«Пиратское» кино: семь советских фильмов о морских разбойниках от сказки до боевика

Похож­де­ния пира­тов — дале­ко не самый клас­си­че­ский сюжет для совет­ско­го кино. Обыч­но «мор­ские» филь­мы пере­но­си­ли зри­те­ля в эпо­хи войн и рево­лю­ций, осо­бен­но когда речь шла о дра­ма­ти­че­ских кар­ти­нах. Вме­сте с тем пира­ты оста­ва­лись отлич­ны­ми анта­го­ни­ста­ми для при­клю­чен­че­ских филь­мов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на дет­ско-юно­ше­скую аудиторию. 

Тема дава­ла бога­тую поч­ву для интер­пре­та­ций, и фли­бу­стье­ры в совет­ском кино при­ни­ма­ли самый раз­ный облик: от ска­зоч­ных зло­де­ев до совре­мен­ных кон­тра­бан­ди­стов. При этом одни «пират­ские» филь­мы пере­осмыс­ля­ли миро­вую лите­ра­тур­ную клас­си­ку, а дру­гие мог­ли похва­стать­ся ори­ги­наль­ны­ми сюже­та­ми о мор­ских раз­бой­ни­ках. Делим­ся под­бор­кой филь­мов о пира­тах на любой вкус.


«Остров сокровищ» (1937, реж. Владимир Вайншток)

Куль­то­вый роман Робер­та Сти­вен­со­на «Ост­ров сокро­вищ» удо­сто­ил­ся мно­же­ства экра­ни­за­ций. Пожа­луй, рос­сий­ским зри­те­лям он наи­бо­лее изве­стен по одно­имён­но­му мульт­филь­му Дави­да Чер­кас­ско­го, одна­ко это не един­ствен­ная совет­ская интер­пре­та­ция зна­ме­ни­то­го рома­на: ещё в 1937 году в про­кат вышел фильм Вла­ди­ми­ра Вайн­што­ка с ана­ло­гич­ным названием.

Сюжет шот­ланд­ско­го писа­те­ля был изме­нён в духе эпо­хи: глав­ные герои ока­зы­ва­ют­ся ирланд­ски­ми повстан­ца­ми, ищу­щи­ми день­ги для покуп­ки ору­жия. Появ­ля­ет­ся и неожи­дан­ная любов­ная линия: вме­сто юнги Джи­ма появ­ля­ет­ся Джен­ни, тай­но влюб­лён­ная в Лай­ве­си (имен­но так здесь зовут док­то­ра Ливси). Отваж­ная девуш­ка поёт о мести угне­та­те­лям-англи­ча­нам и, пере­одев­шись маль­чи­ком, про­би­ра­ет­ся на корабль геро­ев. Кста­ти, пес­ни для «Ост­ро­ва сокро­вищ» напи­сал Лебе­дев-Кумач, автор «Мар­ша весё­лых ребят» и «Пес­ни о Родине». В осталь­ном сце­на­рий бли­зок к кни­ге: герои одер­жи­ва­ют побе­ду над пира­та­ми, остав­ляя послед­них на необи­та­е­мом острове.


«Кольца Альманзора» (1978, реж. Игорь Вознесенский)

Дей­ствия это­го музы­каль­но­го филь­ма-сказ­ки про­ис­хо­дят в фан­та­сти­че­ских коро­лев­ствах Фаза­ния и Пав­ли­ния. Завяз­кой исто­рии ста­но­вит­ся вопрос о пре­сто­ло­на­сле­дии меж­ду дву­мя прин­цес­са­ми Авгу­стой и Але­ли. Бан­да пира­та Муха­ми­е­ля похи­ща­ет деву­шек, но их спа­са­ет про­стой садов­ник Зен­зи­вер. Далее он женит­ся на Але­ли, и влюб­лён­ные уез­жа­ют из дворца.

Роман­ти­че­ская исто­рия сня­та по моти­вам пье­сы дет­ской писа­тель­ни­цы и фольк­ло­рист­ки Тама­ры Габ­бе. Роль пред­во­ди­те­ля пират­ской бан­ды игра­ет Лео­нид Канев­ский, к тому вре­ме­ни уже про­сла­вив­ший­ся как глав­ный герой «Зна­То­Ков».


«Пираты XX века» (1979, реж. Борис Дуров)

В кон­це 1970‑х годов Ста­ни­слав Гово­ру­хин и Борис Дуров раз­ра­бо­та­ли сце­на­рий филь­ма о мор­ских бан­ди­тах, вдох­но­вив­шись газет­ной замет­кой о напа­де­нии пира­тов на ита­льян­ское суд­но. Сов­мест­ный про­ект «Пира­ты XX века» пре­взо­шёл все воз­мож­ные ожи­да­ния, став самым кас­со­вым филь­мом оте­че­ствен­но­го кине­ма­то­гра­фа. Прав­да, ещё до нача­ла съё­мок, в свя­зи с рабо­той над «Место встре­чи изме­нить нель­зя», Ста­ни­слав Гово­ру­хин пол­но­стью пере­дал созда­ние «Пира­тов» Бори­су Дурову.

Вме­сто того, что­бы пере­но­сить дей­ствия в ска­зоч­ную стра­ну или отда­лён­ное про­шлое, режис­сё­ры пока­за­ли, каки­ми могут быть совре­мен­ные пира­ты и совре­мен­ные герои. Сюжет постро­ен вокруг борь­бы совет­ских моря­ков с бан­дой кон­тра­бан­ди­стов. Осо­бую зре­лищ­ность филь­му при­да­ют баталь­ные сце­ны и мно­го­чис­лен­ные трю­ки, кото­рые Нико­лай Ерё­мен­ко, игра­ю­щий глав­ную роль, выпол­нял само­сто­я­тель­но. На фоне мер­зав­цев — а порой и откро­вен­ных сади­стов — из пират­ской шай­ки совет­ские граж­дане в филь­ме выгля­дят образ­цом отва­ги и гума­низ­ма. Несмот­ря на это, «Пира­ты» были встре­че­ны кри­ти­кой доволь­но про­хлад­но. Фильм обви­ня­ли в демон­стра­ции излиш­ней жесто­ко­сти, шаб­лон­но­сти пер­со­на­жей и про­сто­те сюже­та. Зато в про­ка­те «Пира­тов» ждал гран­ди­оз­ный успех и любовь зри­те­лей, осо­бен­но из чис­ла молодёжи.


«Арабелла — дочь пирата» (1983, реж. Пеэтер Симм)

Дет­ский фильм-сказ­ка, посвя­щён­ный при­клю­че­ни­ям девя­ти­лет­ней девоч­ки, доче­ри гла­ва­ря пират­ской коман­ды Танэ­ля. Послед­ний ока­зы­ва­ет­ся свое­об­раз­ным Робин Гудом, раз­да­ю­щим награб­лен­ное золо­то бед­ня­кам, за что про­тив него вос­ста­ёт осталь­ной эки­паж. Пере­жив мно­же­ство испы­та­ний, капи­тан пира­тов в кон­це кон­цов отка­зы­ва­ет­ся от пре­ступ­ной жиз­ни, а его дочь Ара­бел­ла полу­ча­ет воз­мож­ность жить как обыч­ный ребёнок.

В отли­чие от боль­шин­ства совет­ских филь­мах о пира­тах, где они высту­па­ют как внеш­няя угро­за для геро­ев, «Ара­бел­ла» рас­ска­зы­ва­ет поучи­тель­ную исто­рию исправ­ле­ния зако­ре­не­ло­го раз­бой­ни­ка. Фильм снят по моти­вам сказ­ки эстон­ской писа­тель­ни­цы Айно Первик.


«Тайны мадам Вонг» (1986, реж. Степан Пучинян)

Изна­чаль­но фильм дол­жен был стать про­дол­же­ни­ем «Пира­тов XX века». Авто­ром сце­на­рия вновь высту­пил Ста­ни­слав Гово­ру­хин, но в этот раз он рабо­тал в тан­де­ме с режис­сё­ром Сте­па­ном Пучи­ня­ном. С послед­ним, так­же как и с Бори­сом Дуро­вым, Гово­ру­хин тру­дил­ся ещё над дебют­ным про­ек­том «Вер­ти­каль». Одна­ко звёз­ды куль­то­во­го пират­ско­го бое­ви­ка, актё­ры Нико­лай Ерё­мен­ко и Тал­гат Ниг­ма­ту­лин, посчи­та­ли сце­на­рий ново­го филь­ма сла­бым и отка­за­лись от съё­мок. В ито­ге все сюжет­ные при­вяз­ки к «Пира­там» были убра­ны, а сце­на­рий адап­ти­ро­ван под дру­гих персонажей.

Как и «Пира­ты», «Тай­ны мадам Вонг» пока­зы­ва­ют мор­ских раз­бой­ни­ков совре­мен­но­сти, чле­нов могу­ще­ствен­ной пре­ступ­ной груп­пи­ров­ки. Фильм пере­но­сит зри­те­лей в Юго-Восточ­ную Азию, пред­ла­гая почти детек­тив­ную исто­рию поис­ков пират­ско­го кла­да капи­та­ном гон­конг­ской поли­ции Томп­со­ном — его сыг­рал Армен Джи­гар­ха­нян. В борь­бе с пира­та­ми Томп­со­ну помо­га­ет совет­ский моряк Булат, чью роль испол­нил Серик Конак­ба­ев, зна­ме­ни­тый бок­сёр и олим­пий­ский призёр.

Несмот­ря на мно­го­обе­ща­ю­щий актёр­ский состав, фильм не смог повто­рить успех пред­ше­ствен­ни­ка. Воз­мож­но, дело и впрямь было в недо­стат­ках сюже­та или в отсут­ствии тре­бу­ю­щей­ся от бое­ви­ков зре­лищ­но­сти, а, может, и в баналь­ной вто­рич­но­сти «Тайн» по срав­не­нию с ори­ги­наль­но­стью и новиз­ной «Пира­тов».


«Питер Пэн» (1987, реж. Леонид Нечаев)

Музы­каль­ный фильм-сказ­ка, сня­тый по моти­вам про­из­ве­де­ния миро­вой дет­ской клас­си­ки о маль­чи­ке, кото­рый не хотел взрос­леть. К момен­ту созда­ния филь­ма режис­сёр Лео­нид Неча­ев уже был при­знан­ным масте­ром дет­ско­го кино; он поста­вил кино­вер­сии ска­зок о Крас­ной Шапоч­ке и Буратино.

Как и в аме­ри­кан­ской экра­ни­за­ции, дей­ствие про­ис­хо­дит на вол­шеб­ном ост­ро­ве, где глав­ный герой и его дру­зья сра­жа­ют­ся с пира­та­ми во гла­ве с Джейм­сом Крю­ком. Пожа­луй, совет­ская вер­сия зна­ме­ни­той сказ­ки при­ме­ча­тель­на преж­де все­го музы­каль­ной состав­ля­ю­щей. Авто­ром тек­стов песен к филь­му стал Лео­нид Дер­бе­нёв, напи­сав­ший ряд хитов из совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа: от «Ост­ро­ва Неве­зе­ния» до «Куда ухо­дит детство».


«Одиссея капитана Блада» (1991, реж. Андрей Праченко)

В послед­ний год суще­ство­ва­ния Сою­за сов­мест­но с Фран­ци­ей была сня­та экра­ни­за­ция одно­имён­но­го рома­на англий­ско­го писа­те­ля Рафа­э­ля Саба­ти­ни. Сюжет повест­ву­ет о при­клю­че­ни­ях капи­та­на Пите­ра Бла­да, по воле обсто­я­тельств вынуж­ден­но­го вре­мен­но стать пира­том. Амби­ци­оз­ный и во всех смыс­лах интер­на­ци­о­наль­ный про­ект вну­шал боль­шие надеж­ды. Для съё­мок даже был спе­ци­аль­но пере­стро­ен флот Ялтин­ской киностудии.

Одна­ко фран­цуз­ская кри­ти­ка ока­за­лась недо­воль­на резуль­та­том, отме­тив сла­бую игру актё­ров и неудач­ную интер­пре­та­цию ори­ги­наль­но­го рома­на. Напро­тив, совет­ская пуб­ли­ка теп­ло встре­ти­ла фильм. Веро­ят­но, ска­за­лось то, что для зри­те­ля, устав­ше­го от мрач­но­го пере­стро­еч­но­го кино, при­клю­чен­че­ский фильм о друж­бе и люб­ви дей­стви­тель­но ощу­щал­ся глот­ком све­же­го воздуха.


Читай­те также:

Восемь совет­ских истер­нов;

Народ­ный мсти­тель из девя­но­стых. Кто вдох­но­вил Гово­ру­хи­на на «Воро­ши­лов­ско­го стрел­ка»?;

Как Ста­ни­слав Гово­ру­хин снял «Десять негри­тят».