В рубрике «Кинозал» VATNIKSTAN рассказывает об историческом кино, известном и не очень. Сегодня речь пойдёт о фильме, в котором под маской абсурдной комедии аллегорически изображена целая эпоха из истории нашей страны. Фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» до сих пор преподносится в качестве примера киноинтерпретации событий перестройки.
Во второй половине 1980‑х отечественное кино переживало некоторый расцвет. Препоны цензуры рухнули, и можно было «творить» и экспериментировать, не оглядываясь на строгие худсоветы. При этом старая система кинопроизводства ещё не успела развалиться под влиянием «невидимой руки рынка», сеть кинотеатров не переоборудована под торговые точки, а старые профессиональные кадры не разбежались зарабатывать на хлеб в другие сферы. Интересные перестроечные фильмы можно перечислять бесконечно, но кинолента, о которой хочется рассказать сегодня, выделяется тем, что она не только снята в перестройку — она непосредственно рассказывает про перестройку и, возможно, даже предсказывает глазами человека 1988 года то, что будет происходить в советском обществе уже потом, годы спустя.
Тонкая грань между бессистемным комедийным абсурдом и социальной метафорой позволила обвинить авторов в настоящем заговоре. По мнению философа Сергея Кара-Мурзы (о чём он подробно писал в книге «Манипуляция сознанием»), режиссёр и сценарист Карен Шахназаров не просто так снял «Город Зеро». Молодой постановщик был сыном заметного советского политического деятеля Георгия Хосроевича Шахназарова, под конец перестройки — советника Горбачёва, а значит, мог что-то да знать о планах перестройщиков и представить их идеи в виде зашифрованной тайнописи. Вряд ли, конечно, секретные планы по развалу страны и социальным экспериментам, даже если такие планы и были, стоило публично рассказывать под соусом киношной аллегории в середине перестройки. Поэтому оставим теорию заговора её любителям и обратимся к самому произведению.
Фильм «Город Зеро» и правда смотрится метафорично. Действие ленты происходит в неизвестном выдуманном городке где-то на просторах страны. Обычный советский инженер Варакин в исполнении интеллигентного Леонида Филатова приезжает туда в рабочую командировку и начинает сталкиваться с какими-то странностями. В непримечательном, на первый взгляд, провинциальном городке люди позволяют себе какие-то чудачества. Самая первая такая сцена — это встреча с нагой секретаршей директора завода. Варакин шокирован, а сам директор — нет. «Да, и правда голая», — замечает он и продолжает работать. Тут же выясняется, что главный инженер завода, который должен был помочь Варакину, уже давно скончался, а директор не в курсе — ещё одна мелкая странность, словно «сбой в Матрице».
Настоящий же абсурд начинается, когда Варакину в ресторане в качестве десерта приносят торт… в форме его головы! И повар Николаев, не вынеся отказа Варакина испробовать этот уникальный торт, стреляется. Дальше будут мучительные ночные попытки уехать из города, которые раз за разом — из-за отсутствия билетов, из-за ошибки таксиста и в конечном итоге из-за подписки о невыезде — проваливаются. Город Зеро не отпускает Варакина и затягивает его всё глубже и глубже в водоворот событий, которые поражают своей алогичностью, но по форме вполне ложатся в обычный позднесоветский быт, но с элементами новых веяний — например, повсеместно разрешённой и активно пропагандируемой рок-музыкой.
Именно так, скорее всего, мог воспринимать простой советский человек многие перестроечные события. Повседневность менялась медленно, лишь отдельными вкраплениями того же рок-н-ролла, который стали заряжать на дискотеках вместо какой-нибудь условной Аллы Пугачёвой. Громогласные слоганы, съезды партий, комсомольские собрания, мотивационный пафос газет — всё было тем же по форме, но смыслы стремительно менялись и могли производить крайне противоречивое впечатление.
По крайней мере, такое впечатление было у простого народа, а именно его олицетворяет инженер Варакин. Он жил себе и работал, пока неожиданно на него не рухнул Город Зеро. Где хранитель музея углубляется в странноватые гуманитарные материи о троянцах, живших на территории Советского Союза — привет псевдоучёным, получившим популярность именно в перестройку. Где писатель рассказывает байки об ущемляемых в прошлые годы фанатах рок-н-ролла. Где бюрократ-следователь цепляется к бессмысленным бумажкам-уликам, считая Варакина сыном убитого повара Николаева. Где местный прокурор заботится о госбезопасности и сохранности державы. Его монолог о государстве, кстати, почти дословно воспроизводит речи некоторых власть предержащих и подпевающих им консервативных публицистов.
Целые архетипы до боли знакомых социальных групп обрушиваются на бедного Варакина и заставляют его исполнять роль, к которой он не был готов, да и на которую он вообще не подписывался. В случае фильма — роль сына повара Николаева. В случае реальности — роль подопытных перестройки. Видно, как он перестаёт сопротивляться этому давлению сверху и уже спокойно подыгрывает всем окружающим.
Балаган героев фильма идёт на прогулку к «дубу Дмитрия Донского» — возможно, символу всей нашей истории. Председатель горисполкома с барского плеча разрешает сорвать с исторического дуба «веточку на память». В итоге ломается далеко не маленькая «веточка», и это сопровождается прекрасным диалогом: «Совсем сгнил». — «Потому что поливать надо». — «Ну раз уж отвалилось — берите все!» Кто мог знать в 1988 году, что потом именно так с нашим «дубом» и поступят?
Пока стервятники занимаются грабежом упавшей ветки дуба, главный герой на несколько минут получает долгожданную свободу. Не оглядываясь, он бежит и прыгает в одинокую лодку. Но только в ней нет вёсел, и лодка никуда не плывёт. Потому что из Города Зеро выхода нет.
Смотреть фильм: