Андеграундный small press. 10 независимых издательств

Сей­час, когда оте­че­ствен­ное «неза­ви­си­мое» кни­го­из­да­ние нахо­дит­ся на гра­ни, самое вре­мя рас­ска­зать вам о мало­ти­раж­ных книж­ных изда­тель­ствах. Сра­зу ого­во­рюсь, что это не топ и не рей­тинг, а про­сто под­бор­ка, поэто­му не надо искать в рас­ста­нов­ке мест какой-то скры­тый смысл; речь пой­дёт исклю­чи­тель­но про оте­че­ствен­ный фено­мен книгоиздания.

Пола­га­ем, что мно­гие из вас слы­ша­ли такое сло­во­со­че­та­ние, как «small press», но повто­рим ещё раз: small press — это мало­ти­раж­ное кни­го­из­да­ние. Да, оно может быть сим­па­тич­нее осталь­но­го, может экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, бла­го­да­ря скром­ным раз­ме­рам. Но всё рав­но это кни­го­из­да­ние, а не «уни­каль­ное куль­тур­ное явле­ние», как его хоте­ли бы мно­гие представить.

Для пол­но­го пони­ма­ния кон­тек­ста необ­хо­ди­мо ого­во­рить­ся, что боль­шой рынок оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ры окон­ча­тель­но умер к нача­лу 2010‑х. Имен­но тогда на сцене в юной тре­пет­ной кра­се появ­ля­ет­ся такой кро­во­жад­ный алли­га­тор, как «Экс­мо», чьи­ми сетя­ми сей­час явля­ют­ся «Бук­во­ед» и «Читай-Город». Этот кро­ко­дил ску­пил или съел все про­чие изда­тель­ства и тор­го­вые сети. Послед­нее неза­ви­си­мое изда­тель­ство «Дро­фа», кото­рое мно­гие пом­нят по школь­ным учеб­ни­кам, моно­по­лия съе­ла в 2014 году. На ту же пору при­хо­дит­ся закры­тие боль­шин­ства куль­то­вых книж­ных серий и про­ек­тов, бур­ным цве­том цве­ту­щих в 1990-ые и 2000‑е. Сей­час, по сути, боль­шин­ство круп­ных изда­тельств так или ина­че вхо­дят в хол­динг «Экс­мо-АСТ».

На фоне моно­по­ли­за­ции рын­ка и раз­ви­тия тех­ни­че­ско­го про­грес­са у мно­гих команд энту­зи­а­стов появи­лась воз­мож­ность печа­тать кни­ги неболь­ши­ми тира­жа­ми, выпус­кая изде­лия для огра­ни­чен­но­го кру­га чита­те­лей — 100, 200, 300. Такая прак­ти­ка насле­до­ва­ла тра­ди­ции совет­ско­го сам­из­да­та, толь­ко уже на новых, тех­но­ло­гич­ных рель­сах — у изда­те­ля появил­ся доступ к циф­ро­вой печа­ти, а так­же появил­ся Macbook и InDesign на нём для вёрст­ки макета.

Юри­ди­че­ские гра­ни­цы же само­го поня­тия «small press» в Рос­сии весь­ма раз­мы­ты. Напри­мер, в Кана­де все книж­ные изда­ния мень­ше 300 экзем­пля­ров могут пре­тен­до­вать на гран­ты Сове­та по искус­ствам. В Рос­сии тако­го нет, а неко­то­рые изда­тель­ства даже не ука­зы­ва­ют коли­че­ство экзем­пля­ров — напри­мер, так ино­гда дела­ют изда­тель­ства «Ил-music» и «Все свободны».

Совре­мен­ный мир мало­ти­раж­ной лите­ра­ту­ры так­же поде­лен на раз­ные сфе­ры, в том чис­ле в нём есть свой «мейн­стрим» и «анде­гра­унд». Пер­вые — это сооб­ще­ства насто­я­щих куль­тур­трег­ге­ров, эта­ких хип­сте­ров от лите­ра­ту­ры, фило­со­фии и искусств, оби­та­ю­щих в основ­ном в Москве, Петер­бур­ге или за гра­ни­цей. К таким тяже­ло­ве­сам у нас отно­сят Ad Marginem (в дан­ном слу­чае спор­но назы­вать его малым, так как изда­тель­ство очень круп­ное), Common Place, «Носо­рог» и про­чие про­ек­ты, про кото­рые вы слы­ши­те в паб­ли­ках или чита­е­те интер­вью на мод­ных ресур­сах. Но рынок мало­ти­раж­ных изда­тельств раз­но­шёр­стен и объ­ё­мен, поэто­му мы рас­ска­жем толь­ко о тех из них, кто нахо­дит­ся вне све­та софитов.


Первая остановка: «Найди лесоруба»

Сна­ча­ла был жур­нал. Жур­нал, кото­рый пере­рос в изда­тель­ство. Этот про­ект дела­ет неболь­шой кол­лек­тив энту­зи­а­стов, «кото­рые пере­во­дят глян­це­вую бума­гу», как они сами заяв­ля­ли о себе. Сна­ча­ла жур­нал выхо­дил и прав­да в глян­це, пред­став­ляя из себя раз­но­шёрст­ный ком­пен­ди­ум тек­стов от лите­ра­тур­ных обзо­ров до ста­тей. Раз­ные части жур­на­ла были так­же свёр­ста­ны раз­ны­ми дизайнерами.

Посте­пен­но выпус­ки ста­ли кон­цен­три­ро­вать­ся на осмыс­ле­нии и кон­цеп­ту­аль­ном пони­ма­нии дея­тель­но­сти тех или иных дея­те­лей куль­ту­ры или лите­ра­ту­ры, пере­ме­жа­ясь с обыч­ны­ми. В «автор­ской» серии вышли номе­ра, посвя­щён­ные таким дея­те­лям, как Ста­ни­слав Лем, Джефф Нун, Кинг Грант, Роан­хорс Ван­дер­ме­ер, Говард Лавкрафт.

Пер­вой пол­но­цен­ной кни­гой кол­лек­ти­ва мож­но счи­тать лите­ра­тур­ный выпуск рус­ской пост­мо­дер­нист­ской про­зы «Синек­до­ха», кото­рый пред­став­лял из себя пол­но­цен­ную кни­гу с вос­хи­ти­тель­ным дизай­ном: вруч­ную оформ­лен­ная состав­ная облож­ка, про­ре­зи в стра­ни­цах, эффект­ные иллю­стра­ции. Тек­сты в жур­на­ле так­же были пред­став­ле­ны раз­ны­ми авто­ра­ми, но дизай­ном на этот раз зани­мал­ся один чело­век. Поэто­му такой фор­мат кни­ги при­жил­ся и пере­ко­че­вал в выпуск о канад­ском режис­сё­ре Дэви­де Кро­нен­бер­ге, кото­рый стал весь­ма попу­ля­рен у чита­те­лей не толь­ко бла­го­да­ря сво­е­му напол­не­нию, но и при­ят­ным типо­граф­ским решениям.

После это­го, жур­нал пре­вра­тил­ся в пол­но­цен­ное изда­тель­ство, выдав в свет такие пол­но­цен­ные кни­ги, как:

  • Денис Заха­ров. Ком­мен­та­рий к рома­ну Тру­ме­на Капо­те «Услы­шан­ные молитвы».
  • Спец­вы­пуск Weird Fiction (собрав­ший на сво­их стра­ни­цах рус­ско­языч­ных авторов).
  • Л. А. Кафель. Пери­о­ды пустоты.
  • Джефф Ван­дер­ме­ер. Стран­ная Пти­ца. Рассказы.

За дол­гие годы тру­дов вокруг изда­тель­ства сфор­ми­ро­вал­ся целый круг почи­та­те­лей, кото­рые тре­пет­но отно­сят­ся к кни­гам и при­вет­ли­во встре­ча­ют новые про­ек­ты. А уж пере­оце­нить вклад «Лесо­ру­ба» в помощь начи­на­ю­щим авто­рам, кото­рым жур­нал дал пло­щад­ку, невозможно.


Остановка по-Кхорну: CHAOSS PRESS

Неиз­вест­но отку­да взяв­ше­е­ся и неиз­вест­но как живу­щее до сих пор, стран­ное, непо­нят­ное, ужа­са­ю­щее и удив­ля­ю­щее — всё это изда­тель­ство CHAOSS PRESS, осно­ван­ное небезыз­вест­ным петер­бург­ским дея­те­лем воро­неж­ско­го про­ис­хож­де­ния Фелик­сом Кульпой.

Пер­вой кни­гой изда­тель­ства ста­ла кни­га Пиме­на Кар­по­ва «Све­тиль­ник люб­ви», в кото­рую вошли сти­хо­твор­ные, про­за­и­че­ские и дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния Кар­по­ва. В изда­ние так­же были вклю­че­ны неко­то­рые ранее не собран­ные мате­ри­а­лы о Кар­по­ве и пер­вая попыт­ка биб­лио­гра­фии поэта.

Сей­час труд­но ска­зать, на чём точ­но спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся изда­тель­ство, ско­рее все­го оно до сих пор ищет себя. Так, в его «порт­фе­ле» есть кни­ги оте­че­ствен­ных совре­мен­ных про­за­и­ков, пере­во­ды зару­беж­ной лите­ра­ту­ры, фило­со­фии, фран­цуз­ские и немец­кие сказ­ки. В общем, крайне мно­го и инте­рес­но. Мож­но точ­но ска­зать, что объ­еди­ня­ет всё это — кровь, боль, наси­лие, оккуль­тизм, кон­тр­куль­ту­ра и отре­шён­ность от мира земного.


Остановка с привкусом колбасы по 2.20: «Красный матрос»

Самое, повто­рюсь, самое ста­рое неза­ви­си­мое изда­тель­ство в совре­мен­ной Рос­сии, кото­рое было осно­ва­но поэтом Миха­и­лом Сапе­го. Изда­тель­ство вырос­ло из арт-груп­пы «Мить­ки». Для тех, кто млад­ше трид­ца­ти — это такие совет­ские хип­пи-худож­ни­ки, кото­рые когда-то тво­ри­ли куль­ту­ру вме­сте с Цоем, Гре­бен­щи­ко­вым, Соку­ро­вым и иже с ними. Изда­тель­ство явля­ет­ся по-насто­я­ще­му куль­то­вым, ибо в нём пуб­ли­ко­ва­лись Ето­ев, Шин­ка­рёв, Гре­бен­щи­ков, Город­ниц­кий, Роди­о­нов, Емелин.

Вооб­ще, «Крас­ный мат­рос» смог создать свой уни­каль­ный, само­быт­ный и ни на что не похо­жий стиль. Кро­ме про­зы и сти­хов, изда­тель­ство выпус­ка­ет так­же уни­каль­ные арт-про­ек­ты, напри­мер, «Чест­ное сло­во, крас­ная звез­да. Лени­на и Ста­ли­на обма­ны­вать нель­зя» — аль­бом, кото­рый явля­ет­ся уни­каль­ным сбор­ни­ком сти­хов, ска­зок, гра­фи­ки, фото­гра­фии, пла­ка­тов, рисун­ков, днев­ни­ков, свя­зан­ных с Лени­ным и Ста­ли­ным, и с людь­ми, кото­рые заста­ли их эпо­хи. Или же, напри­мер, кни­га «Про Мос­ков­ские Три­ум­фаль­ные Воро­та в Санкт-Петер­бур­ге. К 180-летию. 1838−2018», кото­рая так­же явля­ет­ся уни­каль­ным аль­бо­мом с уни­каль­ны­ми же исто­ри­че­ски­ми фотоматериалами.

Недав­но изда­тель­ство обра­ти­ло вни­ма­ние на моло­дых аван­гард­ных писа­те­лей, выпу­стив несколь­ко как про­за­и­че­ских, так и поэ­ти­че­ских книг начи­на­ю­щих авангардистов.


Русская остановка: «Чёрная Сотня»

О да, доро­гие мои, то самое! Этот кол­лек­тив начал побед­ное шествие с изда­ния в 2013 году одной кни­ги Сер­гея Сер­ге­е­ви­ча Оль­ден­бур­га «Цар­ство­ва­ние Импе­ра­то­ра Нико­лая II», кото­рое, по заяв­ле­ни­ям само­го глав­но­го редак­то­ра «Чёр­ной Сот­ни», было невоз­мож­но най­ти нигде. И понес­лось. Вос­ста­нов­ле­ние наци­о­наль­но­го насле­дия, кото­рое было уте­ря­но и забы­то где-то за рубе­жом, в зару­беж­ной Рос­сии, или не изда­ва­лось в совет­ское вре­мя из-за цен­зу­ры. По сути, изда­тель­ство зани­ма­ет­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем уте­рян­но­го куль­тур­но­го пласта.

После выхо­ди­ли такие хиты, как «Кодекс чести рус­ско­го офи­це­ра», «Обо­ро­на кре­по­сти Осо­вец» и, венец тво­ре­ния, «Рус­ский комикс», кото­рый пред­став­ля­ет из себя боль­шой и кра­си­вый сбор­ник бело­гвар­дей­ских гра­фи­че­ских рома­нов на исто­ри­че­ские тема­ти­ки — такие, как ста­нов­ле­ние Импе­рии, при­со­еди­не­ние Кав­ка­за и Граж­дан­ская вой­на, не толь­ко бле­стя­ще визу­а­ли­зи­ро­ван­ная рус­ская клас­си­ка от Пуш­ки­на и Гого­ля до Шоло­хо­ва, и мно­гие другие.

Сей­час изда­тель­ство выпус­ка­ет не толь­ко утра­чен­ные доре­во­лю­ци­он­ные или эми­грант­ские кни­ги, но и ведёт совре­мен­ные про­ек­ты, напри­мер, о войне на Донбассе.


Ещё одна остановочка: Editions Chat

Про­ект писа­те­ля Андрея Доро­ни­на, поэто­му судь­ба само­го про­ек­та очень тес­но пере­пле­та­ет­ся с его соб­ствен­ной судь­бой. Он побо­рол зави­си­мость от нар­ко­ти­ков и запе­чат­лел этот отры­вок про­шло­го в кни­ге «Transsiberian Back2Black». К сло­ву, кни­га пере­ве­де­на на фран­цуз­ский и успеш­но про­да­ёт­ся в Европе.

Из соль­но­го про­ек­та вырос­ло изда­тель­ство, зани­ма­ю­ще­е­ся кон­тр­куль­тур­ны­ми кни­га­ми. У нас сло­жи­лось ощу­ще­ние, что имен­но Editions Chat про­дол­жа­ет дело той самой «Уль­т­ра-куль­ту­ры» в деле вытас­ки­ва­ния на свет мар­ги­наль­ной рус­ской — и не толь­ко — лите­ра­ту­ры. Здесь вам и Вла­ди­мир Коз­лов с его роман­ти­кой улиц, и пси­хо­де­лич­но-хули­ган­ский Мари­ньяк, и непо­нят­ный, но огнен­ный Касс-май-асс (что бы это ни зна­чи­ло). Соб­ствен­но, вот они, сле­ва направо:

  • Вла­ди­мир Коз­лов. «Lithium».
  • Тьер­ри Мари­ньяк. «Morphine Monojet или блуд­ные сыновья».
  • Kass_my_ass. «Пре­одо­ле­вая Гэнгсташит».

Безнадёжная остановка: «Издательство ча-ща»

Объ­еди­не­ние, кото­рое реши­ло сде­лать сво­им сти­лем без­на­дёж­ность и до сих пор сжи­ва­ет­ся с этим. С само­го нача­ла сво­ей дея­тель­но­сти кол­лек­тив заяв­лял, что изда­вать­ся будут исклю­чи­тель­но без­на­дёж­ные кни­ги, поэто­му пер­вой была «Жить по-боль­шо­му» — един­ствен­ное сохра­нив­ше­е­ся про­из­ве­де­ние актё­ра и худож­ни­ка-акци­о­ни­ста Алек­сандра Мас­ла­е­ва. Вто­рой вышла кни­га Фёдо­ра Боб­ко­ва «Из запи­сок быв­ше­го кре­пост­но­го чело­ве­ка». В целом, изда­тель­ство кон­цен­три­ру­ет­ся на поис­ке упу­щен­ных эле­мен­тов рус­ской лите­ра­ту­ры и ста­ра­ет­ся береж­но пере­дать её совре­мен­ным чита­те­лям, вос­пол­нив тем самым раз­рыв в куль­тур­ной пре­ем­ствен­но­сти. Посу­ди­те сами, имен­но «Ча-ща» пере­из­да­ла пер­вый раз с 1935 года вос­по­ми­на­ния адъ­ютан­та само­го баро­на фон Унгерна.

Одна­ко у изда­тель­ства так­же есть и совре­мен­ные вещи. Чего толь­ко сто­ит их жур­нал «Ишь», соби­ра­ю­щий на сво­их стра­ни­цах исто­ри­че­ские очер­ки, про­зу, куль­ту­ро­ло­ги­че­ские эссе, пре­крас­ные образ­цы гра­фи­ки и дизай­на. Изда­ёт «Ча-ща» и совре­мен­ных авто­ров, так или ина­че экс­пе­ри­мен­ти­ру­ю­щих сей­час с обра­за­ми про­шло­го. Яркий при­мер — сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний «Бота­ни­ка Аида» Алек­сандра Сань­ко­ва, в кото­рой поэ­зия явля­ет­ся совре­мен­ным пере­осмыс­ле­ни­ем поэ­зии золо­то­го века — вплоть до ста­ро­ре­жим­ной орфографии.

Крайне инте­рес­ный феномен.


Панк-остановка: «Пламень»

Насто­я­щий оте­че­ствен­ный малень­кий «пресс», создан­ный на колен­ке. Всё начи­на­лось так, что вокруг одно­го книж­но­го мага­зи­на в слав­ном горо­де Петер­бур­ге фор­ми­ро­ва­лась тусов­ка пан­ков-эзо­те­ри­ков. Из тусов­ки сфор­ми­ро­ва­лось изда­тель­ство. И нача­ло «Пла­мень» с выпус­ка «Путе­ше­ствия на край ночи» Луи-Фер­ди­нан­да Сели­на, вклю­ча­ю­ще­го в себя соб­ствен­но сам дебют­ный роман клас­си­ка фран­цуз­ской лите­ра­ту­ры ХХ века, а так­же ста­тью Льва Троц­ко­го «Селин и Пуан­ка­ре» вме­сто пре­ди­сло­вия и, впер­вые пере­ве­дён­ное на рус­ский язык, после­сло­вие авто­ра «Давай­те разберёмся…».

Сей­час изда­тель­ство пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лось на оте­че­ствен­ную экс­пе­ри­мен­таль­ную пост­мо­дер­нист­скую про­зу. В общем, «Пла­мень» ищет себя, и за этим инте­рес­но наблюдать.


Философская остановка: «Ноократия»

Книж­ный про­ект, чьей пер­вой кни­гой стал труд её глав­но­го редак­то­ра — «Поис­ки разум­ной жиз­ни на Зем­ле и за её пределами».

Этот small press кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на фило­со­фии и науч­но-попу­ляр­ных мате­ри­а­лах. «Ноокра­тия» не ста­вит перед собой кон­цеп­ту­аль­ных задач, но даёт жизнь инте­рес­ным мате­ри­а­лам. На бумаж­ных стра­ни­цах нашли при­ста­ни­ще тру­ды таких дея­те­лей, как Пётр Рябов, Васи­ли­на Орло­ва, Мари­ан­на Сар­ви­на, Свет­ла­на Семё­но­ва. В кни­гах «Ноокра­тии» вы най­дё­те темы рус­ско­го кос­миз­ма, антро­по­це­на, исто­рии фило­со­фии от Баку­ни­на до Кро­пот­ки­на. И мно­гое другое.


Цифровая остановка: «Чтиво»

Неболь­шое петер­бург­ское изда­тель­ство, сде­лав­шее сво­ей фиш­кой фор­му, а не напол­не­ние. Нема­те­ри­аль­ным кон­цеп­том «Чти­ва» явля­ет­ся пуб­ли­ка­ция авто­ров, кото­рые бы нико­гда не вышли в боль­ших изда­тель­ствах на рын­ке, что свой­ствен­но все­му small press. Но «Чти­во» высту­па­ет за эко­ло­гич­ный путь кни­го­из­да­ния: сна­ча­ла тру­ды пуб­ли­ку­ют­ся в циф­ро­вом вари­ан­те, а затем, толь­ко после про­вер­ки спро­сом на циф­ро­вую вер­сию, обре­та­ют жизнь в бумаге.

Пер­вой бумаж­ной кни­гой стал… худо­же­ствен­ный роман про архив баро­на фон Унгер­на (какой пора­зи­тель­ный инте­рес у пуб­ли­ки!). Если гово­рить об осталь­ных кни­гах, то они весь­ма раз­лич­ны: тут и реа­лизм от Геор­гия Пан­кра­то­ва, и мар­ги­наль­щи­на от Эри­ха фон Неф­фа, и маги­че­ский реа­лизм, абсур­дизм. Объ­еди­ня­ет их исклю­чи­тель­но хоро­шее каче­ство и доступ­ность в циф­ро­вой вер­сии на любом носителе.


Культурная остановка: «Издательство Яромира Хладика»

Петер­бург­ское изда­тель­ство, кото­рое, по наше­му скром­но­му мне­нию, очень недооценено.

Посу­ди­те сами. В его порт­фе­ле есть не толь­ко мно­же­ство пре­крас­ных пере­во­дов, вро­де Хан­са Белл­ме­ра или Пье­ра Бетан­ку­ра, или совсем заме­ча­тель­но­го Яце­ка Дене­ля с его «Кри­во­кля­том», но и мно­го книг оте­че­ствен­ных авто­ров. Имен­но в «ЯХ» вышла кни­га Оль­ги Седо­вой «Апо­ло­гия разу­ма», состо­я­щая из четы­рёх эссе о Дан­те, Пуш­кине, Пастер­на­ке, Гёте и Сер­гее Аве­рин­це­ве, о пол­но­те мыс­лей этих писа­те­лей, жиз­ни и поэ­зии. Инте­рес­ным при­ме­ром так­же явля­ет­ся «Соц­ре­а­лизм: от рас­све­та до зака­та» Ека­те­ри­ны Андре­евой, состо­я­щий из куль­ту­ро­ло­ги­че­ских эссе. Вооб­ще, изда­тель­ство отли­ча­ет акку­рат­ный, цеп­ля­ю­щий еди­ный дизайн книг и тща­тель­ный отбор объ­ек­тов для пуб­ли­ка­ции, в кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся тон­кое, тре­пет­ное отно­ше­ние к культуре.

Как вы види­те, несмот­ря на тяжё­лые усло­вия и дик­тат рын­ка, экс­пе­ри­мен­таль­ное кни­го­из­да­ние раз­ви­ва­лось и иска­ло новые фор­мы для выра­же­ния. Одна­ко сей­час, в усло­ви­ях пан­де­мии и кри­зи­са, оно может исчез­нуть. Если вы хоти­те под­дер­жать экс­пе­ри­мен­таль­ные изда­тель­ства, то самым пра­виль­ным будет не под­пи­сы­ва­ние пети­ций, а покуп­ка кни­жек и финан­со­вая посиль­ная помощь люби­мо­му магазину.


Пуб­ли­ка­цию под­го­то­вил Вла­ди­мир Кова­лен­ко, писа­тель-пост­мо­дер­нист, автор рома­нов «Ах-Куй» и «Из-под ног­тей». О послед­нем про­из­ве­де­нии читай­те в сооб­ще­стве в VK.

Поделиться