«Анора». Как американско-российское драмеди нарушает правила жанра

Рос­сий­ско-аме­ри­кан­ское дра­ме­ди «Ано­ра» пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке на Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле — но ещё до пре­мье­ры фильм нарек­ли одним из глав­ных собы­тий года. В ито­ге лен­та полу­чи­ла «Золо­тую паль­мо­вую ветвь», а зри­тель­ный зал руко­плес­кал съё­моч­ной коман­де восемь минут.

Юра Бори­сов во вре­мя ова­ций на Канн­ском кинофестивале

При этом фильм во мно­гом пара­док­са­лен: режис­сёр — аме­ри­ка­нец, про­дю­се­ры — тоже аме­ри­кан­цы, а вот актёр­ский состав — пре­иму­ще­ствен­но рос­сий­ский. «Ано­ру» сни­ма­ли в Нью-Йор­ке и Лас-Вега­се летом 2023 года, что в новых поли­ти­че­ских усло­ви­ях кажет­ся почти невоз­мож­ным. Такой выбор был осо­знан­ным. Испол­ни­тель одной из глав­ных ролей Юра Бори­сов рас­ска­зы­вал, что режис­сёр при­гла­сил его лично:

«Про­бы на этот фильм никак не про­хо­ди­ли, мне позво­нил Шон Бей­кер и позвал делать кино вме­сте. А потом через какое-то вре­мя мы встре­ти­лись с ним в Нью-Йор­ке, ста­ли бол­тать и что-то при­ду­мы­вать. Спро­сил его, кто будет играть роль Вани, он ска­зал, что пока не зна­ет. Я пред­ло­жил ему позна­ко­мить­ся с Мар­ком, и так он и попал в фильм».

17 октяб­ря «Ано­ра» вышла в рос­сий­ский про­кат и за пер­вый уикенд собра­ла 55,5 мил­ли­о­на руб­лей, что для фести­валь­но­го и во мно­гом арт­ха­ус­но­го кино — отлич­ный резуль­тат. Рас­ска­зы­ва­ем, каким полу­чил­ся фильм и поче­му зри­те­ли по все­му миру встре­ча­ют его так тепло.


Новое прочтение классического сюжета

Завяз­ка филь­ма стро­ит­ся на ста­рой как мир фор­му­ле о люб­ви меж­ду людь­ми из раз­ных миров — прав­да, с поправ­кой на совре­мен­ность. Эро­ти­че­ская тан­цов­щи­ца Ано­ра, или про­сто Эни (в испол­не­нии Май­ки Мэди­сон, кото­рую зри­тель может пом­нить по роли участ­ни­цы куль­та Мэн­со­на в лен­те «Одна­жды… в Гол­ли­ву­де» — имен­но она погиб­ла от огне­мё­та Рика Дал­то­на), из Нью-Йор­ка зна­ко­мит­ся и в ско­ром вре­ме­ни выхо­дит замуж за обес­пе­чен­но­го юно­шу Ваню Заха­ро­ва (Марк Эйдель­ш­тейн). Ваня не так прост — он сын таин­ствен­но­го рос­сий­ско­го оли­гар­ха. Недо­воль­ные выбо­ром неве­сты роди­те­ли вме­ши­ва­ют­ся и пыта­ют­ся разо­рвать брак: отправ­ля­ют трёх надёж­ных ребят на поис­ки Вани.

«Ано­ра» — это не ответ «Кра­сот­ке» и даже не её новое про­чте­ние (хотя пас­хал­ки к леген­дар­ной лен­те при­сут­ству­ют): ста­тус и жиз­нен­ные уста­нов­ки глав­ных геро­ев не соот­вет­ству­ют поло­же­нию пер­со­на­жей ста­рой лен­ты. Глав­ная геро­и­ня отнюдь не про­сти­тут­ка, а глав­ный герой — не само­до­ста­точ­ный и обес­пе­чен­ный муж­чи­на, а, напро­тив, инфан­тиль­ный моло­дой чело­век, кото­рый пред­по­чи­та­ет лёг­кие удовольствия.

Каза­лось бы, отно­ше­ния глав­ных геро­ев обре­че­ны изна­чаль­но: вопрос лишь в том, смо­жет ли Ваня про­явить силу или про­дол­жит плыть по тече­нию (что в его слу­чае более веро­ят­но). Зри­тель почти навер­ня­ка заду­ма­ет­ся, зачем глав­ная геро­и­ня пошла на этот шаг? Осо­бен­но с учё­том того, с само­го нача­ла её пока­зы­ва­ют как осо­знан­ную взрос­лую девуш­ку, спо­соб­ную при­ни­мать взве­шен­ные решения.

Пожа­луй, ответ на этот вопрос и дела­ет кар­ти­ну заслу­жи­ва­ю­щей про­смот­ра. Не про­го­ва­ри­вая пря­мо, а с помо­щью тон­ких нюан­сов, фильм пока­зы­ва­ет жизнь и рабо­ту Ано­ры. Посте­пен­но ста­но­вит­ся ясно, поче­му девуш­ка была гото­ва ухва­тить­ся за этот билет в жизнь, хотя пре­крас­но пони­ма­ла все рис­ки. После ноч­ной сме­ны она едет домой на мет­ро, живёт в доме со стар­шей сест­рой и её бой­френ­дом, на рабо­те вынуж­де­на не про­сто обслу­жи­вать, а само­сто­я­тель­но завле­кать часто не самых при­ят­ных муж­чин. В такой ситу­а­ции брак с юным и даже откро­вен­но недаль­но­вид­ным гуля­кой уже не кажет­ся глу­пой зате­ей — осо­бен­но если чув­ства с его сто­ро­ны вро­де бы насто­я­щие. Соб­ствен­но, прав­до­по­доб­ность глав­ной геро­и­ни и застав­ля­ют верить в фильм, не рас­смат­ри­вая его как «Жизнь насе­ко­мых» или дру­гой под­жанр исто­рий про «белых людей».


Визуальный стиль и источники вдохновения

При про­смот­ре созда­ёт­ся стой­кое ощу­ще­ние, что фильм отсы­ла­ет к совре­мен­но­му рос­сий­ско­му фести­валь­но­му кино. Общий уро­вень без­на­дёж­но­сти, про­ис­хо­дя­щей на экране, вку­пе с актив­ным исполь­зо­ва­ни­ем серых и тём­ных цве­тов в заклю­чи­тель­ной части кар­ти­ны напо­ми­на­ет «Леви­а­фан» Андрея Звя­гин­це­ва. Алек­сей Сереб­ря­ков в одной из глав­ных ролей толь­ко уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние. Одна­ко если такое срав­не­ние выгля­дит несколь­ко пре­уве­ли­чен­ным, то общая фабу­ла филь­ма — поиск про­пав­ше­го ребён­ка, убе­жав­ше­го от холод­но­го без­раз­ли­чия со сто­ро­ны роди­те­лей, — уже пере­кли­ка­ет­ся с «Нелю­бо­вью» того же режис­сё­ра. Неслу­чай­но в финаль­ной части лен­ты выпа­да­ет снег, буд­то наме­кая на идей­ных род­ствен­ни­ков по кино­це­ху. Отли­чие от послед­не­го филь­ма, пожа­луй, в том, что поте­рян­но­го ребён­ка всё же нахо­дят, но едва ли мож­но ска­зать, что это дела­ет кар­ти­ну более опти­ми­стич­ной. Впро­чем, оби­лие ярких кра­сок, хорео­гра­фии и юмо­ри­сти­че­ских эпи­зо­дов несколь­ко пре­об­ра­жа­ет общую кар­ти­ну — жан­ро­во её нель­зя отне­сти к дра­мам. Ско­рее, это дра­ме­ди или трагикомедия.

Опе­ра­тор­ская рабо­та выпол­не­на на высо­ком уровне и отлич­но справ­ля­ет­ся с плав­ным «пере­клю­че­ни­ем» жан­ров: откро­вен­но коме­дий­ные эле­мен­ты раз­во­ра­чи­ва­ют­ся на фоне общей тра­ге­дии, эпи­зо­ды с раз­ным настро­е­ни­ем посто­ян­но чередуются.

Сто­ит заме­тить, что фильм луч­ше смот­реть на язы­ке ори­ги­на­ла с суб­тит­ра­ми, то есть на англий­ском. В ином слу­чае теря­ет­ся пони­ма­ние неко­то­рых момен­тов, свя­зан­ных с ком­му­ни­ка­ци­ей геро­ев и игрой слов. Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на трёх язы­ках: рус­ском, англий­ском и армян­ском, поэто­му дуб­ляж нано­сит серьёз­ный урон по вос­при­я­тию кар­ти­ны, пре­вра­щая её в плохую вер­сию «Пись­ма япон­ско­му другу».


Международный актёрский состав

Веду­щие роли в «Ано­ре» испол­ня­ют аме­ри­кан­ские, рос­сий­ские и армян­ские актё­ры. Как уже упо­мя­ну­то во вве­де­нии, на мно­гие роли кастин­га не было — актё­ры при­шли по лич­но­му при­гла­ше­нию режис­сё­ра. Интер­на­ци­о­наль­ный состав даёт лен­те сра­зу несколь­ко пре­иму­ществ: поз­во­ля­ет добить­ся уни­каль­но­го мно­го­го­ло­сия из раз­ных акцен­тов и помо­га­ет вос­со­здать на экране насто­я­щий диа­лог раз­ных культур.

«Паро­во­зом» филь­ма, без­услов­но, высту­па­ет Май­ки Мэди­сон в роли Ано­ры-Эни, кото­рая одно­вре­мен­но отве­ча­ет и за дра­ма­ти­че­скую, и за коме­дий­ную, и за хорео­гра­фи­че­скую часть. Для неё это не пер­вая глав­ная роль: актри­са игра­ла одну из веду­щих ролей в сери­а­ле «Всё к луч­ше­му» и в сле­ше­ре «Крик 5». К роли Мэди­сон гото­ви­лась серьёз­но: бра­ла уро­ки рус­ско­го язы­ка, учи­лась тан­це­вать, а ещё — чита­ла мему­а­ры тан­цов­щи­цы и эскорт­ни­цы Андреи Вер­хун, кото­рая в ито­ге ста­ла кон­суль­тант­кой фильма.

Если роль Мэди­сон уни­вер­саль­на, то ответ­ствен­ны­ми за гэги в филь­ме высту­па­ют армян­ские пер­со­на­жи в испол­не­нии Каре­на Кара­гу­ля­на и Ваче Тов­ма­ся­на. Пер­вый, к сло­ву, зна­ком с режис­сё­ром Шоном Бей­ке­ром по дру­го­му его филь­му — «Про­ект „Фло­ри­да“». Юра Бори­сов игра­ет про­сто­го пар­ня с обострён­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти: его пер­со­наж Игорь живёт на Брай­тоне в квар­ти­ре бабуш­ки, под­ра­ба­ты­вая в обес­пе­чен­ной семье.

Испол­ни­те­ля глав­ной роли — Мар­ка Эйдель­ш­тей­на — настоль­ко часто срав­ни­ва­ют с Тимо­ти Шала­ме, что это уже мове­тон. Поло­ви­ну филь­ма Марк отсут­ству­ет, а дру­гую — либо закрыт от зри­те­ля с голо­вой, либо огра­ни­чи­ва­ет­ся ролью затор­мо­жен­но­го и немно­го­слов­но­го гей­ме­ра. Впро­чем, что ни кап­ли не ума­ля­ет его таланта.

Алек­сей Сереб­ря­ков отлич­но справ­ля­ет­ся с пре­об­ра­же­ни­ем в рос­сий­ско­го оли­гар­ха. Хотя его пер­со­наж немно­го­сло­вен, актё­ру уда­ёт­ся пере­во­пло­тить­ся в «мужи­ка», кото­ро­го не спря­тать за лич­ным само­лё­том и доро­гим костю­мом. Его образ замет­но кон­тра­сти­ру­ет с оде­той «в послед­нюю кол­лек­цию» гла­мур­ной супру­гой, кото­рая един­ствен­ная все­рьёз оза­бо­че­на поступ­ком сына. Как Сереб­ря­ков отлич­но отыг­рал кари­ка­тур­но­го оли­гар­ха, выбив­ше­го­ся с низов, так и Дарья Ека­ма­со­ва отлич­но впи­са­лась в амплуа стер­вы, кото­рая упи­ва­ет­ся соб­ствен­ным статусом.


Основной посыл

Зна­чи­тель­ное при­сут­ствие армян­ских геро­ев в филь­ме обос­но­вы­ва­ет­ся его интер­на­ци­о­наль­ным посы­лом. Будучи оди­на­ко­во при­выч­ным явле­ни­ем на обо­их мате­ри­ках, сво­ей хариз­мой они свя­зы­ва­ют друг с дру­гом две очень раз­ные стра­ны и две культуры.

Впро­чем, тема вза­и­мо­дей­ствия куль­тур — цен­траль­ная для «Ано­ры», а пото­му про­яв­ля­ет­ся она не толь­ко в интер­на­ци­о­наль­ном актёр­ском соста­ве. На про­тя­же­нии все­го про­смот­ра воз­ни­ка­ет мысль, буд­то рос­сий­ско-аме­ри­кан­ский фильм пыта­ет­ся доне­сти до зри­те­ля неко­то­рое посла­ние. Рос­сий­ские актё­ры под руко­вод­ством аме­ри­кан­ско­го режис­сё­ра игра­ют рус­ских в США, фильм про­пи­тан эле­мен­та­ми совре­мен­ной рос­сий­ской куль­ту­ры: герой дарит воз­люб­лен­ной шубу из рус­ско­го собо­ля, в куль­ми­на­ци­он­ной сцене игра­ет англо­языч­ная вер­сия пес­ни «Я сошла с ума», а один из геро­ев при­кла­ды­ва­ет к сло­ман­но­му носу замо­ро­жен­ные пельмени.

И всё это под­чёр­ки­ва­ет рели­гия, кото­рую испо­ве­ду­ет не толь­ко извест­ный сло­вац­кий эми­грант Энди Уор­хол, но и глав­ные герои филь­ма: отпрыск вме­сте с роди­те­ля­ми, их дру­зья армяне — это гре­ко-визан­тий­ское като­ли­че­ство. Поче­му выбор пал имен­но на эту кон­фес­сию? Зачем в прин­ци­пе доба­ви­ли рели­ги­оз­ную тема­ти­ку? Храм, где ведёт служ­бу армя­нин Торос, укра­шен ико­на­ми, но люди в нём сидят на лав­ках и носят стран­ные для тако­го места като­ли­че­ские кре­сты. Веро­ят­но, такой выбор был обу­слов­лен иде­ей оче­ред­ной раз обра­тить вни­ма­ние на уни­каль­ный син­тез это­го кино, где запад­ное гар­мо­нич­но суще­ству­ет вме­сте с восточным.

«Ано­ра» не созда­ёт впе­чат­ле­ние шедев­ра — это про­сто хоро­шая кар­ти­на с понят­ным соци­аль­ным выска­зы­ва­ни­ем, посвя­щён­ная пред­ста­ви­те­лям мар­ги­наль­но­го слоя обще­ства. Частич­но это объ­яс­ня­ет, каким обра­зом фильм выиг­рал золо­тую ветвь Канн­ско­го фести­ва­ля: эта на пер­вый взгляд любов­ная дра­ма в дей­стви­тель­но­сти пока­зы­ва­ет реаль­ность на сты­ке двух миров (бога­тых и бед­ных) и двух куль­тур (рос­сий­ской и аме­ри­кан­ской). «Ано­ра» — это хоро­шая, во мно­гом смеш­ная и раз­вле­ка­тель­ная, но при этом не пустая лен­та, кото­рая не боит­ся нару­шать пра­ви­ла жанра.


Фото: youtube.com, kinopoisk.ru


Читай­те так­же «„Крас­ная угро­за“: Рос­сия и рус­ские сверх­лю­ди в ино­стран­ных комиксах»

Поделиться