Трагические события Смутного времени стали одним из источников вдохновения для русских художников XIX–XX вв. Этот короткий промежуток времени в российской истории полон событий, личностей и трагедий. Пресечение правящей династии, внешняя угроза со стороны Швеции и Польши, волнения и недовольство населения княжеской властью, алчность московской элиты и другие обстоятельства привели к тяжелейшим последствиям. Но несмотря на все злоключения, патриотизм и отдельные личности сыграли решающую роль в будущем страны. Благодаря работам таких выдающихся художников, как Григорий Мясоедов, Алексей Кившенко, Сергей Иванов, Павел Чистяков, эпизоды Смутного времени остались в памяти народа современной России.
VATNIKSTAN собрал десять выдающихся картин, проникнутых мрачной атмосферой начала XVII века.
Григорий Мясоедов, «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год)
Одним из ярких произведений, посвящённым событиям эпохи Смутного времени, является работа Григория Григорьевича Мясоедова «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Написанная в 1862 году, картина была создана в память о 250-летии изгнания польско-литовских интервентов из России. Художник посвятил полотно истории Григория Отрепьева, известного всем по произведению Александра Пушкина «Борис Годунов». Хотя многие историки сомневаются, что личность «беглого монаха» тождественна Лжедмитрию I. За произведение Мясоедов получил большую золотую медаль Императорской Академии художеств и был отмечен Советом Академии как знаток русской культуры.
Примечательно, что художник посвятил работу не патриархам, царям, боярам, князьям. Ещё до создания «Товарищества передвижников» Мясоедов описывал события русской народной драмы. Тем не менее художник сохранил и академические принципы живописи. Экспрессивные движения персонажей, подчёркнутые контрасты светотени усиливают ощущение некой театральности представленной сцены. Но при этом, живописец старается показать зрителю быт, культуру и убранство.
Мясоедов смог передать окружение Отрепьева: это и вид самой корчмы, одежду и эмоции людей, предметы быта. Впоследствии он будет одним из идеологов «Товарищества передвижников», а также окажется в большом почёте среди коллег, во многом благодаря своему таланту, образованности, едкому и критическому уму. Известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов напишет про картину Мясоедова:
«Здесь не было ничего собственно исторического, и сам Самозванец являлся мелодраматическим героем, с натянутым типом, выражением и жестом. Зато всё остальное в картине свидетельствовало о сильном таланте и глубоком постижении русских народных натур. Пристава и странствующие монахи были воспроизведены великолепно, и всего поразительнее и глубже была передана личность монаха Варлаама, навсегда оставшаяся одним из характернейших созданий новой русской школы».
Сцена, как упоминалось ранее, описывает события из произведения Пушкина «Борис Годунов». Отрепьев, желающий добраться до Литвы, останавливается в приграничной корчме, где ест и пьёт за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Входят приставы, которые по приказу Годунова ищут самозванца. Авантюрист сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. Он врёт приставам, описывая внешность разыскиваемого по всем параметрам, подходящим к облику Варлаама. Монах вырывает указ у Отрепьева и читает настоящее описание Лжедмитрия. Тогда Григорий расталкивает приставов, выпрыгивает в окно и бежит в сторону Литвы.
Константин Маковский, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862 год)
13 апреля 1605 года умирает Борис Годунов — власть получает Фёдор Борисович, который правил с апреля по июль 1605 года. Однако Лжедмитрий начинает пользоваться всё большей популярностью у населения Российского государства: под Кромами в его армию вливается значительная часть правительственных войск. С помощью воззваний и обещаний будущий монарх смог отвести народную любовь от династии Годуновых. 1 июля 1605 года население Москвы устроило бунт — победа Лжедмитрия стала очевидной. Годуновы бежали во дворец, но там их застигла толпа, которая начала громить и крушить «храмины» богатых людей, были захвачены все винные погреба. Как писал один современник: «вина опились многие люди и померли».
Лжедмитрий понимал, что если Годуновы останутся в живых, его власть не будет прочной. Тогда стрельцы нашли Фёдора с матерью и сестрой, и доставили их на старое подворье. Туда же явились посланцы самозванца князья Голицын и Мосальский. Здесь по их приказу стрельцы набросились на Годуновых. Царицу быстро задушили верёвками. Фёдора после непродолжительной борьбы постигла участь матери. Сестру оставили в живых. Её постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозёрский монастырь. Выйдя в народ, бояре объявили, что царь и царица со страху отравились. Из столицы выслали патриарх Иова и остатки династии Годуновых. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.
Тем не менее Лжедмитрия ждала такая же участь. Он не смог усмирить бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 года они с призывом «Поляки бьют государя» ворвались в столицу, где началось массовое избиение польского гарнизона. В это же время двести заговорщиков ворвались в покои царя и убили его. На этом зверства не закончились: мёртвое тело Лжедмитрия сожгли, а пепел зарядили в Царь-пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец.
Константин Егорович Маковский смог изобразить динамику и трагедию разворачивающихся событий. Он передал силу Фёдора Борисовича, которого не могут одолеть даже трое стрельцов. Невыразимая печаль и горе сестры Годунова перед телом убитой матери, иконы в «царских» хоромах и множество других деталей создают выразительное произведение. Примечательно, что Маковский, как и многие его современники, становится активным участником «Товарищества передвижников», но и выставляет свои работы на выставках Академии.
Сергей Иванов, «В Смутное время» (1908 год)
Будучи представителем «поздних передвижников» Иванов посвятил ряд своих работ исторической тематике. По мнению критиков, в его творчестве прослеживается взаимосвязь с искусством Сурикова и Рябушкина. Он описывал драматические события в истории русской жизни. Мастеру были понятны порывы людей в острые для России периоды истории. При этом он смог в духе времени передать атмосферу. Его эпизоды — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия». При этом зачастую он обращался не к героическим моментам истории России, а к сценам быта. Так, картина «В смутное время» описывает повседневность солдат, казаков и наёмников в лагере другого самозванца — Лжедмитрия II, вошедшего в историю под кличкой «Тушинский вор».
Новый Лжедмитрий выдавал себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I одновременно. Он стал формировать новую повстанческую армию в Стародубе, куда стекалось множество добровольцев: казаки, татары, поляки, остатки повстанческой армии Болотникова, Окончательной резиденцией Лжедмитрия II стало село Тушино под Москвой. Он создал свои органы управления — Боярскую думу, приказы. Патриархом он сделал ростовского митрополита Филарета Романова — отца будущего первого царя династии Романовых.
Авантюрист не обладал качествами предшественника: он не был способен к управлению, предпочитал развлечения ведению дел по организации армии. Да и сами войска «Тушинского вора» грабили и осаждали местные поселения, что вызвало ненависть народа к войскам иноземцев. Осенью 1610 года, во время охоты, Лжедмитрий II был убит руками своих же соратников.
Сергей Милорадович, «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894 год)
Примером грабительских выходок войск Лжедмитрия II стала осада Троице-Сергиева монастыря. Сохранившиеся сокровища, уцелевшие от всех смут конца XVI — начала XVII веков, приковали внимание польских искателей наживы. Их планам помешала героическая оборона небольшого гарнизона монастыря, состоящая из стрельцов, монахов и добровольцев. После продолжительной осады, продолжавшейся более года, армия Лжедмитрия II вынуждена отступить, во многом из-за подошедшего войска Михаила Скопина-Шуйского. Эта победа подняла боевой дух русского войска, а Троицкая осада стала примером воинской славы русского народа.
Этим эпизодом и был вдохновлён художник Сергей Дмитриевич Милорадович. Живописец вырос в семье сельского дьякона, учился в семинарии и на протяжении 25 лет служил псаломщиком церкви Воскресения в Гончарах. Всё это повлияло на творчество Милорадовича — его произведения посвящены сценам из истории духовенства, монашества и раскола. В своей картине он передал совместные действия монахов, стрельцов и ополчения. Живописец показал готовность русских людей отстоять землю совместными усилиями.
Василий Савинский, «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882 год)
Поражение первого ополчения, оккупация Москвы польскими интервентами, воцарение польского царевича Владислава на российский престол, капитуляция Смоленска, захват шведами Новгорода — все эти события повлекли за собой создание второго ополчения, которое освободило Москву от польской оккупации в ноябре 1612 года.
Несмотря на полную разруху в стране и оккупацию территории, идея народного сопротивления не умерла. Центром нового движения стал Нижний Новгород. Осенью 1611 года здесь стало собираться местное население, где всё чаще раздавались призывы к спасению русского государства и православной веры. Лидером этого движения стал посадский житель, земский староста, торговец мясом Кузьма Минич Минин. Несмотря на достаточное количество пожертвований и добровольцев со всех уголков отечества, патриотическое движение не могло существовать без лидера. Выбор пал на 33-летнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского, деятеля первого ополчения, снискавшего себе славу смелого и опытного военачальника, не связанного с «Тушинским вором», ни с казаками, ни с самозванцами.
В 1882 году художник Василий Евмениевич Савинский получил за эту картину большую золотую медаль Императорской Академии Художеств.
Павел Чистяков, «Патриарх Гермоген в темнице» (1860 год)
Большую роль в борьбе русского народа против интервенции сыграла православная церковь. Идейным борцом за независимость и единство стал патриарх Гермоген. Во время правления Шуйского казанский митрополит Гермоген стал патриархом всея Руси. Он ревностно отстаивал православие, был противником самозванцев и католичества. После сговора поляков и Боярской думы о воцарении Владислава, вхождения польских войск в Москву 21 сентября 1610 года Гермоген вступил в борьбу против иностранного вторжения. Он начал распространять обращения к народу, в которых призывал не подчиняться новой власти и встать на борьбу против засилья поляков.
В разгар борьбы первого ополчения и польских захватчиков, когда в 1611 году Москва была осаждена войсками народного сопротивления во главе с Прокопием Ляпуновым, совместно с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким, поляки заточили Гермогена в темницу. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города. Но несгибаемый патриарх твердо стоял на своём:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Узнав о готовившемся походе Второго ополчения, поляки и их московские приспешники во главе с боярином Салтыковым обратились к арестованному патриарху с требованием осудить начавшееся движение. Но тот ответил отказом. Более того, Гермоген проклял бояр как «окаянных изменников». Его стали морить голодом. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, патриарх умер.
Вдохновившись мужеством Гермогена, выдающийся художник Павел Петрович Чистяков к 1860 году создаёт картину «Патриарх Гермоген в темнице», за которую получает малую золотую медаль Академии. Художник смог изобразить на полотне святость патриарха, при этом он передаёт коварство и слабость интервентов, которые не способны напугать Гермогена.
Михаил Скотти, «Минин и Пожарский» (1850 год)
Известная картина живописца Михаила Ивановича Скотти «Минин и Пожарский» посвящена освободительной борьбе второго народного ополчения против польской интервенции. Сам автор, Скотти, академик и профессор, был достаточно известен среди современников. Его виртуозные акварели и картины «итальянского жанра», а также портреты высоко ценились современниками, в том числе и членами императорской фамилии. Но, конечно, на сегодняшний день самой известной его работой является именно картина, посвящённая Минину и Пожарскому.
Произведение было написано в 1850 году, на внушительных размеров полотне. Герои изображены стоящими бок об бок друг с другом, в позах будто замерших в театральной постановке, Пожарский держит знамя. Лица выполнены подобно образам античных героев — красивые и с правильными чертами. На заднем фоне представлено народное ополчение, которое вот-вот освободит Московский Кремль. Совершенно разные по происхождению личности — один потомок Рюриковичей, второй — простой посадский житель. Но только совместными усилиями эти люди смогли добиться победы. Работа входит в триптих, посвящённый событиям Смутного времени, наряду с работами «Подвиг Ивана Сусанина» (1851 год) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» (1851 год).
Адриан Волков, «Смерть Ивана Сусанина» (1855 год)
Картина Адриана Марковича Волкова посвящена популярному сюжету о подвиге Ивана Сусанина. Он был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного возле села Домнино Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Фёдорович. Поляки намеревались убить молодого царя, но они выбрали не того путника. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его пытали, а затем «изрубили в мелкие куски».
Существование такой исторической личности как Иван Сусанин до сих пор вызывает споры среди историков. Но осталась царская грамота Михаила Романова Богдану Собинину от 30 ноября 1619 года. В документе написано:
«Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом 121 (1613) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти…»
Эрнест Лисснер, «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» (1908 год)
После победы основных сил второго ополчения над армией гетмана Ходкевича в сентябре 1612 года (по новому стилю), 1 ноября армия Минина и Пожарского осадила Кремль, в котором укрылись остатки польско-литовского гарнизона. В тот же день был взят Китай-город. Остатки польских интервентов капитулировали 5 ноября 1612 года. 6 ноября того же года был назначен торжественный вход в Кремль князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев.
Художник Эрнест Эрнестович Лисснер изобразил сдачу польских оккупантов. Живописец показал радость ополченцев, которые смогли спасти отечество от католической угрозы. Сам город выглядит плачевно: стены пробиты, город горит. Это показывает каким трудом далась победа второго народного ополчения.
Алексей Кившенко, «Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора» (1880 год)
Одной из важнейших проблем будущего устройства Российского государства стал выбор правителя. Боярская элита боялась усиления влияния Пожарского. Представители старых княжеских родов — Ф. И. Мстиславский и В. В. Голицын, запятнали свою честь из-за связи с поляками. Кандидатом выступал и Д. М. Трубецкой, но он не был поддержан элитой. Тогда выбор пал на молодом Михаиле Романове, сыне тушинского патриарха Филарета. Он устраивал всех: бояре надеялись, что смогут манипулировать новым царем, из-за пленения его отца казаки и духовенство поддерживали кандидатуру Романова, так как он стал мучеником еще при жизни. При этом молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти. 21 февраля 1813 года Михаил Романов был избран на царство Земским Собором.
Читайте также «„Всё живет, всё хочет жить“: 11 картин Татьяны Яблонской».