«Москва поворачивает на Восток». Политика Михаила Горбачёва в Азии

При обсуж­де­нии внеш­ней поли­ти­ки Гор­ба­чё­ва обыч­но дела­ют акцент на Запа­де и холод­ной войне, но не сто­ит забы­вать о не менее инте­рес­ном, но мало­изу­чен­ном направ­ле­нии — нор­ма­ли­за­ции и улуч­ше­нии отно­ше­ний со стра­на­ми Азии. Миха­ил Сер­ге­е­вич пытал­ся уре­гу­ли­ро­вать тер­ри­то­ри­аль­ные спо­ры с Япо­ни­ей и Кита­ем, уве­ли­чил тор­гов­лю с Инди­ей в пол­то­ра раза. Вла­сти СССР одоб­ря­ли безъ­ядер­ную зону в южной части Тихо­го оке­а­на. Гор­ба­чёв поме­нял мини­стра ино­стран­ных дел и создал депар­та­мен­ты МИДа по Южной Азии, Тихо­му оке­а­ну и меж­ду­на­род­ным эко­но­ми­че­ским вопро­сам. Подоб­ных шагов к сбли­же­нию с ази­ат­ски­ми госу­дар­ства­ми Совет­ский Союз не делал со вре­мён Вто­рой миро­вой войны.

В декаб­ре 1987 года в аме­ри­кан­ском жур­на­ле «Атлан­тик» была опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Джор­джа Пер­ко­ви­ча «Совет­ский Союз: Москва пово­ра­чи­ва­ет на Восток». Пер­ко­вич был чле­ном Коми­те­та Наци­о­наль­ной ака­де­мии наук по кон­тро­лю над воору­же­ни­я­ми и меж­ду­на­род­ной без­опас­но­сти, Целе­вой груп­пы Сове­та по меж­ду­на­род­ным отно­ше­ни­ям по ядер­ной поли­ти­ке и был глав­ным совет­ни­ком Меж­ду­на­род­ной комис­сии по ядер­но­му нерас­про­стра­не­нию и разору­же­нию, сов­мест­ной ини­ци­а­ти­вы пра­ви­тельств Япо­нии и Австра­лии. В 1989–90 годах Джордж Пер­ко­вич рабо­тал спи­чрай­те­ром и совет­ни­ком по внеш­ней поли­ти­ке сена­то­ра Джо Байдена.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет пере­вод ста­тьи Пер­ко­ви­ча, посвя­щён­ной даль­не­во­сточ­ной поли­ти­ке СССР и его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям с Кита­ем, Инди­ей, Япо­ни­ей и дру­ги­ми стра­на­ми Азии. Автор ана­ли­зи­ру­ет состо­я­ние дел и рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­ные пер­спек­ти­вы даль­ней­ших свя­зей меж­ду государствами.

Джордж Пер­ко­вич

Совет­ский Союз: Москва пово­ра­чи­ва­ет на Восток

Джордж Пер­ко­вич

Жур­нал «Атлан­тик», декабрь 1987 года

Несмот­ря на то что две тре­ти тер­ри­то­рии СССР нахо­дит­ся в Азии, Сове­ты нико­гда не поль­зо­ва­лись там зна­чи­тель­ным вли­я­ни­ем. Из-за пре­не­бре­же­ния, эко­но­ми­че­ско­го изо­ля­ци­о­низ­ма и поли­ти­че­ской жесто­ко­сти рос­сий­ские лиде­ры оттолк­ну­ли боль­шин­ство ази­ат­ских стран. Теперь, в ходе исто­ри­че­ско­го пово­ро­та, Миха­ил Гор­ба­чёв осо­знал важ­ность восточ­но­го реги­о­на. Его реше­ние лик­ви­ди­ро­вать все раке­ты сред­ней и малой даль­но­сти из Совет­ской Азии было лишь послед­ним в серии шагов, направ­лен­ных на то, что­бы при­бли­зить Совет­ский Союз к про­цве­та­ю­щей эко­но­ми­ке Даль­не­го Востока.

В 1986 году Гор­ба­чёв изме­нил совет­скую поли­ти­ку и напра­вил мини­стра ино­стран­ных дел Эду­ар­да Шевард­над­зе в Япо­нию, чтоб зна­чи­тель­но улуч­шить отно­ше­ния с Токио. Несмот­ря на недав­ние раз­но­гла­сия, и япон­цы, и Сове­ты наде­ют­ся, что сам Гор­ба­чёв посе­тит Токио для встре­чи на выс­шем уровне — это собы­тие, кото­рое под­твер­дит новый инте­рес Моск­вы к реги­о­ну и ува­же­ние к нему. В каче­стве глав­но­го соблаз­на в откры­том уха­жи­ва­нии Сове­тов за Кита­ем Гор­ба­чёв пуб­лич­но при­знал заяв­ле­ние Пеки­на о том, что гра­ни­ца меж­ду дву­мя стра­на­ми явля­ет­ся «глав­ным рус­лом» рек Амур и Уссу­ри, а не китай­ским бере­гом рек, как это дав­но утвер­ждал Совет­ский Союз. (Две стра­ны про­ли­ли кровь за ост­ро­ва на реке Уссу­ри в 1969 году.) Сове­ты воз­об­но­ви­ли тех­но­ло­ги­че­скую помощь Китаю после пере­ры­ва в деся­ти­ле­тия и гово­ри­ли о воз­об­нов­ле­нии работ на желез­но­до­рож­ной линии, соеди­ня­ю­щей две страны.

Эду­ард Шеварднадзе

Гор­ба­чёв про­дви­нул совет­ские отно­ше­ния с Инди­ей, про­ве­дя там свой пер­вый сам­мит в Азии в нояб­ре 1986 года и под­пи­сав согла­ше­ние об уве­ли­че­нии совет­ско-индий­ской тор­гов­ли на 150 про­цен­тов. В южной части Тихо­го оке­а­на Сове­ты заклю­чи­ли согла­ше­ния о рыбо­лов­стве с дву­мя неболь­ши­ми ост­ров­ны­ми госу­дар­ства­ми, что дало Москве пер­вый поли­ти­че­ский выход в реги­он и вызва­ло тре­во­гу в Госу­дар­ствен­ном депар­та­мен­те США. Одоб­ре­ние СССР безъ­ядер­ной зоны в южной части Тихо­го оке­а­на было осо­бен­но хоро­шо вос­при­ня­то. В мар­те про­шло­го года Шевард­над­зе посе­тил Индо­не­зию, Лаос, Таи­ланд, Кам­пу­чию, Вьет­нам и Австра­лию — пер­вый подоб­ный визит высо­ко­по­став­лен­но­го совет­ско­го чинов­ни­ка за 40 лет, — пред­ве­щая новый совет­ский подход.

Что­бы про­во­дить свою новую ази­ат­скую поли­ти­ку, Гор­ба­чёв пере­стро­ил совет­скую внеш­не­по­ли­ти­че­скую струк­ту­ру и ввёл в неё новых людей. Лидер СССР изба­вил­ся от ори­ен­ти­ро­ван­но­го на Аме­ри­ку мини­стра ино­стран­ных дел Андрея Гро­мы­ко (кото­ро­го не люби­ли в Азии за нескры­ва­е­мое пре­зре­ние, с кото­рым он обра­щал­ся с ази­ат­ски­ми эмис­са­ра­ми) и дав­не­го заме­сти­те­ля мини­стра ино­стран­ных дел по Азии Миха­и­ла Капи­цы. Гор­ба­чёв заме­нил без­дей­ству­ю­щих послов в Китае и Япо­нии и создал в Мини­стер­стве ино­стран­ных дел новые депар­та­мен­ты по Южной Азии, Тихо­му оке­а­ну и меж­ду­на­род­ным эко­но­ми­че­ским вопро­сам. Веду­щий совет­ский спе­ци­а­лист по Тихо­оке­ан­ско­му реги­о­ну Вла­ди­мир Лукин под­вёл итог этим собы­ти­ям, ска­зав, что Гор­ба­чёв «сиг­на­ли­зи­ро­вал о реши­тель­ном пово­ро­те стра­ны» к Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­му региону.

Есть мно­го пре­пят­ствий, кото­рые могут охла­дить инте­рес совет­ско­го руко­вод­ства к Восто­ку. Насле­дие про­шлых кон­флик­тов с Япо­ни­ей и Кита­ем и нынеш­ние свя­зи СССР с Вьет­на­мом застав­ля­ют насто­ро­жить­ся мно­гие ази­ат­ско-тихо­оке­ан­ские госу­дар­ства. Соеди­нён­ные Шта­ты могут пре­гра­дить путь, исполь­зуя эко­но­ми­че­ские угро­зы, что­бы запу­гать стра­ны, у кото­рых может воз­ник­нуть соблазн вести дела с Сове­та­ми. Летом Япо­ния замо­ро­зи­ла свои отно­ше­ния с Моск­вой, что­бы смяг­чить воз­му­ще­ние аме­ри­кан­цев по пово­ду про­да­жи Сове­там япон­ским кон­гло­ме­ра­том Toshiba сек­рет­ных под­вод­ных технологий.

Тем не менее аме­ри­кан­ские и ази­ат­ские учё­ные и пра­ви­тель­ствен­ные чинов­ни­ки при­зна­ют, что Гор­ба­чёв уже добил­ся ранее нево­об­ра­зи­мо­го про­грес­са. Даже там, где ситу­а­ция самая слож­ная, как в слу­чае с Япо­ни­ей, обе сто­ро­ны стре­мят­ся при­дер­жи­вать­ся выбран­но­го кур­са. Напри­мер, во вре­мя скан­да­ла с Toshiba (речь о скан­да­ле 1987 года из-за неза­кон­ной про­да­жи в Совет­ский Союз ЧПУ-стан­ков, нару­шив­шей запрет на про­да­жу подоб­но­го обо­ру­до­ва­ния в Восточ­ный блок. — Прим. ред.), когда каж­дая из сто­рон высла­ла дипло­ма­тов по обви­не­нию в шпи­о­на­же. Пре­мьер-министр Ясу­хи­ро Нака­сонэ явно стре­мил­ся смяг­чить шок и сохра­нить улуч­ша­ю­щи­е­ся отношения.

Эко­но­ми­че­ские инте­ре­сы — вот что дви­жет Сове­та­ми сего­дня в Азии. «Почти всё, что Гор­ба­чёв до сих пор делал на Даль­нем Восто­ке, — это созда­ние усло­вий для эко­но­ми­че­ских реформ», — гово­рит сове­то­лог Раджан Менон из Уни­вер­си­те­та Лихай. Совет­ская эко­но­ми­ка долж­на быть пол­но­стью пере­стро­е­на, заявил Гор­ба­чёв в недав­ней речи. Это­го не может про­изой­ти, доба­вил он, если капи­та­ли­сти­че­ские госу­дар­ства и пред­при­я­тия не будут при­вле­че­ны к помо­щи в модер­ни­за­ции совет­ской экономики.

Визит в Индию. 1986 год

Ожи­дать тако­го сотруд­ни­че­ства — или отсут­ствия пре­пят­ствий — от дав­них про­тив­ни­ков СССР может пока­зать­ся дон­ки­хот­ством, но это соот­вет­ству­ет ново­му ана­ли­зу Сове­та­ми миро­вых усло­вий. СССР счи­та­ет, что капи­та­ли­сти­че­ский мир созрел для эко­но­ми­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия с соци­а­ли­сти­че­ски­ми госу­дар­ства­ми. Наи­бо­лее убе­ди­тель­но эта оцен­ка пред­став­ле­на Алек­сан­дром Яко­вле­вым, вос­хо­дя­щей звез­дой совет­ской эли­ты. Назна­чен­ный в Полит­бю­ро в янва­ре про­шло­го года, Яко­влев, кото­ро­му чуть за 60, все­го за четы­ре года про­шёл путь от фак­ти­че­ско­го изгна­ния в каче­стве посла в Кана­де до сек­ре­та­ря отде­ла про­па­ган­ды Цен­траль­но­го коми­те­та, а теперь и до Полит­бю­ро. Его ведом­ство ини­ци­и­ро­ва­ло и кон­тро­ли­ру­ет широ­ко раз­ре­кла­ми­ро­ван­ную глас­ность в СССР, в то вре­мя как он лич­но уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния внеш­ней поли­ти­ке. В насто­я­щее вре­мя неко­то­рые запад­ные спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют Яко­вле­ва вто­рым по вли­я­нию чело­ве­ком в Совет­ском Союзе.

Яко­влев, рез­кий кри­тик Соеди­нён­ных Шта­тов, утвер­жда­ет, что, напри­мер, капи­та­ли­сти­че­ские кон­ку­рен­ты Аме­ри­ки всё более сопро­тив­ля­ют­ся дав­ле­нию США в обла­сти тор­гов­ли и будут вынуж­де­ны из лич­ных инте­ре­сов вести дела с Сове­та­ми. «Соеди­нён­ные Шта­ты в нача­ле сле­ду­ю­ще­го сто­ле­тия оста­нут­ся глав­ной капи­та­ли­сти­че­ской дер­жа­вой в воен­но-поли­ти­че­ском смыс­ле, но пере­ста­нут быть без­ого­во­роч­но коман­ду­ю­щим цен­тром капи­та­ли­сти­че­ской миро­вой эко­но­ми­ки», — писал Яко­влев в «Ком­му­ни­сте» в про­шлом году. Япо­ния и запад­но­ев­ро­пей­ские госу­дар­ства «дости­га­ют боль­ше­го равен­ства в сво­ём меж­ду­на­род­но-поли­ти­че­ском поло­же­нии бла­го­да­ря сво­ей замет­но рас­ту­щей эко­но­ми­че­ской мощи». Эти новые «цен­тры капи­та­ли­сти­че­ской вла­сти» не могут не видеть, как тор­го­вая поли­ти­ка США нано­сит им эко­но­ми­че­ский ущерб. Япо­ния, запад­но­ев­ро­пей­цы, а так­же Индия осла­бят хват­ку Аме­ри­ки в капи­та­ли­сти­че­ском мире. Они и менее раз­ви­тые капи­та­ли­сти­че­ские стра­ны будут вести дела со всё более откры­тым Совет­ским Сою­зом. Это, в свою оче­редь, будет спо­соб­ство­вать эко­но­ми­че­ской модер­ни­за­ции, в кото­рой нуж­да­ет­ся СССР, что­бы стать пер­во­класс­ной миро­вой дер­жа­вой в век высо­ких технологий.

В соот­вет­ствии с виде­ни­ем Яко­вле­ва Миха­ил Гор­ба­чёв обна­ро­до­вал совет­ский про­ект для Восто­ка в сво­ей важ­ной речи 28 июля про­шло­го года. Высту­пая в тихо­оке­ан­ском пор­то­вом горо­де Вла­ди­во­сто­ке, Гор­ба­чёв под­черк­нул, что внеш­няя поли­ти­ка СССР начи­на­ет­ся дома, с эко­но­ми­ки, и что пла­ны рефор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сят от раз­ви­тия Совет­ско­го Даль­не­го Восто­ка. Этот огром­ный реги­он, по его сло­вам, име­ет «осо­бое зна­че­ние» для стра­ны. Он уни­каль­но богат при­род­ны­ми ресур­са­ми — цвет­ны­ми метал­ла­ми, золо­том, сереб­ром, рыбой, дре­ве­си­ной и топ­ли­вом. Что ещё более важ­но, Совет­ский Даль­ний Восток дол­жен раз­ви­вать реги­о­наль­ную эко­но­ми­ку, осно­ван­ную на экс­пор­те, кото­рая свя­жет СССР с быст­ро раз­ви­ва­ю­щим­ся эко­но­ми­че­ским и поли­ти­че­ским миром Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го региона.

Миха­ил Гор­ба­чёв во вре­мя визи­та в Япо­нию. 1991 год

Экс­порт — ключ к вос­ста­нов­ле­нию совет­ской эко­но­ми­ки. Гор­ба­чёв наде­ет­ся сле­до­вать япон­ской моде­ли раз­ви­тия кон­ку­рен­то­спо­соб­ных тех­но­ло­гий, застав­ляя фир­мы и мини­стер­ства сопер­ни­чать на миро­вых рын­ках, одно­вре­мен­но защи­щая внут­рен­ний рынок от внеш­них фак­то­ров. Гор­ба­чёв гово­рил по япон­ско­му сце­на­рию во Вла­ди­во­сто­ке, когда он под­черк­нул, что «воз­мож­но­сти для экс­порт­но­го направ­ле­ния раз­ви­тия эко­но­ми­ки Даль­не­го Восто­ка долж­ны быть пол­но­стью исполь­зо­ва­ны… Что здесь необ­хо­ди­мо, так это кар­ди­наль­ные изме­не­ния и новые под­хо­ды для акти­ви­за­ции при­бреж­ной и при­гра­нич­ной торговли».

«Новые под­хо­ды», кото­рые име­ет в виду Гор­ба­чёв, — это в первую оче­редь сов­мест­ные пред­при­я­тия. Одоб­рен­ный Полит­бю­ро 25 декаб­ря 1986 года и опуб­ли­ко­ван­ный в «Прав­де» 27 янва­ря про­шло­го года, закон о сов­мест­ных пред­при­я­ти­ях поз­во­ля­ет ино­стран­ным инве­сто­рам вла­деть до 49 про­цен­та­ми акций совет­ских пред­при­я­тий. Орга­ни­за­ции будут рабо­тать по зако­нам СССР, а пред­се­да­те­ли прав­ле­ния и глав­ные опе­ра­ци­он­ные дирек­то­ра долж­ны быть граж­да­на­ми Союза.

Сов­мест­ные пред­при­я­тия рас­смат­ри­ва­ют­ся как сред­ство при­вле­че­ния ино­стран­но­го капи­та­ла, опы­та и тех­но­ло­гий в совет­скую эко­но­ми­ку без затрат дра­го­цен­ной твёр­дой валю­ты. В про­шлом СССР про­сто поку­пал гото­вые запад­ные тех­но­ло­гии и пере­да­ва­ли их руко­вод­ству пред­при­я­тий, кото­рые, к сожа­ле­нию, про­дол­жа­ли вести дела как обыч­но, не сумев постро­ить доро­го­сто­я­щий фун­да­мент, импор­ти­ро­ван­ный с Запа­да. Путём пере­сад­ки не толь­ко запад­но­го и даль­не­во­сточ­но­го обо­ру­до­ва­ния, но и внед­ряя ино­стран­ное управ­ле­ние в совет­скую эко­но­ми­ку, лиде­ры СССР наде­ют­ся побу­дить управ­лен­цев, инже­не­ров и рабо­чих при­нять инно­ва­ци­он­ный мен­та­ли­тет, кото­рый в конеч­ном ито­ге рас­про­стра­нит­ся по всей экономике.

Совет­ские чинов­ни­ки внеш­ней тор­гов­ли сего­дня горя­чо про­дви­га­ют сов­мест­ные пред­при­я­тия, осо­бен­но для япон­цев, но так­же для китай­цев и индий­цев. До сих пор ино­стран­ные про­мыш­лен­ни­ки не спе­ши­ли участ­во­вать. Их осто­рож­ность отча­сти про­ис­те­ка­ет из неуве­рен­но­сти в том, насколь­ко охот­но СССР поз­во­лит сов­мест­ным пред­при­я­ти­ям про­да­вать това­ры на внут­рен­нем рын­ке — что явля­ет­ся основ­ным сти­му­лом для ино­стран­ных инве­сто­ров вкла­ды­вать в Совет­ский Союз. Япон­ские биз­не­сме­ны, в част­но­сти, сдер­жи­ва­ют­ся, пока отго­лос­ки скан­да­ла с Toshiba и после­ду­ю­щих обви­не­ний в шпи­о­на­же дают о себе знать.

Неко­то­рые ана­ли­ти­ки сомне­ва­ют­ся, что Сове­ты когда-либо децен­тра­ли­зу­ют при­ня­тие эко­но­ми­че­ских реше­ний настоль­ко, что­бы сов­мест­ные пред­при­я­тия при­вле­ка­ли ино­стран­цев. Дру­гие, такие как Роберт Сила­пи­но, спе­ци­а­лист по Азии из Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та в Берк­ли, счи­та­ют, что в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве у Сове­тов нет выбо­ра: рас­ту­щее эко­но­ми­че­ское зна­че­ние Восточ­ной Азии потре­бу­ет от СССР адап­та­ции к реги­о­наль­ной экономике.

Во вре­мя визи­та в Япо­нию. 1991 год

Совет­ская эко­но­ми­че­ская модер­ни­за­ция не может про­изой­ти без деми­ли­та­ри­за­ции меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний, осо­бен­но меж­ду дву­мя сверх­дер­жа­ва­ми. «Да, нам нужен мир», — ска­зал Гор­ба­чёв вла­ди­во­сток­ской ауди­то­рии. — «Мы, конеч­но, пони­ма­ем, что гон­ка воору­же­ний … слу­жит… целям, суть кото­рых заклю­ча­ет­ся в том, что­бы исто­щить Совет­ский Союз эко­но­ми­че­ски». Но вме­сто того, что­бы начать сло­вес­ную ата­ку на Соеди­нён­ные Шта­ты, Гор­ба­чёв посмот­рел внутрь Совет­ско­го Союза.

«Всё это дик­ту­ет и дела­ет насто­я­тель­ной необ­хо­ди­мость фун­да­мен­таль­но­го раз­ры­ва со мно­ги­ми при­выч­ны­ми под­хо­да­ми к внеш­ней поли­ти­ке, раз­ры­ва с тра­ди­ци­я­ми поли­ти­че­ско­го мыш­ле­ния и взгля­дов на про­бле­мы вой­ны и мира, на обо­ро­ну и без­опас­ность отдель­ных госу­дарств и меж­ду­на­род­ную безопасность».

Где луч­ше попро­бо­вать новые под­хо­ды, пред­ло­жил Гор­ба­чёв, чем в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­оне? «Тихо­оке­ан­ский реги­он в целом ещё не мили­та­ри­зо­ван до такой сте­пе­ни, как евро­пей­ский реги­он. Одна­ко потен­ци­ал его мили­та­ри­за­ции поис­ти­не огро­мен, а послед­ствия будут крайне опас­ны­ми». Мно­гие сове­то­ло­ги счи­та­ют: СССР при­шёл к выво­ду, что нара­щи­ва­ние сверх­дер­жа­вы в Евро­пе — раз­вёр­ты­ва­ние Сою­зом ракет сред­ней даль­но­сти — порож­да­ет соот­вет­ству­ю­щее раз­вёр­ты­ва­ние Аме­ри­ки; рост совет­ских тан­ко­вых армий, поро­див­ший боль­ше про­ти­во­тан­ко­во­го ору­жия НАТО, осла­бил Совет­ский Союз и помог создать бес­по­ря­док, от кото­ро­го Гор­ба­чёв пыта­ет­ся изба­вить­ся пред­ло­же­ни­я­ми о сокра­ще­нии воору­же­ний. Крайне важ­но избе­жать подоб­ной судь­бы в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­оне. Глав­ной про­вер­кой спо­соб­но­сти Гор­ба­чё­ва избе­жать такой ситу­а­ции в Азии ста­нет то, как он отне­сёт­ся к нара­щи­ва­нию совет­ских воен­но-мор­ских сил в реги­оне. Этот факт силь­но бес­по­ко­ит воен­но-мор­ской флот США, хотя пре­вос­ход­ство Шта­тов не вызы­ва­ет сомне­ний. Вопрос в том, смо­жет ли Гор­ба­чёв убе­дить не толь­ко сво­их воен­ных, но и Соеди­нён­ные Шта­ты сдер­жать рост ново­го воен­но-мор­ско­го сопер­ни­че­ства в Тихом океане?

Во вре­мя визи­та Миха­и­ла Гор­ба­чё­ва в Китай. 1989 год

«В Азии цен­траль­ное место явно зани­ма­ет Китай», — гово­рит Дональд Заго­рия, сове­то­лог из Хан­тер-кол­ле­джа. Основ­ны­ми при­чи­на­ми китай­ско-совет­ской враж­ды с сере­ди­ны 1950‑х годов были погра­нич­ные спо­ры и борь­ба за лидер­ство в стра­нах тре­тье­го мира. Сего­дня Китай пере­чис­ля­ет три усло­вия, кото­рые Москва долж­на выпол­нить, преж­де чем отно­ше­ния могут быть нор­ма­ли­зо­ва­ны: раз­ре­ше­ние погра­нич­ных спо­ров, вклю­чая сокра­ще­ние совет­ских войск; вывод совет­ских войск из Афга­ни­ста­на; совет­ское заступ­ни­че­ство перед Вьет­на­мом, что­бы поло­жить конец окку­па­ции Кам­пу­чии. «Сове­ты теперь при­сту­пи­ли к выпол­не­нию всех трёх усло­вий», — гово­рит Заго­рия. В речи во Вла­ди­во­сто­ке Гор­ба­чёв объ­явил о выво­де войск из Мон­го­лии, совет­ско­го сател­ли­та, лежа­ще­го меж­ду Кита­ем и СССР. Вывод войск начал­ся в апре­ле про­шло­го года и затро­нул 10 тысяч человек.

Миха­ил Гор­ба­чёв во вре­мя визи­та на Даль­ний Восток. 1986 год

Сове­ты так­же ста­ли более гиб­ки­ми в отно­ше­нии Афга­ни­ста­на и Кам­пу­чии. «Рус­ские смот­рят и на Афга­ни­стан, и на Индо­ки­тай несколь­ко ина­че, чем рань­ше, — гово­рит спе­ци­а­лист по Азии Роберт Ска­ла­пи­но. — Клю­че­вым сло­вом рань­ше было „необ­ра­ти­мый“. Но сей­час эта фра­за зву­чит как поли­ти­че­ское уре­гу­ли­ро­ва­ние». СССР пока не готов дей­ство­вать так реши­тель­но — и, воз­мож­но, обре­чён на про­вал, — что­бы поло­жить конец окку­па­ции Афга­ни­ста­на и вьет­нам­ской окку­па­ции Кам­пу­чии, как хоте­лось бы Китаю (и Соеди­нён­ным Шта­там). Но Сове­ты выра­зи­ли явное жела­ние закрыть кни­гу 1970‑х годов и про­дол­жить новый биз­нес, кото­рый, как они наде­ют­ся, будет более ста­биль­ным и при­быль­ным. Как заявил в апре­ле про­шло­го года Le Monde новый заме­сти­тель мини­стра ино­стран­ных дел СССР Игорь Рога­чёв, в Азии наблю­да­ет­ся «общая тен­ден­ция: на пер­вый план выхо­дят те, кто высту­па­ет за диа­лог». Сове­ты вклю­ча­ют себя в эту тен­ден­цию и рас­смат­ри­ва­ют обсуж­де­ние как спо­соб выпу­тать­ся из непре­одо­ли­мых бое­вых дей­ствий в Афга­ни­стане и Кампучии.

«Я откро­вен­но думаю, что если рас­смат­ри­вать нор­ма­ли­за­цию как про­цесс, то сей­час она про­ис­хо­дит меж­ду Сове­та­ми и Кита­ем», — заклю­ча­ет Ска­ла­пи­но. Алек­сандр Алма­сов, совет­ник по свя­зям с обще­ствен­но­стью в бюро Госде­пар­та­мен­та США по делам Восточ­ной Азии и Тихо­го оке­а­на, согла­сен: «Оче­вид­но, что отно­ше­ния меж­ду дву­мя стра­на­ми сей­час луч­ше, чем в тече­ние дли­тель­но­го времени».

Япо­ния — ещё одна цен­траль­ная точ­ка на Восто­ке. Эко­но­ми­че­ская мощь стра­ны даёт Токио боль­шие рыча­ги вли­я­ния в делах реги­о­на — как поли­ти­че­ских, так и стра­те­ги­че­ских. В буду­щем, писал Алек­сандр Яко­влев в «Ком­му­ни­сте», Япо­ния «уси­лит своё дав­ле­ние на стра­ны Тихо­го оке­а­на и Юго-Восточ­ной Азии». Если это дав­ле­ние не долж­но быть анти­со­вет­ским, Москва долж­на сде­лать всё воз­мож­ное, что­бы заста­вить Токио уви­деть вза­им­ные пре­иму­ще­ства дру­же­ствен­ных отно­ше­ний с СССР. Гор­ба­чёв при­нял этот вызов, но не смог пре­одо­леть дав­нее сопро­тив­ле­ние Япо­нии Сове­там. Япо­ния раз­де­ля­ет, хотя и менее страст­но, пози­цию Китая по Кам­пу­чии и Афга­ни­ста­ну. У япон­цев мень­ше эко­но­ми­че­ских сти­му­лов, чем у китай­цев, для улуч­ше­ния отно­ше­ний с Сове­та­ми. И, в отли­чие от китай­цев, кото­рые хотят оста­вать­ся неза­ви­си­мы­ми как от Моск­вы, так и от Вашинг­то­на, япон­цы при­вет­ству­ют все­сто­рон­нюю инте­гра­цию в аме­ри­кан­ское воен­ное пла­ни­ро­ва­ние в регионе.

Тем не менее у япон­цев есть боль­ше при­чин, чем они хоте­ли бы при­знать, для раз­ви­тия сотруд­ни­че­ства с Сове­та­ми. «При демо­кра­тии, — гово­рит Мино­ру Там­ба, гене­раль­ный кон­сул Япо­нии в Соеди­нён­ных Шта­тах в Бостоне, — обще­ствен­ность ста­но­вит­ся бес­по­кой­ной, если вы ниче­го не дела­е­те для улуч­ше­ния отно­ше­ний [с Совет­ским Сою­зом]». Дав­ле­ние с целью улуч­ше­ния отно­ше­ний рас­тёт, посколь­ку Москва, похо­же, искренне стре­мит­ся к глу­бо­ким сокра­ще­ни­ям ядер­ных арсе­на­лов сверх­дер­жав, пози­ции, кото­рой сим­па­ти­зи­ру­ют мно­гие япон­цы. Кро­ме того, гово­рит Там­ба, сре­ди япон­ских биз­не­сме­нов суще­ству­ет «резер­ву­ар» инте­ре­са к про­ек­там в СССР.

Жела­ние Япо­нии уста­но­вить более тес­ные свя­зи с Совет­ским Сою­зом нико­гда не было более ясным, чем в вол­не­нии, вызван­ном пер­спек­ти­вой при­ез­да Гор­ба­чё­ва в Токио на сам­мит. В про­шлом году оба пра­ви­тель­ства объ­яви­ли, что Гор­ба­чёв и Нака­сонэ наде­ют­ся обме­нять­ся визи­та­ми в сто­ли­цу в янва­ре 1987 года. Сего­дня сам­мит не запла­ни­ро­ван, как сооб­ща­ет­ся, пото­му что две сто­ро­ны не смог­ли дого­во­рить­ся о повест­ке дня. На этом пути сто­ят вре­мен­ные поли­ти­че­ские усло­вия и две дав­ние про­бле­мы. Поли­ти­че­ским усло­ви­ем явля­ет­ся недав­няя сме­на япон­ско­го руко­вод­ства, вызван­ная отстав­кой Нака­сонэ. Сове­ты долж­ны подо­ждать, пока не будет сфор­ми­ро­ва­но новое пра­ви­тель­ство в Токио, преж­де чем они смо­гут пред­ло­жить зна­чи­мые инициативы.

Более серьёз­ные про­бле­мы созда­ёт тер­ри­то­ри­аль­ный спор меж­ду Токио и Моск­вой по пово­ду Куриль­ских ост­ро­вов и неот­де­ли­мость совет­ско-япон­ских отно­ше­ний от аме­ри­ка­но-япон­ских. По Ялтин­ско­му согла­ше­нию Совет­ский Союз полу­чил во вла­де­ние Куриль­ские ост­ро­ва, кото­рые дол­гое вре­мя при­над­ле­жа­ли Япо­нии. Япон­цы воз­ра­жа­ли, но были не в состо­я­нии наста­и­вать на сво­их тре­бо­ва­ни­ях. Одна­ко по мере того, как уве­рен­ность япон­цев рос­ла, Токио ста­но­вил­ся всё более непре­клон­ным и доби­вал­ся воз­вра­ще­ния четы­рёх южных ост­ро­вов цепи, кото­рые они счи­та­ют сво­и­ми север­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми. Сове­ты все­гда кате­го­ри­че­ски отвер­га­ли пози­цию Япо­нии. К насто­я­ще­му вре­ме­ни СССР уста­но­ви­ли важ­ные воен­ные объ­ек­ты на двух самых север­ных из четы­рёх южных ост­ро­вов, что­бы защи­тить вход в Охот­ское море, где раз­ме­ще­ны совет­ские под­вод­ные лод­ки с ядер­ны­ми раке­то­нос­ца­ми для сдер­жи­ва­ния аме­ри­кан­ско­го ядер­но­го напа­де­ния на Союз.

В Москве ходи­ли слу­хи, что СССР готов обме­нять два южных ост­ро­ва на более тес­ные япо­но-совет­ские отно­ше­ния, глав­ной мерой кото­рых было бы уве­ли­че­ние тор­гов­ли. Мино­ру Там­ба говорит:

«Если Сове­ты отда­дут Япо­нии два южных ост­ро­ва и ска­жут, что будут вести пере­го­во­ры о воз­вра­ще­нии двух дру­гих в тече­ние опре­де­лён­но­го пери­о­да, это даст нам пози­тив­ную пози­цию в отно­ше­нии тор­гов­ли. Тако­го рода уступ­ки необ­хо­ди­мы для заклю­че­ния дол­го­сроч­но­го согла­ше­ния об эко­но­ми­че­ском сотрудничестве».

Такие непред­ви­ден­ные шаги ста­но­вят­ся визит­ной кар­точ­кой Горбачёва.

Готов­ность Токио к сдел­ке, одна­ко, частич­но зави­сит от хода совет­ско-аме­ри­кан­ских отно­ше­ний. «Сове­ты не могут пой­ти на сепа­рат­ную раз­ряд­ку с Япо­ни­ей», — гово­рит сове­то­лог Раджан Менон. Менон и дру­гие спе­ци­а­ли­сты объ­яс­ня­ют, что япон­ское чув­ство воен­ной без­опас­но­сти про­ис­те­ка­ет из тес­ных отно­ше­ний с Соеди­нён­ны­ми Шта­та­ми. Япон­цы сопро­тив­ля­ют­ся оче­вид­ным попыт­кам Совет­ско­го Сою­за натра­вить Япо­нию на Аме­ри­ку. А когда СССР вста­ёт меж­ду Вашинг­то­ном и Токио, как в слу­чае с «Тоши­бой», япон­цы поспеш­но пере­хо­дят на сто­ро­ну Вашинг­то­на. Пред­ска­за­ние Яко­вле­ва об углуб­ле­нии кон­флик­тов меж­ду капи­та­ли­сти­че­ски­ми дер­жа­ва­ми явно не сбы­лось, хотя рас­ту­щее напря­же­ние из-за япо­но-аме­ри­кан­ско­го тор­го­во­го дис­ба­лан­са явля­ет­ся зло­ве­щим признаком.

В конеч­ном счё­те попыт­ки Гор­ба­чё­ва сбли­зить­ся с Япо­ни­ей, Кита­ем и дру­ги­ми госу­дар­ства­ми Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на не могут увен­чать­ся успе­хом без сопут­ству­ю­ще­го улуч­ше­ния отно­ше­ний с Соеди­нён­ны­ми Шта­та­ми. США обла­да­ют таким эко­но­ми­че­ским вли­я­ни­ем в реги­оне, что могут реши­тель­но пре­пят­ство­вать совет­ской дипло­ма­тии, в част­но­сти вли­ять на клю­че­вые сто­ро­ны в кон­флик­тах в Афга­ни­стане и Кам­пу­чии (а так­же в Корее). Гор­ба­чёв при­знал всё это в сво­ём при­зы­ве к Хель­синк­ской меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции по ази­ат­ско-тихо­оке­ан­ской без­опас­но­сти и сотруд­ни­че­ству, когда он наста­и­вал на том, что Соеди­нён­ные Шта­ты, как вели­кая тихо­оке­ан­ская дер­жа­ва, долж­ны быть вовле­че­ны. (США откло­ни­ли пред­ло­же­ние конференции.)

Сове­там нуж­но, что­бы Шта­ты заня­ли реа­ли­стич­ную, дело­вую пози­цию по реги­о­наль­ным вопро­сам. Гото­вы ли аме­ри­кан­цы при­нять зна­чи­тель­ное уча­стие СССР в ази­ат­ско-тихо­оке­ан­ских эко­но­ми­че­ских и поли­ти­че­ских делах, неяс­но. До насто­я­ще­го вре­ме­ни Соеди­нён­ные Шта­ты дума­ли и дей­ство­ва­ли так, как если бы аме­ри­ка­но-совет­ские отно­ше­ния были игрой с нуле­вой сум­мой. Соот­вет­ствен­но, совет­ские ини­ци­а­ти­вы в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­оне рас­смат­ри­ва­лись почти исклю­чи­тель­но в воен­но-стра­те­ги­че­ском плане. Помощ­ник гос­сек­ре­та­ря США по делам Азии и Тихо­го оке­а­на в про­шлом Гастон Сигур напи­сал в декаб­ре про­шло­го года в Госу­дар­ствен­ный депар­та­мент и опуб­ли­ко­вал бюл­ле­тень, в кото­ром гово­ри­лось, что «посто­ян­но выис­ки­вая сла­бые места в систе­ме обо­рон­но­го аль­ян­са США, Сове­ты пыта­ют­ся рас­ши­рить соб­ствен­ные поли­ти­че­ские и воен­но-так­ти­че­ские воз­мож­но­сти маневрирования».

В то вре­мя как СССР, без­услов­но, высту­па­ет про­тив любо­го рас­ши­ре­ния или кон­со­ли­да­ции аме­ри­кан­ской воен­ной мощи и при­вет­ству­ет любые неуда­чи в том, что Союз счи­та­ет пре­иму­ще­ствен­но мили­та­рист­ской аме­ри­кан­ской внеш­ней поли­ти­кой, взгляд Сигу­ра на совет­ские наме­ре­ния на Восто­ке обес­це­ни­ва­ет эко­но­ми­че­скую осно­ву внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки Гор­ба­чё­ва. Это отри­ца­ет то, что, по при­зна­нию мно­гих сове­то­ло­гов, явля­ет­ся замет­но новым рос­сий­ским под­хо­дом к без­опас­но­сти, кото­рый стре­мит­ся умень­шить воен­ное сопер­ни­че­ство, одно­вре­мен­но гиб­ко спо­соб­ствуя эко­но­ми­че­ско­му и поли­ти­че­ско­му развитию.

Аме­ри­кан­ские поли­ти­че­ские лиде­ры дав­но при­зы­ва­ли Сове­ты отка­зать­ся от мили­та­рист­ской внеш­ней поли­ти­ки и вме­сто это­го доби­вать­ся целей с помо­щью тор­гов­ли и дипло­ма­тии. СССР в Тихом оке­ане имен­но это и дела­ют. Похо­же, что здесь, как и вез­де в аме­ри­ка­но-совет­ских отно­ше­ни­ях, Соеди­нён­ным Шта­там, воз­мож­но, при­дёт­ся про­сто отве­тить «да».


Читай­те так­же «Интер­вью Эле­о­но­ры Рузвельт с Ники­той Хру­щё­вым».

Поделиться