«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас»: мифы и правда о российской моде 1990‑х

VATNIKSTAN начи­на­ет серию ста­тей, посвя­щён­ную рос­сий­ской моде девя­но­стых. В наших пла­нах рас­сказ о том, что носи­ли люди в нашей стране, как раз­ви­ва­лась рос­сий­ская инду­стрия моды, о кон­кур­сах кра­со­ты, фено­мене топ-моде­лей и мно­гом другом.

Пер­вая часть рас­ска­жет о том, что назы­ва­ет­ся сей­час стрит-фешен, модой улиц.

Жут­кие спор­тив­ные костю­мы, лоси­ны кис­лот­ных цве­тов, мали­но­вые пиджа­ки и веще­вые рын­ки, зава­лен­ные копе­еч­ным турец­ким барах­лом, кото­рое люди хва­та­ли не гля­дя… Такой мы уви­дим моду девя­но­стых, если изу­чать в интер­не­те под­бор­ки самых оди­оз­ных обра­зов с ком­мен­та­ри­я­ми авто­ров, не жив­ших в то время.

Но была ли пост­со­вет­ская мода настоль­ко безвкусной?

У рос­сий­ской пост­пе­ре­стро­еч­ной моды есть несколь­ко отли­чи­тель­ных черт. Как и сама эпо­ха, она была очень раз­ной. Вре­мя раз­ва­ла СССР щед­ро заим­ство­ва­ло из 1980‑х, а вот конец 1990‑х годов был уже по-насто­я­ще­му новой эрой, когда выра­бо­тал­ся само­сто­я­тель­ный стиль. Мод­ные тен­ден­ции пер­вой поло­ви­ны деся­ти­ле­тия силь­но отли­ча­лись от запад­ных, и это лег­ко объ­яс­нить. У рос­си­ян не было ни выбо­ра, ни финан­со­вых воз­мож­но­стей, кото­ры­ми обла­да­ли люди за гра­ни­цей. Боль­шин­ство вещей в огром­ных клет­ча­тых сум­ках вози­ли «чел­но­ки», поку­пав­шие их в Тур­ции, Поль­ше, КНР и Вьет­на­ме. Понят­но, что осо­бым вку­сом эти про­дав­цы не отли­ча­лись. Мод­ные и жен­ские жур­на­лы толь­ко нача­ли широ­ко рас­про­стра­нять­ся, и поку­па­те­ли не все­гда пони­ма­ли, как выби­рать из того рыноч­но­го раз­но­об­ра­зия, что сва­ли­лось на их голову.

Роль в отли­чи­ях с запад­ной модой сыг­ра­ли и дру­гие осо­бен­но­сти. Напри­мер, рос­сий­ская моло­дёжь почти про­пу­сти­ла мод­ный аме­ри­кан­ский гранж, кото­рый при­шёл­ся как раз на первую поло­ви­ну деся­ти­ле­тия. Если кто-то наде­вал клет­ча­тую рубаш­ку, меш­ко­ва­тые джин­сы и тяжё­лые ботин­ки, то обыч­но лишь пото­му, что это были его един­ствен­ные вещи, а не пото­му, что под­ра­жал Кур­ту Кобейну.

Нако­нец в стране царил насто­я­щий хаос, кото­рый отра­жал­ся и на моде. Как поёт­ся в одной песне: «Я наде­ну всё луч­шее сра­зу». Пого­во­рим о том, что же было «луч­шим» для рос­си­ян в 1990‑е годы и поста­ра­ем­ся раз­об­ла­чить неко­то­рые мифы о моде того времени.


Леди-босс

Рей­га­но­ми­ка в Аме­ри­ке поро­ди­ла жен­ский power suit: дело­вой костюм с пиджа­ком. Все жен­щи­ны пыта­лись похо­дить на мил­ли­о­не­ров с Уолл-стрит. При­мер­но это про­ис­хо­ди­ло в Рос­сии на заре эры дико­го капи­та­лиз­ма, когда рабо­та в офи­се счи­та­лась пре­стиж­ной. С нача­ла до сере­ди­ны 1990‑х глав­ным трен­дом жен­ской моды оста­вал­ся псев­доофис­ный стиль: пиджак, блуз­ка и юбка-карандаш.

Костю­мы были всех цве­тов, в том чис­ле совсем не «офис­ных», а ярких или неж­ных пастель­ных оттен­ков. Блуз­ки тоже не обя­за­тель­но были стро­ги­ми, в них мог­ли быть эле­мен­ты роман­ти­че­ско­го сти­ля: вола­ны, ворот­ни­ки-жабо и кру­жев­ные вставки.

Фильм «Ты у меня одна». 1993 год

Самым попу­ляр­ным костюм­ным брен­дом был Tom Klaim. Мно­гие счи­та­ли мар­ку запад­ной, но, как и ряд дру­гих извест­ных брен­дов вро­де Carlo Pazolini, её созда­ли в Рос­сии. Люди жаж­да­ли все­го загра­нич­но­го, поэто­му про­из­во­ди­те­ли, скром­но умал­чи­вая о про­ис­хож­де­нии мар­ки, мог­ли поз­во­лить себе высо­кие цены, а жен­щи­ны были гото­вы отда­вать поло­ви­ну зар­пла­ты за «фир­мен­ный» костюм Tom Klaim.

Дело­вой стиль даже на жен­щи­нах — один из важ­ней­ших сим­во­лов эпо­хи выжи­ва­ния, когда про­бле­ма денег затми­ла всё осталь­ное. Самым глав­ным было зара­бо­тать, «под­нять­ся», взле­теть по ранее не суще­ство­вав­шей соци­аль­ной лест­ни­це. Вели­кий поп-аль­бом «Стра­на Лимо­ния» (1990) груп­пы «Дюна», отме­тив­ший послед­ний год суще­ство­ва­ния СССР, про­пи­тан горя­чеч­ным, слов­но в бре­ду, ощу­ще­ни­ем времени.

«Объ­я­тья сна, как плен,
Мой парень — Пьер Карден,
И двое слуг — брю­нет и шатен
Рас­тут мои дома,
Рекой течёт „Кли­ма“
Парт­нё­ров тьма — гуля­ет фирма».


Мини-юбки

Дли­на юбок мог­ла быть самой раз­ной. В нача­ле эпо­хи носи­ли миди, а ино­гда и мак­си, кото­рым дамы зре­ло­го воз­рас­та оста­лись вер­ны на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тия. В филь­ме Геор­гия Дане­лии «Настя» (1993) мама, чья доч­ка вол­шеб­ным обра­зом пре­вра­ти­лась в кра­са­ви­цу, сра­зу начи­на­ет уко­ра­чи­вать свои ста­ро­мод­ные совет­ские юбки: «К нам же теперь люди ходят!».

Юбки на девуш­ках в 1991 году

Но в пост­со­вет­скую эру моло­дёж­ная мода очень быст­ро потре­бо­ва­ла мини. Юбки всё силь­нее уко­ра­чи­ва­лись, пока не достиг­ли дли­ны мик­ро-мини, как в 1960‑е годы. Юбки мог­ли быть тка­не­вы­ми и три­ко­таж­ны­ми «в облип­ку». Юбка-лап­ша, обле­га­ю­щая все изги­бы, зади­ра­лась при ходь­бе, но девуш­ки тер­пе­ли неудобства.

Были попу­ляр­ны­ми не толь­ко пря­мые и узкие, но и корот­кие слег­ка рас­кле­шён­ные юбки-трапеции.

Фото из архи­ва автора

В филь­ме «Стра­на глу­хих» (1998) две сто­лич­ные мод­ни­цы — Рита (Чул­пан Хама­то­ва) и Яя (Дина Кор­зун) демон­стри­ру­ют, что к кон­цу деся­ти­ле­тия мини по-преж­не­му в трен­де. На кад­ре из филь­ма на Рите обыч­ная юбка-тра­пе­ция, а на Яе юбка-шор­ты с запахом.

Фильм «Стра­на глу­хих». 1998 год

Лосины и фантазийные колготки

«Лоси­ны ядо­ви­тых цве­тов были в гар­де­робе у каж­дой девуш­ки», — мож­но про­чи­тать в боль­шин­стве ста­тей, посвя­щён­ных моде девя­но­стых. Это совре­мен­ная выдум­ка. Посмот­ри­те хотя бы на фото­гра­фии того вре­ме­ни. На ком из деву­шек вы види­те цвет­ные бле­стя­щие лоси­ны, кро­ме участ­ниц груп­пы «Ком­би­на­ция» в сце­ни­че­ских обра­зах? Их фото­гра­фии из ран­них 1990‑х обыч­но выда­ют за глав­ный тренд эпо­хи, хотя на самом деле девуш­ки в то вре­мя гораз­до чаще носи­ли обыч­ные чёр­ные лосины.

Груп­па «Ком­би­на­ция»

Впро­чем, цвет­ные лоси­ны тоже суще­ство­ва­ли и даже оста­ви­ли след в поп-куль­ту­ре. Груп­па «Попу­гай» в 1993 году испол­ни­ла шуточ­ную пес­ню с таки­ми словами:

«Твои зелё­ные лоси­ны све­дут с ума меня сейчас,
Твои зелё­ные лоси­ны затми­ли цвет тво­их же глаз,
Твои зелё­ные лоси­ны — забу­ду с ними всё и вся,
Твои зелё­ные лоси­ны во мне самом родят лося!».

Син­те­ти­че­ские лег­гин­сы в обтяж­ку при­шли из вось­ми­де­ся­тых, когда все бро­си­лись зани­мать­ся фит­не­сом, изна­чаль­но их наде­ва­ли для заня­тий спор­том. И в Совет­ском Сою­зе 1980‑х годов они были извест­ны, но мало кто мог себе их поз­во­лить. Сре­ди счаст­ли­вых вла­де­лиц — «ноч­ные бабоч­ки», как геро­и­ни филь­ма «Интер­де­воч­ка» (1989), носив­шие лоси­ны и кол­гот­ки с узорами.

После раз­ва­ла СССР к подоб­ной рос­ко­ши при­об­щи­лись не толь­ко те, кто был рань­ше бли­зок к интер­на­ци­о­на­лу, фар­цов­щи­кам и мага­зи­нам «Берёз­ка». Мод­ные мини-юбки поз­во­ля­ли демон­стри­ро­вать не толь­ко строй­ные ноги, но и необыч­ные кол­гот­ки — кру­жев­ные, в сет­ку, с люрек­сом и фан­та­зий­ны­ми рисунками.

В про­да­же появи­лись «доль­чи­ки» — такое раз­го­вор­ное назва­ние полу­чи­ли кол­гот­ки брен­да Dolci Calze. Это были плот­ные кол­гот­ки с раз­но­об­раз­ны­ми прин­та­ми — в горо­шек, ром­бик, полос­ку, ани­ма­ли­стич­ные… «Доль­чи­ки — чер­тов­ски хоро­ши!» — этот реклам­ный сло­ган зву­чал повсю­ду. Тёп­лые и каче­ствен­ные, «доль­чи­ки» поз­во­ля­ли не замер­зать зимой в мини, но боль­шин­ство носи­ли обыч­ные кол­гот­ки без узоров.

Ещё один уль­тра­мод­ный аксес­су­ар пер­вой поло­ви­ны деся­ти­ле­тия — плот­ные эла­стич­ные голь­фы выше коле­на. В аме­ри­кан­ском филь­ме «Бес­тол­ко­вые» (1995), по кото­ро­му мож­но изу­чать глав­ные трен­ды эпо­хи, девуш­ки появ­ля­ют­ся в белых голь­фах, но в Рос­сии таких не было: к нам поче­му-то при­во­зи­ли толь­ко чёр­ные, кото­рые смот­ре­лись очень стильно.


Варёнка

В СССР джин­сы были пред­ме­том вожде­ле­ния мод­ни­ков, вот толь­ко «достать» их было почти невоз­мож­но. В Сою­зе их не шили, а из-за гра­ни­цы в мага­зи­ны не при­во­зи­ли. Вари­ан­тов раз­до­быть вожде­лен­ную пару было все­го два — фар­цов­щи­ки или мага­зи­ны «Берёз­ка». К фар­цов­щи­ку води­ла свою немод­ную подру­гу Надю (Ири­на Мура­вьё­ва) рос­кош­ная жен­щи­на Сусан­на (Татья­на Васи­лье­ва) в коме­дии «Самая оба­я­тель­ная и при­вле­ка­тель­ная» (1985). Надя пуга­ет­ся экс­тра­ва­гант­ных наря­дов («Кар­ден! У нас в Сою­зе все­го две-три еди­ни­цы таких, да и те на жёнах дипло­ма­тов непри­со­еди­нив­ших­ся стран») и реша­ет­ся при­об­ре­сти толь­ко джинсы.

Надя выкла­ды­ва­ет за джин­сы 50 руб­лей (при­мер­но треть сред­не­ста­ти­сти­че­ской совет­ской зар­пла­ты), но на рабо­те не про­из­во­дит фуро­ра. Кол­ле­га-мод­ни­ца, кото­рая с подруж­ка­ми «каж­дый месяц жур­нал Burda смот­рит», скеп­тич­но осве­дом­ля­ет­ся, не индий­ские ли джин­сы. Надя воз­му­ща­ет­ся, пред­ла­гая посмот­реть «по кот­то­ну и по лей­б­лу». Но её джин­сы вряд ли были аме­ри­кан­ски­ми Levi’s или Wrangler.

В филь­ме «Кри­ми­наль­ный талант» (1988) глав­ный герой обе­ща­ет сде­лать доче­ри доро­гой пода­рок на шест­на­дца­ти­ле­тие: джин­сы из «Берёз­ки». Обой­тись это удо­воль­ствие долж­но в 200 дол­ла­ров при его зар­пла­те в 200 руб­лей (при­мер­но поло­ви­на зар­пла­ты). Для посе­ще­ния валют­но­го мага­зи­на нуж­ны были спе­ци­аль­ные чеки. Он спра­ши­ва­ет у доч­ки, где она соби­ра­ет­ся их достать, но та зага­доч­но отве­ча­ет, что это её дело.

После совет­ско­го дефи­ци­та люди на радо­стях обла­чи­лись в деним с ног до голо­вы. Насто­я­щие мар­ки или под­дель­ные — до это­го пока нико­му не было дела, глав­ное, что джин­сы мож­но было сво­бод­но и отно­си­тель­но дёше­во при­об­ре­сти. Джин­со­вой мог­ла быть любая одеж­да: курт­ки, юбки, пла­щи и даже платья.

Самы­ми попу­ляр­ны­ми были джин­сы-маль­ви­ны, полу­чив­шие назва­ние по извест­но­му лей­б­лу Mawin. Эти меш­ко­ва­тые джин­сы с высо­кой тали­ей носи­ли муж­чи­ны и жен­щи­ны. Сей­час, когда всем надо­е­ли скин­ни и джег­гин­сы, они вер­ну­лись в моду под назва­ни­ем Mom Jeans («мами­ны джинсы»).

Джин­сы-маль­ви­ны в 1990‑х годах
Совре­мен­ная девуш­ка в Mom Jeans

Мода на «варён­ку» про­сле­до­ва­ла в ран­ние девя­но­стые из 1980‑х годов. Ещё в СССР люди зна­ли, как добить­ся эффек­та раз­во­дов на тка­ни: скру­тить джин­сы и замо­чить их в отбе­ли­ва­те­ле «Белиз­на». Полу­чал­ся каж­дый раз раз­ный резуль­тат. Неко­то­рые тёр­ли джин­сы пем­зой, зама­чи­ва­ли в соде или уксу­се. Бога­тый про­стор для креатива!

Фильм «Ловуш­ка для оди­но­ко­го муж­чи­ны». 1990 год

Широкие плечи

Сту­ден­ты Мос­ков­ско­го Поли­тех­ни­че­ско­го Кол­ле­джа им. Мос­со­ве­та. 1 сен­тяб­ря 1994 года

Широ­кие пле­чи — ещё одно насле­дие вось­ми­де­ся­тых и сви­де­тель­ство того, что Рос­сия отста­ва­ла от все­мир­ных мод­ных тен­ден­ций при­мер­но лет на пять. Запад тоже пере­жил «эпи­де­мию» под­плеч­ни­ков, доста­точ­но посмот­реть на биз­нес-леди из аме­ри­кан­ско­го филь­ма «Дело­вая жен­щи­на» с Сигур­ни Уивер. Толь­ко фильм сня­ли в кон­це 1980‑х годов, когда эпо­ха яппи тре­бо­ва­ла гипер­тро­фи­ро­ван­ной дело­ви­то­сти и искус­ствен­ной «муже­ствен­но­сти» от женщин.

В нача­ле 1990‑х годов на Запа­де по-преж­не­му носи­ли пиджа­ки «с пле­ча­ми», но они посте­пен­но умень­ша­лись. Рос­сии же толь­ко пред­сто­я­ло «пере­бо­леть», при­чём в срав­не­нии с вось­ми­де­ся­ты­ми под­плеч­ни­ки ста­ли огромными.

Фильм «Ноч­ные заба­вы». 1991 год

В моде был силу­эт в фор­ме тре­уголь­ни­ка, поэто­му пле­чи рас­ши­ря­ли как мог­ли. Спе­ци­аль­ные объ­ём­ные про­клад­ки вши­ва­ли или под­кла­ды­ва­ли (ино­гда при­кле­и­ва­ли на липуч­ки) в любой верх, от блу­зок и джем­пе­ров до паль­то. Кста­ти, невер­но думать, что «широ­ко­пле­чи­ми» были толь­ко дамы: муж­ские пиджа­ки и верх­нюю одеж­ду тоже снаб­жа­ли под­плеч­ни­ка­ми, и муж­чи­ны были похо­жи на игро­ков в регби.

Фильм «Муж соба­ки Бас­кер­ви­лей». 1990 год

Спортивный шик

Веще­вые рын­ки запо­ло­ни­ли спор­тив­ные костю­мы и крос­сов­ки Adidas, о кото­рых когда-то меч­та­ли в СССР. Не изба­ло­ван­ные зна­ком­ством с запад­ны­ми брен­да­ми све­же­ис­пе­чён­ные рос­си­яне не заме­ча­ли или не при­да­ва­ли осо­бо­го зна­че­ния тому, что над­пись на лей­б­ле зна­ме­ни­тых «трёх поло­сок» мог­ла гла­сить «Abidas» или «Adedas», — фей­ка­ми в ту пору нико­го было не удивить.

С попу­ляр­но­стью крос­со­вок в то вре­мя могут срав­нить­ся толь­ко нынеш­ние 2020‑е годы, когда их носят с любой одеж­дой, вплоть до вечер­них пла­тьев. В филь­ме «Реб­ро Ада­ма» (1990) бабуш­ка при­сы­ла­ет внуч­ке из Изра­и­ля мод­ный пода­рок — крос­сов­ки «такие же, как были у их Олим­пий­ской сбор­ной». Насто­я­щий шик!

Муж­чи­ны и жен­щи­ны носи­ли спор­тив­ные костю­мы как повсе­днев­ную одеж­ду, даже на рабо­ту. Мож­но было встре­тить чело­ве­ка, оде­то­го толь­ко в «спор­тив­ки» с крос­сов­ка­ми. Попу­ляр­ны были и отдель­ные эле­мен­ты спор­тив­ной моды — боло­нье­вые курт­ки-вет­ров­ки и олим­пий­ки, тол­стов­ки, худи и бейсболки.

Вин­таж­ный секонд-хенд «Шува­киш» из Ека­те­рин­бур­га про­дви­га­ет эсте­ти­ку девяностых

Плащи

Пла­щи носят с момен­та их изоб­ре­те­ния по сего­дняш­ний день, но в первую поло­ви­ну 1990‑х их носи­ли чаще, чем в любое дру­гое деся­ти­ле­тие. В самом нача­ле эпо­хи сохра­ня­лась мода вось­ми­де­ся­тых: длин­ные и очень широ­кие, пря­мо­уголь­ные и почти бес­фор­мен­ные пла­щи с широ­ки­ми рука­ва­ми, кото­рые носи­ли без поя­са. Позд­нее моде­ли ста­ли более корот­ки­ми и обле­га­ю­щи­ми, талию под­чёр­ки­вал пояс. А к кон­цу деся­ти­ле­тия появи­лись пла­щи-трен­чи, кото­рые мож­но носить хоть сегодня.

Кос­мо­навт Сер­гей Кри­ка­лёв 19 мая 1991 года перед отбы­ти­ем с совет­ской зем­ли — вер­нёт­ся он уже в дру­гую страну

Беже­вый муж­ской плащ мож­но уви­деть почти в каж­дом филь­ме нача­ла деся­ти­ле­тия; обыч­но пла­щи были доста­точ­но свет­лых рас­цве­ток, от песоч­ных до блед­но-серых и хаки.

Фильм «Настя». 1993 год

Свитер Boys

В исто­рию сви­те­ры с орна­мен­та­ми вошли как «турец­кие» или «сви­те­ра Boys (Бойс)», назван­ные так бла­го­да­ря леген­дар­ной над­пи­си «Boys Team». Сви­те­ры были исклю­чи­тель­но при­глу­шён­ных, ино­гда даже мрач­ных рас­цве­ток, но с пёст­ры­ми и раз­но­об­раз­ны­ми рисун­ка­ми, кото­рые, кажет­ся, нико­гда не повто­ря­лись. Чаще все­го сре­ди узо­ров были нор­веж­ские и этни­че­ские моти­вы, или гео­мет­ри­че­ские фигуры.

Сви­те­ры были модой уни­секс, их носи­ли муж­чи­ны и жен­щи­ны. Один и тот же сви­тер мог­ли наде­вать все чле­ны семьи без вопро­сов, под­хо­дит ли он по раз­ме­ру. Меш­ко­ва­тые объ­ём­ные сви­те­ры даже счи­та­лись более мод­ны­ми. Поня­тия и самой моды овер­сайз тогда не было, поэто­му девуш­ки про­сто выби­ра­ли сви­те­ры очень боль­ших раз­ме­ров, что­бы носить их как мини-пла­тья вме­сте с лосинами.

Сви­тер Boys стал одной из зна­ко­вых вещей моды девя­но­стых, в послед­ние несколь­ко лет под­няв­шись на пик попу­ляр­но­сти вин­таж­ной моды. Об исто­рии сви­те­ра и воз­мож­но­стях его при­об­ре­те­ния рас­ска­зы­ва­ют фешен-бло­ге­ры. Цена на них может дохо­дить до несколь­ких тысяч. Мно­гие совре­мен­ные мар­ки копи­ру­ют Boys.

Совре­мен­ная девуш­ка в вин­таж­ном сви­те­ре Boys. Модель мага­зи­на чёр­ный рынок трижды

Кожа

Кожа отно­сит­ся к раз­ря­ду веч­ных цен­но­стей моды, как и пла­щи, но имен­но в ран­ние девя­но­стые кожа­ные изде­лия (реже встре­ча­лась зам­ша) ста­ли абсо­лют­ным хитом. Ника­кой «эко­ко­жи» не суще­ство­ва­ло, а под­дел­ки были ред­ко­стью. Поэто­му тогда мож­но было при­об­ре­сти каче­ствен­ную кожа­ную вещь, спо­соб­ную про­слу­жить десятилетия.

Кожа­ной была не толь­ко верх­няя одеж­да, носи­ли так­же пря­мые юбки и брю­ки из кожи. А курт­ка-косу­ха с мол­ни­я­ми тогда достиг­ла пика попу­ляр­но­сти в нашей стране.

Цвет­ные кожа­ные изде­лия прак­ти­че­ски не встре­ча­лись, вещи были клас­си­че­ско­го чёр­но­го цве­та или раз­но­об­раз­ных оттен­ков корич­не­во­го — от шоко­лад­но­го до попу­ляр­но­го в то вре­мя верблюжьего.

Фильм «За послед­ней чер­той». 1990 год

Цветные пиджаки

Цвет­ные пиджа­ки вошли в моду с нача­ла деся­ти­ле­тия, и вопре­ки рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, были не толь­ко мали­но­вы­ми. Про­сто этот цвет поче­му-то пред­по­чи­та­ли пред­ста­ви­те­ли биз­не­са, кото­рых назы­ва­ли «новы­ми рус­ски­ми». Воз­мож­но, их при­вле­кал бла­го­род­ный, почти цар­ский отте­нок, при­да­вав­ший вещи «доро­гой» вид. А если при­ба­вить круп­ные «золо­тые» пуго­ви­цы, полу­чит­ся типич­ный шик нуворишей.

Но попу­ляр­ны были и пиджа­ки дру­гих рас­цве­ток — жёл­тые, зелё­ные, фио­ле­то­вые. Их носи­ли с клас­си­че­ски­ми чёр­ны­ми брю­ка­ми и мод­ны­ми ост­ро­но­сы­ми туфлями.

Фильм «Брат». 1997 год

Неве­ро­ят­ная попу­ляр­ность цвет­ных пиджа­ков дала тол­чок к запус­ку оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. Их шили не толь­ко во всё той же Тур­ции, но и в России.

Цех швей­но­го объ­еди­не­ния «Надеж­да». Еврей­ская авто­ном­ная область. 1996 год

Цвет­ные пиджа­ки носи­ли не толь­ко муж­чи­ны, но и жен­щи­ны. Обыч­но их наде­ва­ли с чёр­ны­ми юбка­ми и белы­ми блуз­ка­ми или водолазками.

Фильм «Ты у меня одна». 1993 год
Мод­ный образ с вин­таж­ным пиджа­ком от секонд-хен­да «Шува­киш»

Круглые очки

Круг­лые чёр­ные очки, как у Матиль­ды из филь­ма «Леон» (1994), ста­ли аксес­су­а­ром номер один пер­вой поло­ви­ны 1990‑х годов. Их носи­ли муж­чи­ны и женщины.

Фильм «Настя». 1993 год

Бли­же к кон­цу девя­но­стых круг­лую фор­му сме­ни­ла оваль­ная, а метал­ли­че­ская опра­ва обя­за­тель­но долж­на была быть сереб­ри­стой. У очков был футу­ри­сти­че­ский вид, отра­жав­ший моду на кине­ма­то­гра­фи­че­ский кибер­панк и техно-музыку.

Фото из архи­ва автора
Фильм «Мытарь». 1997 год

Молодёжная мода

В СССР из-за скуд­но­го выбо­ра това­ров фак­ти­че­ски не было моло­дёж­ной моды, не счи­тая суб­куль­тур нефор­ма­лов — сти­ляг, хип­пи и пан­ков. Если девуш­ка оде­ва­лась на вече­рин­ку с одно­класс­ни­ка­ми, она выгля­де­ла юной копи­ей сво­ей мамы, раз­ве что юбка мог­ла быть поко­ро­че или под­лин­нее — в зави­си­мо­сти от того, было ли мод­но мини или макси.

Тем более, не суще­ство­ва­ло дет­ской моды: она выгля­де­ла, как одеж­да для взрос­лых, толь­ко малень­ко­го раз­ме­ра. Пен­си­о­нер­ка и пио­нер­ка не так силь­но отли­ча­лись друг от друга.

В 1990‑е, бла­го­да­ря широ­ко­му ассор­ти­мен­ту, моло­дёж­ная и дет­ская мода нача­ла отде­лять­ся от взрос­лой, при­об­ре­тая зна­ко­мые нам в совре­мен­но­сти чер­ты. Яркие цве­та, эле­мен­ты спор­тив­но­го сти­ля и раз­ных суб­куль­тур, фут­бол­ки с прин­та­ми, над­пи­ся­ми и порт­ре­та­ми куми­ров. Сло­вом, ника­кой парад­но­сти и официоза.

На рын­ке появи­лись мар­ки моло­дёж­ной одеж­ды — Benetton, Mango, Motivi. Они запол­ни­ли нишу меж­ду безы­мян­ны­ми и фей­ко­вы­ми веща­ми с рын­ка, и люк­со­вы­ми брен­да­ми из бути­ков, доступ­ны­ми толь­ко «новым рус­ским». Посте­пен­но к моло­дёж­ным мар­кам обра­ти­лись и взрос­лые, поку­пая одеж­ду в сти­ле кэжу­ал. А моло­дёж­ная и «взрос­лая» мода с тех пор если и пере­се­ка­ют­ся, то не сливаются.

Пер­вый рос­сий­ский сери­ал о шко­ле «Про­стые исти­ны». 1999 год

Дет­ская мода с тех пор почти не изме­ни­лась. Яркие удоб­ные вещи для малы­шей укра­ша­ли раз­но­цвет­ны­ми прин­та­ми и аппли­ка­ци­я­ми с изоб­ра­же­ни­ем муль­ти­пли­ка­ци­он­ных пер­со­на­жей; сей­час вме­сто них чаще мож­но уви­деть геро­ев комиксов.


Эко-стиль

При­мер­но в сере­дине девя­но­стых появил­ся эко­ло­ги­че­ский стиль, ради­каль­но отли­ча­ю­щий­ся от яркой и зача­стую вуль­гар­ной «вось­ми­де­сят­ни­че­ской» моды. Ника­кой син­те­ти­ки и цве­тов вырви глаз. Для созда­ния одеж­ды исполь­зо­ва­ли нату­раль­ные мате­ри­а­лы — лён, шерсть, хло­пок есте­ствен­ных оттен­ков беже­во­го, песоч­но­го и свет­ло-корич­не­во­го. В эко-трен­де про­сле­жи­ва­лись эле­мен­ты фольк­лор­но­го, «дере­вен­ско­го» сти­ля, напо­ми­на­ю­ще­го моду хип­пи. Со вре­ме­нем из него «вырас­тет» бохо.

Фильм «Любовь, пред­ве­стие печа­ли». 1994 год

В эко-сти­ле носи­ли широ­кие сво­бод­ные юбки, лёг­кие пла­тья и сара­фа­ны, брю­ки-клёш. При­вет­ство­ва­лась воз­душ­ная ажур­ная вяз­ка и вяза­ное кру­же­во. Наряд допол­ня­ли мяг­кие пана­мы из плот­но­го льна или соло­мен­ные шляп­ки. Укра­ше­ния тоже были из нату­раль­ных мате­ри­а­лов — дере­ва, пер­ла­мут­ра и само­цвет­ных камней.

Фильм «Несут меня кони». 1996 год

С эко-сти­лем в Рос­сию впер­вые «посту­чал­ся» новый тренд в маки­я­же, кото­рый про­явит себя со вто­рой поло­ви­ны 1990‑х годов: есте­ствен­ное лицо, «маки­яж без маки­я­жа». Уни­каль­ный рос­сий­ский эко-тренд зна­ме­но­вал ско­рый пово­рот моды к простоте.

Фильм «Мос­ков­ские кани­ку­лы». 1995 год

Платья с цветочным принтом

Самый важ­ный тренд сере­ди­ны девя­но­стых — лёг­кое пла­тье с мел­ким цве­точ­ным прин­том. Даже куп­лен­ное на рын­ке, оно не каза­лось вуль­гар­ным в силу про­сто­ты. Стру­я­ща­я­ся ткань под­чёр­ки­ва­ла, но не обле­га­ла фигу­ру, неко­то­рые фасо­ны были широ­ки­ми, как рас­па­шон­ки. Мода нако­нец ухо­ди­ла от фор­мы тре­уголь­ни­ка с широ­ки­ми плечами.

Харак­тер­ная осо­бен­ность — цве­точ­ный рису­нок мог быть цвет­ным, хотя и при­глу­шён­ным, но фон был белым или чёр­ным, бла­го­да­ря чему не скла­ды­ва­лось ощу­ще­ние гла­мур­но­го лос­ка или роман­тич­но­сти. Эти пла­тья выгля­де­ли… альтернативно.

Цве­точ­ные пла­тья при­шли в Рос­сию от моды гранж. Их мож­но было носить с самой мод­ной обу­вью, при­шед­шей на сме­ну туф­лям-лодоч­кам: ботин­ка­ми Doc Martens, сан­да­ли­я­ми на плат­фор­ме и туф­ля­ми с тол­стым каб­лу­ком. Пла­тья отлич­но смот­ре­лись с джин­со­вы­ми или кожа­ны­ми курт­ка­ми и чёр­ны­ми шля­па­ми. Цве­точ­ные сара­фа­ны часто наде­ва­ли с белы­ми или чёр­ны­ми фут­бол­ка­ми. При­бавь­те круг­лые очки и вы — it-girl сере­ди­ны девя­но­стых в Рос­сии, Аме­ри­ке или любой дру­гой стране.

Это был пер­вый в Рос­сии запад­ный тренд, вхо­див­ший в общий тренд минимализма.

Про­щай, эпо­ха мали­но­вых пиджаков!


Минимализм конца 1990‑х

Пер­вые кол­лек­ции в сти­ле мини­ма­лиз­ма пока­за­ли ещё в вось­ми­де­ся­тые кон­цеп­ту­аль­ные япон­ские дизай­не­ры. В эпо­ху яппи, стре­мив­ших­ся к рос­ко­ши, лако­нич­ные моно­хром­ные вещи оста­лись неза­ме­чен­ны­ми. Но на фоне эпи­де­мии СПИ­Да, вой­ны в Пер­сид­ском зали­ве и уста­ло­сти обще­ства от огол­те­ло­го потреб­ле­ния кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное созре­ло для пере­мен. Nirvana запе­ла свои депрес­сив­ные пес­ни. В каж­дом вто­ром филь­ме появи­лись нар­ко­ти­ки. Быть бога­тым, успеш­ным и доволь­ным ста­ло немод­но. По МТВ пел Бек: «Я неудач­ник, дет­ка. Поче­му бы тебе не убить меня?».

В Рос­сии агрес­сив­ное ниги­лист­ское настро­е­ние, напол­нен­ное какой-то осо­бой злой энер­ги­ей, отра­жа­ли пес­ни Дель­фи­на из аль­бо­ма «Не в фоку­се» (1997), под­няв­ше­го испол­ни­те­ля на пик попу­ляр­но­сти как голос ново­го поколения.

Стиль гранж в жур­на­ле Vogue в 1992 году

В 1992 году аме­ри­кан­ский моде­льер Кель­вин Кляйн снял в реклам­ной кам­па­нии бри­тан­скую модель Кейт Мосс, обви­нён­ную в ано­рек­сии и про­па­ган­де нар­ко­ма­нии, и весь курс миро­вой моды повер­нул­ся. Каза­лось, бук­валь­но за ночь хищ­ный гла­мур вось­ми­де­ся­тых выбро­си­ли на свал­ку исто­рии. Самые мод­ные вещи ста­ли самы­ми простыми.

В Рос­сию мини­ма­лизм при­шёл с задерж­кой при­мер­но на пять лет, когда люди «наелись» яркой син­те­ти­кой, золо­ты­ми пуго­ви­ца­ми и радуж­ны­ми спор­тив­ны­ми костю­ма­ми. Одеж­да при­об­ре­ла про­стей­шие фор­мы, ста­ла функ­ци­о­наль­ной, в ней доми­ни­ро­вал чёр­ный и белый цвет. Мож­но было надеть чёр­ную май­ку или сви­тер, белые брю­ки или чёр­ные джин­сы, чёр­ный кожа­ный пиджак или корич­не­вый тренч, и вы выгля­де­ли как супер­мо­дель с поди­у­ма или моло­дая гол­ли­вуд­ская звезда.

Кейт Мосс на пока­зе Prada в 1994 году (сле­ва) и про­вин­ци­аль­ные рос­сий­ские школь­ни­цы после дис­ко­те­ки (спра­ва)

Не толь­ко юные мод­ни­цы, но и рос­си­ян­ки постар­ше откры­ли для себя соче­та­ние двух глав­ных цве­тов мини­ма­лиз­ма — чёр­но­го и бело­го. Струк­ту­ри­ро­ван­ная одеж­да и соче­та­ние фак­тур поз­во­ля­ли выгля­деть утон­чён­но, без вычурности.

Дело­вой жен­ский костюм сохра­нил­ся к кон­цу деся­ти­ле­тия, но изме­нил­ся до неузна­ва­е­мо­сти. Жёст­кие, как бро­ня, квад­рат­ные пиджа­ки кану­ли в Лету. Исчез­ли под­плеч­ни­ки, круп­ные золо­тые пуго­ви­цы, яркие цве­та и дру­гие при­ме­ты «ново­рус­ской» моды.

Фильм «День пол­но­лу­ния». 1998 год

В кон­це 1990‑х годов вме­сте с мини появи­лась мода на макси.

Образ с вин­таж­ным пла­тьем от секонд-хен­да «Ниче­го ново­го» из Екатеринбурга

Муж­ской гар­де­роб ещё не ото­шёл от тен­ден­ций нача­ла деся­ти­ле­тия. В основ­ном носи­ли джин­сы с рубаш­ка­ми или сво­бод­ны­ми джем­пе­ра­ми, объ­ём­ные курт­ки и плащи.

Клуб­ные тусов­щи­ки оде­ва­лись в сти­ле уни­секс. На юно­шах и девуш­ках мож­но было уви­деть широ­кие или рас­кле­шён­ные джин­сы, белые май­ки или фут­бол­ки и джем­пе­ры овер­сайз. «Спор­тив­ный шик» тоже при­го­дил­ся — в таких вещах было удоб­но танцевать.

 

Нака­нуне нуле­вых рос­сий­ская и запад­ная стрит-фешен прак­ти­че­ски срав­ня­лись, и люди на ули­цах Пите­ра и Пари­жа выгля­де­ли почти оди­на­ко­во (у авто­ра была воз­мож­ность срав­нить). В Рос­сии были пред­став­ле­ны боль­шин­ство извест­ных моло­дёж­ных и casual марок. Появи­лись рос­сий­ские мод­ные брен­ды, в том чис­ле доступ­ные по цене. Несмот­ря на все труд­но­сти, финан­со­вые кри­зи­сы и дефолт 1998 года, тяже­ло уда­рив­ший по стране, рос­си­яне боль­ше не вер­ну­лись к одно­об­ра­зию совет­ской моды.

А впе­ре­ди была совсем дру­гая эпоха…

1998 год

Читай­те так­же «Начёс, деним и спе­ку­ля­ция. Мода 1980‑х в СССР».

Поделиться