Лишь вечер опустится над столицей,
рекламами синея и алея,
среди толпы, тупой и краснолицей,
бредём мы тихо в логово Мамлея.
Владимир Ковенацкий
Что связывает поэта Леонида Губанова, погибшего в психиатрической больнице в 37 лет, писателя и политика Эдуарда Лимонова, философа Юрия Мамлеева, оппозиционера-либертарианца Буковского, автора поэмы «Москва — Петушки» Ерофеева и художника-авангардиста Оскара Рабина?
Катакомбная культура. Она простиралась под богемным обществом, словно сеть тоннелей под Москвой. Прогрессивные советские интеллектуалы «выкапывали» информацию из государственных библиотек и самиздата, обменивались знаниями, объединялись в неофициальные группы по интересам. Позже многие из участников таких кружков были признаны как на родине, так и за рубежом.
VATNIKSTAN рассказывает об известных «катакомбных» сообществах СССР и их самых ярких участниках.
Кружок Эрнста Неизвестного
Советский Союз включал в себя немало культур — как официальных, так и параллельных «генеральной линии». Далеко не все из них укладывались в дихотомию «Власть и диссиденты». Немало интеллигентов занимались творчеством и самообразованием вне структур системы, но не вступали с теми в жёсткую конфронтацию.
Эрнст Неизвестный назвал это явление «катакомбной культурой». Позже скульптор подробно описал его, опираясь на собственный опыт:
«Понятием „катакомбная культура“ воспользовались я и мои друзья в 1949 году для того, чтобы определить, чем мы хотим заниматься. Я в то время учился в Академии художеств и одновременно на философском факультете МГУ и обнаружил, что при существующей системе образования, мы, после огромных трудов и нагрузки, выйдем из университета безграмотными людьми. О Ленине мы узнавали от Сталина, о Марксе мы узнавали от Ленина и Сталина, о Дюринге мы узнавали из „Анти-Дюринга“. […]
Я и трое моих друзей создали кружок, чтобы это преодолеть. Мы решили заниматься самообразованием. Никаких политических задач мы перед собой не ставили, да и политических концепций у нас не было. Я не был даже комсомольцем, а один из моих друзей уже был членом партии. Однако все мы понимали, что самообразовываться надо широко и что чтение, скажем, Троцкого, или святого Августина, или Оруэлла, или Бердяева — наказуемо. Потому и нужна конспирация. Была создана структура по принципу любого катакомбного общества — в какой-то мере по принципу Лойолы. Только четыре человека знали, что делают. Остальные принимали косвенное участие. […]
Если бы нас власти спросили — занимаемся ли мы политикой, мы вынуждены были бы ответить искренне, что нет. Но в стране, подобной теперешнему СССР, и знание является политикой».
Чтение книг, общение, обсуждение — вот чем занимался кружок Неизвестного. Они перевели Оруэлла и копировали мыслителей Серебряного века: Шестова, Лосского, Соловьёва, проводили — для себя в узком кругу — доклады, писали песни. Некоторые из них становились хитами, такие как «Венецианский мавр Отелло» и «Входит Гамлет с пистолетом». «Батальонный разведчик» (другое название — «Я бил его в белые груди») стала подлинно народной — её пели даже советские люмпены по электричкам.
Кружок Эрнста Неизвестного пережил и сталинскую, и хрущёвскую эпоху. Он так и не был раскрыт, и с оттепели притягивал к себе самых разных людей из столичной интеллигенции. Некоторые участники кружка встроились в систему и сделали карьеру в партии. Это ещё больше расширило возможности для саморазвития членов сообщества — например, дало доступ к редким архивам.
Южинцы. Эзотерика, Серебряный век, водка, библиотека
Кружок Эрнста Неизвестного был далеко не единственным местом «неофициальных» собраний столичной интеллигенции. Распространённым явлением стали салоны. Писатель и журналист, свидетель советской «катакомбной культуры» Игорь Дудинский выделяет несколько признаков. Во-первых, салоны собирались всегда на квартире или в мастерской. Во-вторых, в них царили интеллектуальная атмосфера и ощущение элитарности.
Южинский кружок получил название по московскому переулку. Там находилась квартира писателя Мамлеева. По словам Дудинского, объединение выросло из курилки Библиотеки имени Ленина. Наверное, перебрасываясь короткими фразами, завсегдатаи читальных залов смогли узнать друг в друге отрешённых от жизни шатунов.
Южинцы считали себя наследниками Серебряного века: от тех чёрно-белых и немых времён они взяли любовь к эзотерике и философии жизни. Но одной теософией участники кружка не ограничились, их интересы также включали алхимию и традиционализм. Вот как описывает южинцев Андрей Степанов в предисловии к роману «Московский гамбит»:
«Многие искания шли по линии мировых духовных традиций, в подоснове которых нам виделась единая мудрость, которая в значительной степени объединяет основные истины аутентичных традиций. Искали самые глубинные основы — то, что содержалось в писаниях Майстера Экхарта, Климента Александрийского, в Веданте и Адвайта-Веданте. Это исключало профанические рериховские и блаватские интерпретации Востока. Каждый из нас занимался своей специальной духовной доктриной, но вместе с тем у всех было нечто общее, часто даже неосознанное».
Поиск южинцами необходимых работ напоминал долгий и запутанный квест. А иногда, наоборот, в библиотеке внезапно давали доступ к трудам по эзотерике. Советская система порой вела себя очень рассеяно. И хотя участники кружка не сосредоточивались исключительно на образовании, они несли в себе характерные интеллектуальные черты.
С южинцами ассоциируются четыре фигуры: Мамлеев, Головин, Дугин и Джемаль. Но сам кружок в Южинском переулке существовал до 1968 года — когда снесли барак, где проходили беседы и сходки. И Александр Гельевич появился не просто после разрушения дома, но после отъезда самого Мамлеева. Имён же, связанных с кружком, гораздо больше: салон не являлся партией или тайным обществом и, несмотря на всю специфичность, оставался открытым. Программы или цели не существовало. Согласно интервью Дудинского, политика рассматривалась южинцами просто как часть культуры, хотя настрой был антисоветский.
С единомышленниками Мамлеева были связаны такие художники, как основатель магического символизма Алексей Смирнов (фон Раух), Александр Харитонов и Николай Мануйлов. Собрания посещали члены Самого Молодого Общества Гениев, участники Лиазоновского кружка, а также трагические одиночки, такие как гениальный Венедикт Ерофеев. Кого-то привлекала таинственность, кого-то интеллектуальная атмосфера, а кого-то личность самого Мамлеева.
Под влияние автора «Шатунов» попал и писатель Александр Проханов. И хотя Юрий Витальевич называл Ленина красной обезьяной, главный редактор газеты «Завтра» восхищается личностью основателя южинского сообщества и поныне:
«В 60‑х годах вокруг Мамлеева сложился кружок эзотериков, мистиков, сумасшедших, кликуш. Мамлеев источал такую таинственную энергию, которая питает ночные болотные грибы, и они светятся голубоватым светом. <…> Мамлеев вынимал из-за пазухи потёртую замызганную тетрадку, исписанную от руки, и читал свои рассказы. А ватага рассаживалась вокруг, иные прямо на полу, и внимала учителю, боготворя его и выцеживая из него каждый для себя свою капельку яда. <…> Я кружился в этом вихре диссидентствующего русского подполья, находил ему место в своей душе, уже тогда осознавая невозможность понять Россию и русского без русской тьмы».
Он же приводит свидетельство практик:
«Помню один эпизод. Однажды мы сошлись у меня дома: Мамлеев, его безумные поклонники, дщерь, а также несколько замечательных художников, среди них Василий Полевой и Николай Мануйлов по прозвищу Кук. Мы целый день из мокрой газеты, из папье-маше лепили маски, и когда они высохли, раскрасили их. Среди этих масок была деревенская дура с большими губами и мочалкой вместо косы. Разгульная девка с бесстыдной улыбкой и рыжими волосами из металлической проволоки. Там была ослиная башка и козлиная рожа. А также была смертушка: белый неровный короб с пустым ртом и провалами глаз, смертушка, покрытая лазоревыми цветами. Мы напялили на себя эти маски, стали танцевать. И забылись: кто мы и где мы. Мы превратились в русских скоморохов, в русских ведунов, в русских чертей».
Изучая Южинский кружок, сложно выделить в нём главного авторитета. По мнению Сергея Жигалкина, каждый южинец являлся лидером, «провозвестником, именно своей философии, своего, как тогда говорили, „личного мифа“». Нельзя не упомянуть о влиянии на всю русскую культуру таких деятелей, как Юрий Мамлеев и Евгений Головин. Про Дугина говорить пока рано, а на Джемаля повлиял ещё и ислам.
После эмиграции Мамлеев издал книги во Франции — в США, как и в СССР, публиковать не решились. Они получили признание как публики, так и литературоведов: по ним создавались научные труды. Известность заслужил и Евгений Головин — как поэт, литературовед и культрегер.
Лианозовская группа. Окраины и бытовуха
В доме Мамлеева была самая разная публика. Посещали его и такие поэты, как Лев Кропивницкий и Генрих Сапгир. Но два этих имени у исследователей ассоциируются не с Южинским переулком, а с иным объединивших поэтов и живописцев кружком. Назван он тоже по месту сбора участников — в подмосковном посёлке у железнодорожной станции Лианозово.
Термин «Лианозовская группа» появился благодаря интересу со стороны советской власти. Евгения Кропивницкого исключили из Союза художников за «формализм», включавший в себя организацию той самой злополучной группы. И хотя сами участники не любили, когда их «объединяли» под какой-либо вывеской, но «лианозовская школа — факт истории нашей послевоенной культуры».
До сих пор идёт спор как о группе, так и о её границах. Одни включают туда Холина, Сапгира, Некрасова, Сатуновского и Кропивницкого. Иные добавляют Лимонова. Вне сомнения, на молодого поэта из Харькова они оказали влияние: «К „ядру“ творческого объединения московских поставангардистов, именуемом Лианозовской школой, Эдуард Лимонов не относился, но в свой доэмигрантский период был к ней очень близок». Важной фигурой также был Оскар Рабин — организатор известной «Бульдозерной выставки» 1974 года.
Бесспорно, что центральной фигурой был Кропивницкий, которого Сапгир именовал духовным учителем. «Начав в поэзии вместе с поздними символистами, и живописи — с „Бубновым валетом“, он с конца 50‑х становится одним из лидеров нового московского неофициального искусства», — пишет про него Владислав Кулаков. Холин и Сапгир были его учениками, Некрасов и Сатуновский пришли уже сформировавшимися. Объединяло их творчество содержание — бараки, быт, неустроенность, конфликты — и форма, интерес к бытовой речи.
Если мы заглянем в сборник статей про Лианозовскую группу, то увидим сравнения и с конкретной поэзией, и с обэриутами, и с Хлебниковым. Живопись лианозовцев наводит искусствоведов на параллели с поп-артом и экспрессионизмом, абстракцией и даже ташизмом. Но, как замечают авторы сборника, «эстетика разная», а мотивы схожи. При этом произведения изобразительного искусства лианозовцев очень рано приобрели популярность.
СМОГ. Самое молодое общество гениев с перебитыми ногами
Лианозовская группа объединила разные поколения. Кропивницкий застал Серебряный век. Его сын прошёл войну и лагеря, подобно Солженицыну. Сапгир был молодым. Вокруг Мамлеева также собирались люди разного возраста. Но были в Москве сообщества и поколенческие.
В 1965 году четыре юных — им нет ещё двадцати пяти — поэта Леонид Губанов, Владимир Алейников, Владимир Батшев и Юрий Кублановский создали одно из первых неофициальных литературных объединений — СМОГ. Вскоре к ним присоединились Слава Лён, Саша Соколов и другие захваченные страстью к творчеству люди.
Расшифровок у аббревиатуры было немало: «Самое молодое общество гениев», «Смелость, Мысль, Образ, Глубина», «Сила Мыслей Оргия Гипербол». Сам же кружок состоял из абсолютно разных людей. Но в итоге они стали, по выражению Лимонова, «самой „крутой“, как сейчас сказали бы, бандой молодых поэтов и литераторов».
Точной даты основания у сообщества нет. Исследовательница Ольга Сурикова указывает, что, по воспоминаниям Алейникова и Батшева, оно образовалось в 1965 году, когда участники составили манифест СМОГа. А со слов Алёны Басиловой, организация появилась ещё раньше — чуть ли не в те времена, когда Губанов ходил в школу.
СМОГ являлся именно литературным объединением. Лианозовцы, например, себя такими не считали. Но при этом сложно выделить общее в творчестве смогистов. Как выразил это Юрий Крохин:
«Вкусовые пристрастия смогистов были неоднородны; Губанов равно поклонялся таким несхожим Есенину и Цветаевой, восхищался „антицветаевцем“ Мандельштамом и небожителем Пастернаком. Алейников замечал, что в его сознании давно и преспокойно умещаются самые разные поэты, и влияния их он не испытывает. Словом, эстетическая эклектика налицо. В историко-литературном смысле значение СМОГа состоит лишь в том, что объединение стало первым после длительного перерыва независимым содружеством, отвергавшим метод опостылевшего социалистического реализма. Недаром одним из известных лозунгов СМОГа было „Лишим соцреализм девственности!“».
Объединяла организацию страсть к поэзии. Ольга Сурикова акцентирует внимание на воспоминаниях Кублановского: «Помнится наэлектризованная атмосфера забитого людьми зала и страстное восприятие стихотворного текста окружающими».
К авторам СМОГа питали интерес и официальные литературные круги. За год до создания общества 17-летний Леонид Губанов опубликовал отрывки из поэмы «Полина» в журнале «Юность».
Исследователь Андрей Журбин пишет, что Губанов произвёл сильное впечатление на Евтушенко. Евгений Александрович пригрозил выйти из редколлегии «Юности», если там не напечатают начинающего поэта. Но после публикации на Губанова всё равно обрушился вал критики.
В советский мир ни Губанов, ни остальные смогисты не вмешивались. Они предпочли самиздат. И неизвестно, как долго продолжалось бы их существование, если бы весной 1965 года молодые гении не провели демонстрацию с вручением шуточной петиции Союзу писателей. Что-то вроде современных молодёжных флешмобов. После этого на кружок начались гонения.
По мнению Ольги Суриковой, в истории СМОГа можно выделить два периода: поэтический и диссидентский. После подачи петиции начался второй этап. Смогисты участвуют в подготовке к митингу гласности, становятся связующим звеном между творческим подпольем и интеллигентской оппозицией. С сообществом был связан будущий известный диссидент Буковский, ставший, по выражению Батшева, «советником» СМОГа. Но группа вскоре распадается. 14 апреля 1966 года состоялось последнее публичное чтение стихов.
Но и после СМОГ притягивал разных людей. Вот как описывает их приехавший в Москву Эдуард Лимонов:
«Нравы в Москве богемной и разбойничьи тоже. Признание моё, например, началось с того, что я дал по голове бутылкой поэту Леониду Губанову, бывшему главарю бывшего СМОГа. Губанов был и есть чрезвычайно неприятный человек, из тех отвратительных мальчиков, которых посылает задираться со взрослыми блатная компания. Присутствовал тот же Ворошилов и что-то с Губановым ругался. При этом оба употребляли такой изощрённый сленг-жаргон, что я только диву давался. Губанов, не затрудняясь, перешёл вдруг на меня и стал говорить мне гадости.
Я сказал ему, чтоб он извинился, а не то пожалеет. Губанов не извинился — тогда я взял бутылку и дал ему по голове. Вреда ему причинять я не хотел, хотел проучить его, дабы слов на ветер не бросал. Что тут сделалось… вопли „мама!“, крики „убивают!“. Происходило всё это в квартире поэта Владислава Льна, который и сейчас, по прошествии многих лет, хранит осколки этой бутылки и вообще собирает всяческие раритеты подобного рода… А поэт Губанов хороший, интересный. Как ни странно, после этого в Москве меня стали уважать и обратили внимание на мои стихи».
СМОГ оставил заметный след в русской литературе. Кублановский, Лён, Алейников получили признание как поэты. Леонид Губанов умер в психиатрической больнице, но его творчество ныне изучается специалистами. Саша Соколов прославился как прозаик, хотя его «Школу для дураков» сложно назвать прозой.
«Катакомбная культура» широко известна в узких кругах. В своё время она связала Губанова и Лимонова, Мамлеева и Ерофеева. Ныне среди её почитателей можно встретить самых разных людей, почти все они интересные собеседники. Займёт ли «катакомбная культура» подобающее место в каноне или нет — вопрос к филологам. Но уже сейчас мы можем изучать её и восхищаться.
Читайте также «Кайф в СССР 1970‑х».