Советская мультипликация. Фёдор Хитрук

«Вини Пух», «Кани­ку­лы Бони­фа­ция», «Топ­тыж­ка», «Фильм, фильм, фильм» — всё это он: Фёдор Саве­лье­вич Хит­рук. Любовь к искус­ству с ран­не­го дет­ства, пере­езд в Гер­ма­нию, отка­зы «Союз­мульт­филь­ма», пере­во­рот совет­ской ани­ма­ции и леген­дар­ные ленты.

Фёдор Саве­лье­вич Хит­рук и Винни-Пух

Детство

Фёдор Саве­лье­вич Хит­рук родил­ся 1 мая 1917 года в Тве­ри. Семья была рабо­чая: отец — сле­сарь, позд­нее — инже­нер, мама — домо­хо­зяй­ка, трое детей. Малень­кий Хит­рук — маль­чик спо­кой­ный и даже флег­ма­тич­ный, часто боле­ю­щий, рыже­во­ло­сый, с веснушками.

Искус­ство впе­чат­ля­ло Фёдо­ра Саве­лье­ви­ча уже тогда. В пять лет он при­шёл на спек­такль «Алень­кий цве­то­чек», в памя­ти ребён­ка оста­лась сце­на пре­вра­ще­ния уми­ра­ю­ще­го Чуди­ща в пре­крас­но­го молод­ца и пада­ю­щие свер­ху звёз­доч­ки. Пер­вая кни­га, потряс­шая его — восточ­ная прит­ча «Лев и Бык» с иллю­стра­ци­я­ми Вла­ди­ми­ра Лебе­де­ва, по ней он через 60 лет сде­ла­ет свой послед­ний мультфильм.

Кни­га «Лев и Бык» с иллю­стра­ци­я­ми Вла­ди­ми­ра Васи­лье­ви­ча Лебедева
Кадр из мульт­филь­ма «Лев и Бык». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1983 год

В 1924 году семья Хит­ру­ков пере­ез­жа­ет в Моск­ву. Жили на Арбат­ской площади.

В 1925 году Фёдо­ра посвя­ти­ли в пио­не­ры, парал­лель­но рос­ла его любовь к пре­крас­но­му. В их клу­бе часто быва­ли спек­так­ли, на репе­ти­ци­ях одно­го из них он стал частым, но тай­ным гостем. Ста­ви­ли опе­ру «Сказ­ка о царе Сал­тане». Наблю­де­ние дало пони­ма­ние: за сце­ни­че­ским чудом скры­ты часы тяжё­ло­го труда.

В то же вре­мя Хит­рук зна­ко­мит­ся с клас­си­кой опе­ры при помо­щи само­дель­но­го радио. В кино­те­ат­ре «Колосс» на Боль­шой Никит­ской смот­рит мульт­филь­мы, но боль­шо­го впе­чат­ле­ния они на него не про­из­во­дят, тогда ему бли­же мир кино: коме­дия Басте­ра Кито­на «Гене­рал», коми­ки Мон­ти Бенкс, Гарольд Ллойд.

Арбат­ская пло­щадь. 1924 год

Здесь же появ­ля­ет­ся рисо­ва­ние — самое силь­ное увле­че­ние. Нача­лось всё с анги­ны. Ребё­нок забо­лел и попро­сил маму купить ему аква­рель­ные крас­ки. Пер­вое тво­ре­ние — неза­кон­чен­ный крас­но­ар­ме­ец, далее — кораб­ли и паро­во­зы. Насто­я­щий инте­рес при­шёл поз­же, повли­я­ли жур­наль­ные иллю­стра­ции, осо­бен­но рабо­ты Нико­лая Кочергина.

Иллю­стра­ция Нико­лая Михай­ло­ви­ча Кочергина

Юность

В 1931 году семья вновь пере­ез­жа­ет, на этот раз — в Гер­ма­нию. Отца маль­чи­ка напра­ви­ли туда для при­ё­ма зака­зан­ных машин, а так как поезд­ка пред­по­ла­га­лась дли­тель­ной, с ним поеха­ли жена и дети.

В 1932 году Фёдор уже меч­та­ет стать худож­ни­ком, поэто­му мама пове­ла его в Ака­де­мию искусств. Конеч­но, туда начи­на­ю­ще­го твор­ца не при­ня­ли, но через 50 лет он будет здесь пре­по­да­вать. Обу­че­ние Хит­рук начал в худо­же­ствен­но-ремес­лен­ном учи­ли­ще, туда бра­ли всех жела­ю­щих. Инте­ре­со­вал его в основ­ном натурализм.

Ещё одной стра­стью были живот­ные: часа­ми Фёдор Саве­лье­вич про­па­дал в зоо­пар­ке, рисуя вол­ков и обе­зьян. Поз­же он поде­лит­ся, что это помог­ло ему стать ани­ма­то­ром. Имен­но здесь он научил­ся одно­му из важ­ней­ших качеств муль­ти­пли­ка­то­ра — скорости.

В 1934 году Хит­ру­ки воз­вра­ща­ют­ся в Моск­ву, Фёдор уже твёр­до уве­рен в выбо­ре про­фес­сии, поэто­му сам посту­па­ет в худо­же­ствен­ный тех­ни­кум ОГИ­За — объ­еди­не­ния госу­дар­ствен­ных книж­но-жур­наль­ных изда­тельств. Через два года его отчис­лят за про­гул. Несколь­ко меся­цев он скры­вал этот факт от роди­те­лей и искал новое место учё­бы или рабо­ты. Выбор пал на Инсти­тут повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции худож­ни­ков-гра­фи­ков. Пре­по­да­вал там Нико­лай Выше­слав­цев, кото­ро­му посвя­ща­ла сти­хи Мари­на Цветаева.

В 1935 году в Москве про­хо­дил Пер­вый меж­ду­на­род­ный кино­фе­сти­валь, там Хит­рук уви­дел лен­ты Уол­та Дис­нея. В сво­ей кни­ге «Про­фес­сия — ани­ма­тор» он поз­же напишет:

«Что до меня, то я был ими про­сто оша­ра­шен. Осо­бен­ное впе­чат­ле­ние про­из­вёл „Мик­ки-дири­жёр“. Немыс­ли­мый кас­кад трю­ков, без­удерж­ная фан­та­зия, гар­мо­нич­ное сли­я­ние зву­ка с изоб­ра­же­ни­ем и глав­ное — абсо­лют­ная досто­вер­ность неве­ро­ят­ных собы­тий! Сце­на, когда смерч под­хва­ты­ва­ет в воз­дух целый оркестр и уно­сит его в голо­во­кру­жи­тель­ном вих­ре, про­из­во­ди­ла по-насто­я­ще­му маги­че­ский эффект. Из кино­те­ат­ра я вышел удив­лён­ный и рас­те­рян­ный. Имен­но необъ­яс­ни­мость уви­ден­но­го пора­жа­ла боль­ше все­го — кто мог сотво­рить такое?».

Кни­га Фёдо­ра Саве­лье­ви­ча Хит­ру­ка «Про­фес­сия — ани­ма­тор» в 2 томах. Изда­тель­ство «Гаятри». 2008 год

В инсти­ту­те Фёдор Саве­лье­вич позна­ко­мил­ся с худож­ни­ком из муль­ти­пли­ка­ци­он­ной сту­дии. Тот посо­ве­то­вал ему попро­бо­вать себя в ани­ма­ции. Хит­рук от любо­пыт­ства согласился.


41‑я комната

Впер­вые Фёдор Саве­лье­вич попал на сту­дию в 1937 году. В этот раз ему отве­ти­ли отка­зом, даже не посмот­рев рабо­ты, по при­чине нена­доб­но­сти в тот момент муль­ти­пли­ка­то­ров. Через 70 лет он расскажет:

«Пока я шёл домой, мне ста­но­ви­лось всё яснее, что мои преж­ние меч­ты — стать музы­кан­том, актё­ром, худож­ни­ком — все они соеди­ни­лись в одном искус­стве, и оно ока­за­лось для меня недо­ступ­ным. С это­го момен­та я при­шёл к убеж­де­нию, что все­гда любил муль­ти­пли­ка­цию и что я рож­дён для неё».

Через несколь­ко меся­цев Хит­рук про­бу­ет ещё раз и вновь тер­пит неудачу.

Осе­нью в «Союз­мульт­филь­ме» про­во­ди­ли кон­курс на долж­ность худож­ни­ка-муль­ти­пли­ка­то­ра. За место при­шли побо­роть­ся уже взрос­лые люди, отче­го настро­е­ние Хит­ру­ка, по его же заяв­ле­нию, упа­ло. Кон­кур­сан­там пред­ло­жи­ли сде­лать рас­кад­ров­ку одной из басен Кры­ло­ва, Фёдор Саве­лье­вич выбрал «Мар­тыш­ку и очки», пото­му что ему хоро­шо уда­ва­лись обе­зья­ны. Пока осталь­ные участ­ни­ки кор­пе­ли над каж­дой кар­тин­кой, он быст­ро закон­чил рабо­ту и решил про­ил­лю­стри­ро­вать ещё и «Вол­ка на псарне». 10 нояб­ря 1937 года Хит­ру­ка зачис­ли­ли на долж­ность стажёра.

В это вре­мя на сту­дии во всю исполь­зо­ва­ли мето­ды шко­лы «клас­си­че­ской ани­ма­ции», то есть рисов­ку на цел­лу­ло­и­де — про­зрач­ной осно­ве и закра­ши­ва­ние полу­чив­ше­го­ся с обрат­ной сто­ро­ны. Это дава­ло геро­ям воз­мож­ность дви­гать­ся неза­ви­си­мо от фона. Впер­вые дан­ную тех­ни­ку при­ме­нил Уолт Дис­ней, поэто­му ран­ние мульт­филь­мы сту­дии во мно­гом напо­ми­на­ют ани­ма­цию аме­ри­кан­ских коллег.

Муль­ти­пли­ка­то­ров «Союз­мульт­филь­ма» Фёдор Саве­лье­вич опи­сы­вал так:

«Впро­чем, кое-что в пове­де­нии этих людей отли­ча­ло их от кон­тор­ских слу­жа­щих: вре­мя от вре­ме­ни кто-нибудь вска­ки­вал из-за сто­ла, под­бе­гал к боль­шу­ще­му зер­ка­лу, кор­чил гри­ма­су или при­ни­мал немыс­ли­мую позу, затем садил­ся на место и как ни в чём не быва­ло про­дол­жал водить каран­да­шом по бума­ге. А осталь­ные даже не огля­ды­ва­лись на него, слов­но так оно и долж­но быть. Сума­сшед­ший дом!».

Про­ис­хо­ди­ло это в 41‑й комнате.

Ему не всё уда­ва­лось. Над пер­вой сце­ной — утё­нок накры­ва­ет сал­фет­кой стол, затем сдёр­ги­ва­ет её, а под ней ока­зы­ва­ет­ся щенок — он рабо­тал три меся­ца, но так и не смог закон­чить, посто­ян­но пере­де­лы­вал. Хит­рук начал думать, что ему сто­ит уйти из сту­дии само­му, ина­че его про­сто выго­нят. Помог слу­чай, а имен­но Фаи­на Геор­ги­ев­на Епи­фан­це­ва, позвав­шая худож­ни­ка быть её асси­стен­том. Ему она пору­чи­ла сде­лать неко­то­рых пер­со­на­жей в мас­со­вой сцене «Мухи-цоко­ту­хи», где геро­и­ня едет на базар. Имен­но эта рабо­та вер­ну­ла ему веру в себя.

Сле­ду­ю­щим зада­ни­ем стал двор­ник из мульт­филь­ма Вла­ди­ми­ра Суте­е­ва «Дядя Стё­па». Фёдор Саве­лье­вич писал:

«Это было непо­сти­жи­мо. Рисун­ки, кото­рые целый месяц мая­чи­ли перед мои­ми гла­за­ми, вдруг соеди­ни­лись в незна­ко­мо­го мне чело­ве­ка, и тот зажил соб­ствен­ной жиз­нью. Про­изо­шло чуда, и я ока­зал­ся к нему при­част­ным. Не пом­ню, как отнес­лись к моей сцене режис­сёр и все осталь­ные. Кажет­ся, похва­ли­ли. В тот момент я вооб­ще ниче­го не видел вокруг себя. Из зала вышел, шата­ясь как пья­ный, и дол­жен был дер­жать­ся за стен­ку, что­бы не упасть».

Как и у мно­гих совет­ских муль­ти­пли­ка­то­ров, в судь­бу Фёдо­ра Саве­лье­ви­ча вме­ша­лась вой­на. На шесть лет он был вынуж­ден оста­вить сту­дию, а после начать путь прак­ти­че­ски заново.


Художник-мультипликатор

Пер­вой сце­ной после воз­вра­ще­ния на сту­дию стал сры­ва­ю­щий­ся с обры­ва слон в мульт­филь­ме Бори­са Дёж­ки­на «Слон и мура­вей». Он дол­го не полу­чал­ся, Хит­рук вновь начал сомне­вать­ся в сво­их силах. Спра­вить­ся помог­ла рабо­та. Уве­рен­ность вер­ну­лась после «Серой шей­ки» Лео­ни­да Амаль­ри­ка и Вла­ди­ми­ра Пол­ков­ни­ко­ва 1949 года. Худож­ник пора­бо­та­ет и с дру­ги­ми извест­ны­ми режис­сё­ра­ми. С Ива­ном Ива­но­вым-Вано Фёдор Саве­лье­вич сде­ла­ет «Гуси-лебе­ди», с Миха­и­лом Цеха­нов­ским — «Сказ­ку о рыба­ке и рыб­ке», с Бори­сом Сте­пан­це­вым и Евге­ни­ем Рай­ков­ским — «Петю и Крас­ную Шапоч­ку», со Львом Ато­ма­но­вым — «Алень­кий цве­то­чек». В сред­нем в год он участ­во­вал в раз­ра­бот­ке пяти мультфильмов.

У пер­со­на­жей Хит­ру­ка уди­ви­тель­ная пла­стич­ность дви­же­ния, его абсо­лют­ная «живость». Это неслу­чай­но, за этим сто­ит изу­че­ние пова­док живот­ных. Напри­мер, для лен­ты Лео­ни­да Амаль­ри­ка «Непью­щий воро­бей» он часа­ми наблю­дал за пове­де­ни­ем птиц. Дви­же­ние соеди­не­но у Фёдо­ра Саве­лье­ви­ча с чело­ве­че­ски­ми харак­те­ра­ми, фоно­вой рефлек­си­ей. Ещё одним ком­по­нен­том его ани­ма­ции явля­ет­ся ана­лиз мыс­ли.  Он счи­тал так:

«Мастер­ство муль­ти­пли­ка­то­ра начи­на­ет­ся с того момен­та (хотя этот момент может рас­тя­нуть­ся на годы), когда он пере­ста­ёт думать о руках и ногах сво­е­го пер­со­на­жа, когда пред­ме­том его твор­че­ства ста­но­вит­ся дви­же­ние души».

Фёдор Саве­лье­вич Хитрук

С сере­ди­ны 1950‑х годов Хит­рук начал пре­по­да­вать и делал это до самой ста­ро­сти. Когда ездить на заня­тия или лек­ции не поз­во­ля­ло здо­ро­вье, не отка­зы­вал в консультациях.


Режиссёр

«Пока мы дела­ли деся­ти­ми­нут­ную кар­ти­ну, напро­тив нас успе­ва­ли воз­ве­сти целое зда­ние», — писал Фёдор Саве­лье­вич о сво­их пер­вых кар­ти­нах. Сту­пить на доро­гу режис­су­ры он решил­ся в 44 года, когда появи­лась, по его оцен­ке, достой­ная идея.

Так в 1962 году вышел его дебют­ный само­сто­я­тель­но сре­жис­си­ро­ван­ный мульт­фильм — «Исто­рия одно­го пре­ступ­ле­ния». В помощ­ни­ки он взял моло­дых худож­ни­ков, мно­гие из кото­рых ещё не защи­ти­ли диплом. Сюжет неба­на­лен: «скром­ный счёт­но-финан­со­вый работ­ник» совер­ша­ет убий­ство, но Фёдо­ру Саве­лье­ви­чу инте­рес­но пока­зать зри­те­лям, что его на это спо­двиг­ло. По при­зна­нию Хит­ру­ка, он сам нахо­дил­ся в подоб­ной ситу­а­ции, стра­дая от шум­ных двор­ни­ков. Рабо­та счи­та­ет­ся пово­рот­ной в совет­ской ани­ма­ции — она отхо­дит от под­ра­жа­ния «Дис­нею» и отли­ча­ет­ся уни­каль­ным стилем.

Афи­ша мульт­филь­ма «Исто­рия одно­го пре­ступ­ле­ния». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1962 год
Кадр из мульт­филь­ма «Исто­рия одно­го пре­ступ­ле­ния». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1962 год

Сле­ду­ю­щим стал «Топ­тыж­ка» — осо­бен­но люби­мая Хит­ру­ком лен­та. Мульт­фильм о друж­бе, кото­рая выше предрассудков.

Кадр из мульт­филь­ма «Топ­тыж­ка». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1964 год
Кадр из мульт­филь­ма «Топ­тыж­ка». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1964 год

В 1965 году — «Кани­ку­лы Бони­фа­ция» по чеш­ской сказ­ке Мило­ша Мацо­уре­ка. Лев из цир­ка отправ­ля­ет­ся к бабуш­ке на кани­ку­лы, но вме­сто отды­ха даёт пред­став­ле­ния. Это его не рас­стра­и­ва­ет, наобо­рот, в кон­це он про­из­но­сит: «Какая заме­ча­тель­ная вещь кани­ку­лы!». Хит­рук отме­чал неко­то­рую авто­био­гра­фич­ность кар­ти­ны, пото­му что «худож­ник не зна­ет уста­ло­сти, если видит, какую радость при­но­сит детям».

Кадр из мульт­филь­ма «Кани­ку­лы Бони­фа­ция». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1965 год

«Фильм, фильм, фильм» появил­ся в 1968 году. Сати­ра о том, что пред­ше­ству­ет появ­ле­нию кар­ти­ны на экра­нах: муча­ю­щий­ся сце­на­рист, бега­ю­щий режис­сёр, утвер­жде­ния, сче­та, нер­вы и слё­зы в конце.

Кадр из мульт­филь­ма «Фильм, фильм, фильм». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1968 год

По рас­ска­зу Юрия Нор­штей­на — уче­ни­ка и кол­ле­ги муль­ти­пли­ка­то­ра —рабо­тал Хит­рук увле­чён­но, даже на пере­ры­вах тот пол­но­стью был погло­щён про­цес­сом созда­ния оче­ред­ной ленты.

Фёдор Саве­лье­вич Хит­рук за работой

Важ­ной вехой в карье­ре ста­ла люби­мая мно­ги­ми три­ло­гия о Вин­ни-Пухе. Перед тем как экра­ни­зи­ро­вать про­из­ве­де­ние Ала­на Мил­на, Фёдор Саве­лье­вич дол­го об этом думал:

«Я боял­ся под­сту­пить­ся к сво­ей мечте имен­но пото­му, что мне была доро­га в этой кни­ге каж­дая строчка».

Рабо­ту сту­дии «Дис­ней» он не видел. Начать реа­ли­за­цию дав­ней идеи Хит­рук решил вме­сте с худож­ни­ком Вла­ди­ми­ром Зуй­ко­вым, с кото­рым уже сотруд­ни­чал ранее. Они реши­ли отка­зать­ся от Роби­на, рас­пре­де­лив его репли­ки меж­ду пер­со­на­жа­ми. Глав­ный герой же не сра­зу полу­чил­ся таким, каким мы зна­ем его сей­час. Мно­гое Вин­ни-Пух взял от озву­чи­ва­ю­ще­го его актё­ра Евге­ния Лео­но­ва, а из-за ошиб­ки ани­ма­то­ров у него появи­лась фир­мен­ная поход­ка. Пер­вая серия вышла в 1969 году, ещё две в 1971‑м и 1972‑м соответственно.

Кадр из мульт­филь­ма «Вин­ни-Пух идёт в гости». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1971 год

За мульт­фильм об оди­но­че­стве «Ост­ров» режис­сё­ру вру­чи­ли «Золо­тую паль­мо­вую ветвь» — глав­ную награ­ду Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля. Роли муж­чи­ны и жен­щи­ны ана­ли­зи­ру­ют­ся в лен­те «Дарю тебе звезду».

Кадр из мульт­филь­ма «Ост­ров». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1973 год

В 1983 году Фёдор Саве­лье­вич завер­шил карье­ру режис­сё­ра, сосре­до­то­чив­шись на преподавании.

Фёдор Саве­лье­вич Хит­рук за работой

Хитрук и современность

В 1993 году Хит­рук вме­сте с Юри­ем Нор­штей­ном, Эду­ар­дом Наза­ро­вым и Андре­ем Хржа­нов­ским создал шко­лу ани­ма­то­ров-режис­сё­ров — ШАР, суще­ству­ю­щую и сейчас.
Фёдор Саве­лье­вич сле­дил за совре­мен­ны­ми мульт­филь­ма­ми. Напри­мер, о «Шре­ке» гово­рил следующее:

«Если бы „Шрек“ уви­дел Кон­стан­тин Сер­ге­е­вич Ста­ни­слав­ский, он бы умер от сча­стья, пото­му что Шрек, Фио­на, Кот и Осёл игра­ют луч­ше, чем Кача­лов и Книп­пер-Чехо­ва, пол­но­стью сле­дуя систе­ме Ста­ни­слав­ско­го. Но если бы фильм уви­дел Уолт Дис­ней, он бы тоже умер. Толь­ко с горя… пото­му что уви­дел бы, что из ани­ма­ци­он­но­го кино ушла душа».

Скон­чал­ся он дома, в 2012 году, ему было 95 лет.

Рабо­ты муль­ти­пли­ка­то­ра не теря­ют акту­аль­но­сти, и сей­час вызы­вая улыб­ку и при­но­ся радость.

Фёдор Саве­лье­вич Хитрук

Читай­те так­же исто­рию дру­го­го зна­ме­ни­то­го совет­ско­го муль­ти­пли­ка­то­ра Ана­то­лия Савчен­ко. 

Поделиться