Первый выпуск «Поля чудес»: как это было

Юби­лей­ный выпуск «Поля чудес», посвя­щён­ный недав­не­му 30-летию «капи­тал-шоу», дежур­но начал­ся с архив­ных кад­ров — самой пер­вой игры, запи­сан­ной в кро­хот­ной сту­дии с убо­гим про­дакш­ном, кото­рый хочет­ся обнять. Исто­ри­че­ский выпуск дав­но лежит в сети, одна­ко о дета­лях и обсто­я­тель­ствах съё­мок извест­но немного. 

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN жур­на­лист Алек­сандр Мор­син, деталь­но изу­чив­ший исто­рию самой народ­ной теле­вик­то­ри­ны стра­ны, отве­ча­ет на вопро­сы о пре­мье­ре шоу в октяб­ре 1990 года.


Как появилось шоу?

Идея теле­вик­то­ри­ны с уга­ды­ва­ни­ем слов, пока вра­ща­ет­ся бара­бан, поде­лён­ный на сек­то­ра, при­над­ле­жа­ла веду­ще­му про­грам­мы «Взгляд» Вла­ди­сла­ву Листье­ву, актё­ру Иго­рю Уголь­ни­ко­ву и его зна­ко­мо­му Алек­сею Мур­му­лё­ву. Про­жив­ший несколь­ко лет за гра­ни­цей Мур­му­лёв пред­ло­жил объ­еди­нить попу­ляр­ные ино­стран­ные теле­фор­ма­ты и пере­не­сти их на рус­скую поч­ву. Рабо­та над новым раз­вле­ка­тель­ным шоу для Цен­траль­но­го теле­ви­де­ния нача­лась летом 1990 года, пер­вый выпуск вышел 25 октября.

Влад Листьев — пер­вый веду­щий «Поля чудес»

Кто участвовал в съёмках?

«Поле чудес» было про­ек­том теле­ком­па­нии ВИД, создан­ной костя­ком «Взгля­да», поэто­му на пер­вых съём­ках появ­ля­лись все «взгля­дов­цы»: Алек­сандр Люби­мов, Дмит­рий Заха­ров, Алек­сандр Полит­ков­ский и дру­гие. Режис­сёр «Поля чудес» Еле­на Хар­чев­ни­ко­ва рас­ска­за­ла VATNIKSTAN, что на запись так­же при­хо­ди­ли буду­щий гене­раль­ный дирек­тор «Пер­во­го кана­ла» Кон­стан­тин Эрнст и его заме­сти­тель Алек­сандр Файф­ман (в выпус­ке в честь 30-летия шоу они пода­ри­ли веду­ще­му «огур­чи­ки засо­ла девя­но­сто­го года»). Режис­сё­ром пилот­но­го выпус­ка, кото­рый вёл Влад Листьев, был веду­щий «МузО­бо­за» Иван Демидов.


Стоп. Разве игру не всегда вел Якубович?

Нет. Лео­нид Яку­бо­вич стал веду­щим про­грам­мы спу­стя год после её выхо­да в эфир, но в под­го­тов­ке пер­во­го выпус­ка он участ­во­вал. По сове­ту Алек­сея Мур­му­лё­ва Листьев при­гла­сил на запись спе­ци­аль­но­го чело­ве­ка для «рас­кач­ки» зала. Мур­му­лёв вспоминает:

«На австра­лий­ском теле­ви­де­нии я впер­вые уви­дел людей, спе­ци­аль­но рабо­та­ю­щих с пуб­ли­кой. Перед коман­дой „Мотор!“ её немно­го накру­чи­ва­ют, бод­рят и посвя­ща­ют в курс дела: что будет про­ис­хо­дить, как луч­ше реа­ги­ро­вать, куда смот­реть. Зара­нее сни­ма­лись апло­дис­мен­ты, круп­ные пла­ны. Я гово­рю Вла­ду, давай сде­ла­ем, как у них? Пусть в „Поле“ не будет замо­ро­жен­ных лиц. Есть у тебя такой чело­век? Надо что­бы он всех рас­тор­мо­шил, и мы нач­нём съёмку».

У Листье­ва был под­хо­дя­щий зна­ко­мый. Им ока­зал­ся 45-лет­ний кон­фе­ран­сье и сце­на­рист Лео­нид Якубович.


Как выглядела студия?

Совсем не так, как сей­час. Пер­вые выпус­ки сни­ма­лись в дру­гом пави­льоне «Остан­ки­но», рас­счи­тан­ном на два-три десят­ка чело­век. Пер­вые деко­ра­ции обыг­ры­ва­ли моти­вы дет­ской пове­сти «При­клю­че­ния Бура­ти­но», отку­да вырос­ло назва­ние про­грам­мы («полем чудес» в пове­сти назы­вал­ся пустырь с мусо­ром). В одном из интер­вью зву­ко­ре­жис­сёр про­грам­мы Татья­на Дюжи­ко­ва рассказывала:

«Собра­ли ста­рые сти­раль­ные маши­ны, сто­лет­ние теле­ви­зо­ры, весь хлам со скла­да. Покра­си­ли при­мер­но в один цвет и выста­ви­ли сза­ди. В пер­вом ряду мож­но раз­гля­деть анти­квар­ные дива­ны и све­тиль­ни­ки. „Чёр­ным ящи­ком“ стал кофр для бая­на, най­ден­ный на свалке».


Кем были первые спонсоры?

Спон­со­ров, гото­вых предо­ста­вить подар­ки, нахо­дил лич­но Листьев. В 1992 году он объяснял:

«При­хо­ди­лось ездить к биз­не­сме­нам и уго­ва­ри­вать их дать при­зы под неиз­вест­но что. Фак­ти­че­ски они дава­ли под меня, пото­му что в какой-то сте­пе­ни доверяли».

Извест­но, что спон­со­ра­ми пер­вых выпус­ков «Поля чудес» ста­ли аме­ри­кан­ские ком­па­нии B&D и Coca-Cola и лат­вий­ские про­из­во­ди­те­ли пар­фю­ме­рии Dzintars. На самом деле про­грам­му так­же под­дер­жа­ли бюд­жет­ные орга­ни­за­ции — Все­со­юз­ный центр по това­рам и услу­гам мини­стер­ства метал­лур­гии СССР и Мос­ков­ское цен­траль­ное объ­еди­не­ние опто­вой тор­гов­ли сувенирами.


Что дарили игрокам?

В основ­ном быто­вую тех­ни­ку (кофе­мол­ку, маг­ни­то­фон, пыле­сос), посу­ду (тарел­ки, ско­во­род­ки, само­вар), одеж­ду (джин­сы, рубаш­ки), кос­ме­ти­ку и суве­ни­ры. При­зы полу­ча­ли толь­ко побе­ди­те­ли игры и участ­ни­ки, отка­зав­ши­е­ся от денег ради содер­жи­мо­го «Чёр­но­го ящи­ка». Одним из самых цен­ных подар­ков счи­тал­ся под­нос с жостов­ской рос­пи­сью. Пре­де­лом меч­та­ний в супери­г­ре был авто­мо­биль. Что­бы разыг­рать его уже в пер­вом выпус­ке, Листьев сам ездил в Тольят­ти на АвтоВАЗ.


Кстати, игроки. Как они попали на шоу?

Пер­вые участ­ни­ки «Поля чудес» узна­ли о съём­ках новой про­грам­мы из выпус­ков «Взгля­да» в июле-авгу­сте 1990 года. Что­бы ока­зать­ся за бара­ба­ном, пре­тен­ден­там тре­бо­ва­лось при­слать в «Остан­ки­но» состав­лен­ный ими ори­ги­наль­ный кросс­ворд, свой порт­рет и корот­кий рас­сказ о себе. Пла­ги­ат, как ого­ва­ри­ва­лось в анон­се, отбра­ко­вы­вал­ся ещё на под­сту­пах: всех недоб­ро­со­вест­ных авто­ров жда­ло «раз­об­ла­че­ние».

Заин­те­ре­со­вав­шие редак­цию авто­ры полу­чи­ли пись­ма с при­гла­ше­ни­ем на игру.


Кто участвовал в игре?

Сту­дент из Ленин­гра­да, врач из Том­ска, инже­нер из Ере­ва­на, эко­но­мист из Одес­сы, худож­ник-муль­ти­пли­ка­тор из Сверд­лов­ска, артист духо­во­го оркест­ра из Моск­вы и двое при­я­те­лей Алек­сея Мур­му­лё­ва. Один из них, зву­ко­ре­жис­сёр Вяче­слав Дюбай­ло рас­ска­зал VATNIKSTAN, что помо­гал авто­рам игры с раз­ра­бот­кой пра­вил. Дру­гой участ­ник, лого­пед Миха­ил Попов при­знал­ся, что знал Листье­ва и даже выпи­вал с ним — прав­да, уже после запи­си пилота.

(На самом деле это были участ­ни­ки вто­рой запи­сан­ной игры, но про­грам­ма дебю­ти­ро­ва­ла в эфи­ре имен­но с ними).


Что лежало в первом «Чёрном ящике»?

Плю­ше­вая дет­ская игруш­ка от спон­со­ра B&D. Длин­но­шёрст­ная серая собач­ка доста­лась 41-лет­не­му вра­чу из Том­ска Вале­рию Ков­ри­жи­ну, кото­рый при­е­хал на про­грам­му рань­ше осталь­ных и, остав­шись без обе­щан­но­го гости­нич­но­го номе­ра, оста­но­вил­ся у род­ствен­ни­ков. Игрок прин­ци­пи­аль­но отка­зы­вал­ся от любых сумм, пред­ла­га­е­мых веду­щим. Послед­ней став­кой Листье­ва ста­ли выне­сен­ные в сту­дию три тыся­чи руб­лей, что втрое пре­вы­ша­ло раз­мер полу­го­до­вой зар­пла­ты Ков­ри­жи­на. Потом он рассказывал:

«Я таких денег нико­гда в руках не дер­жал. По-мое­му, я их тогда даже не видел».

Вто­рым «при­зё­ром» стал Вяче­слав Дюбай­ло, ему достал­ся пле­ер Sony Walkman.


Кто написал музыку для шоу?

Боль­шую часть музы­ки для ран­не­го «Поля чудес» напи­сал муль­ти­ин­стру­мен­та­лист со ста­жем Вла­ди­мир Рац­ке­вич — член груп­пы «Руби­но­вая ата­ка» и осно­ва­тель про­ек­та «Век­тор» (пер­вой в СССР сту­дии «ком­пью­тер­ной музы­ки»). Рац­ке­вич создал для про­грам­мы пол­но­цен­ное зву­ко­вое оформ­ле­ние: корот­кие мело­дии для застав­ки, пока вра­ща­ет­ся бара­бан, когда выпа­да­ют сек­то­ра вро­де «Приз» или «Банк­рот», если уга­да­на бук­ва и так далее.

Это был один из пер­вых при­ме­ров автор­ско­го саунд-дизай­на для совет­ско­го теле­про­ек­та. Ряд тре­ков, впро­чем, вырос­ли из ком­по­зи­ций Рац­ке­ви­ча с его дебют­но­го аль­бо­ма «Зада­ча в общем виде», о кото­ром музы­кант рас­ска­зы­вал в про­грам­ме «Взгляд». Так, взя­тая с аль­бо­ма пес­ня «Фила­те­лия» почти без изме­не­ний попа­ла в застав­ку пер­вых выпус­ков «Поля чудес».


О созда­те­ле и пер­вом веду­щем «Поля чудес» читай­те наш мате­ри­ал «Теле­порт­ре­ты. Вла­ди­слав Листьев — глав­ный взгляд с экра­на».

Поделиться