В этом году Издательство Института Гайдара выпустило русский перевод книги американского историка Марка Стейнберга «Великая русская революция. 1905–1921». Её англоязычный вариант незадолго до того вышел в Издательстве Оксфордского университета.
VATNIKSTAN ознакомился с книгой и отмечает её сильные и слабые стороны.
Марк Стейнберг принадлежит к числу исследователей Великой русской революции с позиций социальной истории. Для него важнее восприятие событий рядовым человеком из низов, нежели «большая политика» и идеология. Стейнберга можно было бы назвать представителем того направления изучения революции, которое оформилось благодаря Леопольду Хеймсону, влиятельному, но практически не переведённому на русский американскому историку. Стейнберг много внимания уделяет и культурной составляющей истории, и «голосам революции», индивидуальным биографиям людей в контексте революции. Любимый источник Стейнберга — что показательно — периодическая печать, которую он умело использует в своей книге.
Недавно вышедшая на русском монография формально состоит из трёх частей, но на самом деле в тексте можно выделить гораздо больше полновесных разделов. По ощущениям книга вовсе представляет собой сборник исследовательских статей, а не единый нарратив. Действительно, разрозненные части объединяет только описываемый период — Великая русская революция. И это можно назвать достоинством работы. В рамках не очень толстой по научным меркам книги Великая русская революция показана с разных и определённо нестандартных ракурсов.
Периодизация, на которую опирается Стейнберг, конечно, авторская, но она не должна удивлять. Стейнберг объединяет события Первой русской революции, Первой мировой войны, 1917 года и Гражданской войны. Великая русская революция у Стейнберга завершается в 1921 году одновременно с окончанием Гражданской войны. Согласно трактовке, за которую в том числе ратует Институт российской истории РАН, Великая русская революция длилась с начала февральских беспорядков 1917 года до образования СССР 30 декабря 1922 года. Концепция Стейнберга не столь экзотична, как у некоторых историков, доводящих период революции до распада Советского Союза, и вполне обоснована. Первая русская революция, как известно, была «генеральной репетицией» 1917 года.
В первой части Стейнберг рассматривает источники самых разных форматов. К числу рассматриваемых документов относятся и газетные колонки, и стихотворения из толстых журналов, и визуальные источники в виде фотографий и плакатов, и материалы эпистолярного жанра. Цель Стейнберга — передать с помощью этих разноплановых документов дух «медового месяца революции», этапа максимального эмоционального подъёма в России. Способ, с помощью которого Стейнберг, рассказывает о весне 1917 года, убедителен — из мелких, вроде бы не столь значительных источников складывается единая картина.
А вот следующая часть работы — это стандартный, «как в учебнике», пересказ происходивших в 1905–1921 годах событий. Новизна заключается в том, что Стейнберг активно иллюстрирует основные вехи указанного периода газетной колумнистикой. Подобный метод позволяет продемонстрировать, как восстание 1905 года, Первая мировая война и революции оценивались властителями дум того времени, газетными публицистами. Получается эффект мимолётного снимка общественного восприятия важных исторических эпизодов. Стейнберг опирается на печать самых разных направлений — это и бульварные, и либеральные, и консервативные, и революционные газеты. То есть мнения, учтённые в исследовании, можно считать репрезентативными.
Третья часть — самая разобщённая, но вместе с тем и самая увлекательная. Стейнберг расписывает «улицу» до революции в массовом сознании (как источник и возможностей, и соблазнов, которые порой не отделимы друг от друга), а затем переходит к анализу «уличной политики», которая, как представляется, в 1917 году была гораздо важнее элитарной кулуарной политики. Другая рассматриваемая Стейнбергом тема — женщина в деревне во время революции.
Завершает свою работу историк шестью портретами в контексте революции — тремя очерками об интеллигентах из числа национальных меньшинств через призму распада Российской империи (узбек Махмуд Ходжа Бехбуди, украинец Владимир Винниченко, еврей Исаак Бабель) и тремя биографиями Льва Троцкого, Александры Коллонтай, Владимира Маяковского, в которых расставлены акценты над утопическими убеждениями этих деятелей.
Несмотря на сумбурность и мозаичность повествования, «Великая русская революция. 1905−1921» — безусловно, работа занимательная и новаторская. Марк Стейнберг — настоящий исследователь, а не популяризатор или компилятор, новизна материала ощущается в каждом разделе, но особенно в частях, посвящённых «улице» и «женщине в деревне». Монография Стейнберга, вне всяких сомнений, будет интересна любителям истории.