Медиамагнаты — это владельцы средств массовой информации. В США многие помнят имена Хёрста и Пулитцера, в честь которого вручается Пулитцеровская премия. В России на слуху скандально известные Березовский и Гусинский. Но основатели первых российских медиаимперий — Алексей Сергеевич Суворин и Иван Дмитриевич Сытин — незаслуженно отошли на второй план как в истории российской журналистики, та к и в истории российского предпринимательства. Широкому кругу читателей они известны лишь как издатели дешёвой литературы для простого народа, тогда как их вклад в развитие русской журналистики, литературы культуры, промышленности и средств коммуникаций нельзя недооценивать.
Алексей Суворин — талантливый ученик, трудолюбивый работник
Алексей Суворин родился в 1834 году в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии в семье вышедшего в отставку армейского капитана и дочери священника. У Алексея было два брата и шесть сестёр, среди которых он был старшим. Он унаследовал отцовское трудолюбие и практичность, многие рассказывали о его необычайной дисциплинированности и работоспособности. Даже в старости он продолжал беспрестанно трудиться.
С семи лет мальчик обучался грамоте у сельского пономаря, а в 1845 году он поступил в кадетский корпус в Воронеже. Алексею пришлось догонять других учеников, ведь он не читал ничего, кроме Псалтыри. Тогда он и решил «выйти в люди» и не возвращаться в деревню. Окончив корпус, Суворин продолжил обучение в специальных классах Дворянского полка в Петербурге. Там он начал свой первый литературный труд ─ «Словарь замечательных людей» ─ и за время пребывания в полку дошёл до буквы «Л». Именно тогда Суворин приучил себя систематически читать и работать со справочными изданиями. Впоследствии он признался:
«Не владей я пером, я бы пропал».
Окончив классы в 1853 году, Суворин не пошёл на военную службу. Он мечтал поступить в университет, но недостаток средств вынудил его заниматься частными уроками. Выдержав экзамен на учителя истории и географии, он стал преподавать в Бобровском, а в 1859 году перевёлся в Воронежское уездное училище. С 1858 года Суворин стал писать для провинциальных и столичных журналов.
В июле 1861 года Суворин с женой переехал в Москву, где возглавил критический отдел журнала «Русская речь». После закрытия издания он вновь стал «свободным художником»: занимался журналистикой и литературой, писал повести и рассказы. Некоторые из них опубликовали в «Современнике» и «Отечественных записках».
В 1862 году он переехал в Петербург, куда его пригласил Валентин Фёдорович Корш, редактор «Санкт-Петербургских ведомостей». С 1863 года Алексей Сергеевич стал секретарём и постоянным автором газеты. Известность пришла к нему после публикации фельетонов под псевдонимом «Незнакомец». В них Суворин писал «на злобу дня», освещая главные проблемы страны.
В 1876 году во время конфликта на Балканах Суворин первым из русских корреспондентов отправился в Константинополь, а затем в Сербию. В том же году он приобрёл то, что наряду с книгопечатанием, стало главным делом его жизни ─ газету «Новое время».
После либеральных реформ 1860–1870‑х годов, когда Россия встала на путь капитализма, появился новый читатель, ещё не готовый к чтению серьёзной, качественной прессы. Количество грамотного населения стало быстро увеличиваться, а вместе с ним резко возросло и число печатных изданий, и их тиражи. Алексей Сергеевич Суворин хорошо чувствовал веянья времени. Его «Новое время» стало первой массовой газетой в России.
История «Нового времени»
Газету с таким названием в 1865 году основал Адам Карлович Киркор, бывший издатель «Виленского вестника». Издание выражало интересы крупных землевладельцев запада и юго-запада страны. Но в 1870 году Киркора объявили несостоятельным должником, а его газету выставили на аукцион. «Новое время» сменило нескольких владельцев, оставаясь при этом обычным, ничем не примечательным либеральным изданием.
В 1876 году начался качественно новый этап в истории «Нового времени». Газета даже начала новый отсчёт номеров, чтобы подчёркнуть коренное изменение концепции.
«Новое время» Суворина ставило целью не пропаганду идеалов, а достоверное и объективное освещение действительности. Газета оставляла читателю право на самостоятельную точку зрения и не претендовало на истину в последней инстанции. Из первого выпуска издания от февраля 1876 года:
«Задача ежедневной газеты — не руководить общественным мнением, а создавать, вырабатывать его в совместном труде со всеми лучшими людьми на всех других поприщах».
Именно свобода мнений стала основным принципом концепции «Нового времени». Суворин писал:
«Надо больше давать свободы личному мнению и не навязывать своего взгляда. Это большой недостаток в газетном деле. Газета есть не собрание истин, а собрание мнений… Часто мнения, которым я давал место, мне совсем не нравились, но мне нравилась форма, остроумная, живая струя».
Газета предоставляла трибуну даже своим противникам, но при условии, что это были талантливые авторы, способные написать интересный и актуальный материал.
На страницах газеты представлялась вся жанровая палитра: заметки и краткие новости, статьи и рецензии, фельетоны и очерки. На первой странице печатались Правительственные распоряжения, Высочайшие указы, Высочайшие грамоты, Высочайший рескрипт, Административные новости.
Изначально в газете были Внутренний отдел о жизни провинции, Внешний о загранице и Экономический отдел с торговыми телеграммами. Городская хроника рассказывала о происшествиях в Санкт-Петербурге. Позже появились рубрики «За границей о России», «Нам пишут», «Маленькая хроника», «Судебная хроника», «Спорт». Печатались сообщения собственных корреспондентов, а также телеграммы и корреспонденции других газет и телеграфных агентств, как русских, так и зарубежных. «Новое время» стало одним из первых изданий, оценивших преимущество телефона и телеграфа перед почтой.
«Искусство делать журналистов»
Современники говорили, что газета «выпекает новости, как горячие булочки». Но и аналитика занимала в издании Суворина достойное место. «Новое время» обещало читателям не только знакомить их с тем, «что делается на белом свете вообще и в нашем отечестве в частности, но и, по мере возможности, высказывать своё мнение». Суворин вёл рубрику «Маленькие письма», а Меньшиков — «Письма к ближним». Здесь главный редактор и один из лучших публицистов «Нового времени» рассуждали о событиях и явлениях.
Другой ведущий журналист «Нового времени», поэт и критик Виктор Петрович Буренин, в рубрике «Критические очерки» подвергал жёсткому разбору литературные и театральные произведения, часто не оставляя от них камня на камне. В публикациях Буренина соединились черты фельетона и рецензии.
Самыми крупными фигурами «Нового времени» были, бесспорно, сам Алексей Суворин, Михаил Меньшиков и Виктор Буренин, но через суворинскую газету прошло много талантливых писателей и публицистов, среди которых были классики русской литературы и журналистики. В разное время с газетой сотрудничали Розанов, Амфитеатров, Потапенко, Тихонов, Энгельгардт, Феофанов и другие. В «Новом времени» публиковались Чехов и другие крупные писатели. Интересно, что некоторые из авторов, писавших для издания, позже оказывались в революционном лагере и при каждом удобном случае ругали газету. Здесь печатался даже его непримиримый враг Михаил Салтыков—Щедрин.
Соратник Суворина, журналист и редактор Николай Снессарев, писал:
«Главным талантом покойного Алексея Сергеевича Суворина, более важным для газеты, чем его литературный талант, была особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать. Именно это и делал покойный Алексей Сергеевич, делал весьма искусно и почти всегда безошибочно. Чутьё его в этом отношении сыграло для его газеты гораздо большую роль, чем его прославленное, так называемое политическое чутьё. Только благодаря этому чутью и искусству он собрал вокруг себя наиболее талантливых и способных журналистов».
Библиограф и книговед Николай Лисовский отмечал:
«В центре внимания здесь всегда оказывалась общественно-политическая жизнь страны. Проблемы экономики, финансы, национальные вопросы, события в мире и внешняя политика России. Много места в газете отводилось науке, литературе, музыке».
Чего не было в суворинской газете, так это скандалов, светской хроники, курьёзных происшествий, пошлых анекдотов, столь любимых как дореволюционными, так и современными массовыми газетами.
Блестящий состав авторов, свобода мнений, большой объём полезной, интересной, оперативной информации — вот факторы, благодаря которым «Новое время» на протяжении десятилетий оставалось бессменным лидером русской печати. Газета издавалась невиданными прежде для отечественной прессы тиражами. «Новое время» читали крестьяне и рабочие, помещики и капиталисты, интеллигенция и духовенство. Студентам газету уступали за полцены. «Новое время» стало одним из немногих изданий, которые читали император и его окружение.
В 1882 году Алексей Суворин открыл книжное издательство, где также издавались «Русский календарь» и справочники «Весь Петербург», «Вся Москва», и «Вся Россия». Наряду с «Новым временем», выходили и другие газеты: «Московский телеграф», «XX век», «Русская земля», «Маленькая газета», «Вечернее время», «Земледельческая газета». Издавались журналы «Исторический вестник», «Русское обозрение», «Наборщик и печатный мир», «Конский спорт», «Лукоморье» и другие. В сериях «Дешёвая библиотека» и «Новая библиотека» за двадцать лет вышло около тысячи книг. Печатались произведения русских и зарубежных авторов, книги по истории и искусству.
Суворину принадлежали 30 тысяч десятин леса, бумажная фабрика и типографии. Первая типография и книжный магазин были открыты в Петербурге в 1878 году. Алексей Сергеевич купил право продавать свою продукцию на железных дорогах страны и создал агентство по её распространению. Издания Суворина доставлялись в самые отдалённые уголки России.
В 1895 году Суворин открыл петербургский Малый театр, прозванный «театром Суворина». Став в нём директором, он добился разрешения на постановку запрещённых цензурой пьес «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого и «Власть тьмы» Льва Толстого, открыл талант актрис Марии Савиной и Полины Стрепетовой. Суворин и сам писал пьесы, но они не стали столь же популярными, как произведения Чехова и Горького.
В 1911 году появилось издательское, типографское и книготорговое товарищество «Новое время». О масштабах суворинского предприятия и о приносимой им прибыли говорит уже тот факт, что среди пайщиков «Нового времени» были известные промышленники и политические деятели — Морозов, Гучков, Столыпин, а также Волжско-камский коммерческий банк, один из крупнейших в стране. Алексей Суворин стал последним деятелем в истории русской печати, который состоялся сразу в трёх ипостасях — издателя, редактора и автора газеты. В то же время он стал первым медиамагнатом в стране, и «Новое время» занимало достойное место среди европейских и американских издательских трестов. Историк литературы, профессор Александр Иванович Кирпичников назвал Суворина «Наполеоном русского книжного дела».
Развивая своё дело, Алексей Сергеевич не забывал о сотрудниках. Для рабочих своих типографий он организовал ссудно-сберегательную кассу и медицинскую помощь, платил пособия вдовам и сиротам, открыл библиотеку.
В 1905 года Суворин отошёл от дел. «Новое время» начало клониться к упадку. К концу первого десятилетия XX некоторые массовые газеты даже обогнали его по количеству тиражей, но так и не смогли стать газетами всей России, всесословными и всесоциальными. В 1912 году Алексей Сергеевич скончался.
Единственным полноправным преемником суворинского «Нового времени» стала газета «Русское слово», принадлежавшая другому крупному книгоиздателю, Ивану Дмитриевичу Сытину. Создатели хотели, чтобы «Русское слово» стало маленьким «Новым временем». Издательский концерн Сытина так же оказался единственным предприятием в данной сфере, способным составить конкуренцию корпорации Суворина.
Краткая биография Ивана Сытина
Иван Дмитриевич Сытин появился на свет в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии в 1851 году. Его отец был волостным писарем. Когда Ивану исполнилось пять лет, семья переехала в Солигалич. После начальной школы Иван пошёл работать к своему дяде разносчиком на нижегородской ярмарке. Позже он перешёл к известному в городе купцу-меховщику. После ярмарки хозяин забрал толкового помощника к себе в Коломну. Через несколько недель меховщик рекомендовал Сытина московскому купцу П. Шарапову, который торговал не только мехами, но и книгами.
К осени 1866 года Иван приступил к работе в книжно-картинной лавке Шарапова в Москве. Там Сытин проработал десять лет и прошёл путь от разносчика до главного приказчика в магазине. Постепенно Шарапов поручил ему всю торговлю лубками. Сытин снабжал товарами книжных торговцев ─ офеней. Чтобы больше узнать о рынке, он не только торговал лубками, но и несколько лет путешествовал с торговцами по России и Украине. На нижегородской ярмарке показал нескольким торговцам, как лучше продавать книги и лубки.
Через пять лет у Сытина уже была прибыльная артель, в которую объединилось около ста торговцев. Шарапов сосватал Сытину дочь своего знакомого кондитера. После свадьбы он решает открыть своё дело. На приданое жены и кредит он купил печатную машину и открыл литографию для производства лубочных картинок. Благодаря хорошему качеству и низким ценам его товар пользовался спросом. Уже через год Сытин расплатился с кредиторами, отделился от Шарапова и открыл лавку у Ильинских ворот в Москве. А спустя несколько месяцев создал издательство «Сытин и Ко». Его основной деятельностью стало производство дешёвых общедоступных товаров, прежде всего книг и лубков.
С 1884 года Сытин начал сотрудничать с Владимиром Чертковым, секретарём Льва Толстого, и вскоре его типография стала печатать все издания учреждённого с помощью Толстого издательства «Посредник». Сытин отличался не только деловой хваткой, но и интересом ко всему новому, неосвоенному. Его главным товаром оставались лубки, и к работе над ними он привлёк известных художников — Виктора Васнецова и Михаила Микешина. А для печати первым в России использовал многоцветную литографскую машину.
Сначала он покупал технику за границей, но на выставке в 1882 году он представил экземпляр, изготовленный для него в России. Помимо лубков фирма Сытина выпускала красивые цветные календари, отрывные календари и ежегодные настольные книги для чтения. Сытин первым начал исследовать рынок и продавать те картины, которые пользовались спросом. Он узнал, что в городе и в деревне популярны разные сюжеты. Благодаря собственной типографии и большим тиражам он удерживал низкие оптовые цены и поддерживал высокий спрос. Вместо привычных для народа лубочных сказок о Бове-Королевиче и Еруслане Лазаревиче он издавал дешёвые книги с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Они также имели яркие обложки и иллюстрировались известными художниками. С 1901 года при издательстве работала специальная рисовальная школа под руководством художника Николая Алексеевича Касаткина. В центре внимания Сытина была детская литература: он наполнил рынок дешёвыми учебниками для начальной школы, сказками, познавательными книгами, как отечественными, так и зарубежными. Наиболее известна «Детская энциклопедия» в десяти томах ─ первый опыт такого издания в России.
Серийные издания и многотомники занимали важное место в деятельности Сытина. Также были выпущены «Народна», «Военная» энциклопедии, серия «Война 1812 года и русское общество». Все книги отличались глубоко научными сведениями и высококачественной полиграфией.
Газета «Русское слово» — идея Чехова, воплощение Сытина
В 1895 году Сытин начал издавать газету «Русское слово». Об истории её создания он рассказал в воспоминаниях «Страницы пережитого». По его словам, идея газеты при издательстве принадлежала Антону Павловичу Чехову. Почти при каждой встрече с издателем он повторял:
«Сытин должен издавать газету. И не какую-нибудь, а дешёвую, народную, общедоступную. Газета тебе голову приставит <…> должна быть и другом, и учителем своего читателя. Она должна приучить его к чтению, развить в нём вкус и проложить ему пути к книге. Газетный читатель должен дорасти до книжного читателя. Откуда он может знать о новых книгах, кто посоветует ему, какую книгу выписать? Газета посоветует. Только газета».
На вечере, посвящённом 30-летию Сытина, один из гостей пожелал, чтобы будущая газета стала маленьким «Новым временем», на что Чехов заметил, что для этого, прежде всего, нужно быть маленьким Сувориным. Далее Иван Сытин рассказывает о сложностях, которые ему пришлось преодолеть при создании газеты.
Зная о либеральных взглядах Сытина и Чехова, правительство, естественно, опасалось появления очередного оппозиционного издания. Книгоиздатель познакомился с приват-доцентом А. А. Александровым, у которого были связи при дворе, и газету разрешили с условием, что её редактором будет именно Александров. Он же и предложил назвать газету «Русское слово».
Как «Русское слово» стало самой популярной газетой империи
Но сначала она была совсем не тем изданием, о котором мечтали Сытин и Чехов. «Что это была за газета? Это был подголосок «Московских ведомостей». Часто заимствовались и переделывались даже целые статьи. Успех газеты и её быстрый сказочный рост начался с вступлением в редакцию Власа Михайловича Дорошевича. Интересно, что задолго до этого молодой, никому не известный Дорошевич принёс Сытину рассказа Гоголя, выдал его за свой и продал за пять рублей.
Но на тот момент, когда Сытин пригласил его в редакцию, Влас Дорошевич был одним из самых авторитетных журналистов страны, его называли «королём фельетона». Одним из условий, на которых Дорошевич согласился подписать контракт, было предоставление полной автономии главному редактору в его работе. В «Русском слове» Дорошевич видел не народную просветительскую газету, а серьёзное общественно-политическое издание, объективно и подробно освещающее события в стране и за рубежом. Идеалами «Русского слова» были конституционная монархия с наделённым широкими полномочиями парламентом и высокоразвитое, просвещённое гражданское общество.
После принятия Манифеста 17 октября 1905 года:
«Призыв всех к общей культурной работе и содействие справедливому распределению благ культуры между всеми сынами России без различия племени, вероисповедания и сословий, — вот слово, с которым „Русское слово“ шло и идёт к своим читателям».
Но «Русскому слову», как и «Новому времени», было тесно в узких идеологических рамках. Здесь профессионализм и талант авторов ценились выше политических воззрений. Российский историк и книговед Ефим Динерштейн писал:
«Указания Сытина, носили ли они общий характер, или касались более конкретных вопросов — тематики материала, рекомендации авторов и т. п., всегда преследовали одну цель — поднять авторитет газеты, её престиж. Стремясь из года в год увеличивать тиражи „Русского слова“, Сытин собрал на его страницах имена всех наиболее известных русских писателей, не думая, естественно, ни о какой их консолидации в эстетическом или политическом плане, платформе. Более того, порой между авторами возникала резкая полемика, свидетельствующая о коренных различиях их идейных позиций».
Когда «Русское слово» из «подголоска «Московских ведомостей» начало превращаться в «большую европейскую газету» изменился и его состав. Дорошевич сделал более подробной правительственную хронику: на первой странице печатались «Придворные известия», «Действия правительства», «Высочайшие повеления», «Именной указ». Используя опыт западной прессы, Дорошевич разделил персонал газеты на отделы во главе с редакторами. Появились «московский редактор», «военный редактор», «губернский редактор» и так далее. Как и «Новое время», «Русское слово» имело большую сеть корреспондентов в провинции и за границей. Дорошевич заключил соглашения с крупнейшими европейскими политическими газетами об обмене сведениями. Для этой цели газета имела специальных представителей в зарубежных столицах.
Первой из отечественных газет «Русское слово» стало печатать материалы иностранных авторов о России. Также Дорошевич добился круглосуточного использования линий Московского телеграфного агентства. Появилась рубрика «Ночные телеграммы». Прямая телефонная линия появилась в редакции в 1917 году, а до этого новости из телеграфного агентства в газету доставлял конный курьер. Благодаря телефону наибольший объём информации «Русское слово» получало от своих корреспондентов и от других изданий как российских, так и зарубежных, что, конечно, способствовало достоверности и объективности публикаций.
В Петербургском телеграфном агентстве газета брала лишь сообщения правительства. Сообщения, полученные по телефону, печатались отдельно. Рубрика «Телеграммы» включала в себя несколько подрубрик, например, «Университетскую жизнь» — сообщения о событиях в российских университетах. Появились информационные колонки «Московские вести», «Земства», «Из мира московских дельцов». За большую информативность современники называли «Русское слово» «фабрикой новостей». Но не забывала газета и про аналитику, и про художественную публицистику, например, фельетоны печатались в «Литературно-критических набросках» и «Пёстрых заметках». Появились репортажи с места событий. Авторы продолжали серии репортажей и очерков из номера в номер.
Как было выше сказано, Сытину и Дорошевичу удалось собрать на страницах «Русского слова» блестящий состав авторов.
Фельетоны выходили в газете и один, и несколько раз в неделю. Дорошевича отличал особый стиль. Как писал Чарльз Рууд:
«… именно этот стиль задушевной беседы с глазу на глаз снискал Дорошевичу любовь и преданность массовой аудитории».
Василий Иванович Немирович-Данченко, брат известного режиссёра, был корреспондентом «Русского слова» в Русско-японскую войну. Только в первый год он прислал 350 сообщений с фронта. Помимо корреспонденций и телеграмм Немирович-Данченко писал репортажи о сражениях, армейских буднях, жизни мирного населения в военное время. Его цикл назывался «Дневник корреспондента». Немирович-Данченко ярко и образно повествует об изнанке войны, рассказывает о мучениях, героизме самоотверженном труде русских солдат и офицеров. Напоминает читателю о том, что за сухими цифрами военных сводок стоят живые люди.
Интересно, что с фронтов Русско-турецкой войны 1877─1878 гг. Немирович-Данченко писал для «Нового времени». А корреспондент «Русского слова» В. Э. Краевский путешествовал по Японии во время войны с паспортом английского поданного Пери Палмерса. Всего было напечатано 13 материалов под общим названием «Вражеская сторона в мирное время».
Ещё одним ярким публицистом «Русского слова» был священник Григорий Спиридонович Петров. На страницах газеты он выступал с оригинальными, яркими проповедями, где рассуждал о социальных, политических и экономических проблемах России и мира, опираясь на нормы христианской нравственности. В газете выходили «Еженедельные фельетоны священника Петрова».
Были в «Русском слове» и другие замечательные авторы, в том числе и классики русской литературы и журналистики. Помимо «короля фельетона» Дорошевича, с редакцией некоторое время сотрудничал другой «монарх» русской печати — «король репортажа» Владимир Гиляровский. Для «Русского слова» писали Короленко, Горький, Мережковский, и, конечно же, Чехов.
Став большой и влиятельной газетой, «Русское слово» оставалось дешёвым и общедоступным изданием, и в этом было его огромное преимущество перед конкурентами. Газету раскупали нарасхват. Среди читателей были представители всех сословий и классов тогдашнего русского общества, от крестьян и мещан до министров и императора. Известно, что Николаю II доставляли выдержки сначала из «Нового времени», а затем и «Русского слова». Каждый мог найти в сытинской газете полезный и интересный для себя материал, независимо от уровня образования, материального положения, политических и религиозных взглядов. Малообразованный читатель мог начать с новостей, кратких сообщений, затем перейти к более сложным жанрам.
«Русское слово» воплотило в жизнь и первоначальный замысел Сытина и Чехова, и планы Дорошевича. Газета действительно просвещала и прививала хороший вкус читателям, рассказывала о самых сухих и неинтересных предметах интересно и занимательно.
Газету уважали за границей. Материалы корреспондентов «Русского слова», в частности, сообщения Немировича-Данченко с фронтов Русско-японской войны, перепечатывали европейскими и американскими газетами.
Создаваясь изначально как «маленькое «Новое время», «Русское слово» Сытина и Дорошевича стало полноправным преемником суворинского издания. Больше того, Иван Сытин создал газетно-издательский концерн, став вторым после издателя «Нового времени» русским медиамагнатом. Издательство «Сытин и К» выпускало журналы «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма», «Дело народного учителя», «Заря», и другие. Некоторые из них были приложением к «Русскому слову». Также предприятие Сытина участвовало в выпуске газет «Дума», «Русская правда», «Правда Божия» и других. Перед революцией издавались газеты «Раннее утро» и «Вечерние известия». В 1916 году Сытин приобрёл издательство А. Ф. Маркса с популярным журналом «Нива». Ему принадлежали две большие типографии в центре Москвы, книжные магазины и отделения в Петербурге, Варшаве, Одессе, Иркутске, Киеве, Ростове-на-Дону, Самаре и Нижегородской ярмарке. Всего 16 магазинов по всей стране. В 1917 году «Русское слово» издавалось немыслимым для тогдашней русской печати тиражом — миллион экземпляров!
Октябрь 1917 года стал для сытинского концерна началом конца. Не найдя общего языка с новой властью, «Русское слово» некоторое время выходило под другими названиями, потом было закрыто окончательно. Сытин добровольно передал государству типографии и издательство и стал в них директором. По поручению Анатолия Луначарского он ездил за границу, где договаривался о поставках бумаги и проведении книжных выставок. Работать с новыми властями становилось всё труднее, а в 1924 году издательство закрылось. В 1928 году Иван Дмитриевич ушёл на пенсию, остаток жизни он провёл в Москве. Скончался Дмитрий Иванович Сытин в 1934 году.
Век издательских империй Суворина и Сытина был сравнительно недолгим, но они сказали новое слово и в издательском деле, и в журналистике, и в торговле. Благодаря им вся Россия в самые драматичные моменты истории конца XIX — начала XX веков получала правдивую и оперативную информацию о важнейших событиях. Огромное число людей с их помощью впервые прикоснулась к сокровищнице русской и мировой культуры. Тех высот, каких Алексей Сергеевич Суворин и Иван Дмитриевич Сытин достигли в медиабизнесе, пожалуй, остались непокорёнными до сих пор. В России нет медиахолдинга, который бы включал в себя, и типографию, и издательство, и средства массовой информации, и торговые сети.
Список литературы
1) Алексей Сергеевич Суворин. Биографический очерк Б. Б. Глинского. Оттиск из Исторического вестника. Спб., 1912.
2) Динерштейн Е.А. И. Д. Сытин. Жизнь для книги. М., 1985.
3) Динерштейн Е.А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.
4) Дневник Алексея Сергеевича Суворина. Издательство Независимая газета М., the Garner Press, Лондон. 1999.
5) Есин. Б. И. История русской журналистики XIX . «Высшая школа», М., 1989.
6) Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.
7) Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. — М.: Аспект Пресс, 2001.
8) Кто есть кто в мире. М.: Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
9) Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. Учебное пособие. М., «Флинта», «Наука», 2002.
10) Молочанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (научная монография). — М., Издатпрофпресс, 2002.
11) Остапенко Л. А. «Новое время» А. С. Суворина о партийной системе и опыте парламентаризма в России (1907–1912). Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
12) Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине. М., «Патриот», 1992.
13) Рууд. Ч. Русский предприниматель, московский издатель Иван Сытин. М., 1993.
14) Снессарев С. Миражи Нового времени. Почти роман. СПб., Типография М. Пивоварского и А. Типографа, 1912.
15) Солоусов А.С. А. С. Суворин и «Новое время» в Петербурге. Клио. 1997. № 2.
16) Сытин И. Д. Страницы пережитого. Современники о И.Д. Сытине. М., «Книга», 1985.