Киноленты не горят: каким получился новый фильм «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Мар­га­ри­та» Миха­ил Бул­га­ков искус­но опи­сал мисти­че­скую атмо­сфе­ру сме­ше­ния трёх миров: Моск­вы 1930‑х годов с граж­да­на­ми, испор­чен­ны­ми квар­тир­ным вопро­сом; древ­не­го Ерша­лаи­ма, в сим­во­лич­ных деко­ра­ци­ях кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся еван­гель­ский сюжет; и инфер­наль­но­го дей­ства извест­ной демо­ни­че­ской трой­ки. Ино­гда кажет­ся, что эта мисти­ка частич­но вопло­ти­лась в реаль­ность и ска­за­лась на судь­бе как рома­на, так и его экранизаций.

25 янва­ря в про­кат вышел фильм «Мастер и Мар­га­ри­та», кото­рый вновь обра­тил вни­ма­ние на роман Бул­га­ко­ва. По дан­ным «Бюл­ле­те­ня кино­про­кат­чи­ка», в день пре­мье­ры кар­ти­на зара­бо­та­ла 57,3 мил­ли­о­на руб­лей и пре­тен­ду­ет на 400 мил­ли­о­нов по ито­гам уик-энда.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, что поми­мо сюже­та объ­еди­ня­ет новую кар­ти­ну с ори­ги­наль­ным про­из­ве­де­ни­ем, какие труд­но­сти при­шлось пре­одо­леть созда­те­лям филь­ма и как они пере­осмыс­ли­ли роман Бул­га­ко­ва. И пусть речь идёт об экра­ни­за­ции извест­ной исто­рии (всем, кто читал кни­гу, конеч­но), мы всё рав­но поста­ра­ем­ся избе­жать спойлеров.


Истоки

Рабо­та над рома­ном нача­лась в кон­це 1920‑х годов. Бул­га­ков, вдох­но­вив­шись архе­ти­пич­ным сюже­том о встре­че чело­ве­ка с дья­во­лом (неслу­чай­но эпи­гра­фом к рома­ну слу­жит цита­та из «Фау­ста» Гёте), решил напи­сать эту исто­рию по-сво­е­му: с искро­мёт­ным юмо­ром, бес­ком­про­мисс­ной сати­рой и, глав­ное, в рам­ках совре­мен­но­го быта. Дья­вол впер­вые появ­ля­ет­ся на Пат­ри­ар­ших пру­дах в Москве око­ло харак­тер­ной чер­ты той эпо­хи — трам­вай­ных линий. Живёт он с при­слу­гой в одной из ком­му­наль­ных квар­тир, а важ­ней­ший член его сви­ты — не какой-нибудь мифи­че­ский ужас­ный демон, а чёр­ный кот.

Замы­сел никак не обре­тал нуж­ную фор­му. Бул­га­ков неод­но­крат­но пре­ры­вал рабо­ту: в окру­же­нии писа­те­ля были донос­чи­ки, кото­рый осве­дом­ля­ли ОГПУ об анти­со­вет­ских настро­е­ни­ях в новом про­из­ве­де­нии, кото­рое в пер­вых редак­ци­ях назы­ва­лось «Копы­то инже­не­ра». В пани­ке Миха­ил Афа­на­сье­вич сжёг чер­но­вик рома­на и на какое-то вре­мя оста­но­вил рабо­ту. В после­ду­ю­щие годы, до смер­ти в 1940‑м, Бул­га­ков непре­стан­но созда­вал новые редак­ции: «Фан­та­сти­че­ский роман», «Чёр­ный маг» и лишь потом — «Мастер и Маргарита».


Исторические параллели

Рабо­та над совре­мен­ным филь­мом тоже велась дол­го. Офи­ци­аль­ный релиз был задер­жан более чем на год, а финаль­ный вари­ант пре­тер­пел мно­же­ство транс­фор­ма­ций, вклю­чая зако­но­мер­ное изме­не­ние назва­ния — пер­во­на­чаль­но экра­ни­за­ция «Масте­ра и Мар­га­ри­ты» назы­ва­лась «Воланд».

Созда­ние кар­ти­ны нача­лось в 2018 году, когда пост режис­сё­ра занял Нико­лай Лебе­дев, автор «Леген­ды № 17» и ремей­ка «Эки­па­жа». Поз­же Лебе­дев ушёл в дру­гой про­ект — стар­то­ва­ли съём­ки «Нюрн­бер­га». Режис­сё­ром «Волан­да» стал Миха­ил Лок­шин, извест­ный по мело­дра­ме «Сереб­ря­ные конь­ки», кото­рая транс­ли­ро­ва­лась на «Нет­флик­се». На про­цес­се съё­мок ска­за­лись и дру­гие важ­ные собы­тия: пан­де­мия коро­на­ви­ру­са и пуб­лич­ные выступ­ле­ния двух актё­ров, испол­ня­ю­щих глав­ные роли — Евге­ния Цыга­но­ва и Юлии Сни­гирь, — про­тив СВО.

Рабо­та над экра­ни­за­ци­ей шла шесть лет. Сме­на поли­ти­че­ско­го кур­са повли­я­ла не толь­ко на судь­бу чле­нов съё­моч­ной груп­пы, но и на сме­ну про­кат­чи­ка: изна­чаль­но фильм пла­ни­ро­ва­ли выпу­стить «Universal Pictures Рос­сия». Новым дис­три­бью­то­ром ста­ла ком­па­ния «Атмо­сфе­ра кино».


Визуальный стиль и работа оператора

Как ни стран­но, труд­но­сти никак не повли­я­ли на каче­ство филь­ма. При отно­си­тель­но неболь­шом бюд­же­те (менее полу­то­ра мил­ли­ар­дов руб­лей), аудио­ви­зу­аль­ная состав­ля­ю­щая кар­ти­ны не толь­ко соот­вет­ству­ет совре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям, но и бле­стя­ще справ­ля­ет­ся с глав­ной зада­чей: пере­да­ёт атмо­сфе­ру после­ре­во­лю­ци­он­ной Моск­вы 1930‑х и кра­соч­но пока­зы­ва­ет инфер­наль­ные про­ис­ше­ствия, кото­рые внед­ри­лись в совет­скую повседневность.

Опе­ра­тор­ская рабо­та не отвле­ка­ет от повест­во­ва­ния и не вору­ет зри­тель­ское вни­ма­ние. Каж­дая сце­на — от спо­кой­ных диа­ло­гов с фило­соф­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми в нуар­ных тонах до актив­ных пере­стре­лок в луч­ших тра­ди­ци­ях воен­но-шпи­он­ских трил­ле­ров — сня­та и смон­ти­ро­ва­на так, что заску­чать невозможно.

Фильм пора­жа­ет мно­го­об­ра­зи­ем жан­ров, кото­рые очень гра­мот­но совмещает.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Костю­мы и деко­ра­ции выгля­дят доро­го и досто­вер­но, одеж­да глав­ных геро­ев чем-то отда­ёт сти­ли­сти­кой «Вели­ко­го Гэтсби» База Лур­ма­на, а сце­ны кло­у­на­ды пуга­ют не мень­ше, чем недав­няя экра­ни­за­ция рома­на Сти­ве­на Кин­га «Оно».

Гра­фи­ка в «Масте­ре и Мар­га­ри­те» реа­ли­стич­на и как нико­гда необ­хо­ди­ма. Отдель­но сто­ит отме­тить впе­чат­ля­ю­щую деталь — руко­пись, кото­рая пыла­ет огнём, слов­но костёр, но при этом не горит. Кажет­ся, толь­ко сей­час кине­ма­то­граф «дорос» до того, что­бы в точ­но­сти экра­ни­зи­ро­вать замы­сел Бул­га­ко­ва. Един­ствен­ное, что мож­но пору­гать, — дви­же­ния и арти­ку­ля­ции кота Беге­мо­та, кото­рые, несмот­ря на все уси­лия худож­ни­ков по спе­ц­эф­фек­там, порой режут глаз. Види­мо, кине­ма­то­гра­фу пона­до­бит­ся ещё не одно сто­ле­тие, что­бы гра­мот­но пере­не­сти на экран и эту часть рома­на Булгакова.


Актёрская игра

Реа­ли­за­ция обра­за Беге­мо­та смот­рит­ся так реа­ли­стич­но, как нико­гда рань­ше, бла­го­да­ря тому, что его озву­чил один из луч­ших актё­ров совре­мен­ной Рос­сии Юрий Бори­сов. Про­цесс озвуч­ки кота даже был отдель­но запи­сан и выло­жен в интер­нет — до того гип­но­ти­зи­ру­ю­щее и впе­чат­ля­ю­щее действо.

В филь­ме собран звёзд­ный состав. Не толь­ко глав­ные, но и вто­ро­сте­пен­ные роли заня­ты про­фес­си­о­наль­ны­ми, но при этом не раз­дра­жа­ю­ще попу­ляр­ны­ми актё­ра­ми: Ало­изия Мога­ры­ча (авто­ра доно­са на Масте­ра) сыг­рал Алек­сандр Яцен­ко, Стра­вин­ско­го (вра­ча в пси­хи­ат­ри­че­ской лечеб­ни­це) — Лео­нид Ярмоль­ник. Волан­да же испол­нил Аугуст Диль, извест­ный по эпи­зо­дич­ной, но очень запо­ми­на­ю­щей­ся роли в «Бес­слав­ных ублюд­ках» Квен­ти­на Тарантино.

Источ­ник: kinopoisk.ru

В новой экра­ни­за­ции Воланд — не один из глав­ных геро­ев, а одно­знач­но глав­ный. Так полу­чи­лось, что на этом пер­со­на­же все­гда акцен­ти­ру­ют наи­боль­шее вни­ма­ние режис­сё­ры всех вре­мен. В экра­ни­за­ции «Масте­ра и Мар­га­ри­ты» 2000‑х годов роль испол­нил Олег Баси­ла­шви­ли, чей Воланд мно­ги­ми был при­знан луч­шим укра­ше­ни­ем сери­а­ла. Слож­но отве­тить на вопрос, смог ли Аугуст Диль пре­взой­ти Оле­га Вале­ри­а­но­ви­ча, но в их срав­не­нии неволь­но напра­ши­ва­ет­ся парал­лель с Джо­ке­ром Хитом Ледже­ром и Хоаки­ном Феник­сом. Один и тот же герой, испол­нен­ный раз­ны­ми хоро­ши­ми актё­ра­ми, полу­ча­ет аутен­тич­ные и новые чер­ты, кото­рые, кажет­ся, не зало­же­ны в ори­ги­наль­ном про­из­ве­де­нии, но долж­ны были там быть.


Сюжет и основной посыл

Глав­ная осо­бен­ность ново­го филь­ма «Мастер и Мар­га­ри­та» — как нико­гда чёт­кий акцент на вза­и­мо­дей­ствие худож­ни­ка и госу­дар­ства. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что этот аспект про­из­ве­де­ния был наи­бо­лее важен Бул­га­ко­ву. В обра­зе Масте­ра чув­ству­ют­ся авто­био­гра­фи­че­ские чер­ты, в Мар­га­ри­те уга­ды­ва­ет­ся Еле­на Сер­ге­ев­на, а про­то­ти­пом Волан­да при­ня­то счи­тать Ста­ли­на. Имен­но зага­доч­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния Бул­га­ко­ва с руко­во­ди­те­лем совет­ско­го госу­дар­ства послу­жи­ли одним из источ­ни­ков вдох­но­ве­ния для писателя.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Мно­гие дета­ли про­из­ве­де­ния силь­но отли­ча­ют­ся от того, что пока­за­но в экра­ни­за­ции. Созда­те­ли филь­ма часто дей­ству­ют дерз­ко по отно­ше­нию к пер­во­ис­точ­ни­ку, но, как ни стран­но, доби­ва­ют­ся этим пора­зи­тель­ной орга­нич­но­сти сюже­та. Глав­ная идея Бул­га­ко­ва вер­но и прак­ти­че­ски без иска­же­ний пере­не­се­на на экран, пусть и немно­го ина­че, чем это было сде­ла­но изна­чаль­но. Созда­те­ли све­жей экра­ни­за­ции раз­ви­ва­ют смыс­лы, зало­жен­ные Бул­га­ко­вым, и про­воз­гла­ша­ют необ­хо­ди­мость сво­бо­ды худож­ни­ка и твор­ца в госу­дар­стве любой формации.

Фильм «Мастер и Мар­га­ри­та» Миха­и­ла Лок­ши­на — ред­кий для совре­мен­но­сти слу­чай не пост­мо­дер­нист­ско­го пере­осмыс­ле­ния лите­ра­ту­ры про­шло­го сто­ле­тия, а её эле­гант­ное и каче­ствен­ное вос­про­из­ве­де­ние, в какой-то сте­пе­ни — попу­ля­ри­за­ция. Авто­ры слов­но хотят напом­нить зри­те­лям о собы­ти­ях оте­че­ствен­ной исто­рии и о судь­бах, кото­рые эту исто­рию характеризовали.

Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться