Воин-освободитель. Как в Трептов-парке появился главный памятник победе над фашизмом

Нико­лая Ива­но­ви­ча Маса­ло­ва при­зва­ли на фронт в декаб­ре 1941 года: он сра­жал­ся на Мама­е­вом кур­гане, два­жды был тяже­ло ранен, но всё рав­но воз­вра­щал­ся на фронт и дошёл до Бер­ли­на. Более все­го Нико­лай Ива­но­вич про­сла­вил­ся спа­се­ни­ем немец­кой девоч­ки. 30 апре­ля 1945 года Маса­лов, услы­шав сре­ди руин и пожа­ров дет­ский плач, попро­сил у коман­ди­ра раз­ре­ше­ния выта­щить ребён­ка. Не побо­яв­шись мин и обстре­лов, он нашёл девоч­ку, при­нёс её к совет­ским сани­тар­кам, а затем про­дол­жил сра­же­ние. Счи­та­ет­ся, что имен­но эта исто­рия вдох­но­ви­ла скуль­пто­ра Евге­ний Вуче­ти­ча на созда­ние мону­мен­та Воина-освободителя.

Впро­чем, Маса­лов был не един­ствен­ным совет­ским сол­да­том, кото­рый не очерст­вел на фрон­те и не мог оста­вить уми­рать немец­ких детей. Три­фон Лукья­но­вич совер­шил похо­жий подвиг — тоже спас девоч­ку, но был смер­тель­но ранен и скон­чал­ся в сан­ба­те. И эту исто­рию знал Вуче­тич, и мно­же­ство других.

Поэто­му, когда был объ­яв­лен кон­курс на памят­ник совет­ским вои­нам в Бер­лине, Евге­ний Вуче­тич оста­но­вил­ся имен­но на этом сюже­те: храб­рый сол­дат само­от­вер­жен­но спа­са­ет невин­но­го ребён­ка. Хотя у скуль­пто­ра была и дру­гая идея мемо­ри­а­ла, более поли­ти­зи­ро­ван­ная — но об этом чуть позже.

В пред­две­рии Дня Побе­ды про­дол­жа­ем цикл мате­ри­а­лов о мемо­ри­а­лах, посвя­щён­ных Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Сего­дня рас­ска­зы­ва­ем о Треп­тов-пар­ке — какие вари­ан­ты памят­ни­ков пред­ла­гал Евге­ний Вуче­тич и чьи­ми сила­ми была уве­ко­ве­че­на память погиб­ших в Бер­лине совет­ских солдат.

Треп­тов-парк. 1979 год. Источ­ник

Поиск идей. Почему мемориал расположили в Трептов-парке?

Во вре­мя Бер­лин­ской опе­ра­ции погиб­ли более 81 тыся­чи чело­век, мно­гих из них хоро­ни­ли быст­ро, в оди­ноч­ных или (чаще) брат­ских моги­лах. Капи­тан И. Сен­ча вспо­ми­нал (цит. по кни­ге «Штурм Бер­ли­на», Евге­ний Гера­си­мов, 1948):

«На запад­ной окра­ине рощи бер­лин­ско­го пред­ме­стья Адлер­с­хоф мы нашли два изуро­до­ван­ных тру­па крас­но­ар­мей­цев, уби­тых отсту­пав­ши­ми гит­ле­ров­ца­ми. Руки были вывер­ну­ты, гла­за выко­ло­ты, пят­ки сожже­ны. Обго­ре­лые клоч­ки доку­мен­тов сохра­ни­ли нам фами­лии геро­ев, кото­рые стой­ко пере­нес­ли пыт­ки немец­ких извер­гов, — Заган­шин и Гедро­вец. Это были рядо­вые стрел­ки гвар­дей­ско­го пол­ка. Наши бой­цы выко­па­ли моги­лу и похо­ро­ни­ли геро­ев. Когда май­ор Бузик сры­ва­ю­щим­ся голо­сом про­из­но­сил про­щаль­ные сло­ва, мно­гие сол­да­ты запла­ка­ли тяжё­лы­ми и горь­ки­ми сол­дат­ски­ми слезами».

Подоб­ных слу­ча­ев было нема­ло, но дале­ко не все­гда выжив­шим уда­ва­лось выяс­нить име­на погиб­ших — мно­же­ство из них так и оста­лись неопознанными.

В 1945 году в бер­лин­ском Боль­шом Тир­гар­тене откры­ли мемо­ри­ал, где захо­ро­ни­ли око­ло двух (по дру­гим оцен­кам — двух с поло­ви­ной) тысяч совет­ских сол­дат. Но одно­го тако­го мемо­ри­а­ла было недо­ста­точ­но — в 1946 году Совет­ская воен­ная адми­ни­стра­ция реши­ла пере­обо­ру­до­вать совет­ские воин­ские захо­ро­не­ния в Бер­лине и объ­яви­ла кон­курс на луч­ший про­ект мемо­ри­а­ла. Забе­гая впе­рёд, ска­жем, что так в горо­де появи­лись сра­зу два мемо­ри­а­ла совет­ским сол­да­там: в Шён­холь­цер-Хай­де и Треп­тов-пар­ке. Здесь погреб­ли более 7200 воен­но­слу­жа­щих, из них не опо­зна­но 4430 человек.

Все­го на кон­курс посту­пи­ло око­ло трёх десят­ков работ (по неко­то­рым дан­ным — 33). Евге­ний Вуче­тич, тогда ещё не столь зна­ме­ни­тый, напра­вил сра­зу два проекта:

  • сол­да­та со спа­сён­ным ребёнком;
  • фигу­ру Ста­ли­на с гло­бу­сом в руках — сим­вол колос­саль­но­го вкла­да СССР в спа­се­ние мира.

Вто­рой вари­ант откло­нил лич­но Ста­лин, кото­ро­му пер­вый про­ект понра­вил­ся куда боль­ше. Впро­чем, счи­та­ет­ся, что он пред­ло­жил одно изме­не­ние: изоб­ра­зить сол­да­та не с авто­ма­том, а с опу­щен­ным мечом. Вуче­тич согла­сил­ся: авто­мат выгля­дел бы слиш­ком реа­ли­стич­но и пре­хо­дя­ще, а боль­шой меч добав­лял ком­по­зи­ции былин­но­сти и пре­вра­щал сол­да­та во вне­вре­мен­но­го героя. Неко­то­рые видят в мече исто­ри­че­скую отсыл­ку к Ледо­во­му побо­и­щу, где нов­го­род­цы и вла­ди­мир­цы под пред­во­ди­тель­ством Алек­сандра Нев­ско­го побе­ди­ли вои­нов Ливон­ско­го орде­на. Это умо­за­клю­че­ние, ско­рее, сто­ит счи­тать поспешным.

Архи­тек­то­ром и соав­то­ром про­ек­та высту­пил Яков Белопольский.

В сле­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия сло­жи­лась сим­во­ли­че­ская ком­по­зи­ция из трёх мас­штаб­ных воен­ных мемо­ри­а­лов, увя­зан­ных меж­ду собой обра­зом меча:

  • Мону­мент «Тыл — фрон­ту» в Маг­ни­то­гор­ске (1979). Выко­ван­ный меч пере­да­ют армии.
  • Роди­на-мать на Мама­е­вом кур­гане (1959). Меч высо­ко под­нят для защи­ты стра­ны и людей.
  • Воин-осво­бо­ди­тель в Треп­тов-пар­ке (1949). Меч раз­бил сва­сти­ку и теперь мир­но опущен.

Как лег­ко заме­тить по датам, три­птих изна­чаль­но не заду­мы­вал­ся и появ­лял­ся в обрат­ном порядке.

Поче­му для мас­штаб­но­го захо­ро­не­ния и обу­строй­ства мемо­ри­а­ла выбра­ли имен­но Треп­тов-парк, до кон­ца неяс­но. Есть бай­ка, что это свя­за­но с про­шлым пар­ка: в кон­це XIX — нача­ле XX века здесь регу­ляр­но про­хо­ди­ли митин­ги и мани­фе­ста­ции с уча­сти­ем Кар­ла Либ­к­нех­та, Кла­ры Цет­кин и дру­гих весь­ма ува­жа­е­мых в СССР немец­ких поли­ти­че­ских дея­те­лей. Одна­ко так ли это или всё же при­чи­ны выбо­ра Треп­тов-парк были ины­ми, оста­ёт­ся под вопро­сом. Извест­но, что Алек­сандр Геор­ги­е­вич Коти­ков, комен­дант Бер­ли­на, и Вуче­тич вме­сте осмат­ри­ва­ли город в поис­ках под­хо­дя­ще­го места и в ито­ге оста­но­ви­лись имен­но на Трептов-парке.


Возведение мемориала. Кто работал над проектом — в студии и на земле

После капи­ту­ля­ции Гер­ма­нии Бер­лин пред­став­лял собой печаль­ное зре­ли­ще. Око­ло 80% горо­да лежа­ли в руи­нах от мас­со­вых авиа­уда­ров и улич­ных боёв. Вся инфра­струк­ту­ра была раз­ру­ше­на, а доро­ги пере­пол­не­ны мёрт­вы­ми тела­ми людей и живот­ных. Преж­де чем при­сту­пить к захо­ро­не­ни­ям сол­дат и обу­строй­ству мемо­ри­а­ла, пред­сто­я­ло раз­гре­сти завалы.

Бер­лин. Фото­граф Иван Шагин. 3 мая 1945 года. Источ­ник

Для рас­чист­ки тер­ри­то­рии Треп­тов-пар­ка и под­го­тов­ки к воз­ве­де­нию мемо­ри­а­ла при­влек­ли 1200 работ­ни­ков из мест­ных. В основ­ном это были жен­щи­ны. Житель­ни­ца Бер­ли­на Фри­да Холь­цап­фель поз­же вспо­ми­на­ла:

«В 1945 г. я ока­за­лась в чис­ле тех немец­ких жен­щин, чьим рукам дове­лось гото­вить брат­ские моги­лы совет­ским сол­да­там, погиб­шим за наше осво­бож­де­ние от гит­ле­ров­ско­го фашиз­ма. Наша пер­вая зада­ча была рас­чи­стить в Треп­тов-пар­ке от кустар­ни­ка и дере­вьев мест­ность, преду­смот­рен­ную для захо­ро­не­ния. На это ушли целые неде­ли и меся­цы. И вот при­бы­ли пер­вые авто­ко­лон­ны с печаль­ным гру­зом… Носиль­щи­ки опус­ка­ли гро­бы в под­го­тов­лен­ные нами моги­лы. От уви­ден­но­го у нас бук­валь­но сжи­ма­лось серд­це… Мои мыс­ли были где-то воз­ле рус­ской мате­ри, чей люби­мый сын в этот час обрёл покой в немец­кой земле…»

Бежен­цы воз­вра­ща­ют­ся в Бер­лин. Фото­граф Евге­ний Хал­дей. 1945 год. Источ­ник

Участ­во­вав­шие в рабо­тах немец­кие граж­дане полу­ча­ли про­дук­то­вый паёк, что в после­во­ен­ных усло­ви­ях счи­та­лось более чем цен­ной награ­дой за труд. Кро­ме того, на тер­ри­то­рии откры­ли дет­ский сад — что­бы рабо­та­ю­щим там жен­щи­нам было где оста­вить детей. Орга­ни­за­ци­ей всех этих мер под­держ­ки руко­во­дил уже упо­мя­ну­тый Котиков.

Алек­сандр Коти­ков высту­па­ет на пара­де союз­ни­ков в Бер­лине. 8 мая 1946 года. Источ­ник

Евге­ний Вуче­тич дол­го искал натур­щи­ка для Вои­на-осво­бо­ди­те­ля — за всё вре­мя он откло­нил десят­ки вари­ан­тов, вклю­чая по-насто­я­ще­му спас­ше­го девоч­ку Нико­лая Маса­ло­ва. В ито­ге скуль­пто­ру пози­ро­ва­ли несколь­ко чело­век. Глав­ным про­об­ра­зом стал моло­дец­ки сло­жен­ный 21-лет­ний Иван Сте­па­но­вич Одар­чен­ко, кото­ро­го Вуче­тич заме­тил на спор­тив­ном кроссе.

Одар­чен­ко тоже был участ­ни­ком Вели­кой Оте­че­ствен­ной, поте­рял на войне отца и стар­ше­го бра­та, а до демо­би­ли­за­ции в 1949‑м слу­жил в Груп­пе совет­ских войск в Гер­ма­нии. Пози­ро­ва­ние заня­ло око­ло полу­го­да. В паре с Одар­чен­ко сиде­ла трёх­лет­няя Све­та, дочь Алек­сандра Коти­ко­ва. Иван Сте­па­но­вич про­жил 86 лет, рабо­тал фре­зе­ров­щи­ком и тока­рем на заво­де «Авто­трак­то­ро­де­таль» в Там­бо­ве, его не ста­ло в июле 2013 года.

Иван Одар­чен­ко. Источ­ник

Свет­ла­на Коти­ко­ва поз­же стро­и­ла карье­ру актри­сы, самая извест­ная её роль — учи­тель­ни­ца в филь­ме «Ох уж эта Настя!».

Рабо­та над скульп­ту­рой стро­и­лась таким обра­зом: сна­ча­ла Евге­ний Вуче­тич изго­то­вил макет, на ленин­град­ском заво­де «Мону­мен­таль­ная скульп­ту­ра» отли­ли из брон­зы шесть частей и отпра­ви­ли в Бер­лин, а затем из них на месте собра­ли Вои­на-осво­бо­ди­те­ля в нату­раль­ную вели­чи­ну. Вес скульп­ту­ры состав­ля­ет око­ло 72 тонн, высо­та — 13 метров.

Уста­нов­ка памят­ни­ка Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю. Вес­на 1949 года. Источ­ник

Поста­мент Вои­на-осво­бо­ди­те­ля выпол­нен из гра­ни­та, хотя этот мате­ри­ал в после­во­ен­ные годы был дефи­цит­ным. Созда­те­лям мемо­ри­а­ла повез­ло: совет­ские сол­да­ты нашли запас гра­ни­та в тай­ни­ке Гит­ле­ра на Оде­ре. Есть вер­сия, что наци­сты соби­ра­ли его для соб­ствен­но­го побед­но­го мемо­ри­а­ла — одна­ко исто­рия рас­по­ря­ди­лась иначе.

Скульп­ту­ры, релье­фы и чаши с пла­ме­нем диа­мет­ром 2,5 мет­ра были отли­ты на заво­де «Лаух­хам­мер Кун­ст­ги­се­рай» (Lauchhammer Kunstgießerei) в 1948 году.

Воин-осво­бо­ди­тель. Жур­нал «Совет­ский Союз», № 3 1950 года. Источ­ник

Как устроен мемориал в Трептов-парке

Воин-осво­бо­ди­тель — центр ком­по­зи­ции, но не един­ствен­ный её эле­мент. Вокруг памят­ни­ка — мемо­ри­аль­ное про­стран­ство, где рас­по­ло­же­ны брат­ские моги­лы, сар­ко­фа­ги, чаши с веч­ным огнём, а так­же два крас­ных гра­нит­ных зна­ме­ни и скульп­ту­ры коле­но­пре­кло­нён­ных сол­дат — моло­до­го и более стар­ше­го. У вхо­да, укра­шен­но­го гра­нит­ны­ми пор­та­ла­ми, посе­ти­те­лей встре­ча­ет скульп­ту­ра скор­бя­щей женщины.

Баре­льеф в Треп­тов-пар­ке. 1950–1960‑е годы. Источ­ник
Треп­тов-парк. Май 1960 года. Источник

Эски­зы раз­ра­бо­тал Евге­ний Вуче­тич, а вот в камне их вопло­ти­ли 60 немец­ких масте­ров-скуль­пто­ров и 200 каме­но­тё­сов — на рабо­ту ушло все­го полгода.

Треп­тов-парк — общий вид на мемо­ри­аль­ный ком­плекс с запа­да. 1950–1960‑е годы. Источ­ник

На гра­нит­ных зна­мё­нах — над­пи­си на рус­ском и немец­ком языках:

«Веч­ная сла­ва вои­нам Совет­ской Армии, отдав­шим свою жизнь в борь­бе за осво­бож­де­ние человечества».

Памят­ник Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю воз­двиг­нут на насып­ном кур­гане высо­той око­ло 25 мет­ров (при­мер­но восемь эта­жей). К вер­шине кур­га­на ведёт лест­ни­ца, а внут­ри поста­мен­та нахо­дит­ся памят­ный зал.

Сте­ны зала укра­ше­ны моза­ич­ным пан­но, кото­рое создал худож­ник-бата­лист и участ­ник Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны Ана­то­лий Гор­пен­ко. На этом пан­но запе­чат­ле­ны пред­ста­ви­те­ли раз­ных наро­дов, воз­ла­га­ю­щие цве­ты на моги­лу совет­ских вои­нов. Над их голо­ва­ми на рус­ском и немец­ком язы­ках начер­та­на цита­та из докла­да Иоси­фа Ста­ли­на, при­уро­чен­но­го к 27‑й годов­щине Октябрь­ской революции:

«Ныне все при­зна­ют, что совет­ский народ сво­ей само­от­вер­жен­ной борь­бой спас циви­ли­за­цию Евро­пы от фашист­ских погром­щи­ков. В этом вели­кая заслу­га совет­ско­го наро­да перед исто­ри­ей человечества».

Для пан­но, как и для мону­мен­та, два­жды пози­ро­вал Иван Одар­чен­ко. Он пред­ста­ёт в обра­зе сол­да­та с меда­лью «Золо­тая Звез­да» и сталь­ным шле­мом в руках, а так­же в виде рабо­че­го в синем комбинезоне.

В цен­тре зала — куби­че­ский поста­мент из чёр­но­го поли­ро­ван­но­го кам­ня, на кото­ром уста­нов­лен золо­той ларец с пер­га­мент­ной кни­гой в крас­ном сафья­но­вом пере­плё­те. В ней запи­са­ны име­на геро­ев, пав­ших в боях за Бер­лин и погре­бён­ных в брат­ских могилах.

Купол зала укра­ша­ет люст­ра из руби­нов и хру­ста­ля, повто­ря­ю­щая фор­му орде­на «Побе­да».

Тор­же­ствен­ное откры­тие мемо­ри­а­ла состо­я­лось уже 8 мая 1949 года. Воен­ный комен­дант Бер­ли­на гене­рал Алек­сандр Коти­ков про­из­нёс речь:

«Этот памят­ник в цен­тре Евро­пы, в Бер­лине, будет посто­ян­но напо­ми­нать наро­дам мира, когда, как и какой ценой была заво­ё­ва­на Побе­да, спа­се­ние наше­го Оте­че­ства, спа­се­ние жиз­ней насто­я­щих и гря­ду­щих поко­ле­ний человечества».

Откры­тие мемо­ри­а­ла в Треп­тов-пар­ке. 8 мая 1949 года. Источ­ник

Традиции и настоящее мемориала

В сле­ду­ю­щие годы каж­дый май в Треп­тов-пар­ке про­во­ди­лись памят­ные меро­при­я­тия: воз­ло­же­ние цве­тов (как пра­ви­ло, крас­ных гвоз­дик), демон­стра­ции и бде­ния (чуть поз­же, начи­ная с 1995 года). Для совет­ских тури­стов, выез­жа­ю­щих в ГДР, это место было обя­за­тель­ным к посещению.

Совет­ские тури­сты в Треп­тов-пар­ке. Май 1954 года. Источ­ник

Имен­но в Треп­тов-пар­ке при­ни­ма­ли в пио­не­ры гэд­э­эров­ских школь­ни­ков. Мемо­ри­ал обрас­тал соб­ствен­ны­ми тра­ди­ци­я­ми и даже мифами.Так, в 1960‑е «Изве­стия» опуб­ли­ко­ва­ли замет­ку, в кото­рой маль­чик делил­ся сво­ей вер­си­ей (непод­твер­ждён­ной) про­ис­хож­де­ния геро­ев мемориала:

«Девоч­ка в руках совет­ско­го сол­да­та — это наша вожа­тая Эдель­гар Штум. Сол­дат спас её во вре­мя войны».

«Изве­стия». № 108 1966 года

Рас­пад Совет­ско­го Сою­за и объ­еди­не­ние Гер­ма­нии ста­ли неспо­кой­ным вре­ме­нем и для мемо­ри­а­ла. Так, при­мер­но через месяц после паде­ния Бер­лин­ской сте­ны неиз­вест­ные ван­да­лы осквер­ни­ли часть мемо­ри­а­ла анти­со­вет­ски­ми граффити.

Анти­со­вет­ские граф­фи­ти на мемо­ри­а­ле: «Повстан­цы, прочь!». Фото­граф Аад Ван дер Дрифт. Конец 1989 года. Источ­ник

Мно­гие нем­цы воз­му­ти­лись ван­да­лиз­мом — око­ло 250 тысяч граж­дан вышли на анти­пра­вый митинг в Трептов-парк.

Про­тест про­тив пра­во­го экс­тре­миз­ма в Гер­ма­нии. Фото­граф Ральф Хирш­бер­гер. Январь 1990 года. Источ­ник

Впро­чем, неко­то­рые уве­ре­ны, что ника­ких «новых фаши­стов» не было, а про­во­ка­цию с над­пи­ся­ми на мемо­ри­а­ле устро­и­ли сотруд­ни­ки Шта­зи, пытав­ши­е­ся дока­зать свою цен­ность в меня­ю­щих­ся усло­ви­ях. Так это или нет, вряд ли когда-нибудь ста­нет окон­ча­тель­но известно.

Посте­пен­но вол­не­ния стих­ли. Новое пра­ви­тель­ство Гер­ма­нии обес­пе­чи­ло мемо­ри­а­лу не менее береж­ный уход, чем в совет­ские годы. В рам­ках согла­ше­ния «Два плюс четы­ре» объ­еди­нён­ная Гер­ма­ния бра­ла на себя содер­жа­ние ремонт всех воен­ных мемо­ри­а­лов в стране. То же согла­ше­ние обя­зы­ва­ло Гер­ма­нию кон­суль­ти­ро­вать­ся с Рос­си­ей по любым пре­об­ра­зо­ва­ни­ям мемо­ри­а­ла. Напри­мер, имен­но так было в нача­ле нуле­вых, когда про­хо­дил капи­таль­ный ремонт. Тогда Вои­на-осво­бо­ди­те­ля пере­пра­ви­ли на лод­ке в мастер­скую на ост­ро­ве Рюген, очи­сти­ли стру­я­ми воды и стек­лян­ны­ми шари­ка­ми, нанес­ли защит­ное вос­ко­вое покры­тие, заме­ни­ли вин­ты внут­ри кон­струк­ции, а затем вер­ну­ли на поста­мент. Рестав­ра­ция обо­шлась при­мер­но в пол­то­ра мил­ли­о­на евро.

Достой­ное содер­жа­ние мемо­ри­а­ла при­зна­ва­ла и рос­сий­ская прес­са («Изве­стия», 8 мая 2001 года):

«Гор­дое тво­ре­ние Вуче­ти­ча воз­вы­ша­ет­ся на кур­гане, вен­ча­ю­щем мемо­ри­ал. Всё это — в том чис­ле и рас­по­ло­жен­ная ниже аллея баре­лье­фов с изре­че­ни­я­ми Ста­ли­на о войне — нахо­дит­ся на попе­че­нии гер­ман­ско­го пра­ви­тель­ства и пре­бы­ва­ет в иде­аль­ном состо­я­нии (впро­чем, как и дру­гие памят­ни­ки в ФРГ, посвя­щён­ные побе­де Совет­ско­го Сою­за над фашизмом)».

«Изве­стия», № 80 2001 года

Спу­стя 10 лет совет­ский и рос­сий­ский эко­но­мист Алек­сандр Лив­шиц делил­ся похо­жи­ми впе­чат­ле­ни­я­ми («Изве­стия», № 80 2011 года):

«Как-то мы с моим дру­гом, про­фес­со­ром тео­ре­ти­че­ской меха­ни­ки, поеха­ли в Бер­лин. Зашли в Треп­тов-парк. Воз­ло­жи­ли цве­ты к памят­ни­ку Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю. Рас­по­ло­жи­лись на ска­ме­еч­ке. Нали­ли по пер­вой. Вдруг появ­ля­ет­ся поли­цей­ская маши­на. Из неё выле­за­ют двое слу­жи­вых. Идут к нам. Я достаю пас­порт, бумаж­ник. Готов к нака­за­нию. Стра­жи поряд­ка под­хо­дят. Улы­ба­ют­ся. Здо­ро­ва­ют­ся за руку. Отва­ли­ва­ют. Утвер­ждаю: нико­гда боль­ше мы не будем вое­вать ни с нем­ца­ми, ни с япон­ца­ми. Ста­нем сотруд­ни­чать, тор­го­вать, дру­жить. Мир стал более без­опас­ным. Муд­рым. Доб­рым. Полу­ча­ет­ся, что имен­но за это мой дядя отдал свою жизнь».

После 24 фев­ра­ля 2022 года мемо­ри­ал сно­ва столк­нул­ся с ван­да­лиз­мом — тогда мону­мент рас­пи­са­ли и зали­ли крас­ной крас­кой. Нача­лась как нико­гда актив­ная дис­кус­сия о сно­се совет­ских мону­мен­тов, в том чис­ле и Вои­на-осво­бо­ди­те­ля. К сча­стью, ост­рые спо­ры не пере­рос­ли в поспеш­ные действия.


Читай­те дру­гие мате­ри­а­лы Вик­то­рии Мок­и­ной о памят­ни­ках Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны:

— Веч­ный огонь. Как неуга­са­ю­щее пла­мя ста­ло сим­во­лом памя­ти о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне;

— От руин к мону­мен­ту. Как созда­вал­ся мемо­ри­ал на Мама­е­вом кур­гане;

— Как созда­вал­ся мемо­ри­ал на Пис­ка­рёв­ском клад­би­ще — самом боль­шом месте захо­ро­не­ния жертв Вто­рой миро­вой вой­ны;

— Муже­ство в камне. Как сохра­ня­ет­ся память о защит­ни­ках Брест­ской кре­по­сти


Автор ведёт теле­грам-канал о кни­гах и чте­нии — под­пи­сы­вай­тесь, что­бы боль­ше узна­вать о новых инте­рес­ных изда­ни­ях, исто­ри­че­ском нон-фик­шене и мно­гом другом.