Vitamin Youth — относительно молодая группа, привлёкшая к себе внимание выступлением на фестивале «Индюшата» и статьёй Яна Шенкмана на Colta. Впрочем, «относительно» — мягко сказано. Несмотря на молодой возраст коллектива, каждый из участников уверен, что был свидетелем выступления CAN и засвидетельствовал расцвет Sonic Youth. Но особые отношения группа выстраивает не только с прошлым, но и с будущим: они стали реанимировать Мамонова ещё до его смерти. Попутно Vitamin Youth (или «Юность на таблетках», как вольно перевёл Александр Кушнир) переосмысляют Таню Буланову, оборачиваются на ретроспективный период творчества Боуи и пишут о современной России как о стране, где время вышло из пазов.
1 октября группа выпустит новый альбом на всех площадках, а пока по просьбе VATNIKSTAN музыкальный критик Пётр Полещук поговорил с группой о народном модернизме, экспорте как инструменте по упрощению артистов и способах писать о России.
Владислав Семенцул — вокалист (раньше — ударник), флейтист, автор песен.
Алексей Русских — соло-гитарист, звукорежиссёр группы.
Руслан Комадей — вокалист, автор песен, идеолог группы.
— Ребята, привет. Расскажите, как собралась группа.
Руслан: Всё зависит от того, какую генеалогию мы рассматриваем. Можно отмотать время ещё к временам наших отцов. По большому счёту, группа — это наследство.
Алексей: Началось с того, что мы делали полевые записи. То есть мы двигались от природной музыки. С течением времени мы обрастали музыкантами.
Руслан: Мы постоянно меняли название — «Витамин Грусть», Vitamin Youth, «Витамин Беларусь». Последний вариант связан с тем, что у нас играл человек из Беларуси. В общем, название постоянно колебалось. Мы оставили два варианта — латиницей и кириллицей. «Витамин Юс», например, нам важен, чтобы сохранять отсылку на народность и полевые записи.
Алексей: Название — это наследство от моего дяди и дяди Руслана. У них в 1980‑е годы была группа, но мы, когда познакомились с Русланом, об этом не знали. Мы так и не смогли выяснить точное название группы, но оно было как-то связано с витаминами.
Руслан: Или мелатонином.
— Кушнир обозначил вас как «Юность на таблетках». Но на английском это название невольно ассоциирует вас с линейкой групп вроде Sonic Youth. Есть ли связь?
Руслан: Безусловно. В начале восьмидесятых мы следили за нью-йоркской сценой. Нам были интересны гитаристы, которых вокруг себя собирал Гленн Бранка. Конечно, вырваться в Америку никак не получалось. Но в Германии нам многие рекомендовали его записи. Как раз примерно тогда вышли первые уроки игры на гитаре Бранки. Потом мы узнали о Тёрстоне Муре и тоже заинтересовались. В его музыке прослеживалось нечто коммерческое, но при этом разносящаяся нойзовая агрессия его музыки была очень сильная.
Алексей: Мы также слушали тогда группу CAN. Думаю, их трек «Vitamin C» тоже повлиял на нас.
Руслан: CAN мы как раз увидели в поздний их период. Тогда из группы уже ушёл Дамо Судзуки и они заиграли диско. Мне не очень нравится тот их период, но всё равно нас впечатлило.
— Сегодня образовалась странная ситуация. Музыканты всё меньше мыслят жанрами при сочинительском процессе. Но каждая платформа, где выкладывается музыка, требует от артиста (или его менеджера) жанрового определения. Сталкивались ли вы с этим и каким бы жанром вы описали себя?
Руслан: У нас с этим как раз много проблем. Музыка у нас на стыке жанров. Долгое время нам не удавалось попасть на площадки, так как нас всегда принимают за что-то другое.
Алексей: У нас альбомно ещё всё ощутимо отличается, возможно, дело в этом. Мы всегда занимались разными жанрами — от эмбиента до хоровых записей. А следующий альбом будет разноплановым сам по себе.
Руслан: Для нас актуальны такие теги, как арт-панк — немного американский, немного в духе московской рок-лаборатории. Фрик-фолк, не в последнюю очередь потому, что Владислав носитель молдавской певческой культуры. Блюзовых приёмов становится всё больше. На одном концерте мы играли кавер на Летова, но с уклоном в блюз, что, пожалуй, слегка сбавило его агрессию. В скором времени, наверное, усилится влияние фри-джаза.
— На мой взгляд, вы очень близки к постпанку. Во всяком случае, в том изводе, как его описал Саймон Рейнольдс.
Руслан: В целом, мне близка позиция Рейнольдса, что конец семидесятых — это огромное поле возможностей, в рамках чего можно соединить все ветви от арт-панка до ноу-вейва и синти-попа. Во многом, мы до сих пор барахтаемся в этой «пост»-парадигме«. И, вероятно, не можем из неё вылезти, потому что эта музыка — своего рода прощание с культурой. Мы стараемся прощаться с ней агрессивно, по типу кливлендских групп вроде Pere Ubu.
— Под «прощанием с культурой» вы подразумеваете жанр, или речь конкретно о Vitamin Youth?
Руслан: Мне кажется, что постпанк по-своему прощается с культурой. А мы это делаем из своей точки, у нас нет меланхолии, которая заложена в классическом постпанке, как правило.
— Это интересно, ведь наиболее традиционно постпанк, наоборот, трактуют, как «народный модернизм», если выражаться словами философа Марка Фишера. Но по вашим словам — это прощание с культурой. Мне кажется, что «прощание» больше по части групп а‑ля Ploho, Буерак, Воллны и т.д., то есть монохромных копий Joy Division, лишённых всякой производительной силы. Ваш же коллектив мне кажется антагонистичным к этим группам, в том смысле, что больше создаёт культуру, чем прощается с ней.
Руслан: У нас с вами немного разные понимания «прощания». Для меня, момент «прощания» это интенсификация сил, то есть создание музыки из последних сил и ресурсов. Грубо говоря, речь о невозможности сориентироваться в том, из чего составлена наша музыка и с какой культурой мы прощаемся. Если же говорить о перечисленных вами группах, то это не о «прощании» — это похороны. В какой-то момент постпанк ведь перешёл в форму вот этой басовой, назовём её «похоронной» линии. В каком-то смысле они озвучивают чистую смерть. А «прощание» всё-таки требует какой-то ритуал.
— Как вы считаете, есть ли возможность популяризироваться «народному модернизму» в той или иной форме?
Алексей: Мне в это не верится. Во всяком случае, на основе той музыки, которая сейчас популярна.
Владислав: Мне глубоко безразлично. Я нахожусь внутри себя и делаю, как бы это мерзко ни звучало, что интересно лично мне.
Руслан: А я верю, скорее. Из-за размеров страны и благодаря интернету возникают всевозможные стилевые островки, которые до какого-то момента не могут ни с чем совпасть. Но если их замечает метрополия, то она начинает их по-всякому «всасывать».
Один из таких крупных примеров — Антоха МС. Когда я увидел его в первый раз, все эти выдающиеся танцы, это был народный модернизм. Но время прошло, и мы видим, как он плавно впитался в мейнстрим.
Другой пример — Shortparis. Сейчас, очевидно, это экспортный продукт. Причём превратились они в него достаточно быстро — года за два-три. Но они не были им в тот период, когда они играли в магазине. Тогда они делали вещи не до конца понятные. А всё, что они делают сейчас, понятно в такой степени, чтобы можно было сказать, мол, «да, в этом есть какая-то глубина», но если мы говорим о «понятной глубине», то, разумеется, никакой глубины нет. Это просто поверхность, которая её имитирует. Поэтому уже несколько лет они точно не находятся в категории народного модернизма.
Алексей: У меня к ним претензия состоит в том, что они одинаковые. Они не изменяются. Тот же Антоха МС изменяется. В какую сторону — вопрос другой. Кому-то он нравится, кому-то нет, но для меня он до сих пор крутой. Чего я не могу сказать о Shortparis, причём только потому, что они не меняются.
Руслан: Чтобы стать экспортным продуктом — надо иметь блеск. Блеск на лысине Комягина (прим. — фронтмен Shortparis) соответствует их стилю. Музыка, которая шероховата, так легко не передаётся. По той же причине, мне кажется, так хорошо приняли на Западе.
— Расскажите про альбом каверов. Чем обусловлена такая разношёрстная выборка артистов?
Владислав: Мне до сих пор очень нравится Таня Буланова. Я предложил сделать Лёше кавер, но в моём представлении песня Булановой — прямой разговор человека с Богом. Я взял только первый куплет и вырезал одну строчку — получилась мантра. Но Алексей остался недоволен композицией и записал свою версию песни, уже приближённой к оригиналу. Всё остальное пошло по наитию. Все эти композиции нами любимые.
Алексей: Мне кажется, мы выбирали те песни, над которыми нам самим хотелось подумать. Мы старались сделать их такими, какими бы они были в современной России. Но также я осмыслял аранжировки — как бы я мог с ними поработать?
Руслан: Концепция не то чтобы была, скорее я попытался достать её уже из альбома. Я предлагал сделать трилогию альбомов: «Первый подбородок», «Последний подбородок» и «Единственный подбородок». Движение на альбомах должно было следовать от guilty pleasure песен девяностых, несущих некие наши общие исторические травмы, к тому материалу, который сделал нас музыкантами. А это: Скотт Уокер, Pere Ubu, Sonic Youth, более сложные вещи Мамонова, Стивен Райх.
— В статье на Colta вас назвали деконструкторами. Согласны вы с этим?
Руслан: Альбом каверов, пожалуй, можно назвать деконструктским. Но я не до конца понимаю, что Ян Шенкман вкладывает в это слово. Он трактует деконструкцию по Дерриде или по Делёзу? Скорее, мы занимаемся пересозданием. Все эти песни сыграны нами с любовью, а не с цинизмом.
— Авангард сегодня — мёртвый язык или нет? И почему.
Алексей: Мне кажется, что язык не может быть мёртвым. Вопрос в том, как с ним работает артист.
Руслан: В 1970‑е годы многие постпанк группы работали с большими нарративами, которые наследовали модернистским нарративам. Но сейчас в нашей культуре этого практически не осталось. Мы, обсасывая и авангард, и концептуалистские практики, возвращаем себе большой нарратив. Поэтому для нас ещё очень важна группа The Residents, как коллектив переопределивший возможности выстраивания различных генеалогий — и временных, и стилевых.
Владислав: Я прихожу к выводу, что мёртвый. Сегодня надо быть каким-то диким эстетом, чтобы всё это любить.
— Вы пишете о современной России или России прошлого? Меня слегка удивило наличие гопников в ней. Я сам живу вдали от центра, но гопников не встречал лет десять, если не больше.
Владислав: Мы тоже частично гопники. А вообще было так: я ехал с работы на репетицию. В трамвае моросил какой-то быдлойд и я на него наорал. В общем, я приехал злой, но с текстом. На мой взгляд, песня получилась одной из моих самых удачных.
Руслан: Гопота теряет свою мощь. Менты тоже. Они перемешиваются. Но вообще Россия устроена очень неоднородно. В разных частях страны — разные десятилетия. В каком-то смысле, это и есть современность.
Мы сейчас готовим песню и более современную. Например, «Казак», в которой описывается группа людей, которая встречается на митингах для подавления протеста: казаки, ОМОН, тихари и есть слабо прорисованная группа тех, кто им противостоит. Мы стараемся обтекаемо определить — человек, попадающий в протестную волну, в какую пунктуацию вступают его мысли с мыслями других.
— О России часто любят писать песни «широким мазком» в ущерб вниманию к частным ситуациям. Какая «частность» может репрезентировать Россию?
Алексей: Абсурд. Он говорит о нынешней обстановке.
Руслан: Некоторые артисты умеют разворачивать частные истории. Например, «Кровосток», ранний «СБПЧ», «4 позиции Бруно». Они все чуть-чуть выходят на уровень абсурдизма, но на деле он вполне реалистичен. Можно работать так.
А можно, действительно, через «широкие мазки». Это делают Shortparis — для них как-будто нет разницы, что сейчас на дворе, тридцатые или девяностые. Они ищут усреднённый вариант описания. Но в каком-то смысле это отказ от попытки эту действительность осмыслить.
Другой вариант — проговаривать травмы, исторические и культурные. Например, этим занимается группа Dvanov, которую я очень люблю. Она берёт не слишком крупные события, но значимые, реконструируя существование в отдалённых районах, супермаркетах. Своего рода пост-капиталистический дискомфорт. Ещё мне нравятся фем-группы.
— Современные? Вроде «Позоров» и «Лоно»?
Руслан: «Лоно» ещё ничего, но «Позоры» нет. Что-то радикальнее, например, «Узница Совести». Они очень жутко описывают действительность: мрачное существование зумера, сидящего в «Телеграме» и чатах, испытывая ненависть, но лишённого способности с кем-то поделиться этими чувствами. В этом есть настоящее ядро отчуждения. Но это не столько про современную Россию, сколько про современный цифровой мир вообще. Мне хочется, чтобы такого говорения о действительности было побольше.
Читайте также интервью с фронтменом группы «Май Искариот» Сашей Верёвкой.