В молодости режиссёру Станиславу Говорухину попалась книга «Десять негритят» Агаты Кристи. Жуткая клаустрофобная история со множеством убийств так сильно поразила Станислава Сергеевича, что он немедленно захотел экранизировать произведение. Однако возможность воплотить задуманное появилась далеко не сразу.
В 1986 году, после начала перестройки, Говорухин исполнил свою мечту. Кто бы мог подумать, что самую неполиткорректную и верную духу оригинала экранизацию «Десяти негритят» выпустят не в Европе, а в Советском Союзе.
Рассказываем, как снимали первый советский детективный триллер о «чисто английском убийстве», какие жуткие ситуации происходили за кадром и чем картина Говорухина отличается от других экранизаций.
Тайны Негритянского острова
«Десять негритят» Агаты Кристи — знаковое произведение. Роман рассказывает о группе незнакомых друг с другом гостей, которые прибывают на остров по приглашению некоего мистера А. Н. Онима (в оригинале — U. N. Owen, что созвучно с unknown — «неизвестный»). Хозяина замка нет, а за ужином зловещий голос неожиданно обвиняет собравшихся в преступлениях. Вскоре герои погибают один за другим. Ситуацию осложняет то, что остров пуст и на нём негде спрятаться, а значит, убийца среди присутствующих. Замкнутое пространство и предчувствие неизбежной смерти, приправленные нотами мистицизма, придают происходящему особую зловещность.
Хотя в «Десяти негритятах» не появляются знаменитые сыщики Эркюль Пуаро и мисс Марпл, роман сразу стал самым популярным, а в итоге — и самым продаваемым. Писательница считала работу над книгой одной из самых сложных в карьере. Позже Кристи переделала роман в пьесу, а также изменила трагичный финал на более оптимистичный. В США книга вышла под названием «И никого не стало».
Писательница так отзывалась о произведении в автобиографии:
«Я написала „Десять негритят“, потому что меня увлекла идея: выстроить сюжет так, чтобы десять смертей не показались неправдоподобными и убийцу было трудно вычислить. Написанию книги предшествовал длительный период мучительного обдумывания, но то, что в конце концов вышло, мне понравилось. История получилась ясной, логичной и в то же время загадочной, при этом она имела абсолютно разумную развязку: в эпилоге всё разъяснялось».
«Десять негритят» экранизировали восемь раз. Первая версия вышла в 1945 году под названием «И не осталось никого», её снял французский режиссёр Рене Клер. Затем было ещё несколько экранизаций, в том числе с популярным в СССР шансонье Шарлем Азнавуром. Однако создатели этих фильмов ориентировались на пьесу — никто не решался перенести на экран оригинальную мрачную концовку и неполиткорректное название. За исключением Станислава Говорухина.
Презренный жанр
Удивительно, но Говорухин, снявший одну из лучших экранизаций Агаты Кристи, признавался, что на дух не переносит её произведения. Единственным исключением стали «Десять негритят». Идея снять фильм по этому роману пришла к Станиславу Сергеевичу ещё в молодости. Однако советские чиновники в то время не жаловали западные детективы, и никто не собирался давать добро молодому режиссёру.
В середине 1980‑х годов к власти пришёл Михаил Горбачёв, началась перестройка. Цензура постепенно ослабла, и Говорухин смог снять картину по своему усмотрению. До этого режиссёр создал культовые «Место встречи изменить нельзя» и «Пираты ХХ века», наглядно показавшие, что ему по плечу фильмы на серьёзные темы.
Известно, что Станислав Сергеевич не проводил пробы — у него был готовый список, куда вошли звёзды советского кино: Михаил Глузский, Владимир Зельдин, Александр Абдулов, Александр Кайдановский и многие другие. Однако не все хотели сниматься в детективе. Так, Кайдановский не скрывал, что согласился только из-за денег — прямо как его герой Филипп Ломбард, согласившийся на авантюру из-за финансовых трудностей. И напротив, Абдулов, мечтавший о крупной роли у Говорухина, в итоге сыграл Энтони Марстона, который погибает в начале фильма. Позже актёр интересовался у коллег, кто убийца. Оказывается, Абдулов прочитал только ту часть сценария, где присутствовал его персонаж.
Роль Веры Клейсорн могла исполнить Вера Глаголева, но её заменила Татьяна Друбич — жена режиссёра Сергея Соловьёва, которая параллельно снималась с Говорухиным в «Ассе». Станиславу Сергеевичу показалось, что Друбич больше похожа на англичанку.
Перенести атмосферу чопорной Англии в СССР 1980‑х годов было сложной задачей. Роль Негритянского острова «исполнил» Крым. Снимали в различных местах: интерьерные съёмки проходили в Воронцовском дворце в Алупке и частично в Ялте. Замок создали на основе Ласточкиного гнезда — псевдоготического замка на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор. Для съёмок его внешний вид преобразили для наибольшего соответствия роману. Профессиональные альпинисты установили фанерные декорации, имитирующие английский стиль. Из-за плохой погоды их постоянно срывал ветер, но свою роль они выполняли хорошо.
В начале фильма можно увидеть общий план острова — на самом деле в кадре макет, помещённый в бассейн.
Кадры, где герои поднимаются по каменной лестнице в особняк Оуэна, сняли на скале Дива в Симеизе.
Над лентой работали после туристического сезона, в конце осени и начале зимы. Съёмки на улице порой были неприятными. Особенно это касалось сцены, где Вера убивает Ломбарда: из-за низкой температуры и шторма актриса сильно замерзла.
Самым тяжёлым оказалось другое испытание. Во время эпизода самоубийства Клейсорн, исполняющая её роль Татьяна Друбич едва не погибла от удушья. Несчастный случай удалось предотвратить лишь благодаря внимательности дочери Татьяны, которая заметила неладное.
Случались и трагикомические ситуации. Алексей Золотницкий, исполнивший роль дворецкого Томаса Роджерса, напугал туристов, когда те увидели актёра «мёртвым». Особую пикантность ситуации придал топор, измазанный бутафорской кровью. Позже съёмочная группа долго общалась с милиционерами.
Говорухин не слишком строго контролировал съёмки: он мог раздать задачи актёрам и операторам, а потом уйти играть в шахматы с ассистентом. К тому же параллельно Станислав Сергеевич снимался в «Ассе». Однажды место режиссёра заняла актриса Людмила Максакова, которая самостоятельно сняла небольшой эпизод. Говорухин остался доволен результатом.
Вообще, создатели подходили к фильму креативно. Для эпизода из кошмарного сна Ломбарда, когда из воды на него нападает темнокожий человек, придумали специальную катапульту, которая размещалась под водой. В нужный момент устройство срабатывало, и каскадёр Владимир Жариков взмывал перед Кайдановским.
Отношения на площадке не всегда складывалась гладко. Говорухин, например, не возражал против импровизации, но Михаил Глузский был сторонником старой школы и ему не нравилось отступление от сюжета. Особенно сильно от этого страдал Владимир Зельдин, который из-за большой занятости не всегда успевал выучить реплики.
Говорухин о фильме говорил:
«Это первый советский триллер. В отличие от западных (я их терпеть не могу) здесь нет потоков крови, никто ни за кем не гоняется с топором, нет изуродованных искусным гримом лиц, нет вампиров, чудовищ. Тем не менее напряжение возрастает с каждой минутой, страх, животный страх, проникает во все поры зрителя… Для меня это было режиссёрское упражнение: нагнести атмосферу жуткого страха минимальными средствами, без внешних эффектов… Много лет я считал „Десять негритят“ лучшей своей режиссёрской работой».
Загадка
Отечественные и западные критики считают «Десять негритят» одной из лучших киноадаптаций романа Агаты Кристи. Чем уникальна работа Говорухина для советского кинематографа?
«Десять негритят» — первый настоящий советский триллер, снятый почти без цензуры. Его секрет не только в профессиональном нагнетании саспенса, но и в довольно жестоких сценах смерти. В этом плане лента сильно отличалась от привычных советских детективов. Отравление Энтони Марстона и самоубийство Веры Клейсорн — одни из самых жутких эпизодов всего советского кино.
Часто критики отмечают, что работу Говорухина можно считать примером отечественного хоррора: элементов ужаса здесь не меньше, чем детективных загадок. Скорее всего, они и дали тот самый эффект, который привлёк неизбалованных советских зрителей в кинотеатры.
Революционной для пуританского советского кинематографа была эротическая сцена между героями Кайдановского и Друбич. По своей сути, она представляла собой изнасилование психически сломанной девушки. Представить подобный эпизод в лентах более ранних лет было невозможно.
Однако главным вопросом, связанным с фильмом, стала сложная загадка: кто же этот таинственный убийца, так лихо расправляющийся с гостями острова?
«Десять негритят» ждал феноменальный успех. Несмотря на то что чиновники упрекали Говорухина в безыдейности, картину за год посмотрели 33 миллиона зрителей, а наиболее впечатлительные ходили на фильм несколько раз.
Читайте также «Народный мститель из девяностых. Кто вдохновил Говорухина на «Ворошиловского стрелка»?