Анек­дот как сати­ри­че­ский жанр, высме­и­ва­ю­щий обще­ствен­ные и поли­ти­че­ские явле­ния, суще­ство­вал дав­но. Даже само сло­во «анек­дот» (от гре­че­ско­го «неиз­дан­ное») полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние после того, как визан­тий­ский писа­тель Про­ко­пий Кеса­рий­ский стал им обо­зна­чать яркие интим­ные рас­ска­зы о жиз­ни и цар­ство­ва­нии импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на. В Совет­ском Сою­зе было мно­го пер­со­на­жей анек­до­тов — и Штир­лиц, и Чапа­ев, и безы­мян­ный чук­ча. Но, навер­ное, самым глав­ным реаль­ным поли­ти­че­ским вождём, кото­рый высме­и­вал­ся анек­до­та­ми, был «доро­гой Лео­нид Ильич».

Их акту­аль­ность ухо­дит в про­шлое, и теперь анек­до­ты для нас — это исто­ри­че­ский источ­ник, эле­мент совет­ско­го фольк­ло­ра. VATNIKSTAN подо­брал харак­тер­ные для бреж­нев­ской эпо­хи анек­до­ты о вожде и, по необ­хо­ди­мо­сти, про­ком­мен­ти­ро­вал неко­то­рые из них.


Вру­ча­ет орден Лени­на совет­ско­му писа­те­лю Оле­сю Гон­ча­ру. 1960 год

«Пашу­ты­лы и хва­тыт!» — ска­зал Бреж­нев, пере­кле­ив бро­ви под нос.

Ком­мен­та­рий. Анек­дот неред­ко дати­ру­ет­ся пер­вы­ми года­ми бреж­нев­ско­го прав­ле­ния. Намё­ки на «реста­ли­ни­за­цию» появи­лись сра­зу же после сме­ще­ния Хру­щё­ва: уже в 1966 году в адрес Бреж­не­ва пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции напи­са­ли кол­лек­тив­ное пись­мо про­тив реа­би­ли­та­ции Ста­ли­на. Так что Бреж­нев уже в ран­них анек­до­тах стре­мил­ся быть похо­жим на Ста­ли­на (как и на Лени­на), хотя, как и пола­га­ет­ся по зако­нам жан­ра, у него это выхо­ди­ло комично.


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Что пред­став­ля­ют собой бро­ви Брежнева?»

Ответ армян­ско­го радио: «Усы Ста­ли­на на выс­шем уровне».

Ком­мен­та­рий. Навер­ное, фено­мен «армян­ско­го радио» как отдель­но­го героя анек­до­тов надо тоже пояс­нить. Как гово­рят, он появил­ся после того, как ере­ван­ский дик­тор ого­во­рил­ся, ска­зав в эфи­ре: «При капи­та­лиз­ме чело­век экс­плу­а­ти­ру­ет чело­ве­ка, а при соци­а­лиз­ме всё про­ис­хо­дит наобо­рот». Так оно было или нет, про­ве­рить уже невоз­мож­но, но бреж­нев­ская эпо­ха — рас­цвет анек­до­тов об армян­ском радио, кото­рое даёт абсурд­ные отве­ты на не менее абсурд­ные вопро­сы слушателей.


При­ви­дел­ся Бреж­не­ву чёрт и спро­сил: «Где дума­е­те пре­бы­вать после смер­ти?» Бреж­нев не рас­те­рял­ся и реши­тель­но отве­тил: «В мав­зо­лее». «Хоро­шо, — ска­зал чёрт, — нач­нём под­го­тов­ку зара­нее». И исчез. Через несколь­ко дней у над­пи­си над вхо­дом в мав­зо­лей Лени­на появи­лись две точ­ки над бук­вой «ё»: «ЛЁНИН».


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Что будет на новом гер­бе СССР?»

Ответ армян­ско­го радио: «Двуб­ро­вый орёл».


На три­буне. 1977 год

Дали по усам, дали по лысине, дадут и по бровям.


Бреж­не­ву позво­ни­ли на Новый год: «С вами гово­рит Фантомас…»

Бреж­нев отве­тил: «Ники­та, пре­кра­ти, а то вышлю из Москвы».

Ком­мен­та­рий. Труд­но дога­дать­ся, о чём анек­дот, если не при­ни­мать во вни­ма­ние исто­ри­че­ский кон­текст. Анек­дот дати­ру­ют 1960-ми года­ми, когда Ники­ту Хру­щё­ва сме­сти­ли с поста пер­во­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС, но «пер­со­наль­ный пен­си­о­нер» остал­ся жить в Москве, где и умер в 1971 году. А образ Фан­то­ма­са (тоже лысо­го, как и Хру­щёв) полу­чил попу­ляр­ность в совет­ском наро­де бла­го­да­ря фран­цуз­ской коме­дий­ной три­ло­гии Андре Юнебеля.


Бреж­нев и пре­зи­дент США Ричард Ник­сон во вре­мя пере­го­во­ров в Вашинг­тоне. 1973 год

Сове­ща­ние в вер­хах. Перекур.

Фран­цуз­ский пре­зи­дент Шарль де Голль выни­ма­ет сереб­ря­ный порт­си­гар. На нём над­пись: «Гене­ра­лу де-Гол­лю — при­зна­тель­ная Франция».

Доста­ёт золо­той порт­си­гар аме­ри­кан­ский пре­зи­дент Лин­дон Джон­сон, на нём гра­ви­ров­ка: «Лин­до­ну — от любя­щей жены!»

Бреж­нев откры­ва­ет усы­пан­ный брил­ли­ан­та­ми пла­ти­но­вый порт­си­гар. На нём над­пись: «Его Импе­ра­тор­ско­му Вели­че­ству Алек­сан­дру II — от рос­сий­ско­го дворянства».


«Кто такой был Бреж­нев?» — «Вто­ро­сте­пен­ный поли­тик эпо­хи Аллы Пугачёвой».

Ком­мен­та­рий. Есте­ствен­но, мно­же­ство анек­до­тов обыг­ры­ва­ли мел­кий мас­штаб (с точ­ки зре­ния авто­ров анек­до­тов) самой лич­но­сти Брежнева.


Бреж­нев при­шёл в каби­нет, один боти­нок корич­не­вый, дру­гой чёр­ный. «Что ж вы не вер­ну­лись домой?» — спра­ши­ва­ют его. «Воз­вра­щал­ся. Там тоже один корич­не­вый и один чёрный».


«Лео­нид Ильич, какое у вас хоб­би?» — «Я соби­раю анек­до­ты о себе». — «И мно­го вам уда­лось собрать?» — «Два с поло­ви­ной лагеря».


Алек­сей Косы­гин и Лео­нид Бреж­нев на три­буне Мав­зо­лея во вре­мя празд­но­ва­ния 51‑й годов­щи­ны Октябрь­ской рево­лю­ции. 1968 год

Бреж­нев вер­нул­ся из Индии с крас­ной точ­кой на лбу. Косы­гин спро­сил у него, что это зна­чит. «Пони­ма­ешь, Алек­сей, — отве­тил Бреж­нев, ука­зы­вая паль­цем на свой лоб, — мне Инди­ра Ган­ди ска­за­ла, что я вели­кий госу­дар­ствен­ный дея­тель, толь­ко в этом месте мне кое-чего не хватает!»

Ком­мен­та­рий. Алек­сей Косы­гин — пред­се­да­тель Сове­та мини­стров СССР в 1964–1980 годах. Инди­ра Ган­ди при Бреж­не­ве была индий­ским премьер-министром.


В горо­де Ско­во­ро­ди­но Амур­ской обла­сти. 1978 год

Бреж­нев посе­ща­ет Тре­тья­ков­скую гале­рею. «Это Сав­ра­сов», — гово­рит ему экс­кур­со­вод. «С‑саврасов». — «„Гра­чи при­ле­те­ли“. Пре­крас­ная кар­ти­на». — «Пр-рекрас­ная кар­ти­на». — «А это „Демон“». — «Д‑демон». — «Заме­ча­тель­ная кар­ти­на. Вру­бель!» — «И недорогая!..»


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Что такое торт „Бреж­нев“?»

Ответ армян­ско­го радио: «Это как торт „Напо­ле­он“, толь­ко без яиц».


В Тол­ма­чёв­ском аэро­пор­ту Ново­си­бир­ска. 1972 год

«Какая раз­ни­ца меж­ду апре­лем 1919-го и апре­лем 1974-го?» — «Тогда гла­ва госу­дар­ства нёс брев­но, а теперь брев­но сде­ла­ли гла­вой государства».

Ком­мен­та­рий. Физи­че­ская ста­рость Бреж­не­ва ста­ла замет­ной уже в пер­вой поло­вине 1970‑х годов. Осо­бен­но на кон­тра­сте с леген­дар­ной исто­ри­ей о дру­гом Ильи­че, кото­рый лич­но тас­кал брёв­на на пер­во­май­ском субботнике.


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Мог ли лей­те­нант Ильин попасть в шофёра?»

Ответ армян­ско­го радио: «Да, рико­ше­том от лба Брежнева».

Ком­мен­та­рий. Речь идёт о поку­ше­нии на Бреж­не­ва млад­ше­го лей­те­нан­та Вик­то­ра Ильи­на, стре­ляв­ше­го в пра­ви­тель­ствен­ный авто­мо­биль — в резуль­та­те поку­ше­ния был смер­тель­но ранен шофёр Илья Жар­ков. В самой машине Бреж­не­ва даже не было — Ильин, ско­рее все­го, при­нял за совет­ско­го руко­во­ди­те­ля кос­мо­нав­та Геор­гия Бере­го­во­го, внешне похо­же­го на генсека.


Бреж­нев и кос­мо­навт Вален­ти­на Тереш­ко­ва после вру­че­ния госу­дар­ствен­ных наград в Боль­шом Крем­лёв­ском двор­це. 1963 год

После высад­ки аме­ри­кан­цев на Луну Бреж­нев вызвал сво­их кос­ми­че­ских бос­сов: «Пар­тия и пра­ви­тель­ство пору­ча­ют вам в крат­чай­шие сро­ки осу­ще­ствить высад­ку наших кос­мо­нав­тов на Солн­це». — «Но там такая тем­пе­ра­ту­ра, что и близ­ко под­ле­теть невоз­мож­но!» — «Вы что, не може­те запу­стить их ночью?»


Бреж­нев (высту­пая на заво­де): «В теку­щей пяти­лет­ке мы испы­ты­ва­ли опре­де­лён­ный недо­ста­ток в раз­лич­ных видах про­дук­ции, но в буду­щей пяти­лет­ке у нас будет уже всё, что нам потре­бу­ет­ся». Рабо­чий: «А у нас?»


Меж­ду­на­род­ное сове­ща­ние ком­му­ни­сти­че­ских и рабо­чих пар­тий. Бреж­нев раз­го­ва­ри­ва­ет с пер­вым сек­ре­та­рём Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Чехо­сло­ва­кии Густа­вом Гуса­ком, заме­нив­шим на этом посту Алек­сандра Дуб­че­ка, глав­но­го дея­те­ля Праж­ской вес­ны. Июнь 1969 года

Ноч­ные кош­ма­ры Бреж­не­ва: на Крас­ной пло­ща­ди собра­лись чехи и сло­ва­ки и при­ня­лись есть мацу китай­ски­ми палочками.

Ком­мен­та­рий. Анек­дот спле­та­ет воеди­но цепоч­ку внут­рен­них и внеш­них про­блем, с кото­ры­ми стал­ки­ва­лось руко­вод­ство СССР: подав­ле­ние Праж­ской вес­ны и дис­си­ден­ты на Крас­ной пло­ща­ди в 1968 году, услож­нив­ши­е­ся отно­ше­ния с Изра­и­лем в ходе ара­бо-изра­иль­ских войн, погра­нич­ный кон­фликт с Кита­ем на ост­ро­ве Даман­ском в 1969 году.


Аме­ри­ка­нец: «Уди­ви­тель­ные быва­ют слу­чаи. Наш пре­зи­дент выпал из окна пят­на­дца­то­го эта­жа. Но одна под­тяж­ка заце­пи­лась за руч­ку крес­ла, задер­жа­ла его на уровне вто­ро­го эта­жа и вер­ну­ла обрат­но на преж­нее место. У пре­зи­ден­та две-три цара­пи­ны, под­тяж­ка цела. Это дока­зы­ва­ет, что у нас самая проч­ная рези­на в мире».

Рус­ский: «Уди­ви­тель­ные быва­ют слу­чаи. Бреж­нев выпал из окна Крем­лёв­ско­го двор­ца, уда­рил­ся лбом об асфальт. Асфальт вдре­без­ги, лоб цел. Это дока­зы­ва­ет, что у наших пра­ви­те­лей самые твёр­дые убеж­де­ния в мире».


Из цик­ла офи­ци­аль­ных фото­гра­фий 1976 года

Бреж­нев поехал в Сред­нюю Азию. Его научи­ли, как надо отве­чать на при­вет­ствия мест­ных жите­лей. Мест­ные жите­ли: «Салям алей­кум!» Отве­ча­ет: «Алей­кум салям».

Из-за пле­ча мили­ци­о­не­ра высо­вы­ва­ет­ся дис­си­дент и кри­чит: «Архи­пе­лаг ГУЛАГ!» Бреж­нев доб­ро­со­вест­но отве­ча­ет: «ГУЛАГ архипелаг!»


В пер­вый день Пас­хи при­ез­жа­ет Бреж­нев в ЦК. Идёт по кори­до­ру, а навстре­чу ему кто-то из сотруд­ни­ков: «Лео­нид Ильич, Хри­стос вос­кре­се!» — «Спа­си­бо», — отве­ча­ет Бреж­нев. Идёт даль­ше, вто­рой сотруд­ник встре­ча­ет его: «Лео­нид Ильич, Хри­стос вос­кре­се!» — «Спа­си­бо, мне уже доложили».


Во вре­мя встре­чи и пере­го­во­ров с пар­тий­но-пра­ви­тель­ствен­ной деле­га­ци­ей Кам­пу­чии. Дата неизвестна

Ста­лин, Хру­щёв и Бреж­нев едут в поез­де. На одной из стан­ций поезд остановился.

Ста­лин: «Всю поезд­ную бри­га­ду и началь­ни­ка стан­ции рас­стре­лять. Заме­сти­те­ля началь­ни­ка и про­чих слу­жа­щих — в лаге­ря». Поезд стоит.

Хру­щёв: «Всю поезд­ную бри­га­ду и слу­жа­щих стан­ции посмерт­но реа­би­ли­ти­ро­вать, выпла­тить ком­пен­са­цию семьям и поста­вить памят­ни­ки невин­но постра­дав­шим». Поезд — ни с места.

Бреж­нев (задёр­нув на окне зана­вес­ку): «Будем счи­тать, что едем».


Под­пи­сы­ва­ет пар­тий­ный билет № 00000001, выпи­сан­ный на имя В. И. Лени­на. 1973 год

Из мему­а­ров ста­ро­го боль­ше­ви­ка, издан­ных в 1970‑е годы: «Пом­ню, идут Ленин с това­ри­ща­ми по Пет­ро­гра­ду в октяб­ре 1917-го и обсуж­да­ют, когда под­нять вос­ста­ние. Вдруг сза­ди появ­ля­ет­ся бро­ва­стый маль­чу­ган и гово­рит: „Два­дцать пято­го, дядень­ки, толь­ко два­дцать пято­го“. — „Пого­ди, — спра­ши­ва­ет Ленин, — а как тебя зовут-то?“ – „Лёнь­кой“».

Ком­мен­та­рий. Воз­мож­но, в этом анек­до­те отра­зил­ся факт мас­со­во рас­ти­ра­жи­ро­ван­ных вос­по­ми­на­ний Бреж­не­ва, в кото­рых судь­ба ген­се­ка пре­под­но­си­лась через кон­текст клю­че­вых исто­ри­че­ских собы­тий совет­ской исто­рии (вой­ны, осво­е­ния цели­ны и дру­гих). Автор анек­до­та решил «впи­сать» Бреж­не­ва и в исто­рию революции.


Ста­лин (по пря­мо­му про­во­ду мар­ша­лу Жуко­ву перед наступ­ле­ни­ем): «Всё пра­виль­но, Геор­гий Кон­стан­ти­но­вич, начи­най­те. Впро­чем, отста­вить. Я ещё дол­жен посо­ве­то­вать­ся с пол­ков­ни­ком Брежневым…»


Во вре­мя визи­та совет­ской пар­тий­но-пра­ви­тель­ствен­ной деле­га­ции в ГДР на празд­но­ва­ние 25‑й годов­щи­ны обра­зо­ва­ния Гер­ман­ской демо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки. 1974 год

Парик­ма­хер, стри­гу­щий Бреж­не­ва, несколь­ко раз зада­ёт ему вопро­сы о Поль­ше. В кон­це кон­цов раз­дра­жён­ный Бреж­нев спра­ши­ва­ет: «Что это вы меня всё вре­мя рас­спра­ши­ва­е­те о Поль­ше?» — «Мне это помо­га­ет в рабо­те. У вас от это­го воло­сы дыбом вста­ют», — отве­ча­ет парикмахер.

Ком­мен­та­рий. Анек­дот нача­ла 1980‑х годов отсы­ла­ет нас к собы­ти­ям в Поль­ше, когда гене­рал Вой­цех Яру­зель­ский ввёл воен­ное поло­же­ние в стране с целью подав­ле­ния поли­ти­че­ской оппозиции.


Если в ком­на­ту кто-то вошёл и целу­ет всех муж­чин — это жен­щи­на. Если зашёл и целу­ет всех жен­щин — это муж­чи­на. А если целу­ет всех под­ряд — это Брежнев.


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «На какие пери­о­ды раз­де­ля­ет­ся исто­рия России?»

Ответ армян­ско­го радио: «На допет­ров­ский, пет­ров­ский и днепропетровский».

Ком­мен­та­рий. Окру­же­ние Бреж­не­ва, начав­ше­го карье­ру в Дне­про­пет­ров­ске, ино­гда даже назы­ва­ли «дне­про­пет­ров­ской мафией».


В Ясной Поляне. 1977 год

При­хо­дит Бреж­нев в сту­ден­че­ское обще­жи­тие пооб­щать­ся с наро­дом. Раз­го­вор не клеится.

Тогда Бреж­нев пред­ла­га­ет: «Может, ребя­та, сна­ча­ла коньяч­ка выпьем, потом анек­до­ты порас­ска­зы­ва­ем?» Все соглас­ны. Бреж­нев даёт сот­ню одно­му из сту­ден­тов, тот ухо­дит за коньяком.

Все ждут, Бреж­не­ву нелов­ко мол­чать, и он гово­рит: «Доро­гие сту­ден­ты, пар­тия под руко­вод­ством ЦК рабо­та­ет над неуклон­ным повы­ше­ни­ем бла­го­со­сто­я­ния наше­го наро­да». — «Лео­нид Ильич, мы же дого­во­ри­лись: сна­ча­ла коньяк, потом анекдоты».


Сидит лиса под дере­вом. На дере­ве — воро­на с кус­ком сыра в клю­ве. Лиса дол­го и без­успеш­но уго­ва­ри­ва­ет воро­ну спеть что-нибудь или рас­ска­зать. Нако­нец она раз­во­ра­чи­ва­ет газе­ту, чита­ет её и гово­рит: «Надо же, во всей газе­те ни разу имя Бреж­не­ва не упо­ми­на­ет­ся!» — «Ка-а-ак!» — закри­ча­ла воро­на. Сыр выпал. С ним была плу­тов­ка такова.


Что такое салют? Сна­ча­ла ни ***, а потом хлоп вашу мать. Что такое Октябрь­ская рево­лю­ция? Сна­ча­ла хлоп вашу мать, а потом ни ***. Что такое Ста­лин? Сна­ча­ла хлоп вашу мать и потом хлоп вашу мать. Что такое Бреж­нев? Сна­ча­ла ни *** и потом ни ***.


Из цик­ла офи­ци­аль­ных фото­гра­фий 1976 года

Бреж­нев воз­му­щён­но спра­ши­ва­ет сво­е­го рефе­рен­та: «Поче­му вы под­го­то­ви­ли мне такой длин­ный доклад? Я про­сил сде­лать его на пят­на­дцать минут, а читал пол­то­ра часа!» — «Боже мой, в пап­ке было шесть экземпляров!»


Бреж­нев откры­ва­ет Олим­пи­а­ду 1980 года: «1980. О! О! О!». Рефе­рент: «Лео­нид Ильич! Это эмбле­ма. Текст ниже».


Бреж­нев умер, но тело его живет.

Ком­мен­та­рий. Анек­дот дати­ру­ет­ся рубе­жом 1970–1980‑х годов.


Крас­но­яр­ский воен­ком Павел Каши­нов встре­ча­ет Бреж­не­ва. 1970‑е годы

Бреж­нев чита­ет речь: «Доро­гие това­ри­щи импе­ри­а­ли­сты!». Поду­мав, начи­на­ет вновь: «Доро­гие това­ри­щи! Импе­ри­а­ли­сты все­го мира…».


Бреж­нев чита­ет выступ­ле­ние по бумаж­ке: «Сего­дня мы про­во­жа­ем в послед­ний путь гене­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС, Пред­се­да­те­ля Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР, Мар­ша­ла Совет­ско­го Сою­за Лео­ни­да (пау­за) Ильи­ча (пау­за) Брежнева!..»

Напря­жён­но всмат­ри­ва­ет­ся в бумаж­ку, оки­ды­ва­ет взгля­дом свою одеж­ду: «Изви­ни­те, това­ри­щи, я сно­ва надел пиджак това­ри­ща Андропова».

Ком­мен­та­рий. Ряд похо­жих анек­до­тов паро­ди­ру­ет при­выч­ку мно­гих чле­нов Полит­бю­ро рубе­жа 1970–1980‑х читать тек­сты по бумаж­ке. В дру­гих вер­си­ях это­го анек­до­та Бреж­нев, напри­мер, слу­чай­но наде­вал пиджак Миха­и­ла Суслова.


Во вре­мя бесе­ды с совет­ни­ком, жур­на­ли­стом Вален­ти­ном Зори­ным. Дата неизвестна

Бреж­не­ву при­суж­де­на пре­мия по аст­ро­но­мии — за то, что он все звёз­ды с неба собрал себе на грудь.


Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Как будет назы­вать­ся новый пяти­лет­ний план?»

Ответ армян­ско­го радио: «План маршала».

Ком­мен­та­рий. Воен­ное зва­ние мар­ша­ла Бреж­нев полу­чил в 1976 году. Ну а в самом анек­до­те, как мож­но дога­дать­ся, обыг­ры­ва­ет­ся созвуч­ность с «пла­ном Мар­шал­ла» по после­во­ен­ной помо­щи США евро­пей­ским странам.


Очну­лась Круп­ская от летар­ги­че­ско­го сна, при­шла к Бреж­не­ву и гово­рит ему: «Вы меня не узна­е­те, Лео­нид Ильич?» — «Про­сти­те, не при­пом­ню». — «Меня зовут Надеж­да Кон­стан­ти­нов­на Круп­ская». — «Изви­ни­те, не пом­ню вас». — «Но вы ведь долж­ны пом­нить мое­го мужа». — «Ах, ну да, конеч­но, това­ри­ща Круп­ско­го! Пом­ню, помню».


Мно­гие дру­гие совет­ские анек­до­ты, как о Бреж­не­ве, так и на дру­гие темы, читай­те в сбор­ни­ках Доры Штур­ман и Сер­гея Тикти­на «Совет­ский Союз в зер­ка­ле поли­ти­че­ско­го анек­до­та» (London, 1985) и Миши Мель­ни­чен­ко «Совет­ский анек­дот (Ука­за­тель сюже­тов)» (М., 2014).

Поделиться