Как Станислав Говорухин снял «Десять негритят»

В моло­до­сти режис­сё­ру Ста­ни­сла­ву Гово­ру­хи­ну попа­лась кни­га «Десять негри­тят» Ага­ты Кри­сти. Жут­кая клау­стро­фоб­ная исто­рия со мно­же­ством убийств так силь­но пора­зи­ла Ста­ни­сла­ва Сер­ге­е­ви­ча, что он немед­лен­но захо­тел экра­ни­зи­ро­вать про­из­ве­де­ние. Одна­ко воз­мож­ность вопло­тить заду­ман­ное появи­лась дале­ко не сразу.

В 1986 году, после нача­ла пере­строй­ки, Гово­ру­хин испол­нил свою меч­ту. Кто бы мог поду­мать, что самую непо­лит­кор­рект­ную и вер­ную духу ори­ги­на­ла экра­ни­за­цию «Деся­ти негри­тят» выпу­стят не в Евро­пе, а в Совет­ском Союзе.

Рас­ска­зы­ва­ем, как сни­ма­ли пер­вый совет­ский детек­тив­ный трил­лер о «чисто англий­ском убий­стве», какие жут­кие ситу­а­ции про­ис­хо­ди­ли за кад­ром и чем кар­ти­на Гово­ру­хи­на отли­ча­ет­ся от дру­гих экранизаций.


Тайны Негритянского острова

«Десять негри­тят» Ага­ты Кри­сти — зна­ко­вое про­из­ве­де­ние. Роман рас­ска­зы­ва­ет о груп­пе незна­ко­мых друг с дру­гом гостей, кото­рые при­бы­ва­ют на ост­ров по при­гла­ше­нию неко­е­го мисте­ра А. Н. Они­ма (в ори­ги­на­ле — U. N. Owen, что созвуч­но с unknown — «неиз­вест­ный»). Хозя­и­на зам­ка нет, а за ужи­ном зло­ве­щий голос неожи­дан­но обви­ня­ет собрав­ших­ся в пре­ступ­ле­ни­ях. Вско­ре герои поги­ба­ют один за дру­гим. Ситу­а­цию ослож­ня­ет то, что ост­ров пуст и на нём негде спря­тать­ся, а зна­чит, убий­ца сре­ди при­сут­ству­ю­щих. Замкну­тое про­стран­ство и пред­чув­ствие неиз­беж­ной смер­ти, при­прав­лен­ные нота­ми мисти­циз­ма, при­да­ют про­ис­хо­дя­ще­му осо­бую зловещность.

Хотя в «Деся­ти негри­тя­тах» не появ­ля­ют­ся зна­ме­ни­тые сыщи­ки Эркюль Пуа­ро и мисс Марпл, роман сра­зу стал самым попу­ляр­ным, а в ито­ге — и самым про­да­ва­е­мым. Писа­тель­ни­ца счи­та­ла рабо­ту над кни­гой одной из самых слож­ных в карье­ре. Поз­же Кри­сти пере­де­ла­ла роман в пье­су, а так­же изме­ни­ла тра­гич­ный финал на более опти­ми­стич­ный. В США кни­га вышла под назва­ни­ем «И нико­го не стало».

Писа­тель­ни­ца так отзы­ва­лась о про­из­ве­де­нии в автобиографии:

«Я напи­са­ла „Десять негри­тят“, пото­му что меня увлек­ла идея: выстро­ить сюжет так, что­бы десять смер­тей не пока­за­лись неправ­до­по­доб­ны­ми и убий­цу было труд­но вычис­лить. Напи­са­нию кни­ги пред­ше­ство­вал дли­тель­ный пери­од мучи­тель­но­го обду­мы­ва­ния, но то, что в кон­це кон­цов вышло, мне понра­ви­лось. Исто­рия полу­чи­лась ясной, логич­ной и в то же вре­мя зага­доч­ной, при этом она име­ла абсо­лют­но разум­ную раз­вяз­ку: в эпи­ло­ге всё разъяснялось».

«Десять негри­тят» экра­ни­зи­ро­ва­ли восемь раз. Пер­вая вер­сия вышла в 1945 году под назва­ни­ем «И не оста­лось нико­го», её снял фран­цуз­ский режис­сёр Рене Клер. Затем было ещё несколь­ко экра­ни­за­ций, в том чис­ле с попу­ляр­ным в СССР шан­со­нье Шар­лем Азна­ву­ром. Одна­ко созда­те­ли этих филь­мов ори­ен­ти­ро­ва­лись на пье­су — никто не решал­ся пере­не­сти на экран ори­ги­наль­ную мрач­ную кон­цов­ку и непо­лит­кор­рект­ное назва­ние. За исклю­че­ни­ем Ста­ни­сла­ва Говорухина.


Презренный жанр

Уди­ви­тель­но, но Гово­ру­хин, сняв­ший одну из луч­ших экра­ни­за­ций Ага­ты Кри­сти, при­зна­вал­ся, что на дух не пере­но­сит её про­из­ве­де­ния. Един­ствен­ным исклю­че­ни­ем ста­ли «Десять негри­тят». Идея снять фильм по это­му рома­ну при­шла к Ста­ни­сла­ву Сер­ге­е­ви­чу ещё в моло­до­сти. Одна­ко совет­ские чинов­ни­ки в то вре­мя не жало­ва­ли запад­ные детек­ти­вы, и никто не соби­рал­ся давать доб­ро моло­до­му режиссёру.

В сере­дине 1980‑х годов к вла­сти при­шёл Миха­ил Гор­ба­чёв, нача­лась пере­строй­ка. Цен­зу­ра посте­пен­но ослаб­ла, и Гово­ру­хин смог снять кар­ти­ну по сво­е­му усмот­ре­нию. До это­го режис­сёр создал куль­то­вые «Место встре­чи изме­нить нель­зя» и «Пира­ты ХХ века», нагляд­но пока­зав­шие, что ему по пле­чу филь­мы на серьёз­ные темы.

Извест­но, что Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич не про­во­дил про­бы — у него был гото­вый спи­сок, куда вошли звёз­ды совет­ско­го кино: Миха­ил Глуз­ский, Вла­ди­мир Зель­дин, Алек­сандр Абду­лов, Алек­сандр Кай­да­нов­ский и мно­гие дру­гие. Одна­ко не все хоте­ли сни­мать­ся в детек­ти­ве. Так, Кай­да­нов­ский не скры­вал, что согла­сил­ся толь­ко из-за денег — пря­мо как его герой Филипп Лом­бард, согла­сив­ший­ся на аван­тю­ру из-за финан­со­вых труд­но­стей. И напро­тив, Абду­лов, меч­тав­ший о круп­ной роли у Гово­ру­хи­на, в ито­ге сыг­рал Энто­ни Мар­сто­на, кото­рый поги­ба­ет в нача­ле филь­ма. Поз­же актёр инте­ре­со­вал­ся у кол­лег, кто убий­ца. Ока­зы­ва­ет­ся, Абду­лов про­чи­тал толь­ко ту часть сце­на­рия, где при­сут­ство­вал его персонаж.

Кадр из филь­ма. Источ­ник: kinopoisk.ru

Роль Веры Клей­сорн мог­ла испол­нить Вера Гла­го­ле­ва, но её заме­ни­ла Татья­на Дру­бич — жена режис­сё­ра Сер­гея Соло­вьё­ва, кото­рая парал­лель­но сни­ма­лась с Гово­ру­хи­ным в «Ассе». Ста­ни­сла­ву Сер­ге­е­ви­чу пока­за­лось, что Дру­бич боль­ше похо­жа на англичанку.

Пере­не­сти атмо­сфе­ру чопор­ной Англии в СССР 1980‑х годов было слож­ной зада­чей. Роль Негри­тян­ско­го ост­ро­ва «испол­нил» Крым. Сни­ма­ли в раз­лич­ных местах: инте­рьер­ные съём­ки про­хо­ди­ли в Ворон­цов­ском двор­це в Алуп­ке и частич­но в Ялте. Замок созда­ли на осно­ве Ласточ­ки­но­го гнез­да — псев­до­го­ти­че­ско­го зам­ка на отвес­ной 40-мет­ро­вой ска­ле мыса Ай-Тодор. Для съё­мок его внеш­ний вид пре­об­ра­зи­ли для наи­боль­ше­го соот­вет­ствия рома­ну. Про­фес­си­о­наль­ные аль­пи­ни­сты уста­но­ви­ли фанер­ные деко­ра­ции, ими­ти­ру­ю­щие англий­ский стиль. Из-за пло­хой пого­ды их посто­ян­но сры­вал ветер, но свою роль они выпол­ня­ли хорошо.

Кадр из филь­ма — пре­об­ра­жён­ное Ласточ­ки­но гнез­до. Источ­ник: kinopoisk.ru

В нача­ле филь­ма мож­но уви­деть общий план ост­ро­ва — на самом деле в кад­ре макет, поме­щён­ный в бассейн.

Кад­ры, где герои под­ни­ма­ют­ся по камен­ной лест­ни­це в особ­няк Оуэна, сня­ли на ска­ле Дива в Симеизе.

Над лен­той рабо­та­ли после тури­сти­че­ско­го сезо­на, в кон­це осе­ни и нача­ле зимы. Съём­ки на ули­це порой были непри­ят­ны­ми. Осо­бен­но это каса­лось сце­ны, где Вера уби­ва­ет Лом­бар­да: из-за низ­кой тем­пе­ра­ту­ры и штор­ма актри­са силь­но замерзла.

Самым тяжё­лым ока­за­лось дру­гое испы­та­ние. Во вре­мя эпи­зо­да само­убий­ства Клей­сорн, испол­ня­ю­щая её роль Татья­на Дру­бич едва не погиб­ла от уду­шья. Несчаст­ный слу­чай уда­лось предот­вра­тить лишь бла­го­да­ря вни­ма­тель­но­сти доче­ри Татья­ны, кото­рая заме­ти­ла неладное.

Татья­на Дру­бич. Источ­ник: kinopoisk.ru

Слу­ча­лись и тра­ги­ко­ми­че­ские ситу­а­ции. Алек­сей Золот­ниц­кий, испол­нив­ший роль дво­рец­ко­го Тома­са Род­жер­са, напу­гал тури­стов, когда те уви­де­ли актё­ра «мёрт­вым». Осо­бую пикант­ность ситу­а­ции при­дал топор, изма­зан­ный бута­фор­ской кро­вью. Поз­же съё­моч­ная груп­па дол­го обща­лась с милиционерами.

Гово­ру­хин не слиш­ком стро­го кон­тро­ли­ро­вал съём­ки: он мог раз­дать зада­чи актё­рам и опе­ра­то­рам, а потом уйти играть в шах­ма­ты с асси­стен­том. К тому же парал­лель­но Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич сни­мал­ся в «Ассе». Одна­жды место режис­сё­ра заня­ла актри­са Люд­ми­ла Мак­са­ко­ва, кото­рая само­сто­я­тель­но сня­ла неболь­шой эпи­зод. Гово­ру­хин остал­ся дово­лен результатом.

На съём­ках «Деся­ти негри­тят». Источ­ник: kinopoisk.ru

Вооб­ще, созда­те­ли под­хо­ди­ли к филь­му кре­а­тив­но. Для эпи­зо­да из кош­мар­но­го сна Лом­бар­да, когда из воды на него напа­да­ет тем­но­ко­жий чело­век, при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ную ката­пуль­ту, кото­рая раз­ме­ща­лась под водой. В нуж­ный момент устрой­ство сра­ба­ты­ва­ло, и кас­ка­дёр Вла­ди­мир Жари­ков взмы­вал перед Кайдановским.

Отно­ше­ния на пло­щад­ке не все­гда скла­ды­ва­лась глад­ко. Гово­ру­хин, напри­мер, не воз­ра­жал про­тив импро­ви­за­ции, но Миха­ил Глуз­ский был сто­рон­ни­ком ста­рой шко­лы и ему не нра­ви­лось отступ­ле­ние от сюже­та. Осо­бен­но силь­но от это­го стра­дал Вла­ди­мир Зель­дин, кото­рый из-за боль­шой заня­то­сти не все­гда успе­вал выучить реплики.

Гово­ру­хин о филь­ме говорил:

«Это пер­вый совет­ский трил­лер. В отли­чие от запад­ных (я их тер­петь не могу) здесь нет пото­ков кро­ви, никто ни за кем не гоня­ет­ся с топо­ром, нет изуро­до­ван­ных искус­ным гри­мом лиц, нет вам­пи­ров, чудо­вищ. Тем не менее напря­же­ние воз­рас­та­ет с каж­дой мину­той, страх, живот­ный страх, про­ни­ка­ет во все поры зри­те­ля… Для меня это было режис­сёр­ское упраж­не­ние: наг­не­сти атмо­сфе­ру жут­ко­го стра­ха мини­маль­ны­ми сред­ства­ми, без внеш­них эффек­тов… Мно­го лет я счи­тал „Десять негри­тят“ луч­шей сво­ей режис­сёр­ской работой».


Загадка

Оте­че­ствен­ные и запад­ные кри­ти­ки счи­та­ют «Десять негри­тят» одной из луч­ших кино­адап­та­ций рома­на Ага­ты Кри­сти. Чем уни­каль­на рабо­та Гово­ру­хи­на для совет­ско­го кинематографа?

«Десять негри­тят» — пер­вый насто­я­щий совет­ский трил­лер, сня­тый почти без цен­зу­ры. Его сек­рет не толь­ко в про­фес­си­о­наль­ном нагне­та­нии саспен­са, но и в доволь­но жесто­ких сце­нах смер­ти. В этом плане лен­та силь­но отли­ча­лась от при­выч­ных совет­ских детек­ти­вов. Отрав­ле­ние Энто­ни Мар­сто­на и само­убий­ство Веры Клей­сорн — одни из самых жут­ких эпи­зо­дов все­го совет­ско­го кино.

Часто кри­ти­ки отме­ча­ют, что рабо­ту Гово­ру­хи­на мож­но счи­тать при­ме­ром оте­че­ствен­но­го хор­ро­ра: эле­мен­тов ужа­са здесь не мень­ше, чем детек­тив­ных зага­док. Ско­рее все­го, они и дали тот самый эффект, кото­рый при­влёк неиз­ба­ло­ван­ных совет­ских зри­те­лей в кинотеатры.

Рево­лю­ци­он­ной для пури­тан­ско­го совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа была эро­ти­че­ская сце­на меж­ду геро­я­ми Кай­да­нов­ско­го и Дру­бич. По сво­ей сути, она пред­став­ля­ла собой изна­си­ло­ва­ние пси­хи­че­ски сло­ман­ной девуш­ки. Пред­ста­вить подоб­ный эпи­зод в лен­тах более ран­них лет было невозможно.

Одна­ко глав­ным вопро­сом, свя­зан­ным с филь­мом, ста­ла слож­ная загад­ка: кто же этот таин­ствен­ный убий­ца, так лихо рас­прав­ля­ю­щий­ся с гостя­ми острова?

«Десять негри­тят» ждал фено­ме­наль­ный успех. Несмот­ря на то что чинов­ни­ки упре­ка­ли Гово­ру­хи­на в безы­дей­но­сти, кар­ти­ну за год посмот­ре­ли 33 мил­ли­о­на зри­те­лей, а наи­бо­лее впе­чат­ли­тель­ные ходи­ли на фильм несколь­ко раз.


Читай­те так­же «Народ­ный мсти­тель из девя­но­стых. Кто вдох­но­вил Гово­ру­хи­на на «Воро­ши­лов­ско­го стрелка»?

Поделиться