«Вчера рубеж новатора — сегодня рабочая норма» — такие лозунги можно увидеть на советских плакатах. Эти строки связаны с деятельностью тех самых новаторов и ударников, которых в СССР в честь шахтёра Алексея Григорьевича Стаханова именовали «стахановцами». В ночь с 30 на 31 августа 1935 года он добыл за смену 102 тонны угля при норме в семь тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн. Это положило начало стахановскому движению по всему Советскому союзу. Помимо материальных благ эти люди получали почёт и уважение всей страны, а их образы запечатлели советские художники, работы которых и собраны в этой статье.
«Стахановцы». Александр Дейнека. 1937 год
Картина Александра Дейнеки «Стахановцы» является ярким примером работы, посвящённой передовиками СССР. На первом плане картины гордым шагом идут герои труда — стахановцы. При этом Дейнека подчёркивает интернациональный состав группы: на полотне представлены многие жители Советских республик.
Примечательно, что автор «достроил» здание Дворца Советов. Это был грандиозный проект — 500-метровое здание, увенчанное статуей Ленина. Дворец Советов должен был располагаться на месте Храма Христа Спасителя, но из-за войны стройка прервалась. Здание так и не было возведено.
«Метростроевка со сверлом». Александр Самохвалов. 1937 год
Не только мужчины, но и женщины могли стать передовиками производства. Одной из важнейших строек в 1930‑е годы стало строительство метрополитена в Москве, который был открыт 15 мая 1935 года.
Кстати, первым пассажиром метро стал также герой труда завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, который купил 15 мая 1935 года в кассе открывшейся станции «Сокольники» билет № 1 серии «А».
«Метростроевка у бетоньерки». Александр Самохвалов. 1937 год
Вернёмся к картинам. Эти работы написаны Самохваловым в рамках цикла, посвященного «героиням труда и спорта» — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреалистического, почти «мифологического» обаяния. Это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Помимо «Метростроевки» Самохвалов написал также работы «Ткачка» (1930 год), «Осоавиахимовка» (1932 год), «С лопатой» (1934 год), «У бетоньерки» (1934 год), «У лебёдки» (1934 год).
Художник был увлечён творчеством Микеланджело. Он видел в нём «величайшего художника-революционера, осуществившего в своих произведениях идеал демократии — гармонию мощи духовной с мощью тела». Эта заинтересованность видна и на данных произведениях. Ориентация на классические образцы заметна в фигуре метростроевки, в её гордой, напряжённой позе и эффектном выполнении драпировки.
Его коллега, художник Дейнека, охарактеризовал картину так:
«Она, как богиня, и всё-таки она наша, русская девчонка».
«Групповой портрет стахановцев автозавода им. И. В. Сталина». Александр Осмёркин. 1949 год
Работа Александра Александровича Осмёркина одна из немногих в его творчестве посвящена рабочему классу. Участник «Бубнового валета» Осмёркин закончил картину в 1949 году, она сделана в рамках социалистического реализма. На полотне развеваются красные флаги, на фоне стоит большой бюст Сталина, а впереди — почётные работники-передовики. Справедливости ради стоит отметить, что Комитет Всесоюзной художественной выставки работу не принял. В конце 1940‑х годов Осмёркина обвинили в пропаганде формализма и западных творческих веяний, после чего он был вынужден прекратить преподавать и участвовать в художественных выставках.
Сам художник всю жизнь искал свой жанр, поэтому его работы совершенно отличны друг от друга, что доказывает его профессиональное мастерство. Он писал:
«Я проделал весь путь аналитических исканий в живописи. Здесь были и импрессионизм, и кубизм, и т.д. В искании синтеза в том время, особенно с 1923-го, стал для меня центром Поль Сезанн».
Александр Дейнека так описывал Александра Осмёркина:
«Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого „делячества“, беззаветно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве».
«Излечивался от „болезни левизны“», — именно такими словами впоследствии скажет о себе Осмёркин.
«Стахановец в доме отдыха в Сочи». Генрих Фогелер. 1938 год
Картина немецкого художника Генриха Фогелера, который в 1931 году переехал в СССР, «Стахановец в доме отдыха в Сочи» показывает нам, как рабочий-ударник проводит отпуск. Практика выдачи путёвок стахановцам была одним из методов вдохновить рабочих на подвиги.
Художник передаёт нам гордый вид рабочего-труженика, подчёркивая его близость с рабочим классом одеждой: рабочей курткой и кепкой. Стоит отметить, что это не единственная картина художника-коммуниста Фогелера, посвящённая рабочему движению. У него также есть работы «Сплавщики», «Машина-рубанок на лыжной фабрике».
Биография автора довольна интересна. Ещё во время Первой мировой войны живописец критикует политику Германии и пишет письмо кайзеру под названием «Сказка о любимом боге». За это Фогелера увольняют с военной службы и помещают в психиатрическую больницу, которую, впрочем, он покидает и создаёт в Баркенхоффе (художественная студия в Ворпсведе) рабочую коммуну — общественный проект с христианско-коммунистическими чертами. Из-за разногласий её членов она распадается.
После прихода нацистов к власти Фогелер, член Коммунистической партии Германии с 1929 года, покидает родину и приезжает в СССР. В 1941 году его как немца депортировали в Казахстан, но и здесь его ждали серьёзные испытания. Дело в том, что 69-летнему Фогелеру, как политическому эмигранту полагалась пенсия в размере двухсот рублей, но из-за ошибки местных властей он её не получал. Тогда старый художник был вынужден отправиться на земляные работы.
В 1941–1942 годах Фогелер писал:
«1941, октябрь. Сильная вьюга. Я и ещё девять москвичей на строительстве плотины. Работать плохо. Шторм. Роем котлован в глинистом грунте. Размеры котлована 9×5 метров. Начали работу в 10 часов 30 минут. Закончили в 11 часов 30 минут. За работу получили по килограмму хлеба.
10 ноября. На плотине работал с 10 до 11 часов 30 минут и с 2 до 3.30 минут. Получил 600 граммов хлеба.
13 ноября. Работал с ломом на плотине с 10 часов до 2.30.
12 декабря. Вот уже около месяца я без денег. Мое положение ужасно. Один человек, которого я почитаю за богача, одолжил мне 13 рублей 50 копеек. В качестве врача работает лиза, юная симпатичная студентка, которая не имеет опыта лечения человеческого организма.
13 декабря. Мои старые добрые очки. Они пропали в поезде. Несколько утешают меня другие, но они для близкого чтения. Только они могут оказать мне помощь, если я хочу писать. Я пишу и рисую картины битвы. Это действует на настроение немецких солдат, открывает им глаза на правду, направляет их взгляды против убийцы — гитлера и заставляет думать о спасении германии перед её закатом.
1 февраля 1942 года. Моей пенсии всё ещё нет…»
Такая работа в условиях суровой зимы Казахстана ещё и без спецодежды, повлияла на самочувствие художника. Вскоре он заболел. Вещи, которые можно было обменять на еду, закончились. Он начал попрошайничать. В начале мая из Москвы пришёл денежный перевод от друзей — так художник смог раздать долги. А 14 июня 1942 года его не стало.
«Портрет Макара Мазая». Неизвестный художник
Одним из знаменитых передовиков, помимо Стаханова, Бусыгина, Гудова, Кривоноса, Виноградовой, был сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича — Макар Никитович Мазай. Именно он в 1936 году стал зачинателем скоростного сталеварения. Он предложил углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена — это позволило помещать больше материала в печь для переработки.
В октябре 1936 года Макар Мазай установил рекорд по съёму стали с квадратного метра пода печи — 15 тонн за 6 часов 30 минут. После этого его методы работы распространились по всей стране. Во время Великой Отечественной войны стахановец не успел эвакуироваться и остался в оккупированном Мариуполе. За отказ сотрудничать с немцами в 1941 году его расстреляли.
«Рабочий-новатор». Юрий Белов. 1954 год
Дипломная работа Юрия Владимировича Белова «Рабочий-новатор» показывает нам знакомую фигуру с совершенно новой стороны. Белов изображает стахановца не с инструментами, работающего на заводе, а человека, занятого умственным трудом.
Именно стахановцы стали образцом новаторов социалистического производства в СССР. Следовательно, должны были внедрять новые методы работы для улучшения результатов труда. Так, в пленуме ЦК ВКП (б) от декабря 1935 года подчёркнута связь развития транспорта и промышленности со Стахановским движением:
«Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих».
По решению Декабрьского пленума ЦК ВКП (б) была организована широкая сеть производственно-технического обучения, для передовиков созданы курсы мастеров социалистического труда. На отраслевых производственно-технических конференциях 1936 года пересмотрели проектные мощности предприятий и повысили нормы выработки.
Во время Великой Отечественной войны творческая инициатива рабочих-стахановцев проявилась с новой силой. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства.
«Портрет Бусыгина». Неизвестный художник. 1930‑е годы
Произведение неизвестного художника, посвящённое Александру Харитоновичу Бусыгину, кузнецу Горьковского автомобильного завода, герою труда. Он автор знаменитого высказывания:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
Эту фразу он сказал после того, как представители Генри Форда передали ему приглашение на завод в Детройт, обещая платить золотом.
Вообще, Бусыгин в своё время был популярен также, как и Алексей Стаханов. Свой трудовой путь Александр начал на гигантской стройке — трудился на возведении Горьковского автомобильного завода. Впоследствии он и остался на этом заводе, но уже в кузнечном цеху. Первый рекорд Бусыгин поставил в 1935 году. Его бригада почти в полтора раза превысила план, переплюнув фордовских специалистов. Передовика ждали награды, слава и почёт.
«Стахановец С. Х. Рассоха». Андрей Барановский. 1950 год
Картина художника Андрея Яковлевича Барановского, посвящённая стахановскому движению — типичный пример социалистического реализма. Художник старался передать, какое значение для Советского государства имеет рабочее движение. Например, в изображении автор не зря продемонстрировал трубку в руке рабочего: это была недешёвая вещь, а раз рабочий-передовик мог себе её позволить, значит, стахановцы получали гораздо больше обычных рабочих. Но также Барановский изобразил и обычные атрибуты рабочего, например, фуражку и куртку.
«Портрет сталевара Ф. И. Коновалова». Иосиф Серебряный. 1949 год
Ярким представителем Стахановского движения был Фёдор Ильич Коновалов — сталевар ленинградского Кировского завода, передовой производственник. Художник Иосиф Александрович Серебряный был вдохновлён «производственной» тематикой: образ рабочего часто появлялся на его полотнах. Портрет сталевара понравился критикам. Так Леонид Зингер в книге «Советская портретная живопись 1930‑х — конца 1950‑х годов» называет психологически выразительный портрет сталевара Кировского завода одним из лучших в творчестве художника.
Свои отметки по работе оставит искусствовед Анатолий Дмитриенко:
«„Портрет Ф. И. Коновалова“ не единственный случай обращения художника к тому, что именовалось производственной тематикой, но в пределах, казалось бы, привычных типов автор всегда стремился выявить индивидуальность своей модели».
«Портрет плавильщика завода „Красный выборжец“ Ф. Д. Безуглова» Иосиф Серебряный. 1960 год
Следующей работой Серебряного в нашей подборке станет портрет плавильщика Фёдора Безуглова. Работа была представлена на выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее в 1960 году. В том же году Портрет Безуглова экспонировался в Москве на Первой Республиканской художественной выставке «Советская Россия».
Сам художник так описывал рождение замысла портрета:
«Было это так: бродил я по цехам завода „Красный выборжец“, приглядываясь к людям, к их труду. Заглянул и в электролитный цех. И остановился, поражённый открывшимся зрелищем: в печи бушевало пламя, вспышками зарниц отражаясь на стенах цеха. Они освещали и фигуру рабочего-плавильщика. Напряжённое, сосредоточенное лицо, мускулистые руки, сила и уверенность как бы разлиты по всему телу. И здесь произошло то, что в жизни называют „любовью с первого взгляда“. Я был пленён этим человеком, будущим героем своей картины. Мысленно увидел я её композицию, почувствовал, что и как хочу сказать».
Но только случайное стечение обстоятельств позволили автору полностью создать образ окончательного произведения. Так, Серебряный вспоминал:
«Безуглов у меня тоже не сразу получился. Я долго ходил за ним, присматривался. Однажды он повернулся вполоборота, бросил какую-то озорную реплику крановщице, и вдруг всё озарилось по-новому, всё стало красивее, полнее, содержательнее».
По мнению исследовательницы творчества автора Ирины Никифоровской художник посредством этого произведения «поднялся до наиболее яркого воплощения своих творческих возможностей в русле традиционного реализма». Сначала работа кажется похожей на другие портреты рабочих в производственной обстановке: цех, расплавленный металл, рабочий в спецодежде…
«Но чем больше вглядываешься в портрет, тем острее чувствуешь и понимаешь, что нет в нём ни привкуса шаблонной героизации, ни равнодушной репортажной фиксации рабочих атрибутов. Перед нами — человек, по-настоящему красивый силой своей, благородной осанкой, чувством собственного достоинства».
Портрет Безуглова отличается от прежних работ художника. Серебряный смог изобразить человека, вобравшего в себя лучшие черты рабочего — героя своего времени.
Читайте также «От комсомола до измены: советская повседневность в картинах Сергея Григорьева».