VATNIKSTAN и Музей Москвы запускают цикл лекций о советской повседневности

«Антро­по­ло­гия совет­ской повсе­днев­но­сти» — это сов­мест­ный про­ект VATNIKSTAN и Музея Моск­вы, цикл лек­ций о совет­ской повсе­днев­но­сти. Исто­ри­ки, моск­во­ве­ды, куль­ту­ро­ло­ги, писа­те­ли и посто­ян­ные авто­ры наше­го изда­ния рас­ска­жут, как менял­ся архи­тек­тур­ный облик мос­ков­ских домов в XX веке, как в совет­ском кино транс­фор­ми­ро­вал­ся образ жен­щи­ны и рас­кро­ют дру­гие инте­рес­ные темы.


Программа лектория:

«Повсе­днев­ная жизнь совет­ских писа­те­лей от отте­пе­ли до пере­строй­ки», 5 апре­ля в 19:00

Офи­ци­аль­но при­знан­ных авто­ров в Совет­ском Сою­зе было почти десять тысяч чело­век: поэты, про­за­и­ки, дра­ма­тур­ги, сце­на­ри­сты, пере­вод­чи­ки, кри­ти­ки. Жизнь совет­ских писа­те­лей была чрез­вы­чай­но увле­ка­тель­ной и насы­щен­ной — они рабо­та­ли в домах твор­че­ства, лечи­лись в лит­фон­дов­ских поли­кли­ни­ках, полу­ча­ли гоно­ра­ры, заслу­жен­ные пре­мии и орде­на, езди­ли в коман­ди­ров­ки по стране и за гра­ни­цу. А еще справ­ля­ли ново­се­лье в писа­тель­ских домах, отды­ха­ли на дачах, засе­да­ли на съез­дах и в ресто­ране ЦДЛ. На лек­ции писа­те­ля, исто­ри­ка и моск­во­ве­да Алек­сандра Вась­ки­на слу­ша­те­ли узна­ют инте­рес­ные подроб­но­сти о буд­нях и празд­нич­ных днях совет­ских писа­те­лей. Так­же лек­тор рас­ска­жет о сво­ей рабо­те над кни­гой «Повсе­днев­ная жизнь совет­ских писа­те­лей от отте­пе­ли до пере­строй­ки».

«„Пове­рить алгеб­рой гар­мо­нию”: уто­пии ран­не­го СССР о роман­ти­че­ских и сек­су­аль­ных отно­ше­ни­ях», 19 апре­ля в 19:00 

Совет­ская рево­лю­ция не огра­ни­чи­ва­лась изме­не­ни­я­ми в поли­ти­ке и эко­но­ми­ке: конеч­ной целью боль­ше­ви­ков ста­ла уто­пия «пол­но­кров­ной жиз­ни», осно­ван­ная на высо­ких иде­а­лах лите­ра­ту­ры и фило­со­фии. Важ­ной частью уто­пии 1920‑х годов стал про­ект модер­ни­за­ции роман­ти­че­ских и сек­су­аль­ных отно­ше­ний, кото­рый при­вел к непред­ви­ден­ным послед­стви­ям, о кото­рых на лек­ции рас­ска­жет Евге­ний Белич­ков, посто­ян­ный автор VATNIKSTAN и науч­ный редак­тор кни­ги «Кто вино­ват? Пара­док­сы о поло­вом вле­че­нии, люб­ви и браке».

«Ста­лин­ская Москва», 3 мая в 19:00

В пери­од прав­ле­ния Иоси­фа Ста­ли­на Москва изме­ни­ла свой облик: появи­лись новые пар­ки и скве­ры, зара­бо­та­ли пер­вые стан­ции мет­ро­по­ли­те­на, воз­во­ди­лись зна­ме­ни­тые ста­лин­ские высот­ки и даже появил­ся осо­бый стиль в совет­ской архи­тек­ту­ре — ста­лин­ский ампир. На лек­ции кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, пре­по­да­ва­тель Шко­лы акту­аль­ных гума­ни­тар­ных иссле­до­ва­ний РАН­ХиГС Ната­лия Раз­ди­на рас­ска­жет о неиз­вест­ных и мало­изу­чен­ных построй­ках 1930‑х годов, кото­рые суще­ству­ют до сих пор, но таят в себе осо­бен­ный дух про­шлых десятилетий.

«Архи­тек­ту­ра типо­во­го жилья совет­ской Моск­вы», 10 мая в 19:00

Архи­тек­тур­ный облик мос­ков­ских домов 1920–1980‑х годов, за исклю­че­ни­ем постро­ек в сти­ле ста­лин­ский ампир, часто под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке за свои аске­тич­ность и одно­об­ра­зие. Мас­со­вое стро­и­тель­ство и стре­ми­тель­ный рост Моск­вы в XX веке дик­то­ва­ли свои усло­вия, в кото­рых рабо­та­ли совет­ские архи­тек­то­ры и инже­не­ры. Одна­ко мно­гие инди­ви­ду­аль­ные и типо­вые про­ек­ты это­го вре­ме­ни ока­за­лись вос­тре­бо­ва­ны  в совре­мен­ной  архи­тек­ту­ре. О появ­ле­нии типо­во­го и инду­стри­аль­но­го домо­стро­е­ния, а так­же об изме­не­ни­ях в пла­ни­ров­ках квар­та­лов, кото­рые отра­зи­лись на гра­до­стро­и­тель­ном плане сто­ли­цы, рас­ска­жет моск­во­вед и стар­ший науч­ный сотруд­ник Музея Моск­вы Денис Ромодин. 

«Неофи­ци­аль­ная куль­ту­ра 1950–1960‑х годов: места встреч», 24 мая в 19:00

На лек­ции исто­рик и сотруд­ник Музея Моск­вы Ека­те­ри­на Мель­ни­чук пого­во­рит об изме­не­ни­ях, кото­рые про­изо­шли в 1950–1960‑х годах. Отте­пель, несмот­ря на все про­ти­во­ре­чия, при­ве­ла к ожив­ле­нию в куль­тур­ной сфе­ре. Те, чье твор­че­ство не впи­сы­ва­лось в рам­ки гос­под­ству­ю­щей эсте­ти­ки соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, нача­ли объ­еди­нять­ся в груп­пы еди­но­мыш­лен­ни­ков, для кото­рых наи­выс­шей цен­но­стью ста­ла твор­че­ская сво­бо­да. На встре­че лек­тор поде­лит­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми участ­ни­ков куль­тур­но­го про­цес­са и рас­ска­жет об осо­бой сре­де неофи­ци­аль­но­го искус­ства, о местах встреч твор­че­ской интел­ли­ген­ции и пер­вых оча­гах неофи­ци­аль­ной жизни. 

«Руко­вод­ство Моск­вы при Ники­те Хру­ще­ве и Лео­ни­де Бреж­не­ве», 7 июня в 19:00

С 1930‑х годов Москва — сто­ли­ца Совет­ско­го Сою­за — вос­при­ни­ма­лась руко­вод­ством стра­ны как аван­гард стро­и­тель­ства соци­а­лиз­ма. С сере­ди­ны 1950‑х годов начал­ся пово­рот совет­ской поли­ти­ки к чело­ве­ку, его повсе­днев­ным нуж­дам и чая­ни­ям. Кос­ну­лись эти изме­не­ния и жиз­ни сто­ли­цы, при­зван­ной стать извест­ным на весь мир «образ­цо­вым ком­му­ни­сти­че­ским горо­дом». Реа­ли­за­цию этой поли­ти­ки обес­пе­чи­ва­ли город­ские пар­тий­ные струк­ту­ры во гла­ве с пер­вым сек­ре­та­рем Мос­ков­ско­го город­ско­го коми­те­та КПСС. Пар­тий­ным руко­во­ди­те­лям Моск­вы, опре­де­ляв­шим раз­ви­тие и жизнь горо­да на про­тя­же­нии трех деся­ти­ле­тий, будет посвя­ще­на лек­ция Андрея Абра­мо­ва, пре­по­да­ва­те­ля исто­ри­че­ско­го факуль­те­та МГУ.

«Хали-хало-стоп и дру­гие: куль­ту­ра дво­ро­вых дет­ских игр в СССР», 21 июня

Сего­дняш­няя носталь­гия по «стране само­го вкус­но­го плом­би­ра» во мно­гом свя­за­на с опы­том дет­ства в позд­нем СССР, зна­чи­тель­ная часть кото­ро­го — уча­стие в дво­ро­вых играх и раз­вле­че­ни­ях. Игро­вая куль­ту­ра и соци­аль­ная жизнь совет­ско­го дво­ра была яркой и бога­той, она не была похо­жа на быт город­ских детей в XIX веке и в нача­ле XX века и отли­ча­лась от того, с чем име­ют дело совре­мен­ные дети. В лек­ции Марии Гав­ри­ло­вой, фольк­ло­ри­ста и соци­аль­но­го антро­по­ло­га, стар­ше­го науч­но­го сотруд­ни­ка Лабо­ра­то­рии тео­ре­ти­че­ской фольк­ло­ри­сти­ки ИОН РАН­ХиГС пой­дет речь о том, под вли­я­ни­ем каких соци­аль­ных усло­вий сло­жи­лась игро­вая куль­ту­ра, как был устро­ен мир дво­ро­вой дет­ской игры в СССР, каки­ми были ее свет­лые и тем­ные сто­ро­ны, поче­му она ушла в про­шлое и воз­мож­но ли ее восстановить.

«Рус­ский рок. Нача­ло», 28 июня в 19:00 

Лек­ция Юрия Доман­ско­го, док­то­ра фило­ло­ги­че­ских наук и спе­ци­а­ли­ста по рок-поэ­зии, будет посвя­ще­на исто­рии совет­ско­го рока. Лек­тор рас­ска­жет о пер­вом пери­о­де раз­ви­тия рока в 1960–1970‑х годах, а так­же о самой яркой эпо­хе в исто­рии это­го направ­ле­ния, кото­рую сей­час назы­ва­ют «геро­и­че­ски­ми вось­ми­де­ся­ты­ми». Так­же на встре­че речь пой­дет о локаль­ных осо­бен­но­стях рок-куль­ту­ры: поче­му пер­вый в стране рок-клуб появил­ся в Ленин­гра­де, поче­му Москва так и не ста­ла сто­ли­цей рус­ско­го рока, поче­му Сверд­ловск — роди­на про­слав­лен­ных роке­ров, а панк-рок оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства заро­дил­ся и жил имен­но в Сибири.

«Жен­ское лицо совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа», 12 июля

С пер­вых лет суще­ство­ва­ния Совет­ско­го Сою­за жен­щи­ны были актив­но вовле­че­ны в стро­и­тель­ство ново­го госу­дар­ства — рабо­та­ли наравне с муж­чи­на­ми и осва­и­ва­ли новые про­фес­сии. Кине­ма­то­граф, отра­жая про­цес­сы в стране, пока­зы­вал совет­ских жен­щин неуто­ми­мы­ми тру­же­ни­ца­ми. Осо­бен­но ярко эта тен­ден­ция про­яви­лась в 1960–1980‑х годах, когда кино­экра­ны заво­е­вы­ва­ли силь­ные и жест­кие героини.

Писа­тель, жур­на­лист и автор ста­тей о куль­ту­ре и кине­ма­то­гра­фе Еле­на Куш­нир на при­ме­рах геро­инь из филь­мов «Дев­ча­та» Юрия Чулю­ки­на, «Про­стая исто­рия» Юрия Его­ро­ва, «Впер­вые заму­жем» Иоси­фа Хей­фи­ца, «Ста­кан воды» Юлия Кара­си­ка и «Москва сле­зам не верит» Вла­ди­ми­ра Мень­шо­ва рас­ска­жет, как менял­ся образ жен­щи­ны в совет­ском кино. 

«Теле­ви­де­ние в эпо­ху пере­строй­ки. 1980–1990 гг.», 26 июля в 19:00

Пере­строй­ка в Рос­сии созда­ла совре­мен­ный медиа­ры­нок, ни в чем не похо­жий на совет­ское Госте­ле­ра­дио. Осо­бое вме­сто в теле­эфи­ре заня­ла леген­дар­ная про­грам­ма «Взгляд», став­шая по фак­ту лабо­ра­то­ри­ей по созда­нию новых фор­ма­тов и жан­ров: рас­сле­до­ва­ние и съем­ка скры­той каме­рой, поли­ти­че­ские ток-шоу, ост­рые интер­вью без купюр, застав­ки и кли­пы ново­го фор­ма­та — сего­дня без все­го это­го невоз­мож­но пред­ста­вить ни теле­эфир, ни интер­нет. И все это появи­лось без зару­беж­ных экс­пер­тов и не было каль­кой с евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских про­грамм. По сути, все теле­ви­де­ние Рос­сии 1990‑х вырос­ло из «взгля­дов­ской шине­ли» или с огляд­кой на нее. На лек­ции исто­рик и жур­на­лист газе­ты «Ведо­мо­сти» Семен Изве­ков на кон­крет­ных при­ме­рах рас­ска­жет, как и кто созда­вал новое телевидение.


Место про­ве­де­ния: Центр Гиля­ров­ско­го. Москва, Сто­леш­ни­ков пер., 9, стр. 5.

Сто­и­мость: одна лек­ция — 500 руб­лей, льгот­ный для пен­си­о­не­ров и сту­ден­тов вузов — 350 руб­лей, або­не­мент на 10 лек­ций — 3500 руб­лей

Стра­ни­ца собы­тия на сай­те Музея Моск­вы

Поделиться