В 1999 году режиссёр Станислав Говорухин снял один из самых спорных фильмов в истории российского кино. Сюжет о ветеране Великой Отечественной войны, который мстит насильникам за внучку, никого не оставил равнодушным. Фильм оживлённо обсуждали молодые и пожилые зрители, кинокритики и даже депутаты Государственной думы. Говорухин нашёл больную тему для общества 90‑х, страдавшего от криминала и социальной несправедливости.
VATNIKSTAN рассказывает, какая история стала основой для «Ворошиловского стрелка», что побудило Говорухина снять картину и на кого из деятелей кино намекал образ студента-лингвиста.
Мститель с моргенштерном
За основу сюжета взята реальная история народного мстителя Дмитрия Данилова. Как-то вечером, возвращаясь домой, Дмитрий увидел хулиганов, которые приставали к девушке, и разогнал обидчиков. Так он познакомился с Ольгой. Дмитрий и Ольга начали встречаться.
Позже Данилова призвали в армию. Дмитрий служил в Афганистане, переписывался с Ольгой. Через некоторое время письма перестали приходить. Данилов подумал, что девушка полюбила другого и не ждёт бывшего парня.
Когда Дмитрий вернулся, родители Ольги сообщили жуткую весть. Девушка покончила собой после того, как банда маргиналов жестоко надругалась над ней. Ольга не смогла вынести позора и вскоре наложила на себя руки. Причём причиной самоубийства стало не изнасилование, а отказ милиционеров заниматься этим делом, которые к тому же намекнули потерпевшей, что она сама виновата.
Дмитрий не мог успокоиться из-за потери любимой, но вскоре нашёл смысл жизни в самосуде местных хулиганов и бандитов. В качестве оружия бывший «афганец» использовал дубину с гвоздями. Некоторые возмутители спокойствия отделались тяжёлыми травмами, но были и те, кто лишился жизни.
Милиция искала народного мстителя. Однажды Дмитрий пытался скрыться от оперативиков на машине и попал в аварию. Пойманного линчевателя осудили на 15 лет. Дальнейшая судьба Данилова неизвестна. По слухам, он стал монахом в отдалённом монастыре.
«Женщина по средам»
Писатель Виктор Пронин работал в журнале «Человек и закон» и хорошо знал историю Данилова. Непростая судьба Дмитрия стала источником вдохновения для повести Пронина «Женщина по средам». Правда, сюжет значительно отличался от реальных событий. Главным героем стал пенсионер Иван Фёдорович Афонин, который мстит насильникам за внучку. Содержание книги и киноленты по большой части совпадало, хотя некоторые моменты в работе Пронина выглядели жёстче. В фильме есть отсылка к названию повести: три друга, изнасиловавшие героиню, развлекались с девушками по средам.
Критики отмечали, что в повести идёт противопоставление двух эпох: советской и капиталистической. Первая считается светлой, когда «простого человека» уважали и ценили, причём с начальством он мог держаться на равных. Во второй подонки, совершившие преступления, безнаказанно уходят от ответственности, а высший милицейский чин, отец одного из насильников, открыто смеётся фронтовику в лицо. Афонин горестно рассуждает:
«Как знать, не превратилась ли и вся огромная страна в скопище разросшихся, неуправляемых банд? И живёт она по каким-то странным законам, нигде не изложенным, не утверждённым по законам, которые возникают в тот самый момент, когда в них появляется надобность… И осуществляют эти законы люди, которые оказываются более многочисленны и безжалостны вооружены ли они автоматами, гранатомётами, должностями или покровительством высших людей государства».
По большому счёту старику не нужен самосуд: он бы успокоился, если бы насильники искренне извинились. Молодые прожигатели жизни не раскаиваются, и тогда Афонин берётся за оружие. Важная мысль сюжета — это не только месть, а тотальная деградация государства, которое устраняется от роли защитника правопорядка.
Пронин писал детективную историю, опираясь на реалии времени. Он не собирался пропагандировать самосуд или кровную месть:
«„Ворошиловский стрелок“ — это литературное произведение, но вовсе не свод жизненных правил, наставлений, рекомендаций, это никакой не „Домострой“».
Говорухинский стрелок
В середине 90‑х повесть Пронина попалась на глаза режиссёру Говорухину, который тогда снимал различную документалистику. Его последний художественный фильм «Брызги шампанского» вышел в 1988 году. Режиссёра восхитила идея, что простой человек из народа может так защищать честь семьи:
«Игровых картин не снимал уже много лет. А тут подумал: что бы такое сделать, чтобы это вызвало отклик в обществе? Очень жаль было стариков, у которых все отняли: честь, достоинство, все их сбережения. Мне случайно попалась повесть Виктора Пронина „Женщина по средам“. За её героя — человека, который может отстоять своё достоинство, — я и ухватился».
Работа над экранизацией началась летом 1998 года, буквально перед августовским дефолтом.
Производство киноленты было стремительным. Говорухин, работавший председателем Комитета по культуре в Государственной думе, хотел снять фильм за два месяца парламентских каникул.
Станислав Сергеевич считал, что роль Афонина может достойно исполнить только Михаил Ульянов, и утвердил актёра практически сразу.
На роль внучки Кати претендовали Юлия Началова и Анна Синякина. Говорухин делегировал право выбора Ульянову, которому больше понравилась игра Синякиной.
На роль злодеев-насильников взяли молодых и тогда неизвестных актёров Марата Башарова, Алексея Макарова и Илью Древнова.
Ленту снимали без декораций. Создателям хотелось реалистичности, поэтому всё происходило в настоящем дворе в Калуге. Значительную часть массовки нашли на месте. Говорухин арендовал трёхкомнатную квартиру, в которой жила пара пенсионеров. Жильё «исполнило роль» дома пенсионера и его внучки.
Сюжет фильма практически не отличался от книги. Говорухин значительно смягчил социально-политический контекст произведения Пронина, однако финальный результат всё равно шокировал публику.
Упрёки, резонанс и Павел Лунгин
Премьера фильма вызвала оживлённые споры. Зрители разделились на два лагеря. Одни сочувствовали несчастному Афонину и поддерживали решение отомстить за внучку. Другие считали: работа Говорухина призывает узаконить самосуд, и это очень опасно, учитывая криминальную обстановку в стране.
На Станислава Сергеевича и актёров посыпались упрёки. Алексей Макаров вспоминал, что прохожие на улице часто проклинали его. Ульянов, наоборот, получал множество писем, в которых зрителей пенсионного возраста благодарили за образ народного мстителя.
Режиссёр продемонстрировал фильм депутатам Государственной думы. Виктор Пронин, который присутствовал на показе, рассказывал:
«Вся Дума приехала — практически выездное заседание. Сидят все серьёзные, в зале искры от напряжения. Грянул первый выстрел Ульянова. И тут вся Дума встаёт и устраивает аплодисменты. Не Говорухину, не мне, не Ульянову, а уже герою, который так поступил».
Реакция на фильм постепенно менялась. Критики считали, что Ульянов сыграл свою вторую великую роль после маршала Жукова в картинах Юрия Озерова.
Почти никто не заметил маленькой деликатной детали. В сюжете один из обидчиков Кати, студент Игорь Зворыгин, во время допроса упоминает, что изучает структурную лингвистику. Такая подробность выглядела довольно странно: в книге Пронина нет упоминания этой дисциплины.
Владимир Успенский, создатель отделения структурной лингвистики, иронично заметил:
«Три мерзавца изнасиловали девочку. А кто эти мерзавцы? <…> Один — хозяин ларьков. Ясно, что хозяин ларьков — это априори сволочь. Второй — сын большого милицейского начальника. Тем самым тоже гад. А третий изучает в университете структурную и математическую лингвистику. Ясно же, что мерзавец! Он же, Говорухин, не выбрал человека, который изучает, допустим, химию».
Внутри кинематографического цеха появилось мнение, что это отсылка к режиссёру Павлу Лунгину. В 1971 году Лунгин окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ. В 90‑е годы он активно снимал художественные картины на деньги французских продюсеров.
Почему Говорухин сделал такой намёк, не совсем понятно. Возможно, присутствовала личная неприязнь или сказались различия в эстетических предпочтениях: у Лунгина преступность выглядит более привлекательной и героической, чем у советского мэтра.
Павел Лунгин отзывался о Станиславе Сергееевиче вполне дружелюбно:
«Говорухин во многом был для нас образцом — режиссёра, мужчины, джентльмена. Это был человек, который занимался только тем, что ему было интересно и близко».
«Ворошиловский стрелок» — характерный фильм 90‑х годов, поднимающий тему мести, столь актуальную в те времена. Однако сюжет зрители приняли слишком буквально — как романтизацию самосуда. Замысел же режиссёра состоял в другом — показать деградацию нравов и государственной системы в капиталистической России. Однако, несмотря на всю неоднозначность, работа Говорухина стала классическим примером постсоветского кино.
Читайте также «Три честных фильма о 90‑х. Капитализм и новая жизнь в лентах Валерия Чикова и Михаила Евдокимова».