На плат­фор­ме «Кино­по­иск» стар­то­вал «Король и Шут» — сери­ал, кото­рый сме­ло мож­но назвать глав­ным онлайн-про­ек­том этой вес­ны. В пер­вый день пре­мье­ры сери­ал поста­вил рекорд по про­смот­рам на стри­мин­го­вом видео­сер­ви­се (преды­ду­щий при­над­ле­жал про­шло­год­не­му «Нуле­во­му паци­ен­ту» о ВИЧ-эпи­де­мии в СССР). Не исклю­че­но, что мгно­вен­ный успех «Коро­ля и Шута» повли­ял на ново­сти о нача­ле рабо­ты над игро­вым бай­о­пи­ком про лиде­ра панк-груп­пы «Сек­тор Газа» Юрия «Хоя» Клинских.

Бес­по­кой­ство фана­тов о «непра­виль­ном» пока­зе био­гра­фии груп­пы (поклон­ни­ки все­гда ока­зы­ва­ют­ся самы­ми при­дир­чи­вы­ми зри­те­ля­ми) авто­ры «гасят» пре­вра­ще­ни­ем худо­же­ствен­но­го вымыс­ла в глав­ную фиш­ку сери­а­ла, кото­рый они назы­ва­ют «панк-сказ­кой». Ещё с трей­ле­ра мы зна­ли, что нас ждёт не обыч­ный бай­о­пик, а погру­же­ние в фэн­те­зий­ный мир песен «Коро­ля и Шута».

Еле­на Куш­нир рас­ска­зы­ва­ет, поче­му сто­ит смот­реть сери­ал, если вы это­го пока не сделали.


1999 год. «Юби­лей­ный» сто­ит на ушах, на ули­це идёт апо­ка­лип­ти­че­ский дождь, с гигант­ско­го пла­ка­та ска­лит­ся шут. На сцене закан­чи­ва­ют выступ­ле­ние пер­вые рос­сий­ские пан­ки, собрав­шие пол­ный ста­ди­он. Солист груп­пы Миха­ил «Гор­шок» Гор­ше­нёв (потря­са­ю­ще похо­жий на сво­е­го про­то­ти­па Кон­стан­тин Плот­ни­ков в пер­вой боль­шой роли) дарит зри­те­лям сери­а­ла радость про­петь вме­сте с груп­пой «Раз­бе­жав­шись, прыг­ну со ска-а-алы!» (не упу­сти­те эту воз­мож­ность, потом всю жизнь буде­те жалеть, что не вос­поль­зо­ва­лись эффек­том погру­же­ния). После чего, пере­фра­зи­руя Еро­фе­е­ва, «и немед­лен­но прыг­нул». Во вся­ком слу­чае, забрал­ся с бутыл­кой на кры­шу «Юби­лей­но­го», отку­да он соби­ра­ет­ся сига­нуть вниз, что­бы уйти на пике. Вер­ши­ны поко­ре­ны, луч­шие пес­ни, как он дума­ет, спе­ты, а впе­ре­ди — толь­ко меч­та обы­ва­те­ля и кош­мар рок-куми­ра: сытая старость.

К тому, что­бы поско­рее «занять своё место в веч­но­сти», Миха­и­ла под­тал­ки­ва­ет тём­ное аль­тер-эго, пья­ная гал­лю­ци­на­ция или какой-то мел­кий бес — зло­ве­щий Шут с очень ост­ры­ми зуба­ми (неузна­ва­е­мый в гри­ме артист Евге­ний Тка­чук). От само­убий­ства Мишу отго­ва­ри­ва­ет его друг Андрей «Князь» Кня­зев (Влад Коно­плёв). Меж­ду одно­группни­ка­ми суще­ству­ет посто­ян­ное про­ти­во­сто­я­ние, и это не про­сто бит­ва аль­фа-сам­цов за пер­вое место в кол­лек­ти­ве. Миша — идей­ный анар­хист и импуль­сив­ный гений, «сна­ча­ла дела­ет, а потом дума­ет». Князь луч­ше при­спо­соб­лен к реаль­ной дей­стви­тель­но­сти, здра­во рас­суж­да­ет и, как утвер­жда­ет он, по жиз­ни раз­гре­ба­ет то, что наво­ро­тил Гор­шок. Насколь­ко это прав­да, мы не зна­ем, но одно­го с нами нет, а дру­гой остал­ся «сочи­нять свои побасёнки».

Филь­мы о музы­кан­тах быва­ют все­го двух видов: про пре­вра­ще­ние гад­ко­го утён­ка в пре­крас­но­го лебе­дя и наобо­рот. В вооду­шев­ля­ю­щих исто­ри­ях успе­ха герой пре­одо­ле­ва­ет труд­но­сти, поло­ви­ну из кото­рых он созда­ёт себе сам, а в фина­ле мы раду­ем­ся его побе­де. Сре­ди таких филь­мов-моти­ва­то­ров — «Вось­мая миля» с Эми­не­мом, «Смеш­ная дев­чон­ка» с Бар­брой Стрей­занд и совет­ский зри­тель­ский хит «Жен­щи­на, кото­рая поёт» с Аллой Пугачёвой.

В филь­мах вто­рой кате­го­рии насто­я­щие музы­кан­ты не сни­ма­ют­ся, пото­му что уже умер­ли. Это кино про раз­ру­ше­ние, сня­тое по прин­ци­пу авто­ка­та­стро­фы: чем кош­мар­нее зре­ли­ще, тем труд­нее от него ото­рвать­ся. Напри­мер, в эпи­ке The Doors Оли­вер Сто­ун два с поло­ви­ной часа ужа­са­ет­ся (вос­хи­ща­ет­ся) тем, как Джим Мор­ри­сон жжёт себя со всех кон­цов, преж­де чем ста­но­вит­ся почёт­ным чле­ном «Клу­ба 27». Филь­мы пер­вой кате­го­рии соби­ра­ют день­ги в про­ка­те — филь­мы вто­рой кате­го­рии ста­биль­но про­ва­ли­ва­ют­ся, зато полу­ча­ют кино­пре­мии, при­об­ре­та­ют ста­тус куль­то­вых и луч­ше запоминаются.

Коман­да созда­те­лей «Коро­ля и Шута» объ­еди­ни­ла в сери­а­ле оба под­хо­да: это исто­рия успе­ха и исто­рия раз­ру­ше­ния. В сери­а­ле нели­ней­ное повест­во­ва­ние, кото­рое пере­ска­ки­ва­ет с одно­го эпи­зо­да из жиз­ни геро­ев в дру­гой, отме­чен­ные тит­ра­ми на экране. От это­го мель­те­ше­ния и скач­ков из 1999 года то в 1993‑й, то в 2001‑й мож­но устать где-то к сере­дине, но нача­лу оно при­да­ёт взрыв­ную тер­мо­ди­на­ми­ку и застав­ля­ет намерт­во вмёрз­нуть взгля­дом в экран, кипя­щий действом.

Вот ребя­та зна­ко­мят­ся в ленин­град­ском рестав­ра­ци­он­ном учи­ли­ще, где пре­по­да­ва­тель (отлич­ный эпи­зод Алек­сандра Адаб­а­шья­на) отме­ча­ет на уро­ке хариз­ма­тич­но­го раз­дол­бая Мишу и талант­ли­во­го рисо­валь­щи­ка Андрея, кото­рый созда­ёт пер­вый образ Шута. Вот Миша при­ду­мы­ва­ет назва­ние «Король шутов», а разум­ник-Андрей пере­де­лы­ва­ет его в более брос­кое и ком­мер­че­ское. Вот Гор­шок лиша­ет­ся перед­них зубов, а вот он заяв­ля­ет скин­хе­дам-раси­стам после клуб­но­го кон­цер­та, что гор­дость за свою наци­о­наль­ность не дела­ет тебя пат­ри­о­том — она дела­ет тебя деби­лом. От послед­ней сце­ны отчёт­ли­во веет сего­дняш­ним днём, кото­рый с завид­ной регу­ляр­но­стью про­са­чи­ва­ет­ся в «панк-сказ­ку». Но пока мы в про­шлом, ребя­та ещё не зна­ют, насколь­ко страш­ной полу­чит­ся сказ­ка. Они верят в себя и, как луч­шие из музы­кан­тов, хотят изме­нить мир.

— Что там долж­но мир спа­сти? Красота!

— Кра­со­та завафли­ла, надеж­да толь­ко на панк-рок.

Нача­ло флеш­б­э­ков сня­то как потёр­тые архив­ные плён­ки. Авто­рам нра­вит­ся рабо­тать с кар­тин­кой, кото­рая полу­ча­ет­ся плот­ной, насы­щен­ной, яркой. Добав­ле­ние фэн­те­зий­ной состав­ля­ю­щей по моти­вам песен груп­пы — ори­ги­наль­ный ход для бай­о­пи­ка, хотя не абсо­лют­ное нова­тор­ство. Тер­ри Гил­ли­ам отправ­лял бра­тьев Гримм из одно­имён­но­го филь­ма в путе­ше­ствие по миру их страш­ных ска­зок, у недав­но почив­ше­го испан­ско­го клас­си­ка Кар­ло­са Сау­ры Гойя бро­дил по сво­им полот­нам в визи­о­нер­ской фан­та­зии «Гойя в Бордо».

Но не похо­же, что­бы режис­сёр пра­во­слав­но­го фэн­те­зи «Скиф» Рустам Моса­фир, сняв­ший все эпи­зо­ды сери­а­ла, пре­тен­до­вал на ста­тус пио­не­ра. Авто­ры рас­ска­зы­ва­ли, что вдох­нов­ля­лись кра­соч­ным фэн­те­зи «Запре­де­лье» Тар­се­ма Син­г­ха и абсур­дист­ским юмо­ром «Мон­ти Пай­тон». Не нуж­но быть кино­ма­ном, что­бы уви­деть в одном сюр­ре­а­ли­сти­че­ском эпи­зо­де отсыл­ки к «Безум­но­му Мак­су: Доро­ге яро­сти». Бай­о­пик The Doors Сто­у­на насле­дил в линии Горш­ка, вклю­чая инт­ро с балан­си­ро­ва­ни­ем на кры­ше. Не сто­ит обви­нять авто­ров в пла­ги­а­те: Кэме­рон Кроу обыг­рал ту же сце­ну в пре­крас­ном бай­о­пи­ке несу­ще­ству­ю­щей рок-груп­пы «Почти зна­ме­нит». Это понят­ный соблазн в исто­ри­ях звёзд — с вер­ши­ны все­го две доро­ги, и одна из них тре­бу­ет спрыг­нуть вниз. А неко­то­рые люди, похо­же, самой при­ро­дой зато­че­ны на выпол­не­ние в жиз­ни музы­каль­но­го лозун­га «живи быст­ро, умри моло­дым». Посмот­ри­те на Гэри Олд­ма­на в дру­гом панк-бай­о­пи­ке «Сид и Нэн­си»: кто-то дей­стви­тель­но счи­та­ет, что Сид Вишез мог дожить до сытой ста­ро­сти, даже если бы слез с геро­и­на? Или что он это­го хотел?

Сре­ди дру­гих досто­инств сери­а­ла — ред­кое даже для хоро­ших запад­ных про­ек­тов вни­ма­ние, уде­лён­ное твор­че­ству груп­пы. Про­дол­жи­тель­ность вста­вок с рекон­струк­ци­ей кон­цер­тов «КиШа» поз­во­ля­ет поклон­ни­кам про­петь пару куп­ле­тов в своё удо­воль­ствие. Мини­а­тюр­ные хор­рор-сцен­ки, парал­лель­ный мир, в кото­ром путе­ше­ству­ют Гор­шок и Князь, — это не толь­ко бег­ство музы­кан­тов от реаль­но­сти к лес­ни­кам, кол­ду­нам и прин­цес­сам, но и резуль­тат пло­до­твор­ной рабо­ты, ожив­шее ремес­ло в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва. Твор­че­ство окру­же­но мифа­ми, повто­ря­ю­щи­ми­ся из филь­ма в фильм, из сери­а­ла в сери­ал. Почти нико­му из зна­ме­ни­то­стей не уда­ёт­ся избе­жать изоб­ра­же­ния в виде суме­реч­ных фри­ков, кото­рые 90 про­цен­тов экран­но­го вре­ме­ни упо­треб­ля­ют нар­ко­ти­ки, лома­ют мебель и ссо­рят­ся с парт­нё­ра­ми. Кто-то всё-таки сочи­нил, запи­сал и сыг­рал эти пес­ни, не так ли? Они не сами собой появи­лись, над ними при­шлось трудиться.

Нако­нец, здесь есть раз­го­вор со зри­те­лем. Пер­со­на­жи лома­ют чет­вёр­тую сте­ну, тают гра­ни­цы меж­ду реаль­но­стью и вымыс­лом, огни зали­ва­ют сце­ну, сти­рая лица фронт­ме­нов и выде­ляя из тол­пы фана­тов. Мест­ные 90‑е годы, нако­нец, избав­ле­ны от дедов­ско­го нытья про «лихо­ле­тье»: это вре­мя моло­дых бун­та­рей, игра­ю­щих для бай­ке­ров и брат­ков, пан­ков и клуб­ных офи­ци­ан­ток, ска­зоч­ных людо­едов и коро­лей, для нас с вами, кото­рые про­дол­жа­ют слу­шать и пом­нить, поэто­му и смот­рят сериал.

Будь как дома, путник.


Читай­те так­же «„С виду шут, но в душе — король“: роль „КиШа“ в рос­сий­ской музы­ке».

Поделиться