Сего­дня испол­ня­ет­ся 76 лет Юрию Алек­сан­дро­ви­чу Чер­нав­ско­му — одно­му из пер­вых про­дю­се­ров СССР, отцу маль­чи­ка Бана­на­на, ком­по­зи­то­ру и хит­мей­ке­ру, позна­ко­мив­ше­му нашу стра­ну с дис­ко­те­кой. Без Чер­нав­ско­го в СССР не было бы мно­гих дис­ко­теч­ных шля­ге­ров, саунд­тре­ка к филь­му «АССА», групп «Мираж» и «Лас­ко­вый май», слов «попса» и «фиш­ка», про­дю­сер­ско­го цен­тра Record 2.0, да и мно­го чего ещё. VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о самых важ­ных рабо­тах Юрия Александровича.


Поклон­ни­ки Чер­нав­ско­го веч­но спо­рят: кто он — запад­ник или сла­вя­но­фил? Точ­но не послед­ний — ува­жа­е­мый про­дю­сер не упус­ка­ет шан­са напом­нить, что от СССР он оттолк­нул­ся дав­но и уже мно­го лет пла­ва­ет на совер­шен­но иных зву­ко­вых вол­нах. У это­го суж­де­ния есть осно­ва­ния. Роман Чер­нав­ско­го с Аме­ри­кой начал­ся, когда в сере­дине 90‑х годов ком­по­зи­тор пере­ехал в Гол­ли­вуд. Там Юрий Алек­сан­дро­вич создал сов­мест­ную ком­па­нию с уча­сти­ем 16-лет­не­го сына Дэй­мо­на (Дмит­рия) Чер­нав­ско­го — LA 3D Motion. В Аме­ри­ке же ком­по­зи­тор про­дол­жил зани­мать­ся музы­каль­ным биз­не­сом и пора­бо­тал с семьёй Джек­со­нов (да, той самой), запи­сал­ся со Сти­ви Уан­де­ром, сотруд­ни­чал с ком­па­ни­я­ми Track Records, Pikosso Records, EMI, Sony и дру­ги­ми. Сын Юрия Алек­сан­дро­ви­ча тоже отме­тил­ся: напри­мер, пре­ми­ей за уча­стие в луч­шем музы­каль­ном видео­кли­пе года на теле­ка­на­ле MTV Europe — Get Down (You’re the One for Me) с аме­ри­кан­ской груп­пой Backstreet Boys. По слу­хам, Дэй­мон даже рабо­тал над кли­па­ми для ’N Sync, The Boys, Рода Стю­ар­та, Тупа­ка Шаку­ра, Dance Jam.

Юрий Чер­нав­ский и Джордж Ландресс в сту­дии Track Studios. 2006 год

В дей­стви­тель­но­сти Юрий Чер­нав­ский обя­зан СССР если не всем, то мно­гим. Во-пер­вых, конеч­но, музы­каль­ным обра­зо­ва­ни­ем: вплоть до эми­гра­ции ком­по­зи­тор пол­но­стью суще­ство­вал в рам­ках совет­ской номен­кла­ту­ры — да, выжи­мал из неё мак­си­мум, но всё же мак­си­мум этот был пре­дель­но совет­ский. Во-вто­рых, в не самое спо­кой­ное вре­мя Юрий Алек­сан­дро­вич жил доволь­но воль­гот­но, не толь­ко не поте­ряв в день­гах, но и зара­бо­тав доста­точ­но, чтоб пере­ехать. Толь­ко чело­век весь­ма обес­пе­чен­ный может поз­во­лить себе не обра­щать вни­ма­ния на обще­ствен­ную жизнь стра­ны, а про­сто инте­ре­со­вать­ся «новей­шим музо­ном». Чер­нав­ский так и кокетничал:

«Про­цесс сме­ны совет­ских вождей с 70‑х по 86‑й я не заме­тил — я в это вре­мя репетировал».

Сама поза Чер­нав­ско­го ретро­спек­тив­но кажет­ся чрез­мер­но раз­ду­той. Взять для при­ме­ра пери­од «Бана­но­вых ост­ро­вов». Музы­кант, быв­ший на хоро­шем сче­ту у госу­дар­ства, запи­сал мод­ную музы­ку на кру­том аппа­ра­те, а потом тра­вил бай­ки про чрез­мер­ное госу­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство. Выда­вать жела­е­мое за дей­стви­тель­ное — поза доволь­но лице­мер­ная. Одна­ко сто­ит понять, что это никак не ума­ля­ет гени­аль­ность про­дю­се­ра. И вот несколь­ко подтверждений.


Красные маки — Кружатся диски

Чер­нав­ский начи­нал карье­ру в ансам­бле Мусли­ма Маго­ма­е­ва, но в 1975 году, заин­те­ре­со­ван­ный джаз-роком, буду­щий про­дю­сер поки­нул груп­пу и начал осва­и­вать кла­виш­ные и аран­жи­ров­ки в соста­ве ВИА — «Фан­та­зии», а чуть поз­же «Крас­ных маков». Имен­но в послед­нем Чер­нав­ский начал свою революцию.

К 1980 году в стране дей­ство­ва­ли сот­ни дис­ко-клу­бов, в кото­рых диск-жокеи устра­и­ва­ли дис­ко­те­ки с помо­щью двух плё­ноч­ных маг­ни­то­фо­нов и одно­го мик­ро­фо­на. Про­бле­ма была не столь­ко в огра­ни­че­ни­ях совет­ский тех­ни­ки, сколь­ко в репер­ту­а­ре: играть зару­беж­ную музы­ку было табу, а ане­мич­ные совет­ские пес­ни не очень побуж­да­ли к телес­но­му откли­ку. Исклю­че­ния мож­но было по паль­цам пере­счи­тать, но счёт все­гда начи­нал­ся с «Кру­жат­ся дис­ки» — аль­бом ВИА «Крас­ные маки», при­том почти кон­цеп­ту­аль­ный: это 40 минут эфи­ра с дис­ко­те­ки, кото­рой заправ­ля­ет влюб­лён­ный диск-жокей.

За роман­ти­кой скры­вал­ся гос­за­каз: Сове­там нуж­но было пока­зать гостям-ино­стран­цам, что в стране в изоби­лии есть и дис­ко­те­ки, и тан­це­валь­ная музы­ка. Чер­нав­ский план пере­вы­пол­нил, пре­вра­тив пес­ни моло­дых ком­по­зи­то­ров на сти­хи моло­дых поэтов в дис­ко-гим­ны. Ниче­го бун­тар­ско­го в этом не было, но всё же это был пер­вый шаг к ново­му миру. Шаг разом боль­шой и для про­дю­се­ра, и для страны.


Динамик — Мама купила мне гитару

Любой ува­жа­ю­щий себя про­дю­сер не оста­нав­ли­ва­ет­ся на достиг­ну­том, а ищет новое вдох­но­ве­ние, тем более веч­но меня­ю­щий­ся ланд­шафт поп-музы­ки это­му жела­нию толь­ко спо­соб­ству­ет. Так и Чер­нав­ский бро­сил мала­холь­ные ВИА и собрал рок-груп­пу «Дина­мик». Вока­ли­стом высту­пил Вла­ди­мир Кузь­мин, преж­де пев­ший вме­сте в «Кар­на­ва­ле».

От ВИА к нью-вей­ву — это надо осме­лить­ся. Чер­нав­ский решил­ся и запи­сал с «Дина­ми­ком» два маг­ни­то­аль­бо­ма в духе новой вол­ны, но про спорт­ло­то — чтоб не обви­ни­ли в анти­со­вет­чине. Не обви­ни­ли, наобо­рот — уже в июне 1982 года «Дина­мик» поехал в турне по стране, соби­рая ста­ди­о­ны и двор­цы спор­та. А в 1983 году газе­та «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» соста­ви­ла пер­вый в СССР хит-парад рок-групп, где «Дина­мик» обо­шёл «Аква­ри­ум» и «Маши­ну вре­ме­ни», ока­зав­шись на пер­вом месте.


Весёлые ребята — Банановые острова

Разой­дясь в инте­ре­сах с Кузь­ми­ным, Чер­нав­ский ушёл рабо­тать с про­дю­се­ром ВИА «Весё­лые ребя­та» Вла­ди­ми­ром Матец­ким «доде­лы­вать свои бана­ны». Так он назы­вал «Бана­но­вые ост­ро­ва» — чуть ли не един­ствен­ный тан­це­валь­ный совет­ский рок-аль­бом, чудо оте­че­ствен­ной зву­ко­за­пи­си, уди­ви­тель­ный кол­лаж сти­лей — от рок-н-рол­ла до элек­тро­ни­ки, — кото­рый рас­про­стра­нил­ся по СССР толь­ко неофи­ци­аль­но на магнитоальбомах.

Пол­но­цен­но дэнс-пла­стин­кой «Бана­но­вые ост­ро­ва» не назвать — всё-таки довле­ла нор­ма­тив­ность совет­ских вре­мён, поэто­му в луч­шем слу­чае под такую музы­ку полу­ча­лось зани­мать­ся аэро­би­кой. Но в плане твор­че­ства это была вели­ко­леп­но про­де­лан­ная рабо­та, удив­ляв­шая в чис­ле про­че­го музы­каль­ны­ми сшив­ка­ми раз­ных частей.

Самая извест­ная пес­ня ост­ро­вов и глав­ный хит дис­ко­тек 1984 года — «Здрав­ствуй, маль­чик Бана­нан» — вдох­но­ви­ла Сер­гея Лив­не­ва на сце­на­рий филь­ма «Асса», кото­рый изна­чаль­но и дол­жен был назы­вать­ся «Здрав­ствуй, маль­чик Бана­нан». Одна из немно­гих работ, где вока­ли­стом высту­пил сам Чер­нав­ский — не нашёл под­хо­дя­ще­го певца.


Владимир Пресняков — Острова

Пес­ню «Спит при­до­рож­ная тра­ва (Ост­ро­ва)» Чер­нав­ский напи­сал спе­ци­аль­но для филь­ма «Выше раду­ги». Этот музы­каль­ный номер дол­жен был быть заклю­чи­тель­ным — с длин­ной инстру­мен­таль­ной частью. Под­хо­дя­ще­го по темб­ру (и соот­вет­ству­ю­ще­му видео­ря­ду) пев­ца-маль­чи­ка или певи­цу ком­по­зи­тор никак не мог найти.

Слу­чай­но Чер­нав­ский повстре­чал­ся со ста­рым при­я­те­лем — Вла­ди­ми­ром Прес­ня­ко­вым-стар­шим. Будучи у него в гостях дома, Юрий Алек­сан­дро­вич услы­шал, как сын Прес­ня­ко­ва, тоже Воло­дя, балу­ясь, импро­ви­зи­ру­ет в сти­ле аме­ри­кан­ско­го джа­зо­во­го пев­ца Эла Джер­ро, и при­гла­сил маль­чи­ка попро­бо­вать­ся к себе в сту­дию. Сес­сия про­шла удач­но. Было запи­са­но мно­го импро­ви­за­ций и, в кон­це кон­цов, пес­ня была готова.

Фаль­цет Воло­ди настоль­ко удач­но «лёг» на образ Димы Марья­но­ва, что созда­ва­лось пол­ное ощу­ще­ние сцеп­лен­но­сти голо­са одно­го маль­чи­ка с обра­зом другого.

Несколь­ко лет назад Юрий Чер­нав­ский пере­де­лал «Ост­ро­ва» в рож­де­ствен­скую пес­ню для рос­сий­ско-аме­ри­кан­ско­го бла­го­тво­ри­тель­но­го про­ек­та, в кото­ром при­ня­ли уча­стие Лар­ри Кинг, Сти­ви Уан­дер и бок­сёр Нико­лай Валу­ев. Теперь и не ска­жешь, какое вре­мя вос­при­ни­ма­ет­ся от насто­я­ще­го момен­та более далё­ким — вре­ме­на филь­ма или вре­ме­на запи­си рож­де­ствен­ской селебрити-сонг.


Юрий Чернавский — Автоматический комплект

Несмот­ря на изна­чаль­но нега­тив­ную оцен­ку «Бана­но­вых ост­ро­вов» в совет­ских СМИ, Юрий Алек­сан­дро­вич про­дол­жал рабо­ту в направ­ле­нии элек­тро­по­па и нью-вейва.

17 мар­та 1984 года, в день рож­де­ния ком­по­зи­то­ра, рабо­та над новым аль­бо­мом была завер­ше­на. «Авто­ма­ти­че­ский ком­плект» был запи­сан как про­дол­же­ние музы­каль­ных и лири­че­ских идей «Ост­ро­вов». Если аль­бом о чём-то и рас­ска­зы­вал, так толь­ко о фан­тас­ма­го­ри­че­ских отра­же­ни­ях окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти — как если бы эзо­пов язык ниче­го не зашиф­ро­вы­вал, а про­сто был спо­со­бом пря­мой ком­му­ни­ка­ции. Вот Чер­нав­ский поёт «завод­ные кук­лы» — и эти два сло­ва не зна­чат ниче­го, кро­ме того, о чём говорится.


Михаил Боярский — Лунное кино

Не самая извест­ная рабо­та Чер­нав­ско­го, но зато един­ствен­ная, издан­ная на вини­ло­вой пла­стин­ке в СССР. Уди­ви­тель­но, какие раз­ные арти­сты орга­нич­но ложи­лись под саунд Чер­нав­ско­го. Не все из них даже раз­де­ля­ли опти­ку продюсера.

Из подоб­ных был и самый извест­ный муш­ке­тёр, но это никак не поме­ша­ло ему запи­сать с про­дю­се­ром целый пол­но­фор­мат­ник. Кто-то ска­жет, что луч­шие про­дю­сер­ские рабо­ты напо­ми­на­ют о про­ка­зах ребён­ка-шко­ды. Ска­жет, и будет прав, чему «Лун­ное кино» — хоро­шее дока­за­тель­ство. Назвать обра­зы в сти­хах этой пла­стин­ки «при­чуд­ли­вы­ми» — зна­чит их пре­умень­шить. Здесь есть место и капи­та­ну кораб­ля, и Змею Горы­ны­чу и фара­о­ну. Чему здесь места нет, так это скуке.


Superman

После фено­ме­наль­но­го успе­ха «Бана­но­вых ост­ро­вов» Чер­нав­ский позна­ко­мил­ся с пре­бы­вав­шей на пике сла­вы Аллой Пуга­чё­вой. Про­дю­сер стал авто­ром самых инно­ва­ци­он­ных песен совет­ской дивы, с кото­ры­ми она отпра­ви­лась поко­рять зару­бе­жье. «Белая пана­ма» ста­ла хитом в Ита­лии, после того как про­зву­ча­ла на теле­фе­сти­ва­ле «Цве­ты и пес­ни Сан-Ремо в Москве» в 1986 году.

Источ­ник: vk.com/jurytchernavsky

Цен­траль­ным хитом англо­языч­но­го аль­бо­ма Пуга­чё­вой Watch Out (над кото­рым, кста­ти, кор­пел так­же про­дю­сер ABBA) стал напи­сан­ный Чер­нав­ским Superman, кото­рый при­жил­ся в Скан­ди­на­вии. В 2015 году его вновь про­сла­вил аме­ри­кан­ский комик Джим­ми Фэл­лон, кото­рый оце­нил его в сво­ём лейт-найт шоу. Поми­мо это­го, пес­ня ста­ла глав­ным хитом тиней­джер­ской поп-груп­пы The Pinks.


Cергей Минаев — Маргарита

В 1986 году Юрий Чер­нав­ский осно­вал «Рекорд» — первую сту­дию по про­дю­си­ро­ва­нию попу­ляр­ной музы­ки, орга­ни­за­ции кон­цер­тов и про­из­вод­ству обо­ру­до­ва­ния. Ком­по­зи­то­ру помог в этом ком­со­моль­ский работ­ник и впо­след­ствии извест­ный про­дю­сер Сер­гей Лисов­ский, руко­во­див­ший дис­ко­те­кой, где высту­пал Сер­гей Мина­ев. И хотя сего­дня намно­го извест­ней испол­не­ние «Мар­га­ри­ты» Вале­ри­ем Леон­тье­вым, имен­но Мина­ев стал пер­вым, кто спел её.

Пес­ня «Мар­га­ри­та» была напи­са­на спе­ци­аль­но для гото­вя­ще­го­ся боль­шо­го шоу — дис­ко­те­ки Сту­дии попу­ляр­ной музы­ки «Рекорд» в «Луж­ни­ках», орга­ни­зо­ван­ной в 1986 году Юри­ем Чер­нав­ским. Это была пер­вая в СССР дис­ко­те­ка на более чем 10 тысяч человек.

Сда­ёт­ся, не в послед­нюю оче­редь из-за это­го собы­тия «Афи­ша Daily» утвер­жда­ет, что «Мар­га­ри­та» — яркий при­мер нача­ла пост­со­вет­ской поп-музы­ки. В аран­жи­ро­воч­ном и лири­че­ском смыс­ле же она мала чем ушла от шля­ге­ров про­шло­го, раз­ве что обре­ла рас­ка­ти­стый пафос Modern Talking.


Lenin — Mystery

В 1993 году, перед тем как уехать в США, Юрий Чер­нав­ский пере­брал­ся рабо­тать в Гер­ма­нию. Там ком­по­зи­тор заду­мал новый хит, кото­рый хотел «зави­ру­сить» в Рос­сии, что ещё раз дока­зы­ва­ет при­вя­зан­ность про­дю­се­ра к быв­ше­му СССР. Син­гл Mystery Чер­нав­ский напи­сал для еврод­энс-про­ек­та Lenin — явный ответ новой, рей­ву­ю­щей России.

Музы­каль­ный жур­на­лист Денис Бояри­нов писал:

«Про­ект назы­вал­ся Lenin, соли­ро­вал в нём най­ден­ный Чер­нав­ским в Москве вока­лист по име­ни Андрей, но запи­сан он был в Бер­лине и так точ­но ими­ти­ро­вал попу­ляр­ный жанр, что тре­ки Lenin кру­ти­лись на дис­ко­те­ках и кабель­ных теле­ка­на­лах на пра­вах загра­нич­ной фир­мы (уда­ре­ние на послед­ний слог — так в СССР назы­ва­ли любые объ­ек­ты мате­ри­аль­ной и нема­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, при­хо­дя­щие с Запа­да). Нико­му даже в голо­ву не при­хо­ди­ло, что этой пес­ней её автор, заслу­жен­ный артист РСФСР, доста­точ­но натер­пев­ший­ся от худ­со­ве­тов и цен­зу­ры, при­вет­ству­ет наступ­ле­ние новых вре­мён на тер­ри­то­рии сво­ей родины».


Читай­те так­же «Десять зна­ко­вых аль­бо­мов совет­ской элек­тро­ни­ки».

Поделиться