Не так много групп из Владивостока известны на всю страну: с ходу на ум приходят только «Мумий тролль», которые 26 лет назад увековечили родной город в хите и примерно столько же не живут на Дальнем Востоке. Между тем в столице Приморья есть интересные коллективы в разных жанрах. Некоторые проекты осознанно делают грязное звучание и остаются в андеграунде, другие же создают чётко выверенный музыкальный продукт, пользуются популярностью в соседних странах и записывают совместные песни с Ильёй Лагутенко.
О важных группах современного Владивостока рассказывает Пётр Полещук.
Pill Couple
Пока большинство поп-групп цеплялись в своих песнях за штампы портового города, Pill Couple играли музыку холодную, а от того как бы не здешнюю. Чего стоит название дебютного альбома No Blade Of Grass. Меняя стиль от колдвейва к сэд-попу и дрим-попу, группа оставалась верна своей отстранённой манере, но, увы, в какой-то момент потеряла идентичность. Тем не менее практически любая песня Pill Couple до сих пор отличает их от множества подобных групп.
Одно время во Владивостоке PC были лидерами сцены, заворажив как поклонников более андеграундной музыки, так и мейнстримной. На вовлечение последних, безусловно, влиял неповторимый голос фронтмена Никиты Кацмана. Что до, что после во Владивостоке было полно вокалистов, певших эмоциональнее и панковей, но не было никого, кто мог бы сравниться с уникальным характером и силой голоса Кацмана. Включите Feel Me, Isles of Dolor или Sgorel и убедитесь сами.
HKG Knights
Пожалуй, самый известный электронщик из Владивостока. HKG Knights — это второй проект Ильи Беспалова после культовой в российском витч-хаусе группы Crossparty. HKG Knights тоже избегает пляжных клише: музыка Беспалова переполнена намёками на урбанизацию в киберпанковском будущем, где неон становится роднее глазу, чем солнце или небо.
Впрочем, это не исключает следа восточной стороны Владивостока: некоторые треки HKG Knights наполнены японской речью и звучат как лучший саундтрек для полётов с небоскрёбов Мотоко Кусанаги из культовой ленты «Призрак в доспехах». Снятой, надо понимать, не слишком далеко от берегов столицы Приморского края.
Starcardigan
До того как синти-поп коллектив Starcardigan переехал из Владивостока в Москву, он по праву считался главной группой Дальнего Востока. Судите сами: рекордное для русской группы количество концертов и туров в Азии; попадание с песней Taxi в официальное видео от Samsung, приуроченное к Олимпиаде в Пхёнчхане (более 3,7 миллиона просмотров на март 2023 года); символическое хедлайнерство фестиваля V‑Rox; «кража» шоу у Хаски (Starcardigan вышли на сцену фестиваля после известного рэпера и не оставили шанса толпе разойтись). В довесок группа получила благословение от Ильи Лагутенко.
И действительно, даже если отбросить бизнес-историю и взять во внимание только музыку, то Starcardigan можно было смело назвать последней главной группой из Владивостока со времён «Мумий тролля». Ретроспективно я даже рискну назвать их альбом Zhele, записанный в придуманном группой жанре «сихотэ-алинское электро», «Морской» 2010‑х годов если не для России, то для Дальнего Востока точно.
Как и в случае с «Морской», Zhele окунает в мир романтики Приморья, только теперь вместо бандитов, не вернувшихся жён и «маниаков» — вальяжные прогулки, танцы на пляже и такси «до южного прибоя». Как и в случае с «Мумий троллём», у Starcardigan важно не что говорится, а как. Фронтмен Иван Сосновцев не столько поёт, сколько интонирует. Его фальцет, иногда пропущенный через вокодер, работает таким же полноправным инструментом, что и остальной аккомпанемент.
Приём очевидный, но от того не менее работающий. Не исключено, что этим обусловлена и популярность Starcardigan в Азии, ведь зарубежным слушателям на поверку оказывается важным не текст песни, а его звучность. Что ещё важнее: при ином развитии событий саунд Zhele — такой же расслабленный и не отягощённый ничем лишним, как и жизнь в курортном городе, — мог бы стать основой для региональной звуковой идентичности и других групп.
Однако, когда всё перечисленное в первом абзаце перешло из разряда целей в разряд трофеев, группа наметила новую цель — переезд. Увы, хоть Starcardigan вполне справедливо пророчили релокацию в Азию, этого не случилось.
Видимо, перебравшись в столицу, тихоокеанский чил уступил место более резкой музыке, теперь напоминающей Crystal Castles, а желеобразные настроения песен более строгим темам. Тому пример — сингл «Ночные силовики».
К сожалению, закончить на положительной ноте не получается. Но не из-за того, что группа потеряла региональную идентичность, а потому, что Starcardigan посчитали хорошей идеей написать песню, где репрессивная машина работает в качестве «весёленькой» метафоры половых отношений. «Я буду твоим ночным силовиком, я разбужу тебя как возбуждают дело», — поёт Ваня Сосновцев. Сложно представить, что кто-то действительно может думать сейчас о сексе в таких образах.
FunkGanG
Для FunkGаnG хип-хоп кончился где‑то на заре 90‑х годов. Участников группы явно не смущает, что за последние 30 лет жанр прошёл множество трансформаций: для них олдовый саунд — явно критическое высказывание в сторону современного, коммерческого, как бы не аутентичного рэпа. Минимум локальной адаптации (в их треках до сих пор можно встретить телеги про гетто в России), но харизматично.
Dwyer
Гранж-группа Dwyer стала локальным эквивалентом Nirvana, только с тем важным преимуществом, что на Dwyer можно было сходить. В их музыке, конечно, слышно влияние героя поколения Х, но схожесть в первую очередь в пересечении истории Роберта Дуайера и Курта Кобейна, если вы понимаете, о чём я. А если нет, то не страшно, потому что Dwyer — это прямо в голову. И, между прочим, в вашу.
В целом эта группа — пример того, как мог бы звучать гранж, если бы остался в андеграунде, выкристаллизовался в полноценный жанр и не разменялся бы при этом на Nickelback и им подобных. Главный же боевик группы Fuckshit Avenue — до сих пор моя любимая гранж-песня. Без всяких скидок на дальневосточную солидарность.
JWH
Главная сладж-команда города, совсем недавно прекратившая существование. За несколько лет смогла наладить весьма прочную DIY-связь с другими городами, собирая в некое подобие комьюнити схожие группы.
Музыкально JWH собрана полностью по канонам: вы услышите всё, что ожидаете от сладжа, и ничего больше. Очевидно, что для людей за пределами металла JWH интересней своей организационной деятельностью, чем музыкой. Зато на этом поприще JWH — в авангарде.
«Клуб развития тела»
«КРТ» — одна из последних групп, образовавшихся во Владивостоке до февраля 2022 года. Ребята играли инди-рок, разом навеянный японцами The Pillows, владивостокцами Sunrise Pillars и британцами The Sound. Смесь сколь странная, столь и работающая: от первых «КРТ» взяли гитарные и ритмические ходы, от вторых — горько-сладкую атмосферу, а от третьих — местами проглядывающую депрессию.
Спустя год отсутствия концертов, группа воскресла в Тбилиси в новом составе.
«Братья Грязь»
Ужасно записанная, криво сыгранная, плохо сбалансированная — словом, неприятный музыка. Таким и должен быть правильный гаражный нойз-рок в России после 2022-го. Всё-таки кому, если не адептам подвалов, отвечать за чуткость к внешнему миру. Кажется, что именно этому миру «Братья Грязь» и объявляют заклятую вражду.
Okeanarium
Из всех представленных групп Okeanarium наиболее близки к типичной для Владивостока солнечной атмосфере. Тут и обрызгивающая мембраны гитара, и накатывающиеся, как прибой, ударные, и уверенный вокал, будто разлетающийся эхом по сопкам города. Однако в Okeanaruim нет попытки продать какие‑то банальные и часто не соответствующие реальности черты Владивостока. Никакой работы на дальневосточную экзотизацию: родные места здесь рассыпаются на звуковой фон, а авансцену занимает авторефлексия. В остальном — идеальный опенинг для аниме в стиле каких‑нибудь Nico Touches the Walls.
Hehehe
Молодая инди-группа из Владивостока — последние из дальневосточных могикан, которых никто не ждал, но они случились. Старожилам Hehehe могут напомнить о Mazzy Star, Лизе Ханниган или Долорес О’Риордан, кому помоложе — о «Космосе на потолке», «Акульих слёзах» и проекте «Даша и Серёжа».
С начала деятельности в 2020‑м Hehehe буквально восполняют пробел отсутствия владивостокских музыкантов. И делают это успешно: они уже собирают аншлаги, оставив прошлые рекорды тех же Starcardigan далеко позади. Более того, ребята даже успели зафитовать с «Мумий троллём».
Но вот самый насущный вопрос: о чём может говорить привлечение к себе столько регионального внимания в такие кратчайшие сроки?
Всё дело в том, что Hehehe попросту доступны всем. Их музыка не требует от слушателя буквально ничего. Ни культуры, ни субкультурной аутентичности, ни даже телесного отклика. Такой бесконфликтный инди-поп-рок запросто мог бы играть на «Нашем радио» — со всеми плюсами и минусами.
По той же причине музыка Hehehe даёт слушателю отдохнуть, что с 2022 года (если не с 2020-го) стало требоваться людям сильнее прежнего. Вот только в чём загвоздка: это музыка не сублимирующая, а делающая вид, будто «ничего не произошло». Эскапизм и сублимация — вещи разные. Справедливости ради, у Hehehe есть своего рода намёки на окружающую реальность, но выражены они настолько спокойно и по-эзоповски невнятно, что ремарка о справедливости даже кажется излишней.
С другой стороны, по Hehehe можно проследить, как изменились предпочтения жителей города в том же инди-сегменте. Когда-то вокалист Starcardigan сказал, что музыка Владивостока состоит из иронии, эстетства и восточности. Всё это так или иначе сказывалось на местном инди. Но в Hehehe нет никакой иронии. Да и аудитория её не просит. Что ей нужно, так это звуковой аналог тёплого пледа, которым можно укрыться. Примерно такую роль Hehehe и выполняют во Владивостоке. Ни больше, ни меньше.
Читайте также «Ой! в России: пять главных групп отечественного ой-панка».