«Эхо Москвы». In memoriam

1 мар­та 2022 года «Эхо» впер­вые со вре­мён пут­ча 1991-го было отклю­че­но от эфи­ра. Без лиш­не­го шума, одна­ко стре­ми­тель­но радио­стан­ция ока­за­лась закры­та: 3 мар­та Совет дирек­то­ров «Эха» при­нял реше­ние о лик­ви­да­ции, а вско­ре муни­ци­паль­ные вла­сти Моск­вы рас­торг­ли с редак­ци­ей дого­вор на арен­ду офис­ных поме­ще­ний. Это слу­чи­лось быст­ро и спо­кой­но, буд­то так поло­же­но. Навер­ное, ино­гда так и ухо­дят в мир иной, за пару минут.

Без наси­лия и оцеп­ле­ния МВД, как во вре­мя раз­го­на НТВ в 2001 году, без гнус­ной тяж­бы и гряз­ных полит­тех­но­ло­гий, как при закры­тии том­ской теле­ком­па­нии «ТВ‑2». И без выдав­ли­ва­ния за гра­ни­цу, что слу­ча­лось со многими.

Если хоти­те бли­же позна­ко­мить­ся с исто­ри­ей глав­ной сво­бод­ной радио­стан­ции в Рос­сии, посмот­ри­те фильм Нико­лая Солод­ни­ко­ва. Мы же пред­ла­га­ем вам пять леген­дар­ных эфи­ров «Эха»: с 1991 года по наши дни.


1. Ночь, гей-опера и много мата

Леген­дар­ный кон­тр­те­нор и супер­звез­да теат­ра Вик­тю­ка. Его уни­каль­ный, фак­ти­че­ски жен­ский голос и показ­ная гомо­сек­су­аль­ность ста­ли глав­ным теат­раль­ным скан­да­лом Моск­вы 90‑х. Оче­ре­ди на спек­такль «Мадам Бат­тер­фляй» с Эри­ком Кур­ман­га­ли­е­вым и Сер­ге­ем Мако­вец­ким в глав­ных ролях были обя­зан­но­стью для истин­но­го интел­лек­ту­а­ла столицы.

Не мог­ло не позвать маэст­ро Эри­ка на эфир и «Эхо». Если вы поду­ма­ли, что в сту­дии гово­ри­ли о бель­кан­то или роли хро­ма­тиз­мов, то, увы, нет. Мат, треш и шут­ки похле­ще, чем в филь­ме «Зелё­ный слоник».

Здесь собра­лось два с поло­ви­ной маэст­ро — бли­ста­тель­ный Лаэрт­ский засе­дал в ночи с Эри­ком и искус­ство­ве­дом по фами­лии Гамаз­да, в ито­ге сбе­жав­шим из сту­дии. Все обку­ре­ны, осо­бен­но Кур­ман­га­ли­ев. Безум­ный смех, абсурд­ные диа­ло­ги и ни сло­ва об опе­ре, кото­рой Эрик посвя­тил жизнь.

Гипе­р­ак­тив­ный маэст­ро под­ка­ты­ва­ет к кра­си­вым пар­ням в сту­дии, кро­ет матом Боль­шой театр и гово­рит о себе в жен­ском роде. «Искус­ство­ве­ды и жур­на­ли­сты — подуш­ки» и про­чее безу­мие. Тот самый слу­чай, когда радио­эфир ока­зал­ся зре­лищ­нее любо­го изыс­кан­но­го видео. И луч­шая при­пра­ва — шут­ки Лаэрт­ско­го. Что может быть инте­рес­нее утон­чён­но­го маэст­ро, кото­рый ведёт себя как токарь после получ­ки и Фред­ди Мер­кью­ри в одном фла­коне… Хариз­ма плюс быд­ло — насто­я­щий кок­тейль для нас!

Осто­рож­но — мат и гей­треш. Слу­шать целиком!


2. Путч

«Эхо» откры­лось пес­ней «Бит­лов» «All my loving» в 1990 году и пона­ча­лу не было осо­бо замет­ным. Радио­стан­ция гром­ко заяви­ла о себе лишь в янва­ре 1991-го, когда слу­чи­лись исто­ри­че­ские столк­но­ве­ния в Виль­ню­се. «Эхо» одним из пер­вых пове­да­ло о лжи умыв­ше­го руки Гор­ба­чё­ва, о погиб­ших сре­ди граж­дан­ских и о раз­гро­ме литов­ско­го теле­ви­де­ния. Сто­рон­ни­ки Ель­ци­на тогда под­ня­ли «Эхо» на щит как един­ствен­ное СМИ, отва­жив­ше­е­ся под­дер­жать оппозицию.

Момен­том исти­ны стал путч авгу­ста 1991 года. Сно­ва закры­то всё и вся, теле­ви­де­ние пока­зы­ва­ет боль­но­го Яна­е­ва и балет. Жите­ли стра­ны замер­ли в шоке. «Эхо» — де-факто един­ствен­ное из доступ­ных средств мас­со­вой информации.

Хотя важ­но сде­лать необ­хо­ди­мые ого­вор­ки, сле­ди­те за хро­но­ло­ги­ей. 19 авгу­ста 1991 года эфир был пре­кра­щён со сто­ро­ны КГБ, при­мер­но в 7:30. 20 авгу­ста в 13:40 по рас­по­ря­же­нию мини­стра свя­зи РСФСР Бул­га­ка пере­дат­чик вклю­чи­ли. В 22:50 связь с пере­дат­чи­ком сно­ва про­па­ла. Но око­ло двух часов ночи 21 авгу­ста рабо­та воз­об­но­ви­лась. В восемь часов утра «Эхо Моск­вы» отклю­чи­ли в оче­ред­ной раз при помо­щи сил десант­но­го подразделения.

Урыв­ка­ми «Эхо» пода­ва­ло сиг­на­лы стране: Ель­цин всё рав­но побе­дит, это лишь вопрос вре­ме­ни. «Что такое быть пат­ри­о­том» — вот тема недол­го­го раз­го­во­ра в эфи­ре. Как это акту­аль­но для нас сегодня!


3. «Бомонд», или «Она была актрисою»

Отно­сить­ся к Мат­вею Гана­поль­ско­му мож­но по-раз­но­му, но не зря он когда-то рабо­тал цир­ко­вым арти­стом. Энер­гия и агрес­сия дела­ла его интер­вью уни­каль­ны­ми: наез­ды на гостей, ругань и ура­ган пре­вра­ща­ли про­ис­хо­дя­щее в под­лин­ную фее­рию. Слу­ша­тель после оче­ред­но­го эфи­ра оста­вал­ся наедине с немым вопро­сом: поче­му никто из нахо­див­ших­ся в сту­дии так и не плес­нул в радио­ве­ду­ще­го водой или не дал пощёчину?

Как тут не вспом­нить пере­да­чу «Бомонд» — интер­вью с пер­вы­ми лица­ми шоу-биз­не­са без купюр. Род­ствен­ные души арти­стов (веду­ще­го и его гостей) потря­са­ю­ще допол­ня­ли друг дру­га, были все­це­ло орга­нич­ны. Пожа­луй, луч­ший выпуск «Бомон­да» — интер­вью с Кла­рой Нови­ко­вой 1994 года. В сту­дии гово­ри­ли о мимо­лёт­ном и о самом глав­ном: про жен­щин — за что мы любим их и нена­ви­дим, про при­чёс­ку и вес­ну, Рай и Ад. Кла­ра ещё не кажет­ся душ­ным исча­дьем «Аншла­га», она актри­са и кай­фу­ет от жизни.

Посвя­ща­ет­ся «всем актри­сам, кото­рые игра­ют; всем жен­щи­нам, кото­рые игра­ют; всем муж­чи­нам, кото­рые игра­ют и пре­вра­ща­ют­ся в жен­щин», как когда-то ска­зал Альмодовар.


4. Сергей Доренко на «Эхе»

Ныне покой­ный пат­ри­от Дорен­ко на деле доволь­но дол­го оста­вал­ся либе­ра­лом. В былые годы он даже про­слыл дру­гом Бере­зов­ско­го. Когда извест­но­го теле­жур­на­ли­ста выгна­ли из про­фес­сии за памят­ную пере­да­чу о «Кур­ске» на ОРТ в 2001 году, Сер­гей, меч­тав­ший о войне, смир­но пере­шёл слу­жить на «Эхо», рабо­тая в утрен­нем эфи­ре и «Осо­бом мне­нии». Его живой ум и уме­ние мыс­лить неза­ви­си­мо каза­лись страш­нее едкой кис­ло­ты. Доба­ви­ла пер­цу и лич­ная оби­да Дорен­ко на Путина.

Хоть и про­шло с тех эфи­ров целых 15 лет, а ведь ниче­го как буд­то не изме­ни­лось: Сер­гей из тьмы про­шло­го гово­рит нам о дне сего­дняш­нем. Есть ли в стране поря­док и что мы стро­им — фео­да­лизм или фашизм? Кор­руп­ция или про­стое лице­ме­рие — в чём суть совре­мен­ной рос­сий­ской власти?


5. Две истерики: Мединский против Латыниной

«Эхо» не было бы собой без безум­ных исто­ри­че­ских спо­ров. И без рыжих волос Юлии Латы­ни­ной. Деба­ты о тра­ги­че­ском 1941‑м будут веч­ны с попут­чи­ком в поез­де или на кухне. Но на радио это пре­вра­ща­ет­ся в кон­фуз­ные — и в то же вре­мя мону­мен­таль­ные, отли­тые в брон­зе бата­лии фор­ма­та «дем­ши­за про­тив пат­ри­о­та», кото­рые мож­но сме­ло рас­тас­ки­вать на цитаты.

Неисто­во безум­ный спор о Вто­рой миро­вой, где герои реша­ют, кто из них боль­ше любит Гит­ле­ра, и дово­дят сло­во­пре­ния до пика в пер­вые же пару минут. Пат­ри­от-дер­жав­ник (извест­ный сво­и­ми сомни­тель­ны­ми исто­ри­че­ски­ми шту­ди­я­ми) и гла­ва деле­га­ции Рос­сии на мир­ных пере­го­во­рах в наши дни Вла­ди­мир Медин­ский дер­жит­ся про­тив исте­ри­че­ски-спе­ку­ля­тив­ных атак Латыниной.


Читай­те так­же «Кри­зис в пря­мом эфи­ре»

Поделиться