Мы часто говорим о фильмах и песнях военных лет. Но ведь всё искусство страны тогда было направлено на поддержку армии. Не зря одним из главных лозунгов было «Всё для фронта, всё для победы». От труженика колхоза до творческой интеллигенции, каждый служил как мог и умел. Если не мог воевать, то создавал вдохновляющие произведения. Это же касалось и тружеников такого вроде бы детского жанра, как мультипликация.
Родились мультики ещё в далёком 1906 году. Александр Ширяев создал первые анимационные фильмы с куклами. Легендой тех лет был Владислав Старевич, некогда биолог, увлёкшийся доселе невиданным жанром. Его смешные повести о распутной жизни жуков заставят вас и сегодня кататься от смеха. Как без малейших технических средств можно было снимать так хорошо? Никогда ещё жуки не были так обаятельны.
После революции в 1930‑е годы произошёл ренессанс мультипликации. Для полуграмотной страны такой наглядный и развлекательный жанр был очень полезен. Наряду с агитацией и пропагандой рождались и настоящие мультфильмы, полноценные картины. Ведь мир уже покорял Уолт Дисней, его танцующие скелеты, кролик Освальд и невзрачный мышонок Микки. «Союзмультфильм» активно осваивал опыт американского мультипликатора и все 1930‑е и 1940‑е будет творить, по сути, по лекалам «диснеевской фабрики». Это заметно нашему поколению, выросшему на классике «Диснея». Неповторимый же советский стиль родится только в 1950‑е годы.
Давайте же вместе посмотрим лучшие мультфильмы самого трудного времени в истории нашей страны XX века — периода Великой Отечественной войны.
«Стервятники» (1941, реж. Пантелеймон Сазонов)
Это скорее агитплакат, чем мультфильм. Но за две минуты сказано достаточно. Жуткая музыка, мерзкие фашисты-стервятники, которые нападают на нас, и которые получают ответ. Наши ястребы (И‑16, видимо) под бодрую музыку бьют супостата, да так, что стервятники драпают, будто хромые утки или курицы. Да, возможно, это сделано на коленке, а стервятники очень похожи на диснеевских, но всё равно — есть идея, правильный настрой и лозунг.
«Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины» (1941, реж. Иван Иванов-Вано, Александр Иванов)
Ещё один краткий и ясный мультагитплакат. Снят в первые месяцы войны, когда создатели не знали, сколько горя она принесёт. Здесь есть этот предвоенный задор, стремление разгромить врага и перенести бой на его территорию. «Малой кровью, могучим ударом», как пели в 1938 году. Сапог фашиста топчет Европу без особого труда, дефилирует по Франции, Польше, Чехословакии, бомбы сожгли Бенилюкс, Франция сдалась. И вот этот мерзкий хрюндель подобрался и к нам и… получил по морде. Танки, конница и самолеты единым ударом побеждают под марш «Броня крепка, и танки наши быстры», тоже, кстати, написанный в 1938 году.
«Ёлка» (1942, реж. Михаил Цехановский, Пётр Носов)
Тяжело было не только на фронте. Голодная жизнь тыла была тоже не сахар, а каково было детям! Они ведь не понимали, что происходит, почему так тяжело и нет праздников. Поэтому на Новый 1942 год было решено вернуть детям радость праздника — хотя бы на одну ночь подарить им мультик. Нельзя показать, что мы пали духом: война войной, а Новый год не отнять врагу. Дедушка Мороз придёт и подарки принесёт, а злые волки тому не помеха. Всем миром, всем народом мы выгоним грабителей и отпразднуем, не дадим страху взять верх.
«Били! Бьём! Будем бить!» (1941, реж. Дмитрий Бабиченко)
Как вы помните, война покончила с радикальным отрицанием прошлого и вернула СССР к истокам. Воспевались теперь герои былых времён, вернулась история Руси в школы, снова ввели погоны. Этот мультплакат — яркий показатель того, как в первые дни войны все вспоминали: нас никому не удавалось покорить, кто приходил с мечом, от него и умирал. Опять хряк-крестоносец идёт на нас, но Александр Невский прогонит дедушек-фашистов и загонит под лёд. А наша армия верна будет делу русской дружины, били рейхсвер в 1918 году, побьём и сегодня.
«Киноцирк» (1942, реж. Леонид Амальрик, Ольга Ходатаева)
Не только наглядная агитация хороша в борьбе. Смех ничуть не слабее, ведь высмеивая Гитлера, его делали жалким, его вермахт уже не так страшен, а значит, и напряжение внутри спадало. Сатира обесценивала и убивала страх в душах солдат. Это такая вакцина для фронта. В эвакуации по заданию ставки снимали такой «Киноцирк», больше похожий на шоу Чарли Чаплина, любимого в СССР.
Фигура первая — «Дог-шоу Адольф и его собаки». Собачки Муссолини, Хорти и Антонеску откликаются на «Зиг Хайль», но тупые всё равно, и толку с них мало. Фигура вторая — Адольф зашёл к Бонапарту за советом, а Наполеон предлагает ему сразу в гроб, всё равно, мол, затея дрянь. Фигура третья — Гитлер перемудрил с пиротехникой и взорвался. Таков исход австрийского художника, что поделать. Говорили, что Сталин пересматривал этот мультфильм несколько раз и смеялся долго и задорно.
«Одна из многих» (1943, реж. Ламис Бредис)
Экономить электричество — долг каждого. Особенно в войну, когда его не хватает и включают на пару часов. Наглядный мультик линчует небережливых граждан и прививает ответственное отношение к труду энергетиков. Ведь электричество нужнее заводам и армии. Каждый должен пожертвовать комфортом во имя страны, даже в такой мелочи.
«Чего хочет Гитлер» (1941, реж. Александр Иванов)
В первом скетче раскрывается капиталистическая сущность Гитлера, ведь советский человек 24 года назад не для того сверг иго буржуа и помещиков, чтоб пустить их снова. Очень ярко обрисованы шпионы врага, которым не дают жечь сено, обрывать ЛЭП, рушить наши дороги. Но меня покорил последний фрагмент о том, как мы вместе с Англией задушили этого карлика Адольфа. Ура союзникам!
«Лиса, заяц и петух» (1942, реж. Пётр Носов)
Детям всегда хочется сказки. Им труднее всего, ведь маленькие ребята тоже помогали фронту как могли, многие работали на заводах или в колхозах. Для юных героев тыла и было решено сделать этот мультфильм, вернуть им хотя бы на экране то детство, которого их лишила война. Старая добрая сказка, злая Лиса и добрый Заяц. Она выгнала его из своего же дома, но на помощь придут звери и прогонят лживую рыжую плутовку. Это такая аллегория страны — у нас забрали наши земли, но мы прогоним хитрых немцев, которые нарушили Пакт о ненападении и ударили в спину.
«Краденое солнце» (1943, реж. Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева)
Мультик по сказке Корнея Чуковского. Символичен — вроде сказка, но перекликается с войной. Жили да были звери, весёлые и добрые, пока не пришёл крокодил. Всем от него житья не было, но он был ещё и таким глупым, что сожрал солнце. Как Гитлер, который захотел проглотить весь мир, да не по зубам. Всем миром да всеми джунглями звери боролись с ним, но добило его цунами, которое он сам и спровоцировал. Непомерные амбиции врага и убили.
«Телефон» (1944, реж. Михаил Цехановский)
Корней Чуковский в жизни и его персонажи в сказке встретились вместе, чтобы порадовать юных зрителей. Всё оживает: звонит телефон, говорит слон, просит шоколада пудов пять-шесть, а крокодил — калоши. И всем что-то надо от Корнея Иваныча. Детское телевидение появится в 1960‑е годы, но этот мультик — первая попытка сделать настоящую детскую телепередачу, где герои первых книжек оживают во всей красе. Надо отметить, что у Чуковского неплохо получилось сыграть спасителя зверей.