1967 год. Космический бум и гонка за покорение орбитальных пространств. Гагарин — живая легенда, Терешкова — ещё космонавтка, а не партийная функционерка. Каждый ребёнок мечтает полететь на Луну. Всего через два года для группы американцев мечта станет реальностью.
Тогда же, ровно 55 лет назад, в чехословацком издательстве «АРТИЯ» готовилась к выходу на русском языке книга «Планеты Солнечной системы» астронома Йозефа Садила. Это крупное — в прямом смысле, большая красочная энциклопедия весит больше килограмма — издание наглядно показывает, как представляли себе соседние планеты наши предшественники из XX века.

В отсутствие космических аппаратов, которые могли бы долететь до Урана или Нептуна и сделать их фотографии, «Планеты Солнечной системы» были проиллюстрированы захватывающими пейзажами художника Людека Пешека.
Живописность и реалистичность этих картин поражает даже сегодня.
Если не знать, когда вышла книга, то нетрудно представить, как Пешек отправился в космический отпуск и сделал там снимки с видами колец Сатурна, морей Венеры, облаков Юпитера и других удивительных планетарных чудес.

Энциклопедия, в сущности, и была билетом на воображаемое путешествие по Солнечной системе, отправиться в которое предлагали читателю Пешек и Садил. К сожалению, в наши дни совершить вояж затруднительно — за 55 лет «Планеты Солнечной системы» стали библиографической редкостью. Но нам удалось раздобыть один экземпляр и перефотографировать удивительный чехословацкий ретрокосмос.

Именно перефотографировать: при всём желании роскошное издание энциклопедического формата не поместится в офисный сканер. Отсюда блики — книга напечатана на дорогой бумаге. А белые полоски по центру каждого пейзажа — это сгибы между страницами.
Садил и Пешек, конечно, не думали, что у людей будущего возникнут с их книгой такие трудности. Как и многие их современники, они были уверены, что в XXI веке люди смогут сами летать в космос и любоваться его красотами, когда захотят.


Любопытно, что венерианские виды Пешека схожи с Венерой из научно-фантастического фильма «Планета бурь» (1961) Павла Клушанцева. Эта даже по сегодняшним меркам зрелищная картина, созданная ведущим мастером экшена и спецэффектов в СССР, рассказывает о совместной советско-американской экспедиции на вторую планету от Солнца.
Как и многие шестидесятники, Клушанцев не сомневался, что полёты к другим мирам уже не за горами, на чём без устали настаивал в своих фильмах и книгах.


«Ужасная, невообразимая жара, так что невозможно дышать, насыщенный водяными парами воздух, постоянные сумерки и почти полная темнота — вот примерная картина природных условий на Венере, согласно современным астрономическим исследованиям. О высоких температурах на Венере свидетельствует и то, что день на Венере очень длинный и равен приблизительно 13 нашим земным дням» — так описывал планету в 1967 году Йозеф Садил.
Тем не менее уже давно существует вполне серьёзный проект терраформирования Венеры — иными словами, превращения планеты в мир, пригодный для жизни. Почти что во вторую Землю, где можно будет находиться даже без скафандров.
Разумеется, чтобы приступить к воплощению этой задумки, неплохо бы для начала отправить на Венеру экспедицию. Но человечеству пока не до того — находятся дела поважней.


Слово «терминатор» наверняка вызовет ассоциации с Арнольдом Шварценеггером, а напрасно. Заглянем в словарь иностранных языков Леонида Петровича Крысина, где указано: в первую очередь это астрономический термин, обозначающий «границу света и тени на поверхности Луны, планеты или спутника». Восходит «терминатор» к латинским словам terminare (ограничивать) и terminātor (устанавливающий границы).

Деймос — один из двух естественных спутников Марса, чьё название в переводе с греческого означает «страх». Второй спутник Марса носит имя Фобос — по-гречески «ужас». Ну а какие ещё спутники могут быть у планеты, названной в честь римского бога войны?


Как видно, поверхность Марса не всегда выглядит алой. Хотя традиционно планета ассоциируется именно с красным, «кровавым» цветом — во многом отсюда происходит её «военное» имя.
Когда Марс позволяет наблюдать за собой с Земли невооружённым взглядом, он напоминает красную звезду. Существует мнение, что один из главных советских символов — алый пятиконечник — обозначает как раз четвёртую от Солнца планету. Мол, в начале XX века большевики замахивались даже не на мировую, а на космическую революцию.
Имеют ли такие предположения под собой реальную основу — предмет отдельного разговора. Но сюжеты о коммунистах в космосе, в том числе и на Марсе, в 1920‑е годы были очень популярны. Пожалуй, самый известный пример — роман «Аэлита» Алексея Толстого и его одноимённая экранизация, созданная в 1924 году Яковом Протазановым.

Вегетация — иначе говоря, развитие растений. В 2022 году шансов обнаружить на Марсе такую же зелень, как на картине 1967 года, осталось существенно меньше. Однако учёные продолжают считать, что, если очень захотеть, можно вырастить на Красной планете некоторые сельскохозяйственные культуры. При этом надежд на то, что, как пелось в старой песне, «и на Марсе будут яблони цвести», сегодня примерно столько же, сколько на терраформирование Венеры.

О планетарных «головных уборах», именуемых шапками, очень забавно писал астроном Ефрем Левитан в детской познавательной книге «Как Алька с друзьями планеты считал»:
«„Космическая стрела“ продолжала облетать Красную планету.
— Снег! Снег! — закричала Света.
— Это мы пролетели над полярной шапкой Марса, — сказал Папа.
— Что, Марс ходит в шапке? — удивился Алька.
— И не в одной, а сразу в двух! У нашей Земли тоже есть небольшие полярные шапки, причём летом они становятся ещё меньше».

Ганимед — спутник Юпитера, названный в честь сына троянского царя Троса. Согласно мифам, юноша был так красив, что Зевс полюбил Ганимеда и забрал его к себе на Олимп, даровав бессмертие и вечную молодость.
Если история о том, как один мужчина похищает другого из-за его красоты, заставляет вас кое о чём подумать, то нет, вы не испорченный: гомосексуальная трактовка мифа о Ганимеде очень популярна. В средневековых текстах имя мифологического юноши иногда даже упоминается в качестве эвфемизма для обозначения гомосексуальных мужчин.
Что касается астрономического Ганимеда, то это крупнейший спутник Солнечной системы. Нашу Луну он обгоняет по размеру примерно в два раза.

Видимо, имеется в виду Ио — ближайший к планете спутник из группы галилеевых: так называют крупные сателлиты Юпитера, открытые Галилео Галилеем.
Античная Ио была возлюбленной Зевса. Вообще, все большие «луны» газового гиганта названы в честь романтических привязанностей античного бога: римский Юпитер соответствует греческому Зевсу. Вот так в астрономию проник харассмент — быть может, Ио и компания хотели бы оставить любвеобильного олимпийца, но попробуй его оставь: не дано бедолагам пойти поперёк законов гравитации.


Титан — крупнейший спутник Сатурна, второй по величине в Солнечной системе после Ганимеда.
Согласно современным научным данным, на поверхности Титана стабильно существует жидкость в естественных резервуарах. То есть не как лунные моря, которые на деле акваториями не являются, а настоящие «моря-моря». Вот только жидкость в них — вряд ли вода, но это уже другой разговор.
Единственное на сегодняшний день небесное тело Солнечной системы, помимо Титана, которое может похвастаться стабильными водоёмами, — планета Земля.

Название этого спутника звучит для нас уменьшительно-ласкательно, в чём есть свой резон. Мимас, по сведениям современной науки, самое крошечное небесное тело из тех, что по естественным причинам обладают шарообразной формой.
При этом мифический персонаж, в честь которого был назван Мимас астрономический, совсем не был похож на милого малыша. Энциклопедии описывают его как мрачного змееногого гиганта, родственника циклопов и сторуких, участника гигантомахии — битвы олимпийских богов с титанами. Кроме того, Мимас считается прародителем змей.
Если однажды на Сатурне или его спутниках учёные обнаружат что-то хотя бы отдалённо напоминающее змееподобных чудовищ, можно будет обоснованно заявить — накаркали.



Видимо, к моменту открытия спутников Урана у астрономов закончились любимые имена из легенд и мифов Древней Греции, и они — внезапно — переключились на героев пьес Шекспира.
Оберон — чародей и король эльфов, взятый английским драматургом из европейского фольклора для комедии «Сон в летнюю ночь». О космическом же Обероне однажды написал, а потом спел советский поэт и бард Юрий Визбор:
«Мы построим лестницу до звёзд,
Мы пройдём сквозь чёрные циклоны,
От смоленских солнечных берёз
До туманных далей Оберона».
(из песни «Да будет старт»)


Если верить подсчётам Йозефа Садила, беглый «турпоход» по соседям-планетам, если не задерживаться ни на одной из них, займёт около 20 лет. Не так уж и много — с тех пор, как вышла книга, можно было совершить такой вояж уже дважды.
Нет, мы не торопим, конечно. Но, может, пора бы уже начать? Всё-таки Земля у нас одна, и она маленькая, перенаселённая, хрупкая. А других планет много, они большие, мощные, и если как следует потрудиться, то некоторые из них даже станут пригодны для жизни.
Широко известны слова Циолковского:
«Земля — это колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели».
Будет обидно не только всю жизнь провести в космической «детской», но и вовсе зачахнуть в ней, «развлекаясь» войнами и другими, мягко говоря, неполезными — а в сравнении с космосом, попросту старомодными и скучными «игрушками».
Благодарим Алевтину Винникову за возможность ознакомиться с экземпляром книги «Планеты Солнечной системы» из её домашней библиотеки.
Читайте также «Советский человек в космосе».