воз­мож­но­сти выку­пить несколь­ко десят­ков сажень зем­ли на месте дуэ­ли, что­бы раз­бить здесь хоть какой-нибудь скве­рик-цвет­ник, постро­ить, что ли, часо­вен­ку, — вооб­ще, так или ина­че, создать на месте поедин­ка Пуш­ки­на малень­кий, тихий и уют­ный уголок».

Памят­ник на месте дуэ­ли, уста­нов­лен­ный в 1890‑е годы

Пред­по­ло­же­ние, что не увле­чён­ный рели­ги­ей, зато извест­ный азарт­ный игрок Пуш­кин пред­по­чёл бы иппо­дро­му скве­рик с часо­вен­кой оста­вим без ком­мен­та­ри­ев. Важ­но, что соору­дить на месте дуэ­ли «тихий и уют­ный уго­лок» — идея, воз­ник­шая не в 1930‑е. Во все вре­ме­на хоте­лось поме­стить поверх про­ли­той кро­ви — для себя, не для Пуш­ки­на же, — зону ком­фор­та, что­бы бла­го­го­веть, не отвле­ка­ясь «низо­стя­ми» вро­де изго­ро­дей и скачек.

Самое инте­рес­ное, что осу­ще­ствить это, воз­мож­но, до сих пор так и не суме­ли. С кон­ца 1880‑х годов в печа­ти появ­ля­ют­ся сооб­ще­ния: на «обще­при­ня­том» месте на самом деле ника­кой дуэ­ли не было.


Рейнгард и Штенгель идут по следу

Счи­та­ет­ся, что пер­вым, кто задал­ся целью выяс­нить точ­ное место поедин­ка на Чёр­ной реч­ке, был кни­го­из­да­тель Яков Алек­се­е­вич Иса­ков. Об этом чита­ем у пуш­ки­но­ве­да Все­во­ло­да Чубу­ко­ва в ста­тье «По самой дур­ной доро­ге» из «Лите­ра­тур­ной газе­ты» (№ 6, 2013):

«Во вто­ром посмерт­ном изда­нии 1855 года „Сочи­не­ний Пуш­ки­на с при­ло­же­ни­ем для его био­гра­фии“ <…> решил поме­стить <…> рису­нок места дуэ­ли поэта. <…> И с сере­ди­ны 50‑х годов пред­при­нял уси­лен­ные поис­ки это­го места. Летом 1858 года три­жды при­ез­жал к Комен­дант­ской даче, пытал­ся узнать о месте дуэ­ли у ста­ро­жи­лов. Одна­ко никто не пом­нил о том тра­ги­че­ском собы­тии. Стал рас­спра­ши­вать зна­ко­мых, посе­щав­ших его мага­зин. Сно­ва неудача. <…>

Иса­ков не отча­и­вал­ся. Надо было най­ти един­ствен­но­го остав­ше­го­ся в Рос­сии участ­ни­ка той дуэ­ли, быв­ше­го секун­дан­та поэта К. К. Дан­за­са. <…> Иса­ков попро­сил ука­зать ему место дуэ­ли. Тот охот­но согласился».

Со слов Кон­стан­ти­на Кар­ло­ви­ча Дан­за­са был состав­лен план со все­ми доступ­ны­ми на тот момент ори­ен­ти­ра­ми — Лан­ское шос­се, Комен­дант­ская дача, ого­ро­ды Мяки­ше­ва и так далее. Похо­жий на отпе­ча­ток паль­ца овал меж­ду дву­мя кана­ва­ми — «Место дуэ­ли». Там, где сей­час обелиск.

Схе­ма Яко­ва Иса­ко­ва с ука­за­ни­ем места дуэ­ли со слов Кон­стан­ти­на Данзаса

Одна­ко сто­ит учесть, что на момент «пока­за» с роко­во­го дня про­шло уже боль­ше 20 лет. А обсто­я­тель­ства 8 фев­ра­ля 1837 года не рас­по­ла­га­ли к тому, что­бы в подроб­но­стях запом­нить — тем более зафик­си­ро­вать гра­фи­че­ски — пози­цию, где сошлись дуэлянты.

В «Петер­бург­ской газе­те» за 1880 год (№ 113) указано:

«Хотя гос­по­дин Иса­ков даже опуб­ли­ко­вал план места поедин­ка впра­во от Коло­мяг­ской доро­ги, прой­дя Комен­дант­скую дачу, но это ука­за­ние не осо­бен­но твёр­до, пото­му что труд­но верить, что­бы дуэль состо­я­лась на откры­той поляне вбли­зи от доро­ги и в снеж­ное время.

Напро­тив, боль­шая часть мест­ных ста­ро­жи­лов ука­зы­ва­ет на про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну, то есть вле­во от доро­ги. К чис­лу лиц, зна­ко­мых с этим местом, при­над­ле­жит и арен­да­тор ого­ро­да вбли­зи комен­дант­ской дачи по Чёр­ной Реч­ке № 5, В. Д. Мяки­шев, кото­рый ука­зы­ва­ет тот пень боль­шо­го дере­ва, в четы­рёх шагах от кото­ро­го сто­ял Пушкин».

Гра­вю­ра по рисун­ку Вла­ди­сла­ва Рейн­гар­да с обна­ру­жен­ным им местом дуэ­ли. 1880 год

О лич­ном раз­го­во­ре с Мяки­ше­вым подроб­но рас­ска­зы­ва­ет худож­ник Вла­ди­слав Рейн­гард, кото­рый пред­при­нял сво­е­го рода неза­ви­си­мое рас­сле­до­ва­ние. Резуль­та­ты изыс­ка­ний он опуб­ли­ко­вал в том же 1880 году в жур­на­ле «Нива» (№ 26) в ста­тье с клик­бейт­ным загла­ви­ем «Где насто­я­щее место дуэ­ли Пушкина?»:

«Вас. Дм. Мяки­шев, арен­да­тор ого­ро­дов Комен­дант­ской дачи, ука­зал мне дей­стви­тель­ное место, где был смер­тель­но ранен Пуш­кин. Сна­ча­ла я было усо­мнил­ся, так как ука­за­ние совер­шен­но не сов­па­да­ло с ука­за­ни­ем гос­по­ди­на Иса­ко­ва, но по даль­ней­шим рас­спро­сам вполне убе­дил­ся в истин­но­сти его слов. С два­дца­тых ещё годов Мяки­ше­вы арен­ду­ют зем­ли Комен­дант­ской дачи. Отец насто­я­ще­го арен­да­то­ра, Дм. Мяки­шев, был совре­мен­ник дуэ­ли Пуш­ки­на и жил все­го в несколь­ких стах шагах от роко­во­го места.

Сын рас­ска­зы­вал со слов отца сле­ду­ю­щее: было дело это в янва­ре меся­це; при­бе­жал к ста­ри­ку Мяки­ше­ву впо­пы­хах двор­ник Комен­дант­ской дачи Мат­вей Фомин и ска­зал, что за комен­дант­ским гум­ном какие-то гос­по­да стре­ля­лись. Ста­рик выбе­жал на ули­цу и уви­дел, что како­го-то гос­по­ди­на вели двое под руки, поса­ди­ли в каре­ту и повез­ли в город. Сей­час же он по сле­дам, — так как по сне­гу были сле­ды, — пошёл на то место, где стре­ля­лись за комен­дант­ским гум­ном, на дорож­ке, кото­рая шла через ого­род, воз­ле берё­зы, от кото­рой ныне остал­ся толь­ко пень. Отец Мяки­ше­ва мно­го раз ука­зы­вал детям это место, и пото­му они забыть его не могли. <…>

Спра­вед­ли­вость слов Мяки­ше­ва под­твер­жда­ет­ся ещё и пока­за­ни­я­ми Мак­си­ма Фоми­на, кото­рый во вре­мя дуэ­ли был у двор­ни­ка Комен­дант­ской дачи Мат­вея Фоми­на, ныне уже умер­ше­го, и рас­ска­зы­ва­ет, что видел, как гос­по­да выхо­ди­ли из ука­зан­ной мест­но­сти и вели под руки раненого».

В 1887 году к Рейн­гар­ду при­со­еди­нил­ся барон Эмма­ну­ил Штейн­гель. В «Петер­бург­ской газе­те» (№ 29) он опуб­ли­ко­вал вос­по­ми­на­ния, где, в част­но­сти, упо­мя­нул само­сто­я­тель­но создан­ный им из дере­ва новый памят­ный знак. Он был похож на тот, что опи­сы­вал­ся в этом же изда­нии в 1881 году (цита­ту о нём мы при­ве­ли выше) — стол­бик с дощеч­кой и эпи­та­фи­я­ми из «Я памят­ник себе воз­двиг…» и «Смер­ти поэта» Лермонтова:

«В 1851/52 году, зимою, отцом моим была куп­ле­на за Ста­ро­ко­мен­дант­ской дачей Чер­но­ре­чен­ская фер­ма. <…> Во вре­мя одной из про­гу­лок мне захо­те­лось осмот­реть сосед­нюю (Ста­ро­ко­мен­дант­скую) дачу. Двор­ник её, ста­рый унтер-офи­цер лет шести­де­ся­ти, Иван, хоро­шо знав­ший меня, на мои вопро­сы рас­ска­зал, что лет 12–14 тому назад он видел сам лич­но око­ло забо­ра дачи, как при­е­ха­ли чет­ве­ро гос­под и как двое стре­ля­ли друг в дру­га на рас­сто­я­нии 7–8 саженей. <…>

По иско­вер­кан­ным име­нам дей­ству­ю­щих лиц, кото­рые ста­рик впо­след­ствии узнал, я понял, что это были Пуш­кин и Дан­тес. Когда двор­ник окон­чил свои объ­яс­не­ния, я про­сил его пока­зать мне место поедин­ка, что он исполнил. <…>

Обо всём этом, при­шед­ши домой, я рас­ска­зал мое­му отцу, с кото­рым мы вме­сте отпра­ви­лись под вечер на ука­зан­ное место и, выдер­нув два кола из бли­жай­ше­го забо­ра, воткну­ли их доволь­но глу­бо­ко в зем­лю на месте паде­ния Пуш­ки­на. <…> Мно­го позд­нее <…> поре­ши­ли поста­вить Пуш­ки­ну проч­ный, для чего взя­ли брев­ныш­ко <…>, вби­ли его в зем­лю, выкра­си­ли, и каж­дый из нас напи­сал нём круп­но под­хо­дя­щие стро­ки из Пушкина».

Оста­ёт­ся неяс­ным, поче­му Иса­ко­ву, кото­рый тоже пытал­ся опра­ши­вать насе­ле­ние, никто помочь не сумел, в то вре­мя как Рейн­гар­ду со Штейн­ге­лем на каж­дом шагу попа­да­лись сло­во­охот­ли­вые дач­ни­ки и двор­ни­ки. Как бы то ни было, сен­са­ции не слу­чи­лось, и на сего­дняш­ний день вари­ант «по Иса­ко­ву» — офи­ци­аль­но един­ствен­но вер­ный. Хоро­шо ли это? Может быть, пора напом­нить сограж­да­нам о вари­ан­те «по Рейнгарду-Штейнгелю»?


Современные поиски: рулетка и гугл-карты

В цити­ру­е­мой выше ста­тье пуш­ки­но­ве­да Чубу­ко­ва интри­гу­ет под­за­го­ло­вок: «Под­лин­ное место послед­ней дуэ­ли Пуш­ки­на мож­но счи­тать уста­нов­лен­ным». Иссле­до­вав в дета­лях рас­сказ Дан­за­са и план Иса­ко­ва, взяв с собой рулет­ку, ком­пас, план­шет и дру­га-гид­ро­ло­га Гелия Стан­ке­ви­ча, Все­во­лод Васи­лье­вич отпра­вил­ся на Чёр­ную речку:

«Три­жды изме­ри­ли рас­сто­я­ние, как ука­зы­вал Иса­ков, от набе­реж­ной Чёр­ной реч­ки, где нахо­ди­лась дача комен­дан­та, до места дуэ­ли. Изме­ри­ли в пря­мом и обрат­ном направ­ле­ни­ях, пред­ва­ри­тель­но пере­счи­тав саже­ни в мет­ры. Сде­ла­ли план мест­но­сти, выдер­жав его мас­штаб с пла­ном 1858 года.

Место изме­ни­лось до неузна­ва­е­мо­сти. По быв­шим ого­ро­дам Мяки­ше­ва ныне бегут элек­тро­по­ез­да в Сест­ро­рецк, постро­е­ны жилые дома. На левой сто­роне Коло­мяж­ско­го про­спек­та раз­ме­стил­ся круп­ный завод, с севе­ра — рас­по­ло­же­ны пред­при­я­тия <…> Изме­ре­ния пока­за­ли, что место дуэ­ли нахо­дит­ся на 85–100 мет­ров южнее уста­нов­лен­но­го монумента».

К сожа­ле­нию, упо­мя­ну­тый новый план мест­но­сти к ста­тье в «Лите­ра­тур­ной газе­те» не при­ло­жен. Но есть дру­гой — состав­лен­ный петер­бург­ским лите­ра­то­ром Евге­ни­ем Фор­том на осно­ве рисун­ка Иса­ко­ва при помо­щи гугл-карт. Резуль­тат сво­их иссле­до­ва­ний Форт раз­ме­стил в Сети в откры­том досту­пе, сопро­во­див комментарием:

«На спут­ни­ко­вом сним­ке я обо­зна­чил оба места: одно — извест­ное всем, вто­рое — реаль­ное. Обо­зна­че­но так­же место быв­шей Комен­дант­ской дачи. Оче­вид­но, что сте­ла 1937 года сто­ит в таком отда­ле­нии от неё, что даже у несве­ду­щих людей воз­ни­ка­ют спра­вед­ли­вые сомне­ния. С боль­шой долей веро­ят­но­сти место, ука­зан­ное Мяки­ше­вым, мож­но при­знать дей­стви­тель­но реаль­ным местом дуэ­ли. В насто­я­щее вре­мя там нахо­дит­ся двор дома 2 по Лан­ско­му шоссе».

Схе­ма Евге­ния Фор­та с ука­за­ни­ем офи­ци­аль­но­го и пред­по­ла­га­е­мо­го места дуэли

С Евге­ни­ем уда­лось вый­ти на связь. Он рас­ска­зал, когда и как увлёк­ся поис­ком «реаль­но­го места» и поче­му счи­та­ет это важным:

«Это было где-то в сере­дине вось­ми­де­ся­тых. Был общий зна­ко­мый с [жур­на­лист­кой] Бэл­лой Кур­ко­вой, кото­рая в своё вре­мя тоже была увле­че­на этой темой. Появи­лась воз­мож­ность при­тро­нуть­ся к архи­ву. Тогда почти все кон­крет­ные мате­ри­а­лы по теме дуэ­ли Пуш­ки­на были ДСП [Для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния] и нахо­ди­лись в Пуб­лич­ке [Госу­дар­ствен­ная пуб­лич­ная биб­лио­те­ка; сего­дня — Рос­сий­ская наци­о­наль­ная биб­лио­те­ка в Санкт-Петер­бур­ге]. В част­но­сти, и этот рису­нок [Иса­ко­ва].

По боль­шо­му счё­ту, я лич­но счи­таю, что само место дуэ­ли не так уж и важ­но в этой тра­ге­дии, одна­ко исто­ри­че­ская прав­да долж­на иметь место, ибо люди ходят к совер­шен­но лож­но­му месту для поми­на­ния поэта».


Кругом, возможно, Пушкин

Вто­ром дом на Лан­ском шос­се нахо­дит­ся совсем рядом с мет­ро «Чёр­ная реч­ка». Совет­ская пяти­этаж­ка из серо­го кир­пи­ча, рядом ещё несколь­ко таких же. Обык­но­вен­ный рос­сий­ский двор — на пер­вый взгляд даже слиш­ком типич­ный. Но поне­мно­гу обра­ща­ют на себя вни­ма­ние дета­ли, кото­рые инте­рес­но высмат­ри­вать, зная, какая у это­го вро­де бы рядо­во­го клоч­ка зем­ли неза­у­ряд­ная — по ряду мне­ний — биография.

Жёл­тые объ­яв­ле­ния, накле­ен­ные почти у каж­дой парад­ной: «Опас­ная зона». Ещё бы не опас­ная — Пуш­кин не даст соврать. В Петер­бур­ге к таким объ­яв­ле­ни­ям все дав­но при­вык­ли — мало ли что в отте­пель с кры­ши сва­лит­ся. А более-менее исто­ри­че­ские дома могут ронять на про­хо­жих кусоч­ки архи­тек­тур­но­го насле­дия в любое вре­мя года.

На одной из стен мелом начер­та­но: «жопа. жопа». Види­мо, над­пись дав­няя — тут же, непо­да­лё­ку даты чьей-то дво­ро­вой жиз­ни: 07.06.04 (через день после дня рож­де­ния Пуш­ки­на, меж­ду про­чим!), 12.06.05. Ещё пару деся­ти­ле­тий — и будет сво­е­го рода лите­ра­тур­ная клас­си­ка. Ско­рее все­го, эти зна­ки про­дер­жат­ся дол­го: в иных дво­рах попа­да­ют­ся выца­ра­пан­ные тек­сты кон­ца про­шло­го века и даже старше.

Во дво­ре дома № 2 по Лан­ско­му шос­се. Фото: Лена Ека

В цен­тре дво­ра — дет­ская пло­щад­ка с жёл­то-крас­ной каре­той и тако­го же цве­та лошад­кой-каче­лей на пру­жине. Соглас­но уста­нов­лен­но­му рядом щиту с «пра­ви­ла­ми экс­плу­а­та­ции дет­ско-спор­тив­ной пло­щад­ки», каре­та пред­на­зна­че­на для детей с двух лет и до семи, а лошад­ка для тех, кто постар­ше — с трёх, но тоже до семи.

Полу­ча­ет­ся, малы­ши могут играть здесь в Пуш­ки­на и Дан­те­са. На лошад­ке, конеч­но, будет Пуш­кин — он был стар­ше, ну и вооб­ще, для нас он все­гда на коне. А Дан­тес пус­кай пря­чет­ся в каре­те, но наш Алек­сандр Сер­ге­е­вич его всё рав­но най­дёт и зару­бит све­то­вым мечом дже­да­ев. Или что сей­час на воору­же­нии у совре­мен­ных детей?

Во дво­ре дома №2 по Лан­ско­му шос­се. Фото: Лена Ека

Из сне­га озор­но тор­чат бутыл­ки пива, на дос­ках объ­яв­ле­ний арт-объ­ек­ты из нако­пив­ших­ся за годы и посто­ян­но обо­дран­ных объ­яв­ле­ний. На вет­ке висят кем-то поте­рян­ные клю­чи, на сте­нах рядом с бал­ко­на­ми твор­че­ство жиль­цов — синий Инь-Янь и глаз с нераз­бор­чи­вой над­пи­сью, что-то вро­де «чёр­ная вод­ка» — а над всем этим усерд­но дымят завод­ские тру­бы. Рос­сия, как она есть. И поче­му бы месту дуэ­ли Пуш­ки­на не выгля­деть имен­но так? Или Пуш­кин не россиянин?

От «реаль­но­го» места до «офи­ци­аль­но­го» минут семь пеш­ком — мож­но через мост, мож­но через желез­ную доро­гу. Про­во­да, пусто­та, раз­ные бетон­ные и желез­ные шту­ки: род­ной инду­стри­аль­но-экзи­стен­ци­аль­ный пей­заж. Не всем, конеч­но, понра­вит­ся — Пет­ров, кото­рый в 1899 году воз­му­щал­ся иппо­дро­мом, точ­но не оце­нил бы — но кому-то вполне. А у обе­лис­ка гла­зу не за что зацепиться.

Но о вку­сах не спо­рят, а о Пуш­кине с пуш­ки­но­ве­да­ми тем более. Нала­зив­шись с рулет­кой, Чубу­ков дела­ет в кон­це сво­ей ста­тьи при­ми­ря­ю­щий вывод:

«Совсем не убеж­дён, что мону­мент необ­хо­ди­мо пере­но­сить, отнюдь нет. В буду­щем, думаю, может воз­ник­нуть воз­мож­ность уста­но­вить [на истин­ном месте] соот­вет­ству­ю­щий знак».

А может и не воз­ник­нуть — никто же не тре­бу­ет, не жалу­ет­ся. Это даже здо­ро­во, что есть два места послед­ней дуэ­ли на любой вкус, «клас­си­че­ское» и «совре­мен­ное». И не так уж они дале­ко друг от дру­га — нель­зя ска­зать, что Иса­ков совсем не угадал.

В кон­це кон­цов, у каж­до­го свой Пуш­кин, как и своё отно­ше­ние к жиз­ни-смер­ти. Вспо­ми­на­ет­ся, как Викен­тий Вере­са­ев — не послед­ний чело­век в пуш­ки­но­ве­де­нии — в ста­тье 1926 года «Об обря­дах ста­рых и новых» кри­ти­ко­вал тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния о том, как надо хра­нить и чтить память. В част­но­сти, рас­ска­зал, как Тур­ге­нев звал Льва Тол­сто­го на откры­тие памят­ни­ку Пуш­ки­ну, а тот не поехал, да ещё и обру­гал идею пред­сто­я­щих торжеств:

«…вспом­ни­те, как Тур­ге­нев при­е­хал при­гла­шать его в 1880 году на откры­тие памят­ни­ка Пуш­ки­ну в Москве, а Тол­стой ему отве­тил: „Что я там буду делать? Всё это одна комедия“».

Что ж, сколь­ко людей — столь­ко и мне­ний. И, конеч­но, Пуш­кин бы не рас­су­дил. Слиш­ком дав­но он суще­ству­ет в про­стран­ствах и изме­ре­ни­ях, где, долж­но быть, всё рав­но, что на Зем­ле будут делать сего­дня. Может, ста­нут митин­го­вать у обе­лис­ка, а может, вооб­ра­жать, как про­ли­тая кровь, раз­ло­жив­шись на ато­мы, «на пле­сень и липо­вый мёд», про­рос­ла в Рос­сии каж­дым дерев­цем и сугро­бом, каж­дой завод­ской тру­бой и пив­ной бутылкой.

Но всё же вто­рой вари­ант сего­дня всё же пред­по­чти­тель­ней. Раз уж поэт всю­ду, то ни 8‑го, ни 10-го мож­но нику­да не ходить — мало ли, обкаш­ля­ют ещё. Луч­ше, сидя дома, открыть книж­ку и уне­стись вслед за её авто­ром во вне­бы­тий­ное гиперпространство.

Но вот какую имен­но книж­ку, да и книж­ку ли — это уж лич­ное дело каждого.


Читай­те так­же «Чугун­ные дома, новая эти­ка и ней­ро­се­ти: что уви­дел в 2824 году Фад­дей Бул­га­рин»

Поделиться