Советская мультипликация. Иван Иванов-Вано

Один из осно­ва­те­лей совет­ской муль­ти­пли­ка­ции, глав­ное вдох­но­ве­ние кото­ро­го — рус­ская народ­ная куль­ту­ра и сказ­ки. Его рабо­ты высо­ко цени­ли как дети, так и Уолт Дис­ней. В пере­ры­вах он играл в бас­кет­бол и гото­вил. Про жизнь и твор­че­ство Ива­на Пет­ро­ви­ча Ива­но­ва-Вано читай­те в нашей статье.


Детство

Иван Пет­ро­вич Ива­нов родил­ся в семье калуж­ских кре­стьян 8 фев­ра­ля 1900 года, дом рас­по­ла­гал­ся на Манеж­ной пло­ща­ди. Отец рабо­тал сапож­ни­ком, к детям отно­сил­ся стро­го и вско­ре ушёл от них и жены. Все забо­ты взя­ла на себя мать буду­ще­го муль­ти­пли­ка­то­ра. Она зара­ба­ты­ва­ла на жизнь, сти­рая и чиня бельё купе­че­ских семей, а малень­кий Иван ходил по домам вме­сте с ней, на кух­нях зна­ко­мясь с пова­рен­ны­ми кни­га­ми. Гото­вить в буду­щем он будет мно­го и вкусно.

Мама была негра­мот­ной и набож­ной, даже во взрос­лом воз­расте муль­ти­пли­ка­тор мог наизусть цити­ро­вать бого­слу­же­ния. Несмот­ря на это, в семье увле­ка­лись искус­ством: «Вано» — как назы­ва­ла его мама, это про­зви­ще он позд­нее доба­вит к сво­ей фами­лии — был млад­шим из четы­рёх выжив­ших детей. Рисо­вать Иван Пет­ро­вич начал рано, созда­вая деко­ра­ции для куколь­но­го театра.

Учить­ся маль­чик пошёл в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу, куда его опре­де­ли­ли по соци­аль­но­му поло­же­нию. Он делал успе­хи в рус­ском язы­ке, исто­рии и Законе Божьем.


Шаги к мультипликации

В 14 лет Иван пере­ез­жа­ет к стар­шей сест­ре Евдо­кии. Она была заму­жем за худож­ни­ком Кон­стан­ти­ном Спас­ским — пре­по­да­ва­те­лем Мос­ков­ско­го учи­ли­ща живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства. Туда, на млад­шее отде­ле­ние, и посту­пил Ива­нов-Вано. В это же вре­мя он начи­на­ет увле­кать­ся бале­том, на кото­рый его води­ла сестра.

В 1918 году учи­ли­ще пре­об­ра­зо­ва­ли во Вто­рые госу­дар­ствен­ные сво­бод­ные худо­же­ствен­ные мастер­ские. Через два года они ста­ли частью ВХУ­ТЕ­МА­Са — выс­ших худо­же­ствен­но-тех­ни­че­ских мастер­ских, сла­вя­щих­ся инди­ви­ду­аль­но­стью и прак­тич­но­стью созда­ва­е­мых в них работ. Ива­нов-Вано закон­чил учё­бу в 1923 году и имел обшир­ные позна­ния в обла­сти искус­ства, о чём не раз позд­нее гово­ри­ли его коллеги.

Иван Пет­ро­вич Иванов-Вано

Парал­лель­но он актив­но зани­мал­ся спор­том: увле­кал­ся бок­сом, играл в тен­нис, фут­бол, хок­кей с мячом, участ­во­вал в соста­ве сбор­ной в меж­ду­на­род­ном мат­че по бас­кет­бо­лу с коман­дой «Бас­ки» в 1926 году. Азарт сорев­но­ва­ний отра­зит­ся в мульт­филь­ме «Каток» 1927 года.

После окон­ча­ния ВХУ­ТЕ­МА­Са Иван Пет­ро­вич меч­тал рабо­тать в книж­ной гра­фи­ке и жур­наль­ной иллю­стра­ции. Всё изме­ни­ло пред­ло­же­ние дру­га худож­ни­ка Вла­ди­ми­ра Суте­е­ва, и в 1924 году Ива­нов-Вано при­шёл в Госу­дар­ствен­ный тех­ни­кум кине­ма­то­гра­фии — сей­час ВГИК. На экза­мене нуж­но было нари­со­вать маль­чи­ка, раз­де­лить фигу­ру на части, сде­лать из полу­чен­но­го мари­о­нет­ку, скре­пить подвиж­ные суста­вы тон­ки­ми про­во­ло­ка­ми и про­из­ве­сти съём­ку. О полу­чен­ном резуль­та­те Ива­нов-Вано в кни­ге «Кадр за кад­ром» пишет:

«А когда нако­нец уви­дел сво­е­го маль­чиш­ку на экране, то чуть не задох­нул­ся от радости…Это было похо­же на чудо. Труд­но пере­дать охва­тив­шее меня чув­ство. Тут и радость от осо­зна­ния, что соб­ствен­ны­ми рука­ми создал почти живое суще­ство, тут и стран­ное чув­ство отчуж­де­ния — суще­ство зажи­ло на экране уже сво­ей неза­ви­си­мой жиз­нью… Думаю, это непо­вто­ри­мое чув­ство и опре­де­ли­ло мою судь­бу, навсе­гда свя­зав с мультипликацией».

Худож­ни­ка при­ня­ли в мастерскую.

Кни­га Ива­на-Пет­ро­ви­ча Ива­но­ва-Вано «Кадр за кад­ром». Изда­тель­ство «Искус­ство». 1980 год

Первые работы

Мастер­ская состо­я­ла из худож­ни­ков ВХУ­ТЕ­МА­Са, они нача­ли с лен­ты «Китай в огне», под­дер­жи­ва­ю­щей китай­скую рево­лю­цию. Это пер­вый совет­ский пол­но­мет­раж­ный мульт­фильм, поэто­му в нём мно­го оши­бок, напри­мер, зри­тель видит паль­цы худож­ни­ков, а дви­же­ния геро­ев при­ми­тив­ны. Выпу­щен­ный в 1925 году, он стал пер­вым шагом для мно­гих буду­щих муль­ти­пли­ка­то­ров. Сле­ду­ю­щим появ­ля­ет­ся доку­мен­таль­ный фильм «Меха­ни­ка голов­но­го моз­га», для кото­ро­го Иван Пет­ро­вич под­го­то­вил муль­ти­пли­ка­ци­он­ные вставки.

Кадр из мульт­филь­ма «Китай в огне». Сту­дии Сов­ки­но и ГТК. 1925 год

Мастер­ская при ВГИ­Ке про­су­ще­ство­ва­ла чуть боль­ше года, в 1927 году худож­ник при­со­еди­нил­ся к совет­ско-гер­ман­ской кино­сту­дии «Меж­ра­б­пом-Русь» — круп­ней­шей в СССР. Дирек­тор сту­дии Мои­сей Алей­ни­ков пла­ни­ро­вал, что мастер­ская муль­ти­пли­ка­ции будет рекла­ми­ро­вать игро­вые филь­мы и созда­вать учеб­ные роли­ки. Этим и заня­лись худож­ни­ки, тво­ря в про­стран­стве пропаганды.

Пер­вой само­сто­я­тель­ной рабо­той Ива­на Пет­ро­ви­ча ста­ла кар­ти­на «Сте­коль­но-фар­фо­ро­вая про­мыш­лен­ность». О сту­дии Ива­нов-Вано рассказывал:

«За тон­ки­ми фанер­ны­ми стен­ка­ми нашей мастер­ской гре­ме­ла жизнь. Немые филь­мы сни­ма­лись с неимо­вер­ным шумом. Вре­мя от вре­ме­ни в нашу тихую оби­тель загля­ды­вал актё­ры и ста­ти­сты сни­ма­ю­щих­ся филь­мов. Уса­тые горо­до­вые, экзо­тич­но разо­де­тые „мар­си­ане“, деколь­ти­ро­ван­ные „дамы све­та“, зата­ив дыха­ние, с любо­пыт­ством наблю­да­ли за нашей стран­ной рабо­той. Всё про­ис­хо­дя­щее каза­лось им чёр­ной маги­ей, неве­до­мым кол­дов­ством. А мы, как вол­шеб­ни­ки, сер­ди­то щури­лись из-под софи­тов. Может быть, поэто­му все на сту­дии отно­си­лись к нам с осо­бым почтением».

В кон­це 1926 года в «Меж­ра­б­пом-Руси» про­изо­шёл пожар и муль­ти­пли­ка­то­ры оста­лись без поме­ще­ния. Они пере­еха­ли в конюш­ню: одну поло­ви­ну пере­де­ла­ли под сту­дию, в дру­гой — сто­я­ли лоша­ди, рабо­ту сопро­вож­да­ло их ржа­нье. Лоша­ди же ста­ли геро­я­ми пер­во­го игро­во­го мульт­филь­ма сту­дии — «Похож­де­ние Мюнхгаузена».

Кадр из мульт­филь­ма «Похож­де­ния Мюнх­гау­зе­на». Сту­дия «Меж­ра­б­пом­фи­льм». 1929 год

В 1927 году худож­ни­ки кино­фаб­ри­ки доби­лись воз­мож­но­сти сде­лать мульт­фильм для детей. Им стал «Сень­ка-афри­ка­нец», сов­ме­щав­ший в себе ани­ма­цию и натур­ную съём­ку. Сце­на­рий к нему напи­сан по сказ­ке Кор­нея Чуков­ско­го «Кро­ко­дил». Юные зри­те­ли при­ня­ли его с вос­тор­гом. Кар­ти­на — дебют дет­ской совет­ской муль­ти­пли­ка­ции, ока­зав­ший вли­я­ние на её даль­ней­шее развитие.

Кадр из мульт­филь­ма «Сень­ка-афри­ка­нец». Сту­дия «Меж­ра­б­пом-Русь». 1927 год

В 1930‑е годы в кине­ма­то­гра­фе начи­на­ет­ся новая эра: при­хо­дит звук. Муль­ти­пли­ка­цию он так­же не обо­шёл сто­ро­ной. Пер­вая зву­ко­вая рабо­та Ива­но­ва-Вано — «Блэк энд Уайт», выпол­нен­ная в пла­кат­но-сати­ри­че­ской фор­ме по одно­имён­но­му сти­хо­тво­ре­нию Вла­ди­ми­ра Маяковского.

Кино­кри­тик Лари­са Малю­ко­ва в ста­тье «Оду­шев­лять и вос­пи­ты­вать» отме­ча­ет талант и тем­пе­ра­мент худож­ни­ков, оду­хо­тво­ряв­ших идеи ком­му­низ­ма. Напри­мер, в одном из кад­ров зри­тель при­ме­ря­ет на себя роль раба, уво­ра­чи­ва­ясь от направ­лен­но­го в каме­ру кулака.

Имен­но после этой кар­ти­ны Ива­нов-Вано стал заду­мы­вать­ся о созда­нии мульт­филь­ма на осно­ве рус­ской сати­ри­че­ской сказ­ки, впо­след­ствии лен­ты по сказ­кам ста­нут его визит­ной кар­точ­кой. Он поде­лил­ся замыс­ла­ми со сце­на­ри­стом Алек­сан­дром Кур­сом, и в 1934 году вышел мульт­фильм «Царь Дуран­дай». Эту рабо­ту пока­зы­вал сво­им сотруд­ни­кам Уолт Дис­ней. Она созда­ва­лась без попу­ляр­но­го тогда на сту­дии «Дис­ней» цел­лу­ло­и­да, пол­но­стью на бумаге.

Кадр из мульт­филь­ма «Царь Дуран­дай». Сту­дия «Меж­ра­б­пом­фи­льм». 1934 год

Ива­нов-Вано был при­вер­жен­цем наци­о­наль­ной тра­ди­ции в муль­ти­пли­ка­ции, поэто­му о появив­шем­ся в то вре­мя «копи­ро­ва­нии» тех­ник аме­ри­кан­ских кол­лег отзы­вал­ся так:

«…под­ра­жа­ние иде­ям и гра­фи­че­ским фор­мам аме­ри­кан­ской муль­ти­пли­ка­ции озна­ча­ло идей­ный и худо­же­ствен­ный тупик для муль­ти­пли­ка­ции совет­ской. Нахо­дясь под гип­но­зом Дис­нея, кри­ти­ки совер­шен­но забы­ли, что тра­ди­ции аме­ри­кан­ской муль­ти­пли­ка­ции шли от комик­сов — жур­наль­ных раз­вле­ка­тель­ных серий­ных рисун­ков, не име­ю­щих ниче­го обще­го с нашим искус­ством, с тра­ди­ци­я­ми наше­го фольклора».


Союзмультфильм

Обра­зо­ван­ная в 1936 году сту­дия «Союз­мульт­фильм» объ­еди­ни­ла все основ­ные муль­ти­пли­ка­ци­он­ные кол­лек­ти­вы Моск­вы, в том чис­ле пре­об­ра­зо­ван­ный из «Меж­ра­б­пом-Русь» «Меж­ра­б­пом­фи­льм». Худож­ни­ков не хва­та­ло, поэто­му орга­ни­зо­ва­ли крат­ко­сроч­ные кур­сы под­го­тов­ки. Про­шед­ших кон­курс в основ­ном обу­ча­ли по посо­би­ям Уол­та Диснея.

Пер­вый мульт­фильм, создан­ный в «Союз­мульт­филь­ме» Ива­но­вым-Вано — «Кото­фей Кото­фе­е­вич» 1937 года. В осно­ве сце­на­рия — рус­ская народ­ная сказ­ка, но кар­ти­на сде­ла­на в тра­ди­ци­ях аме­ри­кан­ской ани­ма­ции, о чём с сожа­ле­ни­ем позд­нее будет писать режис­сёр. Под­ра­жа­ние замет­но и в неко­то­рых сле­ду­ю­щих мульт­филь­мах — «Три муш­ке­тё­ра», «Лгу­ниш­ка».

Кадр из мульт­филь­ма «Кото­фей Кото­фе­е­вич». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1937 год

В 1938 году Ива­но­ва-Вано уво­ли­ли со сту­дии за шести­ми­нут­ное опоз­да­ние, рас­стро­ен­ный режис­сёр воз­вра­щал­ся домой на трам­вае и повстре­чал Льва Куле­шо­ва. Ранее они уже дела­ли сов­мест­ный фильм «Сорок сер­дец» про элек­тро­стан­ции. Куле­шов, тогда пре­по­да­ва­тель ВГИ­Ка, при­гла­сил его орга­ни­зо­вать мастер­скую худож­ни­ков муль­ти­пли­ка­ци­он­но­го филь­ма. Иван Пет­ро­вич согла­сил­ся, начал пре­по­да­вать, а факуль­тет суще­ству­ет и сей­час. В «Союз­мульт­филь­ме» его вско­ре восстановили.

В 1939 году на экра­нах появ­ля­ет­ся «Мой­до­дыр», Иван Пет­ро­вич делился:

«Фильм при­ме­ча­те­лен для меня тем, что здесь нако­нец с пря­мым под­ра­жа­ни­ем Дис­нею было покон­че­но. В кар­тине был понят­ный нам маль­чик со сво­им харак­те­ром, да и кро­ко­дил был уже не дис­не­ев­ский, а зна­ко­мый, близ­кий к иллю­стра­ци­ям Лебе­де­ва и Конашевича».

Успех лен­ты при­дал уве­рен­но­сти дру­гим муль­ти­пли­ка­то­рам, они ста­ли исполь­зо­вать тра­ди­ции рус­ской и совет­ской гра­фи­ки, книж­ной дет­ской иллюстрации.

Кадр из мульт­филь­ма «Мой­до­дыр». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1939 год

Во вре­мя вой­ны Ива­нов-Вано рабо­тал и пре­по­да­вал в Алма-Ате, осо­бое вни­ма­ние уде­ляя раз­ви­тию образ­но­го мыш­ле­ния, фан­та­зии, чув­ства юмо­ра у сту­ден­тов и харак­тер­но­го дви­же­ния в их ани­ма­ции. Иван Пет­ро­вич рисо­вал аква­ре­лью в холод­ных ауди­то­ри­ях с буду­щи­ми масте­ра­ми совет­ской ани­ма­ции и иллю­стра­то­ра­ми: Ана­то­ли­ем Сазо­но­вым, Евге­ни­ем Мигу­но­вым, Львом Миль­чи­ным, Сюзан­ной Бел­ков­ской. Он счи­тал, что:

«Искус­ство муль­ти­пли­ка­ции не нуж­да­ет­ся в копи­ро­ва­нии дей­стви­тель­но­сти. Худож­ник-муль­ти­пли­ка­тор, как и любой худож­ник, дол­жен знать жизнь, дол­жен изу­чать её, уметь отби­рать в ней самое типи­че­ское и обле­кать его в худо­же­ствен­ную фор­му, пре­уве­ли­чи­вая харак­тер­ные явле­ния для созда­ния ярких и выра­зи­тель­ных образов».

К сво­им уче­ни­кам Ива­нов-Вано при­слу­ши­вал­ся, при­гла­шал рабо­тать, к их твор­че­ству отно­сил­ся серьёз­но. Когда он в 1971 году вме­сте с Юри­ем Нор­штей­ном делал мульт­фильм «Сеча при Кер­жен­це», и дирек­тор сту­дии отка­зал­ся вне­сти Нор­штей­на в тит­ры, Ива­нов-Вано пошёл в Мини­стер­ство. Мини­стру он раз­бил пал­кой стек­ло, кото­рое лежа­ло на сто­ле, и добил­ся своего.

Вер­нул­ся Иван Пет­ро­вич в Моск­ву в 1943 году.


Конёк-горбунок

Идея создать пол­но­мет­раж­ный мульт­фильм по сказ­ке Пет­ра Ершо­ва появи­лась у режис­сё­ра ещё в Алма-Ате, но шанс пред­ста­вил­ся толь­ко в 1945 году. Иван Пет­ро­вич при­сту­пал к рабо­те с вол­не­ни­ем, неуда­ча закры­ла бы воз­мож­ность созда­ния пол­но­мет­раж­ных рисо­ван­ных филь­мов на дол­гие годы как для него, так и для коллег.

Обста­нов­ка на сту­дии была бла­го­при­ят­ной для про­из­вод­ства «Конь­ка-гор­бун­ка»: талант­ли­вые муль­ти­пли­ка­то­ры и опыт­ные дра­ма­тур­ги при­сту­пи­ли к рабо­те над лен­той. Глав­ным худож­ни­ком назна­чи­ли сту­ден­та Ива­но­ва-Вано — Льва Миль­чи­на, с кото­рым тот ещё не раз пора­бо­та­ет. Сти­ли­сти­че­ское реше­ние нашли в народ­ной игруш­ке, архи­тек­ту­ре, луб­ке, рос­пи­си. На постро­е­ние ком­по­зи­ции кад­ра повли­я­ла тра­ди­ция древ­не­рус­ской мини­а­тю­ры. Рас­кры­ва­ю­щую харак­те­ры геро­ев музы­ку напи­сал ком­по­зи­тор Вик­тор Оранский.

За мон­та­жом «Конь­ка-гор­бун­ка». 1947 год

Про­из­вод­ство 57-минут­но­го филь­ма завер­ши­лось в 1947 году. После выхо­да его хва­ли­ли, режис­сёр же отме­чал, что уда­ча филь­ма — не слу­чай­ность, а резуль­тат двух лет кро­пот­ли­вой рабо­ты. Кар­ти­ну так­же пока­зы­вал работ­ни­кам сту­дии Уолт Дис­ней. В 1975 году Ива­нов-Вано сде­ла­ет вто­рой вари­ант мульт­филь­ма, так как нега­ти­вы ори­ги­на­ла пло­хо сохранились.

Кадр из мульт­филь­ма «Конёк-гор­бу­нок». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1975 год

Мультфильмы-сказки

Сле­ду­ю­щим рисо­ван­ным филь­мом Ива­на Пет­ро­ви­ча ста­ли «Гуси-лебе­ди» по одно­имён­ной рус­ской народ­ной сказ­ке, полю­бив­шей­ся режис­сё­ру осо­бым коло­ри­том кре­стьян­ской жиз­ни и иде­ей друж­бы. Вли­я­ние на изоб­ра­зи­тель­ное реше­ние филь­ма ока­за­ло пре­бы­ва­ние в доме отды­ха «Щелы­ко­во» — быв­шем име­нии Алек­сандра Ост­ров­ско­го. Зри­те­ля заво­ра­жи­ва­ет лес, поля, речка.

Зна­ко­мые Ива­но­ва-Вано назы­ва­ли зна­то­ком рус­ской при­ро­ды. Его дочь Гали­на в интер­вью рас­ска­зы­ва­ла, как они вме­сте ложи­лись на зем­лю, смот­ре­ли на обла­ка и дели­лись тем, что в них виде­ли. С муль­ти­пли­ка­то­ра­ми Иван Пет­ро­вич часто выез­жал на рыбал­ку, ходил за гри­ба­ми, а стол его все­гда был застав­лен соленьями.
Кадр из мульт­филь­ма «Гуси-лебе­ди». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1949 год

По про­из­ве­де­нию Алек­сандра Пуш­ки­на вый­дет в 1951 году «Сказ­ка о мёрт­вой царевне и о семи бога­ты­рях». В дет­стве Иван Пет­ро­вич уже ста­вил её в соб­ствен­ном теат­ре «на лежан­ке рус­ской печ­ки». В 1984‑м — «Сказ­ка о царе Салтане».

В 1955 году — «Храб­рый заяц» по про­из­ве­де­нию Дмит­рия Мами­на-Сиби­ря­ка, в 1957‑м — «В неко­то­ром цар­стве», вдох­но­вив­шись рус­ской народ­ной сказ­кой «По щучье­му веле­нью», в 1959 году — «При­клю­че­ния Бура­ти­но» с геро­я­ми, зна­ко­мы­ми по тек­сту Алек­сея Толстого.

Обра­щал­ся Ива­нов-Вано и к пье­сам. Напри­мер, в 1952 году он сде­лал «Сне­гу­роч­ку» по про­из­ве­де­нию Алек­сандра Ост­ров­ско­го с музы­кой Нико­лая Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. Лен­ту кри­ти­ко­ва­ли, упи­ра­ясь в невоз­мож­ность пере­дать фило­соф­ские идеи авто­ра в муль­ти­пли­ка­ци­он­ной фор­ме. В 1956 году по моти­вам одно­имён­ной рабо­ты Саму­и­ла Мар­ша­ка появи­лись «Две­на­дцать месяцев».

Кадр из мульт­филь­ма «Две­на­дцать меся­цев». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1956 год

Все эти мульт­филь­мы во мно­гом отра­жа­ют народ­ный коло­рит, пред­став­ле­ния о мора­ли, чего так хотел добить­ся Иван Петрович.

О сво­ей рабо­те режис­сёр поз­же напишет:

«Поис­ти­не, мы были одер­жи­мы нашим искус­ством. Подоб­но древним море­пла­ва­те­лям, мы устрем­ля­лись в рис­ко­ван­ное путе­ше­ствия, что­бы открыть новые зем­ли и мате­ри­ки, отправ­ля­лись в даль­ние пла­ва­ния на кораб­лях нашей фан­та­зии, что­бы рас­ши­рить гори­зон­ты искус­ства, и очень часто нашей путе­вод­ной звез­дой была одна интуиция».


Кукольная анимация

Ива­но­ва-Вано вспо­ми­на­ют как чело­ве­ка, отно­сив­ше­го­ся к рабо­те эмо­ци­о­наль­но и дотош­но. Неред­ко у него слу­ча­лись круп­ные ссо­ры с кол­ле­га­ми и руко­вод­ством. После одной из них Ива­на Пет­ро­ви­ча пере­ве­ли на сту­дию куколь­ной муль­ти­пли­ка­ции. Под его руко­вод­ством уви­де­ли свет такие мульт­филь­мы, как «Лета­ю­щий про­ле­та­рий», «Вре­ме­на года», «Поди туда, не знаю куда». Как чело­век, любя­щий всё новое, режис­сёр при их созда­нии экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал, обра­ща­ясь к ранее не исполь­зу­е­мым им тех­ни­кам и жанрам.

Кадр из мульт­филь­ма «Поди туда, не знаю куда». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1966 год

В 77 лет Ива­нов-Вано пони­мал муль­ти­пли­ка­цию как искус­ство, затра­ги­ва­ю­щее поли­ти­че­ские, эти­че­ские, мораль­ные и соци­аль­ные вопро­сы совре­мен­но­сти. Пото­му от худож­ни­ка необ­хо­ди­ма пол­ная отда­ча, а так­же нали­чие у него актив­ной граж­дан­ской и фило­соф­ской пози­ции и пере­до­во­го мировоззрения.

Рабо­тал режис­сёр до глу­бо­кой ста­ро­сти и умер 25 мар­та 1987 года.

Иван Пет­ро­вич Ива­нов-Вано за работой

Читай­те так­же исто­рию ещё одно­го зна­ме­ни­то­го совет­ско­го муль­ти­пли­ка­то­ра Фёдо­ра Хит­ру­ка. 

Поделиться