Марк Д. Стейнберг «Великая русская революция. 1905–1921» (2018)

В этом году Изда­тель­ство Инсти­ту­та Гай­да­ра выпу­сти­ло рус­ский пере­вод кни­ги аме­ри­кан­ско­го исто­ри­ка Мар­ка Стейн­бер­га «Вели­кая рус­ская рево­лю­ция. 1905–1921». Её англо­языч­ный вари­ант неза­дол­го до того вышел в Изда­тель­стве Окс­форд­ско­го университета.

VATNIKSTAN озна­ко­мил­ся с кни­гой и отме­ча­ет её силь­ные и сла­бые стороны.


Марк Стейн­берг при­над­ле­жит к чис­лу иссле­до­ва­те­лей Вели­кой рус­ской рево­лю­ции с пози­ций соци­аль­ной исто­рии. Для него важ­нее вос­при­я­тие собы­тий рядо­вым чело­ве­ком из низов, неже­ли «боль­шая поли­ти­ка» и идео­ло­гия. Стейн­бер­га мож­но было бы назвать пред­ста­ви­те­лем того направ­ле­ния изу­че­ния рево­лю­ции, кото­рое офор­ми­лось бла­го­да­ря Лео­поль­ду Хейм­со­ну, вли­я­тель­но­му, но прак­ти­че­ски не пере­ве­дён­но­му на рус­ский аме­ри­кан­ско­му исто­ри­ку. Стейн­берг мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет и куль­тур­ной состав­ля­ю­щей исто­рии, и «голо­сам рево­лю­ции», инди­ви­ду­аль­ным био­гра­фи­ям людей в кон­тек­сте рево­лю­ции. Люби­мый источ­ник Стейн­бер­га — что пока­за­тель­но — пери­о­ди­че­ская печать, кото­рую он уме­ло исполь­зу­ет в сво­ей книге.

Облож­ка англо­языч­но­го изда­ния монографии

Недав­но вышед­шая на рус­ском моно­гра­фия фор­маль­но состо­ит из трёх частей, но на самом деле в тек­сте мож­но выде­лить гораз­до боль­ше пол­но­вес­ных раз­де­лов. По ощу­ще­ни­ям кни­га вовсе пред­став­ля­ет собой сбор­ник иссле­до­ва­тель­ских ста­тей, а не еди­ный нар­ра­тив. Дей­стви­тель­но, раз­роз­нен­ные части объ­еди­ня­ет толь­ко опи­сы­ва­е­мый пери­од — Вели­кая рус­ская рево­лю­ция. И это мож­но назвать досто­ин­ством рабо­ты. В рам­ках не очень тол­стой по науч­ным мер­кам кни­ги Вели­кая рус­ская рево­лю­ция пока­за­на с раз­ных и опре­де­лён­но нестан­дарт­ных ракурсов.

Пери­о­ди­за­ция, на кото­рую опи­ра­ет­ся Стейн­берг, конеч­но, автор­ская, но она не долж­на удив­лять. Стейн­берг объ­еди­ня­ет собы­тия Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, Пер­вой миро­вой вой­ны, 1917 года и Граж­дан­ской вой­ны. Вели­кая рус­ская рево­лю­ция у Стейн­бер­га завер­ша­ет­ся в 1921 году одно­вре­мен­но с окон­ча­ни­ем Граж­дан­ской вой­ны. Соглас­но трак­тов­ке, за кото­рую в том чис­ле рату­ет Инсти­тут рос­сий­ской исто­рии РАН, Вели­кая рус­ская рево­лю­ция дли­лась с нача­ла фев­раль­ских бес­по­ряд­ков 1917 года до обра­зо­ва­ния СССР 30 декаб­ря 1922 года. Кон­цеп­ция Стейн­бер­га не столь экзо­тич­на, как у неко­то­рых исто­ри­ков, дово­дя­щих пери­од рево­лю­ции до рас­па­да Совет­ско­го Сою­за, и вполне обос­но­ва­на. Пер­вая рус­ская рево­лю­ция, как извест­но, была «гене­раль­ной репе­ти­ци­ей» 1917 года.

В пер­вой части Стейн­берг рас­смат­ри­ва­ет источ­ни­ки самых раз­ных фор­ма­тов. К чис­лу рас­смат­ри­ва­е­мых доку­мен­тов отно­сят­ся и газет­ные колон­ки, и сти­хо­тво­ре­ния из тол­стых жур­на­лов, и визу­аль­ные источ­ни­ки в виде фото­гра­фий и пла­ка­тов, и мате­ри­а­лы эпи­сто­ляр­но­го жан­ра. Цель Стейн­бер­га — пере­дать с помо­щью этих раз­но­пла­но­вых доку­мен­тов дух «медо­во­го меся­ца рево­лю­ции», эта­па мак­си­маль­но­го эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ёма в Рос­сии. Спо­соб, с помо­щью кото­ро­го Стейн­берг, рас­ска­зы­ва­ет о весне 1917 года, убе­ди­те­лен — из мел­ких, вро­де бы не столь зна­чи­тель­ных источ­ни­ков скла­ды­ва­ет­ся еди­ная картина.

Одна из рас­смат­ри­ва­е­мых Стейн­бер­гом фотография

А вот сле­ду­ю­щая часть рабо­ты — это стан­дарт­ный, «как в учеб­ни­ке», пере­сказ про­ис­хо­див­ших в 1905–1921 годах собы­тий. Новиз­на заклю­ча­ет­ся в том, что Стейн­берг актив­но иллю­стри­ру­ет основ­ные вехи ука­зан­но­го пери­о­да газет­ной колум­ни­сти­кой. Подоб­ный метод поз­во­ля­ет про­де­мон­стри­ро­вать, как вос­ста­ние 1905 года, Пер­вая миро­вая вой­на и рево­лю­ции оце­ни­ва­лись вла­сти­те­ля­ми дум того вре­ме­ни, газет­ны­ми пуб­ли­ци­ста­ми. Полу­ча­ет­ся эффект мимо­лёт­но­го сним­ка обще­ствен­но­го вос­при­я­тия важ­ных исто­ри­че­ских эпи­зо­дов. Стейн­берг опи­ра­ет­ся на печать самых раз­ных направ­ле­ний — это и буль­вар­ные, и либе­раль­ные, и кон­сер­ва­тив­ные, и рево­лю­ци­он­ные газе­ты. То есть мне­ния, учтён­ные в иссле­до­ва­нии, мож­но счи­тать репрезентативными.

Тре­тья часть — самая раз­об­щён­ная, но вме­сте с тем и самая увле­ка­тель­ная. Стейн­берг рас­пи­сы­ва­ет «ули­цу» до рево­лю­ции в мас­со­вом созна­нии (как источ­ник и воз­мож­но­стей, и соблаз­нов, кото­рые порой не отде­ли­мы друг от дру­га), а затем пере­хо­дит к ана­ли­зу «улич­ной поли­ти­ки», кото­рая, как пред­став­ля­ет­ся, в 1917 году была гораз­до важ­нее эли­тар­ной кулу­ар­ной поли­ти­ки. Дру­гая рас­смат­ри­ва­е­мая Стейн­бер­гом тема — жен­щи­на в деревне во вре­мя революции.

Завер­ша­ет свою рабо­ту исто­рик шестью порт­ре­та­ми в кон­тек­сте рево­лю­ции — тре­мя очер­ка­ми об интел­ли­ген­тах из чис­ла наци­о­наль­ных мень­шинств через приз­му рас­па­да Рос­сий­ской импе­рии (узбек Махмуд Ход­жа Бех­бу­ди, укра­и­нец Вла­ди­мир Вин­ни­чен­ко, еврей Иса­ак Бабель) и тре­мя био­гра­фи­я­ми Льва Троц­ко­го, Алек­сан­дры Кол­лон­тай, Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го, в кото­рых рас­став­ле­ны акцен­ты над уто­пи­че­ски­ми убеж­де­ни­я­ми этих деятелей.

Марк Стейн­берг в 2014 году

Несмот­ря на сум­бур­ность и моза­ич­ность повест­во­ва­ния, «Вели­кая рус­ская рево­лю­ция. 1905−1921» — без­услов­но, рабо­та зани­ма­тель­ная и нова­тор­ская. Марк Стейн­берг — насто­я­щий иссле­до­ва­тель, а не попу­ля­ри­за­тор или ком­пи­ля­тор, новиз­на мате­ри­а­ла ощу­ща­ет­ся в каж­дом раз­де­ле, но осо­бен­но в частях, посвя­щён­ных «ули­це» и «жен­щине в деревне». Моно­гра­фия Стейн­бер­га, вне вся­ких сомне­ний, будет инте­рес­на люби­те­лям истории.

Поделиться