Десять лучших мультфильмов времён Великой Отечественной войны

Мы часто гово­рим о филь­мах и пес­нях воен­ных лет. Но ведь всё искус­ство стра­ны тогда было направ­ле­но на под­держ­ку армии. Не зря одним из глав­ных лозун­гов было «Всё для фрон­та, всё для побе­ды». От тру­же­ни­ка кол­хо­за до твор­че­ской интел­ли­ген­ции, каж­дый слу­жил как мог и умел. Если не мог вое­вать, то созда­вал вдох­нов­ля­ю­щие про­из­ве­де­ния. Это же каса­лось и тру­же­ни­ков тако­го вро­де бы дет­ско­го жан­ра, как мультипликация.

Роди­лись муль­ти­ки ещё в далё­ком 1906 году. Алек­сандр Ширя­ев создал пер­вые ани­ма­ци­он­ные филь­мы с кук­ла­ми. Леген­дой тех лет был Вла­ди­слав Ста­ре­вич, неко­гда био­лог, увлёк­ший­ся досе­ле неви­дан­ным жан­ром. Его смеш­ные пове­сти о рас­пут­ной жиз­ни жуков заста­вят вас и сего­дня катать­ся от сме­ха. Как без малей­ших тех­ни­че­ских средств мож­но было сни­мать так хоро­шо? Нико­гда ещё жуки не были так обаятельны.

После рево­лю­ции в 1930‑е годы про­изо­шёл ренес­санс муль­ти­пли­ка­ции. Для полу­гра­мот­ной стра­ны такой нагляд­ный и раз­вле­ка­тель­ный жанр был очень поле­зен. Наря­ду с аги­та­ци­ей и про­па­ган­дой рож­да­лись и насто­я­щие мульт­филь­мы, пол­но­цен­ные кар­ти­ны. Ведь мир уже поко­рял Уолт Дис­ней, его тан­цу­ю­щие ске­ле­ты, кро­лик Освальд и невзрач­ный мышо­нок Мик­ки. «Союз­мульт­фильм» актив­но осва­и­вал опыт аме­ри­кан­ско­го муль­ти­пли­ка­то­ра и все 1930‑е и 1940‑е будет тво­рить, по сути, по лека­лам «дис­не­ев­ской фаб­ри­ки». Это замет­но наше­му поко­ле­нию, вырос­ше­му на клас­си­ке «Дис­нея». Непо­вто­ри­мый же совет­ский стиль родит­ся толь­ко в 1950‑е годы.

Давай­те же вме­сте посмот­рим луч­шие мульт­филь­мы само­го труд­но­го вре­ме­ни в исто­рии нашей стра­ны XX века — пери­о­да Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.


«Стервятники» (1941, реж. Пантелеймон Сазонов)

Это ско­рее агит­пла­кат, чем мульт­фильм. Но за две мину­ты ска­за­но доста­точ­но. Жут­кая музы­ка, мерз­кие фаши­сты-стер­вят­ни­ки, кото­рые напа­да­ют на нас, и кото­рые полу­ча­ют ответ. Наши яст­ре­бы (И‑16, види­мо) под бод­рую музы­ку бьют супо­ста­та, да так, что стер­вят­ни­ки дра­па­ют, буд­то хро­мые утки или кури­цы. Да, воз­мож­но, это сде­ла­но на колен­ке, а стер­вят­ни­ки очень похо­жи на дис­не­ев­ских, но всё рав­но — есть идея, пра­виль­ный настрой и лозунг.


«Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины» (1941, реж. Иван Иванов-Вано, Александр Иванов)

Ещё один крат­кий и ясный муль­та­гит­пла­кат. Снят в пер­вые меся­цы вой­ны, когда созда­те­ли не зна­ли, сколь­ко горя она при­не­сёт. Здесь есть этот пред­во­ен­ный задор, стрем­ле­ние раз­гро­мить вра­га и пере­не­сти бой на его тер­ри­то­рию. «Малой кро­вью, могу­чим уда­ром», как пели в 1938 году. Сапог фаши­ста топ­чет Евро­пу без осо­бо­го тру­да, дефи­ли­ру­ет по Фран­ции, Поль­ше, Чехо­сло­ва­кии, бом­бы сожгли Бени­люкс, Фран­ция сда­лась. И вот этот мерз­кий хрюн­дель подо­брал­ся и к нам и… полу­чил по мор­де. Тан­ки, кон­ни­ца и само­ле­ты еди­ным уда­ром побеж­да­ют под марш «Бро­ня креп­ка, и тан­ки наши быст­ры», тоже, кста­ти, напи­сан­ный в 1938 году.


«Ёлка» (1942, реж. Михаил Цехановский, Пётр Носов)

Тяже­ло было не толь­ко на фрон­те. Голод­ная жизнь тыла была тоже не сахар, а како­во было детям! Они ведь не пони­ма­ли, что про­ис­хо­дит, поче­му так тяже­ло и нет празд­ни­ков. Поэто­му на Новый 1942 год было реше­но вер­нуть детям радость празд­ни­ка — хотя бы на одну ночь пода­рить им муль­тик. Нель­зя пока­зать, что мы пали духом: вой­на вой­ной, а Новый год не отнять вра­гу. Дедуш­ка Мороз при­дёт и подар­ки при­не­сёт, а злые вол­ки тому не поме­ха. Всем миром, всем наро­дом мы выго­ним гра­би­те­лей и отпразд­ну­ем, не дадим стра­ху взять верх.


«Били! Бьём! Будем бить!» (1941, реж. Дмитрий Бабиченко)

Как вы помни­те, вой­на покон­чи­ла с ради­каль­ным отри­ца­ни­ем про­шло­го и вер­ну­ла СССР к исто­кам. Вос­пе­ва­лись теперь герои былых вре­мён, вер­ну­лась исто­рия Руси в шко­лы, сно­ва вве­ли пого­ны. Этот мульт­пла­кат — яркий пока­за­тель того, как в пер­вые дни вой­ны все вспо­ми­на­ли: нас нико­му не уда­ва­лось поко­рить, кто при­хо­дил с мечом, от него и уми­рал. Опять хряк-кре­сто­но­сец идёт на нас, но Алек­сандр Нев­ский про­го­нит деду­шек-фаши­стов и заго­нит под лёд. А наша армия вер­на будет делу рус­ской дру­жи­ны, били рейхс­вер в 1918 году, побьём и сегодня.


«Киноцирк» (1942, реж. Леонид Амальрик, Ольга Ходатаева)

Не толь­ко нагляд­ная аги­та­ция хоро­ша в борь­бе. Смех ничуть не сла­бее, ведь высме­и­вая Гит­ле­ра, его дела­ли жал­ким, его вер­махт уже не так стра­шен, а зна­чит, и напря­же­ние внут­ри спа­да­ло. Сати­ра обес­це­ни­ва­ла и уби­ва­ла страх в душах сол­дат. Это такая вак­ци­на для фрон­та. В эва­ку­а­ции по зада­нию став­ки сни­ма­ли такой «Кино­цирк», боль­ше похо­жий на шоу Чар­ли Чап­ли­на, люби­мо­го в СССР.

Фигу­ра пер­вая — «Дог-шоу Адольф и его соба­ки». Собач­ки Мус­со­ли­ни, Хор­ти и Анто­неску откли­ка­ют­ся на «Зиг Хайль», но тупые всё рав­но, и тол­ку с них мало. Фигу­ра вто­рая — Адольф зашёл к Бона­пар­ту за сове­том, а Напо­ле­он пред­ла­га­ет ему сра­зу в гроб, всё рав­но, мол, затея дрянь. Фигу­ра тре­тья — Гит­лер пере­муд­рил с пиро­тех­ни­кой и взо­рвал­ся. Таков исход австрий­ско­го худож­ни­ка, что поде­лать. Гово­ри­ли, что Ста­лин пере­смат­ри­вал этот мульт­фильм несколь­ко раз и сме­ял­ся дол­го и задорно.


«Одна из многих» (1943, реж. Ламис Бредис)

Эко­но­мить элек­три­че­ство — долг каж­до­го. Осо­бен­но в вой­ну, когда его не хва­та­ет и вклю­ча­ют на пару часов. Нагляд­ный муль­тик лин­чу­ет небе­реж­ли­вых граж­дан и при­ви­ва­ет ответ­ствен­ное отно­ше­ние к тру­ду энер­ге­ти­ков. Ведь элек­три­че­ство нуж­нее заво­дам и армии. Каж­дый дол­жен пожерт­во­вать ком­фор­том во имя стра­ны, даже в такой мелочи.


«Чего хочет Гитлер» (1941, реж. Александр Иванов)

В пер­вом скет­че рас­кры­ва­ет­ся капи­та­ли­сти­че­ская сущ­ность Гит­ле­ра, ведь совет­ский чело­век 24 года назад не для того сверг иго бур­жуа и поме­щи­ков, чтоб пустить их сно­ва. Очень ярко обри­со­ва­ны шпи­о­ны вра­га, кото­рым не дают жечь сено, обры­вать ЛЭП, рушить наши доро­ги. Но меня поко­рил послед­ний фраг­мент о том, как мы вме­сте с Англи­ей заду­ши­ли это­го кар­ли­ка Адоль­фа. Ура союзникам!


«Лиса, заяц и петух» (1942, реж. Пётр Носов)

Детям все­гда хочет­ся сказ­ки. Им труд­нее все­го, ведь малень­кие ребя­та тоже помо­га­ли фрон­ту как мог­ли, мно­гие рабо­та­ли на заво­дах или в кол­хо­зах. Для юных геро­ев тыла и было реше­но сде­лать этот мульт­фильм, вер­нуть им хотя бы на экране то дет­ство, кото­ро­го их лиши­ла вой­на. Ста­рая доб­рая сказ­ка, злая Лиса и доб­рый Заяц. Она выгна­ла его из сво­е­го же дома, но на помощь при­дут зве­ри и про­го­нят лжи­вую рыжую плу­тов­ку. Это такая алле­го­рия стра­ны — у нас забра­ли наши зем­ли, но мы про­го­ним хит­рых нем­цев, кото­рые нару­ши­ли Пакт о нена­па­де­нии и уда­ри­ли в спину.


«Краденое солнце» (1943, реж. Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева)

Муль­тик по сказ­ке Кор­нея Чуков­ско­го. Сим­во­ли­чен — вро­де сказ­ка, но пере­кли­ка­ет­ся с вой­ной. Жили да были зве­ри, весё­лые и доб­рые, пока не при­шёл кро­ко­дил. Всем от него житья не было, но он был ещё и таким глу­пым, что сожрал солн­це. Как Гит­лер, кото­рый захо­тел про­гло­тить весь мир, да не по зубам. Всем миром да все­ми джун­гля­ми зве­ри боро­лись с ним, но доби­ло его цуна­ми, кото­рое он сам и спро­во­ци­ро­вал. Непо­мер­ные амби­ции вра­га и убили.


«Телефон» (1944, реж. Михаил Цехановский)

Кор­ней Чуков­ский в жиз­ни и его пер­со­на­жи в сказ­ке встре­ти­лись вме­сте, что­бы пора­до­вать юных зри­те­лей. Всё ожи­ва­ет: зво­нит теле­фон, гово­рит слон, про­сит шоко­ла­да пудов пять-шесть, а кро­ко­дил — кало­ши. И всем что-то надо от Кор­нея Ива­ны­ча. Дет­ское теле­ви­де­ние появит­ся в 1960‑е годы, но этот муль­тик — пер­вая попыт­ка сде­лать насто­я­щую дет­скую теле­пе­ре­да­чу, где герои пер­вых кни­жек ожи­ва­ют во всей кра­се. Надо отме­тить, что у Чуков­ско­го непло­хо полу­чи­лось сыг­рать спа­си­те­ля зверей.

Поделиться