Владимир Александрович Журавлёв, долгое время работавший ответственным секретарём в журнале «Человек и закон», делится своими воспоминаниями о встрече с русским учёным Сергеем Степановичем Чахотиным, которая состоялась летом 1970 года и позволила проникнуться историей исследователя и общественного деятеля, оставившего неизгладимый след в отечественной науке.

Специально для VATNIKSTAN Владимир Журавлёв рассказал о том, как Чахотин стал одним из основателей движения «Смена вех» и активным борцом с фашизмом, создав известный символом «Три стрелы против свастики».
В этом году исполнилось 142 года со дня рождения человека с захватывающей биографией, физиологу, биофизику, социальному психологу, основоположнику группы «Смена вех», одному из первых аналитиков современных форм пропаганды и ведущих теоретиков психологии масс — Сергею Степановичу Чахотину (1883−1973).
Я познакомился с Сергеем Степановичем летом 1970-го года, когда работал в начавшей выходить год назад газете «Социалистическая индустрия». Однажды меня вызвал заместитель главного редактора Николай Яковлевич Троицкий (до этого главный редактор областной газеты в Кемерово) и сказал:
«В Москве живет очень интересный человек, учёный-биофизик и антифашист профессор Сергей Степанович Чахотин. Свяжитесь с ним и попросите дать интервью для нашей газеты».
Выполняя поручение, я позвонил в Академию наук, где мне дали номер телефона интересующего меня учёного. Он отозвался благосклонно, и на следующий день я отправился в многоквартирный дом — «сталинку» на Ленинском проспекте. Дверь мне открыл невысокий ростом 86-летний старичок. Он проживал в двухкомнатной квартире, где одна служила лабораторией и кабинетом, а другая была жилой. Скромно меблированная, эта комната обращала внимание вывешенными на стенах открытками с видами городов многих стран.
Поздоровавшись, хозяин квартиры вручил мне визитную карточку, на которой было написано: «Доктор биологических наук, сотрудник Академии наук СССР». Ни чаю, ни кофе он не предложил, что в общем-то можно было объяснить почтенным возрастом человека, для которого уже не было места для чайных церемоний. Вместе с тем хозяин квартиры проявил бодрость духа и тонкое чувство юмора.
«Представляете, от меня месяц назад сбежала жена, — сказал Сергей Степанович Чахотин, — Решила вернуться к себе в Америку. Московские магазины ей, видите ли, не нравятся. Впрочем, понять женщину, конечно, могу, тем более, что это пятая моя жена. Но зачем было увозить с собой диктофон «Панасоник»? Там их завались, а вот я теперь мучаюсь, не могу записать даже нашу беседу».
К сожалению, у меня тогда тоже не было диктофона, поэтому воспроизвожу нашу беседу отчасти по старому блокноту, отчасти по памяти.

Сергей Степанович Чахотин родился 13 сентября 1883 года в Стамбуле (тогда Османская империя), в семье российского консула Степана Ивановича Чахотина. Его отец ранее был личным секретарём Ивана Тургенева. А мать, Александра Моцо, была гречанкой. У Сергея Степановича было три брата: Иван, Степан (выдающийся поэт и художник-график в стиле «Мира искусства») и Николай.
Когда Сергею Чахотину было 10 лет, родители перевезли его в Одессу, где он пошёл учиться в гимназию, которую закончил с золотой медалью. После этого он поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако ему не суждено было его окончить, так как в 1905 году он принимал участие в забастовке студентов и, поверив в революцию, стал участником мятежных событий: строил баррикады на Моховой, пел «Марсельезу», за что, избитый шомполами, был брошен вначале в Манеж, превращенный в карательный равелин, а затем в Бутырскую тюрьму. Там вместе с товарищами он выкрикивал лозунги: «Да здравствует свобода!», «Долой царя!».

О поведении неистового сына царского дипломата было доложено московскому генерал-губернатору. Тот велел поместить Чахотина в Пугачевскую башню и заковать в кандалы. Однако через несколько дней пришло другое, «милостивое» решение: выдворить бунтаря за пределы Российской империи. В Мюнхене Чахотин поступил на медицинский факультет и слушал лекции нобелевского лауреата Вильгельма Рентгена. Сергей Степанович получил докторскую степень по зоологии с отличием в Гейдельбергском университете в 1907 году. Там он изучал проблемы зоологии у профессора Иоганна Адама Отто Бючли и онкологии у профессора Винценца Черни. Чахотин проводил исследования по молекулярной биологии и одним из первых начал делать операции на клетке.

В том же году Сергей Степанович был приглашен в Университет Мессины в Сицилии, где занимался исследованиями одноклеточных организмов. Он стал очевидцем сильнейшего в истории Европы землетрясения — Мессинского, магнитудой 7,5 баллов (землетрясение произошло 28 декабря 1908 года), в результате которого были разрушены города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми. Во время землетрясения у Чахотина погибли жена и дети, сам же он получил травму позвоночника. После выздоровления возобновил исследования на зоологической станции Антона Дорна в Неаполе и на Морской зоологической станции Вильфранш-сюр-Мер. В те же годы Чахотин познакомился с крупнейшими учёными, в том числе с великим физиком Альбертом Эйнштейном.
После визитов в Одессу, Москву и Казань в 1909 году Чахотин вернулся в Гейдельберг, где в 1912 году разработал метод «клеточной оптической микрохирургии», использующий ультрафиолетовые лучи, проецируемые через кварцевую линзу и узкое отверстие в металлическом диске. В 1912 году он занял должность ассистента в Санкт-Петербурге, в Лаборатории физиологии Императорской академии наук, под руководством Ивана Петровича Павлова. Там он продолжал работать до 1917 года, когда после Февральской революции стал организатором комитета военно-технической помощи в поддержку Временного правительства. А вот Октябрьскую революцию Сергей Степанович не принял и уехал в Добровольческую армию в Ростове, где руководил «Информационно (осведомительно)-пропагандистским агентством» (ОСВАГ), созданном при дипломатическом отделе генерала Алексеева и наделенным монополией на предоставление информации о действиях на юге России. Это агентство имело отделения, пункты и подпункты, опираясь на сведения контрразведки в Одессе, Харькове и других городах.
В мае 1919 года Добровольческая армия взяла под контроль Донбасс. Но летом началась полоса провалов. Разочаровавшись в белогвардейском движении, Сергей Чахотин осенью 1919 года эмигрировал из России в Югославию, где преподавал в университетах Белграда и Загреба. Оказавшись в эмиграции, Чахотин внимательно следил за событиями в Советской России. В 1921 году он участвовал в создании движения «Смена вех» и одноименного сборника публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованного в Праге видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции (Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин, Устрялов, Чахотин, Лукьянов и другие). Сменовеховством называют движение в среде первой русской «белой эмиграции», провозгласившее тактический союз с большевиками на платформе русского патриотизма. Они признали определённую правду Октябрьской Революции, в то же время не разделяя ее идеологии — коммунизма и рассматривая её как попытки русского национального духа нащупать свои, отличные от западных, формы жизнеустройства.
Сменовеховцы были убеждены, что власть большевиков не навсегда. Они считали, что рано или поздно она выродится в какой-нибудь режим национально-консервативного толка. Большевизм — только внешнее выражение воли народов России к обновлению, к преодолению тех проклятых болезней старого режима, которые привели его к смерти и, как всякая стихия, большевизм полон крайностей, неприятных, но преходящих. По их мнению, влиться в число строителей новой России, поделиться своими знаниями, включиться в индустриализацию и культурную революцию — значит, способствовать тому, чтобы с фантазией о коммунистическом эксперименте власти переключились на насущные задачи возрождения и укрепления Российского государства. С удовлетворением сменовеховцы наблюдали как большевики всё больше отказываются от экстремизма первых лет революции и становятся созидателями и хранителями российского имперского государства, пусть и под другим названием. Причём до тех пор, пока большевики были интернационалистами и сторонниками военного коммунизма, будущие сменовеховцы стояли на стороне «белых». Сменовеховство же возникло на волне «красного патриотизма», порожденного советско-польской войной и агрессией Антанты в Россию, а усилилось после НЭПа — поворота к реалистической, а не доктринальной экономической политике.
Чахотин публикует статью «В Каноссу» с призывом к российской эмигрантской интеллигенции сотрудничать с новой Россией. Чахотин стал одним из организаторов выходящей в Берлине газеты русских эмигрантов «Накануне». От неё в качестве специального корреспондента он был отправлен в Геную, где в апреле-мае 1922 года проходила международная конференция, на которой присутствовала делегация из Советской России, выступившая с предложением о разоружении.

Многие участники конференции были удивлены внешним видом советской делегации. Они ожидали увидеть людей в ватниках и рогожах, обутых в сапоги и лапти, как это часто изображалось западной прессой. Однако перед ними предстали современные, хорошо одетые интеллектуалы с аккуратными прическами и выразительными взглядами. Их сопровождали изящно одетые симпатичные девушки — секретари.
Корреспонденции о событиях Генуэзской конференции назывались так: «Как Антанта попала впросак», «Русские в Генуе». Одна из них начиналась словами:
«Думается мне… Если бы многие наши русские эмигранты, ранее искренне болевшие за Родину, а теперь ослеплённые злобой или равнодушием, увидели эту сцену, они ощутили бы неожиданную радость от возрождения новой России! России не просящей, не униженной, а просветлённой возвращающей веру людей в себя и в человека».
Свои корреспонденции Сергей Степанович подписывал «Профессор С. Чахотин». Так он представился и главе советской делегации — Георгию Чичерину, к которому обратился с просьбой о предоставлении советского гражданства. Это случилось в то время, когда из Советской России двумя пароходами были высланы видные деятели философии, не согласные с идеями социализма. Профессор Чахотин держал курс в обратном направлении. Находясь в Берлине, он получил советское гражданство. С 1924 по 1926 год — Сергей Степанович — сотрудник советского торгпредства в Берлине. В СССР опубликовали его книгу «НОТ- в науке и технике». В 1926 году он вернулся к научной работе. В 1927 — Чахотин из-за болезни переехал в Геную, где занимался проблемами онкологии. В 1930 году по предложению Альберта Эйнштейна ему присудили премию «Исследовательская корпорация». В начале 1930‑х годов занимался научными исследованиями в институте имени кайзера Вильгельма в историческом городе Гейдельберг, известном «тропой философов». В Германии в это время разгорелась политическая борьба между социал-демократами, коммунистами и рвущимися к власти национал-социалистами.
Тревожные вести приходили из Советского Союза, где жестоко полемизировали сталинисты и троцкисты и разворачивался «Большой террор». В 1931 году в Одессе был арестован и расстрелян 15 июля брат Чахотина поэт и художник-график в стиле «Мира искусства» Степан. Опасаясь, что его может постигнуть такая же судьба, Сергей Чахотин стал невозвращенцем.
В эти годы в Германии всё громче заявляла о себе партия нацистов. Их руководящим компасом стал политический манифест Адольфа Гитлера. Однако внешне все ещё жили иллюзией мира. По Рапалльскому соглашению от 1922 года между Германией и Россией происходили обмены стажирующимися специалистами. Одним из них был молодой металлург, впоследствии известный учёный — атомщик Василий Емельянов. В книге своих воспоминаний «О времени, о товарищах, о себе» он написал о том, как во время своего пребывания в Германии проходил стажировку на заводе Круппа, где одним поздним вечером увидел свет в окнах законсервированного цеха, в котором в Первую мировую войну варили сталь для танков и пушек. Теперь это был первый сигнал о новой милитаризации Германии.
Наряду с милитаризацией Германии нарастала угроза нацизма. Поддерживая социал-демократов, Чахотин активно участвовал в организации демонстраций против нацистов. В 1932 году совместно с социал-демократом Карлом Мирендорфом он создал движение «Три стрелы», намереваясь выступить на выборах в парламент 5 марта 1933 года под лозунгом оппозиции главному кандидату — монархическому правительству Папена, Гитлеру и Тельману. Ошибка социал-демократов, отказавшихся поддержать коммунистов, оказалась роковой и привела к резким критическим высказываниям Сталина, который даже начал называть их «социал-фашистами». Чахотин осознал свою ошибку после победы гитлеровцев на выборах в рейхстаг и решил использовать три стрелы как символ антинацистского движения.
Согласно Чахотину, идею трёх стрел он получил, увидев свастику, перечёркнутую мелом в Гейдельберге. По словам Чахотина, когда свастика и три стрелы используются вместе, они всегда будут выглядеть, как перечёркивание свастики, а не наоборот.

Во время нашей встречи в доме Сергея Степановича на Ленинском проспекте я попросил собеседника рассказать подробности об истории трёх стрел…
«Понимаете, ещё до революции, в период работы в Санкт-Петербурге в лаборатории физиологии под руководством Ивана Петровича Павлова, я научился по-новому смотреть на многие вещи, — сказал собеседник. — Речь идёт о второй сигнальной системе рефлексов, с помощью которых можно влиять на сознание людей, включая свастику (у древних народов она означала символ плодородия, а затем на каком-то этапе обрела иной смысл — этакий знак сверхчеловека)».
Заинтересовавшись символами, Чахотин провел немало часов в библиотеке Гейдельберга и изучил книги об истории креста, полумесяца, звезды и других обозначений. С некоторых пор они стали признаками «своих» и «чужих». Гитлеровцы в отличие от других народов стали использовать символ свастики, как гвозди, которые вбивали в головы, помещая изображения где только угодно, начиная с пачкания стен, дверей, заборов и кончая бронёй танков и крыльями самолетов. На основе научных данных Чахотин доказал, что лишь 10–15 процентов из лиц, подвергшихся продолжительной пропаганде, могут устоять её воздействию, а остальные, и в первую очередь молодежь, рано или поздно попадают под её воздействие. После чего их можно использовать для совершения любых насильственных преступлений.
Решив бороться со свастикой, Сергей Степанович стал писать книгу об истории символов и обнаружил чудовищную ошибку идеологов фашизма, в частности из организации «Общества Враля», членом которой был Гитлер, и в которой он получил азы псевдо-теории об арийской расе, чьи нордические предки якобы были самыми сильными людьми на Земле, поэтому они, а не Америка, должны править миром. На основе этих бредовых идей Гитлер сформулировал свою теорию магического социализма.
Чахотин назвал свою книгу «Три стрелы против свастики». Я держал эту книгу в руках и узнал, что опубликовать её было непросто. В апреле 1933 года Сергея Степановича уволили из Института кайзера Вильгельма, и он уехал в Берлин. Опубликовать рукопись там не удалось. Фашиствующие молодчики уже вели «охоту на ведьм», бросали в костры книги гуманистов. Чахотин с помощью друзей переправил рукопись в Амстердам, где её перевели с русского на немецкий, английский и французский языки, и она вышла из печати аккурат в те дни, когда рейхсканцлером Германии был назначен будущий военный преступник № 1, Гитлер.
Оставаться в Германии было нельзя. Сергей Степанович уехал в Данию, а в 1934 году — в Париж, где работал в Профилактическом институте, в исследовательской лаборатории госпиталя «Леопольд Беллан», в Институте физико-химической биологии. За научные успехи Чахотин был удостоен премий Французской академии наук (1936) и Парижской медицинской академии (1938).
Сергей Степанович сотрудничал с радикальным крылом французской социалистической партии и накануне немецкой оккупации Парижа опубликовал статью «Изнасилование толпы с помощью политической пропаганды» (Галлимар, 1939 год). С приходом фашистов в 1941 году Чахотин был заключён во фронтовой лагерь Руалье в Компьене, где провёл семь месяцев.
После того как Сергею Степановичу пришлось бежать от нацистов во Францию, символ «трёх стрел» стал использоваться «Французской секцией Рабочего интернационала». После Второй мировой войны, с 1945 года, он стал официальным логотипом австрийской социал-демократической партии. В символ добавили круг, подчёркивающий единство индустриальных рабочих, сельского населения и интеллигенции.
Символ «три стрелы» стал использоваться множеством антифашистских организаций и движений, таких как движение антифа (другой распространённый символ антифа, красный и чёрный флаги в чёрном круге, восходит к коммунистической организации «Антифашистское действие»).

После войны Чахотин жил в Англии. В 1955 году он переехал в Италию — сначала в Геную, затем в Рим. В 1958 году вернулся на Родину и начал работать в Институте цитологии АН СССР. В 1960‑м перевёлся в Институт биофизики АН СССР, где проработал до 1967 года. В 1967 году году в порядке перевода он зачислился в Институт биологии развития АН СССР на должность старшего научного сотрудника и работал там до самой смерти, последовавшей на 91 году жизни 24 декабря 1973 года в Москве. По завещанию, его прах был развеян сыном Евгением над Средиземным морем в селении Каржез, на Корсике, где когда-то учёный жил, любил, был счастлив.
Читайте далее:
— Все оттенки серого: «Смена вех» против эмиграции 1920‑х годов;
— Василий Шульгин: принять отречение Николая ІІ и умереть при Брежневе;
— «Россия-Го»: Ильф и Петров о русском Париже 1930‑х годов.









