Российско-американское драмеди «Анора» представили публике на Каннском кинофестивале — но ещё до премьеры фильм нарекли одним из главных событий года. В итоге лента получила «Золотую пальмовую ветвь», а зрительный зал рукоплескал съёмочной команде восемь минут.
При этом фильм во многом парадоксален: режиссёр — американец, продюсеры — тоже американцы, а вот актёрский состав — преимущественно российский. «Анору» снимали в Нью-Йорке и Лас-Вегасе летом 2023 года, что в новых политических условиях кажется почти невозможным. Такой выбор был осознанным. Исполнитель одной из главных ролей Юра Борисов рассказывал, что режиссёр пригласил его лично:
«Пробы на этот фильм никак не проходили, мне позвонил Шон Бейкер и позвал делать кино вместе. А потом через какое-то время мы встретились с ним в Нью-Йорке, стали болтать и что-то придумывать. Спросил его, кто будет играть роль Вани, он сказал, что пока не знает. Я предложил ему познакомиться с Марком, и так он и попал в фильм».
17 октября «Анора» вышла в российский прокат и за первый уикенд собрала 55,5 миллиона рублей, что для фестивального и во многом артхаусного кино — отличный результат. Рассказываем, каким получился фильм и почему зрители по всему миру встречают его так тепло.
Новое прочтение классического сюжета
Завязка фильма строится на старой как мир формуле о любви между людьми из разных миров — правда, с поправкой на современность. Эротическая танцовщица Анора, или просто Эни (в исполнении Майки Мэдисон, которую зритель может помнить по роли участницы культа Мэнсона в ленте «Однажды… в Голливуде» — именно она погибла от огнемёта Рика Далтона), из Нью-Йорка знакомится и в скором времени выходит замуж за обеспеченного юношу Ваню Захарова (Марк Эйдельштейн). Ваня не так прост — он сын таинственного российского олигарха. Недовольные выбором невесты родители вмешиваются и пытаются разорвать брак: отправляют трёх надёжных ребят на поиски Вани.
«Анора» — это не ответ «Красотке» и даже не её новое прочтение (хотя пасхалки к легендарной ленте присутствуют): статус и жизненные установки главных героев не соответствуют положению персонажей старой ленты. Главная героиня отнюдь не проститутка, а главный герой — не самодостаточный и обеспеченный мужчина, а, напротив, инфантильный молодой человек, который предпочитает лёгкие удовольствия.
Казалось бы, отношения главных героев обречены изначально: вопрос лишь в том, сможет ли Ваня проявить силу или продолжит плыть по течению (что в его случае более вероятно). Зритель почти наверняка задумается, зачем главная героиня пошла на этот шаг? Особенно с учётом того, с самого начала её показывают как осознанную взрослую девушку, способную принимать взвешенные решения.
Пожалуй, ответ на этот вопрос и делает картину заслуживающей просмотра. Не проговаривая прямо, а с помощью тонких нюансов, фильм показывает жизнь и работу Аноры. Постепенно становится ясно, почему девушка была готова ухватиться за этот билет в жизнь, хотя прекрасно понимала все риски. После ночной смены она едет домой на метро, живёт в доме со старшей сестрой и её бойфрендом, на работе вынуждена не просто обслуживать, а самостоятельно завлекать часто не самых приятных мужчин. В такой ситуации брак с юным и даже откровенно недальновидным гулякой уже не кажется глупой затеей — особенно если чувства с его стороны вроде бы настоящие. Собственно, правдоподобность главной героини и заставляют верить в фильм, не рассматривая его как «Жизнь насекомых» или другой поджанр историй про «белых людей».
Визуальный стиль и источники вдохновения
При просмотре создаётся стойкое ощущение, что фильм отсылает к современному российскому фестивальному кино. Общий уровень безнадёжности, происходящей на экране, вкупе с активным использованием серых и тёмных цветов в заключительной части картины напоминает «Левиафан» Андрея Звягинцева. Алексей Серебряков в одной из главных ролей только усиливает впечатление. Однако если такое сравнение выглядит несколько преувеличенным, то общая фабула фильма — поиск пропавшего ребёнка, убежавшего от холодного безразличия со стороны родителей, — уже перекликается с «Нелюбовью» того же режиссёра. Неслучайно в финальной части ленты выпадает снег, будто намекая на идейных родственников по киноцеху. Отличие от последнего фильма, пожалуй, в том, что потерянного ребёнка всё же находят, но едва ли можно сказать, что это делает картину более оптимистичной. Впрочем, обилие ярких красок, хореографии и юмористических эпизодов несколько преображает общую картину — жанрово её нельзя отнести к драмам. Скорее, это драмеди или трагикомедия.
Операторская работа выполнена на высоком уровне и отлично справляется с плавным «переключением» жанров: откровенно комедийные элементы разворачиваются на фоне общей трагедии, эпизоды с разным настроением постоянно чередуются.
Стоит заметить, что фильм лучше смотреть на языке оригинала с субтитрами, то есть на английском. В ином случае теряется понимание некоторых моментов, связанных с коммуникацией героев и игрой слов. Действие разворачивается на трёх языках: русском, английском и армянском, поэтому дубляж наносит серьёзный урон по восприятию картины, превращая её в плохую версию «Письма японскому другу».
Международный актёрский состав
Ведущие роли в «Аноре» исполняют американские, российские и армянские актёры. Как уже упомянуто во введении, на многие роли кастинга не было — актёры пришли по личному приглашению режиссёра. Интернациональный состав даёт ленте сразу несколько преимуществ: позволяет добиться уникального многоголосия из разных акцентов и помогает воссоздать на экране настоящий диалог разных культур.
«Паровозом» фильма, безусловно, выступает Майки Мэдисон в роли Аноры-Эни, которая одновременно отвечает и за драматическую, и за комедийную, и за хореографическую часть. Для неё это не первая главная роль: актриса играла одну из ведущих ролей в сериале «Всё к лучшему» и в слешере «Крик 5». К роли Мэдисон готовилась серьёзно: брала уроки русского языка, училась танцевать, а ещё — читала мемуары танцовщицы и эскортницы Андреи Верхун, которая в итоге стала консультанткой фильма.
Если роль Мэдисон универсальна, то ответственными за гэги в фильме выступают армянские персонажи в исполнении Карена Карагуляна и Ваче Товмасяна. Первый, к слову, знаком с режиссёром Шоном Бейкером по другому его фильму — «Проект „Флорида“». Юра Борисов играет простого парня с обострённым чувством справедливости: его персонаж Игорь живёт на Брайтоне в квартире бабушки, подрабатывая в обеспеченной семье.
Исполнителя главной роли — Марка Эйдельштейна — настолько часто сравнивают с Тимоти Шаламе, что это уже моветон. Половину фильма Марк отсутствует, а другую — либо закрыт от зрителя с головой, либо ограничивается ролью заторможенного и немногословного геймера. Впрочем, что ни капли не умаляет его таланта.
Алексей Серебряков отлично справляется с преображением в российского олигарха. Хотя его персонаж немногословен, актёру удаётся перевоплотиться в «мужика», которого не спрятать за личным самолётом и дорогим костюмом. Его образ заметно контрастирует с одетой «в последнюю коллекцию» гламурной супругой, которая единственная всерьёз озабочена поступком сына. Как Серебряков отлично отыграл карикатурного олигарха, выбившегося с низов, так и Дарья Екамасова отлично вписалась в амплуа стервы, которая упивается собственным статусом.
Основной посыл
Значительное присутствие армянских героев в фильме обосновывается его интернациональным посылом. Будучи одинаково привычным явлением на обоих материках, своей харизмой они связывают друг с другом две очень разные страны и две культуры.
Впрочем, тема взаимодействия культур — центральная для «Аноры», а потому проявляется она не только в интернациональном актёрском составе. На протяжении всего просмотра возникает мысль, будто российско-американский фильм пытается донести до зрителя некоторое послание. Российские актёры под руководством американского режиссёра играют русских в США, фильм пропитан элементами современной российской культуры: герой дарит возлюбленной шубу из русского соболя, в кульминационной сцене играет англоязычная версия песни «Я сошла с ума», а один из героев прикладывает к сломанному носу замороженные пельмени.
И всё это подчёркивает религия, которую исповедует не только известный словацкий эмигрант Энди Уорхол, но и главные герои фильма: отпрыск вместе с родителями, их друзья армяне — это греко-византийское католичество. Почему выбор пал именно на эту конфессию? Зачем в принципе добавили религиозную тематику? Храм, где ведёт службу армянин Торос, украшен иконами, но люди в нём сидят на лавках и носят странные для такого места католические кресты. Вероятно, такой выбор был обусловлен идеей очередной раз обратить внимание на уникальный синтез этого кино, где западное гармонично существует вместе с восточным.
«Анора» не создаёт впечатление шедевра — это просто хорошая картина с понятным социальным высказыванием, посвящённая представителям маргинального слоя общества. Частично это объясняет, каким образом фильм выиграл золотую ветвь Каннского фестиваля: эта на первый взгляд любовная драма в действительности показывает реальность на стыке двух миров (богатых и бедных) и двух культур (российской и американской). «Анора» — это хорошая, во многом смешная и развлекательная, но при этом не пустая лента, которая не боится нарушать правила жанра.
Фото: youtube.com, kinopoisk.ru
Читайте также «„Красная угроза“: Россия и русские сверхлюди в иностранных комиксах»