Эхо Му: «Всё, что не успел сказать ты — давно уже сказал я»

В 2021 году груп­па «Зву­ки Му» пре­кра­ти­ла суще­ство­ва­ние. Никто и не думал, что груп­па, раз­дро­бив­ша­я­ся на оскол­ки уже мно­го лет назад, вдруг рас­па­дёт­ся. 25 мар­та тра­ги­че­ски погиб соос­но­ва­тель кол­лек­ти­ва Алек­сандр Лип­ниц­кий. 15 июля после трёх недель комы из-за коро­на­ви­ру­са умер фронт­мен Пётр Мамонов.

Пётр Мамо­нов и Алек­сандр Липницкий

Эти два собы­тия раз­де­ли­ло день рож­де­ния Мамо­но­ва — 14 апре­ля ему испол­ни­лось 70 лет. Риск­ну пред­по­ло­жить, что с того само­го момен­та, как Пётр Нико­ла­е­вич попал в реани­ма­цию, каж­дый жур­на­лист, напи­сав­ший текст в честь юби­ля­ра, опа­сал­ся одно­го и того же раз­ви­тия собы­тий. Не удив­люсь, если най­дёт­ся ещё один-дру­гой некро­лог, начи­на­ю­щий­ся с тако­го же пред­по­ло­же­ния. К сожа­ле­нию, так и про­изо­шло — недав­ние оды в честь Мамо­но­ва теперь напо­ми­на­ют неволь­ные преж­де­вре­мен­ные прощания.

Одна­ко про­ща­ние дело более дели­кат­ное: если тек­сты, празд­ну­ю­щие сто­ит писать, попут­но слу­шая «Досу­ги-Буги» или «Серо­го голу­бя», то про­ща­ния под «Лифт на небо», «Цве­ты на ого­ро­де» или «Хоро­шую пес­ню» — неспеш­ные и прак­ти­че­ски транс­пор­ти­ру­ю­щие в транс­цен­дент­ное состо­я­ние. Эти пес­ни — хоро­ший саунд­трек для меди­та­тив­но­го повест­во­ва­ния и углуб­ле­ния в биографию.

Одна­ко, я думаю, что пере­ска­зы­вать жизнь тако­го слож­но­го чело­ве­ка дело заве­до­мо про­па­щее: важ­ные собы­тия из био­гра­фии обму­со­лят новост­ные сай­ты, а пытать­ся разо­брать­ся в хит­ро­спле­те­ни­ях мамо­нов­ско­го пути может решить­ся толь­ко безу­мец, счи­та­ю­щий, что жизнь или смерть мож­но адек­ват­но уло­жить в бук­вы. Луч­ше и, навер­ное, важ­нее напом­нить, что пода­рил Мамо­нов (и «Зву­ки Му») оте­че­ствен­ной куль­ту­ре, и поче­му он до сих пор оста­ёт­ся непре­взой­дён­ным в сво­ём деле. Хотя уло­жить в бук­вы твор­че­ство ещё труд­нее. Тем более твор­че­ство почив­ше­го, кото­рое часто ста­ра­лось выпрыг­нуть из любых алфа­вит­ных стро­е­ний. А поэто­му я попро­бую зай­ти изда­ле­ка. Буквально.


Мне 26 лет и всё это вре­мя я живу в род­ном Вла­ди­во­сто­ке. Мно­гое, что вос­при­ни­ма­ет­ся повсе­днев­ным для Моск­вы или Пите­ра, здесь все­гда вос­при­ни­ма­лось из ряда вон выхо­дя­щим. Увы, чаще все­го «из ряда вон» не слу­ча­ет­ся и мно­гие собы­тия, частью кото­рых хоте­лось бы стать, так и оста­ют­ся бес­ко­неч­но далё­ки­ми. Таким собы­ти­ем были и оста­лись «Зву­ки Му». Я не успел попасть ни на один кон­церт фор­ма­ций этой груп­пы — не уда­лось мне побы­вать что на «Совер­шен­но новых Зву­ках Му» Мамо­но­ва, что на «Отзву­ках Му» Липницкого.

Оче­вид­но, я не попал и на сами «Зву­ки Му» — когда Мамо­нов гор­ла­нил пес­ни на леген­дар­ном кон­цер­те во Вла­ди­во­сто­ке в 1987 году, никто пока меня делать точ­но не соби­рал­ся, да и роди­те­ли на кон­церт, к сожа­ле­нию, не схо­ди­ли — жаль, был бы повод стро­ить леген­ду в школь­ные годы заба­вы ради, что меня назва­ли в том чис­ле в честь вели­ко­го артиста.

Впро­чем, назвать всё рав­но побо­я­лись бы — какой бы роди­тель в здра­вом уме решил­ся назвать ребён­ка в честь Мамо­но­ва доре­ли­ги­оз­но­го пери­о­да? Всё-таки речь не про кон­церт интел­ли­ген­та Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва. Я неод­но­крат­но слы­шал исто­рии о том, как поко­ле­ние трид­ца­ти­лет­них (и стар­ше) в вось­ми­де­ся­тые пона­ча­лу не при­ни­ма­ло «Зву­ки Му».

Прав­да это или нет судить не мне, но поче­му-то неслож­но пред­ста­вить, что доля исти­ны здесь точ­но зары­та: груп­па во гла­ве с дол­го­вя­зым, буд­то сбе­жав­шим из сред­не­ве­ко­вья Мамо­но­вым, не мог­ла не казать­ся чем-то дей­стви­тель­но опас­ным на фоне прак­ти­че­ски все­го осталь­но­го «мейн­стри­мно­го» рус­ско­го рока.

«Мамо­нов и Алек­сей». Фото­граф Игорь Мухин. 1988 год

Для осо­бо тра­ди­ци­он­ных граж­дан Совет­ско­го Сою­за пес­ни Мамо­но­ва оли­це­тво­ря­ли все кри­ти­ку­е­мые совет­ской идео­ло­ги­ей гре­хи рок-н-рол­ла — без­от­вет­ствен­ность, дур­ное вли­я­ние и про­па­ган­ду «чуж­до­го» обра­за жиз­ни. Да и сам Мамо­нов в послед­нем интер­вью говорил:

«Мы раз­ру­ша­ли эту систе­му, эту стра­ну, в част­но­сти [раз­ру­шил] я. То, что я делал на сцене, — это было впря­мую destruction [Совет­ско­го Союза]».

На этом фоне может пока­зать­ся даже забав­ным, как под одним раз­мы­тым тер­ми­ном «рус­ский рок» бок о бок суще­ство­ва­ли такие раз­ные арти­сты. Вро­де темы пере­кли­ка­лись у мно­гих: пели и про Рос­сию, и про абсурд совет­ско­го быта, и про секс, и про смерть. Да и не ска­зать, что пели одинаково.

«Зву­ки Му» тем не менее умуд­ря­лись отли­чить­ся сре­ди мно­го­об­ра­зия рус­ско­го рока: если Рос­сия, то не интел­ли­гент­ская, а поту­сто­рон­няя, не бар­дов­ская, а пороч­ная, не пате­тич­ная-интел­ли­гент­ская, а вывер­ну­тая наизнан­ку и гал­лю­ци­но­ген­ная. Если секс, то не мала­холь­ный и сму­щён­ный, а тра­ги­ко­мич­ный, с под­би­тым эро­сом, но всё ещё сохра­ня­ю­щий при­зрак стра­сти. Если окру­жа­ю­щий абсурд, то без про­ти­во­по­став­ле­ния «я — обще­ство», а боль­ше про «я = обще­ство». Если пели о смер­ти, то не пате­ти­че­ски опи­сы­вая про­цес­сию, а иро­ни­че­ски, чуть ли не на язы­ке суд­мед­экс­пер­та. «Зву­ки Му» — это, без­услов­но, тот самый слу­чай, когда важ­но не «что», а «как».

Все эти впе­чат­ле­ния, конеч­но, про­из­во­ди­ли не толь­ко тек­сты Мамо­но­ва, но в первую оче­редь музы­ка груп­пы. Пока мно­гие рус­ские музы­кан­ты копи­ро­ва­ли напе­ре­бой «новую вол­ну», ста­ра­ясь адап­ти­ро­вать её под окру­жа­ю­щие реа­лии, «Зву­ки Му» уже изоб­ре­ли соб­ствен­ный, сугу­бо рус­ский вари­ант арт-рока (или, ско­рее, арт-рок-н-ролла).

Уди­ви­тель­ная смесь хлёст­ких, завод­ных и почти блат­ных песен и хит­ро­спле­тён­но­го музы­каль­но­го орна­мен­та во мно­гом была след­стви­ем тан­де­ма Мамо­но­ва и Лип­ниц­ко­го. Хотя оба осно­ва­те­ля «Зву­ков Му» роди­лись в интел­ли­гент­ных семьях и жили непо­да­лё­ку друг от дру­га, их взрос­ле­ние ощу­ти­мо раз­ли­ча­лось. Как писал био­граф груп­пы Сер­гей Гурьев:

«Мамо­нов рос в том же мос­ков­ском дво­ре близ Труб­ной пло­ща­ди, что и Вла­ди­мир Высоц­кий. Его окрест­но­сти — Хит­ров рынок, Косой пере­улок и т. п. — исста­ри счи­та­лись самым блат­ным, хули­ган­ским рай­о­ном сто­ли­цы, её кри­ми­наль­ным цен­тром с соот­вет­ству­ю­щей энергетикой».

И хотя из шко­лы обо­их выгна­ли почти одно­вре­мен­но (Мамо­но­ва за дивер­сию со взры­вом в каби­не­те химии, а Лип­ниц­ко­го за небез­от­вет­ную зве­ри­ную нена­висть к педа­го­гу по мате­ма­ти­ке), надо ли гово­рить, какая из этих при­чин более вес­кая? Да и потом, имен­но о вызы­ва­ю­щем пове­де­нии Мамо­но­ва ходи­ли леген­ды, тогда как Лип­ниц­кий в лето­пи­си «Зву­ков Му» всё же закре­пил­ся в обра­зе дипло­ма­та груп­пы. Раз­ни­ца тем­пе­ра­мен­тов, кажет­ся, ска­зы­ва­лась и в их отно­ше­нии к рабо­те: Лип­ниц­кий с голо­вой ушёл в анти­квар­ный биз­нес, тогда как Мамо­нов с финан­со­вы­ми вопро­са­ми был явно не в ладах.

Есть соблазн спро­еци­ро­вать про­дол­же­ние их «инь-янь» отно­ше­ний на музы­ку груп­пы, то слож­но пред­ста­вить, что пер­вые слу­ша­те­ли Мамо­но­ва, кото­рые позна­ко­ми­лись с зачат­ком буду­ще­го репер­ту­а­ра «Зву­ков Му» через его испол­не­ние Мамо­но­вым на гита­ре, мог­ли хотя бы помыс­лить, что эти пес­ни вырас­тут из трёх­ак­кор­до­вых быто­вых скет­чей в арт-рок. Эта транс­фор­ма­ция, без­услов­но, резуль­тат кол­лек­тив­ной рабо­ты, несмот­ря на инди­ви­ду­а­лист­ский тем­пе­ра­мент фронт­ме­на. Бес­но­ва­тость Мамо­но­ва сце­пи­лась с дис­ци­пли­ной Лип­ниц­ко­го. Резуль­тат — уни­каль­ная в исто­рии рус­ско­го рока смесь залих­ват­ско­го рок-н-рол­ла и кор­сет­но­го арт-рока.

Что инте­рес­но — при всех тех­ни­че­ских и худо­же­ствен­ных видо­из­ме­не­ни­ях изна­чаль­но про­стых песен, они так и оста­лись весё­лы­ми, драй­во­вы­ми, тан­це­валь­ны­ми. Это был арт-рок, но не раз­ду­тый до фан­тас­ма­го­рии, а сохра­ня­ю­щий чело­ве­че­ское лицо. Или, по край­ней мере, сохра­ня­ю­щий лицо чело­ве­ка, кото­рый и сам изо всех сил пыта­ет­ся это лицо сохра­нить. Ску­пость тех­ни­че­ско­го инстру­мен­та­рия вось­ми­де­ся­тых «Зву­ки Му» поста­ви­ли себе на поль­зу — если мно­гие груп­пы той поры впо­след­ствии оправ­ды­ва­ли либо свою вто­рич­ность, либо низ­кое каче­ство запи­си отсут­стви­ем нор­маль­ной инфра­струк­ту­ры и аппа­ра­ту­ры, то груп­па Мамо­но­ва и Лип­ниц­ко­го смог­ла выжать из мини­му­ма максимум.

Нью-вейв, ска, хард-рок — что бы ни игра­ли рус­ские роке­ры, прак­ти­че­ски каж­до­го из них руга­ли за при­мат слов над музы­кой, но нико­гда не «Зву­ков Му». Их музы­ка все­гда ощу­ща­лась авто­ном­ной на фоне слов, что созда­ва­ло осо­бый грув — даже самая аван­гард­ная декла­ма­ция Мамо­но­ва, ложась на упру­гую музы­ку, застав­ля­ла пуб­ли­ку реа­ги­ро­вать телес­но. Воз­мож­но, имен­но поэто­му «Зву­ки Му» с такой лёг­ко­стью впе­чат­ля­ли зару­беж­ную пуб­ли­ку. Рэн­ди Фокс из The Residents отмечал:

«Я все­гда думал, что Евро­па может уди­вить США каки­ми-нибудь иде­я­ми, изыс­ка­ми, но не мог и пред­по­ло­жить, что какая-то груп­па из Рос­сии ока­жет­ся куда более дикой, чем все аме­ри­кан­ские груп­пы, кото­рые я когда-либо видел».

Тео­ре­тик пост­пан­ка Сай­мон Рей­нольдс, хоть и оце­нил груп­пу толь­ко ретро­спек­тив­но, но обна­ру­жил неожи­дан­ное сход­ство меж­ду гру­вом «Зву­ков Му» и Прин­са — мож­но ли пред­ста­вить подоб­ное срав­не­ние в адрес дру­гой совет­ской рок-группы?

И конеч­но же Брай­ан Ино, вели­кий про­дю­сер, попав­ший под дей­ствие чар Мамо­но­ва, а в послед­ствии запи­сав­ший с груп­пой целый аль­бом. После раз­но­гла­сий со сво­и­ми под­опеч­ны­ми Talking Heads, Ино, кажет­ся, при­нял­ся искать аль­тер­на­ти­ву аме­ри­кан­ской груп­пе и нашёл её в «Зву­ках Му». Надо пола­гать, Ино пона­ча­лу сла­бо пред­став­лял, кого или что он нашёл: если Talking Heads были аме­ри­кан­ца­ми из сред­не­го клас­са, экс­плу­а­ти­ру­ю­щи­ми афри­кан­скую и про­чую экзо­ти­ку, то «Зву­ки Му» сами по себе были той ещё экзо­ти­кой. Кон­фликт груп­пы и про­дю­се­ра, кажет­ся, тоже повто­рил­ся — толь­ко ещё более радикально.

Пётр Мамо­нов. Фото­граф Андрей Без­уклад­ни­ков. 1987 год

Что объ­еди­ня­ет всех этих людей так это креп­кая связь с пост­пан­ком: The Residents одна из самых уни­каль­ных групп в аме­ри­кан­ском изво­де жан­ра, Ино рабо­тал с веду­щи­ми арти­ста­ми направ­ле­ния, а спу­стя мно­го лет Рей­нольдс напи­сал про всё это боль­шую кни­гу; нако­нец, все они так или ина­че свя­за­ны со «Зву­ка­ми Му».

Груп­па Мамо­но­ва же свя­за­на с пост­пан­ком тоже не пона­слыш­ке — она не толь­ко обра­зо­ва­лась в тот момент вре­ме­ни, когда рус­ские роке­ры уда­ри­лись в «новую вол­ну», но и ока­за­лась на голо­ву талант­ли­вей кол­лег по цеху. Про неё нель­зя было ска­зать как про «не усту­па­ю­щую англий­ско­му пост­пан­ку». «Зву­ки Му» не были даже экви­ва­лент­ном, они, ско­рее, были одной из луч­ших пост­панк групп вооб­ще. «Арт-рок, сохра­ня­ю­щий лицо чело­ве­ка, кото­рый пыта­ет­ся сохра­нить это самое лицо» — раз­ве нель­зя точ­но так­же опи­сать доб­рую поло­ви­ну пост­панк групп? В дове­сок, Пет­ра Мамо­но­ва не ста­ло в день, когда мог­ло испол­нить­ся 65 лет Иену Кёр­ти­су, лиде­ру хре­сто­ма­тий­ной для жан­ра груп­пы Joy Division.

Встре­ча­ет­ся рас­про­стра­нён­ное мне­ние, что «Зву­ки Му» и были одним Пет­ром Мамо­но­вым. Одна­ко воз­врат Мамо­но­ва к при­ми­тив­ным трём аккор­дам (а то и к двум) после рас­па­да груп­пы застав­ля­ет пред­по­ло­жить, что без Лип­ниц­ко­го (и, конеч­но, без Борт­ни­чу­ка и всех про­чих участ­ни­ков груп­пы) Пётр Нико­ла­е­вич так и про­дол­жил бы играть гро­теск­ные, непри­хот­ли­вые пес­ни под гита­ру. И судя по тому, что в соста­ве «Совер­шен­но новых Зву­ков Му» ске­лет песен Мамо­но­ва сно­ва обрёл грув и бога­тую аран­жи­ров­ку, воз­врат к име­ни груп­пы ассо­ци­и­ро­вал­ся для фронт­ме­на имен­но с таким подходом.

Во мно­гом «Зву­ки Му» были и оста­нут­ся тем, чем хотел бы стать рус­ский рок, но так до кон­ца и не смог: необуз­дан­ным, но интел­лек­ту­аль­ным; рус­ским, но не лубоч­ным; серьёз­ным, но смеш­ным; впи­тав­шим запад­ную музы­ку, но всё ещё оста­ю­щий­ся само­быт­ным и самодостаточным.

Если оте­че­ствен­ный рок 1980‑х годов не поспе­вал за «Зву­ка­ми Му», то, кажет­ся, музы­ка этой груп­пы раз­ра­зи­лась эхом к 2010‑м: стра­на сно­ва вер­ну­лась к уже­сто­че­нию внут­рен­ней поли­ти­ки, и абсур­дист­ский язык Мамо­но­ва ока­зал­ся сло­ва­рём новой дека­ды. Груп­па «ГШ» и «Инту­рист» Евге­ния Гор­бу­но­ва самое пря­мое про­дол­же­ние дела «Зву­ков Му». Оче­вид­но, что для Гор­бу­но­ва собя­нин­ская Москва отра­жа­ет­ся в таком же кри­вом зер­ка­ле, что и Рос­сия вось­ми­де­ся­тых-девя­но­стых для Мамо­но­ва. С фронт­ме­ном «Зву­ков Му» Арте­мий Тро­иц­кий срав­ни­вал Shortparis. Vitamin Youth вооб­ще обя­за­ны Мамо­но­ву всем, и даже запи­са­ли мало чем усту­па­ю­щий ори­ги­на­лу кавер на «Гадо­пя­тикну».

Как и «Зву­ки Му» в своё вре­мя были сло­вом попе­рёк все­го осталь­но­го оте­че­ствен­но­го пост­пан­ка, так и новое поко­ле­ние пере­чис­лен­ных арти­стов, кажет­ся, воз­вра­ща­ет пост­пан­ку его твор­че­скую силу, застав­ляя забы­вать об ане­мич­ных Ploho, «Мол­чат Дома» и подоб­ных им групп. Но, спра­вед­ли­во­сти ради — пока ни один из уче­ни­ков не смог пре­взой­ти учи­те­ля. Как пел сам Мамонов:

«Всё, что не успел ска­зать ты — дав­но уже ска­зал я».


Читай­те так­же «„А мне всё мало“: 10 уни­каль­ных песен Пет­ра Мамонова». 

Поделиться