Гудок — простонародная скрипка: инструмент «черни, особенно матросов»

В преды­ду­щем мате­ри­а­ле мы рас­ска­зы­ва­ли о колёс­ной лире — уди­ви­тель­ном и слож­ном инстру­мен­те, кото­рый про­шёл длин­ный путь от цер­ков­ных служб к народ­ной музы­ке и тан­цам, от выс­ших сло­ёв евро­пей­ско­го обще­ства — к нищим и кале­кам. Колёс­ная лира под раз­ны­ми назва­ни­я­ми полу­чи­ла при­зна­ние по всей Европе.

Сего­дня же речь пой­дёт об одном из древ­ней­ших и спе­ци­фи­че­ски сла­вян­ских инстру­мен­тов — о гуд­ке. Лира в раз­ных вари­ан­тах дожи­ла до наших дней, гудок же инте­ре­су­ет лишь немно­гих увле­чён­ных древ­ней народ­ной музы­кой. Это инстру­мент с поис­ти­не тыся­че­лет­ней исто­ри­ей — его части архео­ло­ги нахо­дят в куль­тур­ных сло­ях X‑XI веков.

За свою длин­ную жизнь он не раз менял фор­му, обви­нял­ся в свя­то­тат­стве, его топи­ли в реках и жгли огнём. Тем не менее отго­лос­ки было­го вели­чия гуд­ка встре­ча­ют­ся и в наши дни.

Нов­го­род­ский гудок XII века. Реконструкция

Техника игры

Вооб­ще, ста­ро­сла­вян­ское сло­во «гуде­ние», ско­рее все­го, обо­зна­ча­ло или зву­ки струн­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов, или музы­ку в целом. Веро­ят­но, от того же сло­га «гу-», что и «гудок», про­ис­хо­дят и «гус­ли». Вот несколь­ко при­ме­ров из тек­стов XII–XVI веков, кото­рые при­во­дит Нико­лай При­ва­лов в исто­ри­ко-этно­гра­фи­че­ском иссле­до­ва­нии «Гудок, древ­не­рус­ский музы­каль­ный инстру­мент, в свя­зи с смыч­ко­вы­ми инстру­мен­та­ми дру­гих стран»[1] . В XII веке мит­ро­по­лит Иоанн пори­ца­ет «игра­ние, пля­са­ние и гуде­ние», в XIII веке Евсе­вий раз­ли­ча­ет «гуду­щих и пля­шу­щих». В XV веке Хри­сто­лю­бец в чис­ле бесов­ских игр назы­ва­ет «пля­са­ние и гудь­бу», а игу­мен Пам­фил в посла­нии 1505 года гово­рит «о гуде­нии струн­ном» и о том, как «гудут стру­ны». Веро­ят­но, в этот вре­мен­ной отре­зок гудок являл­ся атри­бу­том куль­ту­ры ско­мо­ро­хов, кото­рая была тес­но свя­за­на с отго­лос­ка­ми язычества.

Татья­на Вла­ды­шев­ская в кни­ге «Музы­каль­ная куль­ту­ра Древ­ней Руси» рас­суж­да­ет о зна­че­нии сло­ва «гуде­ние»:

«В Древ­ней Руси суще­ство­ва­ло два музы­каль­ных поня­тия — муси­кия (музы­ка) и пение. Эти поня­тия про­ти­во­по­став­ля­лись. Муси­кия — это инстру­мен­таль­ная музы­ка, игра на музы­каль­ных инстру­мен­тах (на струн­ных она назы­ва­лась гуде­ни­ем, на духо­вых — сопением)»[2] .

Музы­кан­ты и ско­мо­ро­хи. Про­ри­сов­ка с фрес­ки Софий­ско­го собо­ра в Кие­ве. Х век

Если гово­рить о самом инстру­мен­те, то по назва­нию «гудок» сра­зу хочет­ся пред­по­ло­жить, что это инстру­мент духо­вой, похо­жий на сви­рель или жалей­ку. На деле же это смыч­ко­вый инстру­мент, мож­но ска­зать, древ­не­рус­ская скрип­ка. Одна­ко со скрип­кой у него есть несколь­ко клю­че­вых различий.

Во-пер­вых, у гуд­ка на про­тя­же­нии боль­шей части суще­ство­ва­ния отсут­ство­вал гриф, к кото­ро­му при­жи­ма­ют стру­ны для изме­не­ния высо­ты зву­ча­ния. При игре на нём слег­ка каса­ют­ся струн ног­тём или поду­шеч­ка­ми паль­цев сбо­ку, не при­дав­ли­вая к корпусу.

Во-вто­рых, скрип­ка чаще все­го четы­рёх­струн­ная — у гуд­ка же две-три стру­ны, а ино­гда и все­го лишь одна. И, нако­нец, игра­ли на гуд­ке сидя, рас­по­ло­жив его вер­ти­каль­но и упе­рев в коле­ни. Воз­вра­ща­ясь к теме про­ис­хож­де­ния назва­ний «гудок» и «гус­ли», сто­ит отме­тить, что серб­ский инстру­мент «гусле» — смыч­ко­вый, сход­ный с гудком.

Двух­струн­ный гудок. Игра­ет Вла­ди­мир Поветкин

Раз­ли­чия скрип­ки и гуд­ка каса­ют­ся и смыч­ка. Гудош­ные смыч­ки чаще все­го луч­ко­вые, то есть напо­ми­на­ют фор­мой лук — тот самый, из кото­ро­го стре­ля­ют. Смы­чок дела­ли из гиб­кой лозы, напри­мер из ореш­ни­ка и из кон­ско­го воло­са. Сей­час, что­бы смы­чок луч­ше цеп­лял­ся за стру­ны и давал более ров­ный звук, исполь­зу­ют кани­фоль. Рань­ше же в ход шла смола.

Мело­дию на гуд­ке игра­ли на одной струне. Вто­рая и тре­тья, при нали­чии, — бур­дон­ные, то есть зву­чат без изме­не­ния высо­ты зву­ка и дают посто­ян­ный тон.


От огромной популярности — к массовому уничтожению

Гудок, или смык — хотя неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что это два раз­ных инстру­мен­та, — пись­мен­но впер­вые упо­ми­на­ет­ся в Нико­нов­ской лето­пи­си под 1068 годом:

«Но сими диа­вол лстит и дру­гы­ми нра­вы, вся­че­ски­ми лсти­ми пре­ваб­ляя ны от Бога, тру­ба­ми, и ско­мо­рохы, и смы­ка­ми, и гусль­ми, и русальи».

Лето­пи­сец ста­вит смык и гус­ли в один ряд с язы­че­ски­ми празд­ни­ка­ми (руса­льи) и уве­се­ле­ни­я­ми, что может ука­зы­вать на их зна­чи­тель­ную роль в обря­до­вой музы­ке. Архео­ло­ги под­твер­жда­ют сви­де­тель­ства лето­пи­си о вре­ме­ни быто­ва­ния это­го инстру­мен­та и, более того, неко­то­рые части гуд­ков — кобыл­ки, то есть под­став­ки под стру­ны, — нахо­дят в сло­ях Х века в Вели­ком Новгороде.

В XVI веке смыч­ко­вые инстру­мен­ты упо­ми­на­ют­ся в поуче­нии мит­ро­по­ли­та Дани­и­ла 1530 года. Он скор­бит, что неко­то­рые свя­щен­ни­ки игра­ют «в гус­ли, в дом­ры и в смы­ки», а Сто­глав 1551 года осуж­да­ет «и гус­ли, и смы­ки, и сопе­ли, и вся­кое гудение».

XVII век и цар­ство­ва­ние Алек­сея Михай­ло­ви­ча было слож­ным вре­ме­нем для народ­ных музы­кан­тов. Поли­ти­ка царя во мно­гом была направ­ле­на на под­дер­жа­ние бла­го­че­стия и рели­ги­оз­но­сти. Музы­каль­ные инстру­мен­ты, как сим­во­лы язы­че­ской куль­ту­ры и излиш­ней рас­пу­щен­но­сти, порой мас­со­во уни­что­жа­лись. Осо­бен­но был богат на это 1648 год.

Вот отры­вок из цар­ской гра­мо­ты бел­го­род­ско­му вое­во­де Тимо­фею Бутурлину:

«А где объ­явят­ся дом­ры, и сур­ны, и гуд­ки, и гус­ли, и хари, и вся­кие гудён­ные бесов­ские сосу­ды, и тыб те бесов­ские велел выни­мать и, изло­мав те бесов­ские игры, велел жечь. А кото­рые люди от того ото все­го бого­мер­ско­го дела не отста­нут и учнут впредь тако­ва бого­мер­ска­го дела дер­жать­ся… выб тех веле­ли бить бато­ги… а объ­явят­ся в такой вине в тре­тие и в чет­вёр­тые, и тех, по наше­му ука­зу, веле­но ссы­лать в Украй­ные горо­ды за опалу».

Подоб­ные гра­мо­ты рас­про­стра­ня­лись по всей стране. О том, как испол­ня­лись пору­че­ния царя, мож­но судить по сви­де­тель­ству немец­ко­го путе­ше­ствен­ни­ка XVII века Ада­ма Олеария:

«…нынеш­ний пат­ри­арх, два года тому назад, преж­де все­го, велел раз­бить все инстру­мен­ты кабац­ких музы­кан­тов, какие ока­за­лись на ули­цах, затем запре­тил рус­ским вооб­ще инстру­мен­таль­ную музы­ку, велел забрать инстру­мен­ты в домах, и одна­жды пять телег, пол­ных ими, были отправ­ле­ны за Моск­ву-реку и там сожжены».

Мож­но даже не сомне­вать­ся, насколь­ко хоро­шо горе­ло сухое дере­во музы­каль­ных инстру­мен­тов. Но, веро­ят­но, запре­ты на народ­ную музы­ку стро­же все­го испол­ня­лись в сто­ли­це. У того же Оле­а­рия в опи­са­нии пре­бы­ва­ния на Ладо­ге мы читаем:

«Здесь мы услы­ха­ли первую рус­скую музы­ку, а имен­но в пол­день 23-го того же меся­ца, когда мы сиде­ли за сто­лом, яви­лись двое рус­ских с лют­нею и скрип­кою, что­бы поза­ба­вить господ».

Под скрип­кой, ско­рее все­го, и име­ет­ся в виду гудок, чья попу­ляр­ность тогда была на пике. Оле­а­рий оста­вил и изоб­ра­же­ния гуд­ка на гра­вю­рах, вклю­чён­ных в изда­ние кни­ги «Опи­са­ние путе­ше­ствия в Мос­ко­вию и через Мос­ко­вию в Пер­сию и обрат­но». На зна­ме­ни­той гра­вю­ре «Куколь­ник» гудош­ник и гус­ляр изоб­ра­же­ны спра­ва от непо­сред­ствен­но куколь­ни­ка, а у гуд­ка заме­тен гриф.

Адам Оле­а­рий. Куколь­ник. 1630‑е годы

Есть гудок и на гра­вю­ре «Ско­мо­ро­хи». Тут слож­но раз­гля­деть нали­чие или отсут­ствие гри­фа, но зато смыч­ки у обо­их инстру­мен­тов — лучковые.

Адам Оле­а­рий. Ско­мо­ро­хи. 1630‑е годы

Гудок хоть и не без потерь, но пере­жил «бун­таш­ный» век. О нём пишет дея­тель рос­сий­ской Ака­де­мии наук XVIII века, немец­кий «мастер фей­ер­вер­ков» Якоб фон Ште­лин. В сочи­не­нии «Изве­стия о музы­ке в Рос­сии» он оста­вил несколь­ко опи­са­ний рас­про­стра­нён­ных в то вре­мя народ­ных музы­каль­ных инструментов:

«.…гудок, упо­треб­ля­е­мый сре­ди чер­ни, осо­бен­но мат­ро­сов. Он име­ет фор­му скрип­ки, но изго­тов­ля­ет­ся из гру­бо­го невы­де­лан­но­го дере­ва. Кор­пус его неук­люж и боль­ше скрип­ки, и натя­ну­то на нём три стру­ны, по кото­рым пово­дят корот­ким смычком.

Про­стые люби­те­ли это­го гну­са­вя­ще­го инстру­мен­та игра­ют на нём либо сидя, упи­рая его в коле­ни, либо стоя, упи­рая в кор­пус, а в общем не как на скрип­ке, при­жи­ма­е­мой к гру­ди или под­бо­род­ком. Игра­ют на нём обще­рас­про­стра­нён­ные мело­дии, при­чём паль­ца­ми пере­би­ра­ют ред­ко более одной стру­ны, дру­гие же две пово­дят­ся смыч­ком впу­стую и все­гда силь­но, так что зву­чат скри­пу­че и назой­ли­во, как на лире. Для их же ушей это зву­чит доволь­но при­ят­но, и инстру­мент этот широ­ко упо­треб­ля­ет­ся в тан­цах, с пени­ем и самостоятельно».

Как вид­но из отрыв­ка и на изоб­ра­же­ни­ях, гудок поме­нял фор­му, обза­вёл­ся гри­фом и стал боль­ше похо­дить на скрипку.

Лубок XVIII века с изоб­ра­же­ни­ем ско­мо­ро­хов. Над­пись гла­сит: «Перед нею ска­чут на сви­ньях вер­ха­ми с раз­ным музы­ки и гудками»

XVIII-XIX века

В XVIII веке попу­ляр­ность гуд­ка посте­пен­но сни­жа­ет­ся, и он появ­ля­ет­ся пуб­лич­но лишь в шуточ­ных шестви­ях, сва­дьбах и кар­на­ва­лах. В 1714 году на сва­дьбе Ники­ты Мои­се­е­ви­ча Зото­ва сре­ди дудок, сопе­лок, бала­ла­ек и скри­пок упо­ми­на­ют­ся ещё и гуд­ки. «Чума­ки с бала­лай­ка­ми, рыля­ми, волын­ка­ми и гуд­ка­ми в руках» были и на коро­на­ции Ека­те­ри­ны II. Рас­по­ря­ди­те­лем это­го празд­ни­ка был извест­ный теат­раль­ный дея­тель Фёдор Волков.

В XIX веке гудок упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с южны­ми губер­ни­я­ми. В 1860‑х годах про­то­и­е­рей Раз­умов­ский писал, что «гудок попа­да­ет­ся ещё в Мало­рос­сии и низо­вых при­волж­ских губерниях».

Изоб­ра­же­ние рус­ско­го гуд­ка XIX века из кол­лек­ции бель­гий­ско­го музы­ко­ве­да Фран­с­уа Жозе­фа Фетиса

О том, что гудок проч­но закре­пил­ся в народ­ной памя­ти, хоть и усту­пил в попу­ляр­но­сти бала­лай­ке и гар­мош­ке на рубе­же веков, сви­де­тель­ству­ют народ­ные пого­вор­ки. Вла­ди­мир Даль запи­сал неко­то­рые из них: «Волын­ка да гудок — собе­ри наш домок», «Бала­ла­еч­ник гудок, разо­рил ты весь домок». Народ­ные пес­ни тоже не забы­ва­ли древ­ний инстру­мент. В «Онеж­ских были­нах» Гиль­фер­дин­га встре­ча­ет­ся строч­ка «а в тре­тьем-то тере­му-то гуд­ки гудут…», а в песне сле­по­го пев­ца, запи­сан­ной Нико­ла­ем При­ва­ло­вым в 1899 году, — «ой вы, гуд­ки, не гудите…».


Конец XIX — XX века

Ещё в нача­ле 80‑х годов XIX века петер­бург­ский музы­кант Васи­лий Андре­ев занял­ся экс­пе­ри­мен­та­ми по усо­вер­шен­ство­ва­нию народ­ных инстру­мен­тов. Сей­час мы зна­ем его как созда­те­ля пер­во­го Вели­ко­рус­ско­го оркест­ра. Тогда в его состав вхо­ди­ли бала­лай­ки, дом­ры и гус­ли. Но Андре­ев пла­ни­ро­вал «вос­ста­но­вить все инстру­мен­ты, на кото­рых играл народ госу­дар­ства Мос­ков­ско­го, то есть сред­ней поло­сы Рос­сии». Так он писал дру­гу, уже зна­ко­мо­му нам Нико­лаю При­ва­ло­ву. Сорат­ни­ки про­ве­ли «ряд поис­ков (гуд­ка) в обра­ще­нии наро­да», кото­рые не дали какой-либо результат.

В 1900‑х годах кол­ле­га Васи­лия Андре­ева Нико­лай Фомин, рос­сий­ский и совет­ский ком­по­зи­тор, даже создал квар­тет гуд­ков раз­лич­ных раз­ме­ров. В него вхо­ди­ли гудо­чек, гудок, гуди­ло и гуди­ще. Выступ­ле­ния квар­те­та успе­ха не име­ли и, види­мо, усту­па­ли в зву­ча­нии ана­ло­гич­но­му скри­пич­но­му квартету.

Нов­го­род­ский гудо­чек XIV века. Рекон­струк­ция. Дли­на инстру­мен­та — все­го 30 см

В ито­ге Андре­ев с кол­ле­га­ми оста­ви­ли попыт­ки рекон­струк­ции и усо­вер­шен­ство­ва­ния гуд­ка. По всей види­мо­сти, они при­шли к выво­ду, что любое его усо­вер­шен­ство­ва­ние при­во­дит к скрип­ке, а неусо­вер­шен­ство­ван­ный гудок этой самой скрип­ке проигрывает.

Отго­лос­ки гудош­ной тра­ди­ции встре­ча­лись и в кон­це XX века. В архи­ве фольк­лор­но-этно­гра­фи­че­ско­го цен­тра Санкт-Петер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии име­ни Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва сохра­ни­лись видео­ма­те­ри­а­лы экс­пе­ди­ции в дерев­ню Оси­нов­ка Псков­ской обла­сти. На этих видео Нико­лай Ива­нов 1913 года рож­де­ния испол­ня­ет на скрип­ке несколь­ко рус­ских тра­ди­ци­он­ных наиг­ры­шей. При этом скрип­ку испол­ни­тель дер­жит вер­ти­каль­но, упе­рев в коле­ни. Точ­но так же, как и при игре на гудке.

Нико­лай Лав­рен­тье­вич Ива­нов (родил­ся в 1913 году). Наиг­рыш «Новор­жев­ская» на скрип­ке. Псков­ская область, Лок­нян­ский рай­он, дерев­ня Оси­нов­ка. Запись 1989 года

Отдель­но сто­ит упо­мя­нуть «сивин­ский фено­мен», как его назы­ва­ют музы­ко­ве­ды-иссле­до­ва­те­ли. Несмот­ря на то что гудок прак­ти­че­ски пол­но­стью вышел из упо­треб­ле­ния в наро­де к кон­цу XIX века, в 1973 году в ходе фольк­лор­ной экс­пе­ди­ции уда­лось пооб­щать­ся с музы­кан­том из села Сива Перм­ской обла­сти Ива­ном Михай­ло­ви­чем Усти­но­вым. Он сохра­нил древ­ние тра­ди­ции гудош­ни­че­ства как в репер­ту­а­ре, так и в кон­струк­ции само­го инстру­мен­та. Фото­гра­фий, к сожа­ле­нию, обна­ру­жить не удалось.


Современность

Конец XX — нача­ло XXI века в плане иссле­до­ва­ний музы­каль­ных инстру­мен­тов в целом и гуд­ка в част­но­сти в первую оче­редь свя­за­ны с име­нем нов­го­род­ца Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Повет­ки­на. С 1975 года он реста­ври­ро­вал и рекон­стру­и­ро­вал музы­каль­ные инстру­мен­ты, опи­ра­ясь на архео­ло­ги­че­ские наход­ки Вели­ко­го Нов­го­ро­да. Вла­ди­мир Повет­кин раз­ра­бо­тал соб­ствен­ную мето­ди­ку вос­ста­нов­ле­ния музы­каль­ных инстру­мен­тов по архео­ло­ги­че­ским образ­цам. По ней вос­ста­но­ви­ли гуд­ки XII и XIV веков, кото­рые уже встре­ча­лись нам на изоб­ра­же­ни­ях выше.

Вла­ди­мир Повет­кин. Источ­ник: centrpovetkina.ru

Сего­дня дело масте­ра про­дол­жа­ют его уче­ни­ки, в част­но­сти Антон Каменский.

Древ­не­рус­ский гудок: спо­соб игры. Рас­ска­зы­ва­ет Антон Каменский

Совре­мен­ных музы­каль­ных про­ек­тов, кото­рые исполь­зу­ют в твор­че­стве гуд­ки, не так мно­го даже в срав­не­нии с колёс­ной лирой. Это сиби­ря­ки «Веданъ Колодъ», ансамбль ста­рин­ной рус­ской музы­ки «Руси­чи» и дере­вен­ский оркестр «Гуда­ри» из Пет­ро­за­вод­ска. Участ­ни­ки этих кол­лек­ти­вов сами изго­тав­ли­ва­ют инстру­мен­ты, на кото­рых игра­ют, и на них же запи­сы­ва­ют альбомы.

Веданъ Колодъ — Уточка

Гуда­ри — Небылица

Отдель­но сто­ит выде­лить дуэт «Гудеб­ные сосу­ды», собран­ный на базе Цен­тра музы­каль­ных древ­но­стей име­ни Вла­ди­ми­ра Повет­ки­на. Музы­кан­ты исполь­зу­ют инстру­мен­ты, вос­со­здан­ные по архео­ло­ги­че­ским образ­цам X–XVI веков. Полу­ча­ет­ся по-насто­я­ще­му древ­няя музыка.

«Гудеб­ные сосу­ды» на фести­ва­ле «Сло­ви­ша». 2020 год

Гудок — инстру­мент со слож­ной судь­бой и бога­той исто­ри­ей. Очень раду­ет, что его мож­но услы­шать и сего­дня — пред­ста­вить, как не толь­ко выгля­де­ла, но и как зву­ча­ла Древ­няя Русь. Это ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря тру­дам учё­ных и энту­зи­а­стов, в первую оче­редь Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Поветкина.

Арсе­нал рус­ских народ­ных инстру­мен­тов крайне богат, раз­но­об­ра­зен и не огра­ни­чи­ва­ет­ся гар­мош­кой и бала­лай­кой. Про дру­гие инстру­мен­ты мы пого­во­рим в буду­щих публикациях.


Примечания

1.Привалов Н. И. Гудок, древ­не­рус­ский музы­каль­ный инстру­мент, в свя­зи с смыч­ко­вы­ми инстру­мен­та­ми дру­гих стран. — Спб, 1904. — с. 18.
2.Владышевская Т. Ф. Музы­каль­ная куль­ту­ра Древ­ней Руси. — М.,2006. — С. 35.


Читай­те так­же «Из евро­пей­ских мона­сты­рей к кали­кам пере­хо­жим: колёс­ная лира в Рос­сии»

Поделиться