Под народной понимают музыку «традиционно-сельскую». Она издавна противопоставлялась академической, хотя и имела свои каноны. Профессиональные композиторы до сих пор черпают в ней вдохновение.
В ХХ веке, с появлением массовой культуры, этот жанр претерпел некоторые изменения. Появился постфольклор — творчество, не имеющее автора, но при этом не связанное с традицией. Сюда можно отнести песни студентов, военных, а если взять последние три десятилетия, то и все безымянные треки в интернете. Однако сам фольклор никуда не исчез. Он продолжил служить источником вдохновения для профессиональных музыкантов, многие из которых являются также признанными учёными-филологами.
Однако к традиционный музыке обращаются теперь отнюдь не только представители высоколобого академизма. Фольклорные мотивы отлично сочетаются с психоделическим роком, авангардом, электроникой, готикой, металлом и прочими современными направлениями. VATNIKSTAN знакомит с музыкальными группами, отважившимися на неординарные эксперименты с устной песенной традицией.
«Рада и Терновник». Психоделика, шаманы и рок
В творчестве Рады Анчевской сочетаются авангард и шаманство, психоделика и народные мотивы. Интернет-знатоки поочерёдно относили группу то к фолку, то к дарк-фолку, то к чему-то ещё. В действительности творчество Рады менялось от альбома к альбому, вбирая черты разных стилей. Неизменной оставалась связь с этнической традицией, причудливые тексты и дивный вокал Рады — критики сравнивали его с голосом Диаманды Галас.
В 2005 году Анчевская выпустила совместно с ансамблем «Ясный день» пластинку «Женитьба». Сама исполнительница описала её следующим образом: «На альбоме звучат русские народные песни в их максимально точном исполнении, ансамбль „Ясный день“ прекрасен именно тем, что три женщины поют, точно соблюдая диалектные особенности, соблюдая точно многоголосие, свойственное данной местности, точно воспроизводя экспедиционные записи. Ничего не упрощается и не осовременивается».
Другим интересным альбомом, связанным с народной музыкой, стал «Укок». Проект был направлен на защиту одноимённого плато на Алтае, священного для местных жителей. Группа выпустила концертную запись совместного выступления с мастером горлового пения Ногоном Шумаровым.
Moon Far Away. Ритуал, дарк-вейв и Север
Если бы в России сняли фильм в духе «Солнцестояния», «Ведьмы» или «Плетёного Человека», то музыка Moon Far Away оказалась бы идеальным саундтреком. Но пока добротный фолк-хоррор в нашей стране делают лишь в Якутии. А русский Север, несмотря на богатую традицию, ещё только ждёт своих режиссёров. Но проникнуться духом Поморья можно уже сейчас благодаря архангельской группе Moon Far Away.
Ознакомление с их творчеством лучше начать с альбома Minnesang. Здесь есть выполненная в духе английского дарк-фолка Goe, and Catche, поп-фолк «Олюшка», а «Будем жить» так и вовсе представляет собой адаптированный синти-поп.
Несмотря на жанровую разноголосицу, все песни проникнуты общим духом, который сами музыканты определяют как «ритуал». Под этим словом лидер группы, филолог и фольклорист Алексей Шептунов понимает не некий формально исполняемый алгоритм действий, но «приобретение внутреннего опыта, изменение себя».
«Злыдота». Ереси, готика и алхимия
В слове «Злыдота» ударение ставится на последний слог. Такое название для своей группы покойный культуролог, поэт и философ Олег Фомин взял из мистического романа Пимена Крапова «Пламень».
Фолк-бэнд сочетает в исполнении лютню и дудки, неофолк и арт-рок, алхимические термины и архаизмы. Где-то слышится церковная музыка, где-то крестьянские распевочки, а где-то и хлыстовские напевы. Некоторые тексты написаны на церковнославянском, некоторые на древнерусском.
Но это сочетание не выглядит постмодернистским бульоном. Фомин в течение жизни искал вдохновение даже не столько в крестьянском фольклоре, сколько в «допетровской» музыкальной традиции. И инструменты сам разрабатывал. А свой стиль называл «гетикой» — соединением герметики (средневековой оккультно-алхимической доктрины) и готики.
А ещё это действительно красиво и необычно.
Маточкин. Традиция, былины, гармонь
Александр Маточкин — это человек эпохи Возрождения. Только если Ренессанс обращался к античной традиции, то филолога из Петербурга интересует древнерусский фольклор.
Индустриализация, урбанизация, массовая культура с радио, телевизором и интернетом, конечно, не убили «традиционно-сельскую» культуру. Сказания и песни записаны, танцы изучены. Но для передачи фольклора требуется определённая среда. Чтение былин на бумаге или с экрана телефона — это не то же самое, что восприятие из уст сказителя. Поэтому Александр Маточкин предпочитает выступать в узком кругу — так, как это было в старину:
«Былины, или по-народному ста́рины, — это прежде всего способ общения. Если подобное общение утрачивается, то и сообщество распадается. <…> Тут дело в качестве общения. В интернете — это одно, а общение между сказителем былин и слушателями проходит на другом уровне — оно цельное и затрагивает ключевые моменты нашего существования».
Но Маточкин занимается не только сказаниями — есть у него и песни под гармонь. Из всех фольклорных каверов Маточкин отличается самой необычной интерпретацией. Наверное, именно так бы перепевали в народе хиты Цоя или Hotel California, попади они к нам в конце XIX века.
Theodor Bastard. Игры, мистика
За рубежом композитор за музыку к фильму может получить «Оскар», «Золотой глобус» или «Сезар». В нашем отечестве — «Нику» или «Орла». За саундтрек к играм на Западе тоже награждают. В наших же широтах — нет. Однако если бы у нас была аналогичная награда, то первым номинантом, безусловно, стал бы Фёдор Сволочь и группа Theodor Bastard. За саундтрек к Pathalogic 2, она же «Мор Утопия».
Но Теодор — это не только про саундтрек к играм. Это и участие в финале world music на конкурсе John Lennon Songwriting Contest 2021, и туры по городам Европы, и с десяток альбомов. Среди них хочется особо выделить «Ветви».
Пластинка целиком посвящена народной музыке, но не столько славянской, сколько северной вообще. Первая песня, например, исполняется одновременно на русском и старонорвежском. Северная атмосфера создаётся также за счёт сочетания самых экзотических фолк-инструментов, от гуслей до варгана. «Местом силы» для альбома стала Карелия, хотя самих исполнителей чаще характеризуют как мастеров «воображаемой, внепространственной этники».
А после «Ветвей» можно двинуться к «Волчьей ягоде» или к Music for the Empty Spaces. Каждый из них прекрасен по-своему.
«Калевала». Тяжёлый металл и гармонь
Фольклор отразился и на металле. Но всё же и pagan‑, и black‑, и даже folk-metal в привычном смысле — скорее наследники романтизма с его мифами и легендами. Да и повлияли на них не столько этнографические изыскания, сколько творчество предшественников по тяжёлой музыке.
Фолк-метал групп в России было много. Они остались в душах сотен тысяч подростков, но признание критиков и деньги не пришли. Однако упоминания они заслуживают.
Группа «Калевала» соединила в себе металл и лёгкость русской пляски. Здесь нет экстремального вокала, нет искусственной тяжести, постоянных оглядывании на западных коллег. Зато есть аккордеон, хард-роковые риффы, красивый голос.
Самый удачный для знакомства альбом — это «Кукушкины Дети». Песни далеко не народные, всего лишь стилизация, однако пропитанная поистине волшебной эстетикой. Впрочем, сюрпризов для гениев тоже хватает: первая песня пересказывает руну финского эпоса «Калевалы», а в предпоследней, шуточной, цитируется Фауст Гёте.
Инна Желанная
Чтоб описать всё творчество вокалистки, не хватит и десятка статей. Начиная от опередившего своё время альбома «Альянса» «Сделано в белом» (в 1994 году получил гран-при «Радио Франции») до арт-проекта «Вилы». Начинать знакомство лучше всего с альбома «Изворот». Где ещё можно послушать сочетание фольклора и саксофонного соло?
В девяностые-нулевые Инна с основанной ею группой Farlanders снискала ошеломляющий успех в мире западной этнической музыки. Она объездила с концертами всю планету, от Сингапура до Эдинбурга и Нью-Йорка, а в 1996 году выступала на открытии летних Олимпийских игр в Атланте (США).
«Отава Ё». 46 миллионов просмотров на Ютубе
Популярность артистов в соцсетях не всегда благосклонно воспринимается критиками. Но зато просмотры многое говорят о народной любви и популярности: песня «Сумецкая» питерского фолк-коллектива уже набрала 46 миллионов, и эта цифра только будет расти.
Да, у «Отавы Ё» нет аутентичных обрядовых плачей или горлового пения. Зато есть сочетание современного звучания с весёлым фольклором. Скрипки и волынка — раньше музыканты играли ирландскую музыку, и это чувствуется, — создают атмосферу деревенского праздника. За последнее время репертуар «Отавы Ё» расширился: появились необычные работы с Сергеем Старостиным и исполнение военных песен.
Отдельно радуют клипы: каждый — как маленькая история. Если хочется поднять настроение, нет ничего лучше, чем включить «Сумецкую» или «Яблочко».
«Мельница»
«Мельница» всегда являла собой скорее рок, нежели фолк. При этом группа ориентировалась не на реальное средневековье, а на его вымышленный ролевой образ. Да и вдохновлялись они больше кельтской традицией, нежели славянской.
Но всё это не имеет значения. У многих увлечение фолком началось именно с «Мельницы». Хелависа показала постсоветским подросткам, что можно, опираясь на фольклор, творить не только лубки в духе коллективов из домов культуры, но и музыку, пробирающую до дрожи.
Славянские мотивы всё же можно обнаружить в альбоме «Зов Крови». Подчас весёлые, как «Травушка», подчас грустные, как «Невеста полоза», они создают сказочную и таинственную атмосферу. Да, это не аутентичное исполнение. Но в наши дни все мы знакомимся со сказками и былинами в обработке. Оттого «Мельнице» удались, наверное, песни на стихи Николая Гумилёва, также созданные поэтом наново, но под впечатлением от более древних легенд.
Так как «Мельницу» слушал, наверное, каждый, то её можно рекомендовать лишь переслушать.
«Нейромонах Феофан»
Завершает наш небольшой обзор «Нейромонах Феофан». Недурной драм в сочетании с клюквой: медведь и балалайка позволили ему вырваться в топ iTunes. Участники коллектива сохраняют анонимность, что не помешало группе в 2015 году получить статус независимого исполнителя года по версии Яндекс.Музыки.
Тексты Феофан писал сам, а стилизация под народные гуляния вкупе с приятным голосом дополняла треки. И хотя это выглядит шуткой, стёбом — чего стоит одно название последнего альбома, «Древнерусский рейв», — но плясать-то хочется.
А ещё с 2020 года исполнитель озвучивает оригинальные детские сказки за авторством Анастасии Постниковой. Первая из них вышла в канун Нового 2021 года — «Лунный заяц».
Читайте также «„Растаманы из глубинки“: яркие адаптации регги в России».