Судьба военнопленных советской армии в нацистских лагерях — одна из наиболее трагических страниц в летописи Второй мировой. Согласно данным немецких источников, более пяти с половиной миллионов военнослужащих СССР оказались в плену Третьего рейха. Из них более трёх миллионов за время войны погибли от болезней, голода и издевательств.
Любое событие прошлого, даже самое жуткое и катастрофическое, поднимает вопросы для историков. Насколько хорошо мы знакомы со структурой немецких, а также финских, румынских и других концентрационных лагерей для военнопленных? Как на пребывании советских солдат в плену отражался национальный вопрос? Каковы были особенности положения женщин-красноармеек, оказавшихся во вражеских концлагерях? И каким образом в местах содержания пленных был налажен быт и служба медицинской помощи?
Арон Шнеер в своём новом исследовании, выпущенном в издательстве «Пятый Рим», пытается ответить на эти и многие другие вопросы, малоизученные в отечественной историографии. Приобрести книгу можно на сайте издательства. VATNIKSTAN публикует фрагмент монографии, проливающей свет на самые тяжёлые эпизоды истории Великой Отечественной войны.
Массовая смертность в результате эпидемий тифа в 1941–1942 годах
Там будет плач и скрежет зубовный.
Матфей 8:12
Массовую смерть советских военнопленных вызвала эпидемия сыпного тифа, предопределённая условиями содержания, на которые советские военнопленные были обречены политикой германского нацистского и военного руководства. Эпидемия разразилась в октябре 1941 года и свирепствовала до лета 1942 года. Предшествовало тифу повальное заболевание дизентерией, вспыхнувшей в условиях абсолютной антисанитарии, царившей в лагерях.
Первые лагеря, созданные на территории Германии и Польши и тем более на оккупированной территории Советского Союза, не были подготовлены к приёму пленных. По свидетельству немецкого чиновника Дорша, в начале июля 1941 года посетившего лагерь в Минске, более 100 тысяч советских военнопленных находились на такой ограниченной территории, что едва могли шевелиться, и вынуждены были отправлять естественные надобности там, где стояли или сидели. Но даже примитивные уборные не могли удовлетворить потребности тысяч людей, находившихся в лагерях. Одной из причин антисанитарного состояния лагерных бараков являлось истощение многих пленных до такой степени, что они «были не в состоянии выйти из бараков по естественным надобностям, оправлялись под себя».
Наказание за подобное нарушение следовало незамедлительно. В Гомельском лагере, если полицейские и немцы находили того, кто оправился в бараке, его подвергали изощрённым издевательствам. «Виновника» привязывали к столбу, а к лицу подвешивали банку с испражнениями. Так он должен был простоять 12 часов, а иногда и больше. Причём одни полицейские наносили удары палкой, другие резиновой плёткой или же проволокой. Многие, и без того потерявшие всякие силы, не выдерживали — умирали.
С. Ф. Шумский был свидетелем того, как в декабре 1941 года один из военнопленных оправился около забора лагеря. Это увидели проходивший немецкий офицер и русский комендант лагеря Кардаков. По приказу немца и Кардакова, полицейский до пояса раздел пленного, привязал его к столбу и начал избивать палкой. «Я насчитал 35 ударов, которые нанёс полицейский по обнаженному телу этого человека. Измученный, потерявший силы, он не мог стоять на ногах, повис на поясе, которым он был привязан к столбу. Этого военнопленного забили до смерти».
Интересное неожиданное наблюдение и вывод ещё об одной причине антисанитарного состояния в лагерях сделал Б. Н. Соколов. Он говорит о различии в национальном характере и образе жизни. «Немцам, с их педантичной любовью к санитарии, кажется, что пренебрежение чистотой уборных граничит с бунтом и потрясением основ. Но мы на это смотрим по-другому. Известно, что у нас общественные уборные чистотой не блещут, и это не только никого не возмущает, а просто этого и не видят».
В некоторых лагерях было много пленных из среднеазиатских республик. По словам Б. Н. Соколова, «некоторым военнослужащим Красной Армии Коран прямо предписывает справлять свои надобности на землю, вытирать соответствующее место, если нет воды, землёй, а голову при этом накрывать халатом. Вместо халата, вероятно, можно использовать шинель… Поэтому так велико бывало удивление последователей Магомета, когда за соблюдение заповеди иногда следовал увесистый удар дубиной». В некоторых лагерях, например в Дрогобычском, не было даже примитивных уборных, поэтому военнопленные оправлялись в бараках в специальные кадушки, которые не выносились сутками. Вонь в бараках стояла невыносимая.
В лагерях для советских военнопленных не было никаких подтирочных средств. Как свидетельствуют бывшие пленные, для этой цели использовались трава, тряпки, пальцы, редко газеты и тому подобное. Однако даже до плена с бумагой на фронте были проблемы, и часто для гигиенических целей использовались немецкие листовки.
Почти во всех лагерях на оккупированной территории СССР до конца 1942 года смена одежды, белья не производилась, поэтому большинство пленных донашивали то, в чём попали в плен. Они ходили в почерневшем от грязи и полуистлевшем на них белье, на ногах рваная обувь, а некоторые босиком. Правда, порой немцы находили «оригинальное решение» этой проблемы. Из отчёта о деятельности Мариупольской гарнизонной комендатуры 1/853 от 29.10.1941 года мы узнаём, что «в лагере военнопленных в настоящее время содержится восемь тысяч русских пленных. Восемь тысяч евреев были экзекутированы службой безопасности СД. Еврейская одежда, бельё и так далее было собрано гарнизонной комендатурой и после чистки передано в военный госпиталь, лагерь для военнопленных и роздано фольксдойчам». Можно с уверенностью сказать, что после тщательного отбора лучшее забрали немцы, а некоторые военнопленные получили одежду расстрелянных евреев. Таким образом, мёртвые, как неоднократно случалось в лагерях, спасали или продлевали жизнь живым.
Зимой в некоторых лагерях военнопленные напоминали «уродливые шарообразные фигуры». Это военнопленные, у которых не было шинелей, чтобы не мёрзнуть, обматывали себя соломой, засовывая её под гимнастёрку и брюки; другие делали иначе: обматывали себя соломой поверх надетых на них лохмотьев и обвязывались шпагатом или проволокой.
Все бывшие военнопленные вспоминают, что в лагерных бараках было трудно дышать от смрада гноящихся ран ещё живых, а также и неубранных мёртвых, и просто от массы немытых тел и мокрой, грязной одежды. До конца 1942 года в большинстве лагерей на оккупированной территории СССР не было даже примитивных умывальников. Военнопленные не мылись месяцами. По словам Б. Н. Соколова: не только потому, что мыться негде, но и «нет потребности. На истощённый организм вода, даже на лицо, действует как болезненный шок». «Страх перед холодной водой, вынесенный оттуда, сохранился у меня и потом», — пишет Соколов.
Бань в лагерях на оккупированной территории СССР, а также в большинстве лагерей на территории Польши и Германии в 1941–1942 годов не было, поэтому все без исключения военнопленные были завшивлены.
Ф. Я. Черон рассказывает, как уже в августе 1941 года развелось такое количество вшей, что утром с выходивших из земляных убежищ вши сыпались на землю, и весь песок двигался. «Трудно поверить, что это не песок шевелится, а сплошная пелена вшей на песке. Они ходили как бы волнами. Кто днём освобождался от вшей хоть в какой-то мере, тот не хотел идти в убежища, не хотел захватить лишнюю сотню заедавших насмерть вшей».
Массовые случаи смерти от эпидемий зафиксированы уже летом 1941 года. Практически невозможно отделить смертность от голода от смертности от дизентерии, тифа и других заболеваний. Все факторы существовали и взаимодействовали одновременно, усугубляя друг друга.
В Дулаге № 131, в Бобруйске, только в ноябре из 158 тысяч военнопленных умерли 14 777 человек, более 9%.
В Гомельском лагере в декабре 1941 года — январе—феврале 1942 года смертность доходила до тысячи человек в сутки. Умерших было так много, что из них стали образовываться горы трупов.
В окрестностях Риги за 1941 год умерли 28 тысяч советских военнопленных, а в 1942 году — 51 500 человек.
В лагере Рава-Русская с июня 1941 года по апрель 1942 года из 18 тысяч человек умерли 15 тысяч.
В Польше неподалёку от города Остров-Мазовецкий в лагере у деревни Гронды с июня по декабрь 1941 года погибли 41 592 человека из общего числа 80–100 тысяч.
В Германии в Шталагах Витцендорф, Эрбке и Берген-Бельзен в декабре ежедневно умирали сотни людей. К февралю 1942 года 90% пленных умерли: «из 20 тысяч умерло 18 тысяч в Берген-Бельзене, 14 тысяч в Витцендорфе, 12 тысяч в Эрбке».
К началу 1942 года от голода и тифа погибло около 47% общего числа советских военнопленных, находившихся в Германии. А сколько на оккупированной территории СССР за тот же период — неизвестно. Не было лагеря, в котором не свирепствовали бы болезни. В бараках больные и здоровые лежали вместе, были дни, когда умирало по 100–150 человек военнопленных. И трупы лежали вместе с живыми до разложения.
Из лагеря Замостье в Польше тифозных больных в начале эпидемии отправляли в лагерь «Норд», где умирающие оказывались в бараках, куда не заходили ни врачи, ни санитары, а только могильщики, чтобы вытащить трупы. Никакого медобслуживания не существовало, даже воды никто не подавал. Все были вычеркнуты из списков живых.
Неоднократно единственным способом «лечения» этих болезней у немцев являлся расстрел. В лагере военнопленных Наумисте, неподалёку от Шауляя, в Литве в 1942 году вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Заболело 1500–2000 человек. Немцы вывезли всех больных в лес и расстреляли.
Часто вместе с больными в целях пресечения эпидемии расстреливали и здоровых. Так было в Шталаге № 347 в Даугавпилсе, в лагерях Витебска, Полоцка, Лиды и других.
Эпидемия не обходила никого. Заболевали даже немцы, работавшие в лагерях. Так, в лагере военнопленных в Борисполе от тифа умер немец — главврач лазарета Эрдхольд.
Погребением умерших занимались специальные команды могильщиков, организованные из военнопленных. Они собирали трупы по всему лагерю. На повозке, в которую вместо лошадей впрягались военнопленные, тела вывозились ко рвам, выкопанным на территории лагеря или неподалёку от него.
Осенью 1941 года в Саласпилсском лагере трупы собирали в специально отведённый для этого сарай, а затем, так как сарай быстро наполнялся, три раза в день вывозили за лагерь в выкопанные рвы. В лагере была сложена песня:
«Мертвецов по утрам таскали
В тот холодный без двери сарай,
Как обойму в порядок складали,
Для отправки готовили в рай.
Грабарям там работы хватало.
В день два раза, а часто и три
С мертвецами повозку возили
Туда, где рылись глубокие рвы».
Вначале тела погребали в одежде, затем стали раздевать. Одежда и обувь мёртвых использовалась живыми. Чаще всего сами пленные раздевали как мёртвых, так и полуживых соседей. Причём многие присматривались заранее к возможному мертвецу, чтобы опередить многочисленных желающих захватить обноски. Часть одежды и обуви немцы собирали на складах и после дезинфекции вновь передавали в пользование пленным. Погребение погибших в лагерях советских военнопленных носило издевательский характер. Это было надругательство даже после смерти. Так, в Гомеле, в тот же ров, куда сбрасывали тела военнопленных, вывозились испражнения. С ноября 1941 года по апрель 1942 года толпы немецких офицеров и солдат собирались у рва, куда сваливались трупы военнопленных, весело смеялись и ради продления удовольствия фотографировали изуродованные побоями, истощённые голодом тела. Такие «экскурсии» немцев ко рвам с трупами были почти ежедневно, как только в город прибывали новые немецкие части.
В местечке Гнивань Винницкой области пристреленных на территории лагеря военнопленных бросали в уборные, после чего ночью вывозили в лес, в ямы, вырытые для нечистот.
В лагере на территории совхоза «Красная стрела» в посёлке Стрелка Краснодарского края умерших военнопленных сбрасывали в котлован, а сверху засыпали навозом. Подобные случаи надругательства над телами погибших были и в других лагерях.
Правда, в приказе Рейнеке «Об обращении с советскими военнопленными» от 24 марта 1942 года определён порядок похорон советских военнопленных в лагерях. Однако он был вызван стремлением скрыть правду о происходящем и откровенно циничен:
«Похороны должны проводиться скромно и просто.
Сообщения по радио и в печати о похоронах запрещаются.
Фотографирование и киносъёмка похорон запрещаются.
Участие немецких военнослужащих в похоронах запрещается.
Отдание воинских почестей запрещается.
В похоронах разрешается участвовать товарищам умершего и тем, кто непосредственно участвует в погребении. Присутствие гражданских лиц запрещается.
Советские военнопленные могут возлагать венки, украшенные только чёрными и белыми лентами.Немецким военнослужащим возлагать венок запрещается.
В погребении могут участвовать священнослужители или их помощники, если они есть в лагере; в случае погребения мусульман, мулла или имам также могут участвовать…
Гробы используются; однако каждый труп (без одежды, если она ещё пригодна к употреблению) должен быть обёрнут в жёсткую бумагу или другой подобный материал.
В массовых могилах трупы должны быть уложены ровными рядами… На каждом трупе должна быть бирка идентификации (лагерный номер военнопленного. — А. Ш.)
На кладбищах могилы должны располагаться отдельно, не нарушая последовательность могил других военнопленных.
Если это возможно, кремация разрешается. В этом случае лагерь должен иметь списки кремированных».
Сотни тысяч советских военнопленных находились в лагерях на территории самой Германии. Напуганное возможным распространением эпидемий среди немецкого населения, санитарное управление распорядилось проводить санитарную обработку военнопленных, прибывающих на территорию Германии из других лагерей. Впервые эта процедура стала проводиться в конце августа — начале сентября 1941 года.
Однако, как свидетельствует в своём рапорте 9 декабря 1941 года зондерфюрер Е. Кумминг, «методы борьбы со вшами не на высоте. Пленные жалуются, что и после санобработки вши остаются. Из-за опасности сыпного тифа (в Люблине в середине ноября было закрыто 26 улиц, в Замосце в данный момент сыпной тиф, то же в Шталаге Влодзимеж) это представляет угрозу и для служащих вермахта.
Предложение: полное обривание волос по всему телу, аккуратная чистка одежды. Трофейные русские дезинсекционные агрегаты (butschilny apparat — агрегат в грузовике, производящий дезинфекцию с помощью горячего воздуха) должны быть переданы в Офлаги и Шталаги. Так как весной сыпной тиф в России принимает характер эпидемии, это вопрос должен быть объявлен первоочередным уже сейчас».
Первые дезинсекционные установки для уничтожения вшей — главных переносчиков сыпного тифа, появились в лагерях в начале 1942 года, в частности в Берген-Бельзене. Вот как описывает процедуру дезинфекции Ф. Я. Черон:
«…Приказали готовиться к санитарной чистке всей одежды от вшей, дезинфекции тела, стрижке и мытью. Для большинства это было первое мытьё тёплой водой с момента попадания в плен. Для обработки использовались специально выстроенные здания со своим штатом обслуживающих. В данном случае обслуживающими были солдаты. Группами в 75–100 человек, в зависимости от помещения, вводили в барак и приказывали раздеться догола и положить свои вещи в общую кучу. Потом подкатывали тележки, грузили всю одежду на них и увозили. Обслуживающий персонал был в спецформе. Обувь не всегда забирали, но в этот первый раз забрали и обувь для дезинфекции. Нас группами уводили принимать душ и давали по маленькому кусочку мыла. Первым группам доставалась ещё горячая вода, но последним пришлось мыться чуть тёплой. Перед уводом в душ всех стригли под машинку, удаляя волосы на всём теле. После душа отводили в другую комнату, чтобы не смешивать „вшивых“ с „безвшивыми“. Барачные комнаты не отапливались, и мокрое тело высыхало, дрожа на холоде. Страшно было смотреть на живые трупы, у которых остались кожа и кости, а живот прирос к позвоночнику. Процедура вошебойки продолжалась, по крайней мере, три—четыре часа. Вшей убивали одновременно температурой и газом. Мне кажется, хлорным, потому что он резал глаза до слёз. Перед тем как допустить до одежды, обсыпали все вшивые места тела каким-то порошком, а иногда какой-то жидкостью, которая, казалась, сжигала всё тело. Голову тоже посыпали. Потом вводили в жаровню, где прокалённое обмундирование лежало кучами, было ещё горячим. Санобработка с прокаливанием одежды продолжалась во всех последующих лагерях и в рабочих командах до тех пор, пока вши не были уничтожены. Прошло не меньше года, а в некоторых случаях и дольше, пока избавились от вшей. Последний раз ходил на эту обработку в начале 1943 года. Обыкновенно всю команду выстраивали, приказывали раздеться до пояса, и охранники осматривали под мышками и в рубцах одежды. Если находили одну вошь, то всю команду вели на санобработку».
В некоторых лагерях на территории Германии были созданы бани, и военнопленные стали регулярно мыться. Причём если бани в лагере отсутствовали, то военнопленных водили или возили в баню ближайшего города в специально отведённый для этого день.
Все эти шаги были вынужденными мерами и вовсе не диктовались заботой о советских военнопленных, поставленных вне закона. Однако таким образом в 1943 году с вшивостью в лагерях для советских военнопленных на территории Германии было покончено.
Летом 1942 года санитарная обработка стала проводиться и в некоторых лагерях на оккупированной территории Советского Союза.
Проблемой в лагерях, особенно расположенных на оккупированной территории СССР, стали стрижка и бритьё. Причём бриться было особенно необходимо и потому что «бороды отпускать нельзя, так как бородатых немцы считают евреями». Все военнопленные вспоминают, что для бритья использовали любые режущие, острые предметы: обломки лезвий, ножей, куски бутылочного и другого стекла, которыми скребли себе щёки и подбородок. Нередко даже прибегали к опаливанию отросшей бороды головешкой. По словам военнопленных, бритва в лагере — это роскошь. Её пытались раздобыть разными способами, появление бритвы в лагере было праздником. С. М. Фишер рассказывает, что однажды немец-охранник принёс безопасную бритву с обломленной ручкой и пять уже использованных лезвий. Пленные их отточили в стакане, и они стали вполне пригодными. Затем лезвия выпрашивали у шофёров, привозивших грузы на строительную площадку. Они отдавали лезвия, которым «дорога была в мусорный ящик», за это пленные мыли шоферам машины. Оплачивалось в лагере и бытовое обслуживание. За бритьё «давали половинку сигареты, кусочек хлеба — на раз укусить, кусочек сахара, гривенник» . В конце 1942 года во всех лагерях появились официальные парикмахеры из числа военнопленных, которые были обязаны стричь и брить своих товарищей.
Книгу «Плен. Солдаты и офицеры Красной Армии в немецком плену» можно заказать на сайте издательства «Пятый Рим».
Читайте также фрагмент книги Татьяны Бочаровой о восстании рабочих в Новочеркасске.