Танки в цветочек и пингвины у Белого дома: пацифистские акции «ДвУРАКа» и «зАиБи»

Твор­че­ство худо­же­ствен­ной груп­пы «за Ано­ним­ное и Бес­плат­ное искус­ство» и её фрак­ции «Дви­же­ние Уль­тра­Ра­ди­каль­ных анар­хо-Кра­е­ве­дов», воз­ник­ших в 1990‑е годы, луч­ше все­го зна­ют по про­из­ве­де­ни­ям их отдель­ных пред­ста­ви­те­лей: филь­мам «Пыль» и «Шапи­то-шоу», неко­то­рым выпус­кам пере­да­чи «До 16 и стар­ше». Но этим не исчер­пы­ва­ют­ся «ДвУ­РАК» и «зАи­Би»: на их сче­ту мно­же­ство ост­ро­ум­ных акций, в ходе кото­рых, дей­ствуя на сты­ке экзи­стен­ци­а­лиз­ма и абсур­да, заи­би­сты с дву­ра­ка­ми высту­па­ли про­тив войн, наси­лия, а глав­ное — про­тив миро­зда­ния, в кото­ром воз­мож­ны подоб­ные вещи. 

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о дея­тель­но­сти весё­лых мос­ков­ских бун­та­рей, кото­рая и спу­стя годы про­дол­жа­ет вдохновлять.


«Пальцем в сторону врага»

На стра­ни­цах кни­ги «Фор­мейшн. Исто­рия одной сце­ны», циф­ро­вую вер­сию кото­рой её автор Феликс Сан­да­лов любез­но и очень по-пан­ков­ски выло­жил в откры­тый доступ, худож­ник Ана­то­лий Осмо­лов­ский вспо­ми­на­ет одну из пер­вых акций «зАи­Би» под назва­ни­ем «Ука­за­тель­ный палец». При­ду­ма­на она была лиде­ром заи­би­стов Оле­гом Попов­ским вме­сте с сорат­ни­ком Алек­сан­дром Маго­ри­ным и направ­ле­на про­тив воен­ных дей­ствий в Пер­сид­ском заливе.

«…была акция 15 янва­ря 1991 года, посвя­щён­ная про­те­сту про­тив нача­ла пер­вой вой­ны в Персид­ском зали­ве. Идея при­над­ле­жа­ла „зАи­Би“ — Сад­дам Хусейн после вой­ны с Ира­ном поста­вил трид­цать памят­ни­ков уби­тым офи­це­рам, кото­рые пока­зы­ва­ли паль­цем в сто­ро­ну вра­га. И, соб­ствен­но, Попов­ский и Мар­го­рин пред­ло­жи­ли воспроизве­сти эту скульп­тур­ную ком­по­зи­цию живьём напро­тив американ­ского посоль­ства — тогда всё, разу­ме­ет­ся, было ано­ним­но, но по про­ше­ствии лет, думаю, её автор­ство мож­но раскрыть».

Акция «Ука­за­тель­ный палец» у аме­ри­кан­ско­го посоль­ства в Москве. 15 янва­ря 1991 года. Источ­ник: osmopolis.ru

«Творчески агрессивное вмешательство»

Опе­ри­руя поня­ти­я­ми вро­де «дивер­сия», «втор­же­ние» и дру­ги­ми, име­ю­щи­ми явный нега­тив­ный под­текст, заи­би­сты выво­ра­чи­ва­ли их наизнан­ку, не толь­ко сати­ри­че­ски осмыс­ляя, но и напо­ми­ная о дуаль­но­сти все­го суще­го (топо­ром мож­но и убить, а мож­но и дом постро­ить). На офи­ци­аль­ном сай­те «зАи­Би» указано:

«Тер­мин „дивер­си­он­ное твор­че­ство“ пред­по­ла­гал неожи­дан­ное твор­че­ски агрес­сив­ное вме­ша­тель­ство в замы­лен­ную эсте­ти­ку быта, втор­же­ние в повсе­днев­ность с целью про­во­ка­ции про­буж­де­ния созна­ния от рути­ны. Если сего­дня мир выгля­дит стран­но, зна­чит, он может менять­ся, если он может менять­ся, поче­му бы не попро­бо­вать ему в этом помочь. Если кто-то будет сле­дить за тем, что­бы мир менял­ся, повсе­днев­но­сти не оста­нет­ся места. Хочешь — не хочешь, при­дет­ся выле­зать из болота».

Акция «Втор­же­ние». Под­го­тов­ка. 1992 год. Источ­ник: zaibi.ru/practice_sculpture.html

В каче­стве при­ме­ра при­во­дит­ся акция «Втор­же­ние» 1992 года, кото­рая заклю­ча­лась в «вытё­сы­ва­нии двух­мет­ро­вой фигу­ры мужи­ка из цель­но­го ство­ла топо­ля, спи­лен­но­го во дво­ре шко­лы № 20 г. Моск­вы, и вка­пы­ва­нии её в зем­лю вниз голо­вой у дома № 1 на пло­ща­ди М. Суха­рев­ская (Садо­вое коль­цо)». Слов­но по зако­нам воен­но­го вре­ме­ни, на имя дирек­то­ра шко­лы был направ­лен доку­мент об экс­про­при­а­ции, гласивший:

«Насто­я­щим уве­дом­ляю, что брев­но топо­ля дли­ной 2 м 20 см изы­ма­ет­ся на нуж­ды Ано­ним­но­го и Без­воз­мезд­но­го Искусства».

Втор­же­ние дере­вян­но­го чело­ве­ка под зем­лю про­дол­жа­лось око­ло меся­ца, после чего окку­пан­та выко­па­ли и увез­ли ком­му­наль­ные службы.

Акция «Втор­же­ние». Про­цесс. Источ­ник: zaibi.ru/practice_sculpture.html

«Пингвины на баррикадах»

Ещё один при­мер сугу­бо мир­ной арт-экс­про­при­а­ции 1991–1992 годов — изъ­я­тие с улиц чума­зых урн, напо­ми­на­ю­щих птиц. Заи­би­сты пере­кра­ши­ва­ли их в пинг­ви­нов и воз­вра­ща­ли в город, устра­и­вая им про­гул­ки в местах скоп­ле­ния народ­ных масс: на пло­ща­дях, в зоо­пар­ках, на спорт­пло­щад­ках, в музе­ях, в обще­ствен­ном транспорте.

Попа­да­ли пинг­ви­ны и в горя­чие точ­ки, о чём сви­де­тель­ству­ет аль­бом про­ек­та на сай­те «зАи­Би». Ока­зы­ва­ясь на тан­ках или на бар­ри­ка­дах у Бело­го дома, пинг­ви­ны, несо­мнен­но, поло­жи­тель­но воз­дей­ство­ва­ли на окру­жа­ю­щих в это тре­вож­ное вре­мя. Исто­ри­че­ские ката­клиз­мы вре­мен­ны, зато пинг­ви­ны и искус­ство, по сча­стью, вечны.

Заи­би­сты пишут:

«Если взять урну, помыть, покра­сить и отпра­вить путе­ше­ство­вать, полу­чит­ся с одной сто­ро­ны обыч­ный сред­не­рус­ский пинг­вин, с дру­гой сто­ро­ны худо­же­ствен­ный дивер­сант, самим сво­им суще­ство­ва­ни­ем взры­ва­ю­щий эсте­ти­ку повседневности.
Куда бы пошёл обыч­ный сред­не­рус­ский пинг­вин, если бы ока­зал­ся в Москве в 1991 году? Ну, пофо­тать­ся на бар­ри­ка­дах у Бело­го дома, ну, в зоо­парк, ну, посто­ять в оче­ре­дях за кор­мом, про­кат­нуть­ся на метро…»

Пинг­ви­ны на бар­ри­ка­дах у Бело­го дома. Источ­ник: zaibi.ru/practice_other_pings.html

«Часовые, проморгавшие краеведов»

В «Фор­мейшне» Сан­да­лов цити­ру­ет вид­но­го пред­ста­ви­те­ля мос­ков­ско­го анде­гра­ун­да 90‑х, музы­кан­та групп «Лисич­кин хлеб», «Н. О. Ж.» и дру­гих Заха­ра Мухи­на. В газе­те «Дей­Ли» за 2004 год под псев­до­ни­мом Захар Твер­до­хле­бов он опи­сал яркую акцию «ДвУ­РА­Ка», устро­ен­ную в 1996 году. Про­ти­во­по­ста­вив воен­ной тех­ни­ке мир искус­ства, заме­шан­ный на дет­ских рисун­ках и абсур­дист­ских лозун­гах, худож­ни­ки полу­чи­ли доступ к тан­кам, что­бы сде­лать их более привлекательными:

«Нема­ло голов­ной боли коман­до­ва­нию Мос­ков­ско­го воен­но­го окру­га доста­ви­ла акция „ДвУ­РА­Ка“ „Бро­не­тех­ни­ка-96“. Пол­сотни воору­жён­ных людей про­ник­ли на тер­ри­то­рию тан­ко­вой части и устро­и­ли бой. Прав­да, воору­же­ны люди были крас­ка­ми и кистя­ми, а бой они дали одно­тип­но­му зелё­но­му цве­ту. Целый час арт-дивер­сан­ты укра­ша­ли бое­вые маши­ны цве­точ­ка­ми, сло­ня­та­ми, бес­смыс­лен­ны­ми лозун­га­ми типа: „Хочешь пить — съешь огурец!“

А потом раз­да­лись насто­я­щие выстре­лы. Это просну­лись, на­конец, часо­вые, про­мор­гав­шие кра­е­ве­дов. Сол­да­ты стре­ля­ли в воз­дух, кра­е­ве­ды сыпа­лись с бро­ни и под тан­ка­ми полз­ли к спа­си­тель­ной дыр­ке в забо­ре. Но, несмот­ря на спеш­ное отсту­пление, дви­же­ние запи­са­ло себе этот эпи­зод как победу».


«Бро­не­тех­ни­ка-96». Фраг­мент филь­ма «Там и Тогда, где и когда». Источ­ник: zaibi.ru/practice_action.html


«Она кругом, война»

В упо­мя­ну­той газе­те «Дей­Ли» Мухин-Твер­до­хле­бов пере­чис­ля­ет акции, при­зван­ные, как вид­но, декон­стру­и­ро­вать исто­ри­ко-геро­и­че­ский образ вой­ны. Вот, напри­мер, опи­са­ние кол­лек­тив­ной про­гул­ки ран­ним утром, в День кра­е­ве­да — 22 июня:

«Сто­им, слу­ша­ем. Тиши­на. Вот дож­де­вая кап­ля по сос­но­вой иго­лоч­ке пол­зёт. Вот клок тума­на про­ле­тел… А тогда, в 41‑м, в эти часы уже гиб­ли люди… Но по местам боёв мы не ходим, ору­жие не рас­ка­пы­ва­ем. Для нас вой­на — мета­фи­зи­че­ское поня­тие. Она кру­гом, вой­на. Вот бро­шен­ная дерев­ня, вот гигант­ская свал­ка. Пова­лен­ный лес, зем­ля, изра­нен­ная карье­ра­ми. Вот на дне карье­ров — шага­ю­щие экс­ка­ва­то­ры. Каж­дый экс­ка­ва­тор как мно­го­этаж­ный дом. Всё бро­шен­ное, мёрт­вое… Зале­зем на такую махи­ну, рас­пи­шем жиз­не­утвер­жда­ю­щи­ми лозун­га­ми. Водру­зим оран­же­вое зна­мя, и заиг­ра­ет оно в рас­свет­ных лучах…»


«Будем биться подушками!»

И став­шая тра­ди­цон­ной рекон­струк­ция в жан­ре слэп­сти­ка — поду­шеч­ное ледо­вое «позо­ри­ще», при­уро­чен­ное к ВДНХ (Все­на­род­ный День Неиз­вест­но­го Худож­ни­ка) 1 мар­та, про­хо­дя­щее под лозун­гом «Бей доб­рей!» До сих пор «пер­во­мар­ты» оста­ют­ся визит­ной кар­точ­кой заи­би­стов и их последователей.

«В этом году испол­ня­ет­ся 762 года бит­ве на Чуд­ском озе­ре, когда Алек­сандр Нев­ский раз­бил тев­тон­скую сви­нью. Все зна­ют эту бит­ву как Ледо­вое Побо­и­ще. А у нас будет Ледо­вое Позо­ри­ще! Мы собе­рём­ся на льду Ладож­ско­го озе­ра (до Чуд­ско­го ехать дале­ко), и будем БИТЬСЯ ПОДУШКАМИ! Подуш­ки лета­ют, кро­ва­ти скри­пят, от стра­ха дев­чон­ки на люст­рах висят. Будем бить­ся, пока не про­ло­мим лёд!»

Ледо­вое позо­ри­ще. Сре­ди участ­ни­ков вид­ны пер­со­на­жи КУБ (Ста­лин) и ШАР (Ленин) из филь­ма заи­би­стов «Ленин и Ста­лин — 3 (Посыл­ка с чачей)». 1999 год. Источ­ник: zaibi.ru/history_1marts_99.html

«Обувь! Одежда! Любовь!»

Про­ти­во­по­ста­вить зло­му абсур­ду вой­ны доб­рый абсурд мира, делая про­тест, как бы ска­за­ли сами заи­би­сты, «угар­ным» — клас­си­че­ский при­ём, к кото­ро­му при­бе­га­ли, к при­ме­ру, совет­ские кине­ма­то­гра­фи­сты во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, сни­мая про фаши­стов мульт­филь­мы и корот­ко­мет­раж­ные комедии.

В «Фор­мей­шене» поэт и писа­тель Алек­сей Цвет­ков говорит:

«В 1995‑м нача­лась чечен­ская вой­на, и все левые уль­трас реши­ли делать анти­во­ен­ный фести­валь в кино­те­ат­ре „Улан-Батор“. Попов­ский высту­пал там со сво­и­ми юны­ми по­следователями, бив­ши­ми в огром­ный бубен с заи­бист­ским анти­ко­пи­райт­ным зна­ком и пев­ши­ми хором пес­ню „Мы — мо­лодые без­бож­ни­ки!“. Мари­на Пота­по­ва при­ду­ма­ла от име­ни „зАи­Би“ несколь­ко откры­ток: „Обувь! Одеж­да! Любовь!“ или „[нехо­ро­шее сло­во] рево­лю­ци­он­но, а осталь­ное бур­жуи купят!“ с комсо­мольскими знач­ка­ми на стро­гом фоне. Эти открыт­ки были ост­ро­ум­ны­ми суве­ни­ра­ми, что­бы пода­рить при­я­те­лю или де­вушке, но для заи­би­стов эти лозун­ги были тогда насто­я­щим обра­зом жизни».

Вкла­дыш аудио­кас­се­ты «Фести­валь про­тив вой­ны в Чечне и все­об­щей воин­ской обя­зан­но­сти». 1995 год. Источ­ник: vk.com/club18121982

«Генерал против войны в Чечне»

Во вто­рой поло­вине 90‑х часть заи­би­стов вме­сте с сочув­ству­ю­щи­ми с пода­чи Кон­стан­ти­на Эрн­ста полу­чи­ла рабо­ту в про­грам­ме «До 16 и стар­ше», кото­рая выхо­ди­ла на кана­ле ОРТ. Об одном из экс­пе­ри­мен­таль­ных анти­ми­ли­та­рист­ских выпус­ков пере­да­чи, отсня­том нака­нуне выбо­ров в Госу­дар­ствен­ную Думу 1999 года, узна­ём из лето­пи­си твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «СВОИ 2000», вырос­ше­го из «зАи­Би»:

«…в сту­дии „До 16…“ сидел член пер­вой трой­ки пар­тии „Един­ство“ гене­рал Гуров. Его выступ­ле­ние смон­ти­ро­ва­ли с осталь­ны­ми сюже­та­ми таким обра­зом, что каза­лось, буд­то гене­рал под­ни­ма­ет про­бле­му полит­за­клю­чён­ных, высту­па­ет за лега­ли­за­цию мари­ху­а­ны, про­тив вой­ны в Чечне, а в фина­ле сове­ту­ет голо­со­вать про­тив всех кан­ди­да­тов. После при­зы­ва Гуро­ва при­нять уча­стие в голо­со­ва­нии (пере­да­ча вышла в эфир за день до выбо­ров) за кад­ром зву­ча­ла пес­ня „Умри, капи­та­лизм!“, а на экране люди с транс­па­ран­том „Про­тив всех!“ взбе­га­ли на Мав­зо­лей (акция груп­пы „Радек“). При этом уча­стие гене­ра­ла в про­грам­ме было зара­нее опла­че­но, и снять её с эфи­ра было невоз­мож­но. Для „Сво­их“ дело тогда огра­ни­чи­лось стро­гим выговором».

На сего­дняш­ний день опи­сан­но­го выпус­ка нет в Сети. Для озна­ком­ле­ния с фор­ма­том мож­но посмот­реть дру­гой эпи­зод пере­да­чи 90‑х, посвя­щён­ный субкультурам.


«Проснитесь!»

Сце­на­рист­ка Мари­на Пота­по­ва упо­ми­на­ет акции, кото­рые не при­вя­зы­ва­лись к кон­крет­ным явле­ни­ям или поли­ти­че­ским собы­ти­ям. Про­гул­ка в ночь 1 апре­ля долж­на была все­це­ло раз­бу­дить сограж­дан — в пря­мом и пере­нос­ном смысле:

«Акция „Просни­тесь!“ была апо­фе­о­зом наших безум­ных затей. Тол­па людей долж­на была мол­ча с транс­па­ран­та­ми „Просни­тесь!“ прой­ти по ноч­но­му горо­ду. Мы хоте­ли сыг­рать на этом про­ти­во­ре­чии — люди пыта­ют­ся про­бу­дить город сво­им неви­ди­мым нико­му вос­кли­ца­ни­ем. Конеч­но, мол­ча не уда­лось прой­ти. Все же болт­ли­вые. На это была рас­счи­та­на „Ночь прав­ды“, тоже бази­ру­ю­ща­я­ся на про­ти­во­ре­чии, — это было в ночь с 31 мар­та на 1 апре­ля, в день, когда все врут, но мы-то за прав­ду, поэто­му будем всю ночь гово­рить правду».


«Выйти сухим нельзя»

И ещё одна про­буж­да­ю­щая акция-абстрак­ция, смысл кото­рой ста­но­вит­ся ясным уже на уровне фор­му­ли­ро­вок из пере­ска­за жур­на­ли­ста и режис­сё­ра Алек­сея Ство­лин­ско­го. Все при­част­ны к тому, что про­ис­хо­дит вокруг. А если хочешь, что­бы жизнь пере­ста­ла напо­ми­нать ледя­ную воду — дей­ствуй, плыви.

«Два боль­ших озе­ра и водя­ная пере­мычка — шири­ной мет­ров трид­цать и глу­би­ной в сере­дине с голо­вой. На том бере­гу сидят люди во фра­ках <…> рас­сте­ле­на боль­шая белая ска­терть и вид­не­ет­ся боль­шое коли­че­ство арбу­зов и порт­вей­на. Что­бы добрать­ся до арбу­зов и порт­вей­на, нуж­но внут­ренне проснуть­ся и бро­сить­ся в эту ледя­ную воду. А это был конец сен­тяб­ря — нача­ло октяб­ря, в прин­ци­пе теп­ло, но вода уже очень холод­ная. Мож­но и обой­ти, но это зай­мёт час, то есть весь порт­вейн уже кон­чит­ся. Мож­но было раз­деть­ся, идти по дну и нести вещи над собой. Я так и сде­лал. Но в какой-то момент всё рав­но при­шлось плыть, бук­вально несколь­ко мет­ров, так что вый­ти отту­да сухим нель­зя. Такой смысл».


«В шесть часов вечера после войны»

Конеч­но, худож­ни­ку, что­бы быть услы­шан­ным, необя­за­тель­но выхо­дить на ули­цу или про­ры­вать­ся в медиа — доста­точ­но тво­рить. Близ­кий к кру­гу «зАи­Би» поэт Борис Усов, лидер одной из глав­ных мос­ков­ских панк-груп­пы 90‑х «Соло­мен­ные ено­ты», неча­сто поки­дал свой дом в мос­ков­ском рай­оне Конь­ко­во. Как ска­зал один из его сорат­ни­ков, малая роди­на может быть очень малой — раз­ме­ром с бал­кон. Но гля­деть с это­го бал­ко­на мож­но высо­ко и слыш­но тебя, если есть что ска­зать, будет далеко.

В сти­хах Усо­ва — веч­ный бой внут­ри само­го себя, а пожа­луй, что и с самим собой. Но он не остав­ля­ет надеж­ду, цити­руя в одной из извест­ных сво­их песен назва­ние воен­но­го филь­ма «В шесть часов вече­ра после вой­ны». Сня­то­го ещё в 1944 году и про­ник­ну­то­го верой в то, что воз­вра­ще­ние к мир­ной жиз­ни обя­за­тель­но состоится.


Читай­те так­же о филь­мах, кото­рые в СССР были запре­ще­ны, а сего­дня доступ­ны онлайн «Лен­филь­мов­ская „запре­щён­ка“».

 

Поделиться