VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем вам о российских сериалах и фильмах, вышедших на онлайн-площадках.
Март познакомил зрителей с якутским кино — по России прокатили «Пугало», которое почти сразу вышло и онлайн, появился и январский хоррор «Хара Хаар» («Чёрный снег»). Сразу два хоррор-сериала вышли в интернете — «Чикатило» и «Вампиры средней полосы». Названная «самой родной» комедия «Батя» появилась на стриминговых сервисах ещё во время проката.
«Батя» вместе с сериалом «Я не шучу» — проекты, на первых рядах которых трудились стендап-комики. Супертяжеловес «Последний богатырь: Корень зла», обошедший по сборам в затяжной гонке и «Серебряные коньки», и «Конька-Горбунка», стал доступен для домашнего просмотра. Месяц вышел богатым, поэтому мы начинаем рассказ. Запутаться точно не удастся.
«Пугало», Кинопоиск HD
Якутский кинематограф успел прославиться яркостью и самобытностью: главный приз ММКФ в 2018 году получил якутский фильм «Царь-птица», в 2019 там же наградили двумя призами трагикомедию «Надо мною солнце не садится», главный приз «Окна в Европу» был у фильма «Его дочь» и у вышедшего недавно онлайн «Чёрного снега», «Костёр на ветру» дошёл до Международного кинофестиваля в Пусане, триллер про маленьких духов природы «Иччи» был на фестивале «Sitges» в Каталонии.
В конкурсе «Кинотавра» картина из Якутии появилась впервые. Жюри «Кинотавра», где в 2020 году председателем был Борис Хлебников, объявило победителем основного конкурса фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова. Получая приз, режиссёр отметил, что его награда — успех всего регионального кино, где есть талантливые авторы:
«Поддержите регионы, и российское кино станет лучше».
«Пугало» также наградили за лучшую женскую роль — её исполнила Валентина Романова-Чыскыырай.
Республика Саха (Якутия) — самый большой субъект Российской Федерации. Каких только чудес не происходит на этой древней земле. В отдалённой якутской деревне живёт знахарка Пугало — носит разноцветные валенки, порванную куртку, засаленный свитер, ежевечерне и страшно пьёт. Все, кто её знает, обходят Пугало стороной. Но именно она способна вылечить даже самые страшные раны, стоит к ней только попроситься. Этим пользуются и участковый, и местные жители. Чудес исцеления нам не покажут, Пугало просит выйти из комнаты всех (зрителя тоже).
Многие издания отметили искренность как всего якутского кино, так и «Пугала» конкретно. Кинокритик Антон Долин сформулировал эту мысль следующим образом:
«Якутский кинематограф так же чудодейственен и так же чужероден для нашей глянцевой и нередко фальшивой индустрии, как Пугало — для её односельчан. И в этом тоже сила якутского кино. Оно укоренено в повседневной реальности Республики Саха, вырастает из нужд, проблем и забот местного населения, из бесконечно прекрасной якутской природы и древних традиций, вовсе не пытаясь понравиться всем и везде. Именно поэтому зрители в Якутии переполняют кинозалы, помогая окупиться или даже принести прибыль тем картинам, которые в Москве или Петербурге побоялись бы снимать и прокатывать, сочтя чересчур рискованными и экспериментальными».
Большая заслуга кинопрокатных команд «Про:взгляд» и «Искусство кино» в том, что они решили показать «Пугало» всем регионам России. При бюджете в полтора миллиона рублей фильм собрал десять с половиной. И это без онлайн-показов! Мизерные суммы, но для российского авторского кино выйти в плюс — редкая удача.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Чёрный снег», PREMIER
Дальнобойщик Гоша (Федот Львов) трудится для своей семьи, но бессовестно ведёт себя по отношению к остальным: торгует палёным алкоголем и выменивает у сельских пьянчуг по 15 оленьих туш за две-три чекушки. Алкоголизм в северных регионах России — невероятно больная тема. Здесь, как и в фильме «Пугало», эта проблема показана особенно остро.
Но природа следит зорко, и однажды у Гоши посреди тундры пробивает колесо. При установке запасного колеса ломается домкрат. Тяжесть нагруженной фуры падает Гоше на руку, вминая её в снег. Драматический реализм сменяется боди-хоррором (примечание — жанровым фильмом, в котором особое усилие делается на натуралистичности телесных страданий).
Слом жанровых рамок происходит ровно посередине фильма. Продолжительная пытка отрезает зрителя и главного героя от всего того, что было раньше. Первые десять минут на непрекращающиеся метания и попытки выбраться, другие десять на то, чтобы отгрызть себе руку (слабонервным не рекомендуется). И снова за кадрами с нечеловеческой болью просматривается критическая мораль — капитализм и борьба против своих ближних строго наказуемы в холодном якутском краю.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Северный ветер», Okko
В РБК очень тонко сказали:
«Рената Литвинова — безусловная богиня и дива не только российского кинематографа последних 30 лет, но и русской культуры вообще».
Тонко, но не объективно точно. Можно спорить, кто же божественнее в стране кино — Виктория Исакова, Юлия Пересильд или Чулпан Хаматова, кто же «дивнее» для современной русской культуры — Ирина Яровая, Маргарита Симоньян или Ольга Бузова. Если отбросить факт влияния женщины на происходящее в России, таким запоминающимся медиаобразом, такой уникальной манерой, такой интонацией не обладает, пожалуй, никто из вышеперечисленных (актрис, по крайней мере).
Фильм снят богиней и дивой для богинь и див. Женщины в фильме — безусловные воительницы. Именно они решают, что будет с мужчинами. Гротескная, тёмная, томная сказка о славной жизни сильных женщин. «Северный ветер» — самое глубокое погружение в мир Ренаты Литвиновой. Если основное место действия, то обязательно родовое поместье, если родовое поместье, то обязательно готический замок со свечами, роскошью, прислугой, если сюжет о любви, то это история жеманных ухаживаний и преданности, если имена персонажей, то обязательно Матильда, Лотта, Бенедикт и Фанни. Чего стоит официальный слоган фильма:
«Когда царит великий матриархат…»
Эскапизм в высшей степени.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Батя», Premier
Фильм «Батя» символично вышел в кинотеатрах 23 февраля. В трейлере предлагается сходить «на фильм с отцом». Батя (Владимир Вдовиченков) — собирательный образ всех суровых русских родителей. Грозный, выпивающий, со своими фирменными подколами, но такой родной.
Сюжет целиком состоит из скетчей, расположенных в разном временном промежутке. Одна половина — история Макса (Стас Старовойтов), который вместе с женой Ириной (Надежда Михалкова) и детьми едет к отцу на день рождения. Вторая половина — детские воспоминания Макса, уроки жизни от Бати, которые появляются перед ним каждый раз, когда дело доходит до воспитания собственных отпрысков.
Известно, что изначально был запланирован выпуск 80-серийного ситкома с коротким хронометражем эпизодов (1−2 минуты), которыми можно было бы делиться друг с другом в мессенджерах и социальных сетях. На вопрос о причинах изменения планов ответил Владимир Вдовиченков:
«Сейчас многие так поступают — нельзя сразу сказать, что это наверняка будет только фильм. Потом из отснятого материала делают сериал, видеонарезку для интернета и прочее. Я вот сейчас закончил сниматься в фильме у Алексея Сидорова „Чемпион мира“ про Анатолия Карпова — мы тоже снимали полный метр и сразу же готовили материалы для сериала. И потом будут какие-то интернет-версии. Поэтому мне кажется, что это нормальный опыт».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Последний богатырь: Корень зла», Start
Молодой человек Иван Ильич Муромец (Виктор Хориняк) уже не первый месяц проживает в сказочной стране Белогорье. Регулярно он ходит в команде Финиста — Ясного сокола (Кирилл Зайцев) в дозоры, ловит сказочных чудищ: Чудо-юдо (Александр Семчев), Колобка (озвучивает Гарик Харламов). Ежедневно он, пользуясь магией отцовского меча-кладенца, возвращается в современную Москву. Сложно постоянно играть роль всесильного борца со злом, не приняв ванну, не выпив чашечку капучино. Любовью Ивана к перемещениям решила воспользоваться тёмная сила — древний маг Белогор (Владислав Ветров), заключённый под пластами почвы, тянет свои корни зла к великому оружию…
«Последний богатырь: Корень зла» стал четвёртым российским фильмом за всю историю отечественного кинопроката, который заработал более двух миллиардов рублей. В тройке лидеров — «Холоп» (3,179 миллиарда), «Движение вверх» (3,043 миллиарда) и «Т‑34» (2,317 миллиарда). Десять недель в прокате при постепенно ослабляющихся ограничениях дали плоды. Из-за пандемии киноиндустрия ждала праздники с опаской. Никто не знал, как поведёт себя зритель, испуганный коронавирусом, привыкший смотреть кино онлайн. Но в итоге кинотеатры ликуют, а российские продюсеры задумываются над тем, какие фильмы на самом деле нужны аудитории.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Я не шучу», Кинопоиск HD
С первого титра зрителя предупреждают, что зрелище на экране будет «49+». Комедийный автобиографический сериал повествует про злоключения стендаперши Елены Новиковой (играет Елена Новикова, победительница шоу «Открытый микрофон» на канале ТНТ). Несгибаемая мать-одиночка из Москвы любой сюжет из своей жизни превратит в шутку для стендапа. На сцене (как и в жизни) она жонглирует двумя бывшими мужьями, детским садиком дочери, игроманией сына, настырным родительским комитетом, унизительными для столь «прославленной» артистки эпизодическими ролями и жизнью на съёмной квартире в Кузьминках.
Сложно говорить о достоинствах, когда сериал состоит из клише и банальностей. Должно быть жизненно, злободневно, остро, но после каждой шутки вспоминаешь, что шоураннер «Я не шучу» — Александр Незлобин. Заметно, что «Кинопоиск» пытался поработать с актуальной темой, сделать и про женщин, и про стендап, и глубоко, и тонко. В художественных ориентирах — сериал «Луи», где тоже реальный стендап-комик условно предпенсионного возраста, где тоже есть вставки с настоящих концертов.
Странная история произошла с режиссёром сериала — им числится некая «Саша Тапочек». В пресс-релизе Александр Незлобин написал ей целую биографию, указал и где родилась, и что у Сигарева работала, и что два фильма снимала — «Fake» и «Woman» (найти их не представляется возможным). В титрах же девушка «Саша» почему-то записана как «Александр». В интернете есть несколько попыток провести расследование с большим количеством доводов и доказательств. Сайт «kimkibabaduk» напоминает:
«В Голливуде есть знаменитый несуществующий режиссёр Алан Смити; этот псевдоним используют в том случае, когда проект откровенно не удался. Например, телеверсия „Дюны“ не носит имя Дэвида Линча, её „снял“ Алан Смити».
Как бы то ни было, рейтинги отечественного сериала безукоризненно хороши.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Вампиры средней полосы», Start
Средняя полоса России, город Смоленск. Здесь, как и в других местах, непримечательной жизнью обычной провинциальной семьи живут вампиры. Жан (Артём Ткаченко) работает в больнице, поставляет кровь. Врачует он ещё с войны 1812 года. В силовых структурах ещё с советских времён работает вампирша Анна (Екатерина Кузнецова). Самый юный вампир, снимающий блоги на «Ютуб», — Женёк (Глеб Калюжный). Возглавляет вампирскую «ячейку общества» первородный вампир Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов). Для своих — дед Слава.
В одну из ночей негласный закон, заключённый между вампирами средней полосы и людьми, нарушен — кто-то из вампиров убил человека. На теле следы укусов, труп обескровлен. Это уже не первый такой случай. Какие-то недоброжелатели решили крупно подставить честных обитателей ночи…
Производство сериала было трудным. Деда Славу в пилотной серии, которую снимали для конкурсной программы фестиваля «Пилот» в 2018 году, сыграл Юрий Стоянов. Впоследствии роль отошла Михаилу Ефремову. После аварии с последним было решено возобновить съёмки с Юрием Стояновым. О трудностях пересъёмки исполнитель главной роли вспоминал:
«Миша очень хороший и серьёзный актёр. Я сознательно не смотрел [материал с ним], чтобы не попасть под его обаяние, под его характерность. Миша снялся где-то в 30% роли, это много. Там были огромные массовки. И вот [во время пересъёмки] этих сцен я должен был видеть походку, как и куда он шёл. Во время его съёмок была, вероятно, не очень холодная зима, и Миша везде ходил в расстёгнутом пальто. Из-за этого каждый раз ко мне подбегали и просили: „Юрий Николаевич, пальто расстегните, пожалуйста. Миша в расстёгнутом был“. Это единственный случай, когда я Мишку помянул недобрым словом, мне было холодно».
Юрий Стоянов выделил мастерство режиссёра Антона Маслова и поделился мыслями о преимуществах свежего сериала:
«Я не люблю многословных персонажей. К примеру, заходит человек, снимает шапку, проходит в комнату, а его спрашивают: „Что случилось?“. Так происходит в хорошем фильме. В плохом фильме заходит человек, снимает шапку и говорит: „Какой мерзкий день. Сейчас расскажу по порядку“. И начинает рассказывать. Так ты сыграй, каким был этот день, чтобы люди поверили, а не расскажи. Этим отличается кино от сериала. В кино показывают, в сериале рассказывают. К счастью, я снялся в сериале, в котором показывают, а не рассказывают».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Угрюм-река», Start
Свежая экранизация классического романа о том, как капитал развращает душу. Одноимённое произведение было написано Вячеславом Шишковым ещё в первые десятилетия советской власти.
Рубеж XIX и XX веков. Пётр (Александр Балуев), глава семейства Громовых, получает от отца наследство, нажитое разбоем. Капитал удаётся направить в мирное русло, однако мрачное прошлое не отпускает Громовых, и кровавые деньги приносят им одну беду за другой. Пётр и его сын Прохор (Александр Горбатов) влюбляются в одну и ту же девушку Анфису (Юлия Пересильд). Отец отправляет бойкого сына в опасную экспедицию по Угрюм-реке, рассчитывая, что тот не вернётся назад. Однако Прохора ожидает успех, и в родных краях он появится совершенно новым человеком.
Продюсерская компания Константина Эрнста готовила фильм к показу на «Первом канале». Режиссёрское кресло занял Юрий Мороз, автор сериалов «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог», «Каменская». На вопрос о принципиальных отличиях от экранизации «Угрюм-реки» в 1968 году постановщик отметил, что в первую очередь отличие в сюжетной широте:
«Если говорить литературными терминами, то экранизация 1968 года — это кинорассказ, а у нас — кинороман».
Сложность проделанной работы оценила вся съёмочная группа. Юрий Мороз поделился мнением, что до начала съёмок по роману Шишкова самым сложным проектом для его команды была экранизация «Братьев Карамазовых». О надобности нового экранного прочтения режиссёр тоже ответил:
«Если говорить об актуализации классики, то история Прохора Громова — это история детей поколения „красных пиджаков“, унаследовавших капиталы своих родителей, но так и понявших, что стремление к свободе напрямую связано с соблюдением законов и самоограничением».
Специально к премьере телесериала издательство «Эксмо» выпустило два вида двухтомного романа Вячеслава Шишкова в серии «Кинообложка». В первом комплекте книг на обложках изображены Анфиса и Прохор Громов, на втором комплекте — Нина (Софья Эрнст) и Пётр Громов.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Чикатило», Okko
Имя актёра, который сыграл главную роль, создатели сериала попытались сделать тайной, которая бы смогла привлечь внимание зрителей. Во всех трейлерах и на всех постерах (до выхода фильма) лицо главного персонажа видно не было. Однако сам Нагиев ещё год назад в интервью сказал, что он сыграет Чикатило.
Дмитрия Нагиева в любой серьёзной роли воспринимать трудно, но братья Андреасяны (режиссёр Сарик, продюсер Гевонд и композитор Арташес) вновь попытались.
Актёр хорошо помнит реальные события поимки «ростовского потрошителя». Обстоятельства игры в сериале он комментирует так:
«У меня были сомнения, даже метания, потому что для актёров есть опорные вещи в роли, а вот здесь не на что опереться. Чикатило — откровенная мразь. Я с удовольствием играю положительных героев, отрицательных героев или слабых людей, но я не умею и не хочу играть мерзких, мерзких на уровне физиологии. Как ни парадоксально, именно это и помогло мне понять глубину мерзости этого персонажа, именно физиологические вещи, которые я придумывал. На съёмках этого сериала мне было страшно и отвратительно».
Перед зрителем история, полная трагических ошибок и упущений: от невозможности принять мысль, что маньяк может быть обычным советским человеком с непримечательной внешностью до ложного осуждения и расстрела невиновного подозреваемого.
Сериал «Чикатило» — экранизация только что вышедшей и приуроченной к сериалу книжки «Чикатило. Явление зверя» Алексея Гравицкого и Сергея Волкова про расследование преступлений ростовского убийцы. Библиография авторов включает низкосортную фантастику и комиксы, что не слишком увязывается с понятием «серьёзный хоррор про маньяка». Если вспомнить фильмографию Сарика Андреасяна, то вопросы тоже посыплются градом…
Во время жаркой беседы о сериале на радио «Комсомольская правда», после оскорбительной реплики слушательницы разгорячившийся режиссёр покинул студию, пнув стену. Почёта это ему не добавило, но дополнительную известность принесло. Ну и совсем уж безумием кажутся заголовки «Режиссёр Андреасян разгромил кирпичную стену в студии радио», «Режиссёр Андреасян разгромил радиостудию после разговора со слушательницей» и «Сарик Андреасян устроил погром на радио». Воистину, сложно остаться спокойным, дискутируя о маньяках.
Новые серии будут выходить еженедельно до мая 2021 года. Что получится в итоге, решит время.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Выбирайте также ленту для просмотра из нашей подборки «Девять фильмов о русских бунтах».