Фотография совсем недавно стала восприниматься как искусство. В конце XIX — начале XX века она была способом быстро документировать происходящие события. В России фотография развивалась довольно активно. В 1920‑е годы отечественные авторы стояли в авангарде этого искусства, начинали экспериментировать с новыми методами, формами. Однако всё приостановилось в период сталинского правления. Фотография снова функционировала только как средство документального запечатления событий и пропаганды. Все снимки подвергались жёсткой цензуре и отбору.
Однако уже в 1960–1980‑е годы фотографы начинают чувствовать себя намного свободнее от советских канонов и осваивают новые жанры и принципы съёмки. На фотографиях позднего социализма различимы следы зачарованности мозаиками. Плакаты с гигантскими лицами классиков марксизма, «идеальных» советских людей или Ленина, попадая в кадр, кажутся театральным задником, превращающим город в сцену. Фотографы часто снимают детей, которые на контрасте с огромными мозаиками и барельефами становятся ещё более хрупкими и маленькими. Снимки позднесоветского и постсоветского периода отражают реалии и настроение уходящей эпохи, передают чувство сожаления о нереализованном утопическом мире.
В 1980‑е годы с началом перестройки широко развивается андеграундная фотография, менее заметной становится граница между ней и официальной фотожурналистикой. Авторы получают возможность развивать темы, которые раньше никто не освещал, например, снимают пациентов психиатрических больниц, маргиналов, обнажённое тело.
В нашем цикле, посвящённом развитии фотографии в позднесоветский и постсоветский период, мы рассмотрим десять наиболее интересных и самобытных фотографов.
Прежде чем рассматривать творчество одного фотографа, стоит упомянуть, что с конца 1960‑х годов появляется большое количество новых авторов. Из них в 1970‑е годы наиболее известными становятся: Борис Смелов, Валентин Самарин, Леонид Богданов, Борис Михайлов. Некоторые из них предпочитают работать отдельно, другие создают организации. Например, Вячеслав Тарновецкий, Борис Савельев, Сергей Лопатюк вместе с Александром Слюсаревым образовывают «Группу Четырёх».
Фотография развивается не только в столице, но и, например, в Чебоксарах и Йошкар-Оле действуют фотоклуб «Таир». Его организаторами и идейными вдохновителями были Сергей Чиликов и Михаил Ладейщиков. Владимир Лагранж представлял официальную фотожурналистику, а традицию русского пикториализма продолжали члены фотоклуба «Новатор» Анатолий Ерин и Георгий Колосов.
В этой статье мы расскажем о Борисе Михайлове — главном представителе социально-документальной и концептуальной фотографии.
Борис Михайлов родился в 1938 году в Харькове. В 1965 году сделал первые профессиональные фотографии. По признанию автора, к творчеству он пришёл довольно поздно — в 28 лет. В то время он работал на Харьковском заводе «Коммунар», и снимал об этом предприятии документальный фильм. Для изучения истории завода Борис Михайлов изучал кино- и фотодокументы о находящейся раньше на этом месте детской трудовой колонии для беспризорников имени Горького, которой руководил Макаренко.
Этот опыт повлиял на дальнейшее творчество фотографа и определил профессиональный интерес к определённым жанрам. До распада СССР работы Бориса Михайлова считались любительскими, а сам он оставался неофициальным фотографом. Во всех сериях есть чувство времени и ощущение истории, так как в них всегда присутствует социальный портрет: тело, одежда, жест, интерьеры, урбанистические пейзажи и фоны.
«Я думаю, что советская история живёт в совокупности официальной фотографической информации и советского андеграунда…».
Начиная с 1990‑х годов, Борис Михайлов становится самым знаменитым на Западе фотографом из бывшего Советского Союза. В 1991 году проходит его персональная выставка в Швеции, а через четыре года — выставка в Институте современного искусства в Филадельфии.
«Красная серия» (1968–1975)
В этом проекте Борис Михайлов исследует «советского человека» и переосмысливает его каноничный образ. В то время на плакатах идеальный гражданин советского государства представал как молодой сильный мужчина с красивым лицом и целеустремлённым взглядом. Он нёс на плече ребёнка, а рядом с ним неизменно находилась молодая воодушевлённая девушка, верная спутница его жизни.
«Мне выпало „исследовать“ советскую жизнь в её последние 30 из 70 лет; до полного распада советского государства».
В «Красной серии» герой совершенно другой. На фотографиях Бориса Михайлова запечатлены уже немолодые мужчины и женщины. Они шествуют на демонстрациях, но их взгляд уже не выражает ни восторга, ни веру в светлое будущее. Их лица угрюмы и безрадостны. Зато на всех снимках доминирует красный цвет, один из главных и неизменных символов советского государства на протяжении его существования.
Серия «Лурики» (1971–1985)
Весной 1969 года Борис Михайлов был уволен с завода, на котором тогда трудился, по статье «о неблагонадёжности» из-за найденных в фотолаборатории снимков «ню». По словам самого фотографа, ему объяснили, что смотреть такие фотографии он может, но снимать подобное никто не разрешал.
После инцидента Борис Михайлов устроился на работу в «Водоканал проект», сначала инженером, а потом заведующим фотолабораторией. Одновременно с этим он начинает подрабатывать халтурой и занимается, так называемыми «луриками». Борис Михайлов собирал чужую домашнюю фотографию и раскрашивал её. Это было подражание действительно существующей в Советском Союзе практике. В то время люди ездили по отдалённым городам и деревням, брали у местных жителей маленькие старые чёрно-белые фотографии плохого качества, брали в Санкт-Петербург или Москву, там увеличивали, ретушировали и раскрашивали. Получившиеся снимки называли «луриками».
Серия «Вчерашний бутерброд» (1970–1979/2007)
«Это важная для меня серия, после которой я почувствовал себя фотографом»
Эту серию снимков Борис Михайлов с середины 1970‑х показывал в фото-клубах. А в 2015 году она была продемонстрирована под треки Pink Floyd на международной выставке современного искусства в Лондоне Frieze Art Fair в качестве демонстрации уникальной методики фотографии. Сам автор следующим образом характеризует техническую сторону своих работ.
«…так случилось, что мне повезло: у меня получилось „открыть метод“, которым я смог легко и быстро получать изображения. Нечаянно сложив вместе две проявленные диа—плёнки, я увидел как элементарные изображения в сложении дали сложную и необычную картинку, а двигая и меняя комбинации кадров, я получил очень много изображений, из которых мог выбирать важное».
По мнению самого автора, этот проект олицетворял мироощущение советского человека, жившего в 1960–1970‑х годах. С одной стороны, это была всё та же старая система, но при этом чувствовались изменения в обществе, начиналась его постепенная демократизация. Обнажение социальных проблем приводило к обнажению телесному, что в изобилии присутствовало в серии.
Серия «Неоконченная диссертация» (1985)
Это концептуальный проект Бориса Михайлова. Он представляет собой альбом, на страницах которого наклеены фотографии, окружённые текстами разного рода. В данном случае визуальные и вербальные составляющие дополняют друг друга и существуют в неотрывной связи. Фотограф вдохновлялся концептуальными проектами Ильи Кабакова, у которого текст и изображение соединялись воедино, образуя цельный нарратив.
Название было выбрано именно такое, потому что в качестве основы проекта Борис Михайлов взял действительно диссертацию своего родственника, которую тот не дописал.
На страницах неоконченной диссертации фотографии намеренно плохого качества, поэтому слова, написанные вокруг них, придавали довольно банальной картинке значение. Снимки были анонимные, а тексты получились очень личные. Борис Михайлов называл свой проект «поэтичной вещью».
Серия «История болезни» (1997–1998)
«Меня волновало социальное, а оно проявлялось через повседневную жизнь».
Постсоветская серия Бориса Михайлова «История болезни», с одной стороны, страшная, а с другой — откровенная. Фотограф запечатлел на своих снимках маргиналов и люмпенов. Людей, которые после распада Советского Союза так и не смогли найти место в новой стране. Михайлов фотографировал жителей родного Харькова. Бездомные доверяли ему и соглашались на очень откровенные фотографии, на которые другие бы не решились.
Борис Михайлов, сочувствуя этим людям, считал серию «История болезни» способом выражения своей гражданской позиции. Снимки стали образцом социальной документальной фотографии.
В 1990‑х годах Борис Михайлов обрёл международную известность. Его персональные выставки проходили в Музее Современного Искусства в Тель-Авиве, в Нью-Йорке, в 1995 году в Музее Портикус во Франкфурте, в 1998‑м — в Центре Фотографии, в Париже.
Уже в новом тысячелетии, в 2001 году его фотографии демонстрировались в Лондоне, Бостоне и других европейских городах. В настоящее время Борис Михайлов живёт в Берлине и Харькове. Его работы находятся в собраниях музеев Лондона, Парижа, Берлина, Москвы, Нью-Йорка и Санкт-Петербурга.
Читайте также «„Коридор двух банальностей“ Джозефа Кошута и Ильи Кабакова».