Наш журнал продолжает беседовать с авторами интересных медиа-проектов, затрагивающих различные аспекты истории. На этот раз пообщались с Александром Павловым, создателем «Орбиты‑4» — паблика и телеграм-канала о телевидении 1990‑х и 2000‑х. Александр рассказал о том, почему всё-таки MTV — главный канал нашего детства, назвал свои любимые программы и высказался о видеоблогерах.
— В интернете представлен весь спектр развлекательного видео-контента. Почему тебя интересует именно телевидение 1990‑х? Это ностальгия, попытка изучить прошлое посредством ТВ или просто инфотейнмент?
— Когда «Орбита» создавалась, не было абсолютно никакой сверхзадачи. Это сейчас все сознательно рванулись записываться в микроинфлюенсеры, весело толкаясь, а в 2012 году мне было просто скучно в новогодние праздники. Большинство основных передач из девяностых к тому моменту уже более-менее нормально оцифровали с кассет, так что можно было развлекаться как угодно — тут смешно снято, тут безумная дичь, а вот это воспринимается совсем не так, как в детстве. В итоге получилось что-то среднее: есть неприкрытая ностальгия с моей стороны, есть какие-то попытки рефлексии, а если получается интересно про это написать, то окей, вполне себе инфотейнмент.
— Ты работаешь в медиа. У тебя интерес к телевидению в том числе объясняется профессией? Ты используешь «Орбиту‑4» для работы?
— В принципе, мне с детства нравилась журналистика и телевидение в частности (хотя я на телеке никогда не работал) — так что, видимо, так и есть. А для работы да, использовал периодически: писал всякие обзоры для ВОСа, «Афиши» и ещё по мелочи, ну и плюс бросал клич среди подписчиков, если мне какие-нибудь спикеры были нужны для интервью.
— Паблик один из самых старых авторских проектов по истории. Как так получилось?
— Да по большому счету случайно. Паблики на тот момент существовали от силы полгода, и отношение к ним было между «Замечательно, а зачем?» и «Ладно, все заводят — и я заведу». Примерно та же история повторилась в итоге с телеграм-каналами: сначала «Такое чувство, что все твои друзья ебанулись и пишут тебе гигантские смски на отвлечённые темы», а что сейчас — вы всё сами видите.
Плюс ещё произошло неожиданное попадание в резонанс. Сначала модники страшно любили восьмидесятые, потом ринулись угорать по девяностым (seapunk, вот это всё), а в журнале «Афиша», который ещё был «как скажем, так и будет», написали, что «Вконтакте» — это не только говно для школьников. Причём я совершенно сюрреалистическим образом участвовал в создании этого номера про 150 лучших страниц: то есть буквально кто-то из коллег писал обзор на «Орбиту‑4», а я параллельно — на паблик какой-то девочки, которая постит у себя корейские мыльные оперы.
— Популярность «Орбиты‑4» — это ностальгия, попытка вернуть детство или же за этим скрывается нечто большее?
— Опять же, всё и сразу. Главное, чтобы и мне, и читателям было интересно и вызывало какие-то эмоции.
— Какие посты на «Орбите‑4» вызывали наибольший резонанс у подписчиков?
— Первым, наверное, хитом было выступление певца Дельфина на детской передаче «100 процентов» по ОРТ, где восьмилетки отплясывали под абсолютно героиновую песню «Надежда», и это было реально смешно и страшно. Причем люди мне потом кидали этот же клип в предложку, мой любимый жанр «Увидел в “Орбите” — запости в “Орбиту”».
Несколько раз заходили выпуски «До 16 и старше…» разных лет, что-то ещё. На самом деле угадать, что выстрелит, вообще невозможно.
— Ты согласен, что телевидение деградировало? С одной стороны, появляются новейшие технологические новинки на ТВ и кабельных каналов очень много, с другой стороны, стало скучно смотреть. Может быть, просто теперь не делают программы с прицелом на молодёжную аудиторию?
— Может, это мы выросли и потребление контента поменялось. Понятно, что YouTube особо не перебить в плане охвата детской и молодёжной аудитории, плюс всё детское вещание с мультиками и прочим давно и благополучно уехало на кабель. С этим как-то стараются бороться, недавно вот ВГТРК объявил про канал «Го» для детей и юношества, но кто там будет? Одни видеоблогеры. Круг замкнулся.
— При этом как ты считаешь, современное телевидение в какой степени наследует то старое ТВ, что можно увидеть на «Орбите»? Ведь лица-то не очень поменялись.
— Отличие в том, что тогда всё-таки было ощущение экшна. Сначала шла битва с канонами советского телевидения, потом появилась реклама и деньги, потом какие-то бесконечные политические и медийные замесы, эпоха телекиллеров типа Доренко и Киселёва и прочее, а параллельно могли появляться всякие новые смелые форматы. А сейчас мне предлагают выбирать из условно пяти ток-шоу, где одни и те же люди перекатываются из студии в студию и однотипно хуесосят украинцев и пятую колонну. Ну и вот куда это годится?
— Ты смотрел «вДудя» про MTV? Что скажешь? MTV — действительно главный канал нашего детства?
— Дудя смотрел, MTV действительно такой. Есть, конечно, альтернативное мнение, что это было скотски отупляющим зрелищем, а современные дети смотрят науч-поп ролики на YouTube. Не знаю. Мне в 12–13 лет было как раз норм, и я до сих пор испытываю тихий восторг, когда вижу всех этих даже постаревших виджеев. Не люблю занудство в любой форме, а там как раз собралась идеальная команда не по спасению, а по погибели мира — как раз то, что в этом возрасте и нужно. Тем более, что показывали там не только «Руки вверх» с Рики Мартином, но и, условно, группу Coil.
Другой вопрос, что попытка возрождения русского MTV в наши дни — это чистое безумие. Есть гениальная история, как один мой друг ходил на новые «12 злобных зрителей». Яна Чурикова отдельно предупредила, что в кадре обязательно можно и нужно ругаться матом (чтобы «как раньше»). В итоге где-то после часа вялого обсуждения друг не выдержал и сообщил, что «а вот Led Zeppelin тоже у кого-то однажды песню спиздили» — вся студия чуть ли не с мест повскакивала от радости. Но потом пришлось перезаписать дубль со словом «спёрли» и всё снова поскучнело.
Запиканную версию, кстати, в эфир всё-таки выдали, но суть понятна — нет больше того дилетантского угара.
— Ты наверняка смотрел не только центральные каналы, но и программы региональных ТВ. Что там было крутого в 1990‑е?
— Я достаточно много отсмотрел старого регионального телевидения — в детстве в Омске и по работе для Казани и Нижнего Новгорода. В принципе, форматы мало чем отличаются: все старались делать «как большие», получалось довольно трогательно по нынешним меркам. Самое крутое там обычно криминальная хроника (ну то есть отрубленная голова и сумасшедшие бомжи в кадре — это окей), детские передачи (особенно кукольные по типу «Спокойной ночи, малыши!») и ночные эфиры про музыку и культурную жизнь города (местные рейвы и так далее). Сегодня вот буквально посмотрел эфир 1998-го года из Ростова-на-Дону: там десять минут под загадочно-шизофазийные рассуждения ведущего про бога и творчество показывают, как Кирилл Серебренников снимает свой первый полнометражный фильм на каком-то чердаке. Круто?
— Что бы ты предложил условным Эрнсту и Добродееву возродить на федеральных каналах из форматов 1990‑х годов?
— Да уже сложно что-то возродить, разве что хочется, чтобы всё-таки зрителя подтягивали на определённый эстетический уровень, как это делала, я не знаю, эрнстовская программа «Матадор». Или как «ТВ‑6» с «Дрёмой». Или как ТНТ, который, например, не обламывался ставить в субботний прайм-тайм фильмы типа «Забавных игр» Ханеке или «Звери и сборщик дорожной пошлины», такой совсем странный арт-хаус с Тимом Ротом.
— Есть ли какие-либо записи телевизионных программ, за которые ты бы отдал любые деньги, чтобы посмотреть?
— Раз уж вспоминали «12 злобных зрителей», то очень хочется найти выпуск 2000 года с редакцией «Афиши». Посмотреть, как Юрий Сапрыкин, Илья Осколков-Ценципер и, не знаю, Алексей Казаков фейспалмы отбивают на клипе условного Рики Мартина. Хочется абсолютно полную коллекцию еженедельных «Намедни» — попадаются только отдельные выпуски. И старого омского ТВ побольше, потому что встречаются совсем крохи. Что, впрочем, практически недостижимо, потому что из-за нехватки кассет Betacam всё на них перезаписывалось десятки раз.
— Назови три свои самые любимые программы прошлого.
— Совершенно точно «Звёздный час», «Поле чудес» (как ни банально), ну и предположим «Перехват» (было такое шоу про машины с Николаем Фоменко — сейчас его смотреть невозможно, но в 11 лет было ого-го). Плюс вся сетка СТС 1997–98-го года, но это отдельная история.
— Ты смотришь современное телевидение наше или заграничное? Есть ли интересные программы?
— До недавнего времени развлекал себя кабельными каналами типа TLC и что-нибудь про животных, машины и оружие, а сейчас как-то и этого не особо хочется, к сожалению. Разве что футбол и автогонки ещё смотрю, но это не считается.
— А как тебе видеоблогеры? Кого бы ты выделил?
— Парфенов опять же не считается, а все остальные непереносимы просто на физическом уровне — мне совершенно в этом плане неинтересно изображать из себя «посмотрите на меня, я не старый, слежу за трендами». Это адское говно, извините.
Хотя нет, есть ещё гениальное шоу, где Глеб Валентинович Пьяных, который «скандалы-интриги-расследования», строит загородные дома: одновременно дикое и медитативное зрелище, когда он вот с этой своей интонацией начинает говорить что-то типа «Бетонная плита — это деньги, выброшенные на ветер!». В своё время один из сотрудников НТВ писал, что хочет Глеба Валентиновича тамадой к себе на свадьбу. Я бы тоже хотел, конечно.
— У тебя есть и канал в телеграме, и паблик на VK. С каким медиа тебе комфортнее работать? Не кажется ли, что постепенно аудитория из VK уходит?
— Скорее с Телегой, наверное, но это чисто интуитивное ощущение (плюс практически всё общение из сообщений VK у меня переехало в Телеграм). «ВКонтакте» действительно уже несколько не тот, однако всё равно каждый день идёт какой-то прирост подписчиков, так что пусть всё будет как есть, мне не жалко.
— Какие планы у тебя по развитию «Орбиты‑4»?
— В принципе, на обеих платформах у меня достаточно тысяч подписчиков, чтобы давать рекламу, но я всё не спешу, хотя давно пора — не хочется превращать всё в помойку. С другой стороны, если за достойный прайс найдется кто-то, кого бы мне было не стыдно рекламировать, почему бы и нет. А за подписчиками через просьбы взаиморепостов я никогда особо не гнался. Предлагают — иногда соглашаюсь, всё идёт как идёт.