При упоминании словосочетания «русские народные инструменты» большинство назовёт гармошку или балалайку, что весьма справедливо. Про последнюю даже есть поговорка: «Балалайка, три струны — сердце русской старины». Безусловно, это символ народной музыки, так же как в Шотландии волынка, а в Испании гитара.
Но если углубиться в историю инструментов, то мы увидим, что гармонь стала поистине народной только к середине XIX века. Балалайка же в том виде, в котором мы её знаем и которая звучит в многочисленных оркестрах народных инструментов, появилась в 1885 году стараниями музыканта Василия Андреева, то есть ещё позже.
Встаёт логичный вопрос: как же выглядели, а самое главное, как звучали древние русские народные инструменты, которым больше чем 200 лет? Об этом мы и постараемся рассказать. Речь пойдёт о необычном и на долгое время забытом инструменте — о колёсной лире.
За свою почти тысячелетнюю историю лира под разными названиями прошла путь из средневековых монастырей и храмов — к нищим, слепцам и калекам разных стран. Успела побывать модной игрушкой высшего света, а в ХХ веке пережить репрессии и массовые уничтожения. В наши же дни лиру можно услышать во многих популярных музыкальных жанрах.
Техника игры
Прежде чем мы окунёмся в историю уникального инструмента, стоит сказать пару слов о том, как выглядит лира и как на ней играют.
Корпус колёсной лиры чаще всего похож на гитарный или скрипичный. В его передней части закреплена коробка с клавишным механизмом. Обычно это 9–12 деревянных клавиш. Колесо соединено с ручкой, при вращении которой оно, как бесконечный смычок, заставляет звучать несколько струн. Их количество варьируется от двух до десятка. В русских колёсных лирах обычно использовали две-три струны. Несколько струн звучат низко и дают постоянный тон — бурдон, бас или подбасок, а одна, две или три струны — мелодические. Высота их звучания изменяется за счёт нажатия клавиш.
Звук получается гнусавый, он одновременно напоминает и скрипку, и волынку. Чтобы как-то его смягчить, струны в месте соприкосновения с колесом обматывали льняными или шерстяными нитями. Видимо, нечто подобное слышали жители русских городов и сёл в конце XIX — начале XX веков от бродячих музыкантов-лирников.
Долгое время струны на лирах были жильные или кишечные (из вытянутых кишок животных). Иногда в ход шёл скрученный конский волос. Позднее струны стали металлическими, что значительно увеличило громкость инструмента, а как следствие, и его популярность в народе.
При этом в плане настройки лира весьма капризный инструмент. Малейшее изменение температуры или влажности воздуха сказывается и на тембре звучания, и на самом строе. Самый тонкий и сложный момент — соприкосновение мелодических струн с колесом. Прижать чуть сильнее, чем нужно, и на высоких нотах инструмент будет хрипеть. Чуть недожать — будет слишком тихо, а некоторые ноты будут проваливаться. Поэтому в ход идут самые разные ухищрения — от подложенных под порожки кусочков бумаг до вкрученных в них болтов, чтобы небольшими поворотами регулировать высоту положения струн.
В настоящее время изготовленные инструменты могут похвалиться высоким уровнем качества. Для их производства используют современное оборудование, в том числе резку лазером. С помощью новых технологий стало проще точно центрировать колесо, благодаря чему звук стал более чистым и ровным. Изменилось звучание инструмента, появилась возможность более тонкой и лёгкой настройки. Исполнять на лирах теперь можно музыкальные произведения любой сложности.
Экскурс в историю
В разных странах на протяжении своей долгой истории лира имела множество названий. В Англии — hurdy-gurdy (название «хёди-гёди» встречается сейчас и в русском языке), в Италии — lyra tedesca, в Белоруссии — «колавая лiра», в Украине — «реля» или «рыля». В России встречаются названия «рылей» и «колёсная лира».
Прототипом лиры можно считать средневековый органиструм. Он появился в Европе примерно в Х—XII веках и был весьма громоздким. Играть на нём приходилось вдвоём. Один из музыкантов крутил ручку, а второй приподнимал рычажки, исполняя аккомпанемент. Именно приподнимал, а не нажимал. Тогда конструкция органиструма отличалась от колёсной лиры. Инструмент нашёл применение в духовной музыке — в монастырях и церквях на нём исполняли религиозные песнопения, его звучанием сопровождали мессы.
Просуществовав в таком виде почти три столетия, органиструм постепенно утратил популярность (его место в духовной музыке занял орган), уменьшился в размерах и стал инструментом нищих, слепцов, калек и бродяг. К XV веку основной репертуар теперь уже колёсной лиры — народные песни, духовные стихи и танцевальные мелодии.
В XVII–XVIII веках на лиру обратили внимание европейские аристократы. Тогда в моду вошло увлечение бытом простого народа, что сказалось на популярности инструмента. Для лиры было написано даже несколько классических произведений, таких как Il Pastor Fido Антонио Вивальди. Знаменитый «Шарманщик» Франца Шуберта в оригинале Leiermann — лирник.
Царские времена
В России колёсная лира появилась примерно в XVII веке и, вероятно, попала в Московское государство вместе с польскими интервентами. Звучала она и при царском дворе, но наиболее популярной стала, как и в Европе, среди профессиональных нищих, зачастую слепых, живущих только за счёт своего музыкального таланта и подаяний.
Слепой мужчина с колёсной лирой за спиной в сопровождении мальчика-поводыря переходил от села к селу, из города в город. Он исполнял грустные песни на ярмарках либо у церквей и получал за это несколько монет или немного еды. Это типичный портрет бродячего нищего музыканта, которых теперь стали называть лирниками.
Лирник — это далеко не уважаемое занятие. Исследователь народной культуры Климент Квитка в статье «Об изучении быта лирников» упоминает, что сыновья певцов-нищих не хотели делиться сведениями о своих отцах, стыдясь их профессии.
Стать полноправным лирником, чтобы ходить по сёлам, зарабатывать себе на хлеб и брать учеников было не так просто. Во-первых, нужно было отучиться у старшего лирника хотя бы год, а во-вторых, выдержать «экзамен», или «визвiлку», перед другими опытными музыкантами.
Учитель кандидата в лирники на свои средства покупал два ведра водки, закуску и накрывал стол для «комиссии». По свидетельствам, собранным Квиткой, закуска обычно представляла собой «рыбу постную жареную, телятины пуда три». Ученик же читал молитвы, рассказывал, как должен себя вести, а после исполнял отрывки из песен. Если экзамен проходил успешно, то слепой музыкант мог работать уже самостоятельно, а также брать себе собственных учеников.
Чтобы хоть как-то достойно существовать и кормить семью, работать приходилось каждый день круглый год. Отдыхали только пару дней в сильную метель или другую непогоду. Заработать можно было не только песнями — музыканты сами делали лиры. За инструмент, изготовленный на заказ, платили три рубля.
У лирников существовал даже собственный тайный язык. Его, видимо, придумали для того, чтобы непосвящённый человек не выведал секреты мастерства, а сами лирники могли отличить «своего» среди незнакомцев. К примеру, «Манько знахтить по лебiйськi» обозначало «я умею говорить на тайном языке».
В XIX — начале XX века лира появлялась на картинах и иллюстрациях русских, украинских и польских художников. Внимание инструменту оказали Василий Навозов, Юстин Пигуляк, Казимир Похвальский.
Создатель первой русской открытки художник-баталист Николай Каразин в иллюстрации к книге «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей» снабдил колёсной лирой былинного гусляра Садко.
Советский период
Ранние советские годы оказались для лирников тяжёлыми. Советская власть старалась всячески контролировать народных музыкантов. В Украине, где лира была наиболее распространена, ЦК ВКП (б) выпускает сразу четыре постановления, которые касались лирников: «О запрещении попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата образования) и «Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности». К сожалению, обнаружить тексты этих постановлений не удалось.
Инструменты массово уничтожаются, а музыканты-исполнители подвергаются всяческим гонениям. В лире и кобзе большевики видели украинский «неисправимый националистический элемент».
Один из самых трагичных эпизодов этого периода получил название «Съезд кобзарей». По разным данным, он состоялся в январе — феврале 1931, 1933 или 1934 года. «Был ли он на самом деле и что именно там произошло — неизвестно, — говорит руководитель Харьковского кобзарского цеха Кость Черемский. — Мы пять лет провели в архивах СБУ, но так ничего и не нашли. Хотя и не теряем надежды, что правда всплывёт рано или поздно».
Есть предположение, что главные документы об этом событии находятся в архиве КГБ в Москве. Также предполагают, что история о съезде — миф, возникший в 1980‑е годы, когда стали рассекречивать документы времён репрессий. Тогда среди многочисленных протоколов допросов были найдены и допросы кобзарей.
Вот как описывает съезд человек с фамилией Шостакович (в разных источниках считают по-разному: некоторые авторы говорят, что это советский композитор Дмитрий Шостакович, другие пишут про белого эмигранта, чья книга вышла в Лондоне в 1939 году):
«В середине 1930‑х годов Первый всеукраинский конгресс лирников и бандуристов был провозглашён, и все народные певцы вынуждены были вместе собираться и обсуждать своё будущее. „Жизнь стала лучше, стало веселее“, — говорил Сталин. Эти слепые ему поверили. Они приехали на конгресс со всей Украины, из маленьких забытых деревень. Это живой музей, живая история Украины, все её песни, её музыка, её поэзия. И вот почти всех их расстреляли, почти все эти несчастные певцы были убиты».
Информации по описанным событиям крайне мало. Так, статью Николая Литвина «Расстрелянный съезд кобзарей», опубликованную в украинском издании «Зеркало недели», удалось найти только в веб-архиве. Важно, что в ней приведены свидетельства некоторых современников событий:
В. Вовк, пенсионерка, в прошлом учительница:
«Кобзарей я любила с детства. Их можно было частенько видеть в Харькове. А в середине 30‑х совсем не стало. Ходили слухи о каком-то кобзарском съезде, на который как будто бы свезли кобзарей со всей Украины, а потом поубивали».
А. Парфиненко, харьковский кобзарь:
«По сталинскому приказу забирали всех. Устраивали облавы на базарах и забирали многих инвалидов, были среди них и кобзари. Была одна семья — Прокоп Маловичко, жена Мотря и трое детей, все очень хорошо пели. Жили они в посёлке Амур под Днепропетровском. Ночью их забрали, даже не сказали, что им брать с собой — то ли пищу, то ли какую-то одежду, повезли и погрузили в эшелон, где много уже было погружено кобзарей из других городов и сёл Украины. (…) По некоторым подсчётам, было их 337. Доехали кобзари (…) до Москвы, потом их направили в Сибирь. Довезли до какого-то неизвестного, необжитого места. Милиция сбросила их с состава в поле.
С одной стороны стали проводники, а с другой — милиция, и так никто и не смог попасть обратно в поезд. Остались они там и почти все погибли. Но Мотря Маловичиха не погибла. У неё живым остался младший сын. Они как-то добрались до деревни, ходили от хаты к хате, просили подаяние. Так они возвратились в Украину. Но к своему родному дому подойти боялись, потому что если бы они домой пришли — всё равно их бы убили».
Доподлинно не известно, произошли ли эти события на самом деле или нет. Однако из-за ограничительной политики в отношении народных музыкантов на украинский Первый Республиканский совет, который состоялся в Киеве 15 апреля 1939 году, действительно удалось собрать лишь 37 народных певцов.
В 2014 году в Украине вышел фильм «Поводырь», который представляет свою версию Съезда кобзарей.
Всё же в советское время, правда, уже в 1960‑е годы, колёсную лиру можно было увидеть на киноэкранах. В 1962 году состоялась премьера фильма-сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссёра Александра Роу. Ближе к концу фильма есть эпизод, где слепой музыкант, сидя под деревом, исполняет песню «Ой, нема, нема правдоньки на свити» как раз под аккомпанемент колёсной лиры. Бродягу, как и полагается, сопровождает мальчик-поводырь.
В следующем десятилетии колёсная лира уже звучала с виниловых пластинок и появлялась в телевизионных эфирах. Белорусский ВИА «Песняры», созданный в 1969 году, включил этот инструмент в свой состав. Она звучит на альбоме «Песняры I», выпущенном в 1971 году и во многом построенном на белорусских народных песнях. Одна из них «Ой, рана на Івана» стала весьма популярной, её исполняли даже на «Голубом огоньке» к 7 ноября.
Лира в современной музыке
В настоящее время интерес к лире набирает обороты. Мастера-самоучки по крупицам восстанавливают облик и звучание старинных инструментов. Среди них особо стоит отметить Василия Евхимовича, который сейчас живёт и работает в селе Пушкино Тверской области. Инженер-авиаконструктор по образованию, с середины двухтысячных Василий занимается русской традицией, в том числе и изготовлением колёсных лир разных конструкций. Увидеть его можно даже в клипе Нейромонаха Феофана. Конечно же, вместе с любимым инструментом.
Василий — далеко не единственный мастер. Среди них можно отметить Сергея Плотникова (Воронеж), Валерия Нарышкина (Красноярск), Михаила Ефремова (Тверь), мастерскую «Балалайкеръ» (Ульяновск) и других.
Колёсную лиру можно услышать в самых разных жанрах: от традиционного аутентичного фольклора («Веданъ Колодъ», «Русичи», «Вороново крыло»), через фолк-рок («Разнотравiе») и неофолк (Moon Far Away) к металу (ярославцы «Крик Вильгельма», швейцарцы Eluveitie). Среди сольных исполнителей выделяется москвич Андрей Виноградов, который сочетает современные музыкальные возможности с традиционным звучанием инструмента.
Западные музыканты также обращались к колёсной лире. Она звучит в песнях Ричи Блэкмора и инструменталах Metallica. В Беларуси же лира как исконный инструмент входит в состав Государственного оркестра.
Последние десятилетия отмечены возрождением интереса музыкантов к старинным инструментам и традиционной культуре. Проекты, удачно сочетающие в себе древнюю традицию с современными музыкальными жанрами и новаторскими аранжировками, обретают особый успех у публики.
Читайте также очерк о легендарном вальсе «На сопках Маньчжурии: ХХ век начинается!»