Мормоны в Российской империи и СССР

До рево­лю­ции рели­ги­оз­ная кар­ти­на в Рос­сии не сво­ди­лась к гос­под­ству пра­во­сла­вия и дру­гих тра­ди­ци­он­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий и миро­вых рели­гий. Рас­про­стра­не­ние полу­чи­ли и раз­ные сек­ты. Кро­ме это­го, боль­шое насе­ле­ние импе­рии было при­вле­ка­тель­ной ауди­то­ри­ей для вли­я­тель­ных зару­беж­ных рели­ги­оз­ных тече­ний, одним из кото­рых в XIX веке стал мор­мо­низм. Эта ста­тья — о еди­нич­ных попыт­ках мор­мо­нов обос­но­вать­ся в импер­ской и совет­ской России.


Про­рок Мор­мон жил в IV сто­ле­тии нашей эры на Аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те и был потом­ком неболь­шой груп­пы иуде­ев, когда-то дав­но пере­се­лив­ших­ся в Аме­ри­ку. Напи­сан­ные или же пере­пи­сан­ные им свя­щен­ные тек­сты вме­сте с дру­ги­ми руко­пи­ся­ми в нача­ле XIX века были обна­ру­же­ны Джо­зе­фом Сми­том-млад­шим бла­го­да­ря явле­нию про­ро­ка Моро­ния. Моро­ний под­ска­зал, где мож­но най­ти спря­тан­ные золо­тые пла­сти­ны с эти­ми тек­ста­ми. В них содер­жа­лись зна­чи­тель­ные допол­не­ния и кор­рек­ти­ров­ки к хри­сти­ан­ско­му веро­уче­нию. Сми­ту уда­лось их пере­ве­сти и издать — так появи­лась «Кни­га Мормона».

Джо­зеф Смит-млад­ший и его последователи

После­до­ва­те­ли Джо­зе­фа Сми­та, при­няв­шие на веру эту исто­рию, по про­ше­ствии вре­ме­ни сами ста­ли назы­вать­ся мор­мо­на­ми. Хотя себя они пред­по­чи­та­ют назы­вать офи­ци­аль­но: Цер­ковь Иису­са Хри­ста Свя­тых послед­них дней. Хри­сти­ане, прав­да, не при­зна­ют в мор­мо­нах сво­их бра­тьев по вере из-за серьёз­ных дог­ма­ти­че­ских раз­ли­чий. Это не поме­ша­ло моло­до­му рели­ги­оз­но­му дви­же­нию раз­вер­нуть мас­штаб­ную мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность по всей пла­не­те, кото­рая про­дол­жа­ет­ся до сих пор.

Ещё при жиз­ни осно­ва­те­ля уче­ния Сми­та, в 1843 году, он бла­го­сло­вил ста­рей­шин Орсо­на Хай­да и Джор­джа Адам­са на мис­сию в Рос­сии, что­бы «пред­ста­вить пол­но­ту Еван­ге­лия наро­ду этой необъ­ят­ной импе­рии». Но мис­сия не состо­я­лась. Ей мог­ли поме­шать серьёз­ные кон­флик­ты в мор­мон­ской церк­ви после смер­ти Джо­зе­фа Сми­та в 1844 году: так назы­ва­е­мый «кри­зис пре­ем­ни­ка» вызвал рас­кол дви­же­ния, и вряд ли мор­мо­нам в те годы хоте­лось думать о России.

Шло вре­мя. После дли­тель­но­го пере­де­ла вла­сти и кон­флик­тов с пра­ви­тель­ством США новая цер­ковь укре­пи­ла свой потен­ци­ал и во вто­рой поло­вине века рас­сы­ла­ла сво­их пред­ста­ви­те­лей на дру­гие кон­ти­нен­ты. Мис­си­о­не­рам уда­лось добрать­ся и до Вели­ко­го кня­же­ства Фин­лянд­ско­го. Воз­мож­но, имен­но через них швед­ская чета Юха­на и Аль­мы Линдлёф узна­ла о мор­мо­низ­ме. Пере­ехав впо­след­ствии в Петер­бург и разо­ча­ро­вав­шись в хри­сти­ан­стве, они всту­пи­ли в пере­пис­ку со скан­ди­нав­ской мис­си­ей мор­мо­нов. От неё в июле 1895 года в сто­ли­цу Рос­сии при­е­хал ста­ро­ста Август Хёг­лунд — долж­но быть, пер­вый мор­мон, всту­пив­ший на рус­скую землю.

Санкт-Петер­бург на рубе­же XIX–XX веков

Линдлё­фы встре­ти­ли Хёг­лун­да и сня­ли для него жильё с ноч­ле­гом. Там за дол­гим ужи­ном, про­дол­жав­шим­ся до утра, они бесе­до­ва­ли об осно­вах мор­мон­ской веры. Сомне­ния быст­ро раз­ве­я­лись, и Юхан нанял лод­ку, что­бы на ней втро­ём отплыть к удоб­но­му месту на Неве и кре­стить­ся. Най­ти уеди­нён­ное место не уда­лось, меша­ли про­хо­жие на набе­реж­ных, рыба­ки и про­гу­лоч­ные лод­ки. Так что кре­ще­ние в ито­ге при­шлось про­во­дить пуб­лич­но, на гла­зах у сто­лич­ных зевак.

Хёг­лунд так­же посвя­тил Юха­на Линдлё­фа в сан ста­ро­сты, обще­при­ня­тый в мор­мон­ской церк­ви, и бла­го­сло­вил его на рас­про­стра­не­ние веры сре­ди зна­ко­мых. В после­ду­ю­щие годы из Евро­пы в Рос­сию при­ез­жа­ли и дру­гие мор­мо­ны. В 1903 году эта была целая груп­па мис­си­о­не­ров во гла­ве с Фрэн­си­сом Лай­ма­ном, чле­ном Кво­ру­ма две­на­дца­ти апо­сто­лов. Кво­рум две­на­дца­ти — один из глав­ных руко­во­дя­щих орга­нов церк­ви, так что по важ­но­сти визит Лай­ма­на мож­но срав­нить с при­ез­дом како­го-нибудь мини­стра зару­беж­но­го государства.

Лай­ман встре­тил­ся с Линдлё­фа­ми и во вре­мя про­гул­ки по Петер­бур­гу обра­тил­ся с молит­вой к Богу, при­зы­вая «бла­го­сло­вить вели­кую импе­рию» и «ода­рить её пра­ви­те­лей муд­ро­стью и доб­ро­де­те­лью», что­бы здесь воца­рил­ся мир и про­гресс. Неиз­вест­но, как скла­ды­ва­лась бы исто­рия мор­мо­нов в импе­рии, если бы эта молит­ва сра­бо­та­ла. Одна­ко после 1917 года их дея­тель­ность в стране пре­кра­ти­лась. У Линдлё­фов было кон­фис­ко­ва­но иму­ще­ство, а две их доче­ри были репрес­си­ро­ва­ны и отправ­ле­ны в лаге­ря. Сами Юхан и Аль­ма смог­ли уехать на роди­ну в Финляндию.

Зда­ние Рефор­мат­ской (Гол­ланд­ской) церк­ви в Москве, в совет­ское вре­мя — цен­траль­ной церк­ви еван­гель­ских христиан-баптистов

Любо­пыт­но, но в совет­ское вре­мя — не в пер­вые после­ре­во­лю­ци­он­ные годы и не в сво­бод­ную пере­строй­ку, а в 1959 году — в самом цен­тре Моск­вы состо­я­лось бого­слу­же­ние, воз­глав­ля­е­мое мор­мо­ном и чле­ном Кво­ру­ма две­на­дца­ти апо­сто­лов. Этим чело­ве­ком был Эзра Тафт Бен­сон, в те годы министр сель­ско­го хозяй­ства США, а поз­же, в 1985–1994 годах — пре­зи­дент мор­мон­ской церкви.

Во вре­мя визи­та деле­га­ции от мини­стер­ства Бен­сон пожа­ло­вал­ся рус­ско­му гиду на то, что у них не было воз­мож­но­сти посе­тить цер­ковь в Москве. После этой прось­бы слу­жеб­ный авто­мо­биль очень быст­ро довёз аме­ри­кан­цев до Цен­траль­ной бап­тист­ской церк­ви в Малом Вузов­ском пере­ул­ке (ныне Малый Трёх­свя­ти­тель­ский пере­улок). Во вре­мя служ­бы Бен­со­на попро­си­ли обра­тить­ся к пастве. Он вспоминал:

«И вдруг я ощу­тил, что в мире нет ниче­го более есте­ствен­но­го, чем гово­рить с эти­ми собра­тья­ми-хри­сти­а­на­ми о самых свя­щен­ных исти­нах, извест­ных человеку».
Эзра Тафт Бенсон

Посколь­ку мор­мо­ны, напом­ню, счи­та­ют себя хри­сти­а­на­ми, то для Бен­со­на не было про­бле­мой молить­ся вме­сте с бап­ти­ста­ми. При­хо­жа­нам же в усло­ви­ях совет­ской рели­ги­оз­ной поли­ти­ки было, веро­ят­но, всё рав­но, кто перед ними — чёт­кий при­вер­же­нец их направ­ле­ния или же хотя бы отда­лён­но близ­кий по взгля­дам веру­ю­щий. Про­по­ведь Бен­со­на про­из­ве­ла впе­чат­ле­ние на мос­ков­ских бап­ти­стов. Это собы­тие надол­го запом­ни­лось и лиде­ру мормонов:

«Мне выпа­ла честь высту­пать перед мно­ги­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми Церк­ви во всех частях све­та, одна­ко вли­я­ние, кото­рое на меня ока­зал тот слу­чай, не под­да­ёт­ся опи­са­нию. Я нико­гда в жиз­ни не забу­ду тот вечер.

Нико­гда, если вооб­ще когда-либо, я не ощу­щал подоб­ной спло­чён­но­сти чело­ве­че­ства и неуто­ли­мо­го стрем­ле­ния чело­ве­че­ско­го серд­ца к сво­бо­де столь ост­ро, как в тот момент…

Я вер­нул­ся [домой] с твёр­дым жела­ни­ем часто рас­ска­зы­вать эту исто­рию, посколь­ку она пока­зы­ва­ет, что дух сво­бо­ды, дух брат­ства и дух рели­гии живёт и будет жить, несмот­ря на все попыт­ки его уничтожить».

В 1990 году доре­во­лю­ци­он­ная исто­рия прак­ти­че­ски повто­ри­лась: пер­вым кре­щё­ным мор­мо­ном, кото­ро­му было пору­че­но стать и пер­вым мест­ным мис­си­о­не­ром, стал житель север­ной сто­ли­цы. Исто­рия на этом закон­чи­лась. Нача­лась современность.

Поделиться