Музыкальная сцена Владивостока: главные группы последних десяти лет

Не так мно­го групп из Вла­ди­во­сто­ка извест­ны на всю стра­ну: с ходу на ум при­хо­дят толь­ко «Мумий тролль», кото­рые 26 лет назад уве­ко­ве­чи­ли род­ной город в хите и при­мер­но столь­ко же не живут на Даль­нем Восто­ке. Меж­ду тем в сто­ли­це При­мо­рья есть инте­рес­ные кол­лек­ти­вы в раз­ных жан­рах. Неко­то­рые про­ек­ты осо­знан­но дела­ют гряз­ное зву­ча­ние и оста­ют­ся в анде­гра­ун­де, дру­гие же созда­ют чёт­ко выве­рен­ный музы­каль­ный про­дукт, поль­зу­ют­ся попу­ляр­но­стью в сосед­них стра­нах и запи­сы­ва­ют сов­мест­ные пес­ни с Ильёй Лагутенко.

О важ­ных груп­пах совре­мен­но­го Вла­ди­во­сто­ка рас­ска­зы­ва­ет Пётр Полещук.


Pill Couple

Пока боль­шин­ство поп-групп цеп­ля­лись в сво­их пес­нях за штам­пы пор­то­во­го горо­да, Pill Couple игра­ли музы­ку холод­ную, а от того как бы не здеш­нюю. Чего сто­ит назва­ние дебют­но­го аль­бо­ма No Blade Of Grass. Меняя стиль от кол­двей­ва к сэд-попу и дрим-попу, груп­па оста­ва­лась вер­на сво­ей отстра­нён­ной мане­ре, но, увы, в какой-то момент поте­ря­ла иден­тич­ность. Тем не менее прак­ти­че­ски любая пес­ня Pill Couple до сих пор отли­ча­ет их от мно­же­ства подоб­ных групп.

Одно вре­мя во Вла­ди­во­сто­ке PC были лиде­ра­ми сце­ны, заво­ра­жив как поклон­ни­ков более анде­гра­унд­ной музы­ки, так и мейн­стримной. На вовле­че­ние послед­них, без­услов­но, вли­ял непо­вто­ри­мый голос фронт­ме­на Ники­ты Кац­ма­на. Что до, что после во Вла­ди­во­сто­ке было пол­но вока­ли­стов, пев­ших эмо­ци­о­наль­нее и пан­ко­вей, но не было нико­го, кто мог бы срав­нить­ся с уни­каль­ным харак­те­ром и силой голо­са Кац­ма­на. Вклю­чи­те Feel Me, Isles of Dolor или Sgorel и убе­ди­тесь сами.

Источ­ник: vk.com/pillcouple

HKG Knights

Пожа­луй, самый извест­ный элек­трон­щик из Вла­ди­во­сто­ка. HKG Knights — это вто­рой про­ект Ильи Бес­па­ло­ва после куль­то­вой в рос­сий­ском витч-хау­се груп­пы Crossparty. HKG Knights тоже избе­га­ет пляж­ных кли­ше: музы­ка Бес­па­ло­ва пере­пол­не­на намё­ка­ми на урба­ни­за­цию в кибер­пан­ков­ском буду­щем, где неон ста­но­вит­ся род­нее гла­зу, чем солн­це или небо.

Впро­чем, это не исклю­ча­ет сле­да восточ­ной сто­ро­ны Вла­ди­во­сто­ка: неко­то­рые тре­ки HKG Knights напол­не­ны япон­ской речью и зву­чат как луч­ший саунд­трек для полё­тов с небо­скрё­бов Мото­ко Куса­на­ги из куль­то­вой лен­ты «При­зрак в доспе­хах». Сня­той, надо пони­мать, не слиш­ком дале­ко от бере­гов сто­ли­цы При­мор­ско­го края.


Starcardigan

До того как син­ти-поп кол­лек­тив Starcardigan пере­ехал из Вла­ди­во­сто­ка в Моск­ву, он по пра­ву счи­тал­ся глав­ной груп­пой Даль­не­го Восто­ка. Суди­те сами: рекорд­ное для рус­ской груп­пы коли­че­ство кон­цер­тов и туров в Азии; попа­да­ние с пес­ней Taxi в офи­ци­аль­ное видео от Samsung, при­уро­чен­ное к Олим­пиа­де в Пхён­чхане (более 3,7 мил­ли­о­на про­смот­ров на март 2023 года); сим­во­ли­че­ское хед­лай­нер­ство фести­ва­ля V‑Rox; «кра­жа» шоу у Хас­ки (Starcardigan вышли на сце­ну фести­ва­ля после извест­но­го рэпе­ра и не оста­ви­ли шан­са тол­пе разой­тись). В дове­сок груп­па полу­чи­ла бла­го­сло­ве­ние от Ильи Лагутенко.

Источ­ник: vk.com/starcardiganmusic

И дей­стви­тель­но, даже если отбро­сить биз­нес-исто­рию и взять во вни­ма­ние толь­ко музы­ку, то Starcardigan мож­но было сме­ло назвать послед­ней глав­ной груп­пой из Вла­ди­во­сто­ка со вре­мён «Мумий трол­ля». Ретро­спек­тив­но я даже риск­ну назвать их аль­бом Zhele, запи­сан­ный в при­ду­ман­ном груп­пой жан­ре «сихотэ-алин­ское элек­тро», «Мор­ской» 2010‑х годов если не для Рос­сии, то для Даль­не­го Восто­ка точно.

Как и в слу­чае с «Мор­ской», Zhele оку­на­ет в мир роман­ти­ки При­мо­рья, толь­ко теперь вме­сто бан­ди­тов, не вер­нув­ших­ся жён и «мани­а­ков» — вальяж­ные про­гул­ки, тан­цы на пля­же и так­си «до южно­го при­боя». Как и в слу­чае с «Мумий трол­лём», у Starcardigan важ­но не что гово­рит­ся, а как. Фронт­мен Иван Сос­нов­цев не столь­ко поёт, сколь­ко инто­ни­ру­ет. Его фаль­цет, ино­гда про­пу­щен­ный через воко­дер, рабо­та­ет таким же пол­но­прав­ным инстру­мен­том, что и осталь­ной аккомпанемент.

При­ём оче­вид­ный, но от того не менее рабо­та­ю­щий. Не исклю­че­но, что этим обу­слов­ле­на и попу­ляр­ность Starcardigan в Азии, ведь зару­беж­ным слу­ша­те­лям на повер­ку ока­зы­ва­ет­ся важ­ным не текст пес­ни, а его звуч­ность. Что ещё важ­нее: при ином раз­ви­тии собы­тий саунд Zhele — такой же рас­слаб­лен­ный и не отя­го­щён­ный ничем лиш­ним, как и жизнь в курорт­ном горо­де, — мог бы стать осно­вой для реги­о­наль­ной зву­ко­вой иден­тич­но­сти и дру­гих групп.

Одна­ко, когда всё пере­чис­лен­ное в пер­вом абза­це пере­шло из раз­ря­да целей в раз­ряд тро­фе­ев, груп­па наме­ти­ла новую цель — пере­езд. Увы, хоть Starcardigan вполне спра­вед­ли­во про­ро­чи­ли рело­ка­цию в Азию, это­го не случилось.

Види­мо, пере­брав­шись в сто­ли­цу, тихо­оке­ан­ский чил усту­пил место более рез­кой музы­ке, теперь напо­ми­на­ю­щей Crystal Castles, а желе­об­раз­ные настро­е­ния песен более стро­гим темам. Тому при­мер — син­гл «Ноч­ные силовики».

К сожа­ле­нию, закон­чить на поло­жи­тель­ной ноте не полу­ча­ет­ся. Но не из-за того, что груп­па поте­ря­ла реги­о­наль­ную иден­тич­ность, а пото­му, что Starcardigan посчи­та­ли хоро­шей иде­ей напи­сать пес­ню, где репрес­сив­ная маши­на рабо­та­ет в каче­стве «весё­лень­кой» мета­фо­ры поло­вых отно­ше­ний. «Я буду тво­им ноч­ным сило­ви­ком, я раз­бу­жу тебя как воз­буж­да­ют дело», — поёт Ваня Сос­нов­цев. Слож­но пред­ста­вить, что кто-то дей­стви­тель­но может думать сей­час о сек­се в таких образах.


FunkGanG

Для FunkGаnG хип-хоп кон­чил­ся где‑то на заре 90‑х годов. Участ­ни­ков груп­пы явно не сму­ща­ет, что за послед­ние 30 лет жанр про­шёл мно­же­ство транс­фор­ма­ций: для них олдо­вый саунд — явно кри­ти­че­ское выска­зы­ва­ние в сто­ро­ну совре­мен­но­го, ком­мер­че­ско­го, как бы не аутен­тич­но­го рэпа. Мини­мум локаль­ной адап­та­ции (в их тре­ках до сих пор мож­но встре­тить теле­ги про гет­то в Рос­сии), но харизматично.


Dwyer

Гранж-груп­па Dwyer ста­ла локаль­ным экви­ва­лен­том Nirvana, толь­ко с тем важ­ным пре­иму­ще­ством, что на Dwyer мож­но было схо­дить. В их музы­ке, конеч­но, слыш­но вли­я­ние героя поко­ле­ния Х, но схо­жесть в первую оче­редь в пере­се­че­нии исто­рии Робер­та Дуай­е­ра и Кур­та Кобей­на, если вы пони­ма­е­те, о чём я. А если нет, то не страш­но, пото­му что Dwyer — это пря­мо в голо­ву. И, меж­ду про­чим, в вашу.

В целом эта груп­па — при­мер того, как мог бы зву­чать гранж, если бы остал­ся в анде­гра­ун­де, выкри­стал­ли­зо­вал­ся в пол­но­цен­ный жанр и не раз­ме­нял­ся бы при этом на Nickelback и им подоб­ных. Глав­ный же бое­вик груп­пы Fuckshit Avenue — до сих пор моя люби­мая гранж-пес­ня. Без вся­ких ски­док на даль­не­во­сточ­ную солидарность.


JWH

Глав­ная сладж-коман­да горо­да, совсем недав­но пре­кра­тив­шая суще­ство­ва­ние. За несколь­ко лет смог­ла нала­дить весь­ма проч­ную DIY-связь с дру­ги­ми горо­да­ми, соби­рая в некое подо­бие комью­ни­ти схо­жие группы.

Музы­каль­но JWH собра­на пол­но­стью по кано­нам: вы услы­ши­те всё, что ожи­да­е­те от сла­д­жа, и ниче­го боль­ше. Оче­вид­но, что для людей за пре­де­ла­ми метал­ла JWH инте­рес­ней сво­ей орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью, чем музы­кой. Зато на этом попри­ще JWH — в авангарде.



«Клуб развития тела»

«КРТ» — одна из послед­них групп, обра­зо­вав­ших­ся во Вла­ди­во­сто­ке до фев­ра­ля 2022 года. Ребя­та игра­ли инди-рок, разом наве­ян­ный япон­ца­ми The Pillows, вла­ди­во­сток­ца­ми Sunrise Pillars и бри­тан­ца­ми The Sound. Смесь сколь стран­ная, столь и рабо­та­ю­щая: от пер­вых «КРТ» взя­ли гитар­ные и рит­ми­че­ские ходы, от вто­рых — горь­ко-слад­кую атмо­сфе­ру, а от тре­тьих — места­ми про­гля­ды­ва­ю­щую депрессию.

Спу­стя год отсут­ствия кон­цер­тов, груп­па вос­крес­ла в Тби­ли­си в новом составе.


«Братья Грязь»

Ужас­но запи­сан­ная, кри­во сыг­ран­ная, пло­хо сба­лан­си­ро­ван­ная — сло­вом, непри­ят­ный музы­ка. Таким и дол­жен быть пра­виль­ный гараж­ный нойз-рок в Рос­сии после 2022-го. Всё-таки кому, если не адеп­там под­ва­лов, отве­чать за чут­кость к внеш­не­му миру. Кажет­ся, что имен­но это­му миру «Бра­тья Грязь» и объ­яв­ля­ют закля­тую вражду.


Okeanarium

Из всех пред­став­лен­ных групп Okeanarium наи­бо­лее близ­ки к типич­ной для Вла­ди­во­сто­ка сол­неч­ной атмо­сфе­ре. Тут и обрыз­ги­ва­ю­щая мем­бра­ны гита­ра, и нака­ты­ва­ю­щи­е­ся, как при­бой, удар­ные, и уве­рен­ный вокал, буд­то раз­ле­та­ю­щий­ся эхом по соп­кам горо­да. Одна­ко в Okeanaruim нет попыт­ки про­дать какие‑то баналь­ные и часто не соот­вет­ству­ю­щие реаль­но­сти чер­ты Вла­ди­во­сто­ка. Ника­кой рабо­ты на даль­не­во­сточ­ную экзо­ти­за­цию: род­ные места здесь рас­сы­па­ют­ся на зву­ко­вой фон, а аван­сце­ну зани­ма­ет авто­ре­флек­сия. В осталь­ном — иде­аль­ный опе­нинг для ани­ме в сти­ле каких‑нибудь Nico Touches the Walls.



Hehehe

Моло­дая инди-груп­па из Вла­ди­во­сто­ка — послед­ние из даль­не­во­сточ­ных моги­кан, кото­рых никто не ждал, но они слу­чи­лись. Ста­ро­жи­лам Hehehe могут напом­нить о Mazzy Star, Лизе Хан­ни­ган или Доло­рес О’Риордан, кому помо­ло­же — о «Кос­мо­се на потол­ке», «Аку­льих слё­зах» и про­ек­те «Даша и Серёжа».

С нача­ла дея­тель­но­сти в 2020‑м Hehehe бук­валь­но вос­пол­ня­ют про­бел отсут­ствия вла­ди­во­сток­ских музы­кан­тов. И дела­ют это успеш­но: они уже соби­ра­ют аншла­ги, оста­вив про­шлые рекор­ды тех же Starcardigan дале­ко поза­ди. Более того, ребя­та даже успе­ли зафи­то­вать с «Мумий троллём».

Но вот самый насущ­ный вопрос: о чём может гово­рить при­вле­че­ние к себе столь­ко реги­о­наль­но­го вни­ма­ния в такие крат­чай­шие сроки?

Всё дело в том, что Hehehe попро­сту доступ­ны всем. Их музы­ка не тре­бу­ет от слу­ша­те­ля бук­валь­но ниче­го. Ни куль­ту­ры, ни суб­куль­тур­ной аутен­тич­но­сти, ни даже телес­но­го откли­ка. Такой бес­кон­фликт­ный инди-поп-рок запро­сто мог бы играть на «Нашем радио» — со все­ми плю­са­ми и минусами.

По той же при­чине музы­ка Hehehe даёт слу­ша­те­лю отдох­нуть, что с 2022 года (если не с 2020-го) ста­ло тре­бо­вать­ся людям силь­нее преж­не­го. Вот толь­ко в чём загвозд­ка: это музы­ка не суб­ли­ми­ру­ю­щая, а дела­ю­щая вид, буд­то «ниче­го не про­изо­шло». Эска­пизм и суб­ли­ма­ция — вещи раз­ные. Спра­вед­ли­во­сти ради, у Hehehe есть сво­е­го рода намё­ки на окру­жа­ю­щую реаль­ность, но выра­же­ны они настоль­ко спо­кой­но и по-эзо­пов­ски невнят­но, что ремар­ка о спра­вед­ли­во­сти даже кажет­ся излишней.

Источ­ник: vk.com/hehehe.music

С дру­гой сто­ро­ны, по Hehehe мож­но про­сле­дить, как изме­ни­лись пред­по­чте­ния жите­лей горо­да в том же инди-сег­мен­те. Когда-то вока­лист Starcardigan ска­зал, что музы­ка Вла­ди­во­сто­ка состо­ит из иро­нии, эстет­ства и восточ­но­сти. Всё это так или ина­че ска­зы­ва­лось на мест­ном инди. Но в Hehehe нет ника­кой иро­нии. Да и ауди­то­рия её не про­сит. Что ей нуж­но, так это зву­ко­вой ана­лог тёп­ло­го пле­да, кото­рым мож­но укрыть­ся. При­мер­но такую роль Hehehe и выпол­ня­ют во Вла­ди­во­сто­ке. Ни боль­ше, ни меньше.


Читай­те так­же «Ой! в Рос­сии: пять глав­ных групп оте­че­ствен­но­го ой-пан­ка».

Поделиться