Похождения пиратов — далеко не самый классический сюжет для советского кино. Обычно «морские» фильмы переносили зрителя в эпохи войн и революций, особенно когда речь шла о драматических картинах. Вместе с тем пираты оставались отличными антагонистами для приключенческих фильмов, ориентированных на детско-юношескую аудиторию.
Тема давала богатую почву для интерпретаций, и флибустьеры в советском кино принимали самый разный облик: от сказочных злодеев до современных контрабандистов. При этом одни «пиратские» фильмы переосмысляли мировую литературную классику, а другие могли похвастаться оригинальными сюжетами о морских разбойниках. Делимся подборкой фильмов о пиратах на любой вкус.
«Остров сокровищ» (1937, реж. Владимир Вайншток)
Культовый роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» удостоился множества экранизаций. Пожалуй, российским зрителям он наиболее известен по одноимённому мультфильму Давида Черкасского, однако это не единственная советская интерпретация знаменитого романа: ещё в 1937 году в прокат вышел фильм Владимира Вайнштока с аналогичным названием.
Сюжет шотландского писателя был изменён в духе эпохи: главные герои оказываются ирландскими повстанцами, ищущими деньги для покупки оружия. Появляется и неожиданная любовная линия: вместо юнги Джима появляется Дженни, тайно влюблённая в Лайвеси (именно так здесь зовут доктора Ливси). Отважная девушка поёт о мести угнетателям-англичанам и, переодевшись мальчиком, пробирается на корабль героев. Кстати, песни для «Острова сокровищ» написал Лебедев-Кумач, автор «Марша весёлых ребят» и «Песни о Родине». В остальном сценарий близок к книге: герои одерживают победу над пиратами, оставляя последних на необитаемом острове.
«Кольца Альманзора» (1978, реж. Игорь Вознесенский)
Действия этого музыкального фильма-сказки происходят в фантастических королевствах Фазания и Павлиния. Завязкой истории становится вопрос о престолонаследии между двумя принцессами Августой и Алели. Банда пирата Мухамиеля похищает девушек, но их спасает простой садовник Зензивер. Далее он женится на Алели, и влюблённые уезжают из дворца.
Романтическая история снята по мотивам пьесы детской писательницы и фольклористки Тамары Габбе. Роль предводителя пиратской банды играет Леонид Каневский, к тому времени уже прославившийся как главный герой «ЗнаТоКов».
«Пираты XX века» (1979, реж. Борис Дуров)
В конце 1970‑х годов Станислав Говорухин и Борис Дуров разработали сценарий фильма о морских бандитах, вдохновившись газетной заметкой о нападении пиратов на итальянское судно. Совместный проект «Пираты XX века» превзошёл все возможные ожидания, став самым кассовым фильмом отечественного кинематографа. Правда, ещё до начала съёмок, в связи с работой над «Место встречи изменить нельзя», Станислав Говорухин полностью передал создание «Пиратов» Борису Дурову.
Вместо того, чтобы переносить действия в сказочную страну или отдалённое прошлое, режиссёры показали, какими могут быть современные пираты и современные герои. Сюжет построен вокруг борьбы советских моряков с бандой контрабандистов. Особую зрелищность фильму придают батальные сцены и многочисленные трюки, которые Николай Ерёменко, играющий главную роль, выполнял самостоятельно. На фоне мерзавцев — а порой и откровенных садистов — из пиратской шайки советские граждане в фильме выглядят образцом отваги и гуманизма. Несмотря на это, «Пираты» были встречены критикой довольно прохладно. Фильм обвиняли в демонстрации излишней жестокости, шаблонности персонажей и простоте сюжета. Зато в прокате «Пиратов» ждал грандиозный успех и любовь зрителей, особенно из числа молодёжи.
«Арабелла — дочь пирата» (1983, реж. Пеэтер Симм)
Детский фильм-сказка, посвящённый приключениям девятилетней девочки, дочери главаря пиратской команды Танэля. Последний оказывается своеобразным Робин Гудом, раздающим награбленное золото беднякам, за что против него восстаёт остальной экипаж. Пережив множество испытаний, капитан пиратов в конце концов отказывается от преступной жизни, а его дочь Арабелла получает возможность жить как обычный ребёнок.
В отличие от большинства советских фильмах о пиратах, где они выступают как внешняя угроза для героев, «Арабелла» рассказывает поучительную историю исправления закоренелого разбойника. Фильм снят по мотивам сказки эстонской писательницы Айно Первик.
«Тайны мадам Вонг» (1986, реж. Степан Пучинян)
Изначально фильм должен был стать продолжением «Пиратов XX века». Автором сценария вновь выступил Станислав Говорухин, но в этот раз он работал в тандеме с режиссёром Степаном Пучиняном. С последним, также как и с Борисом Дуровым, Говорухин трудился ещё над дебютным проектом «Вертикаль». Однако звёзды культового пиратского боевика, актёры Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, посчитали сценарий нового фильма слабым и отказались от съёмок. В итоге все сюжетные привязки к «Пиратам» были убраны, а сценарий адаптирован под других персонажей.
Как и «Пираты», «Тайны мадам Вонг» показывают морских разбойников современности, членов могущественной преступной группировки. Фильм переносит зрителей в Юго-Восточную Азию, предлагая почти детективную историю поисков пиратского клада капитаном гонконгской полиции Томпсоном — его сыграл Армен Джигарханян. В борьбе с пиратами Томпсону помогает советский моряк Булат, чью роль исполнил Серик Конакбаев, знаменитый боксёр и олимпийский призёр.
Несмотря на многообещающий актёрский состав, фильм не смог повторить успех предшественника. Возможно, дело и впрямь было в недостатках сюжета или в отсутствии требующейся от боевиков зрелищности, а, может, и в банальной вторичности «Тайн» по сравнению с оригинальностью и новизной «Пиратов».
«Питер Пэн» (1987, реж. Леонид Нечаев)
Музыкальный фильм-сказка, снятый по мотивам произведения мировой детской классики о мальчике, который не хотел взрослеть. К моменту создания фильма режиссёр Леонид Нечаев уже был признанным мастером детского кино; он поставил киноверсии сказок о Красной Шапочке и Буратино.
Как и в американской экранизации, действие происходит на волшебном острове, где главный герой и его друзья сражаются с пиратами во главе с Джеймсом Крюком. Пожалуй, советская версия знаменитой сказки примечательна прежде всего музыкальной составляющей. Автором текстов песен к фильму стал Леонид Дербенёв, написавший ряд хитов из советского кинематографа: от «Острова Невезения» до «Куда уходит детство».
«Одиссея капитана Блада» (1991, реж. Андрей Праченко)
В последний год существования Союза совместно с Францией была снята экранизация одноимённого романа английского писателя Рафаэля Сабатини. Сюжет повествует о приключениях капитана Питера Блада, по воле обстоятельств вынужденного временно стать пиратом. Амбициозный и во всех смыслах интернациональный проект внушал большие надежды. Для съёмок даже был специально перестроен флот Ялтинской киностудии.
Однако французская критика оказалась недовольна результатом, отметив слабую игру актёров и неудачную интерпретацию оригинального романа. Напротив, советская публика тепло встретила фильм. Вероятно, сказалось то, что для зрителя, уставшего от мрачного перестроечного кино, приключенческий фильм о дружбе и любви действительно ощущался глотком свежего воздуха.
Читайте также:
— Восемь советских истернов;
— Народный мститель из девяностых. Кто вдохновил Говорухина на «Ворошиловского стрелка»?;
— Как Станислав Говорухин снял «Десять негритят».
















