История в журнальном формате

В послед­ние годы рынок печат­ных изда­ний в Рос­сии обо­га­тил­ся мно­же­ством новых назва­ний исто­ри­че­ских жур­на­лов. Что­бы в этом убе­дить­ся, доста­точ­но загля­нуть в любой ларёк прес­сы — и гла­за будут раз­бе­гать­ся от оби­лия исто­ри­че­ских назва­ний и имён. Навер­ное, это хоро­шо: луч­ше читать про Ста­ли­на и Нико­лая II, чем про ино­пла­не­тян, постро­ив­ших пира­ми­ды, и пред­ска­за­ния Ванги.

Для тех, кто не зна­ком с жур­наль­ным рын­ком, мы под­го­то­ви­ли этот обзор. В него вошли попу­ляр­ные, иллю­стри­ро­ван­ные и напи­сан­ные доступ­ным язы­ком, а не науч­ные жур­на­лы. Теперь, если вам пона­до­бит­ся ско­ро­тать дол­гий путь за лёг­ким исто­ри­че­ским чте­ни­ем, вы смо­же­те подо­брать себе изда­ние со зна­ни­ем дела.


«Дилетант»

Самым глав­ным исто­ри­че­ским жур­на­лом сего­дня явля­ет­ся «Диле­тант». Это про­ект либе­раль­ных жур­на­ли­стов, свя­зан­ных с радио­стан­ци­ей «Эхо Моск­вы». Фор­маль­но глав­ным редак­то­ром высту­па­ет Вита­лий Дымар­ский, но есть подо­зре­ние, что фак­ти­че­ски всем управ­ля­ет Алек­сей Вене­дик­тов, хотя он даже не зна­чит­ся в редак­ци­он­ной кол­ле­гии. По край­ней мере, имен­но по его ини­ци­а­ти­ве был свёр­стан выпуск с темой номе­ра об Алек­сан­дре III после того, как Вла­ди­мир Путин одоб­ри­тель­но ото­звал­ся об этом импе­ра­то­ре при откры­тии ему памят­ни­ка осе­нью 2017 года.

Над «Диле­тан­том» рабо­та­ет боль­шая коман­да авто­ров и дизай­не­ров. Кро­ме темы номе­ра, вас будут раз­вле­кать посто­ян­ные руб­ри­ки и цик­лы на несколь­ко выпус­ков. Иллю­стра­ции, таб­ли­цы, схе­мы и при­ят­ная вёрст­ка при­ла­га­ют­ся. Не обхо­дит­ся, конеч­но, без поли­ти­че­ской направ­лен­но­сти — но на то они и диле­тан­ты, не так ли? Как пра­ви­ло, напря­мую декла­ри­ру­ет свою либе­раль­ную пози­цию лишь тема номе­ра, осталь­ные же мате­ри­а­лы вполне раз­но­об­раз­ны по тема­ти­кам и уме­рен­ны по автор­ским оценкам.

Кро­ме жур­на­ла, «Диле­тант» — это ещё и совре­мен­ный пор­тал, на кото­ром мате­ри­а­лов гораз­до боль­ше, чем в жур­на­ле. Их может писать любой поль­зо­ва­тель в фор­ма­те бло­га. Жур­нал суще­ству­ет с 2012 года.


«Родина»

«Роди­на» — один из самых ста­рых исто­ри­че­ских жур­на­лов в Рос­сии. Создан­ный ещё в пере­строй­ку, он непре­рыв­но выхо­дит с 1989 года по сей день. Как мож­но дога­дать­ся по назва­нию, «Роди­на» все­гда была изда­ни­ем пат­ри­о­ти­че­ской направ­лен­но­сти. Это отра­жа­ет­ся и в его содержании.

На рубе­же веков в жур­на­ле пред­при­ня­ли попыт­ку создать «науч­ный гля­нец», из-за чего в редак­ции воз­об­ла­да­ли про­фес­си­о­наль­ные исто­ри­ки, а не жур­на­ли­сты и изда­те­ли. Ста­тьи неиз­мен­но сопро­вож­дал биб­лио­гра­фи­че­ский аппа­рат и науч­ное обос­но­ва­ние, хотя и в облег­чён­ной фор­ме. Но после того, как в 2013 году «Роди­на» была погло­ще­на «Рос­сий­ской газе­той», её глав­ным редак­то­ром стал Вла­ди­слав Фро­нин (он же — глав­ный редак­тор «РГ»). Изда­ние вновь сме­ни­ло фор­мат и состав редак­ции, при­ме­шав к исто­рии совре­мен­ную куль­ту­ру и обще­ствен­ную жизнь.

Кро­ме объ­ём­ной темы номе­ра, в «Родине» теперь почти каж­дая руб­ри­ка так или ина­че свя­за­на… с Роди­ной. «Судь­бы Роди­ны», «Загад­ки Роди­ны», «Защит­ни­ки Роди­ны», «Доро­ги Роди­ны». Исто­ри­че­ские ста­тьи раз­бав­ля­ют­ся круп­ны­ми иллю­стра­ци­я­ми, а так­же чисто жур­на­лист­ски­ми жан­ра­ми очер­ков, интер­вью, фото­ре­пор­та­жей и пись­ма­ми чита­те­лей. Исто­рии ста­ло, пожа­луй, мень­ше, но кра­си­вой жур­на­ли­сти­ки — боль­ше. От ста­ро­го фор­ма­та остал­ся раз­дел «Науч­ная биб­лио­те­ка Роди­ны» — ему отво­дят скром­ные 20–30 стра­ниц в кон­це выпуска.

На сай­те жур­на­ла пуб­ли­ку­ют­ся все мате­ри­а­лы выпус­ков по мере выхода.


«Историк»

Учре­ди­те­лем жур­на­ла в 2015 году стал «Инсти­тут соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и поли­ти­че­ских иссле­до­ва­ний». Это неза­ви­си­мый фонд, создан­ный выход­ца­ми из Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та. Одним из его про­ек­тов был, напри­мер, ана­ли­ти­че­ский жур­нал «Одна­ко».

«Исто­рик», по сути, тоже ана­ли­ти­че­ский жур­нал, и тоже кон­сер­ва­тив­ной направ­лен­но­сти. Раз­вле­ка­лов­ки в нём немно­го, хотя иллю­стра­ции и доступ­ность сло­га при­сут­ству­ют. Под­за­го­ло­вок изда­ния, соб­ствен­но, наме­ка­ет на то, что акту­аль­ность рас­смат­ри­ва­е­мой в нём исто­рии долж­на быть оче­вид­на: «Жур­нал об акту­аль­ном про­шлом». Темы номе­ра и дру­гие мате­ри­а­лы под­би­ра­ют­ся соот­вет­ству­ю­щим обра­зом, часто пере­кли­ка­ясь с юби­лей­ны­ми дата­ми или гром­ки­ми поли­ти­че­ски­ми темами.

Сре­ди авто­ров исто­ри­ков «в чистом виде» немно­го. Напри­мер, глав­ный редак­тор Вла­ди­мир Руда­ков, полу­чив исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние, после это­го рабо­тал в жур­на­ле «Про­филь» и на про­грам­ме «Пост­скрип­тум» — одним сло­вом, его ско­рее мож­но назвать поли­то­ло­гом, чем исто­ри­ком. Так что своё назва­ние жур­нал не очень-то оправ­ды­ва­ет. Читать его сто­ит тем, кто заду­мы­ва­ет­ся о поли­ти­че­ской подо­плё­ке рус­ской истории.

Сайт жур­на­ла выкла­ды­ва­ет ста­тьи выхо­дя­щих номе­ров, а так­же ряд дру­гих ана­ло­гич­ных мате­ри­а­лов, при­уро­чен­ных к акту­аль­ным датам.


«Ваш тайный советник»

Успех «Диле­тан­та» вызвал попыт­ки создать аль­тер­на­ти­ву в питер­ской жур­на­лист­ской сре­де. Под брен­дом «Ваш тай­ный совет­ник» какое-то вре­мя выхо­ди­ла газе­та с кри­ми­наль­ны­ми рас­сле­до­ва­ни­я­ми. Но сей­час такое чти­во уже не столь попу­ляр­но у пуб­ли­ки, теперь в моде исто­рия. С 2014 года в Санкт-Петер­бур­ге изда­ёт­ся исто­ри­че­ский жур­нал «Ваш тай­ный совет­ник» с тем же глав­ным редак­то­ром — дирек­то­ром Агент­ства жур­на­лист­ских рас­сле­до­ва­ний, в про­шлом гла­вой петер­бург­ско­го Сою­за жур­на­ли­стов Андре­ем Константиновым.

Этот жур­нал мож­но назвать облег­чён­ным вари­ан­том «Диле­тан­та». Столь же раз­вле­ка­тель­ный фор­мат, раз­де­ле­ние на темы номе­ра и часто повто­ря­ю­щи­е­ся руб­ри­ки, но вме­сте с тем — чуть менее яркая вёрст­ка, более корот­кие и более про­стые тек­сты. Реги­о­наль­ный питер­ский ком­по­нент не столь силён — жур­нал по мере раз­ви­тия стал рас­про­стра­нять­ся и в дру­гих реги­о­нах. В отли­чие от «Диле­тан­та», «Ваш тай­ный совет­ник» более кон­сер­ва­ти­вен, одна­ко не столь пря­мо­ли­ней­но пат­ри­о­ти­чен, как «Роди­на».


«Живая история»

К погоне за попу­ля­ри­за­ци­ей исто­рии ста­ли при­со­еди­нять­ся и музеи. Мос­ков­ский Музей совре­мен­ной исто­рии Рос­сии с 2015 года изда­ёт жур­нал «Живая исто­рия». Связь с музей­ной сре­дой поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать про­фес­си­о­наль­ный уро­вень авто­ров — автор­ский кол­лек­тив, как пра­ви­ло, состав­ля­ют кан­ди­да­ты и док­то­ра наук. А область инте­ре­сов музея отра­жа­ет­ся в ито­ге на тема­ти­ке жур­на­ла — в основ­ном в ста­тьях рас­ска­зы­ва­ет­ся об обще­ствен­ной и поли­ти­че­ской жиз­ни Рос­сии послед­них полу­то­ра веков.

Чуть мень­ший в срав­не­нии с преды­ду­щи­ми жур­на­ла­ми объ­ём и раз­мер не поз­во­ля­ют раз­вер­нуть на поло­ви­ну номе­ра мас­штаб­ную тему с 4–6 мате­ри­а­ла­ми, хотя ряд ста­тей часто свя­зан меж­ду собой. По сво­е­му жан­ру они доста­точ­но одно­об­раз­ны — это попу­ляр­ные очер­ки на ту или иную тему, при­прав­лен­ные удоб­ной вёрст­кой и иллю­стра­ци­я­ми. Тек­сты ста­тей смот­ри­те на сай­те жур­на­ла.


«Загадки истории» и другие «таблоидные» форматы

Как гри­бы после дождя, рас­тёт чис­ло малень­ких кар­ман­ных жур­наль­чи­ков на исто­ри­че­скую тему. Типич­ный при­мер — «Загад­ки исто­рии» петер­бург­ско­го изда­тель­ско­го дома «Пресс-Курьер». Объ­ём в 40 стра­ниц, про­стень­кая бума­га и новый номер — каж­дую неделю!

Не сто­ит ожи­дать от фор­ма­та серьёз­но­го ана­ли­ти­че­ско­го под­хо­да. Тот же «Пресс-Курьер» выпус­ка­ет такие жур­на­лы, как дет­ский «Ёжик», жур­нал судо­ку «Саму­рай Судо­ку», «Насто­я­щую магию», «Кос­мос. Загад­ки все­лен­ной», «Мою пре­крас­ную дачу» и мно­го чего ещё. Кро­ме «Зага­док исто­рии», есть у изда­тель­ства и дру­гие исто­ри­че­ские жур­на­лы: «Воен­ная исто­рия», «Тай­ны XX века», «Тай­ны СССР». Всё это — клас­си­че­ские таб­ло­и­ды с крат­ки­ми ста­тья­ми, брос­ки­ми заго­лов­ка­ми и кар­ман­ным фор­ма­том издания.

«Сен­са­ци­он­ные» назва­ния ста­тей гово­рят сами за себя, а лич­но­сти авто­ров, откро­вен­но гово­ря, нам совсем неиз­вест­ны. Пре­иму­ще­ством этих жур­на­лов явля­ет­ся боль­шое раз­но­об­ра­зие тем: от гибе­ли аме­ри­кан­ской под­лод­ки «Тре­шер» нас могут неожи­дан­но пере­не­сти в эпо­ху Древ­не­го Егип­та. Чаще все­го ника­кой про­грам­мы жур­на­лы не заяв­ля­ют, хотя неред­ко в них мож­но най­ти пат­ри­о­ти­че­ские моти­вы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на мас­со­во­го читателя.


Интеллектуальные журналы с ограниченным тиражом

Круп­ные иллю­стра­тив­ные изда­ния исто­ри­ко-куль­тур­но­го харак­те­ра часто ори­ен­ти­ро­ва­ны на неболь­шую ауди­то­рию. Их вряд ли най­дёшь в при­до­рож­ном ларь­ке, и пото­му учесть всё богат­ство этой груп­пы весь­ма труд­но. Возь­мём для при­ме­ра самый ста­рый рус­ский исто­ри­че­ский жур­нал «Наше насле­дие», создан­ный ещё в 1988 году при посред­ни­че­стве Дмит­рия Лихачёва.

Его мате­ри­а­лы по сво­е­му сти­лю и пода­че ори­ен­ти­ро­ва­ны ско­рее на спе­ци­а­ли­стов или очень про­све­щён­ных чита­те­лей. Тем не менее, науч­ным жур­на­лом его не назо­вёшь — это имен­но попу­ля­ри­за­ция, про­све­ти­тель­ство куль­ту­ры для опре­де­лён­ной ауди­то­рии. Озна­ко­мить­ся с пуб­ли­ка­ци­я­ми жур­на­ла мож­но на их сай­те.


Краеведческая периодика

Ещё одной огра­ни­чен­ной груп­пой исто­ри­че­ских жур­на­лов явля­ют­ся жур­на­лы кра­е­вед­че­ские. Поль­зу­ясь тем, что автор этих строк про­жи­ва­ет ныне в Пите­ре, поре­ко­мен­дую очень непло­хое мест­ное кра­е­вед­че­ское изда­ние «Адре­са Петербурга».

Его фор­мат очень похож на жур­на­лы из преды­ду­ще­го пунк­та — это тол­стая, ред­ко выхо­дя­щая, почти что книж­ка, где спе­ци­а­ли­сты по исто­рии и куль­ту­ре ведут диа­лог с чита­те­лем спо­кой­ным интел­лек­ту­аль­ным язы­ком. Кра­си­вые фото­гра­фии, автор­ские мате­ри­а­лы, интер­вью с кра­е­ве­да­ми, сотруд­ни­ка­ми музеев, кол­лек­ци­о­не­ра­ми — всё это добав­ля­ет изда­нию уни­каль­ность и цен­ность. Выпус­ки «Адре­сов Петер­бур­га» извест­ны люби­те­лям исто­рии Пите­ра, и ста­рые жур­на­лы до сих пор про­да­ют­ся в книж­ных лав­ках. Ну а тем, кто не име­ет воз­мож­но­сти их купить, сто­ит посе­тить сайт жур­на­ла.

Поделиться